-AdRiver-

Ни шагу назад!

No Retreat! The Russian Front, 2011

свернуть все темы
Sergey84 написал 4 месяца назад: # скрыть ответы

Ребята, а кто-то разбирал пример в соло игре?
Правильно ли там описан внезапный разгром? Как-то там не соответствуют значения... стр.4 текст из третей колонки...ведь в 9-ом раунде чтоб сменить инициативу нужно что бы ПО были в пределах трех значений в ту или иную сторону от числа 26...верно? А в этом примере указано что победных очков 13...до разгрома очень далеко...!

Nelud написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Тоже начал разбираться... Это как раз то, о чём говорил товарищ fonfrost:
>> "Кстати правила соло (это вы можете увидет по дате журнала), плюс отдельные сражения, также выходившие в журнале, затачивались под 2 редакцию игры"
Вот только эти значения ПО внезапного разгрома, по-моему, соответсвуют не 2-й, и даже не 1-й редакции, а вообще предыдущей версии игры: https://boardgamegeek.com/image/480345/no-retreat-russian-front-1941-1944

Sergey84 написал полмесяца назад: #

Теперь понятно...спасибо!

Sergey84 написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Нововведение!
Любители "Ни шагу Назад" привет.
Наверняка вы следите за некоторыми исправлениями в правилах и наверняка слышали о таком изменении...что когда одно войско атакует противника в двух разных гексах и при этом одно из войск обороняющегось с жетоном без снабжения то сдвиг в пользу атакующего(за жетон без снабжения) применяется всегда. Карл считает, что именно так есть правильнее и в таком случае это правило в "Ни Шагу Назад Русский фронт" будет соответствовать всей серии игр "Ни Шагу Назад", но... не запрещает играть строго по правилам именно этой игры.

Belalus написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Я думал сдвиг, применяется только если войска в 1 гексе, а если в 2х разных,то зависит от того, какой гекс для атаки выберет атакующий, если гекс с армией без снабжения - то будет сдвиг, если с снабжение-то нет.

Kysh написал полмесяца назад: #

В правилах нет гекса, который выбирает атакующий.
В случае, если игрок атакует два или более гекса, обороняющийся выбирает бонусом какого гекса он будет пользоваться.

Belalus написал месяц назад: #
Сценарий 45го


Я понимаю что большая часть игр - это барбаросса, или полная кампания, но пробовал ли кто сыграть сценарий 45го года?
Хотелось бы обсудить.
Просто я пытался сам с собой его прогнать пару раз - и ни разу не выиграл за СССР.
Конечно, тут берем как данность (по крайней мере у меня так) что, когда играешь сам с собой, то ставки ниже и не продумываешь все прям максимально до мелочей, но тем не менее.
Я уже и разные тактики попробовал - то шел через юг, то наоборот пытался севером пройти, пытался в лоб пробится к берлину, пока в последнем раунде гарнизон не исчезнет, то разбивал окруженные войска на побережье, то оставлял "гарнизон" и шел остальными в атаку - все без толку, чаще всего немец удерживает спокойно 2 города (чаще всего прага и берлин) и досиживает до конца игры. Вообще Берлин кажется практически не берущимся, уж не знаю почему автор решил так сделать, но его практически невозможно взять за 1 раунд, а как до него дойти, чтобы было 2 раунда на атаки - без понятия.
За немцев же наоборот играл максимально дуболомно - я даже особо контрударами и атаками не запаривался, просто каждый ход возрождал убитых, ставил их так чтобы СССР каждый ход тормозил и продвигался от силы на гекс - и все, какие бы карты СССР не выкидывал на бои - его тиб и постоянные "втыкания" в все новые войска немцев на крайне узком фронте, где ни обойти особо, ни маневр применить делают так, что я не вижу способов вскрыть немецкую оборону.
Впрочем, я когда Багратион играл сам с собой тоже не мог за СССР победить, а потом когда с другом играли он с первого раза меня вскрыл, так что может я "просто не умею их готовить"...

Lee написал месяц назад: # скрыть ответы
Достали переводчики ГАГИ

Ну вот почему нельзя перевести нормально сразу? Перевели блин 8.5.4 непонятно как, я чуть инсульт не получил от их маразма. Хорошо, что ребята подсказали про эррату!
Потом посмотрел английский вариант, там таких художеств как у ГАГИ нет! Нет никаких "через", а я 2 раза из-за этого проиграл.
СПАСИБО всем, кто мне помог разобраться!
Такой осадок неприятный остался от такой локализации...

a7v написал месяц назад: #

Это верно, но судя по бгг, и английские правила кучу вопросов вызывают

Belalus написал месяц назад: # скрыть ответы

Да, это мутный момент - сначала сказано что в ЗКП ходить нельзя, потом уточнено что не только в ЗКП 1 юнита, а и разных тоже, потом сказано что свои армии отменяют ЗКП - но то что после перемещения надо остановится тоже не сказано.

Кстати, еще вопрос возник - свои армии отменяют вражескую ЗКП для перемещения - а для высадки по ЖД ? Можно, например, выбросить свои войска поверх армии внутри вражеской ЗКП?

Sergey84 написал месяц назад: # скрыть ответы

Высадку в ЗКП производить нельзя(свои подразделения для такой операции ни как не отменяют ЗКП)

Belalus написал месяц назад: # скрыть ответы

Откуда такой вывод? Автор отвечал на этот вопрос?

Kysh написал месяц назад: # скрыть ответы

В правилах четко описано когда отменяется ЗКП:

In addition to allowing some limited infiltration movement (8.5.3), the presence of a friendly
unit negates an enemy-controlled hex for the purposes of
tracing a Supply Path (6.3) or when Retreating (10.7.5).

Belalus написал месяц назад: #

Премного благодарен.

