Сколько бросать кубов при штурме крепости с одним вражеским соединением в следующей ситуации: осадная армия составляет 6 частей и не имеет во главе себя полководца - 2 куба или 3? в пункте 5.1 дается понятие армии в привязке к максимальной численности, то есть армия без полководца имеет максимальную численность 4 и для штурма не может быть активирована более чем в указанной численности (пункт 15.1 правил).
Перевел правила для двух игроков, для себя, без вычитки и без верстки, поэтому не выкладываю в общий доступ. Кому нужны или кто захочет вычитать и сверстать могу сбросить на почту.
Для игры вдвоём нужна специальная «дипломатическая» колода из 19 карт. Первоначально она была выпущена отдельно, как дополнение, а потом включена в третье (юбилейное) издание игры.
Правила для игры вдвоём есть в последней версии книги сценариев, можно скачать с сайта издателя: https://www.gmtgames.com/p-508-here-i-stand-500th-anniversary-reprint-edition.aspx
На БГГ считается, что лучшее число игроков - это 6. Также рекомендовано 3. 2, 4, 5 игроков - не рекомендовано. Это чем-то обусловлено? Комментарии игравших пожалуйста.
в остальных случаях кто-то из игроков руководит сразу 2 державами, а кто-то только одной - видит больше карт - может комбинировать игру больше в пользу одной из 2 держав - больше возможностей в переговорах
Письмо от победителя партии, Константина из Екатеринбурга:
Спасибо всем за игру от султана Сулеймана - было очень интересно и непредсказуемо.
Королю Франциску спасибо за движуху - вот настоящий деятель Ренессанса: и шато возводил, и экспедиции отправлял, и воевал со всеми соседями и в Италии воду баламутил. Все это было очень интересно, особенно авантюрное предложение драться двоим против всех на 5 ходу, а победит пусть тот, кому улыбнется удача (в том ходу, удача нас, правда, подвела). По итогам игры заслужил славу Строителя и Мореплавателя, практически не пустил ересь к себе, но потерял Италию.
Король Генрих был королем-воином. После бескровного подчинения Шотландии он все внимание устремил на континент и воевал там беспрестанно, получив из всех больше всего очков за военные победы. Амурными делами он почти не занимался, но счастливую весть о появлении здорового наследника успел узнать за день до пленения. Присоединил Фландрию и Шотландию, но остался добрым католиком. Протестантизмом в Англии будет заниматься уже наверно Эдуард VI.
Папство больше занималось под конец делами военными и дипломатическими действиями, а не религией. Самый интересный казус получился с Венецией - на деньги, полученные за фиктивное объявление войны, французы ловко оттяпали у Папы Флоренцию. Но Папа в ответ сколотил коалиция и занял у французов Милан. Судя по последним действиям Папы, он готовился к войне, а не к миру. В итоге Папство потерял Германию, но утвердилось в Италии, правда вместе с Габсбургами.
Доктор Лютер (а потом уж доктор Кальвин) успешно проводили дело Реформации в жизнь и освободили всю Германию от гнета Империи. Они стояли в шаге от победы, но стечением обстоятельств лишились последней карты, которая могла помочь одержать триумф в этой игре. Также они активно влияли событиями на окружающий мир (особенно Дориа и понос - надолго запомню). В итоге Германия - протестантская, во Франции потихонько пробирается кальвинизм, зато в Англии ничего не изменилось (поздно уж Генрих женился на любительнице протестантизма).
Карлу V досталась тяжелая доля - поддерживать баланс в Европе. После войны с тройственным союзом Франции-Англии-Османов, он был отброшен от ведущих ролей и вынужден был бороться с появляющимися лидерами. Исследования и завоевания не приносили столько успеха, сколько требовалось до возврата на лидирующие позиции. Карл несмотря на неблагоприятные обстоятельство упорно рубился против Франции на суше и Османов на море. Итог не слишком утешителен - потеряна Фландрия, Тунис и вся Германия, взамен Габсбурги утвердились в Италии. Думаю слабым утешением императору было возвращение экспедиции Магеллана с грузом пряностей - увы, все это произошло слишком поздно.
Сегодня закончили нашу партию в Here I Stand по переписке. Нас было шестеро. СПб, Москва (*2), Казань, Краснодар, Екатеринбург. Мы играли с 1 октября по 26 декабря 2016г. Мы сыграли 6 полных ходов. Один из нас победил 25 ПО. Это было эпично.
В скетче британской комик-труппы «Монти Пайтон» персонаж по имени Мартин Лютер был главным тренером футбольной сборной Германии, игроками которой были представлены другие известные немецкие философы.
вообще вот https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D1%80%D0%B8%D1%85_VIII_(%D0%BF%D1%8C%D0%B5%D1%81%D0%B0) и вот https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D1%89%D1%91_%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0_%D0%B8%D0%B7_%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%91%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D0%BD_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC,_2008) а тут более растянуто https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D1%80%D0%B8%D1%85_VIII_(%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB)
У Рафаэля Саббатини куча романов по данной эпохе (особенно советую Псов господних", плюс Вальтер Скотт, Манн и его Генрих III, ну и конечно Дюма с его трилогией о Генрихе III, хотя у него есть и другие произведения по данной эпохе вроде Двух Диан и Пажа герцога савойского.
На меня в свое время произвела впечатление Мамаша Кураж. Из приключенческого очень люблю Ульриха Комма - там о Ганзе того времени. А так очень много. Тема то какая))))
Я очень рекомендую роман Лютера Блиссета "Q". Он фактически про радикальное крыло протестантов - анабаптистов. Проповеди, бунты, казни и шпионы - фактически, что происходит на немецкой территории СРИ, когда игроки за Папу/протестантов бросают кубики.
Хотел бы присоединиться к игре в HiS. Желательно к новой партии, но могу и вклиниться в игру, если нужна будет замена. Ходить обещаю регулярно, может разве что понадобиться небольшая помощь, чтобы с вассалом разобраться.
