| Идут сборы на Netherwatch | |
| Хоррор с дедукцией, в котором оперативники не перестают бороться с демоном даже ... | |
| Идут сборы на Europa Universalis: The Price of Power + Defying Destiny | |
| Гигантская стратегическая игра на основе серии от Paradox, теперь и на столе. | |
| Идут сборы на Journeys Afar: The Ketsueki | |
| Ввдохновленная работами Миядзаки красочная приключенческая игра-песочница. | |
| С миру по нитке [23.09.2025] | |
| Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Когда приедут,... | |
| Идут сборы на Hellbringer: Bestiary & Forbidden Spells | |
| Карточный данжен кроулер в духе "Дьябло". | |
![]() |
| 8.53101 |
![]() |
- |
С момента выхода локализации «Войны Кольца» мы сыграли в неё уже 5 раз. Самое время написать небольшой обзор на неё, ибо игра так запала в душу, что стала для меня одним из главных претендентов на звание «локализация года»...

Далее я постараюсь описать игру так кратко и ёмко, чтобы даже самый ярый противник правил в обзорах не смог докопаться. А потом будут впечатления. Всё как мы любим.
Итак, игра асимметричная. Что это значит? То, что для двух игроков цели разнятся, но и общее безусловно есть.
Игра состоит из неограниченного количества раундов, в которых игроки кидают кастомные кубики. На них изображены какие-то варианты действий, причём на 1 изображение может приходиться 2/3/4 разных действия. Далее игроки по очереди разбирают кубики, выполняя действия (они все заботливо описаны в памятках).
При этом на огромном поле разворачиваются различные события, которые олицетворяют знаменитую сагу Толкина — «Властелин Колец».

Цель игрока за тьму — захватить территории братства на 10 очков (большая крепость — 2 очка, маленький город — 1 очко), либо довести до 12 пагубное влияние кольца на Братство.
Цель игрока за братство — захватить регионы тьмы на 4 очка, либо донести кольцо в Мордор и пройти путь по нему.
В общем виде процесс, происходящий на поле, выглядит так: игрок за тьму копит войска и яростно атакует крепости светлых, не жалея ни себя ни других (лимит войск у них практически не ограничен), а игрок за светлых старательно и аккуратно обороняет свои владения и параллельно бежит с кольцом в Мордор, ведь такая победа более вероятна, так как силы войск явно неравны...

Бои происходят на кубиках (обычных шестигранных), и у защищающихся, как правило, есть преимущество, поэтому даже меньшие силы могут справиться с обороной... Бой олдскульный: 5+ — это попадание (ну, и нужно учитывать влияние других факторов). На бой можно влиять картами...
У обеих сторон есть дополнительные герои, которые добавляют изюма в процесс и могут вмешиваться в битвы и даже кардинально влиять на исход.

Самый главный плюс локализации, что она в принципе есть! Мало кто верил в этот проект — и «Гаге» респект, что отважились на издание такой большой и знаковой игры в России. Похоже, что они не прогадали. Игра языкозависимая — текста очень много, поэтому локализация это безусловный плюс для нашего сообщества. В каком-нибудь 2015-м в наличие этой игры на полках наших магазинов верилось с трудом...
Внутри много миниатюрок. К сожалению, часть миниатюрок гарантированно будут с погнутыми копьями и согнутыми всадниками... Проблему решил кипятком, замачиванием, выпрямлением и сушкой.


Карты качественные, толстые, нестандартные (любители протекторов, позаботьтесь о них заранее)...
Внутри бонусом идёт официальный дополнительный сценарий «Раскол Братства». Мы опробовали — отличный! Сокращает на час время партии.

К сожалению, издатели не продумали положить дополнительные боевые кубики. Удобнее перед партией докинуть свои для второго игрока.

Сказать, что игра офигенна — это ничего не сказать. После каждой зарубы мы всё время с Арсением (все партии игрались с ним) обсуждаем игру по 20–30 минут. Когда есть что обсудить — это верный признак классной настолки...
Достоинства «Войны Кольца»:
Асимметрия: вы получаете две игры в одной. Мне в принципе нравятся асимметричные игры (Android: Netrunner, Vast и т.п.). Я считаю, что именно в таких играх геймдизайнер может раскрыть весь свой потенциал. Таким играм можно простить даже небольшой дисбаланс.
Атмосферность: каждая карта называется, как какое-то событие из книги, и с помощью неё можно совершить действие, которое пытается отразить, что происходило в первоисточнике. Я так проникся «Войной Кольца», что взялся читать «Властелин колец» (до этого был знаком лишь с фильмом).
Карты можно использовать двумя способами — как событие или как боевую карту. Это даёт огромный простор для тактики! Зачастую мучаешься перед выбором, как именно сыграть ту или иную карту... И самое смешное, что потом периодически думаешь: «Вот же блин, зачем я так бездарно её слил таким способом, хотя можно было применить сейчас...» Показалось, что откровенно читовых и мощных карт нет, чтобы сидеть и ждать их, как манны небесной, всю игру. Как нет и откровенно слабых карт. Приход карт задаёт лишь направление на конкретную партию...

Несмотря на кажущуюся по правилам или описанию заскриптованность, события в каждой партии развиваются совершенно по-разному. Всё зависит от приходящих карт событий, которые в разные этапы игры могут повлиять на ход истории по-разному. Каждая партия — это отдельная неповторимая сага, где, в отличие от книги, всё может закончиться плачевно для Фродо и Ко. Например, в одной партии Тьма в основном атаковала с Востока и Запада Эльфов и Гномов, а в следующей основные силы пришли с Юга и из Мордора. В одной была эпичная защита Минас-Тирита, а в другой Минас-Тирит простоял целым. В одной Братство за 5 ходов долетело до Мордора, в другой еле-еле доковыляло за 7. (Самое интересное, что при этом ощущения дисбаланса и рандома нет. Всё гармонично: начнёшь копить войска — будешь медленней бежать, начнёшь бежать — будешь проседать по защите...)
Недостатки:
После эпичной «Войны Кольца» другие игры одно время кажутся какими-то простыми и не стоящими внимания.
Это варгейм в красивой обёртке. То есть, например, с женой я вряд ли в него сыграю. Перед покупкой нужно позаботиться о сопернике — искать любителя дуэльных войнушек лучше заранее.
Время партии. Развею миф номер 1!
Я был убеждён по многим отзывам, что партия в «Войну Кольца» — это 7 часов минимум. На практике партия идёт 3–4 часа, и мы никуда при этом не спешим и обдумываем ходы! Только в первой партии процесс действительно может затянуться до 7–8 часов. Потом всё идёт по накатанной. Сейчас за 5 партий я выучил регионы, как выглядят войска, знаю все карты — и партии дольше 3–4 часов с соперником того же уровня, уверен, не случится.
Есть ощущения, что отзывы про долгую игру идут от людей, которые сыграли 1 партию и это их напугало...
Вывод: «Война Кольца» — огонь! 9 хоббитов из 10 (десятого оставлю для допа). Для меня почти идеальная дуэльная игра. С нетерпением жду репринта и печати первого дополнения от «Гаги»!