Kysh написал месяц назад: # скрыть ответы

Свой юнит отменяет ЗКП в своем гексе только:
1) при проведении линии снабжения
2) при отступлении

Еще есть возможность ограниченного передвижения в ЗКП (на 1 гекс) при условии, что вы передвигаете юнит в гекс с союзным юнитом. Заметьте - это не отмена ЗКП, это - ограниченное перемещение в ЗКП.

Guautemock написал месяц назад: # скрыть ответы

Небольшой уточняющий вопрос. После боя юнит должен отступить на два гекса. Вот он отступает в первый гекс. Этот первый гекс в ЗКП, но в нем есть дружественный юнит. Так что отступление разрешено. А дальше что происходит? Отступающий юнит останавливается в этом первом гексе или отступает еще на один гекс?

Sergey84 написал месяц назад: # скрыть ответы

Отступает еще на один гекс. В любом случае отступать нужно на два гекса. Только не забывайте, что если есть не выгодный вариант отступления но минуя все эти зоны котроля...Вы обязаны им воспользоваться!

Guautemock написал месяц назад: # скрыть ответы

Спасибо за разъяснения. Играли неправильно, выходит. Мы отступали на один гекс, пользуясь наличием в это гексе дружественного юнита, и "залипали" в ЗКП. А поскольку при результате боя "ОО" соединение обязано отступать на 2 гекса, мы помещали отступивший юнит в уничтоженные.

Sergey84 написал месяц назад: #

Пожалуйста.👌

Belalus написал полтора месяца назад: # скрыть ответы
Ох уж эти карты...

Эффекты карт в игре расписаны так себе, так что возникло два вопроса -
1) Есть карта Резервов, которая позволяет два сдавшихся/уничтоженных подразделения в любой момент поместить на железную дорогу. Обычно не важно - выходят они с маркерами дезорганизации или нет - но в сочетаниии с картой Маскировка, которая позволяет сразу в фазе перемещения высадить эти войска и их переместить - а значит и атаковать - это становится важным. Так вот вопрос - кладутся ли при розыгрыше этой карты жетоны, или все же нет?
2) Карта ОКХ срабатывает в фазу взятия карт.
Есть еще две таких же карты - Летняя кампания и Генеральное наступление - про них в ФАКе расписано, что их нужно продержать в руке до следующей фазы взятия карт и только тогда они сработают - а как это работает с ОКХ не сказано. Логично, что таким же образом, но хотелось бы уточнить.

Belalus написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

Еще вопрос возник по урону отрядам без снабжения - если двухшаговый отряд без снабжения получает урон - он теряет просто шаг или сразу уходи в сдавшиеся? И если уходит в сдавшиеся - то сильной стороной или слабой?

a7v написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

Задавался этим вопросом - сразу валит в сдавшиеся.

По поводу какой стороной уходит в сдавшиеся - в данном случае неважно, можно сказать что слабой, так как уничтоженных и сдавшиеся двухшаговые возрождаются всегда на слабой стороне. Поэтому как уходят тут неинтересно, главное как приходят)

[7.9.2] Reduced-Strength: Two-step units always return to the map on their reduced-strength side when brought back as Replacements.

a7v написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

Сорри, тут важно как он урон получил. Там нет понятия получить урон, есть разные результаты боя. Ну как бы есть конечно потеря шага, но это щапутыает, лучше результаты конкретные смотреть. При простом ОБ - не сдаётся, просто теряет шаг. В прочих результатах сразу сдаётся - типа ОО, ОУ, ОР

Belalus написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

Перечитал, тут ниже уже было обсуждение, что происходит в битве без снабжения, причем начал его я)
В общем ОО и ОР работают так же как иа работали, ОБ и ОУ работает так же если у соединения 2 шага, и только если остался или изначально был 1 шаг - уходит в сдавшиеся
Т.е. по факту жетон без снабжения отправляет отряд в "сдавшиеся" если он должен был уйти в "уничтоженные"

a7v написал месяц назад: # скрыть ответы

Там просто важная фишка в том, что кроме потери шага, многие результаты предполагают отступление. А тот, кто без снабжения сидел, обычно и отступить не может, иначе откуда у него появился этот маркер. Поэтому он уничтожается и в сдавшиеся идёт.

Belalus написал месяц назад: #

Ну когда отступить некуда то и вопроса то нет, ясно что сдается - мой вопрос был именно по ситуации когда есть куда отступить.
Например город, от которого снабжались войска, попал в ЗКП из-за просчета игрока, и сразу несколько армий без снабжения остались - но отступать есть куда.

Kysh написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

1) где-то на бгг автор отвечал конкретно по этим картам, что маркер дезорганизации кладется, если было восстановление юнита. В карте же написано "переместите". Маркер не кладется.

Belalus написал месяц назад: #

Спасибо

Belalus написал месяц назад: #

Спасибо

Lee написал 2 месяца назад: # скрыть ответы
Пассивная атака

Во время игры обратили внимание, что все разбитые и уничтоженные соединения СССР имеют хитрое возвращение.
1. Их уничтожили и в этом же ходу берутся карточки и ВСЕ практически возвращаются на поле в том месте, где надо игроку.
2. Это почти как шаровая ж/д, только с жетоном дезорганизации.
3. Они тут же могут двигаться на врага и создавать своими зонами контроля ему проблему, что по сути является пассивной атакой.
4. В результате, немецкие соединения просто попадают в мешки, т.к. они атакованы боеспособными соединениями и в результате отхода попадают в зоны контроля противника.
5. В результате немцы незаслуженно страдают, получается, что разбивать и уничтожать противника практически не выгодно, разве что выбиваешь у него карточку, а это не смертельно для СССР.
РЕШИЛИ. Изменить правило с жетоном дезорганизации. Теперь разбитые соединения после выставления на поле получают 1 жетон и могут ходить, но не имеют зоны контроля.
Уничтоженные получают 2 жетона и после выставления не имеют зоны контроля и не могут двигаться.
Жетон или жетоны могут быть сняты за карту или в конце хода как обычно, при снятии функции восстанавливаются.
Если играть как обычно по правилам получается явный перекос в сторону советов.

knoppix написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Возвращаются они не где надо игроку, а так как написано в пункте 7.6 правил, поэтому это прямо совсем не как ж/д. Плюс соединения СССР не то чтобы далеко могли ходить, особенно в первых сценариях.

