Мне как-то партия на двоих не вкатила. Нужно чтобы оба игрока полностью знали возможности свои и соперника, и со старта бились за каждое очко. Иначе игра превращается в догонялки с вечным "а, ну надо было по-другому ходить". Но тратить время на изучение нюансов этой игры когда есть другие захватывающие дуэльки в коллекции я лично не буду. В общем, мне показалось что она сложная для понимания и нормальной игры новичку в настолках, а у не новичка на полке уже должны быть игры интереснее. Как-то про игру особо и не рассказал, наверное потому что и рассказать нечего.
Спасибо! :) Игра, как я понял, изначально такой и задумывалась. А именно, чтобы в нее нормально играть, надобно изучить фракции, их достоинства и недостатки. Она, по идеи, чем-то должна напоминать Корни, только гораздо проще и быстрее
Тут на двоих основная проблема, что не придумали нормальный, дуэльный, способ крутить 'ценность" острова, а это ПО. С полным составом это и не предсказуемо и больше чем на +1 в раунд. А в дуэли супер уныло.
В трех словах: Корни на минималках. Для кого-то это станет поводом для покупки, для других - может стать тревожным предупреждением держаться подальше. Начать хочется с цены. Что-то не ощущается там наполнения на РРЦ в 4000 р. При этом печать еще была, наверное, на Солнечном городе. Вроде все хорошо, куча разнообразных компонентов: двухслойные планшеты фракций и поля, разнообразные шестигранные кубы, деревянные жетоны с наклейками, немного карт, но как будто все без души сделано. И арты знакомые, но как и в Форте сделаны по ощущению для галочки, бежюз милоты. По игровому процессу это асимметричный кубомет с перемещением по общему полю. Акулы и Ракообразные соперничают за контроль территории. В базовой игре рентабельны 2 фракции и игра превращается в дуэльный контроль территории со скучным перетягиванием каната, зависящим больше от удачного захода и выпадения кубов, чем от стратегического таланта. У акул силен океан, крабы заваливают пехтурой сушу. Принципиальной разницы нет, потому что бои все равно идут в море. Еще есть молюски-контрабандисты. Эдапие нейтралы-бродяги. Для них это симулятор доставщика грузов, качающий ценность территории. И вот игроки шныряют своими кораблями по полю и выполняют различные активности: исследуют тайлы моря, собирают команду на островах в виде карт с прикольными свойствами, дерутся, чинятся, всячески гадят друг-другу. Четвертую (серую) фракцию пощупать не удалось. Плюсом идет неплохая пиратско-морская атмосфера, несложные правила, быстрые партии при наличии опыта. А минусы я бы отметил такие. Атмосфера передана плохо: никаких поисков сокровищ, абордажного боя, прокачки кораблей, кракенов и прочей пиратской романтики. Если судить по подходу Корней - все будет в отдельных допах за отдельные деньги, отдельными фракциями с отдельными правилами... Те правила что есть в игре - написаны плохо. Важные моменты затеряны среди воды текста. Памятки вообще никудышные и оставляют двойные трактовки, как будто игру не испытывали редакторы и верстали в впопыхах на коленке. Как и в Корнях - баланс и интерес партии отдан на откуп самим игрокам. По итогу я бы рекомендовал проходить мимо. Тема приключения и пиратства раскрыта плохо. Работа художника - шаг назад. Интересной асимметрии нет. Сгодится только в качестве пробы жанра или альтернативы Корням, на которых вечно не хватает времени из-за умопомрачительного вороха правил для асимметричных фракций. Чем подкреплены восторженные отзывы блогеров - я не понял.
С тревогой начал наблюдать, что все оценки по настольным играм начали съезжать вверх, то есть стали завышенными. Раньше играм давали более сдержанные оценки. И , если год назад для меня планка была - не ниже 7, то сейчас эта планка уже 7,5. Сделано это было по нескольким причинам: изобилие игр ( надо играть не в просто хорошее, а отличное), и вторая причина: был пройден гейтвейный этап, когда каждая игра казалась классной. Сейчас уже смотриль механики, оформление, тематику, стоимость игры. Взвешиваешь и покупаешь. По этим критериям данная игра прозодит мимо, как и 90% ныне выпускаемых игр.
В целом все так, но при подобном подходе можно упустить некоторые хиддем гемы, которые могут очень сильно попасть именно в Вас.
Но как будто бы объективности в оценках стало меньше и очень много ревью бомбинга буквально за что угодно, как и высоких оценок исключительно на хайпе.
По своему опыту, хиддем гемы оказывались весьма средненькими играми. И становилось понятно, почему такая оценка. Хотя изначально думаешь - вот она крутая игра, кот мне подходит. И такое часто бывало)
— Вообще-то, пираты мастера придумывать прозвища, но вот на название местности у них фантазии не хватает. Был у меня один старый матрос, у него не было обеих рук. И глаз выколот. — Как вы его звали? — Джонни.
Перед нами игра про пиратов «Ахой». Это красочная, тесная, ассиметричная игра на контроль территорий. Игра рассчитана на 2-4 игроков и длится чуть больше часа. 2 игрока будут играть в ареаконтроль, взяв на себя управление «Эскадрой плавников» или «Союзом моллюсков». Оставшиеся 2 фракции носят гордое название «Контрабандисты», они будут играть в стиле доставки грузов с острова А на остров Б.
Каждый ход игроки бросают кубики, помещают по 2 кубика на планшет игрока и выполняют выбранное действие. Какие-то действия требуют определенного результата на кубике, другие не требуют ничего. В любой момент своего хода вы можете потратить золото, чтобы изменить значение кубика на необходимое.
В свой ход игроки могут совершить 4 действия (5 для «Эскадры плавников»). 1) Плавание – перемещаем корабль на 1-2 клетки. Если корабль выйдет за грань акватории, то открывается новый фрагмент карты, но движение прекращается. 2) Попутный ветер – «телепортирует» наш корабль на клетку акватории с тем значением кубика, которое мы установили на планшет. 3) Пушки – заряжаем пушки и готовимся идти на абордаж! Очень популярное действие, к которому мы позже вернемся. 4) Ремонт – устраняем повреждения после неудачного боя. 5) Остальные действия зависят от выбранной фракции.
Игровой процесс.
