Привет. Нет, нельзя. Пользоваться колодцем можно лишь до тех пор, пока на любой из областей остаётся хотя бы один кубик влияния, а кубики чумы к ним не относятся.
В правилах игры. Стр.№4, слева внизу, абзац про кубики влияния И кубики чумы. Ну и стр.№9, абзац "Колодец", там указано условие "включения" колодца, упомянуты только кубики влияния.
Все-таки можно. В немецких правилах на стр. 9 в примечании к «Колодцу» как раз написано: кубик влияния или чумы. Кстати, в английских - там просто "кубик", без уточения.
Англ.правила посмотрел, действительно, просто кубик, значит - любой. Тогда соглашусь, получается, что можно играть колодец и при наличии в областях только кубов чумы. Вот ведь как искажается суть при переводе...((( А этот момент с колодцем довольно так и важен, в некоторых партиях может повлиять на итог.
Это было бы странно и не логично. Даже без момента с англ. правилами всё понятно. Ход игры: в свой ход каждый должен взять один кубик, в т.ч. кубик чумы, с одного из действий (выполнить действие). Колодец: вместо действия можно разыграть колодец. Всё ж ясно?! Вам юрист бывает нужен? Нужен контакт? :))
Вопрос про путешествия.Если в городе стоит чья-то фишка и я захожу в этот город:получаю ли я бонус города или только,кто первый его посетил,тот и получает?
Привет. Получаете бонус вне зависимости от наличия фишек и маркеров соперников и очерёдности посещения, но только один раз за игру. При следующем посещении ЛЮБЫМ своим персонажем вы не получаете бонус и не выкладываете свой маркер.
Всем доброго времени суток, уважаемые однофорумчане! Заинтересовала данная игра, но у меня появилось несколько вопросов, поэтому те, у кого она имеется или кто в нее играл, уделите немного времени, заполните небольшую анкету, чтобы легче сделать выбор о ее приобретении) 1) Вы играли в "голую базу" или с допами? Расскажите о своих впечатлениях. Сильно ли нужны допы, и как они влияют на игру? 2) Как игра играется на двоих? 3) Как у данной игры с реиграбельностью?
Привет, однофорумчанин!!!))) Имею данную игру в коллекции, "голую", так как допы на русском не выходили. Исходя из этого, на вопрос №1 ответить не могу. 2) Очень даже на двоих, быстрее и противостояние острее. Но нужен равноценный во всех смыслах оппонент (интеллект, заинтересованность и т.д.). 3) Практически бесконечная, мы так и не нашли 100% способа достижения победы. Итог ИМХО: одна из первых, мною приобретённых, классика жанра. За четыре года так и не смогла надоесть, периодически раскладываем. Удачи на картонных полях!!! )))
первая из больших коробок купленных :) Любимая игра девушки потому что - тут же крестьяне УМИРАЮТ! Классическое евро, ставим рабочих, зарабатываем репутацию в деревне, хороним одного мипла когда завершился жизненный цикл. Хотя игра и стара, но на мой взгляд лаконична) К сожалению допы стоят безумных денег, надо делать PNP - говорят маст хев с ними. Классика евро.
В дуэльной игре ввели хоумрул - убрали два кубика чумы (средневековая иммунизация). Цель сего - снизить смертность и, соответственно, удлинить немного партию для развития своей деревни. Каково мнение экспертов?
Экспертом себя не считаю, но не совсем понятно какой в этом смысл? Длительность игры зависит от действий игроков, они её могут затягивать или приближать. Мне кажется в оригинале оптимальное время партии, зачем её затягивать? Причем этим хоумрулом вы облегчаете действия игрокам, т.к. им достается в личный запас больше цветных кубиков. Летопись классика проверенная временем, мне кажется в этой игре отличные базовые правила. Но Ваш хоумрул имеет право на существование почему бы и нет, на вкус и цвет приятелей нет =)
Только если чудо, недавно продавали на БНИ без коробки за 4900. В свободной продаже его нет в мире нигде. Можете попробовать на БГГ поискать, но стоить будет, как крыло самолета
у кого сколько раундов выходит сыграть до наступления условия окончания? Мы сколько не играли, всегда один сценарий: первый полный раунд и в середине второго места в летописи кончились. Средний счет 35-40 очков. Один единственный раз за 50 ушел, тк оккупировал рынок единолично. Очень не нравится мне эта заскриптованность в плане конца игры. Не успеваешь толком развернуться. Миплов с 4 на борту ни разу не ввел в игру
Один раз вышел за 50 с родичами последнего поколения. Жена два раза вышла за 50 за больший контроль церкви и ратуши + путешествия. Ну и рынок оба делили нещадно)
А вы точно правильно играете? Почему они у вас так активно дохнут? Я свою давненько продал, но насколько помню, там главная проблема была не в скоротечности, а в сильной несбалансированности занятий: мега-эффективная церковь против никчёмных путешествий и посредственного магистрата. В результате к 3-4 партии все просто тупо лезли в монахи и всё.
Да нормальная там ратуша. Путешествия хороши если вписать в свою стратегию (а не брать за основу). Рынок да -вот где действительно сила, но к нему просто надо быть всегда готовым)
Ратуша норм, если залезть туда ради колечка, а вот ползти по служебной лестнице не очень выгодно в плане выхлопа. На путешествия тоже можно залезть чуть-чуть для получения места в летописи, например, но дальше они становятся слишком ресурсоёмки. Не зря же их в дальнейшем пофиксили в одном из аддонов, правда я не знаю, на сколько эффективно.
Купили свою копию. Теперь могу сказать что вдвоём 3-4 раунда выходит (и да, таки кто-то обычно успевает ввести 4е поколение до конца игры):) Ратуша очень крута. На путешествия в последнее время стараюсь занять 2-3 города, при чём два соседних с деревней, что даёт на выходе приятный буст по очкам :)
В ратушу ради колечка? :)) Выхлопа мало??! Хвааатит (улетел в космос как великий Ээх)!!! Почти всё наоборот из сказанного Malgrim. Хорошо, что он сообщил про 3-4 сыгранные партии.
Как по мне, механика Летописи работает как часы, нет в ней никакой несбалансированности. Выгода от ходов и тактика здесь во многом зависят от рандомных факторов - выхода покупателей и кубиков.
Видится мне, что вы вообще не правильно играли, это единственное объяснение для такой оценки. Церковь дает очки только в конце партии. Сколько она принесет? Четыре монаха на 4-ке и один на высшем сане принесут 22 очка, а пшеницы туда нужно будет вкачать аж 19 (!). Ну и за пару-тройку раундов принесет еще 4-6 очков за первенство. Думаю что сказанное про монастырь - ошибочно, оценка не выдержана.
Обратимся к математике. На троих в летописи 13 мест, на ферме 10 облаков. Итого 13х10=130 ед. времени для заполнения летописи. За раунд выходит 21 кубик, т.е за 1,5 раунда – 1,5х21=32 действия. Тратите в среднем 130:32=4 (четыре!) ед. времени на каждое действие. Невероятное истощение жителей – ищите ошибку. Например, в рус. правилах явно не указано, но за 1 действие – только 1 товар. Ну и можно глянуть летсплей хотя бы у Безнала, вдруг что-то обнаружится.
посмотрел безнала. Те же 1.5 раунда. Не забывайте, что чума тоже крутит время. 6 кубов = 12 времени. Ремесленный квартал сжирает вагоны времени - по 6 единиц легко.