Игра отлично идёт на 2-х игроков, намного лучше чем мультиплеер и главное быстрее и не надо собирать много народа на тесной кухне. Кто не играл вдвоём рекомендую попробовать, в этом она качественно опережает конкурента Вирджин Квин
вот это номер. Это лишь купированная версия. играется неплохо, но есть игры для двоих и более веселые. Кто собирается брать ХиС, чтобы играть в нее вдвоем, не говорите, что вас не предупреждали. Ни Королева ни ХиС не предназначены для дуэли. То что в ХиС в свое время прикрутили доп с колодой, это конечно мера как раз для изложенного Варлордом. Но тратить деньги для того чтобы играть в ХиС только вдвоем, это редкостная ересь
Хис out of print дружище. Можно достать только если где-то залежалась на складах. Покупать ради игры для 2-х игроков я не призываю, но у кого она есть рекомендую попробовать на 2-х человек. - А на счёт лучше-хуже игр миллионы, из которых 0.001% и даже меньше интересных и то индивидуально по каждому человеку. Что по мне, я лучше в ХиС вдвоём поиграю, чем искать 6 махровых гиков + гигантский стол и помещение для игры на 10 часов если полным составом да ещё и правила в течении часа объясняй, а если кто ещё и тугодумит - это вообще жесть. -
я в курсе. Другое дело, что ХиС пока достаточно активно продается и с рук. А насчет всего прочего, с двухколесного велосипеда при желании можно сделать трех и весело на нем кататься. Я то не возражаю, хоть сам с собой играй. Но вся прелесть ХиСа при игре именно с 5 "махровыми гиками"
Эх, где достать этих махровых гиков... Ну и на тему религиозных войн стратегий на двоих к сожелению больше нет, или есть? Так что если данная тема интересует, да еще и нет возможности наскрести народ, единственный вариант HiS. Вообще мне на двоих игра очень понравилась (но тут скорее всего сыграла тема игры - где еще позволят сыграть за ПР :)), она в таком виде действительно более играбельна чем VQ, да еще и играется значительно быстрее.
З.Ы. Андрей, надеюсь в зимние каникулы удасться разложить VQ?
Кто ж спорит. Полгода назад я же самолично отвечал на вопрос - играбельна ли версия на двоих. Здесь я лишь утверждал, что для двоих это лишь бледная тень полноценной игры. Конечно, у Королевы такого костыля для двоих как у ХиСа нет. Простую облучающую боевку испанцев против турок игрой особо и не назовешь. Зато она вполне приемлимо играется в четвером и впятером, чего ХиС была лишена
про версию на двоих плюсую. Играть в ХиС исключительно на двоих все равно что покупать современный компьютер, чтобы играть в сапера. Полноценная игра гораздо глубже и многограннее.
Не вижу проблем игры впятером в ХиС. Играл дважды одновременно за протестанта и Англию, и эти 2 стороны очень хорошо уживаются друг с другом. (не уверен, что игра одновременно за Францию и Турцию при игре на 4-х так же удобна)
Баланс начинает трещать. Так как на твою победу играют две руки а не одна. У нас однажды англичане у протестантов курфюршества отхватывали, лишь бы к победе не пустить, это не говоря про всякие карты гадости для слишком зарвавшегося друга протестанта
А ХиС, это не Агрикола. Здесь надо чтобы все игроки хотя бы раз пробежались глазами по правилам. И в идеале хотя бы раз уже побыли статистами в игре - "пороху нюхнули". Если вы готовы пойти на это, то через 2-3 относительно слабых партии, игра раскроется вам в полной красоте и думать забудете о двух-пяти игроках - только 6 человек, только хардкор! :)
Но даже при этом сетования на отсутствие игроков в городе милионнике весьма странные.
при всей своей крутости немного расстроила карточная система: за 8 часов успели сыграть 3 хода до конца (из 9), 3 хода - это всего 3 раздачи карт событий по 3-5 карт каждому, "достоинство" карт бывает от 1 до 6, плюс у каждого 1 базовая карта фракции с достоинством 5 (у Папы две карты на 3 и 4)... соответственно, у кого-то могут прийти единички-двойки и сила руки будет в районе 10-15, а кому-то мощные карты и рука будет на 20-30, т.е. почти в 2 раза сильнее, а сильная рука - это больше юнитов, больше мобильность, выше шансы на победу в бою, больше возможностей для проведения всяких экспедиций, получения очков и т.д. и т.п... при таком небольшом количестве раздач карт, роль случая при раздаче чрезвычайно высока, что совсем не есть гуд, учитывая, что с этой неудачной рукой придётся играть 1,5-2 часа реального времени, а потом ещё около часа ждать пока Папа с Протестантами закончат свои прения и дебаты, тратя свою кучу карт на руке...
играли все первый раз? слабая рука, конечно обидно, но это добавляет интриги. Приходится выкручиваться за счет дипломатии, решительных сражений (часть единиц весьма неплохие боевые карты). Так что далеко не смертельно. Мы в воскресенье справились за 7 часов и уложились в 6 ходов. Собираюсь подробнее расписать. Тоже в дневнике черкнул бы, кто выиграл. да счет чего.
двое из четверых играли в первый раз я, честно, пока не вижу в чём интрига слабой руки, дипломатией можно разве что добиться паузы до следующего хода, опять же потратив что-то, армии наёмников, корабли или карты на следующий ход, т.е. опять себя ослабить, усилив оппонентов у меня из всего мусора на руке боевая карта попалась всего одна, но она сыграла отлично, позволив французам захватить испанского короля и генерала за одну битву в Метце быстро сыграли, молодцы
Это была уже, если не ошибаюсь, наша близкая к 20 или более игре. Все правила знают, нюансы возникают очень редко. По началу у нас тоже уходило на 3-4 хода 8+ часов.
Как я понял вас было 4. Не самое удачное число с учетом того, что части игроков приходится играть за две страны, а это очень сильно просаживает время. Я бы рекомендовал вам собраться полным составом - сэкономите время.
В этой игре нет "мусора". Просто вы еще не умеете правильно применять имеющиеся на руке ресурса, а некоторым приходится думать за двоих . Этих людей мне жаль вдвойне. Игрок за Англию, вроде как играет и за протестантов - это очень сложно.