При игре вдвоем, вы будете играть без контрабандистов. Ваша партия будет выглядеть как классический ареаконтроллер, где вы будете выгрызать друг у друга акватории в стремлении забрать победные очки. «Эскадра плавников» очень быстро занимает акватории, просто передвигаясь по ним. Они оставляют за собой патрули из акул везде, где останавливаются, возводят форты, и их можно атаковать, но и самому можно получить пару ядер в корму. В свою очередь «Союз моллюсков» предпочитает тактическое выставление своих офицеров на островах, ведь их нельзя атаковать и очень сложно выгнать с острова. Таким образом, «Эскадра плавников» является очень агрессивной и боевой машиной, старающейся распространиться как можно больше, а «Союз моллюсков» старается отстрелить патрули и захватить контроль на островах. В конце каждого хода, первый игрок будет повышать ценность в ПО той или иной акватории.
При игре втроем или вчетвером, добавляются контрабандисты. Их появление может помочь «Союзу моллюсков» сдержать натиск «Эскадры плавников», ведь пушек становится больше. Однако, каждый раз, когда контрабандист будет доставлять груз на остров, акватория с этим островом будет становиться все ценнее. Тем самым расклад сил может очень сильно меняться. Но, если обе воинственные державы позволят контрабандистам зарабатывать слишком много на продаже грузов, то они проиграют. В какой-то момент приходится помогать то одним, то другим отбиваться от нападений, чтобы никто не вырвался вперед слишком сильно.
Впечатления.
Мы сыграли вдвоем и вчетвером, абсолютно разные впечатления от партий. При игре вдвоем, это был хороший ареаконтроль со многими стратегическими и тактическими решениями и довольно активной фазой стрельбы. При игре вчетвером, контрабандисты носились от одного острова к другому, пытаясь набрать как можно больше очков, игнорируя сражения. Тем самым, «Эскадра плавников» смогла захватить большинство акваторий и за один ход получила 12 ПО (а игра заканчивается, когда кто-то набирает 30 ПО). Когда мы это увидели, то решили бороться с ней, но остановить эскадру, так сильно вырвавшуюся вперед, нам не удалось.
Компоненты выполнены на качественном уровне, отличные кубики, деревянные фишки офицеров и кораблей.
Визуальная составляющая игры тоже не подкачала, рисунки очень красочные и стильные, что естественно, ведь рисовал для игры Кайл Феррин, художник игры «Root».
Что по итогу? Динамичный геймплей, очень мало даунтайма, постоянно что-то происходит и меняется поле. Игра подойдет как новичкам, так и бывалым игрокам. Фанатам игры ««Root» уверен очень понравится.
Говоря об ассиметричных играх, замечу: я не люблю ROOT, мне это скучно, но я люблю VAST. Партия в VAST полным составом это событие, это захватывающая история на столе. Но у VASTa есть серьёзные недостатки из-за которых локализаторы за него не берутся. Во-первых: требования к игрокам. Игра очень требовательна и к составу и к уровню игроков. В игре много правил и нюансов. Чтобы VAST раскрылся играть нужно полным составом (не меньше 5) и хотя бы половина игроков должна быть хорошего уровня подготовки. Тогда партия длиной часа 4 состоится и подарит незабываемый опыт. Вообщем, условия весьма суровы, чтобы была возможность играть в Васт не то чтобы часто, а даже изредка. На таком безрыбье и появился "Ахой". Автор у Ахоя не Леддер, но это незаметно. Ядро игры унаследовано из Васта: это гонка двух ассиметричных персонажей, к которым докручены остальные персонажи, что делает игру по-настоящему живой и азартной. В старом Васте рыцарь бегал за драконом, в новом Васте палладин за паучихой, в Ахое акулы кошмарят моллюсков. Но именно в Ахое эта гонка превращается настоящее в противостояние. В Васте дракон никак не мог навалять рыцарю, рыцаря кошмарили гоблины, а дракон мог только убегать от него, пытаясь выбраться из пещеры быстрей, чем рыцарь его добьёт. В Ахое же моллюски, несмотря на то, что их боевая мощь ниже акульей, получили таки возможность развернуться и прописать преследователю в бубен, а точнее в корму. Третьего персонажа каким были гоблины в первом Васте и скелеты во втором, здесь нет. Контрабандисты Ахоя это что-то типа вора или колдуна - герои, выполняющие собственные квесты на фоне глобального противостояния основных персонажей. Теперь об отличиях. Оттого, что в Ахойском противостоянии нет третьей фракции, акулы и моллюски получили больше возможностей: и те и другие могут теперь и воевать и плодиться. Поле игры - почти идеально, оно как пещера первого Васта - выкладывается по прихоти игроков, но при этом оно конечно, как поле особняка второго Васта. Ассиметрия. Акулы более арессивны и прямолинейны, у них два слота под пушки, которые можно плюсовать к любой своей фигурке на поле, плюс у них на 1 больше действий. Моллюски более вариативны, у них есть своя колода карт, отчего противнику сложно просчитать их намерения и возможности. Что важно? Важно понимать не только свою фракцию, но и фракцию соперника. Чтобы игра приносила радость и азарт нужно понимать какие точки у противника болевые, куда нужно ранить его флагман. Ещё важно знать, что игра агрессивная, если акулы не будут пытаться сожрать моллюсков, это стороцентный проигрыш акул, потому что для размножения у моллюсков возможностей больше. По итогу: Ахой для меня стал семейной версией Васта на столе. Время партии теперь удобоваримое (час - полтора), правил меньше и ещё можно сгонять партию вдвоём без ощущения, что мне выдали огрызок от игры (Васт на двоих был тоскливым огрызком). Но, безусловно, это игра не для каждого, она многим не зайдёт по причине, что по-прежнему, требует большой вовлечённости и понимания правил всех игроков. Кроме этого это игра агрессивная с интенсивным взаимодействием, что тоже делает Ахой игрой не для каждого стола. Мне же хочется сказать спасибо автору Грегу Лоринг-Олбрайту за такую удачную адаптацию одной из любимых игр.
Почему-то и на Ютубе крайне мало отзывов и обзоров, а на БГГ оценка что-то совсем не радует(хотя там принято 9 и 10 засыпать даже проходняки). Есть ощущение, что люди ждали морской РУТ, и не получив его в полном объеме, стали минусовать игру.
Игра заинтересовала, но хотелось бы понять нужна ли она вообще? А то ни нормальных обзоров, ни летсплеев...расскажите кто играл
игра на любителя. это видно по оценкам: она либо сильно нравится, либо нет. основная проблема этой игры - это правила. потому что если вы хотите играть с радостью и азартом вам нужно знать правила всех трёх фракций, чтобы игра стала живой вам нужно понимать намерения других игроков и знать их болевые точки. к такой степени вовлечения в игру готовы не все и многие после первой партии отправляют коробку на продажу. как по мне игра - огонь. жаль, что крауды не озаботились видео-контентом по игре с объяснениями процесса.