Даже не знаю, давненько не раскладывал, да и учет раундов не вел. Но точно не 2 раунда обычно было. В моем расчете 4 – это же среднее. Чума (2), конечно подсчитана, условно даже больше, чем надо на целых 2. Обучение с производством в конюшнях с кузней (6) наоборот – меньше на 2. Кстати, если родственник там и останется (3) – больше на 1. А еще просто бесплатные по времени действия. Если играете верно, то довольно расточительная стратегия. По видео Безнала. Я предлагал обратить внимание на возможное недопонимание в правилах. Ведь там игровая ситуация другая: конец игры включило заполнение кладбища. У Вас же претензия, что места в летописи кончились.
Неправильно написал. Заканчиваются места в летописи- трупики идут на кладбище. Мест на кладбище мало - быстро триггерится конец игры. Как правило желтый (ремесленный) раздел забивается очень быстро
У нас, кстати, я вообще не припомню ни одного случая, чтобы заканчивались места на кладбище - всегда выгоднее кинуть мипла на летопись, т.к. это победные очки или минус соперникам. Только в редких случаях под конец игры, когда жаль убивать сидящих на вкусных местах миплов, можно отправить на кладбище пару колхозников, например.
Кладбище вообще редко когда эксплуатируется. Если только увязался в гонку на одном из направлений по одному из треков и проиграл место в летописи. Но это уже собственный просчёт, а не стратегия и уж тем более такую смерть родича стараются избегать.
Но ведь в ремесленном квартале время тратится 1 раз, чтобы обучить члена семьи, а потом уже можно или тратить время или расплачиваться ресурсами. Т.е. даже если на изготовление первого плуга ушло 6 времени, то следующие уже будут стоить 3, не говоря о том, что можно за кубы покупать.
Все больше кажется, что в ремесленном квартале что-то не так :) Вспомнил еще одну распространенную ошибку: миплы в летопись заносятся не по профессиям.
Раундов 6 точно. Последний раз сыграли на двоих около 65 ПО каждый. Иногда рождаются все потомки. Если в жизни бездумно вкалывать, думаю любой достаточно "заскриптованно" вымрет :) Покойники в Летописи - один из самых скудных источников ПО, здесь нужно жить максимально долго и эффективно. Не пренебрегайте молоть зерно чтобы деньгами смазывать местный социальный механизм: золотишко придает гибкость, оказывая влияние вместо кубиков и соответственно пустых трудодней, которые здесь - наименее выгодное вложение. Чем больше живых родственничков в конце партии, тем больше они дают отдачи в виде ПО, особенно в монастыре и администрации.
Монастырь дает много ПО в конце партии, но не работает в процессе, забирая зерно и соответственно в потенциале зоолото. Мой оппонент постоянно идет в путешествия и я далеко не всегда его выигрываю, такой парадокс :) Игра достаточно сбалансирована, на мой взгляд, потому что всегда играем по разному, а счет близкий. Игрушка - супер, гениальная! Отличная комплексность и глубина при такой легковесности и простоте правил, минимальная абстрактность. Собсно, на глубину указывает и Ваш отзыв, почеловечней там с миплами, тут свои социальные законы, на удивление близкие к жизни, в чем есть особенный, уникальный шарм, какой-то свой микрокосм. У Beznal этот летсплей в плане процесса ни о чем, а правила он вроде всегда досконально объясняет.
К примеру, покойники могут дать максимально 12 очков. Это две крупные продажи с рынка. Прошлую партию играл отдав самый низкий приоритет местам в летописи. В итоге занял там нужные 5 мест, само собой получилось, обогнав оппонента и набрав в итоге больше 80 (второй круг). Правда на одном рынке вышло 39 :) потому что оппонент его игнорировал, но и он набрал что-то около 65.
Всегда 3-4 раунда, пара игроков выводит всех миплов, победитель набирает около 60 очков. Обычно заканчиваются места в могилах. Причём, это делается намеренно кем-то из игроков, которые чувствуют, что в данный момент побеждают.
Привет. Вопрос: Активировал Магистрат. Мой мипл стоял в 3ей палате, заплатил два зел.куба и требуемое время, перешёл в палату №4. Могу сразу поменять 1 монету на 3 очка или действие закончено?
Да, можно выполнить действие. И понимаю, откуда вопрос. В оригинале во всех пунктах а, б, в – одинаковая фраза: «вы можете выполнить действие привилегии».
так они все друг друга напоминают)))) Возьмите любую с воркплесментом. В Летописи фишка в том, что ваши миплы стареют и умирают, у них есть несколько поколений. Иногда выгодно умереть, чтобы попасть в Летопись и получить потом ПО, а иногда выгодно придержать мипла, что бы он продвинулся как можно дальше в путешествиях или в совете.
В виноделии все гораздо проще, в нем тащит карточный движок, а не миплы.
Это вообще давняя тема для спора у любителей воркерплейсмента. И вопрос не в том, становится ли Летопись из-за периодического выставления миплов на поле воркерплейсментом или нет, а считать ли этот самый драфт кубов, упомянутый вами, вариацией воркерплейсмента. Ведь сам воркерплейсмент, по мнению некоторых, является развитием или вариацией механик драфта ролей, только "роли" эти умножили и зафиксировали на поле в виде областей для активации "рабочими". Главный же "твист" Летописи в том, что выбор действия тут не сразу же блокирует возможность его выполнения для других, но постепенно приближает его к таковому состоянию (пока не закончатся кубики). Следствием драфта действий на общем поле становится буквально истощение возможностей всех игроков, а не их сиюминутная блокировка. Это очень любопытно. Считать ли всё это "воркерплейсментом"? Не знаю. Но то, что всё это создано в контексте существования такой механики и, возможно, как её прямое переосмысление - скорее всего, по моему мнению. Я думаю, что человек, игравший, например, в Агриколу, быстро поймет что к чему тут, так как мыслится этот геймплей в первую очередь этими "местами, на которые мне нужно сходить" (забрав кубик или выставив мипла - уже следующая деталь). По крайней мере Летопись будет родственна воркерплейсменту, всем тем играм с полями, разделенными на области, которые мы поочередно активируем каким-либо образом.
Есть такое. Мне как игравшему в летопись очень просто было проникнуться Агриколой. Но летопись в своём жанре крайне уникальная вещь. Всё таки кубы и ограничивают количество действий и дают плюшку в виде ресурса или потери времени (которое может так же сыграть в плюс). Насчёт мнения перца крайне не согласен. Всё таки миплы там и продвигаются по карьерной лестнице и миплы опять же могут удешевить получения того или иного инструмента. Без свободных миплов только и остаётся что подбирать оставшиеся ресурсы, поэтому родительская ячейка тут крайне важна вначале игры:)
Да, продвижение миплов в церкви и ратуше очень важно, как и получение благодаря им скидок в ремесленном квартале, но перец вряд ли ошибается, когда называет их, по сути, эдакими маркерами-напоминаниями (хотя я бы ещё дополнительно сравнил их с ресурсом). Мы получаем эти миплы-маркеры в одной ячейке, чтобы тратить их в других, обозначая при этом ими свои будущие скидки или дополнительные возможности при активации ячеек.
Вот именно, что в "обычном" воркерплейсменте миплы - это в первую очередь очки действий игрока. В Летописи эти очки - общий пул кубиков, которые вначале партии заранее распределяются по ячейкам действий. Миплплейсмент вывернули наизнанку своеобразным образом, что уже и не "плейсмент" вовсе, но форма угадывается легко. Миплы же здесь выполняют иную функцию, механически (и это сделано уникально, да).