есть карта на 4, которая позволяет поднять восстание в захваченном городе и получить его практически бесплатно назад, а есть единичка с мореплавателем, за которого в конце хода можно только кинуть кубик и, может быть, что-нибудь открыть, а потом, опять же может быть, получить какую-то дополнительную карту, а может и не получить нифига
в игре меньшим составом мне не понравилось то, что невольно каждый игрок, контролирующий 2 фракции защищает, по сути, свои личные интересы, т.е. у нас, например, Папа зачем-то помог протестантским англичанам захватить католический Париж, потому что его же Габсбурги в это время планировали осаждать французов на юге, в итоге потратил карту и в конце хода потерял кучу влияния в Европе, позволив протестантам выиграть
только ты не учитываешь, что Кабот (мореплаватель с единичкой) это дополнительный исследователь (обычно можно только одну экспедицию засылать) очки за открытия это очень полезная прибавка, их у тебя в течении игры никто не отнимет (в отличии от города). Конечно, все по кубику, но небольшая цена окупает риски. Конкистадоров, понятно, полезно посылать только Габсбургам, остальным только с Оспой. Естественно, тот же Кабот может прийти, тем же туркам, это неприятно, но не смертельно. За карту вполне можно активировать флот. Ни одна карта в игре не пропадает. Вообще, по опыту, игра "возвращает" и не удачные броски кубиков и неудачные расклады, достаточно грамотно ими распорядится и глядишь через ход из 10 кубиков выкинешь 6 хитов, а за слабые карты на руке получишь 6 на бросок деторождения. Такова "планида". CDG поощряют побежать не благодаря, а вопреки.
Как я и говорил, это просто показатель неопытности. Вы просто еще полностью все возможности игры не уложили в голове. Поверьте 1 ОД в иге это очень много и оно вполне может решить исход игры. А особенно о недостатке того самого 1 ОД вы будете постоянно жалеть.
Ну а об игре иначе как полным или минимальным составом я думаю даже говорить не стоит - игра просто себя не раскроет.
а можно как-то конкретно без растекания мыслью про неопытность и незнания?
на 1 ОД можно сделать 1 переход, активировать флот, взять 1 отряд наёмников и ещё по-мелочи... баланса в картах нет, есть дикий рандом, случающийся очень редко, но определяющий очень многое
по секрету готов сообщить, что это обшая проблема всех карточных игр, от хоть покера хоть ХиС. В ХиС глобальная проблем с картами одна, до который вы еще не дошли. Это возможность чудовищной прокачки Габсбургов. Как тебе рука до 11 или более карт? В Королеве этот косяк правят. Вот это проблема, а не то что к тебе в какой то ход пришли карты - 1,2,3,2 и родная 5. При такой руке можно метнуться умолять о мире, благо правила на твоей стороне, мир будет заключен, там где это не возможно (протестанты и Папа, войны еще нет), приходится выкручиваться посредством дипломатии. Меня удивляет, что про кубики еще ничего не сказал. У вас что еще не было катастрофических бросков? Когда армия в 11 кубов не делает и одного хита. ХиС игра не без недостатков, карты и кубики постянно и серьезно влияют на результат, но засчет обшей истории и атмосфере игре это прощается. Сам же говоришь - понравилось. Кстати, при анализе своих катастрофических ходов (кубики и карты) нередко прихожу к выводу, что в большинстве случаев мог всего этого избежать, если бы грамотно распорядился имеющейся рукой и дипломатической фазой.
Леша все верно написал. На данный момент вы видите 1 ОД как средство влияния на собственное развитие и действия напрямую. Использование этих карт косвенно - залог, подарок может дать куда как большие дивиденды.
Баланса в картах нет? А его и не должно быть. Колода - это ГСЧ, она нужна для того, чтобы генерировать случайные результаты. Но и сташного рандома нет, он смягчен событиями, которые порой важнее очков. Вы просто не рассчитывайте на приход сплошных пятерок. Я перед раздачей прикидываю пару направлений, на которых буду активен в следующий ход, а после раздачи корректирую планы. Пришла рука хуже - концентрируюсь на одном, пришла лучше - добавляю третье или усиливаю мощь на двух выбранных.
Действительно, с неполным составом играменяется сильно. Мы однажды играли втроем, казалось бы вседолжно быть как всегда, просто каждый игрок играет за две страны. Ан нет, игра сильно поменялась, с двух рук событий приходит больше, а сыграть их можно в пользу, скажем, только одной страны.
Папу с протестантами можно умело игнорировать с их возней пару первых ходов и давать им играть друг с другом. Это при условии, что Папа не воинственных наклонностей. Главное в их возне не пропустить вспышку справа и не дать кому-то из них незаметно для всех остальных победить.
Наличие же единичек никогда особо не было проблемой. Да с единичками войну на три фронта не выиграть, с другой стороны, а кто мешал договориться заранее зная свои карты? Обман, блеф, расчет - вот три кита на которых стоит игра. :)
да, все далеют ходы пока они друг за другом ходят. Когда ход снова доходит до Папы (он первый как ты помнишь), уже все готов или немного ждем. Уточняем будут ли они вылезать за пределы свонй грызни и в случае отрицательного ответа снова прогоняем круг. Как я уже неоднократно говорил, играть в ХИС меньше чем полным составом не стал бы. В Наполеоник Варс можно, в ХиС нельзя.
в принципе всё так, но у нас была такая фишка, что Папа периодически помогал другим играя полезные события, за какие-то плюшки в будущем, а если кто-то заранее будет общаться с папой в открытую, то это может повлиять на ход других игроков
Не очень понял в чем "фишка". В игре часто приходится помогать другим в надежде на дивиденды в будущем, в обратку на обещания, да просто ради блефа или с целью притормозить кого-то. Дело в том, что "незамечать" религиозную игру можно только при полном составе. При любых других раскладах такой вариант не проходит и игра начинает серьезно буксовать.
как влиять то? в чужой то ход? Здесь ход перехватывать нельзя, кроме движения войск, но про то и говорят в начале игры протестанты вообще не могут повлиять на чужое движение, а если чужие армия и флоты начинают свои телодвижения в сфере интересов Папы, то это, конечно, то понтифику это сообщается и в 90% случаев он никак не реагирует. Если у этих двоих есть желание сыграть обще политические карты (восстания, заграничные войны, кометы и пр.) их об этом спрашивают. Все.
именно розыгрыш карт как событий в пользу тех или иных
например, можно "махнуться" событиями, то бишь кто-то из королей играет карту в пользу Папы (или не играет в пользу Лютера), за что Папа играет какие-нибудь восстания или разгоняет наёмников, по договорённости опять же
а если замес проходит параллельно, то, например, французам придётся договариваться с Папой до того, как походят англичане, что не есть гуд
вообще не вопрос. Во первых вся торговля, убеждение и подкуп вынесена в отдельную дипломатическую фазу. Если в импульсе начинается затягивание времени подобными вещами, за это канделябром награждаются. Во вторых - пример хода: сходил француз, за ним разыграл карту Папа, скажем по предварительной договоренности с французом "Зарплату наемникам" на Испанцев. Затем ход Протестантов, те объявляют реформацию, они с Папой начинают броски кубиков, ждать их смысла нет. Ход переходит османам и далее по тексту, доходит до англичан, которые умоляют оказать им помощь в борьбе с французами, протестанты (имея на руках "подагру" отмечают для себя этот момент) и вход французов разыгрывают ее на Монморанси в надежде в следующую дипломатическую фазу получить нечто большее от англичан чем простое спасибо. Все, пока все это происходит, в большинстве случаев протестанты уже прокидали с папой все свои кубы, и снова настает ход святого престола. Это так сказать вариант, но повторюсь, большая часть карт подмоги играется после предварительных переговоров в дипломатическую фазу.