Еще есть ощущение что вы не совсем верно гуляете через ЗКП противника. Потому как таких ситуаций за все партии не было.

Ну либо игрок за Германию просто очень слабо играет и позволяет себя зажимать в котлах.

Lee написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Возможно я неверно играю, то поправьте меня.
1. Советские части можно выставить в городе под советским контролем или в гексе возле него, нужно иметь снабжение.
Это как всегда 3+1 до города. Верно?
2. Через ЗКП ходить нельзя, но если там есть свои части, то через них можно. Выйдя из гекса со своими, попал в ЗКП и стал.
Так у нас и происходит окружение.

Sergey84 написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

1. И не в ЗКП
2. (Ваш текст...но если там есть свои части, то через них можно) это не верно...
Не через этот гекс можно пройти а в ЭТОТ гекс можно ВОЙТИ...далее вынуждены остановиться!

Lee написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

1. Понятно, если в ЗКП, то город не снабжен.
2. Получается, что если стал сверху своей части, то дальше пройти нельзя на один гекс?
Своя же часть отменяет ЗКП врага, значит только следующий гекс пустой будет в ЗКП и нужно остановиться, разве не так?

Sergey84 написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

1. Не понял вашего комментария...если Вы имеете ввиду, что город в ЗКП не имеет снабжения, то это не так...ну конечно если можно провести эту саму линию от города по правилам... и разместить подразделения возле такого города тоже можно источником снабжения может быть другой город
2. Не так!
Ну например..
1) при перемещении Вы зашли в ЗКП--вынуждены остановиться, дальше просто нельзя идти, не важно есть в этом и следующем гексе Ваши подразделения или их нет!
2) Вы находитесь в ЗКП--здесь важно понять, что Вы не можете перейти в ЗКП(ну попросту обойти противника), нужно выйти из ЗКП и потом только вернуться в ЗКП и опять вынуждены остаться на месте
3) Ваши два подразделения находятся в соседних гексах друг с другом но при этом ЗКП--Вы можете одним из своих подразделений напрямую войти в гекс с другим своим подразделением, но опять вынуждены остановиться!

Lee написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Если пустой советский город в ЗКП противника, он снабжен?
Соединение движется по свободной территории, подходит к ЗКП, в которой стоит свое соед., ЗКП противника отменено, т.к. в гексе союзники. Оно входит в гекс с союзником и может продвинуться дальше. Потом в соседнем гексе попадает в ЗКП и останавливается.
Так правильно?

Sergey84 написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Нет не правильно...вынужден остановиться в гексе со своими союзниками!

Lee написал 2 месяца назад: #

Сергей, но советы имеют предел группирования и при остановке на союзнике вылетают в ячейку разбитых.
8.5.4. разрешает переместиться ЧЕРЕЗ своего, а не НА своего.
Он же попал на своего, а значит ЗКП нет! Значит только следующий гекс будет в ЗКП!

Kysh написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

1) Город под контролем СССР (если в ЗКП немцев), но не снабжен
2) Нет. Заходит в гекс с дружеской фишкой и останавливается. Если начинает движение в ЗКП, то он может либо выйти из ЗКП, либо передвинуться на гекс в ЗКП, в котором есть дружеская фишка и остановиться после этого.

Lee написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Почему останавливается? Где это в правилах?
Свое подразделение отменяет ЗКП противника!
Значит можно двигаться дальше!
А если уж тогда попадешь в ЗКП - стой. 8.5.4

Kysh написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Свой юнит отменяет ЗКП для проведения линии снабжения. И все.

Kysh написал 2 месяца назад: #

Ещё для отступления

Sergey84 написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Вот что касается по поводу снабжения города, который находится в ЗКП
https://boardgamegeek.com/thread/2503460/question-about-unit-placement-and-supply

Kysh написал 2 месяца назад: #

Да, все так как я и ответил.

a7v написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

>2. Через ЗКП ходить нельзя, но если там есть свои части, то через них можно. Выйдя из гекса со своими, попал в ЗКП и стал.

Это ошибочка распространенная (но правила надо очнеь внимательно читать, чтобы осознать этот момент верно, к сожалению).

knoppix написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Там была изначально не очень верная формулировка в правилах, в эррате уточнили:

8.5.4 «Отмена ЗКП» следует читать таким образом:
«Присутствие дружественного соединения в ЗКП позволяет не только перемещаться !В! его гекс (8.5.3), но и проводить
через него линию снабжения (6.3) и отступать (10.7.5).»

Изначально было написано "через".

Lee написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Теперь ВСЕ ЯСНО.
"Через" в 8.5.4 и "в" хронически разные вещи, но в правилах написано "через", а это не в.
Значит я по трактовке правил все же прав, а вы все знаете эррату, поэтому знаете тайну. )))
Всем спасибо, теперь понятно.
Охваты через свои части при трактовке "в" проводить нельзя.

knoppix написал 2 месяца назад: #

Добавил в файлы эррату и F.A.Q. от Gaga Games. Их так же можно найти в карточке игры у них на сайте.

Sergey84 написал 2 месяца назад: #

Кстати правила в этом моменте написаны с ошибкой, поэтому возникает противоречие и путаница...
[8.5.4] Отмена ЗКП: присутствие дружественного соеди-
нения в ЗКП не только позволяет перемещаться (В) его
гекс (8.5.3), но и проводить через него линии снабжения (6.3)
и отступать (10.7.5).
Так должно быть☝️

Lee написал 2 месяца назад: #

А что не правильно, именно это и пишут в правилах. А как же тогда верно???