В основе несомненно воркерплейсмент, только с измененной концепцией. Вы - дом (семья). Каждый ход приносит как бы навык-опыт: знание, умение, вера, общение, или урон - чума, кубики которых безусловно разбираются по очереди с локаций, а по желанию требуя взамен выполнение условий (оплаты действий кубиками или деньгами и т.п.). Летопись уникальна.
В коллекции уже года три, но только сейчас начинаю признавать её лучшим евро, топ, 1-е место. Это с учетом того, что первая партия была - 6 баллов, а через год и партии 3-4 - 7 баллов. Теперь твёрдые 10+! При этом игра проста до гениальности, с потрясающей глубиной, и с очень быстрой раскладкой (с учетом доп. органайзера из гипермаркетов). В качетве мешочка советую использовать непрозрачный пластиковый стаканчик (кожаный из Каменного века подойдет идеально, гораздо лучше, чем в самом КВ) - гораздо удобней тянуть и забрасывать кубики, а сам зеленый мешочек использовать для выхода покупателей.
В качестве центральной механики наверное всё-таки рынок, чем-то он немного напоминает обслуживание постояльцев в Австрии (контракты в Марко Поло, карты квестов в Уотердипе), или постройку домиков в КВ, так как за них не шуточная конкуренция ввиду подогревания значительным ПО, а вообще игра как будто состоит из нескольких простых игр и все они взаимодействуют совершенно чУдно. Кубиковый и покупательный рандом, кстати, формируют большую реиграбельность и разницу в партиях. Однозначно создание этой игрушки - откровение и озарение для Инки и Маркуса, какие у создателей бывают крайне редко, и чем дальше, тем реже. Этакая живая деревня в коробке. Игра - однозначно бриллиант игростроя, притом не требующий какой бы то ни было дополнительной огранки, в т.ч. в плане художества - оно просто потрясающе.
От базы. Мне лично нет, но я за свой относительно небольшой игровой опыт ни в одном допе пока потребность не испытал :) Вообще.
Добавлю ещё. Бытует мнение, что в этой игре нужно убивать родичей :) Ну бред, убивает время, а игрок просто как бы пишет историю Деревни. Ну, или, если хотите, "убивает" их в той же степени как писатель героев книги. И это произведение о смертных, как и в жизни, и это очень круто.
Добрый вечер! Отыграли первую партию с мужем, возникло несколько вопросов. 1) на ферме есть миплы 2 и 3 поколения. Есть разница, кого в первую очередь выставлять на игровое поле? Тут тоже действует правило с наименьшей цифрой на самом мипле? 2) базарный день уже разыгран, можно ли имея на руках три одинакового кубика ещё раз его активировать в этом же раунде? 3) после оплаты действия тремя одинаковыми кубиками (колодец), они идут обратно в зелёный мешочек или резерв?
Чем последняя служба отличается от обычной, только тем ,что обычная в конце раунда, а последния после того ,как все проходят по ходу ,когда завершилась игра? Я ничего не упустила? И ещё такой момент . В чем смысл тратить действие ,чтобы вернуть члена семьи (например) с производства на ферму.
1. Да, по службе всё верно. 2. Так появляется свободный член семьи, когда все уже родились: нужно выполнить срочное действие, а кто-то занимает неэффективную клетку. Ну и что-то суперстратегичное: старичок хорошо – или даже плохо :) – поработал в одном месте, а потом славно умер в другом, попав в нужную (!) строку летописи.
Ещё такой вопрос возник. Про путешествия. Если Я занимаю первый город. У меня там мой мпил стоит,потом он умерает,следующим , должна начать с начала или могу начать , с города , где умер мой мипл?
Рассматриваю данную игру к покупке. Нравится тема, создается ощущение вдумчивой и уютной игры. По сему вопрос. Как идет на двоих? не скоротечна ли она в таком случае (а то видео Безнала расстроило очень, показалась совсем простой и неинтересной в дуэльном варианте) обязателен ли доп "таверны"?
Подскажите, в магистрате можно использовать только предыдущий этап, или все предыдущие? Т.е. на четвёртом этапе можно использовать только 3 или 4, или все 4?)
Все предыдущие этапы. Считайте, что в правилах должно быть написано: «на ЛЮБОЙ предыдущей палате». Просто переводим неопределенный артикль – а иногда он переводится! – из оригинальных правил.
Можно условно (как это обычно бывает в таких сравнениях) назвать Village настольной версией серии видеоигр The Guild. Концептуально это настольная игры моей мечты - развитие своей династии на протяжении нескольких поколений, возможность добиться успехов в разных ремеслах, занять высокое положение в городском совете... Именно в таком для меня самый сок определенного сорта тематичности, именно поэтому я, например, очень люблю Агриколу - в первую очередь за этот сеттинг и гармонично вплетенные в него механики по развитию собственного хозяйства.
Но в случае Village одна единственная механика, придающая темп всей динамике игры, сильно убавила удовольствие от игры для меня. Я о том, что один из основных способов получения победных очков реализован через механику "удачной смерти" миплов. Совсем упускать эту часть игры не хочется (если ты настроен окончить игру с хорошим счетом), поэтому на протяжении всей партии приходится много думать о том, где, когда и кто у тебя умрет, от чего создается ощущение гонки за места в летописи. Такого рода соперничество нам не часто нравится, мы больше любители если не кооперативной игры, то хотя бы "multiplayer solitaire" (мы даже умудряемся вдвоем играть, например, в соло-режиме Виньоса). Очевидно, что это лично наши странности, вне этого фокуса и вне наших специфичных требований к геймплею Village - немного недооцененная евро-игра с довольно оригинальной механикой смены поколений рабочих (по крайней мере я не встречал похожего), с уникальной системой действий, родственной с воркерплейсментом, но определенно показывающей нечто новое. Если бы не выше описанная "гонка", то, скорее всего, эта игра была бы моей любимейшей.
Странно, что ещё не увидели гонку за покупателей на рынке в дуэли. Всё таки один кубик действия, а на рынке можно заработать едва ли не баснословные ПО. Но это как вариант.
Самому очень жаль что игра ушла с полок магазинов и нет возможности в нашем городе её приобрести, ибо очень уж атмосферная приятная игрушка, с интересной балансировкой выхода кубиков влияния через мешочек.
Однако после активации рынка одним игроком, другие тоже имеют право продать что-нибудь с чуть большими затратами, тут не так всё однозначно тесно, как в летописи. Можно выкрутиться. Да и рынок у нас не столь популярное место, так как интересней, например, отправить кого-нибудь в путешествие (особенно с портовым дополнением), там товары тоже требуются. Но не спорю, рынок, конечно, лакомое место для получения очков, но сильной "гонки" там за покупателей я не чувствовал (это может быть и следствием нашего стиля игры, да).