Видел фото купившего в чате бгс. А именно были пожеваны жетоны повреждений. Он же обращался к воронам. Позже другой человек выкладывал больше фоток, в целом другие компоненты нормальные были.
Фото позавчера залил общего плана, если нужна конкретика - скажите что сфоткать. Сообщения почему-то у меня не уходили двое суток в тесеру, какие-то ошибки вечные
Речь вроде была о качестве, причем здесь органайзер? Где я соврал, ау, это что за обвинения пошли на ровном месте? Органайзера там нет, там в целом зачем-то коробка большая для своего наполнения, я решил было что это для будущих дополнений быть может (надеюсь что так), иначе не понятно. А компоненты, повторюсь, в отличном состоянии, дерево норм, планшеты двухслойные норм, ничего не выгнуто, и т.д. и т.п., не знаю к чему там можно придраться, чтоб писать "весь тираж пошел по одному месту".
Хоббики при локализации регулярно суют игры в большие коробки, чем оригинальная. Причина - какая-то маркетинговая шиза, по типу "на полке в магазине будет заметно" и вообще типа солидно выглядит, чтобы цену немалую оправдать.
Особенно это заметно на всяких казуальных филлерах типа манчкина - он в оригинале обычно как небольшой бустер кард выглядит, в в России - полноценная коробка для больной игры (пустая внутри)
у них просто есть пул определенных размеров для коробок - и всё. Берут подходящую. Меньше самой маленькой из имеющихся в производственном пуле специально для какой-то отдельной игры не делают.
Дождался коробку. Вырубка всех жетонов без косяков. Есть сколы на кубиках-маркерах награды и вырубка карт гуляет относительно друг-друга. Но заметно не сильно и на процесс игры не влияет. Ну и на краях коробки обложка не до конца проклеена, пришлось капнуть немного клея, чтобы случайно не зацепить и не порвать.
В принципе ничего критичного, с подобными проблемами ни раз сталкивался в других играх.
Здравствуйте, товарищи. Перевел правила, делюсь ссылкой на я.диск
https://disk.yandex.ru/i/ENdUImcKwo1jRQ
Поиграли в ПНП на двоих, понравилось, идет очень легко, шли по очкам почти вровень, Акулы выиграли с разрывом 3 Славы. Выбор действий есть, подумать есть где, раскидаться за час-полтора вечерком - милое дело) все ИМХО))
Отличная игра, выглядит как облегчённый ROOT, где провели работу над ошибками и сделали игру проще и веселей для широкой аудитории, да ещё и на двоих играется без проблем
Ну да, ну да: * всегда выигрывающй бродяга * вдвоём можно играть только с костылём в виде бота (покупается за отдельную плату) * ну и тут поиграл за кротов - это явно сломанная раса. Похоже они сделали её вначале слишком сильной, затем, понерфили так, что она стала совсем хрупкой: теперь на полном серьёзе советуют за неё играть вообще не строя зданий...
Оптимальный состав - 4. Странно называть наличие других режимов ошибкой. Знаю людей кому заходит играть "птицы против котов или культ против речного братства(можно играть 2 партии со сменой сторон). Кто-то в соло или дуэльки в принципе не играет, а кому-то нравятся костыли. Насчет поломов в игре, где баланс полностью на плечах игроков - смешно. Это не ошибка, а современный геймдизайн) Особенно смешно про "всегда выигрывающего бродягу". Root - комплексная, скилозависимая стратежка. Даже в онлайн турнирах многие не знают как против кого играть, естественно в разных группах своя мета со своими "поломами". Это не ошибка, а фишка игры. Тем более ее с допами можно как угодно под себя настроить или играть по фану, если у вас разношёрстный состав)
1. Какую именно статистику вы имеете ввиду? Чемпов в таблтопе? Общую в диджитале? В голосовалке на бгг? Вашей игровой ячейки? У фракции винрейт может меняться в зависимости от количества игроков, колоды, поля и наличия/отсутствия определенных фракций в игре. + огромное влияние человеческого фактора. Новичку за бродягу разобраться проще чем за кота. А за альянс можно выиграть просто из-за того, что кто-то по твоим жетонам бегает. И эта дичь тоже идет в чью-то статистику. 2. Допустим это так, это и есть ошибка, которую в Ahoy исправили? Есть другие асимметричные стратегии с ровным винрейтом среди фракций?
На БГГ был большой сбор статистики там файлик такой есть скомпилированный, можно найти легко Там потом появились и из digital версии данные, в дополнение к собранным по в комьюнити. Если вкратце - самые успешные фракции это WA и vagabond (винрейты 40-50), а есть совсем слабые типа otters (винрейты уровня 10 %)
Нет это не ошибка рута конечно, это другая ветка дискуссии, про то, есть ли в принципе поломные фракции в руте или нет. Что на мой взгляд лучше в Ahoy чем в Root: - гораздо легче обучение, не надо учить тонкости работы всех многочисленных фракций, ассиметрия при этом сохраняется - нет резкого взрыва в наборе очков, как у некоторых фракций рута, фракции здесь идут друг за другом более ровно - легко играется вдвоем,и нет оптимального состава в 4, и 2 ок и 3 (не уверен пока насчет 4). - нет жесткости и безжалостности рута, типа ошибся в чем-то в начале и все погибло - в целом игра намного дружелюбнее к новичкам - играется быстрее - рандомное поле - реально прикольное изменение, интересно исследовать
С Рутом при этом все ОК, просто удобно иметь более легкую версию для казуального применения
Ок, спасибо спасибо за инфу. Попробую найти этот файл. Просто когда год назад много играл в диджитал, там была компашка примерно равных по скилу игроков человек 6+/-. И с ними (когда каждый шарит) выйграть было намного сложнее, чем с рандомами и статистика разительно отличалась. У альянса винрейт чуть ниже был, остальные ровно шли. Я считал птиц и особенно альянс слабой картозависимыми фракциями. Другим фракциям не стоит больших усилий контрить альянс без потери темпа (чистить где нужно, держать по 3 воина на полянах, заперать толпой и тп). И если за птиц мне показывали мастер класс, что можно успешно играть от любой руки и я признал, что в них не шарю, то работающих страт по альянсу так и не нашли. Он может выиграть только если прям оч хорошо карты зайдут или партия затянется (когда лидеры слишком заняты друг-другом). Обычно он ставит базу и еле набирает 20ку на последнем ходу. Опять же в играх с новичками достаточно одного бродяги, который его картами кормит, или птицы, бегающей по жетонам, чтоб он взорвался. Речное братство не очень глубокая, но сильная фракция. Даже когда карты никто не покупает она стабильно борется за 1е место. Такая была мета =\
Правила написаны достаточно хорошо и структурно. Пока что сыграли 2 партии на 4 человека. Если в первой игре все разбирались в своих особенностях, не фокусировались на лидере, то во второй стоило одному игроку вырваться вперёд как на следующий раунд его фокусили и он сильно замедлился, так и не оправившись до конца игры. Ассиметрия чувствуется, перетягивание каната постоянно ощущается, идут переговоры и заговоры как кому навредить. Из плюсов: Играется быстро, как только освоили правила то реально за 50-70 минут на 4 человека сыграть. За вечер выйдет несколько партий. Из минусов: требуется поиграть несколько раз, чтобы все знали какие карты есть и что они позволяют делать. Требуется одинаковый опыт игры, чтобы не было перекоса. Новичкам будет тяжело. По итогу сошлись на том, что нужно поиграть по очередно всеми сторонами конфликта, через пару дней соберемся и тогда подведем итоги.
