Конец года - время подводить итоги. Хочу поделиться с вами краткими впечатлениями о впервые опробованных мною играх в 2023 году. Очень люблю читать мнения игроков о настолках. Все они субъективные, и в этом их прелесть. Ценность этих мнений для меня в том, что они помогают обратить внимание на некоторые игры, мимо которых я случайно или осознанно прошёл. Надеюсь, мои мысли сподвигнут кого-то попробовать какую-либо игру. В этом году познакомился с 45ью новыми играми. Оцениваю я их по совокупности эмоций, впечатлений, нового/интересного настольного опыта и желания его повторить. Приятного чтения!
45 место - Тайные камни. Интересный абстракт на выполнение целей, но один момент убивает для меня всю соревновательность игрового процесса. Нередко игроку на руку могут приходить цели, которые либо уже выполняются на момент их получения, либо достаточно одного действия для их выполнения, что даёт ощутимое преимущество по очкам. Хоть игровой процесс и азартный, но для меня абстракты в первую очередь про соревновательность.
44 место - Драфтозавры. Примитивный драфт в красивой обёртке. Для игры с детьми или привлечения новичков в хобби пойдёт, но для опытных настольщиков принятие решений в этой игре очевидное и потому скучное.
43 место - Идеальный кадр. Игра на память с расстановкой гостей по их пожеланиям для последующей совместной фотографии. Модуль с аукционом обязателен, добавляет азарта и взаимодействия. Игра неплохая, но не зацепила. Всё же убедился, что мне игры на память дают мало эмоций и больше утомляют, чем развлекают.
42 место - Перекати-ёжик и друзья. Детская игра на ловкость, в которую более-менее интересно играть и взрослым. Кажется, что не все способы сбора еды равнозначны по сложности, но с другой стороны это можно воспринимать как вызов. Отличный подарок детям.
41 место - МикроМакро: Город улик. Надземка. Детектив на внимательность, самостоятельное дополнение. Карту изучать по-прежнему интересно, причём даже не расследуя дело, а просто так. Но дела по-прежнему легко раскрываются, даже если играть по усложнённым правилам, не читая вопросы. И хоть они и стали чуть сложнее дел базовой игры, всё равно нет вау-эффекта.
40 место - Это безумное королевство. Игра на драфт карт, и его реализация с играми разума (один выкладывает карты по двум стопкам - другой выбирает стопку) мне не зашла, а это и есть главная фишка игры. Планировать цепочки действий интересно, но после каждого раунда драфта просчитывать альтернативные варианты на случай "проигрыша" в упомянутой выше мини-игре не доставляет удовольствия, а только раздражает. Подобный подход больше утомляет, чем веселит. На мой взгляд, в этой игре слишком часто нужно адаптироваться к новым условиям, не успеваешь насладиться моментом, когда всё идёт по намеченному идеальному плану. К тому же здесь желателен наигрыш и знание карт для более осмысленной игры.
39 место - Париж. Город огней. Дуэльный абстракт, плотность взаимодействия в котором целиком зависит от игроков. Есть интересные задумки, но игровой процесс не доставляет удовольствия, как при конфликтном характере игры, так и при миролюбивом. В первом случае чересчур мозголомные и душные партии выходят, устаёшь от такого, а во втором просто скучно. Но для турниров в самый раз, соревновательность выкручена на максимум.
38 место - По полочкам. Хороший абстракт, но ничем не запомнился - две стерильные по эмоциям партии. Тот редкий случай, когда не можешь выделить конкретные минусы, просто понимаешь, что не твоё, и всё тут.
37 место - Similo: Животные. Идея этой серии филлеров зацепила, но она удачно реализуется только в тех коробках серии, тема которых близка играющим. В противном случае подсказки сводятся только к изображениям на картинках, что далеко не ново.
36 место - Корова 006. Филлер-картошлёп. Простой, незамысловатый и очень азартный. В своей нише весьма хорош, но после дюжины партий игра в "угадайку" приелась. Однако, прекрасно понимаю тех, кому она нравится. В такое периодически тянет поиграть, поэтому даже рассматривал её какое-то время к покупке, пока не познакомился с другой карточной игрой, ставшей для меня лучшей в 2023 году.