Да остальные игроки тоже могут участвовать. У нас более остро игры проходят, поэтому нередко выкупался тайл только который второй и мог купить. Т.е. запуск действия для второго становилось пустым, из-за чего для предотвращения такой ситуации приходилось отслеживать производственные места, и кто на какого покупателя копит, что бы запустить торговлю раньше. Ну да, это другой стиль игры уже :)
Этот эффект достаточно сильно нивелируется тем, что "удачно" трудиться в Летописи гораздо выгодней, чем "удачно" умирать. И чем продуктивней действие, тем меньше "вакансий" в летописи, поэтому можно просто не обращать на это внимания. Разница между тремя (min) и пятью (max) жителями в летописи 8 ПО, что по сравнению с тем же рынком не так уж и много чтобы концентрироваться на "удачной смерти". В самом начале уходят с фермы (работяги че:) и дальше по возрастающей, что в своей основе достаточно гармонично и лучше вряд ли придумать, посему игра действительно одна из лучших и одна из самых недооцененных. Соотношение легковесности и комплексности - высший балл. Посему радуйтесь и играйте в Летопись :)
Сыграв ещё партию (дуэль) после перерыва, могу с уверенностью сказать, что летопись - самый скудный источник ПО, не стоящий сосредоточения, и по большей части действительно задает темп партии, являясь временным треком. Заработал: рынок 31, путешествия 9 (два города), храм 26, летопись 7 (всего лишь на 5 меньше максимума, достигнутого оппонентом, при том я не особо утруждал себя расчетами кому уйти, по большей части это очевидно), выиграл на 4 очка. При этом конкретно экономил время, а под конец народился и отправил всех в монастырь. То есть, летопись - чистый факультатив, а не основной источник ПО. По итогам добавил игре в топе ещё балл, максимально приблизив к шедевру.
В таком случае тоже попробуем поиграть, не обращая внимания на летопись. Возможно, обманчивое впечатление сложилось из-за нескольких партий, где для счета решающим было то, чьих трупиков оказалось больше в этом замечательном фолианте.
Но, всё же, суть летописи, как мне кажется, не в том, что она скудная/богатая на ПО, а в том, что для получения очков тут не нужно тратить каких-либо ресурсов, нужно просто грамотно рассчитывать то, когда и где у тебя умрет мипл. То есть потенциально тут все друг другу прямые конкуренты здесь и сейчас уже. Иными словами, при удачно разыгранной "основной" стратегии игрок, который ещё и умудрился хорошенько похоронить миплов, определенно имеет больше шансов на победу, чем игрок, который просто "забил" на летопись.
Просто забить не получится, потому что жильцы умирают, но уделять внимание лишь пропорционально потенциалу механики, который в плане ПО не значителен. То есть, рассматривая внимание как умственный ресурс, гораздо выгодней вложить его в другие механики игры. Летопись - лишь одна из граней этой многогранной игрушки, которые раскрываются постепенно. Например, я зерно раньше почти не молол, но постоянно был в администрации, а в последней партии не отправил туда вообще ни одного, но постоянно получал деньги на мельнице, а они отлично смазывают весь механизм, делая его гораздо более податливым благодаря замене кубиков влияния, что дало очень много возможностей.
Меня по-началу механика летописи тоже больше всего покоробила, т.к. заслуги отправленных в анналы совсем не очевидны, но я связал её с таким определением как христианская святость, которая почти всегда не очевидна для окружаюших. Ну можно сказать, что летопись констатирует отправление жильца в райские обители :) Это очень хорошо сочетается с Евангельским: "трудно богатому войти в Царство Небесное", а отправлять в летопись богатых (проносящих больше ПО) как раз и трудней всего. Также и: "Нет больше той любви, как если кто положит душу (жизнь) свою за друзей своих", то есть ты никого не гробишь, а жители как бы сами проявляют таким образом жертвенную любовь, будь то в путешествии, или в квартале ремесленников, а мы имеем только констатацию. Таким образом, мы имеем в Летописи не только смерть, но загробную жизнь миплов, что достаточно хорошо ложится на сеттинг :)
Понимаю. Я просто веду к тому, что так или иначе, по мере роста опытности, игроки будут всё более эффективно распределять внимание, что позволит им чаще посматривать на летопись как на лакомый бонус к общему счету. Но, конечно, смысла фантазировать об этом нет, волков бояться - в лес не ходить, нужно попробовать начать играть, становиться этим опытным игроком и там уж смотреть, что к чему, авось тоже шедевром заслуженным станет для меня.
Игра очень умная, достаточно сложная по игровому процессу (а значит с потенциалом реиграбельности), лёгкая и гармоничная по правилам, быстрая по раскладке. Раскрывается ОЧЕНЬ медленно, посему не торопитесь продавать. Также сочувствую владельцам большИх коллекций, у которых вряд ли будет должная усидчивость чтобы понять Летопись, с соблазном играть в более привлекательные по первому впечатлению игры. Я мариновал Летопись долго и далеко не всегда вожделенно, по первым впечатлениям - слабо, по итогам - очень хорошо! Как по мне, так это идеальное евро, не сухарь, с таким как надо для евро, умеренным рандомом (случайный выход кубиков влияния на области действия в начале раунда).
Это нечто потрясное зрелище. Переворот в евроиграх! Лучшее в этой игре это рееальное схематичное представление о жизни человека и его трудолюбии! Единственная в своем роде. Играли на 4 человек, времени ушло 2 часа 05 минут. Разбирал правила сначала один 3 часа, потом от меня скачивали правила другие перед и в течение первой тест-игры. Правила несложные! Теперь она стоит вместе с Constantinopolis, Agricola, Сантьяго де Куба.
В этой по-истине концентрированной евро-игре представление о жизни человека сильно меркантильное. Сильнейший из всех источников ПО - рынок. Остальные действия больше похожи на декорации или, по преимуществу, источник ресурсов для рынка. Если не сдерживать основного торгаша, выиграет при любом раскладе, несмотря на лимит в один кубик. Посему, хош-нехош, а иди и продавай свою телегу :) Что, я считаю, вносит некую дисгармонию в гармоничный в целом жизненный сеттинг. Надо бы его немножко обезьеврить и обрУсить :)) Пока не пробовал, но сбавил бы по одному ПО с каждого покупателя.
Всем привет!Ещё один вопрос.Можно ли выполнить действие"колодец",если остались только кубики чумы?
Можно.
Привет. Нет, нельзя. Пользоваться колодцем можно лишь до тех пор, пока на любой из областей остаётся хотя бы один кубик влияния, а кубики чумы к ним не относятся.
Это вы где такое вычитали?
В правилах игры. Стр.№4, слева внизу, абзац про кубики влияния И кубики чумы. Ну и стр.№9, абзац "Колодец", там указано условие "включения" колодца, упомянуты только кубики влияния.
Все-таки можно.
В немецких правилах на стр. 9 в примечании к «Колодцу» как раз написано: кубик влияния или чумы.
Кстати, в английских - там просто "кубик", без уточения.
Англ.правила посмотрел, действительно, просто кубик, значит - любой. Тогда соглашусь, получается, что можно играть колодец и при наличии в областях только кубов чумы. Вот ведь как искажается суть при переводе...((( А этот момент с колодцем довольно так и важен, в некоторых партиях может повлиять на итог.
Это было бы странно и не логично. Даже без момента с англ. правилами всё понятно. Ход игры: в свой ход каждый должен взять один кубик, в т.ч. кубик чумы, с одного из действий (выполнить действие). Колодец: вместо действия можно разыграть колодец. Всё ж ясно?! Вам юрист бывает нужен? Нужен контакт? :))
Вопрос про путешествия.Если в городе стоит чья-то фишка и я захожу в этот город:получаю ли я бонус города или только,кто первый его посетил,тот и получает?
Привет. Получаете бонус вне зависимости от наличия фишек и маркеров соперников и очерёдности посещения, но только один раз за игру. При следующем посещении ЛЮБЫМ своим персонажем вы не получаете бонус и не выкладываете свой маркер.
Анонсировали всё и сразу, да в новом исполнении. Даже соло режим прикрутят)
Но даты пока не видел.
