Siar написал 9 минут назад к новости Идут сборы на Suriya: The Last Horizon: # Не среагировал, но можно же и в индивидуальном порядке заказать у форв...
NiRa написал 14 минут назад к новости Идут сборы на Suriya: The Last Horizon: # А присматриваешься, пардон, куда? Какой-то крупный форвардер среагиров...
Siar написал полчаса назад к новости Идут сборы на Hands in the Sea: # Тупо снобизм. В данном случае еще и попытка затроллить. Особенно иро...
Eheon написал полчаса назад к новости Идут сборы на Hands in the Sea: # А что тут смешного? У меня вообще любимая игра, которую я считаю одной...
Siar написал полчаса назад к игре Герои: # Долгожданная третья часть компактной фэнтези-стратегии "Герои"! Шесть...
Идут сборы на Hands in the Sea
Колодостроительный дуэльный варгейм по Первой Пунической войне.
Идут сборы на Suriya: The Last Horizon
Асимметричный колодостроительный варгейм в далеком будущем.
Предзаказ на «Пучину безумия» с дополнениями
Погрузитесь в мрачный мир заброшенной подводной станции, где даже самый рационал...
Башня анонсов (часть 3)
Подборка любопытных анонсов настолок за последнее время.
Самые ожидаемые игры 2026 года
Самые ожидаемые игры 2026 года по версии ИвН News.

Mae

Круги на воде

Игра Киклады, 18 февраля 2019

Киклады

 

Киклады - элегантная и красивая экономико-военная стратегия. Самая настоящая интеллектуальная битва. Игра на умение видеть возможности.

 

Для удобства будем придерживаться плана:

1. Об игре
2. Геймплей
3. Путь к победе
4. Дополнения
5. Итог

Сразу оговорюсь, что под лучшей версией игры подразумеваю базу + самих героев (без Аида) + Хроноса с титанами. Почему – об этом будет ниже.

 

об игре

 

1. Об игре

 

Итак. Элегантная и красивая экономико-военная стратегия. Именно в таком порядке. Сначала экономическая, потом военная. Потому что в игре можно выиграть не проведя ни одной битвы. Но нельзя выиграть не имея денег.

 

Игра красивая. Ей можно просто любоваться. Дизайн стремится к идеальному. Иконки – изучив один раз, они остаются понятными и через несколько лет. Даже название игры обыграли визуально, сделав клетки на поле боя круглыми.

 

Элегантная – потому что очень простые логичные правила, легко понять, легко научить новичков. При таких простых правилах количество возможных комбинаций в игре просто зашкаливает. Easy to learn, hard to master – это про Киклады. Наверное, поэтому мы отыграли в нее 300+ партий за 2 года.

 

Это плюсы. Какие минусы? Я пока нашел всего один: с игровыми дополнениями вместе с возможностями добавляются и дополнительные правила, из-за чего игра теряет одно из своих преимуществ – простоту. С дополнениями правила Киклад становятся по объему равные другим большим играм. Впрочем, комбинаторика становится такая космическая, что слова Реиграбельность и Киклады можно считать синонимами.
Неоправданные ожидания и вкусовщину к недостаткам игры относить некорректно. Если кому-то не нравится Древняя Греция и ее мифы – это не минус игры. Если игрок сел играть в Кикладах в истребление фигур соперника и не получил этого – это не минус игры. Это неоправданные ожидания. Потому что игра совсем не про мясо. Эта игра про деньги. Хочешь воевать – плати деньги. Не хочешь воевать – плати деньги. В этой игре все делается за деньги. Как в жизни.

 

Говорить, что в Кикладах мало значения отводится боям – то же самое, что говорить, что в Серпе мало значения отводится боям. В этих играх – главное совсем другое. Видел, кто-то называл эту игру хорошей боевкой с прикрученным аукционом. Скорее наоборот, это аукцион с прикрученной хорошей боевкой. Это экономическая игра, где добыча и трата денег решает. Но про аукцион позже. Какие еще есть фишки и изюминки в игре?

 

- Это игра без кингмейкинга. Здесь вполне легко свергнуть лидера. Достаточно забрать у него доход.
- При этом один игрок здесь может нагнуть всех остальных на карте. Что не снилось Игре престолов.
- Здесь есть подушка безопасности для лузера. Не будет такого, что игрока вынесли в середине игры и потом он полтора часа кисло смотрит на играющих. Все участники в игре до конца. Причем у лузера есть всегда шанс «вернуться в игру» и победить.
- Динамика игры. Игра сама по себе движется к завершению. Даже если никто ничего не будет делать, игра через несколько ходов закончится. Можешь взять Афину и ничего не делать, но автоматом получаешь философа. 4 раза взял Афину – получил метрополию. 8 раундов – игра закончилась, все. Но игроки сами оттягивают конец игры, чтобы игра закончилась в момент их победы, а не чьей-то еще.
- Игра раскачивает лодку. Скорее, это относится к предыдущему пункту, но под конец есть возможность выиграть если не у всех, то у нескольких игроков. Несколькими способами. Каждый шаг держит в напряжении. Каждое решение может оказаться решающим.
- Не забываем про «Easy to learn, hard to master» и красивую визуальную составляющую.