35 место - Новолуние. Абстракт с пространственной задачкой. Как-то уж слишком математично и скучно играется. Пэчворк от того же автора куда изящнее и приятнее.
34 место - Крошечные города. Абстракт с оверпродакшеном. Играется просто, взаимодействие между игроками через добычу ресурсов интересное. Но предлагаемая игрой пространственная задачка не затягивает, все решения на поверхности. Да, противники на них влияют, но если даже и подрезали, то вместо старого очевидного решения появляется новое очевидное решение. Негативных впечатлений от партии нет, но сыграть ещё раз не тянет.
33 место - Вторжение с небес. Соло игра-головоломка. Для любителей подобных игр - находка, но я не фанат соло-игр. Тем не менее стоит признать, что у автора получилась хорошая игра с минимум компонентов, высокой реиграбельностью, интересным игровым процессом и даже сюжетной кампанией.
32 место - Саграда. Давно поглядывал на этот абстракт, привлекали компоненты, да и отзывов положительных видел много. В целом, не разочарован, хороший абстракт, но не зацепил. Говорят, с дополнениями играется лучше, может быть когда-нибудь и попробую, но не в ближайшее время.
31 место - Красный Собор. Компактное евро с механикой ронделя для получения ресурсов и выполнением заказов. Сразу хочется отметить игру за размер коробки и компоненты - соотношение цены и качества отличное! Игровой процесс приятный, но лично для меня ничем не запоминающийся - не так много интересных выборов даёт совершить игра. Тем не менее считаю игру замечательным примером евро-гейтвея! Ну и нельзя не отметить сеттинг и оформление, даже удивительно, что авторы испанцы.
30 место - Honey Buzz, Deluxe Edition. Семейное евро с красивым оформлением и милой темой, которую игровой процесс, на мой взгляд, прекрасно раскрывает. В игре конкуренция везде и всюду, хорошо ощущается гонка за нектар, цели и выполнение заказов. Понравился механизм выбора действий. Но тем не менее показалась слишком простой, чего-то не хватает, а может быть всё на месте, просто не моя игра.
29 место - Гонка: Жара на трассе. Игра-гонка, хайп вокруг которой мне до сих пор не понятен. Ощущение гонки игра передаёт хорошо, но как и в настоящей гонке, есть "золотой стандарт" прохождения маршрута. Задача игроков с помощью управления колодой стараться в него попасть, и кому это лучше удалось, тот и побеждает. При грамотной игре всех участников на первое место выходит рандом прихода карт на руку, особенно на финише. Если относиться к игре проще, больше как к развлечению нежели соревнованию, то годится, хотя для такой пати-игры чересчур завышенный ценник.
28 место - Индустрия. Отечественная карточная игра на построение движка. Первая часть игры - великолепная реализация механики аукциона с оригинальной идеей компенсации. Вторая же часть с обслуживанием своего движка на контрасте с первой выглядит коряво. Очень много фидлинга с обменом "шила на мыло" и полным отсутствием взаимодействия. Дополнение никак это не меняет, просто добавляет разнообразия и пару минорных изменений. В целом продукт хороший, да ещё и от отечественного автора, но не покидает ощущение, что с этой механикой аукциона можно было создать более удачный коктейль, и тогда игра точно стала бы хитом.
27 место - История рыцаря. Игра состоит из двух частей: первая - простое евро на выставление рабочих, вторая - бои на кубиках с помощью добытых ранее ресурсов. Хорошо реализована система турнира, даже против ботов сражаться интересно, а уж против реальных противников тем более. Тем не менее бои слишком евровые порой, можно всё просчитать, т.к. в игре прилично инструментов для влияния на кубы. А ещё долгие партии, т.к. все бои интересно посмотреть. Параллельный их розыгрыш здесь не уместен, на мой взгляд, т.к. ломает атмосферу.