2023 год
Всем доброго времени суток, уважаемые однофорумчане! Заинтересовала данная игра, но у меня появилось несколько вопросов, поэтому те, у кого она имеется или кто в нее играл, уделите немного времени, заполните небольшую анкету, чтобы легче сделать выбор о ее приобретении)
1) Вы играли в "голую базу" или с допами? Расскажите о своих впечатлениях. Сильно ли нужны допы, и как они влияют на игру?
2) Как игра играется на двоих?
3) Как у данной игры с реиграбельностью?
Ну и в целом мнение об игре
Заранее спасибо за ответы!)
Привет, однофорумчанин!!!)))
Имею данную игру в коллекции, "голую", так как допы на русском не выходили. Исходя из этого, на вопрос №1 ответить не могу.
2) Очень даже на двоих, быстрее и противостояние острее. Но нужен равноценный во всех смыслах оппонент (интеллект, заинтересованность и т.д.).
3) Практически бесконечная, мы так и не нашли 100% способа достижения победы.
Итог ИМХО: одна из первых, мною приобретённых, классика жанра. За четыре года так и не смогла надоесть, периодически раскладываем.
Удачи на картонных полях!!! )))
первая из больших коробок купленных :) Любимая игра девушки потому что - тут же крестьяне УМИРАЮТ!
Классическое евро, ставим рабочих, зарабатываем репутацию в деревне, хороним одного мипла когда завершился жизненный цикл. Хотя игра и стара, но на мой взгляд лаконична) К сожалению допы стоят безумных денег, надо делать PNP - говорят маст хев с ними. Классика евро.
В дуэльной игре ввели хоумрул - убрали два кубика чумы (средневековая иммунизация). Цель сего - снизить смертность и, соответственно, удлинить немного партию для развития своей деревни. Каково мнение экспертов?
Экспертом себя не считаю, но не совсем понятно какой в этом смысл? Длительность игры зависит от действий игроков, они её могут затягивать или приближать.
Мне кажется в оригинале оптимальное время партии, зачем её затягивать?
Причем этим хоумрулом вы облегчаете действия игрокам, т.к. им достается в личный запас больше цветных кубиков.
Летопись классика проверенная временем, мне кажется в этой игре отличные базовые правила.
Но Ваш хоумрул имеет право на существование почему бы и нет, на вкус и цвет приятелей нет =)
Классная игра.Где бы найти доп Таверны.Эх...
Только если чудо, недавно продавали на БНИ без коробки за 4900. В свободной продаже его нет в мире нигде. Можете попробовать на БГГ поискать, но стоить будет, как крыло самолета
74€ на amazon
красивое ;-)
pnp...
Какое дополнение из двух самое необходимое для игры?
как по мне, то самого необходимого нет. лично я приобрел себе таверну, порт как-то не зашел по описанию.
оба хороши
у кого сколько раундов выходит сыграть до наступления условия окончания? Мы сколько не играли, всегда один сценарий: первый полный раунд и в середине второго места в летописи кончились. Средний счет 35-40 очков. Один единственный раз за 50 ушел, тк оккупировал рынок единолично. Очень не нравится мне эта заскриптованность в плане конца игры. Не успеваешь толком развернуться. Миплов с 4 на борту ни разу не ввел в игру
Один раз вышел за 50 с родичами последнего поколения. Жена два раза вышла за 50 за больший контроль церкви и ратуши + путешествия. Ну и рынок оба делили нещадно)
А вы точно правильно играете? Почему они у вас так активно дохнут? Я свою давненько продал, но насколько помню, там главная проблема была не в скоротечности, а в сильной несбалансированности занятий: мега-эффективная церковь против никчёмных путешествий и посредственного магистрата. В результате к 3-4 партии все просто тупо лезли в монахи и всё.
Да нормальная там ратуша. Путешествия хороши если вписать в свою стратегию (а не брать за основу). Рынок да -вот где действительно сила, но к нему просто надо быть всегда готовым)
Ратуша норм, если залезть туда ради колечка, а вот ползти по служебной лестнице не очень выгодно в плане выхлопа.
На путешествия тоже можно залезть чуть-чуть для получения места в летописи, например, но дальше они становятся слишком ресурсоёмки. Не зря же их в дальнейшем пофиксили в одном из аддонов, правда я не знаю, на сколько эффективно.
Мне нравилась третья ступень ратуши, где можно получить любой инструмент - это добавляла скорости и гибкости для работы с тем же торговцем :)
так сколько раундов у вас выходит?
раунда 4-8
Не считал ни разу, а коробки к сожалению своей нету, что бы прикинуть хотя бы:(
Купили свою копию. Теперь могу сказать что вдвоём 3-4 раунда выходит (и да, таки кто-то обычно успевает ввести 4е поколение до конца игры):) Ратуша очень крута. На путешествия в последнее время стараюсь занять 2-3 города, при чём два соседних с деревней, что даёт на выходе приятный буст по очкам :)
В ратушу ради колечка? :)) Выхлопа мало??! Хвааатит (улетел в космос как великий Ээх)!!! Почти всё наоборот из сказанного Malgrim. Хорошо, что он сообщил про 3-4 сыгранные партии.
Как по мне, механика Летописи работает как часы, нет в ней никакой несбалансированности. Выгода от ходов и тактика здесь во многом зависят от рандомных факторов - выхода покупателей и кубиков.
При всей своей простоте Летопись - глубокая игра и за 3-4 партии видно только поверхность :)
Видится мне, что вы вообще не правильно играли, это единственное объяснение для такой оценки. Церковь дает очки только в конце партии. Сколько она принесет? Четыре монаха на 4-ке и один на высшем сане принесут 22 очка, а пшеницы туда нужно будет вкачать аж 19 (!). Ну и за пару-тройку раундов принесет еще 4-6 очков за первенство. Думаю что сказанное про монастырь - ошибочно, оценка не выдержана.
Обратимся к математике.
На троих в летописи 13 мест, на ферме 10 облаков. Итого 13х10=130 ед. времени для заполнения летописи. За раунд выходит 21 кубик, т.е за 1,5 раунда – 1,5х21=32 действия.
Тратите в среднем 130:32=4 (четыре!) ед. времени на каждое действие.
Невероятное истощение жителей – ищите ошибку. Например, в рус. правилах явно не указано, но за 1 действие – только 1 товар. Ну и можно глянуть летсплей хотя бы у Безнала, вдруг что-то обнаружится.
посмотрел безнала. Те же 1.5 раунда. Не забывайте, что чума тоже крутит время. 6 кубов = 12 времени. Ремесленный квартал сжирает вагоны времени - по 6 единиц легко.
Даже не знаю, давненько не раскладывал, да и учет раундов не вел. Но точно не 2 раунда обычно было.
В моем расчете 4 – это же среднее. Чума (2), конечно подсчитана, условно даже больше, чем надо на целых 2. Обучение с производством в конюшнях с кузней (6) наоборот – меньше на 2. Кстати, если родственник там и останется (3) – больше на 1. А еще просто бесплатные по времени действия. Если играете верно, то довольно расточительная стратегия.
По видео Безнала. Я предлагал обратить внимание на возможное недопонимание в правилах. Ведь там игровая ситуация другая: конец игры включило заполнение кладбища. У Вас же претензия, что места в летописи кончились.
Неправильно написал. Заканчиваются места в летописи- трупики идут на кладбище. Мест на кладбище мало - быстро триггерится конец игры. Как правило желтый (ремесленный) раздел забивается очень быстро
Почему? Можно же кидать в летопись любого мипла, главное чтобы он был подходящего поколения. Не важно, каким именно действием триггернулось умирание.