Сыграли ещё 4 игры на 4 человека. Результаты разные, часто по очкам идут все плотно и рядом. Игра открывает глубину. Легка в освоении, но тяжела в покорении всех нюансов. Будем ещё играть. Люблю все игры данной студии, ассиметрия наше всё
Да, сэр, игрушка точно стоящая! Забористая, тесная, конфликтная и поэтому отличная! 1. идеально идёт на двоих: это её базовый состав и тут вообще нареканий ноль. Втроём не играли, впечатления долее основаны пока на 2-х партиях. 2. асимметрия сильная, но ощущается балансной: у нас не было сильно большой разбежки по очкам (но пока судить рано, надо наиграть хоть партий 6). 3. атмосфера: я не фанат пиратских разборок, но тут всё так к месту, что и правда чувствуешь себя пиратом)) 4. высокое взаимодействие: она злая, прям злющая)) тут нечего делать, если пришёл постоять в сторонке от противника: он тебя всё равно догонит и наваляет пенделей))) поэтому взаимодействия хоть отбавляй. Если не готов играть жёстко, то лучше не брать игру, а то, как говорят опытные настольщики, или победа в игре, или сохраняем семью:)))) Но тем она и зажигательна) Кстати, можно играть, постоянно сражаясь, а можно немного уходить от прямого противостояния, тем не менее выживая соперника из конкретного региона. И то, и другое идёт на ура! 5. подгорание пятой точки или «вот это поворот!» : это происходит каждый ход, потому что, как только тебе кажется, что сейчас ты завладеешь миром, всё идёт к чёрту и преимущество уже в руках соперника. Но подожди, у тебя есть ещё 1 ход до промежуточного подсчёта очков...) и тут уже горит соперник)) В общем, весело...) 6. динамичность: это же проистекает из 5-го пункта. Даунтайм есть, конечно. Но это ерунда: надо же сопернику обдумать коварный план, чтоб утопить тебя, чтобы потом ты взял и дал сдачи)) 7. качество компонентов: немножко выгнулить тайлы местности в моей английской коробке, но это буквально 1 мм подъёма к середине, что фактически не заметно на столе и напоминает о себе лишь при укладывании в коробку (нужно сложить все тайлы одинаково). В остальном компоненты хорошие, приятные тактильно, карточки глянцевые, планшеты двухслойные, арт зачётный для ценителей Феррина). Органайзер, хоть и не идеальный, но есть и эээто плююс!:) Коробка, кстати, больше, чем казалась на фото. Я бы только тайлы ещё чуть крупнее сделала, а то когда на острове становится тесно, то уже не видно, какого он типа, а это важно для наёма команды на корабль. 8. Языкозависимость: да, текста там достаточно на планшетах и на картах. Но язык не сложный. Однако, для тех, кто не знает английского, это проблема. Другое дело, что, сыграв партию, вы уже не будете вчитываться в эффекты действий на планшете, а просто их запомните. Но с картами будет всё не так быстро. 9. Хорошие памятки, на которых есть почти вся игра: издатель так и пометил, что там всё необходимое, но всё же он надеется, что хоть кто-то прочитает правила)) Они, кстати, тоже написаны достаточно хорошо и вопросов не вызывают (ну или пока таких игровых ситуаций не случилось). Резюмируя вышесказанное, хочу сказать, что я ожидала от игры меньшего, и поэтому, вероятно, моё отношение к ней основано на вау-эффекте:) Но точно могу сказать, что игра не проходная и попробовать её однозначно стоит!
Приветствую, Дамы и Господа! Поделитесь впечатлениями об игре, пожалуйста:)
А то я тут в раздумьях...
Мне как-то партия на двоих не вкатила. Нужно чтобы оба игрока полностью знали возможности свои и соперника, и со старта бились за каждое очко. Иначе игра превращается в догонялки с вечным "а, ну надо было по-другому ходить". Но тратить время на изучение нюансов этой игры когда есть другие захватывающие дуэльки в коллекции я лично не буду. В общем, мне показалось что она сложная для понимания и нормальной игры новичку в настолках, а у не новичка на полке уже должны быть игры интереснее. Как-то про игру особо и не рассказал, наверное потому что и рассказать нечего.
Спасибо! :) Игра, как я понял, изначально такой и задумывалась. А именно, чтобы в нее нормально играть, надобно изучить фракции, их достоинства и недостатки. Она, по идеи, чем-то должна напоминать Корни, только гораздо проще и быстрее
Тут на двоих основная проблема, что не придумали нормальный, дуэльный, способ крутить 'ценность" острова, а это ПО. С полным составом это и не предсказуемо и больше чем на +1 в раунд. А в дуэли супер уныло.
В трех словах: Корни на минималках. Для кого-то это станет поводом для покупки, для других - может стать тревожным предупреждением держаться подальше.
Начать хочется с цены. Что-то не ощущается там наполнения на РРЦ в 4000 р. При этом печать еще была, наверное, на Солнечном городе. Вроде все хорошо, куча разнообразных компонентов: двухслойные планшеты фракций и поля, разнообразные шестигранные кубы, деревянные жетоны с наклейками, немного карт, но как будто все без души сделано. И арты знакомые, но как и в Форте сделаны по ощущению для галочки, бежюз милоты.