Sergey84 написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

1. Уточню на всякий случай...3+1 это относится только к снабжению, размещать же подразделения необходимо либо в городе либо в гексах строго вокруг города(таких гексов 6)

Lee написал 2 месяца назад: #

Да, это понятно. Именно это я и имел ввиду.

a7v написал 2 месяца назад: #

Это нужно решать не механически, хоумрулами, а стратегически в рамках имеющихся правил. Наррмер, немцам нужно стремится в начале не разбивать советы, о окружать их, чтобы сдавались. Кроме того немцы должны следить за своим фронтом и не допускать окружений.

Ahilles написал 2 месяца назад: #

5. В результате немцы незаслуженно страдают ))))))))) - пусть страдают, а в обще с играйте Битва за Москву (можно даже онлайн https://oberlabs.com/b4m/# ) вот там настоящая п... боль для атакующей стороны

Belalus написал 2 месяца назад: #

Интересно, как вы играете что у совета хватает сил отбрасывать немцев?
Или вы уже доиграли до того этапа войны, когда совет идёт в атаку?
Тогда немец сам виноват - нечего флаги оголять.

Lee написал 2 месяца назад: # скрыть ответы
Жетон дезорганизации

Такой вопрос. Разбитое, уничтоженное и плененное соединение возвращается на поле с жетоном дезорганизации. Его можно снять немедленно за карту или подождать конца хода и снять бесплатно в "Фазу удаления".
Вопрос: После появления на поле соединение с маркером дезорганизации не может участвовать в добровольных атаках, а может ли оно ходить, имея на себе такой маркер?
Если можно, подскажите ссылку на пункт правил.

knoppix написал 2 месяца назад: #

Может, оно остается тем же соединением со всеми своими свойствами и возможностями на которое накладываются ограничения связанные с дезорганизацией.

В правилах явно строки разрешающей перемещаться таким соединениям не видел, но и не вижу в ней смысла, иначе бы пришлось описывать в правилах еще миллион таких моментов понятных из контекста.

a7v написал 2 месяца назад: #

Disorganized только на атаки влияет, на движение не влияет

evonEvon написал 2 месяца назад: # скрыть ответы
Украинские фронты

Наблюдаю проблему в своей коробке игры. Должно ли так быть? В игре отсутствуют 1-4 Укр. фронты, зато 4 танковые армии Германии продублированы

Sergey84 написал 2 месяца назад: #

Посмотрите внимательно...
Воронеж фр./Степ.фр./Сталинг.фр./Южный фр.---с усиленной стороны(с обратной) являются Украинскими фронтами

Ahilles написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

1. Поделитесь ссылкой где взять руссифактор карт и планшетов с картой для модуля vassal
2. Вопрос по снабжению. Разве немецкий подразделения вне снабжения из-за советских войск у Смоленска (но СССР не успел войти в город). Вопрос возник из-за просмотра пары стримов, начал сомневаться
https://cdn1.radikalno.ru/uploads/2021/2/20/462f5f6fb51b015ea7959a3ccf7548ea-full.png

Sergey84 написал 2 месяца назад: #

Город Смоленск снабжение получает! Но...он не является источником снабжения!
Что касается двух немецких частей...то они снабжены...одна сухопутно от Харькова, вторая альтернотивно от первой!

Sergey84 написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Вот https://youtu.be/pP4CfJhw5lE..посмотрите видео, почитайте коменты, найдете ответы на некоторые вопросы(1)...также посмотрите другие видео этого человека...очень интересный канал!

ASB написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Спасибо что смотрите )

Sergey84 написал 2 месяца назад: #

Вам спасибо, за отличный контент👍

Ahilles написал 2 месяца назад: # скрыть ответы
движение

Возможно ли движение из А в А1 и из В в В1 ? Если да, то будут ли штрафы?
https://c.radikal.ru/c37/2102/e9/eb1110555856.jpg

Sergey84 написал 2 месяца назад: #

Нет. Так пройти не получится(запрещено)
Так же нельзя пройти из А в болото(восточнее А1), только в обход
Такая же ситуация и с В!

Ahilles написал 3 месяца назад: # скрыть ответы
Правила

10.6.1 - как можно атаковать сразу несколько гексов?

Если атака оси и рядом два советских подразделения: я кладу атаку на первой фронт, но советы выкладывают за карту жетон контратаки. Как пройдёт бой?

6.1 - если горд без снабжения, его оставили части противника, но я в него не входил, он чей? И получаю ли за него ПО

10.8 Продвижение после битвы: если атака была с трёх гексов и одержали победу, то все три соединения могут двигаться и входить в освободившийся гекс? А дальше по желанию остаться в нем или двинуться дальше если не нарушаются правила группировки и разрешено движение дальше

Sergey84 написал 2 месяца назад: #

1) В таком случае Вы обязаны атаковать оба советских гекса своей армией! Это один бой! Защита противника складывается! И не забывайте, что в таком случае защищающийся выбырает гекс по которому будет получать штрафы или бонусы атакующий!
2) В описанном Вами случае, город остается под контролем противника(просто он без снабжения и соответственно войска противника не смогут получать снабжение из этого города!)
3) Да, все три или пять и так далее...подразделений могут делать продвижение(не забывайте, что при продвижении игнорируются зоны контроля противника)

cadawr написал полгода назад: # скрыть ответы
несколько вопросов

Добрый день! Прочитал правила - свихнул мозг.
1. Правильно ли я понимаю, что атакующий игрок может складывать силы соседних армий, а защищающийся - нет?
2. Могут ли немцы получать снабжение от Финляндии? (8.6 "линия снабжения может быть проведена в Финляндию, но не через нее", но это противоречит направлениям снабжения из 6.1 и "малые страны как источник снабжения" из 6.2). То же самое касаемо СССР и Югославии. (+ полный когнитивный диссонанс: 8.7 первая фраза "Только немецкие и югославские войска могут входить в Балканы" и последняя фраза "СССР могут свободно входить в Югославию, т.к. союзник" - взрыв мозга)
3.контратака. Допустим, 2 подразделения Германии атакует 1 СССР. при контратаке СССР тут же нападает на любое из них или оба сразу?
4. Танковое соединение СС, панцергренадеры СС и советские ударные соединения. Из правил я понял, что при ЛЮБОМ исходе сражения, эти жетоны должны перевернуться (понести потери) - это так? Иначе, зачем вообще такое написано?
5. Совсем не понял смысла Стратегического резерва СССР. Ну, затусую я этот жетон к 2м уже имеющимся. Он же без силы - какой в нем прок?