У нас, кстати, я вообще не припомню ни одного случая, чтобы заканчивались места на кладбище - всегда выгоднее кинуть мипла на летопись, т.к. это победные очки или минус соперникам. Только в редких случаях под конец игры, когда жаль убивать сидящих на вкусных местах миплов, можно отправить на кладбище пару колхозников, например.
Кладбище вообще редко когда эксплуатируется. Если только увязался в гонку на одном из направлений по одному из треков и проиграл место в летописи. Но это уже собственный просчёт, а не стратегия и уж тем более такую смерть родича стараются избегать.
Но ведь в ремесленном квартале время тратится 1 раз, чтобы обучить члена семьи, а потом уже можно или тратить время или расплачиваться ресурсами. Т.е. даже если на изготовление первого плуга ушло 6 времени, то следующие уже будут стоить 3, не говоря о том, что можно за кубы покупать.
Все больше кажется, что в ремесленном квартале что-то не так :)
Вспомнил еще одну распространенную ошибку: миплы в летопись заносятся не по профессиям.
При оплате кубиками влияния, в ремесленном квартале, мипл не посылается, и время не тратится совсем.
Да, подзабыл этот момент.
Обычно раунда три точно отыгрывается, ПО по итогу 30-60, с допами больше.
Раундов 6 точно. Последний раз сыграли на двоих около 65 ПО каждый. Иногда рождаются все потомки. Если в жизни бездумно вкалывать, думаю любой достаточно "заскриптованно" вымрет :) Покойники в Летописи - один из самых скудных источников ПО, здесь нужно жить максимально долго и эффективно. Не пренебрегайте молоть зерно чтобы деньгами смазывать местный социальный механизм: золотишко придает гибкость, оказывая влияние вместо кубиков и соответственно пустых трудодней, которые здесь - наименее выгодное вложение. Чем больше живых родственничков в конце партии, тем больше они дают отдачи в виде ПО, особенно в монастыре и администрации.
Монастырь дает много ПО в конце партии, но не работает в процессе, забирая зерно и соответственно в потенциале зоолото. Мой оппонент постоянно идет в путешествия и я далеко не всегда его выигрываю, такой парадокс :) Игра достаточно сбалансирована, на мой взгляд, потому что всегда играем по разному, а счет близкий. Игрушка - супер, гениальная! Отличная комплексность и глубина при такой легковесности и простоте правил, минимальная абстрактность. Собсно, на глубину указывает и Ваш отзыв, почеловечней там с миплами, тут свои социальные законы, на удивление близкие к жизни, в чем есть особенный, уникальный шарм, какой-то свой микрокосм. У Beznal этот летсплей в плане процесса ни о чем, а правила он вроде всегда досконально объясняет.
А нет, 73 ПО у меня было, а не 65, ниже по тексту есть репорт этой партии. Извиняюсь что все здесь забил своими восторженными воплями :))
К примеру, покойники могут дать максимально 12 очков. Это две крупные продажи с рынка. Прошлую партию играл отдав самый низкий приоритет местам в летописи. В итоге занял там нужные 5 мест, само собой получилось, обогнав оппонента и набрав в итоге больше 80 (второй круг). Правда на одном рынке вышло 39 :) потому что оппонент его игнорировал, но и он набрал что-то около 65.
Всегда 3-4 раунда, пара игроков выводит всех миплов, победитель набирает около 60 очков. Обычно заканчиваются места в могилах. Причём, это делается намеренно кем-то из игроков, которые чувствуют, что в данный момент побеждают.
В среднем выходит 3-4 раунда, а по очкам около 50, один раз получилось набрать 71
Никто не знает, есть ли эта игра в цифровом варианте ? В смысле компьютерная ?
Ее нет в цифровом варианте.
Привет. Вопрос:
Активировал Магистрат. Мой мипл стоял в 3ей палате, заплатил два зел.куба и требуемое время, перешёл в палату №4. Могу сразу поменять 1 монету на 3 очка или действие закончено?
Да, можно выполнить действие. И понимаю, откуда вопрос. В оригинале во всех пунктах а, б, в – одинаковая фраза: «вы можете выполнить действие привилегии».
Именно ))) Можно истолковать так, что или двигаешь или пользуешь привилегию, что-то одно.
На что похожа эта игра? Брюгге, виноделие или что-то ещё?
Игра довольно самобытна, не на одну не похожа. Если говорить в общих чертах в основе механика выставления рабочих. Игр с такой механикой куча.
Так как это воркер плейсмент и оформление такое, очень напоминает виноделие
так они все друг друга напоминают)))) Возьмите любую с воркплесментом. В Летописи фишка в том, что ваши миплы стареют и умирают, у них есть несколько поколений. Иногда выгодно умереть, чтобы попасть в Летопись и получить потом ПО, а иногда выгодно придержать мипла, что бы он продвинулся как можно дальше в путешествиях или в совете.
В виноделии все гораздо проще, в нем тащит карточный движок, а не миплы.
Нет там воркерплейсмента. Там драфт кубов, а чувачки только для того, чтобы напомнить о прошлых своих ходах. Они ничего не блокируют.
Это вообще давняя тема для спора у любителей воркерплейсмента. И вопрос не в том, становится ли Летопись из-за периодического выставления миплов на поле воркерплейсментом или нет, а считать ли этот самый драфт кубов, упомянутый вами, вариацией воркерплейсмента. Ведь сам воркерплейсмент, по мнению некоторых, является развитием или вариацией механик драфта ролей, только "роли" эти умножили и зафиксировали на поле в виде областей для активации "рабочими". Главный же "твист" Летописи в том, что выбор действия тут не сразу же блокирует возможность его выполнения для других, но постепенно приближает его к таковому состоянию (пока не закончатся кубики). Следствием драфта действий на общем поле становится буквально истощение возможностей всех игроков, а не их сиюминутная блокировка. Это очень любопытно. Считать ли всё это "воркерплейсментом"? Не знаю. Но то, что всё это создано в контексте существования такой механики и, возможно, как её прямое переосмысление - скорее всего, по моему мнению. Я думаю, что человек, игравший, например, в Агриколу, быстро поймет что к чему тут, так как мыслится этот геймплей в первую очередь этими "местами, на которые мне нужно сходить" (забрав кубик или выставив мипла - уже следующая деталь). По крайней мере Летопись будет родственна воркерплейсменту, всем тем играм с полями, разделенными на области, которые мы поочередно активируем каким-либо образом.
Есть такое. Мне как игравшему в летопись очень просто было проникнуться Агриколой. Но летопись в своём жанре крайне уникальная вещь. Всё таки кубы и ограничивают количество действий и дают плюшку в виде ресурса или потери времени (которое может так же сыграть в плюс).
Насчёт мнения перца крайне не согласен. Всё таки миплы там и продвигаются по карьерной лестнице и миплы опять же могут удешевить получения того или иного инструмента. Без свободных миплов только и остаётся что подбирать оставшиеся ресурсы, поэтому родительская ячейка тут крайне важна вначале игры:)
Да, продвижение миплов в церкви и ратуше очень важно, как и получение благодаря им скидок в ремесленном квартале, но перец вряд ли ошибается, когда называет их, по сути, эдакими маркерами-напоминаниями (хотя я бы ещё дополнительно сравнил их с ресурсом). Мы получаем эти миплы-маркеры в одной ячейке, чтобы тратить их в других, обозначая при этом ими свои будущие скидки или дополнительные возможности при активации ячеек.