26 место - Орихалк. Евро-гонка, одним из авторов которой числится Бруно Катала. Приятное оформление и компоненты, игровой процесс отточен до блеска и при этом играется... Стерильно. К игре не придраться, но и отметить что-то как фишку или главный плюс игры не получается. В такие игры ты вроде бы и не против сыграть, но с другой стороны не понимаешь зачем, т.к. особых эмоций игровой процесс не дарит.
25 место - Аббатство. Карточный филлер на сбор сетов. Любопытно реализован аукцион, перчинки которому добавляет влияние на ценность того или иного сета. Играется бодро и азартно - в своей категории замечательная игра.
24 место - Палео. Кооператив на выживание. Игра разбита на сценарии, которые можно переигрывать. Проблема альфа-игрока оригинально решается. Переигрывать сценарии не так интересно, т.к. понимаешь уже, с какими трудностями можешь столкнуться, но несмотря на это игра всё равно бросает вызов. А переигрывать здесь придётся частенько, т.к. сценарии не такие простые. Кооперативы - не моё, но конкретно этот оставил приятные впечатления и воспоминания кроме разве что периодических подгораний из-за рандома, приводящего к провалу сценария, хотя тематически это и оправдано.
23 место - Раптор. Дуэльная ассиметричная игра, в которой очень много игр разума. Некоторым может не зайти, если противник вас легко читает. Переломить ситуацию на поле всегда возможно, но для этого нужно обхитрить оппонента, что частенько непросто. Характер партии напрямую зависит от опыта и изобретательности игроков, поэтому партии могут проходить как уныло и в одни ворота, так и напряжённо, словно остросюжетный фильм с ярким финалом.
22 место - Сумеречная борьба: Делюкс издание. Дуэльное перетягивание каната в сеттинге Холодной войны. Концепт интересный, но очень скилозависима. Чтобы игра раскрылась, необходим значительный наигрыш. В игре есть свои дебюты, оптимальные стратегии и т.д., и всё это изучать не возникло желания. Хорошая игра, но очень нишевая.
21 место - Лоскутное королевство: Истоки. Абстракт из серии Лоскутных королевств. Отличные компоненты и органайзер. Приятно и быстро играется любым составом, понравился механизм выбора первого игрока каждый раунд. Модули, на мой взгляд, излишне перегружают игру. В своей нише хороша, но в коллекции почему-то не закрепилась - редко доставали её с полки, находились более интересные и желанные варианты.
20 место - Море, соль, бумага. Карточный филлер на жадность и удачу. Азартные и быстрые партии, рандома очень много, но его частично можно контролировать. Скорее всего прошёл бы мимо, если бы не оригинальная идея окончания раунда. Да и оформление у игры нестандартное, что послужило весьма приятным бонусом. Отдельно продаваемое дополнение в виде бустера из нескольких карт явно было вырезано из базовой игры, что оставляет осадочек. С ним определённо интереснее, но и без него игра не теряет своего шарма.
19 место - After Us. Карточная колодостроительная игра-гонка с идеей получения ресурсов и действий через соединение карт по горизонтали в порядке, задаваемом игроком. На ней всё и держится, именно она и цепляет. Играется хорошо любым составом: азартно, комбушно и в меру стратегично.
18 место - Зверь. Игра на скрытое перемещение. Хотя в этой игре оно не совсем скрытое, она больше не про прятки, а про драфт карт. Для захватывающих партий необходим наигрыш, хорошее знание колоды и грамотный драфт. В противном случае партии будут посредственные. Игра неплохая, но по озвученным выше причинам в коллекции не задержалась - под неё нужна определённая компания.
17 место - Великий Западный Путь. Второе издание. Давно хотел попробовать это евро. Планирование в игре необычное и интересное, постоянное ощущение конкуренции и гонки. По итогу игра не разочаровала, но и восторга не вызвала. В коллекции не закрепилась, т.к. есть евро, приносящие больше удовлетворения и эмоций от игрового процесса.