По игровому процессу это асимметричный кубомет с перемещением по общему полю. Акулы и Ракообразные соперничают за контроль территории. В базовой игре рентабельны 2 фракции и игра превращается в дуэльный контроль территории со скучным перетягиванием каната, зависящим больше от удачного захода и выпадения кубов, чем от стратегического таланта. У акул силен океан, крабы заваливают пехтурой сушу. Принципиальной разницы нет, потому что бои все равно идут в море. Еще есть молюски-контрабандисты. Эдапие нейтралы-бродяги. Для них это симулятор доставщика грузов, качающий ценность территории.
И вот игроки шныряют своими кораблями по полю и выполняют различные активности: исследуют тайлы моря, собирают команду на островах в виде карт с прикольными свойствами, дерутся, чинятся, всячески гадят друг-другу. Четвертую (серую) фракцию пощупать не удалось.
Плюсом идет неплохая пиратско-морская атмосфера, несложные правила, быстрые партии при наличии опыта.
А минусы я бы отметил такие. Атмосфера передана плохо: никаких поисков сокровищ, абордажного боя, прокачки кораблей, кракенов и прочей пиратской романтики. Если судить по подходу Корней - все будет в отдельных допах за отдельные деньги, отдельными фракциями с отдельными правилами... Те правила что есть в игре - написаны плохо. Важные моменты затеряны среди воды текста. Памятки вообще никудышные и оставляют двойные трактовки, как будто игру не испытывали редакторы и верстали в впопыхах на коленке. Как и в Корнях - баланс и интерес партии отдан на откуп самим игрокам.
По итогу я бы рекомендовал проходить мимо. Тема приключения и пиратства раскрыта плохо. Работа художника - шаг назад. Интересной асимметрии нет. Сгодится только в качестве пробы жанра или альтернативы Корням, на которых вечно не хватает времени из-за умопомрачительного вороха правил для асимметричных фракций. Чем подкреплены восторженные отзывы блогеров - я не понял.
Корни играются 1.5-2 часа, для стратежки про войнушку это копейки, сравнив к примеру с кеметом и ФС. Даже киклады могут играться свыше 3 часов.
Спасибо большое!
С тревогой начал наблюдать, что все оценки по настольным играм начали съезжать вверх, то есть стали завышенными. Раньше играм давали более сдержанные оценки. И , если год назад для меня планка была - не ниже 7, то сейчас эта планка уже 7,5. Сделано это было по нескольким причинам: изобилие игр ( надо играть не в просто хорошее, а отличное), и вторая причина: был пройден гейтвейный этап, когда каждая игра казалась классной. Сейчас уже смотриль механики, оформление, тематику, стоимость игры. Взвешиваешь и покупаешь. По этим критериям данная игра прозодит мимо, как и 90% ныне выпускаемых игр.
В целом все так, но при подобном подходе можно упустить некоторые хиддем гемы, которые могут очень сильно попасть именно в Вас.
Но как будто бы объективности в оценках стало меньше и очень много ревью бомбинга буквально за что угодно, как и высоких оценок исключительно на хайпе.
По своему опыту, хиддем гемы оказывались весьма средненькими играми. И становилось понятно, почему такая оценка. Хотя изначально думаешь - вот она крутая игра, кот мне подходит. И такое часто бывало)
⚓ Ахой
— Вообще-то, пираты мастера придумывать прозвища, но вот на название местности у них фантазии не хватает. Был у меня один старый матрос, у него не было обеих рук. И глаз выколот.
— Как вы его звали?
— Джонни.
Перед нами игра про пиратов «Ахой». Это красочная, тесная, ассиметричная игра на контроль территорий. Игра рассчитана на 2-4 игроков и длится чуть больше часа. 2 игрока будут играть в ареаконтроль, взяв на себя управление «Эскадрой плавников» или «Союзом моллюсков». Оставшиеся 2 фракции носят гордое название «Контрабандисты», они будут играть в стиле доставки грузов с острова А на остров Б.
Каждый ход игроки бросают кубики, помещают по 2 кубика на планшет игрока и выполняют выбранное действие. Какие-то действия требуют определенного результата на кубике, другие не требуют ничего. В любой момент своего хода вы можете потратить золото, чтобы изменить значение кубика на необходимое.
В свой ход игроки могут совершить 4 действия (5 для «Эскадры плавников»).
1) Плавание – перемещаем корабль на 1-2 клетки. Если корабль выйдет за грань акватории, то открывается новый фрагмент карты, но движение прекращается.
2) Попутный ветер – «телепортирует» наш корабль на клетку акватории с тем значением кубика, которое мы установили на планшет.
3) Пушки – заряжаем пушки и готовимся идти на абордаж! Очень популярное действие, к которому мы позже вернемся.
4) Ремонт – устраняем повреждения после неудачного боя.
5) Остальные действия зависят от выбранной фракции.
Игровой процесс.
При игре вдвоем, вы будете играть без контрабандистов. Ваша партия будет выглядеть как классический ареаконтроллер, где вы будете выгрызать друг у друга акватории в стремлении забрать победные очки. «Эскадра плавников» очень быстро занимает акватории, просто передвигаясь по ним. Они оставляют за собой патрули из акул везде, где останавливаются, возводят форты, и их можно атаковать, но и самому можно получить пару ядер в корму. В свою очередь «Союз моллюсков» предпочитает тактическое выставление своих офицеров на островах, ведь их нельзя атаковать и очень сложно выгнать с острова. Таким образом, «Эскадра плавников» является очень агрессивной и боевой машиной, старающейся распространиться как можно больше, а «Союз моллюсков» старается отстрелить патрули и захватить контроль на островах. В конце каждого хода, первый игрок будет повышать ценность в ПО той или иной акватории.
При игре втроем или вчетвером, добавляются контрабандисты. Их появление может помочь «Союзу моллюсков» сдержать натиск «Эскадры плавников», ведь пушек становится больше. Однако, каждый раз, когда контрабандист будет доставлять груз на остров, акватория с этим островом будет становиться все ценнее. Тем самым расклад сил может очень сильно меняться. Но, если обе воинственные державы позволят контрабандистам зарабатывать слишком много на продаже грузов, то они проиграют. В какой-то момент приходится помогать то одним, то другим отбиваться от нападений, чтобы никто не вырвался вперед слишком сильно.
Впечатления.