Ну так и миплплейсмент можно довести до маркеров. Отметил что сделал, а количество миплов в запасе - это количество действий.
Упрощение оно такое..
Вот именно, что в "обычном" воркерплейсменте миплы - это в первую очередь очки действий игрока. В Летописи эти очки - общий пул кубиков, которые вначале партии заранее распределяются по ячейкам действий. Миплплейсмент вывернули наизнанку своеобразным образом, что уже и не "плейсмент" вовсе, но форма угадывается легко. Миплы же здесь выполняют иную функцию, механически (и это сделано уникально, да).
Манипуляциями с кубиками ресурсов мне напомнила "Лордов Вотер Дип".
В основе несомненно воркерплейсмент, только с измененной концепцией. Вы - дом (семья). Каждый ход приносит как бы навык-опыт: знание, умение, вера, общение, или урон - чума, кубики которых безусловно разбираются по очереди с локаций, а по желанию требуя взамен выполнение условий (оплаты действий кубиками или деньгами и т.п.). Летопись уникальна.
В коллекции уже года три, но только сейчас начинаю признавать её лучшим евро, топ, 1-е место. Это с учетом того, что первая партия была - 6 баллов, а через год и партии 3-4 - 7 баллов. Теперь твёрдые 10+! При этом игра проста до гениальности, с потрясающей глубиной, и с очень быстрой раскладкой (с учетом доп. органайзера из гипермаркетов). В качетве мешочка советую использовать непрозрачный пластиковый стаканчик (кожаный из Каменного века подойдет идеально, гораздо лучше, чем в самом КВ) - гораздо удобней тянуть и забрасывать кубики, а сам зеленый мешочек использовать для выхода покупателей.
В качестве центральной механики наверное всё-таки рынок, чем-то он немного напоминает обслуживание постояльцев в Австрии (контракты в Марко Поло, карты квестов в Уотердипе), или постройку домиков в КВ, так как за них не шуточная конкуренция ввиду подогревания значительным ПО, а вообще игра как будто состоит из нескольких простых игр и все они взаимодействуют совершенно чУдно. Кубиковый и покупательный рандом, кстати, формируют большую реиграбельность и разницу в партиях. Однозначно создание этой игрушки - откровение и озарение для Инки и Маркуса, какие у создателей бывают крайне редко, и чем дальше, тем реже. Этакая живая деревня в коробке. Игра - однозначно бриллиант игростроя, притом не требующий какой бы то ни было дополнительной огранки, в т.ч. в плане художества - оно просто потрясающе.
Впечатления только от базы? Доп нужен?
От базы. Мне лично нет, но я за свой относительно небольшой игровой опыт ни в одном допе пока потребность не испытал :) Вообще.
Добавлю ещё. Бытует мнение, что в этой игре нужно убивать родичей :) Ну бред, убивает время, а игрок просто как бы пишет историю Деревни. Ну, или, если хотите, "убивает" их в той же степени как писатель героев книги. И это произведение о смертных, как и в жизни, и это очень круто.
Добрый вечер! Отыграли первую партию с мужем, возникло несколько вопросов.
1) на ферме есть миплы 2 и 3 поколения. Есть разница, кого в первую очередь выставлять на игровое поле? Тут тоже действует правило с наименьшей цифрой на самом мипле?
2) базарный день уже разыгран, можно ли имея на руках три одинакового кубика ещё раз его активировать в этом же раунде?
3) после оплаты действия тремя одинаковыми кубиками (колодец), они идут обратно в зелёный мешочек или резерв?
1. Можно выставить жителя любого поколения. Порядок касается "умирания"
2. Можно
3. Кубики уходят в резерв
Спасибо! и еще такой вопрос.
последняя палата в Магистрате. Сколько монет за один раз можно обменять на очки? есть ли ограничения?
За один раз только 1 монету на 3 очка.
Привилегиями магистрата можно воспользоваться при посещении однократно, так что и такой обмен можно произвести только раз
Описание 4-й палаты в немецких (да и английских) правилах:
«заплатите РОВНО 1 монету...».
Вот это был бы полом игры, если бы можно было менять сколько хочешь :D
и я так понимаю, на мельнице такой же принцип? нельзя сразу кучу зерна отдать в обмен на кучу монет?
Правильно понимаете.
Чем последняя служба отличается от обычной, только тем ,что обычная в конце раунда, а последния после того ,как все проходят по ходу ,когда завершилась игра? Я ничего не упустила?
И ещё такой момент . В чем смысл тратить действие ,чтобы вернуть члена семьи (например) с производства на ферму.
1. Да, по службе всё верно.
2. Так появляется свободный член семьи, когда все уже родились: нужно выполнить срочное действие, а кто-то занимает неэффективную клетку. Ну и что-то суперстратегичное: старичок хорошо – или даже плохо :) – поработал в одном месте, а потом славно умер в другом, попав в нужную (!) строку летописи.
Ясно, спасибо!)
Ещё такой вопрос возник. Про путешествия. Если Я занимаю первый город. У меня там мой мпил стоит,потом он умерает,следующим , должна начать с начала или могу начать , с города , где умер мой мипл?
Должны начать сначала.
Рассматриваю данную игру к покупке. Нравится тема, создается ощущение вдумчивой и уютной игры. По сему вопрос. Как идет на двоих? не скоротечна ли она в таком случае (а то видео Безнала расстроило очень, показалась совсем простой и неинтересной в дуэльном варианте) обязателен ли доп "таверны"?
Отлично идет на двоих.Играется, да, шустренько- менее часа на 2х.
Хорошо идет и не обязательно быстро. Играл до 2-х часов на двоих. Если обдумывать ходы, а игра к этому располагает. Безнал от балды играл.
Подскажите, в магистрате можно использовать только предыдущий этап, или все предыдущие?
Т.е. на четвёртом этапе можно использовать только 3 или 4, или все 4?)
Все предыдущие этапы. Считайте, что в правилах должно быть написано: «на ЛЮБОЙ предыдущей палате». Просто переводим неопределенный артикль – а иногда он переводится! – из оригинальных правил.
Можно условно (как это обычно бывает в таких сравнениях) назвать Village настольной версией серии видеоигр The Guild. Концептуально это настольная игры моей мечты - развитие своей династии на протяжении нескольких поколений, возможность добиться успехов в разных ремеслах, занять высокое положение в городском совете... Именно в таком для меня самый сок определенного сорта тематичности, именно поэтому я, например, очень люблю Агриколу - в первую очередь за этот сеттинг и гармонично вплетенные в него механики по развитию собственного хозяйства.
Но в случае Village одна единственная механика, придающая темп всей динамике игры, сильно убавила удовольствие от игры для меня. Я о том, что один из основных способов получения победных очков реализован через механику "удачной смерти" миплов. Совсем упускать эту часть игры не хочется (если ты настроен окончить игру с хорошим счетом), поэтому на протяжении всей партии приходится много думать о том, где, когда и кто у тебя умрет, от чего создается ощущение гонки за места в летописи. Такого рода соперничество нам не часто нравится, мы больше любители если не кооперативной игры, то хотя бы "multiplayer solitaire" (мы даже умудряемся вдвоем играть, например, в соло-режиме Виньоса). Очевидно, что это лично наши странности, вне этого фокуса и вне наших специфичных требований к геймплею Village - немного недооцененная евро-игра с довольно оригинальной механикой смены поколений рабочих (по крайней мере я не встречал похожего), с уникальной системой действий, родственной с воркерплейсментом, но определенно показывающей нечто новое. Если бы не выше описанная "гонка", то, скорее всего, эта игра была бы моей любимейшей.