Очень буду благодарен за разъяснения.

Kysh написал полгода назад: # скрыть ответы

1) Оборона сразу нескольких клеток в одной битве возможна при Контрударах и Контратаках. Если атакующая фишка стоит рядом с двумя фишками противника, на одной из которых лежит маркер атаки, а на другой контрудара, атакующему придется проводить бой сразу против двух обороняющихся.
А при контратаках обороняющийся может провести контратаку, но против тех же фишек, что и учувствовали в атаке, таким образом если атаковали несколько фишек одну, то и оборонятся будут все против одной.
2) Может кто другой ответит)
3) Ответил в пункте 1
4) Не при любом исходе, а если есть урон, то они первыми его принимают. Причем это свойство работает для Танков СС при атаке, Гренадеров СС - при обороне и всегда для Ударных фронтов.
5) Фишка стратегического резерва не отдельное подразделение. Его можно положить на одно из соединений в ячейке железной дороги. Это соединение можно выгрузить не только в свой ход, но и в ход противника в его фазу высадки. Ни разу не пользовался этим инструментом, но при напряженной игре это может быть очень полезным свойством.

Kysh написал полгода назад: #

Ошибся. Поправочка:
4) ... "урон в первую очередь" работает так:
Танки СС - при атаке
Гренадеры СС - и при атаке и при обороне
Ударные фронты - при атаке.

catch_22 написал полгода назад: #

2) Ответ: нет. В правилах же есть: _через_ Финляндию не снабжать. "Свои" каунтеры снабжаются _внути_ своей малой страны.
Снабжение проводится ОТ каунтера, тогда становится понятней. И общие правила уточняются или отменяются исключениями, это ж не фентезийные террамистики или мультяшные марсы.
По Финляндии: https://www.boardgamegeek.com/thread/2467915/supply-cannot-be-traced-through-finland
По снабжению малых стран есть здесь: https://www.boardgamegeek.com/thread/2488469/romanian-oil-fields-captured-several-questions-abo

И позволю себе небольшой совет: обратите внимание на ответ Kysh по п.1, еще раз перечитайте правила. А дальше возьмите сценарий битвы за Москву с несколькими каунтерами с каждой стороны, и попробуйте сделать несколько ходов за каждую сторону - там не надо с логистикой разбираться, нужно только основное. Тогда придет понимание, стоит ли дальше расшифровывать правила, или выставить на барахолку - просто не Ваш тип игр. Сейчас Вы споткнулись на довольно простых нюансах в этой игре, дальше будет только хуже))

cadawr написал полгода назад: # скрыть ответы

Спасибо. Правила буду перечитывать, конечно.
Но 4 и 5 вопросы так и не понял. Наверное, поиграть надо, чтобы понять.
Странно - в правилах здесь, на Тесере, указано стратегический резерв, как Вы написали, а вмоиз правилах СОВЕРШЕННО другой текст.
"[15.8] Резервное соединение (резервы)
Это соединение помещается в ячейку сдавшихся
соединений во время получения подкреплений
5-го раунда.
• Оно может группироваться с любым количеством соединений и не учитывается при подсчете советского
предела группирования.
• Если в конце фазы перемещения оно не сгруппировано
с другим соединением, оно помещается в ячейку разбитых
соединений.
• Оно может быть восстановлено по обычным правилам.
• Оно не имеет очков боевой силы и не может добровольно
атаковать, но может нести потери.
ПРИМЕЧАНИЕ АВТОРА. Это соединение представляет собой
большую концентрацию войск в гексе, которую невозможно
представить с помощью правила группирования, применяемого
в игре. Оно также может быть использовано в качестве
инструмента игрового баланса, чтобы помочь игроку
за СССР, которому трудно удерживать свои укрепленные города"

cadawr написал полгода назад: # скрыть ответы

Я понял ошибку - "стратегический резерв" и просто "резерв".\
Мой вопрос касается именно резерва - зачем он нужен?

Kysh написал полгода назад: #

Не играл пока с "Резервом", но его польза очевидна - это дополнительная "жизнь" для соединения к которому оно прикреплено. Учитывая, что советские соединения большую часть игры одношаговые, "Резерв" очень полезная опция.

Belalus написал полгода назад: #

Его можно уничтожить в случае результата "ОБ"-и тогда настоящее боевое соединение останется в живых

ASB написал полгода назад: # скрыть ответы

Дополнительный уровень потерь. "Пушечное мясо". Уничтожаете его вместо основного подразделения. Правда , штука дорогая - сначала за 2 карты из ячейки сдавшихся восстановить надо. Поиграйте без дополнительных правил сначала

Belalus написал полгода назад: #

Мне кажется тут есть смысл восстанавливать только если пришла соответствующая карта на восстановление из сдавшихся.

Kysh написал 3 месяца назад: #

В ходе партий нашел еще одно полезное свойство "Резерва" - безболезненно вытаскивать соединения из окружения. Подводишь "Резерв" в соседний гекс с окруженным соединением, перемещаешь "окруженцев" на "Резерв" и вуаля - лимит группирования не нарушен, все живы и здоровы.