Мы сыграли вдвоем и вчетвером, абсолютно разные впечатления от партий. При игре вдвоем, это был хороший ареаконтроль со многими стратегическими и тактическими решениями и довольно активной фазой стрельбы. При игре вчетвером, контрабандисты носились от одного острова к другому, пытаясь набрать как можно больше очков, игнорируя сражения. Тем самым, «Эскадра плавников» смогла захватить большинство акваторий и за один ход получила 12 ПО (а игра заканчивается, когда кто-то набирает 30 ПО). Когда мы это увидели, то решили бороться с ней, но остановить эскадру, так сильно вырвавшуюся вперед, нам не удалось.
Компоненты выполнены на качественном уровне, отличные кубики, деревянные фишки офицеров и кораблей.
Визуальная составляющая игры тоже не подкачала, рисунки очень красочные и стильные, что естественно, ведь рисовал для игры Кайл Феррин, художник игры «Root».
Что по итогу? Динамичный геймплей, очень мало даунтайма, постоянно что-то происходит и меняется поле. Игра подойдет как новичкам, так и бывалым игрокам. Фанатам игры ««Root» уверен очень понравится.
— Мой корабль бесподобен и горд. И он чуть ли ни огромен! И он… уплыл.
© Капитан Джек Воробей.
Источник https://vk.com/wall-159124369_2765
Говоря об ассиметричных играх, замечу: я не люблю ROOT, мне это скучно, но я люблю VAST. Партия в VAST полным составом это событие, это захватывающая история на столе. Но у VASTa есть серьёзные недостатки из-за которых локализаторы за него не берутся. Во-первых: требования к игрокам. Игра очень требовательна и к составу и к уровню игроков. В игре много правил и нюансов. Чтобы VAST раскрылся играть нужно полным составом (не меньше 5) и хотя бы половина игроков должна быть хорошего уровня подготовки. Тогда партия длиной часа 4 состоится и подарит незабываемый опыт. Вообщем, условия весьма суровы, чтобы была возможность играть в Васт не то чтобы часто, а даже изредка. На таком безрыбье и появился "Ахой".
Автор у Ахоя не Леддер, но это незаметно. Ядро игры унаследовано из Васта: это гонка двух ассиметричных персонажей, к которым докручены остальные персонажи, что делает игру по-настоящему живой и азартной. В старом Васте рыцарь бегал за драконом, в новом Васте палладин за паучихой, в Ахое акулы кошмарят моллюсков. Но именно в Ахое эта гонка превращается настоящее в противостояние. В Васте дракон никак не мог навалять рыцарю, рыцаря кошмарили гоблины, а дракон мог только убегать от него, пытаясь выбраться из пещеры быстрей, чем рыцарь его добьёт. В Ахое же моллюски, несмотря на то, что их боевая мощь ниже акульей, получили таки возможность развернуться и прописать преследователю в бубен, а точнее в корму. Третьего персонажа каким были гоблины в первом Васте и скелеты во втором, здесь нет. Контрабандисты Ахоя это что-то типа вора или колдуна - герои, выполняющие собственные квесты на фоне глобального противостояния основных персонажей.
Теперь об отличиях. Оттого, что в Ахойском противостоянии нет третьей фракции, акулы и моллюски получили больше возможностей: и те и другие могут теперь и воевать и плодиться. Поле игры - почти идеально, оно как пещера первого Васта - выкладывается по прихоти игроков, но при этом оно конечно, как поле особняка второго Васта.
Ассиметрия. Акулы более арессивны и прямолинейны, у них два слота под пушки, которые можно плюсовать к любой своей фигурке на поле, плюс у них на 1 больше действий. Моллюски более вариативны, у них есть своя колода карт, отчего противнику сложно просчитать их намерения и возможности. Что важно? Важно понимать не только свою фракцию, но и фракцию соперника. Чтобы игра приносила радость и азарт нужно понимать какие точки у противника болевые, куда нужно ранить его флагман. Ещё важно знать, что игра агрессивная, если акулы не будут пытаться сожрать моллюсков, это стороцентный проигрыш акул, потому что для размножения у моллюсков возможностей больше.
По итогу: Ахой для меня стал семейной версией Васта на столе. Время партии теперь удобоваримое (час - полтора), правил меньше и ещё можно сгонять партию вдвоём без ощущения, что мне выдали огрызок от игры (Васт на двоих был тоскливым огрызком). Но, безусловно, это игра не для каждого, она многим не зайдёт по причине, что по-прежнему, требует большой вовлечённости и понимания правил всех игроков. Кроме этого это игра агрессивная с интенсивным взаимодействием, что тоже делает Ахой игрой не для каждого стола. Мне же хочется сказать спасибо автору Грегу Лоринг-Олбрайту за такую удачную адаптацию одной из любимых игр.
Почему-то и на Ютубе крайне мало отзывов и обзоров, а на БГГ оценка что-то совсем не радует(хотя там принято 9 и 10 засыпать даже проходняки). Есть ощущение, что люди ждали морской РУТ, и не получив его в полном объеме, стали минусовать игру.
Игра заинтересовала, но хотелось бы понять нужна ли она вообще? А то ни нормальных обзоров, ни летсплеев...расскажите кто играл
в подкасте dicefest от 15 января обсуждали её. (№97 Подкаст. Новости. Внезапный Ахой, допы к Зверю, новостарый Марш муравьев)
игра на любителя. это видно по оценкам: она либо сильно нравится, либо нет. основная проблема этой игры - это правила. потому что если вы хотите играть с радостью и азартом вам нужно знать правила всех трёх фракций, чтобы игра стала живой вам нужно понимать намерения других игроков и знать их болевые точки. к такой степени вовлечения в игру готовы не все и многие после первой партии отправляют коробку на продажу. как по мне игра - огонь. жаль, что крауды не озаботились видео-контентом по игре с объяснениями процесса.
Начались продажи. Внезапно, без предзаказов)
Жалуются на качество. Говорят весь тираж пошел по одному месту и завод воронам сказал что это не брак
От куда инфа такая?
Вброс какой-то. Комментарий на следующий день от начала продаж. Ещё и толком распаковать никто не успел.
Но вот что странно, ни распаковки ни фоток компонентов от краудов не было. Хотя у морского патруля все это есть.
Видел фото купившего в чате бгс. А именно были пожеваны жетоны повреждений. Он же обращался к воронам. Позже другой человек выкладывал больше фоток, в целом другие компоненты нормальные были.
Третий сорт - не брак, четвертый сорт - не последний))
Да, тоже интересно, откуда информация?