Странно, что ещё не увидели гонку за покупателей на рынке в дуэли. Всё таки один кубик действия, а на рынке можно заработать едва ли не баснословные ПО. Но это как вариант.
Самому очень жаль что игра ушла с полок магазинов и нет возможности в нашем городе её приобрести, ибо очень уж атмосферная приятная игрушка, с интересной балансировкой выхода кубиков влияния через мешочек.
Однако после активации рынка одним игроком, другие тоже имеют право продать что-нибудь с чуть большими затратами, тут не так всё однозначно тесно, как в летописи. Можно выкрутиться. Да и рынок у нас не столь популярное место, так как интересней, например, отправить кого-нибудь в путешествие (особенно с портовым дополнением), там товары тоже требуются. Но не спорю, рынок, конечно, лакомое место для получения очков, но сильной "гонки" там за покупателей я не чувствовал (это может быть и следствием нашего стиля игры, да).
Да остальные игроки тоже могут участвовать. У нас более остро игры проходят, поэтому нередко выкупался тайл только который второй и мог купить. Т.е. запуск действия для второго становилось пустым, из-за чего для предотвращения такой ситуации приходилось отслеживать производственные места, и кто на какого покупателя копит, что бы запустить торговлю раньше. Ну да, это другой стиль игры уже :)
Этот эффект достаточно сильно нивелируется тем, что "удачно" трудиться в Летописи гораздо выгодней, чем "удачно" умирать. И чем продуктивней действие, тем меньше "вакансий" в летописи, поэтому можно просто не обращать на это внимания. Разница между тремя (min) и пятью (max) жителями в летописи 8 ПО, что по сравнению с тем же рынком не так уж и много чтобы концентрироваться на "удачной смерти". В самом начале уходят с фермы (работяги че:) и дальше по возрастающей, что в своей основе достаточно гармонично и лучше вряд ли придумать, посему игра действительно одна из лучших и одна из самых недооцененных. Соотношение легковесности и комплексности - высший балл. Посему радуйтесь и играйте в Летопись :)
Сыграв ещё партию (дуэль) после перерыва, могу с уверенностью сказать, что летопись - самый скудный источник ПО, не стоящий сосредоточения, и по большей части действительно задает темп партии, являясь временным треком. Заработал: рынок 31, путешествия 9 (два города), храм 26, летопись 7 (всего лишь на 5 меньше максимума, достигнутого оппонентом, при том я не особо утруждал себя расчетами кому уйти, по большей части это очевидно), выиграл на 4 очка. При этом конкретно экономил время, а под конец народился и отправил всех в монастырь. То есть, летопись - чистый факультатив, а не основной источник ПО. По итогам добавил игре в топе ещё балл, максимально приблизив к шедевру.
В таком случае тоже попробуем поиграть, не обращая внимания на летопись. Возможно, обманчивое впечатление сложилось из-за нескольких партий, где для счета решающим было то, чьих трупиков оказалось больше в этом замечательном фолианте.
Но, всё же, суть летописи, как мне кажется, не в том, что она скудная/богатая на ПО, а в том, что для получения очков тут не нужно тратить каких-либо ресурсов, нужно просто грамотно рассчитывать то, когда и где у тебя умрет мипл. То есть потенциально тут все друг другу прямые конкуренты здесь и сейчас уже. Иными словами, при удачно разыгранной "основной" стратегии игрок, который ещё и умудрился хорошенько похоронить миплов, определенно имеет больше шансов на победу, чем игрок, который просто "забил" на летопись.
Просто забить не получится, потому что жильцы умирают, но уделять внимание лишь пропорционально потенциалу механики, который в плане ПО не значителен. То есть, рассматривая внимание как умственный ресурс, гораздо выгодней вложить его в другие механики игры. Летопись - лишь одна из граней этой многогранной игрушки, которые раскрываются постепенно. Например, я зерно раньше почти не молол, но постоянно был в администрации, а в последней партии не отправил туда вообще ни одного, но постоянно получал деньги на мельнице, а они отлично смазывают весь механизм, делая его гораздо более податливым благодаря замене кубиков влияния, что дало очень много возможностей.
Меня по-началу механика летописи тоже больше всего покоробила, т.к. заслуги отправленных в анналы совсем не очевидны, но я связал её с таким определением как христианская святость, которая почти всегда не очевидна для окружаюших. Ну можно сказать, что летопись констатирует отправление жильца в райские обители :) Это очень хорошо сочетается с Евангельским: "трудно богатому войти в Царство Небесное", а отправлять в летопись богатых (проносящих больше ПО) как раз и трудней всего. Также и: "Нет больше той любви, как если кто положит душу (жизнь) свою за друзей своих", то есть ты никого не гробишь, а жители как бы сами проявляют таким образом жертвенную любовь, будь то в путешествии, или в квартале ремесленников, а мы имеем только констатацию. Таким образом, мы имеем в Летописи не только смерть, но загробную жизнь миплов, что достаточно хорошо ложится на сеттинг :)
Понимаю. Я просто веду к тому, что так или иначе, по мере роста опытности, игроки будут всё более эффективно распределять внимание, что позволит им чаще посматривать на летопись как на лакомый бонус к общему счету. Но, конечно, смысла фантазировать об этом нет, волков бояться - в лес не ходить, нужно попробовать начать играть, становиться этим опытным игроком и там уж смотреть, что к чему, авось тоже шедевром заслуженным станет для меня.
можно ли пользоваться колодцем ЗАМЕСТЬ того чтобы брать кубик , если в области действия которым хочу воспользоваться еще есть кубики?
Можно и когда есть кубики, и когда их нет на выбранном действии. А нельзя, если на всем игровом поле совсем нет кубиков.
Игра очень умная, достаточно сложная по игровому процессу (а значит с потенциалом реиграбельности), лёгкая и гармоничная по правилам, быстрая по раскладке. Раскрывается ОЧЕНЬ медленно, посему не торопитесь продавать. Также сочувствую владельцам большИх коллекций, у которых вряд ли будет должная усидчивость чтобы понять Летопись, с соблазном играть в более привлекательные по первому впечатлению игры. Я мариновал Летопись долго и далеко не всегда вожделенно, по первым впечатлениям - слабо, по итогам - очень хорошо! Как по мне, так это идеальное евро, не сухарь, с таким как надо для евро, умеренным рандомом (случайный выход кубиков влияния на области действия в начале раунда).
Это нечто потрясное зрелище. Переворот в евроиграх! Лучшее в этой игре это рееальное схематичное представление о жизни человека и его трудолюбии! Единственная в своем роде. Играли на 4 человек, времени ушло 2 часа 05 минут. Разбирал правила сначала один 3 часа, потом от меня скачивали правила другие перед и в течение первой тест-игры. Правила несложные! Теперь она стоит вместе с Constantinopolis, Agricola, Сантьяго де Куба.
В этой по-истине концентрированной евро-игре представление о жизни человека сильно меркантильное. Сильнейший из всех источников ПО - рынок. Остальные действия больше похожи на декорации или, по преимуществу, источник ресурсов для рынка. Если не сдерживать основного торгаша, выиграет при любом раскладе, несмотря на лимит в один кубик. Посему, хош-нехош, а иди и продавай свою телегу :) Что, я считаю, вносит некую дисгармонию в гармоничный в целом жизненный сеттинг. Надо бы его немножко обезьеврить и обрУсить :)) Пока не пробовал, но сбавил бы по одному ПО с каждого покупателя.