16 место - Детектив. Игра о современном расследовании. Детектив в сеттинге 21 века. Пять дел связаны между собой общим сюжетом, и он интересный. Некоторые из них очень нестандартные, чем и зацепили. Больше добавить нечего, чтобы не заспойлерить что-нибудь ненароком. Советую всем любителям жанра.
15 место - Иван Грозный: Первый царь. Отечественное евро. Сеттинг не ощущается и его можно заменить чем угодно, но механически играется отменно, конкуренция за всё и вся. Игровой процесс состоит из двух мини-игр: аукциона в палатах и контроля территорий на игровом поле. И между собой они тесно и гармонично связаны, на мой вкус. Мозголомно играется на 3-4 игрока, на двоих не играл, но судя по правилам, будет слишком просторно, а фишка игры именно в плотной конкуренции.
14 место - Маленькие империи. Самураи. Евровый контроль территорий с механикой скрытых приказов. Основная фишка игры в выкладывании приказов - некоторые из них могут активироваться несколько раз, и это заставляет по новому взглянуть на планирование раунда. Динамично, свежо и азартно играется любым составом, размер коробки небольшой, что не может не радовать. Я бы назвал эту игру великолепной альтернативой Игре Престолов, которую тоже люблю, но играется она долго и строго на шестерых. Самураи же приносят те же эмоции, но за меньшее время, и это огромный плюс!
13 место - Белый Замок. Изначально не обратил внимания на это евро, но когда сыграл, понял, почему оно стало таким популярным на Эссене. Поразительно, сколько цепочек комбо можно выжать всего из девяти действий за партию. Видел отзывы, что за пару партий в игре можно увидеть всё. И они правы, вот только фишка игры в комбинаторике, поиске и построении эффективного движка, а не в количестве контента и стратегий. Реиграбельность достигается за счёт бесчисленного множества стартовых раскладок. И всё это в небольшой коробочке с приятным оформлением - кайф!
12 место - Кланк! Подземное приключение. Колодострой-гонка с полем, перчинки которому добавляет push-your-luck с вытягиванием жетонов шума из мешка. Без него это была бы проходная игра, т.к. колодострой в игре посредственный - карт на её чистку мало, и не факт, что они появятся на рынке. Попробовал все дополнения кроме мастхэвного "Шайка авантюристов" - новых эмоций они не приносят, лишь слегка видоизменяют процесс игры. В феврале опробую "Шайку авантюристов", возлагаю на это дополнение большие надежды, т.к. оно вводит ассиметрию стартовой колоды. Возможно, именно этого игре и не хватает.
11 место - Королевство кроликов. Игра на драфт и контроль территорий. Красивое оформление, простые правила, настроение партии задаётся игроками. Можно беззаботно играть как в семейку, занимаясь своими феодами, так и в агрессивный контрдрафт. Дуэльный режим больше про второе. На Gaga Day победил в турнире по этой игре, и именно на нём контрдрафт для меня раскрылся во всей красе, т.к. в своей игровой ячейке обычно играем менее душно. С дополнением не играл и не планирую, т.к. считаю его лишним - перегружает элегантный игровой процесс базы.
10 место - Brass: Бирмингем. Топ-1 BGG на данный момент. И можно понять почему - тактическое экономическое евро с плотным взаимодействием, подрезанием и постоянной адаптацией к новым игровым условиям. Я такое люблю, но ряд минусов не даёт поставить игру выше. Не понравилось как нетематично приплетено пиво, плохая масштабируемость (на двоих игра идёт всегда на юге карты), слабая стратегия с ящиками, а также двустороннее поле, которое различается только оформлением... Почему отказались от варианта дуэльной карты как в Ланкашире, мне не понятно. Тем не менее игра стоящая, хотя, на мой взгляд, на топ-1 не тянет.
9 место - The Castles of Burgundy (20th Anniversary). Наконец-то познакомился с этим классическим евро. Простой игровой процесс, но непростые игровые решения из-за острой конкуренции, такое я люблю. Очень абстрактная, но играется приятно, всё работает как надо. Добротная классика, разделяю восторженные отзывы. Однако, лично для меня есть евро, приносящие куда более яркие эмоции.