пардон, под активно влиять, подразумевались видимо карты-ответы. Я их по умолчанию проигнорировал. Когда они приходят в руку, в большинстве случаев уже знаешь против кого сыграешь или отслеживаешь краем глаза партию. этого вполне достаточно и для Папы и для Лютера
Игру купил в основном из-за интереса к теме религиозных войн. Однако вариант собрать аж 6 человек для полноценной игры выглядит малоосуществимым. Подскажите, ктонибудь играл в вариант на двоих (Протестанты - Папа) с опосредованными действиями остальных держав через дипломатическую колоду? Очень радует, что заявленное время игры с таким вариантом состовляет всего 3-4 часа.
Играбелен и интересен ли такой вариант, или же более играбелным смотриться вариант на 3 и 4 человек?
играл несколько лет назад посредством интернета (мы ведь говорим о официальной спец колоде ?) Очень понравилось. Рекомендую. Меньше чем полным составом лично я играть бы не стал. На мой взгляд это портит прекрасную игру.
Конечно с данной колодой, она и правила на двоих уже вложенны в издание 2010 года. Спасибо за ответ. Так я и думал. Получается, что играть лучше всего либо в дуэльном варианте за протестантов и католиков, сосредоточившись именно на религиозной борьбе, либо в мультиплеер со всеми аспектами игры, но именно вшестером.
Был бы очень благодарен если кто подскажет. 1.Можно ли нанимать войска в осаждённых городах? 2.Могут ли союзники осаждённых, не будучи в состоянии войны с теми кто осаждает, безприпятственно входить в осаждённые города?
1. Нет. 2. Если пришел ваш союзник, он будет сражаться в этом городе на вашей стороне без последствий для его договоренностей с вашим противником. Другими словами произойдет полевое сражение.
Сколько бросать кубов при штурме крепости с одним вражеским соединением в следующей ситуации: осадная армия составляет 6 частей и не имеет во главе себя полководца - 2 куба или 3?
в пункте 5.1 дается понятие армии в привязке к максимальной численности, то есть армия без полководца имеет максимальную численность 4 и для штурма не может быть активирована более чем в указанной численности (пункт 15.1 правил).
https://boardgamegeek.com/thread/808569/voice-experience-here-i-strategize
Перевел правила для двух игроков, для себя, без вычитки и без верстки, поэтому не выкладываю в общий доступ. Кому нужны или кто захочет вычитать и сверстать могу сбросить на почту.
Может у кого есть правила для двух игроков? Поделитесь пожалуйста. Если есть на русском языке вообще замечательно))
Для игры вдвоём нужна специальная «дипломатическая» колода из 19 карт. Первоначально она была выпущена отдельно, как дополнение, а потом включена в третье (юбилейное) издание игры.
Правила для игры вдвоём есть в последней версии книги сценариев, можно скачать с сайта издателя: https://www.gmtgames.com/p-508-here-i-stand-500th-anniversary-reprint-edition.aspx
спасибо!
На БГГ считается, что лучшее число игроков - это 6. Также рекомендовано 3. 2, 4, 5 игроков - не рекомендовано.
Это чем-то обусловлено? Комментарии игравших пожалуйста.
при 6 игроках у всех по 1 державе
при 3 - по 2
в остальных случаях кто-то из игроков руководит сразу 2 державами, а кто-то только одной
- видит больше карт
- может комбинировать игру больше в пользу одной из 2 держав
- больше возможностей в переговорах
отсюда перекос, который сильно ломает баланс
я играл 1 раз в четвером и пару раз в пятером
Письмо от победителя партии, Константина из Екатеринбурга:
Спасибо всем за игру от султана Сулеймана - было очень интересно и непредсказуемо.
Королю Франциску спасибо за движуху - вот настоящий деятель Ренессанса: и шато возводил, и экспедиции отправлял, и воевал со всеми соседями и в Италии воду баламутил. Все это было очень интересно, особенно авантюрное предложение драться двоим против всех на 5 ходу, а победит пусть тот, кому улыбнется удача (в том ходу, удача нас, правда, подвела). По итогам игры заслужил славу Строителя и Мореплавателя, практически не пустил ересь к себе, но потерял Италию.
Король Генрих был королем-воином. После бескровного подчинения Шотландии он все внимание устремил на континент и воевал там беспрестанно, получив из всех больше всего очков за военные победы. Амурными делами он почти не занимался, но счастливую весть о появлении здорового наследника успел узнать за день до пленения. Присоединил Фландрию и Шотландию, но остался добрым католиком. Протестантизмом в Англии будет заниматься уже наверно Эдуард VI.
Папство больше занималось под конец делами военными и дипломатическими действиями, а не религией. Самый интересный казус получился с Венецией - на деньги, полученные за фиктивное объявление войны, французы ловко оттяпали у Папы Флоренцию. Но Папа в ответ сколотил коалиция и занял у французов Милан. Судя по последним действиям Папы, он готовился к войне, а не к миру. В итоге Папство потерял Германию, но утвердилось в Италии, правда вместе с Габсбургами.
Доктор Лютер (а потом уж доктор Кальвин) успешно проводили дело Реформации в жизнь и освободили всю Германию от гнета Империи. Они стояли в шаге от победы, но стечением обстоятельств лишились последней карты, которая могла помочь одержать триумф в этой игре. Также они активно влияли событиями на окружающий мир (особенно Дориа и понос - надолго запомню). В итоге Германия - протестантская, во Франции потихонько пробирается кальвинизм, зато в Англии ничего не изменилось (поздно уж Генрих женился на любительнице протестантизма).
Карлу V досталась тяжелая доля - поддерживать баланс в Европе. После войны с тройственным союзом Франции-Англии-Османов, он был отброшен от ведущих ролей и вынужден был бороться с появляющимися лидерами. Исследования и завоевания не приносили столько успеха, сколько требовалось до возврата на лидирующие позиции. Карл несмотря на неблагоприятные обстоятельство упорно рубился против Франции на суше и Османов на море. Итог не слишком утешителен - потеряна Фландрия, Тунис и вся Германия, взамен Габсбурги утвердились в Италии. Думаю слабым утешением императору было возвращение экспедиции Магеллана с грузом пряностей - увы, все это произошло слишком поздно.