А можно фото? Скрины? Сегодня свою открыл, всё отлично. Поэтому слова "весь тираж" уже не правда.
а можно фотки, скрины? А то вы так же голословны , а хотелось бы знать правду. Хотел заказывать
Фото позавчера залил общего плана, если нужна конкретика - скажите что сфоткать. Сообщения почему-то у меня не уходили двое суток в тесеру, какие-то ошибки вечные
Здравствуйте еще раз. Как вы свою открыли и не сказали, что в ней нет органайзера? Вот и любители краудов подъехали врать в комментах.
У краудов на сайте написано об этом
за что они его так? в оригинале органайзер удобный и продуманный
Не знаю. Можно попробовать спросить у краудов
Они добавили это только когда им написали в вк в комментариях первые купившие.
Речь вроде была о качестве, причем здесь органайзер? Где я соврал, ау, это что за обвинения пошли на ровном месте? Органайзера там нет, там в целом зачем-то коробка большая для своего наполнения, я решил было что это для будущих дополнений быть может (надеюсь что так), иначе не понятно. А компоненты, повторюсь, в отличном состоянии, дерево норм, планшеты двухслойные норм, ничего не выгнуто, и т.д. и т.п., не знаю к чему там можно придраться, чтоб писать "весь тираж пошел по одному месту".
Хоббики при локализации регулярно суют игры в большие коробки, чем оригинальная. Причина - какая-то маркетинговая шиза, по типу "на полке в магазине будет заметно" и вообще типа солидно выглядит, чтобы цену немалую оправдать.
Особенно это заметно на всяких казуальных филлерах типа манчкина - он в оригинале обычно как небольшой бустер кард выглядит, в в России - полноценная коробка для больной игры (пустая внутри)
у них просто есть пул определенных размеров для коробок - и всё. Берут подходящую. Меньше самой маленькой из имеющихся в производственном пуле специально для какой-то отдельной игры не делают.
Да, был не прав. Извиняюсь. Вы могли и не знать про органайзер в английской версии)
Благодарю. Всё так, не знал и посему ожиданий не имел связанных с оным
Дождался коробку. Вырубка всех жетонов без косяков. Есть сколы на кубиках-маркерах награды и вырубка карт гуляет относительно друг-друга. Но заметно не сильно и на процесс игры не влияет. Ну и на краях коробки обложка не до конца проклеена, пришлось капнуть немного клея, чтобы случайно не зацепить и не порвать.
В принципе ничего критичного, с подобными проблемами ни раз сталкивался в других играх.
А доп лавка локализовать не планирует? Никто не в курсе?:)
Здравствуйте, товарищи.
Перевел правила, делюсь ссылкой на я.диск
https://disk.yandex.ru/i/ENdUImcKwo1jRQ
Поиграли в ПНП на двоих, понравилось, идет очень легко, шли по очкам почти вровень, Акулы выиграли с разрывом 3 Славы. Выбор действий есть, подумать есть где, раскидаться за час-полтора вечерком - милое дело) все ИМХО))
у вас комментарий затроился
Крауды подписали игру.
А это сколько по времени примерно до релиза локи?
никаких сроков нет до сих пор 🤷♂️
Отличная игра, выглядит как облегчённый ROOT, где провели работу над ошибками и сделали игру проще и веселей для широкой аудитории, да ещё и на двоих играется без проблем
У root не было ошибок
Ну да, ну да:
* всегда выигрывающй бродяга
* вдвоём можно играть только с костылём в виде бота (покупается за отдельную плату)
* ну и тут поиграл за кротов - это явно сломанная раса. Похоже они сделали её вначале слишком сильной, затем, понерфили так, что она стала совсем хрупкой: теперь на полном серьёзе советуют за неё играть вообще не строя зданий...
Оптимальный состав - 4. Странно называть наличие других режимов ошибкой. Знаю людей кому заходит играть "птицы против котов или культ против речного братства(можно играть 2 партии со сменой сторон). Кто-то в соло или дуэльки в принципе не играет, а кому-то нравятся костыли.
Насчет поломов в игре, где баланс полностью на плечах игроков - смешно. Это не ошибка, а современный геймдизайн)
Особенно смешно про "всегда выигрывающего бродягу". Root - комплексная, скилозависимая стратежка. Даже в онлайн турнирах многие не знают как против кого играть, естественно в разных группах своя мета со своими "поломами". Это не ошибка, а фишка игры. Тем более ее с допами можно как угодно под себя настроить или играть по фану, если у вас разношёрстный состав)
По статистике там значительная разница в винрейте у разных фракций.
1. Какую именно статистику вы имеете ввиду? Чемпов в таблтопе? Общую в диджитале? В голосовалке на бгг? Вашей игровой ячейки?
У фракции винрейт может меняться в зависимости от количества игроков, колоды, поля и наличия/отсутствия определенных фракций в игре. + огромное влияние человеческого фактора. Новичку за бродягу разобраться проще чем за кота. А за альянс можно выиграть просто из-за того, что кто-то по твоим жетонам бегает. И эта дичь тоже идет в чью-то статистику.
2. Допустим это так, это и есть ошибка, которую в Ahoy исправили? Есть другие асимметричные стратегии с ровным винрейтом среди фракций?
На БГГ был большой сбор статистики там файлик такой есть скомпилированный, можно найти легко
Там потом появились и из digital версии данные, в дополнение к собранным по в комьюнити. Если вкратце - самые успешные фракции это WA и vagabond (винрейты 40-50), а есть совсем слабые типа otters (винрейты уровня 10 %)
Нет это не ошибка рута конечно, это другая ветка дискуссии, про то, есть ли в принципе поломные фракции в руте или нет.
Что на мой взгляд лучше в Ahoy чем в Root:
- гораздо легче обучение, не надо учить тонкости работы всех многочисленных фракций, ассиметрия при этом сохраняется
- нет резкого взрыва в наборе очков, как у некоторых фракций рута, фракции здесь идут друг за другом более ровно
- легко играется вдвоем,и нет оптимального состава в 4, и 2 ок и 3 (не уверен пока насчет 4).
- нет жесткости и безжалостности рута, типа ошибся в чем-то в начале и все погибло
- в целом игра намного дружелюбнее к новичкам
- играется быстрее
- рандомное поле - реально прикольное изменение, интересно исследовать
С Рутом при этом все ОК, просто удобно иметь более легкую версию для казуального применения
Ок, спасибо спасибо за инфу. Попробую найти этот файл.