8 место - Спящие боги. Приключалка в открытом мире. Оставлял подробный отзыв в карточке к игре, советую ознакомиться. Если совсем кратко, то мне игра понравилась - полная свобода действий, большая часть квестов формирует интересную историю, оригинальная боёвка. Из основных минусов - низкая иммерсия, играешь за нескольких персонажей, и воспринимаются они как набор параметров, игра никак не способствует их раскрытию. А ещё чем дольше идёт партия, тем больше пространства нужно игре. Остальные подробности читайте в отзыве.
7 место - Война Кольца: Карточная игра. Карточная стратегия во вселенной Властелина колец. Без знания сеттинга игра ничем не примечательна, я бы даже сказал проходная. Но когда все события и персонажи тебе знакомы, ты видишь, с какой тщательностью автор подошёл к каждой карте и её способности. Управление картами любопытное: для розыгрыша карты необходимо сбросить другую, а бесполезных карт в игре нет, что приводит к постоянным мукам выбора. Рандом выхода карт иногда поджигает, но на то игра и карточная. Пробовал все сценарии и режимы игры, и с уверенностью могу сказать, что лучший сценарий - "Трилогия", хоть он и самый долгий. Оптимальный состав 4 игрока, но вдвоём тоже хорошо, но только с отыгрышем за двух игроков (по сути за две раздельные колоды). Фанатам вселенной настоятельно советую попробовать. Старшего брата "Войну кольца" не заменяет, это совершенно другая игра с уникальными эмоциями и процессом.
6 место - В поисках Эльдорадо. Колодострой-гонка с полем. Давно хотел попробовать, но всё не удавалось. Семейная красиво оформленная игра с простыми правилами. В отличие от Кланка здесь колодострой шикарно работает. Играется быстро и азартно любым составом. В базовой игре крайне мало стартовых раскладок, но можно придумывать свои, или найти на той же Тесере. С дополнением не играл, но прочитав правила, заочно принял сторону тех, кто считает, что дополнение игру перегружает, снижается динамичность игрового процесса, а это, я считаю, недопустимо в гонках.
5 место - Чемпионы Мидгарда. Гибрид евро и амери. Первая часть раунда - выставление рабочих для получения тех или иных ресурсов, вторая часть - бои на кубиках с монстрами с помощью накопленного в первой части. Долго приглядывался к этой игре, настораживал рандом второй части. Но сыграв, понял, что он отчасти контролируемый, а если и делает больно, то это весьма тематично. Попробовал как базу, так и оба дополнения. С ними ещё интереснее и вариативнее. Игра превзошла ожидания, даже в первой части игры есть, где потолкаться и поподрезать оппонентов, а вторая дарит бурю эмоций, как позитивных, так порой и не очень - на всё воля кубов!
4 место - Скала ведьм. Евро-гонка про комбо. Совершенно ничего не ждал от этой игры, планировал сыграть пару партий и продать, а в итоге она крепко закрепилась в коллекции. Соотношение цена/качество превосходное, удобный органайзер, приятный комбушный игровой процесс - в игре всего 11 ходов, но как много всего успеваешь сделать! Изюминкой, конечно, является управление котлом, но помимо него важной частью игры являются цели. Без них было бы слишком однообразно, а с ними ты постоянно в поиске оптимальной стратегии для их выполнения, поэтому каждая партия уникальна. Ну и как в любой гонке здесь повсюду конкуренция, что всегда добавляет эмоций и азарта.
3 место - Клоны: Перезагрузка. Игра в жанре королевской битвы. Оригинальное управление кубами, боёвка и получение победных очков на треке славы, динамичный игровой процесс - игра идеально передаёт атмосферу этого противостояния. Из минусов выделил бы только плохо написанные правила, причём низкие оценки на BGG именно из-за них. В локализованной версии ситуация с правилами уже лучше (хотя сюда закралась критическая ошибка, влияющая на геймплей), но вопросы всё равно возникали, приходилось лезть за ответами на BGG. Но к игровому процессу никаких вопросов, и, на мой взгляд, она на две головы выше отечественного Неона. Хотя бы потому, что есть полноценная карта с возможностью влиять на неё, строя стены, укрытия, ловушки. Целый пласт геймплея, свойственного королевской битве, в Неоне полностью отсутствует, хотя мне в нём понравилась идея с патронами.