Belalus написал полгода назад: # скрыть ответы

Да, правила в этой игре тот еще бардак.
Нет, немцы не получают снабжение от Финляндии, но если их армия стоит там то считается снабженной(прибрежный гекс как никак)
Касаемо Югославии - я бы читал это так-советы могут входить туда всегда, югославы и немцы могут входить туда только после того как советы захватят нефтяные месторождения.(югославы только после этого в игре и появятся,а для немцев есть такое уточнение в том же абзаце)

cadawr написал полгода назад: # скрыть ответы

спасибо. Очень хочется поиграть. Ищу с кем бы))

Vikru написал полгода назад: #

Жена для дуэлек отлично подходит!

catch_22 написал полгода назад: # скрыть ответы

Так Вам предстоит еще с вероятностью 99% правила объяснять тому, кого найдете, причем так, чтобы не свалил с воплями и проклятиями через 5 минут)) А потом всю партию играть "за себя и за того парня". Если с женой или подругой - вообще будет серьезнейшая проверка отношений, не уверен, что картонки того стоят.

Belalus написал полгода назад: #

Справедливости ради- основные правила не особо сложны, просто рассказываешь основу, потом если в раунде происходят какие то изменения-поясняешь. Но вот количество мелких и непонятных исключений которые фиг найдешь как играются конечно удручает

ComradV написал 5 месяцев назад: #

Но зато это отличная проверка! Например, думаешь, готовы ли вы к ребёнку или нет. И тут раз! - и предлагаешь поиграть в варгейм. несложный, для новичков. Много нового узнаешь о человеке, с которым, казалось бы, давно вместе )))

Lee написал 3 месяца назад: # скрыть ответы
Двойное вступление в оборонительный бой

Мой немецкий танк атакуют, в гексе с ним мотопехота, но его атакуют одного, т.к. играют карту "Жуков".
Результат "ОО". Везде вражеские зоны контроля, но получается отступить на 2 гекса по коридору, занятому своими. Попадает на занятый гекс, там уже 1 пех. немец и 1 румын - срабатывает правило превышения в гексе и т.к. можно выбрать кто уйдет в ячейку "разбитых", уходит пех. немец.
В ячейке румын и танк, на нее обязаны провести КУ прямо сейчас РККА и проводит.
Вопрос: Участвует ли танк в отражении КУ?
П.С. В правилах нашел только, что одно соединение не может за ход 2 раза атаковать.
Ответ прошу со ссылкой на номер параграфа правил.
Заранее благодарен игровому сообществу!

Kysh написал 3 месяца назад: #

Из перевода официального FAQ:
Вопрос: Может ли подразделение отступить в неосуществленные сражения?
Ответ: Да. Подразделение может атаковать только один раз, но защищаться можно несколько
раз. См. http://www.boardgamegeek.com/article/7923940#7923940

Sergey84 написал 3 месяца назад: #

У кого бывает время и желание играть в эту игру, давайте скооперрируемся через vassal!

imshodan написал 3 месяца назад: # скрыть ответы
Влияние местности на перемещение

Из п. 8.3 "Влияние местности на перемещение": Если у соединения не осталось ОД, чтобы оплатить вход
в нужный гекс, оно не может войти. Исключение: соединение,
предел перемещения которого больше нуля, всегда может
передвинуться на один гекс независимо от местности и других
штрафов.

То есть, согласно исключению, если юнит ещё не ходил или уже походил (потратил часть ОД), и осталось хотя бы одно ОД, то можно войти в любой проходимый гекс, не зависимо от стоимости входа? Поясните, пожалуйста. Если можно, то с примером.

Kysh написал 3 месяца назад: # скрыть ответы

Если юнит еще не ходил, то может продвинуться на одну клетку в независимости от того хватает ему очков движения или нет. Если он уже потратил хотя бы одно очко движения, то он не может провернуть этот финт.
Пример: Погода грязная (максимум 3 ОД). Танковая армия в начале своего хода стоит в Севастополе. Для входа в соседний гекс с болотом ей надо потратить 4 ОД, что больше, чем имеется "в наличии". Однако вышеуказанное правило позволяет танковой армии войти в болото.

imshodan написал 3 месяца назад: #

Спасибо большое за ответ и пример.
Думал о чем-то таком, но формулировка не содержала такого важного пояснения как "если он уже потратил хотя бы одно очко, то не может".

Lee написал 3 месяца назад: #

Умничка, и я благодарен, мне тоже это помогло!

ZanKoven написал 4 месяца назад: # скрыть ответы

Если играется ОО и отряд не может отступить на два гекса из-за вражеских зон контроля, что происходит с этим отрядом?

Sergey84 написал 4 месяца назад: # скрыть ответы

Уничтожается(помещается в ячейку для уничтоженых), если на отряде жетон без снабжения-тогда здаётся(помещается в ячейку для здавшихся)

ZanKoven написал 4 месяца назад: # скрыть ответы

Спасибо.

Sergey84 написал 4 месяца назад: #

Пожалуйста!
Обращайтесь, кто-то да подскажет!

a7v написал 4 месяца назад: #

Попиарю свою статью - по-моему, все возможные исходы боя там описал https://tesera.ru/user/a7v/thought/1773763/

Belalus написал 4 месяца назад: # скрыть ответы
Сдавшиеся

При результате ОР соединение без снабжения уходит в сдавшиеся или в уничтоженные?
А при результате ОО?

Belalus написал 4 месяца назад: # скрыть ответы

Уточнение - разумеется оба вопроса актуальны если армия может отступить.

Sergey84 написал 4 месяца назад: # скрыть ответы

При ОР-в Разбитые
При ОО-Отступают

Belalus написал 4 месяца назад: # скрыть ответы

Даже если лежит жетон "без снабжения"?
Просто там в правилах "чудная" формулировка "если такое соедниение потерпело поражение в бою - уходит в сдавшиеся" - но нигде не объясняется что значит "потерпело поражение"

Royce написал 4 месяца назад: # скрыть ответы

Соединения без снабжения попадают в ячейку сдавшихся только если уничтожены (то есть потеряли последний шаг в битве, должны отступить, но не могут это сделать и т.д.). В оригинальных правилах это прописано более четко: "...and, if eliminated, is placed in the Surrendered Units Box."

NitrogenW написал 4 месяца назад: # скрыть ответы

Не только. При любом исходе попадают в здавшиеся.