Сегодня закончили нашу партию в Here I Stand по переписке.
Нас было шестеро. СПб, Москва (*2), Казань, Краснодар, Екатеринбург.
Мы играли с 1 октября по 26 декабря 2016г.
Мы сыграли 6 полных ходов.
Один из нас победил 25 ПО.
Это было эпично.
Одно из лучших событий этого года.
Отчет будет?
тут шло-брело-писалось
http://boardwars.forum24.ru/?1-8-0-00000070-000-0-0-1482783492
НА ТОМ СТОЮ (в исполнении незабвенного фламандского менестреля Shadow_Alex)
Вступление
Коробка с HISом на столе,
Вся ночь отведена для войн,
Но ты не радуйся постой –
Не будет битв за Кале,
Не будет бороздить моря
Неугомонный Магеллан,
Не возликует Сулейман
Врагам бессмертие даря.
Сегодня нам не до побед,
Не до сражений полевых –
За души мертвых и живых
Пойдет война десятки лет.
Да, мы вдвоем - я и мой друг,
Я ересь жечь готов огнем,
В него же этим летним днем
Вселился протестантский дух.
Ход 1
И вот я вижу: злой монах,
Взращенный церковью святой,
Решил обрушить мой престол,
Явившись как в кошмарных снах
Под двери храма, он схватил
Топор, достал из рясы лист
И, словно старый хитрый лис,
К дверям его приколотил.
Наутро набежал народ,
Повергнув в смуту Виттенберг,
По городам пустился в бег
Слух, будто в Риме папский сброд
Пирует на костях людей,
Что вера продана за грош,
Что Папа всюду сеет ложь
И утешенье средь грудей
Находит женских, а не там,
Где нас учил искать Господь,
Что дух ослаб, всем правит плоть,
Разврат, и вопреки летам
Способен Папа даже пьян
Грешить все ночи напролет,
И слух, отправившись в полет,
Принес разлад в сердца крестьян.
И вот мятежный Бранденбург
Уже созвал свои войска,
Свирепый Лютера оскал
Изобразил челом мой друг.
Собрали в Вормсе мы Собор,
Речь приготовили отцы,
Но габсбургские подлецы,
Обиды вспомнив прежних ссор,
Не стали Папе помогать,
Мол, нас тревожит Сулейман,
Мол, Карл устал, а Альба пьян,
И в целом, мол, нам наплевать
Кто еретик, а кто святой.
А Лютер ясно изложил
Свои идеи и вложил
В немецкий разум их пустой.
И протестанство поползло
По городам, как саранча,
Нигде отпора не встречал
В своем ученье Лютер злой.
Ход 2
Прошло пять лет, пришла чума,
Ни Виттенберг, ни Бранденбург
Тот черный не щадил недуг,
В могилы превратив дома.
Неаполь тоже пострадал,
Весь флот забрал с собою мор,
В те дни был частым разговор,
Что Бог болезнью наказал
Еретиков и тех, кто глух
К призыву церкви был, когда
Жег речью Лютер города.
Народом овладел испуг.
Но и на Рим пришла напасть,
Вторжением грозит француз,
Урвать у Папы жирный кус
И утолить к сраженьям страсть
Вновь Генрих возжелал Второй,
В Милане войск наемных гвалт,
И вот уж отдан им сигнал
Под звуки труб идти на бой.
Мы ждем осады и стоим
В Равенне лагерем с весны,
Дозорный вдруг кричит с сосны:
- Наемники проникли в Рим.
Коварство низкое врага
Предупредить не удалось,
И, в сердце собирая злость,
Мы наблюдали, как стога
Горят огнем, а римских жен
Бросают в крепостные рвы.
Как трусы жалкие, не львы,
Смотрели мы. Собор сожжен
Петра Святого. Столько сил
И золота в него вложив,
Был каждый счастлив, что хоть жив,
И о возмездии молил.
Не выдержав суровых лет,
И груза юдоли земной
Ушел наш Папа в мир иной,
Вот, кто действительно был Лев
Десятый, кстати. В тот момент
Собрался вновь святой конклав,
И с кем-то важным переспав,
Был избран Папою Климент.
Пока религиозных дел
Кружился сей водоворот,
Возник француз вдруг у ворот
Равенны, тут же загалдел
Весь честный итальянский люд,
Но успокоили их: «Флот
Наш крепок, знай честной народ,
Что нас осадой не возьмут».
В Адриатических морях,
Заметим, добрый человек,
Никто не слыхивал вовек
Ни о французских кораблях,
Ни о пиратах, что живут
Лишь грязным подлым грабежом,
И Генрих будет поражен,
Увидев, что у Папы тут
Есть флот, готовый привезти
Нам мясо, рыбу, и банан
Из разных дружественных стран,
Чтобы в осаде не грустить
Народу в стенах крепостных.
Весь день ждал Генрих белый флаг,
Но лишь обидный пальцем знак
Показан был ему. Затих
Француз в полях, пришел закат,
Во тьме захохотала выпь,
В объятьях ласковой травы
Солдаты наши крепко спят.
Вдруг ночь заполнил топот ног,
Проклятья, стоны, блеск мечей.
Джанкарло, местный казначей,
Во сне увидел, будто Бог
Разгневан церковью святой,
И в рай закрыт тем будет путь,
Кто Папы прихвостнями суть
Являются. От мысли той
Джанкарло сразу затрясло,
Вскочив с постели, побежал
К воротам он, вонзил кинжал
В глазницу стражника. Веслом,
Стоящим рядом (все же порт),
Огрел второго и открыл
Ворота в крепость. Сотни рыл
Французских, словно на курорт,
Ворвались в город, и резня
Свершилась. На колени пав,
Джанкарло плакал, осознав,
Что видом рая соблазнял
Господь его, а вверг во ад.
Подняв из чьих-то мертвых рук
Топор, он описал им круг
И пал под дружный рев солдат.
Ребята, а на что влияет поворот кораблей при выходе в море?
Их можно перехватывать. Таким образом они отличаются от тех, кто вышел в море не в этот ход.
Сорри за оффтоп.
Может кто-нибудь посоветовать литературу по событиям ХиСа или Virgin Queen?
Историческую или художественную?