Просто когда год назад много играл в диджитал, там была компашка примерно равных по скилу игроков человек 6+/-. И с ними (когда каждый шарит) выйграть было намного сложнее, чем с рандомами и статистика разительно отличалась. У альянса винрейт чуть ниже был, остальные ровно шли.
Я считал птиц и особенно альянс слабой картозависимыми фракциями. Другим фракциям не стоит больших усилий контрить альянс без потери темпа (чистить где нужно, держать по 3 воина на полянах, заперать толпой и тп). И если за птиц мне показывали мастер класс, что можно успешно играть от любой руки и я признал, что в них не шарю, то работающих страт по альянсу так и не нашли. Он может выиграть только если прям оч хорошо карты зайдут или партия затянется (когда лидеры слишком заняты друг-другом). Обычно он ставит базу и еле набирает 20ку на последнем ходу. Опять же в играх с новичками достаточно одного бродяги, который его картами кормит, или птицы, бегающей по жетонам, чтоб он взорвался.
Речное братство не очень глубокая, но сильная фракция. Даже когда карты никто не покупает она стабильно борется за 1е место.
Такая была мета =\
> легко играется вдвоем,и нет оптимального состава в 4, и 2 ок и 3
Корни тоже норм играются вдвоем и втроем.
На обороте правил есть проверенные и рекомендуемые сочетания фракций.
Вдвоем корни играются НЕнормально, мне кажется...
Валиден только тейк про игру вдвоем, все остальное чушь полная от слова совсем
Что мешает играть вдвоем без бота?
Уже несколько партий набегали в дуэльном режиме "коты против птиц".
А ещё офигенное качество продакшена, тоже улучшение по сравнению с рутом - например выемки под дайсы и маркеры на планшетах и тайлах
Так на двоих - это же основной режим, имхо.
Пусть локализуют как "Ах*й" )
Ждем скорую локализацию, надеюсь КГ удастся по обыкновению урвать кикстартерные украшательства.
Это direct retail release .___.
Это просто надежды или есть какая-то информация?)
Попробуйте кто-нибудь Дюну на кубах 5 редакции.
По виду очень похожа
Правила написаны достаточно хорошо и структурно. Пока что сыграли 2 партии на 4 человека.
Если в первой игре все разбирались в своих особенностях, не фокусировались на лидере, то во второй стоило одному игроку вырваться вперёд как на следующий раунд его фокусили и он сильно замедлился, так и не оправившись до конца игры. Ассиметрия чувствуется, перетягивание каната постоянно ощущается, идут переговоры и заговоры как кому навредить.
Из плюсов: Играется быстро, как только освоили правила то реально за 50-70 минут на 4 человека сыграть. За вечер выйдет несколько партий.
Из минусов: требуется поиграть несколько раз, чтобы все знали какие карты есть и что они позволяют делать. Требуется одинаковый опыт игры, чтобы не было перекоса. Новичкам будет тяжело.
По итогу сошлись на том, что нужно поиграть по очередно всеми сторонами конфликта, через пару дней соберемся и тогда подведем итоги.
Сыграли ещё 4 игры на 4 человека. Результаты разные, часто по очкам идут все плотно и рядом. Игра открывает глубину. Легка в освоении, но тяжела в покорении всех нюансов. Будем ещё играть. Люблю все игры данной студии, ассиметрия наше всё
Да, сэр, игрушка точно стоящая! Забористая, тесная, конфликтная и поэтому отличная!
1. идеально идёт на двоих: это её базовый состав и тут вообще нареканий ноль. Втроём не играли, впечатления долее основаны пока на 2-х партиях.
2. асимметрия сильная, но ощущается балансной: у нас не было сильно большой разбежки по очкам (но пока судить рано, надо наиграть хоть партий 6).
3. атмосфера: я не фанат пиратских разборок, но тут всё так к месту, что и правда чувствуешь себя пиратом))
4. высокое взаимодействие: она злая, прям злющая)) тут нечего делать, если пришёл постоять в сторонке от противника: он тебя всё равно догонит и наваляет пенделей))) поэтому взаимодействия хоть отбавляй. Если не готов играть жёстко, то лучше не брать игру, а то, как говорят опытные настольщики, или победа в игре, или сохраняем семью:))))
Но тем она и зажигательна)
Кстати, можно играть, постоянно сражаясь, а можно немного уходить от прямого противостояния, тем не менее выживая соперника из конкретного региона. И то, и другое идёт на ура!
5. подгорание пятой точки или «вот это поворот!» : это происходит каждый ход, потому что, как только тебе кажется, что сейчас ты завладеешь миром, всё идёт к чёрту и преимущество уже в руках соперника. Но подожди, у тебя есть ещё 1 ход до промежуточного подсчёта очков...) и тут уже горит соперник)) В общем, весело...)
6. динамичность: это же проистекает из 5-го пункта. Даунтайм есть, конечно. Но это ерунда: надо же сопернику обдумать коварный план, чтоб утопить тебя, чтобы потом ты взял и дал сдачи))
7. качество компонентов: немножко выгнулить тайлы местности в моей английской коробке, но это буквально 1 мм подъёма к середине, что фактически не заметно на столе и напоминает о себе лишь при укладывании в коробку (нужно сложить все тайлы одинаково). В остальном компоненты хорошие, приятные тактильно, карточки глянцевые, планшеты двухслойные, арт зачётный для ценителей Феррина). Органайзер, хоть и не идеальный, но есть и эээто плююс!:) Коробка, кстати, больше, чем казалась на фото. Я бы только тайлы ещё чуть крупнее сделала, а то когда на острове становится тесно, то уже не видно, какого он типа, а это важно для наёма команды на корабль.
8. Языкозависимость: да, текста там достаточно на планшетах и на картах. Но язык не сложный. Однако, для тех, кто не знает английского, это проблема. Другое дело, что, сыграв партию, вы уже не будете вчитываться в эффекты действий на планшете, а просто их запомните. Но с картами будет всё не так быстро.
9. Хорошие памятки, на которых есть почти вся игра: издатель так и пометил, что там всё необходимое, но всё же он надеется, что хоть кто-то прочитает правила)) Они, кстати, тоже написаны достаточно хорошо и вопросов не вызывают (ну или пока таких игровых ситуаций не случилось).
Резюмируя вышесказанное, хочу сказать, что я ожидала от игры меньшего, и поэтому, вероятно, моё отношение к ней основано на вау-эффекте:) Но точно могу сказать, что игра не проходная и попробовать её однозначно стоит!