NitrogenW написал 4 месяца назад: # скрыть ответы

При любом кроме победы и без результата

NitrogenW написал 4 месяца назад: # скрыть ответы

Прошу прщения за поспешность. Действительно отступление тоже не считается эллиминэйтом. В общем любой результат который снимает жетон с поля и должен положить его в разбитые или уничтоженные кладет его в здавшиеся

Belalus написал 4 месяца назад: # скрыть ответы

Ага, значит "разбитие" тоже считается за элиминейшн, т.к убирает жетон с поля. Понял.

NitrogenW написал 4 месяца назад: #

Я ошибся. Не считается

Royce написал 4 месяца назад: # скрыть ответы

Давайте разбираться. При прочтении оригинальных правил по поводу соединений без снабжения (а именно пункт 6.5.4) может сложиться мнение, что разбитые тождественны в данном случае уничтоженным. Далее этот пункт нас отсылает к пункту 10.7.1. Он же прямо говорит нам: "Most Eliminated units are placed in the Destroyed Units Box or, if the unit had an Unsupplied marker on it at the time of its elimination, it is placed in the Surrendered Units Box instead. Some one-step units are placed on the Turn Track when eliminated (for example, most Axis Allies and
all Cadres [14.0]". Здесь о разбитых (Shattered) не сказано ни слова. Выходит, что Уничтоженные (т.е. потерявшие последний шаг, т.н. Eliminated) и Разбитые (Shattered) - два разных понятия. Поэтому согласно механике игры они выходят по-разному. Одни выходят на той стороне, на которой ушли, а другие всегда на ослабленной (если двухшаговые). Поэтому разбитые и не сдаются, они удирают, потому что есть куда, а затем реорганизовываются. Мне это видится именно так.

NitrogenW написал 4 месяца назад: # скрыть ответы

а мои доводы следующие:
1) для чего вводить термин elimate если можно было бы использовать destroyed?
2) пункт правил 11.1
Those that still cannot trace a valid Supply Path are eliminated (i.e., removed from the map) two-step counters are placed in the Surrendered Units Box (even if there one
step side is currently visible), and one-step counters follow the instructions on their counter backs.

"(i.e., removed from the map)" - "т.е. убраны с карты"

NitrogenW написал 4 месяца назад: # скрыть ответы

нашел ответ автора. Если разбитое соединение может отступить то оно не сдается, вы были правы.

Royce написал 4 месяца назад: # скрыть ответы

А где можно ответы автора посмотреть? На БГГ? Можете оставить ссылку? Интересно почитать. Вообще в игре с некоторыми терминами проблема даже в оригинальных правилах, что уж говорить о локализации. Запутаться тут несложно в таком случае. Тоже до сих пор в нюансах ковыряюсь.

Sergey84 написал 4 месяца назад: # скрыть ответы

Вот ссылка, переходите на форум, много всего интересного для себя откроете!
https://boardgamegeek.com/boardgame/68264/no-retreat-russian-front

Royce написал 4 месяца назад: # скрыть ответы

Спасибо!

Sergey84 написал 4 месяца назад: #

Пожалуйста!

Belalus написал 4 месяца назад: # скрыть ответы
Переменчивая погода

Такая ситуация - игрок за немцев разыграл "деблокирующий удар" в ходе фазы контрударов и вытянул карту "переменчивая погода"
Раунд 4, снежная погода, следующий - долгая зима.
Сработает ли эффект этой карты?
Ведь это значит что погода сменилась посреди раунда!
Сработать только в следующий раунд она не может - жетон долгой зимы зависит от предыдущего раунда.

Sergey84 написал 4 месяца назад: # скрыть ответы

Я бы выполнил предписания карты, сказано перевернуть жетон погоды(если в текущем раунде переменчивая погода)...значить нужно перевернуть. И да, погода сменится посреди раунда, но ведь в этом и есть смысл переменчивой погоды, получается немцы утратили сдвиг за танки(если была возможность им воспользоваться)обидно...да...но никто не ожидал, что снег подтает и получится грязь, каша, это же погода, её не закажешь...

Belalus написал 4 месяца назад: # скрыть ответы

В итоге решили что так интереснее и так и сыграли, но хотелось бы все же знать может кто знает как играть правильно)
Касаемо сдвига за танки - для немцев грязь все же выгоднее снега, т.к. у советов пропадает постоянный сдвиг в обороне.

Sergey84 написал 4 месяца назад: # скрыть ответы

Как по мне, так выгода ни такая уж и критичная, так как всё таки танки в некоторых битвах нивилируют этот зимний бонус для советов, к тому же в начале Ось наступает с большим численным преимуществом ....а вот грязь и три очка движения...когда немцам в начале нужно отхватить как можно больше городов, ну чтоб у советов было по меньше точек для востановления, это очень плохо, когда еще бы одно очко движения и ты бы занял город, а его нет..и в ход СССР бац и возле этого города уже подкрепления!. (Ну это так мы с Вами обменялись мыслями по поводу стратегии, у каждого свое видение этой самой стратегии) Победы Вам!

Belalus написал 4 месяца назад: # скрыть ответы

В плане движения да, снег чуть лучше грязи, но только в плане движения - во всех остальных случаях грязь лучше для немцев чем снег (не забываем что в снег они кидают по советской ТИБ)
Кстати, тут у меня чёт вопрос возник - если город в ЗКП и в нем нет армии, то он не даёт снабжения войскам - а можно ли рядом с таким городом, также не в ЗКП, размещать армии?

Sergey84 написал 4 месяца назад: # скрыть ответы

Если город под Вашим контролем но он находится в зкп, то путь снабжения к такому городу проводить нельзя!
Разместить войска рядом с таким городом можно(ну конечно же размещение не должно быть в зкп)

Sergey84 написал 4 месяца назад: #

Уточнение...сам город снабжён, но он не может быть источником снабжения!