лучше художественную, но историческая тоже подойдет
В скетче британской комик-труппы «Монти Пайтон» персонаж по имени Мартин Лютер был главным тренером футбольной сборной Германии, игроками которой были представлены другие известные немецкие философы.
вообще вот https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D1%80%D0%B8%D1%85_VIII_(%D0%BF%D1%8C%D0%B5%D1%81%D0%B0)
и вот
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D1%89%D1%91_%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0_%D0%B8%D0%B7_%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%91%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D0%BD_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC,_2008)
а тут более растянуто
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D1%80%D0%B8%D1%85_VIII_(%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB)
У Рафаэля Саббатини куча романов по данной эпохе (особенно советую Псов господних", плюс Вальтер Скотт, Манн и его Генрих III, ну и конечно Дюма с его трилогией о Генрихе III, хотя у него есть и другие произведения по данной эпохе вроде Двух Диан и Пажа герцога савойского.
Да еще биографические произведения про Лютера и Кальвина были интересные, но я не помню уже кто был автором........
О какой стране?
о всех участвующих: Испания, Италия, Англия, Германия, Франция, Турция.
Нидерланды, Португалия, Венгрия, Австрия
На меня в свое время произвела впечатление Мамаша Кураж.
Из приключенческого очень люблю Ульриха Комма - там о Ганзе того времени.
А так очень много. Тема то какая))))
Романы Вальтера Скотта, например, Кенилворт
Я очень рекомендую роман Лютера Блиссета "Q". Он фактически про радикальное крыло протестантов - анабаптистов. Проповеди, бунты, казни и шпионы - фактически, что происходит на немецкой территории СРИ, когда игроки за Папу/протестантов бросают кубики.
У Тима Пауэрса еще есть "Черным по черному". Это скорее историческая фантастика, но фоном там осада Вены турками в 1529 году.
Подскажите пожалуйста, где найти карточки действий на русском языке. [Видел их, пару лет назад, на каком на каком-то форуме теперь не могу найти]
дык, здесь и выложено. переведенные карты в пнп комплекте
Хотел бы присоединиться к игре в HiS. Желательно к новой партии, но могу и вклиниться в игру, если нужна будет замена. Ходить обещаю регулярно, может разве что понадобиться небольшая помощь, чтобы с вассалом разобраться.
По вассалу играл всего однажды и не в HIS, но впечатления отрицательные. Вассал заточен под онляйн, для PBEM-а он не очень; Киберборда лучше.
Игра отлично идёт на 2-х игроков, намного лучше чем мультиплеер и главное быстрее и не надо собирать много народа на тесной кухне.
Кто не играл вдвоём рекомендую попробовать, в этом она качественно опережает конкурента Вирджин Квин
вот это номер.
Это лишь купированная версия. играется неплохо, но есть игры для двоих и более веселые. Кто собирается брать ХиС, чтобы играть в нее вдвоем, не говорите, что вас не предупреждали.
Ни Королева ни ХиС не предназначены для дуэли. То что в ХиС в свое время прикрутили доп с колодой, это конечно мера как раз для изложенного Варлордом. Но тратить деньги для того чтобы играть в ХиС только вдвоем, это редкостная ересь
Хис out of print дружище. Можно достать только если где-то залежалась на складах. Покупать ради игры для 2-х игроков я не призываю, но у кого она есть рекомендую попробовать на 2-х человек.
-
А на счёт лучше-хуже игр миллионы, из которых 0.001% и даже меньше интересных и то индивидуально по каждому человеку. Что по мне, я лучше в ХиС вдвоём поиграю, чем искать 6 махровых гиков + гигантский стол и помещение для игры на 10 часов если полным составом да ещё и правила в течении часа объясняй, а если кто ещё и тугодумит - это вообще жесть.
-
я в курсе. Другое дело, что ХиС пока достаточно активно продается и с рук.
А насчет всего прочего, с двухколесного велосипеда при желании можно сделать трех и весело на нем кататься. Я то не возражаю, хоть сам с собой играй. Но вся прелесть ХиСа при игре именно с 5 "махровыми гиками"
Эх, где достать этих махровых гиков...
Ну и на тему религиозных войн стратегий на двоих к сожелению больше нет, или есть? Так что если данная тема интересует, да еще и нет возможности наскрести народ, единственный вариант HiS.
Вообще мне на двоих игра очень понравилась (но тут скорее всего сыграла тема игры - где еще позволят сыграть за ПР :)), она в таком виде действительно более играбельна чем VQ, да еще и играется значительно быстрее.
З.Ы. Андрей, надеюсь в зимние каникулы
удасться разложить VQ?
Питер. Есть один-два гика. Один даже с образованием историческим, германист. =)
и меня, и меня запишите в ряды питерских гиков) (по крайней мере к ХиСу давно питаю очень теплые чувства)
Ну и отлично, можно на каникулах и разложить ХиС или VQ. на 5 человек.
Кто ж спорит. Полгода назад я же самолично отвечал на вопрос - играбельна ли версия на двоих. Здесь я лишь утверждал, что для двоих это лишь бледная тень полноценной игры.
Конечно, у Королевы такого костыля для двоих как у ХиСа нет. Простую облучающую боевку испанцев против турок игрой особо и не назовешь. Зато она вполне приемлимо играется в четвером и впятером, чего ХиС была лишена
про версию на двоих плюсую. Играть в ХиС исключительно на двоих все равно что покупать современный компьютер, чтобы играть в сапера. Полноценная игра гораздо глубже и многограннее.
Не вижу проблем игры впятером в ХиС. Играл дважды одновременно за протестанта и Англию, и эти 2 стороны очень хорошо уживаются друг с другом. (не уверен, что игра одновременно за Францию и Турцию при игре на 4-х так же удобна)
Баланс начинает трещать. Так как на твою победу играют две руки а не одна. У нас однажды англичане у протестантов курфюршества отхватывали, лишь бы к победе не пустить, это не говоря про всякие карты гадости для слишком зарвавшегося друга протестанта
Обрати внимание уже в одной теме вас 4 человека. Вы с Варлордом правда думаете что в своем мегаполиса еще человек 10 не найдете?
Сегодня играл составом шесть человек при одном отпавшем запасном игроке в ХИС. =) Это Питер, хайматшдатд Варлорда. Варгеймеры есть. =)
А ХиС, это не Агрикола. Здесь надо чтобы все игроки хотя бы раз пробежались глазами по правилам. И в идеале хотя бы раз уже побыли статистами в игре - "пороху нюхнули". Если вы готовы пойти на это, то через 2-3 относительно слабых партии, игра раскроется вам в полной красоте и думать забудете о двух-пяти игроках - только 6 человек, только хардкор! :)
Но даже при этом сетования на отсутствие игроков в городе милионнике весьма странные.