2 место - Проект: Элита. Кооперативный шутер в реальном времени. Абсолютно уникальный игровой опыт! 8 раундов по 2 минуты, за которые нужно успеть выполнить миссию, выжить и не дать инопланетянам прорваться на базу. И как же адреналиново и командно это играется! Да, игра по сути своей сводится к набрасыванию определённых значений на кубиках, да, в игре много фидлинга, связанного с обслуживанием игры, но всё это меркнет на фоне ярких эмоций от игрового процесса, пока тикает таймер. Кто-то говорит, что в игре нет командной работы - категорически не согласен, они видимо уткнулись в свои планшеты и наяривают кубы, не поднимая головы. План до начала действий обсуждается командой, но почти всегда всё идёт не по нему, и именно в оптимальном реагировании на эти изменения и заключается важность общения, беглого анализа поля в процессе бросания кубов и незамедлительных действий всей командой. Поразительно, как из примитивнейшей механики сделали такой захватывающий игровой процесс! Советую попробовать каждому, это действительно уникальный опыт! Игра превзошла все ожидания, и ни один обзор или летсплей не передаст того эмоционального накала, что накрывает во время партии!
1 место - Challengers! Команда мечты. Карточный филлер с турнирным режимом. Долго думал, какую из двух игр поставить на первое место и назвать игрой года. И после долгих размышлений выбрал эту. Пока я сыграл в неё только на BGA, жду приезд предзаказа весной следующего года, но на данный момент сыграно уже 165 партий (в онлайне они длятся 20-30 минут). Простой, я бы даже сказал примитивный игровой процесс, но чертовски азартный, затягивает с головой! Кто-то жалуется, что игра рандомная, но я считаю, что соотношение скилла и удачи здесь 60 на 40. В игру встроен режим турнира, и это прекрасная находка, с нетерпением хочу увидеть, как это будет играться вживую! В онлайне всё же есть свои плюсы - за тебя всё считается и применяются эффекты, в оффлайне же можно что-то упустить в суете, особенно новичкам. Ну и подготовка колод в начале партии занятие весьма муторное, не поспоришь. Также считаю важным регламентировать с сопартийцами способ перемешивания колоды - здесь это очень важно, и делать его нужно тщательно. Существенный недостаток на мой взгляд - оптимальный состав игроков должен быть чётным. Для нечётного количества появляется бот, и это даже в онлайне ощущается костылём, а вживую тем более. Тем не менее ожидания от игры после онлайн партий очень высокие. С нетерпением жду не только базовую коробку, но и самостоятельное дополнение к ней, которое пока ещё не анонсировано, но шансы на локализацию высоки. Оно привнесёт ещё больше разнообразия и захватывающих партий, благодаря новым колодам.
Вот такой вот получился топ. Топы за предыдущие года можно найти тут. Возможно, в следующем году наконец-таки начну вести игровой дневник на ежемесячной основе, более подробно рассказывая об играх и своих впечатлениях. Пишите в комментариях ваши мысли, топы или ссылки, где можно их посмотреть. С удовольствием почитаю!
Всех с наступающим Новым годом!
Можно узнать, какие евро вызыают гораздо больше эмоций?
Больше всего, пожалуй, от Руин острова Арнак, Покорения Марса и Кланов Каледонии
Арнак не зашёл, советуют ещё с допом попробовать.
Покорение Марса плюсую, правда Арк Нова теснит, особенно с допом.
В Кланы Каледонии после Терра Мистики не смог играть. Терра гораздо больше нравится.
Контр топ БГГ, интересно что в абсолютный (не годовой) личный топ входит?
Можно посмотреть тут: https://tesera.ru/user/Abiturus/games/top/