Sergey84 написал 5 месяцев назад: # скрыть ответы

Последствия битвы!
Помогите разобраться...
При (ОР, ОУ, ОБ)-- все ли соединения получают наказания!
1) Немцы защищаются в одном гексе двумя армиями-обе должны терять шаг после отступления?, если одна из них ослаблена, получается, что ослабленую уничтожаем а вторую переворачиваем?
2) Немцы защищаются двумя гексами, в одном две армии в другом одна--все три армии должны терять шаг при ОУ?
3) "ОБ" так же относиться ко всем подразделениям участвующим в битве?
4) 14.5 Танковое соед.СС
всякий раз когда это подразделение атакует/контратакует, оно должно понести потери в результате "ОБ" зачем это уточнение если рультат битвы применяется ко всем кто участвует в сражении?

ASB написал 5 месяцев назад: # скрыть ответы

Ответ на все вопросы - Не все обязаны нести потери.

Sergey84 написал 5 месяцев назад: # скрыть ответы

Вот почему я запутался...
Пункт 10.7 гласит, что при "ОУ" обороняющиеся отступают, затем КАЖДЫЙ обороняющийся отряд теряет один шаг!
"ОБ" обе стороны теряют по одному шагу, но не указано КАЖДЫЙ принимавший участие в битве отряд или по выбору!
При всем этом 10.7.1 говорится что когда есть выбор можно и выбрать(извените за тофтологию)
Так вот я не пойму в каких случаях появляется возможность этого самого ВЫБОРА?

a7v написал 5 месяцев назад: #

Ну так понятно, что слова "когда есть выбор" и обозначают тот момент, когда юнитов участвует несколько, отсюда и выбор появляется (за исключением того случая, когда выбора нет ещё и потому, что один из юнитов это скажем ударная армия)

Belalus написал 5 месяцев назад: # скрыть ответы

Единственное что - как работает ОУ при обороне в нескольких гексах. Я так понимаю, что работает результат битвы только на тот гекс, который выбран основным при атаке.

Kysh написал 5 месяцев назад: #

Почему? В правилах нет такого понятия как основной гекс для атаки. Есть только пункт, что обороняющийся выбирает местность какого гекса будет использоваться для определения бонусов обороны.
При атаке нескольких гексов, при результате ОУ, все обороняющиеся юниты отступают и получают урон.

Belalus написал 5 месяцев назад: # скрыть ответы

Все несут потери только при результате ОУ, при ОБ - только 1 армия по выбору. Выбора нет в том случае, когда есть спец. войска в бою - СС или ударные.

Sergey84 написал 5 месяцев назад: #

Спасибо. У Вас наиболее внятный ответ, на мой вопрос!
Да, я нашел ответы на BGG.
Кстати по поводу отступления отрядов из нескольких гексов при "ОУ" там же есть комментарий, Отступают ВСЕ!

ml написал 5 месяцев назад: # скрыть ответы
Вопрос про линии снабжения

Коллеги, спорный вопрос, возможно ли снабжение Сталино за немцев через Азовское и Черное море? Днепропетровск, Киев, Севастополь, Одесса- в руках Советов. По суше - котел, везде подразделения с зонами контроля. Заранее благодарю за мнения.

a7v написал 5 месяцев назад: #

Городу нужно протащить линию снабжения неограниченной длины к своему краю поля (при этом в западной направлении, по схемке), и не пересекая вражеские ЗКП, ниты и города. При описанной ситуации мне кажется нереально поснабжать Сталино, но лучше наверное на кратинку для примера посмотреть, где что находится.

Kysh написал 5 месяцев назад: # скрыть ответы

Уверен, что этот вопрос возник из-за этого пункта в правилах: "непроходимая местность (гексы озер, прибрежные гексы озер и морей) не блокирует линии снабжения" - многие, исходя из этого текста, ошибочно считают, что снабжение можно провести через "гексы" моря, (которых нет:)).
В оригинале же прибрежные гексы это "hexsides" - стороны гекса. И речь идет о таких местах как: около Ростова, западной части Крыма, болот Румынии.... и... вроде все.

a7v написал 5 месяцев назад: # скрыть ответы

Да, этот перевод кривоват, hexside это на самом деле "сторона гекса, соприкасающаяся с морем/озером", а не "прибрежный гекс".

Stadtherz написал 5 месяцев назад: # скрыть ответы

Но ведь если у гекса есть сторона соприкасающаяся с морем, разве он не является прибрежным?

a7v написал 5 месяцев назад: #

Является, но там фишка в том, что непроходима (для юнитов, но не для снабжения) только конкретная сторона гекса.Сам по себе приморский гекс это просто гекс такой же как все, особо нечего уточнять про него.

Sergey84 написал 5 месяцев назад: # скрыть ответы

Считаю, что в данной ситуации через Азовское море если выход к морю не заблокирован зкп, затем... если Керченский пролив также свободен от соединений СССР или зкп, соответственно есть выход в Черное море...то вполне себе можно провести снабжение через море. А если в Севастополе нет соединений СССР, то гексов через которые есть выход к Черному морю становиться по больше.

ml написал 5 месяцев назад: # скрыть ответы

Посмотрел комментарии автора игры на ютуб- нет, от городов только сухопутные линии снабжения. Т. Е. Например, Севастополь при игре за немцев всегда вне снабжения.

Sergey84 написал 5 месяцев назад: # скрыть ответы

Интересно...
Просто мне эта ситуация похожа на описанную в примере снабжения стр.5 правил. Там Ленинград снабжается через непроходимый гекс озера.
(Но может и правда слишком уж жирно получать снабжение из одного края моря в другой)
Придеться переосмыслить

Kysh написал 5 месяцев назад: #

Через гексы озёр снабжение идёт - это написано в правилах.

Belalus написал 5 месяцев назад: #

В описанной вами ситуации возможно снабжать сталино только если харьков и вся территория вплоть до минска за немцами- что,очевидно,не ваш случай.
Так что нет, снабжения нет. По морю оно идет только в прибрежные гексы, города нужно тянуть по земле(озера типа исключение через них снабжение проходит).