при всей своей крутости немного расстроила карточная система: за 8 часов успели сыграть 3 хода до конца (из 9), 3 хода - это всего 3 раздачи карт событий по 3-5 карт каждому, "достоинство" карт бывает от 1 до 6, плюс у каждого 1 базовая карта фракции с достоинством 5 (у Папы две карты на 3 и 4)... соответственно, у кого-то могут прийти единички-двойки и сила руки будет в районе 10-15, а кому-то мощные карты и рука будет на 20-30, т.е. почти в 2 раза сильнее, а сильная рука - это больше юнитов, больше мобильность, выше шансы на победу в бою, больше возможностей для проведения всяких экспедиций, получения очков и т.д. и т.п... при таком небольшом количестве раздач карт, роль случая при раздаче чрезвычайно высока, что совсем не есть гуд, учитывая, что с этой неудачной рукой придётся играть 1,5-2 часа реального времени, а потом ещё около часа ждать пока Папа с Протестантами закончат свои прения и дебаты, тратя свою кучу карт на руке...
в остальном игра очень понравилась
играли все первый раз?
слабая рука, конечно обидно, но это добавляет интриги. Приходится выкручиваться за счет дипломатии, решительных сражений (часть единиц весьма неплохие боевые карты). Так что далеко не смертельно.
Мы в воскресенье справились за 7 часов и уложились в 6 ходов. Собираюсь подробнее расписать. Тоже в дневнике черкнул бы, кто выиграл. да счет чего.
двое из четверых играли в первый раз
я, честно, пока не вижу в чём интрига слабой руки, дипломатией можно разве что добиться паузы до следующего хода, опять же потратив что-то, армии наёмников, корабли или карты на следующий ход, т.е. опять себя ослабить, усилив оппонентов
у меня из всего мусора на руке боевая карта попалась всего одна, но она сыграла отлично, позволив французам захватить испанского короля и генерала за одну битву в Метце
быстро сыграли, молодцы
Это была уже, если не ошибаюсь, наша близкая к 20 или более игре. Все правила знают, нюансы возникают очень редко. По началу у нас тоже уходило на 3-4 хода 8+ часов.
Как я понял вас было 4. Не самое удачное число с учетом того, что части игроков приходится играть за две страны, а это очень сильно просаживает время. Я бы рекомендовал вам собраться полным составом - сэкономите время.
В этой игре нет "мусора". Просто вы еще не умеете правильно применять имеющиеся на руке ресурса, а некоторым приходится думать за двоих . Этих людей мне жаль вдвойне. Игрок за Англию, вроде как играет и за протестантов - это очень сложно.
ну уж, нет мусора...
есть карта на 4, которая позволяет поднять восстание в захваченном городе и получить его практически бесплатно назад, а есть единичка с мореплавателем, за которого в конце хода можно только кинуть кубик и, может быть, что-нибудь открыть, а потом, опять же может быть, получить какую-то дополнительную карту, а может и не получить нифига
в игре меньшим составом мне не понравилось то, что невольно каждый игрок, контролирующий 2 фракции защищает, по сути, свои личные интересы, т.е. у нас, например, Папа зачем-то помог протестантским англичанам захватить католический Париж, потому что его же Габсбурги в это время планировали осаждать французов на юге, в итоге потратил карту и в конце хода потерял кучу влияния в Европе, позволив протестантам выиграть
только ты не учитываешь, что Кабот (мореплаватель с единичкой) это дополнительный исследователь (обычно можно только одну экспедицию засылать) очки за открытия это очень полезная прибавка, их у тебя в течении игры никто не отнимет (в отличии от города). Конечно, все по кубику, но небольшая цена окупает риски. Конкистадоров, понятно, полезно посылать только Габсбургам, остальным только с Оспой. Естественно, тот же Кабот может прийти, тем же туркам, это неприятно, но не смертельно. За карту вполне можно активировать флот. Ни одна карта в игре не пропадает. Вообще, по опыту, игра "возвращает" и не удачные броски кубиков и неудачные расклады, достаточно грамотно ими распорядится и глядишь через ход из 10 кубиков выкинешь 6 хитов, а за слабые карты на руке получишь 6 на бросок деторождения. Такова "планида". CDG поощряют побежать не благодаря, а вопреки.
Как я и говорил, это просто показатель неопытности. Вы просто еще полностью все возможности игры не уложили в голове. Поверьте 1 ОД в иге это очень много и оно вполне может решить исход игры. А особенно о недостатке того самого 1 ОД вы будете постоянно жалеть.
Ну а об игре иначе как полным или минимальным составом я думаю даже говорить не стоит - игра просто себя не раскроет.
а можно как-то конкретно без растекания мыслью про неопытность и незнания?
на 1 ОД можно сделать 1 переход, активировать флот, взять 1 отряд наёмников и ещё по-мелочи... баланса в картах нет, есть дикий рандом, случающийся очень редко, но определяющий очень многое
по секрету готов сообщить, что это обшая проблема всех карточных игр, от хоть покера хоть ХиС.
В ХиС глобальная проблем с картами одна, до который вы еще не дошли. Это возможность чудовищной прокачки Габсбургов. Как тебе рука до 11 или более карт? В Королеве этот косяк правят. Вот это проблема, а не то что к тебе в какой то ход пришли карты - 1,2,3,2 и родная 5.
При такой руке можно метнуться умолять о мире, благо правила на твоей стороне, мир будет заключен, там где это не возможно (протестанты и Папа, войны еще нет), приходится выкручиваться посредством дипломатии.
Меня удивляет, что про кубики еще ничего не сказал. У вас что еще не было катастрофических бросков? Когда армия в 11 кубов не делает и одного хита.
ХиС игра не без недостатков, карты и кубики постянно и серьезно влияют на результат, но засчет обшей истории и атмосфере игре это прощается. Сам же говоришь - понравилось.
Кстати, при анализе своих катастрофических ходов (кубики и карты) нередко прихожу к выводу, что в большинстве случаев мог всего этого избежать, если бы грамотно распорядился имеющейся рукой и дипломатической фазой.
Леша все верно написал. На данный момент вы видите 1 ОД как средство влияния на собственное развитие и действия напрямую. Использование этих карт косвенно - залог, подарок может дать куда как большие дивиденды.
Баланса в картах нет? А его и не должно быть. Колода - это ГСЧ, она нужна для того, чтобы генерировать случайные результаты. Но и сташного рандома нет, он смягчен событиями, которые порой важнее очков.
Вы просто не рассчитывайте на приход сплошных пятерок. Я перед раздачей прикидываю пару направлений, на которых буду активен в следующий ход, а после раздачи корректирую планы. Пришла рука хуже - концентрируюсь на одном, пришла лучше - добавляю третье или усиливаю мощь на двух выбранных.
Действительно, с неполным составом играменяется сильно. Мы однажды играли втроем, казалось бы вседолжно быть как всегда, просто каждый игрок играет за две страны. Ан нет, игра сильно поменялась, с двух рук событий приходит больше, а сыграть их можно в пользу, скажем, только одной страны.
Папу с протестантами можно умело игнорировать с их возней пару первых ходов и давать им играть друг с другом. Это при условии, что Папа не воинственных наклонностей. Главное в их возне не пропустить вспышку справа и не дать кому-то из них незаметно для всех остальных победить.
Наличие же единичек никогда особо не было проблемой. Да с единичками войну на три фронта не выиграть, с другой стороны, а кто мешал договориться заранее зная свои карты? Обман, блеф, расчет - вот три кита на которых стоит игра. :)
а как их игнорировать? пускай сами играют между собой, пока остальные ходят?
да, все далеют ходы пока они друг за другом ходят. Когда ход снова доходит до Папы (он первый как ты помнишь), уже все готов или немного ждем. Уточняем будут ли они вылезать за пределы свонй грызни и в случае отрицательного ответа снова прогоняем круг.
Как я уже неоднократно говорил, играть в ХИС меньше чем полным составом не стал бы. В Наполеоник Варс можно, в ХиС нельзя.
Папа ходит пятым, протестанты шестыми
в принципе всё так, но у нас была такая фишка, что Папа периодически помогал другим играя полезные события, за какие-то плюшки в будущем, а если кто-то заранее будет общаться с папой в открытую, то это может повлиять на ход других игроков
Не очень понял в чем "фишка". В игре часто приходится помогать другим в надежде на дивиденды в будущем, в обратку на обещания, да просто ради блефа или с целью притормозить кого-то.
Дело в том, что "незамечать" религиозную игру можно только при полном составе. При любых других раскладах такой вариант не проходит и игра начинает серьезно буксовать.
фишка в том, что если Папа и протестанты будут ходить параллельно со всеми и решать свои вопросы, то ни уже не смогут так активно влиять на других
как влиять то? в чужой то ход? Здесь ход перехватывать нельзя, кроме движения войск, но про то и говорят в начале игры протестанты вообще не могут повлиять на чужое движение, а если чужие армия и флоты начинают свои телодвижения в сфере интересов Папы, то это, конечно, то понтифику это сообщается и в 90% случаев он никак не реагирует. Если у этих двоих есть желание сыграть обще политические карты (восстания, заграничные войны, кометы и пр.) их об этом спрашивают. Все.
именно розыгрыш карт как событий в пользу тех или иных
например, можно "махнуться" событиями, то бишь кто-то из королей играет карту в пользу Папы (или не играет в пользу Лютера), за что Папа играет какие-нибудь восстания или разгоняет наёмников, по договорённости опять же
а если замес проходит параллельно, то, например, французам придётся договариваться с Папой до того, как походят англичане, что не есть гуд
вообще не вопрос. Во первых вся торговля, убеждение и подкуп вынесена в отдельную дипломатическую фазу. Если в импульсе начинается затягивание времени подобными вещами, за это канделябром награждаются. Во вторых - пример хода: сходил француз, за ним разыграл карту Папа, скажем по предварительной договоренности с французом "Зарплату наемникам" на Испанцев. Затем ход Протестантов, те объявляют реформацию, они с Папой начинают броски кубиков, ждать их смысла нет. Ход переходит османам и далее по тексту, доходит до англичан, которые умоляют оказать им помощь в борьбе с французами, протестанты (имея на руках "подагру" отмечают для себя этот момент) и вход французов разыгрывают ее на Монморанси в надежде в следующую дипломатическую фазу получить нечто большее от англичан чем простое спасибо. Все, пока все это происходит, в большинстве случаев протестанты уже прокидали с папой все свои кубы, и снова настает ход святого престола.
Это так сказать вариант, но повторюсь, большая часть карт подмоги играется после предварительных переговоров в дипломатическую фазу.
логично
пардон, под активно влиять, подразумевались видимо карты-ответы. Я их по умолчанию проигнорировал. Когда они приходят в руку, в большинстве случаев уже знаешь против кого сыграешь или отслеживаешь краем глаза партию. этого вполне достаточно и для Папы и для Лютера
Игру купил в основном из-за интереса к теме религиозных войн. Однако вариант собрать аж 6 человек для полноценной игры выглядит малоосуществимым.
Подскажите, ктонибудь играл в вариант на двоих (Протестанты - Папа) с опосредованными действиями остальных держав через дипломатическую колоду? Очень радует, что заявленное время игры с таким вариантом состовляет всего 3-4 часа.
Играбелен и интересен ли такой вариант, или же более играбелным смотриться вариант на 3 и 4 человек?
на этих выходных числа 7, скорей всего, будем собираться на полный состав, возможно, будут свободные места за столом
играл несколько лет назад посредством интернета (мы ведь говорим о официальной спец колоде ?)
Очень понравилось. Рекомендую.
Меньше чем полным составом лично я играть бы не стал. На мой взгляд это портит прекрасную игру.
Конечно с данной колодой, она и правила на двоих уже вложенны в издание 2010 года. Спасибо за ответ. Так я и думал. Получается, что играть лучше всего либо в дуэльном варианте за протестантов и католиков, сосредоточившись именно на религиозной борьбе, либо в мультиплеер со всеми аспектами игры, но именно вшестером.
Был бы очень благодарен если кто подскажет.
1.Можно ли нанимать войска в осаждённых городах?
2.Могут ли союзники осаждённых, не будучи в состоянии войны с теми кто осаждает, безприпятственно входить в осаждённые города?
1) Точно нет.
2) Скорее нет, чем да, не уверен.
1. Нет.
2. Если пришел ваш союзник, он будет сражаться в этом городе на вашей стороне без последствий для его договоренностей с вашим противником. Другими словами произойдет полевое сражение.