 

 

Деньги

 

 

2. Геймплей

 

Визуально игра разделена на 3 поля. Рассмотрим каждое из них.

 

А. Поле боя.

Здесь сражаются юниты, строятся здания. И это совсем не самое важное в игре. Настоящая игра проходит в другом месте. Все как в жизни, войны ведутся и выигрываются не на поле сражений, а в кабинетах вождей.

 

Но, подробнее о карте боя. Во-первых, поле масштабируется под количество игроков. Во вторых, их два типа. Есть карта мелких островов из базы. И есть карта материка (на самом деле это большие острова, но так различать проще) из дополнения «Титаны». Они не лучше и не хуже друг друга. Они разные. Игра на них ведется очень по-разному.

 

 

острова материк

 

Карта островов. Здесь игра протекает неспешно, даже медленно, достаточно предсказуемо. Ясно кто и что будет делать в следующий ход, даже если здесь играть с титанами (хотя титаны и здесь добавляют динамики и комбинаторики).

 

Карта материка. Здесь все происходит быстро и стремительно. Новичку может показаться, что здесь творится хаос. Но нет - на самом деле просто больше динамики и возможностей. Здесь надо думать больше и быстрее. Надо анализировать в ход больше вариантов. Своих и соперников. Не для новичков.


Любителям (Игры престолов) неспешно пить пиво за партией обычно больше заходит вариант на островах. Кому-то наоборот. Как по мне, оба варианта хороши, но по-своему.

 

Бои. Могут зависеть от кубика. А могут и не зависеть; если к битве подготовишься и пойдешь войной с перевесом, то кубик ничего не будет значить. Рискнуть сейчас или действовать наверняка, но позже - выбор за тобой.

 

B. Магазин.

 

 

Магазин открывает 3 карты перед каждым ходом и проанализировав его, ты решаешь - стоит тебе бороться за право быть первым игроком в этом ходу, чтобы успеть зашопиться или нет. Прелесть этого магазина в отличие от других игр в том, что совсем не нужно запоминать все карты в колоде. Я до сих пор не помню что там есть, разве что пару карт. Единственное, что нужно помнить – в магазине может выйти что угодно. Все, до чего фантазия дойдет. Как абсолютно ненужные вещи, так и «то что нужно прям щас для победы». Значит, нужно приберечь деньги в этом ходу, вдруг внезапно пригодятся в следующем на шоппинг.

 

Часто неважные карты в магазине внезапно оказываются важными именно в «этот самый момент». Нередко возникают эффективные комбо из существ в магазине и приказов бога с аукциона, что позволяет тому или иному игроку вырваться вперед. Кто играл в Иниш, понимают прелесть комбинаторики, присущей Матаготу (ну, тех, кто издают Киклады, Иниш и Кемет).  В Инише хорошая комбинаторика, а ограничитель - правило, что не могут выиграть несколько одновременно. В Кикладах ограничитель - деньги. Пока есть деньги, ты можешь все.
В некотором роде, магазин - это второе по важности игровое поле.

 

C. Торги за богов.

 

аукцион

 

Именно здесь происходит основная игра. Интриги, командообразование против лидера, накрутки цен и прочее кидалово. Здесь каждый платит за возможность разыграть приказ какого-либо бога. Если ему дадут другие игроки. А еще надо оставить деньги на использование выкупленного приказа. Именно здесь ты понимаешь, что сейчас победишь в игре. Или думаешь как не дать выиграть сопернику, у которого явно больше денег. Или сталкиваешь лбами других игроков, чтобы не заметили твоего комбо. Или «продаешь» право первого хода другому в обмен на оставленную карту в магазине. Или специально ставишь 1 монету, чтобы тебя перебили и решающая ставка была за тобой. И все время считаешь кто сколько получил в пролом ходу. Это то, что многие называют аукционом.

 

 

3. Путь к победе

 

Первую часть игры ты будешь думать о доходе. Причем, не просто чтобы его было много, а чтобы было больше, чем у других. Вторую часть игры ты будешь вбухивать бабло в победу. Побеждает тот игрок, который к концу любого хода владеет 2 или больше метрополиями (городами).

 

В игре есть 5 способов построить метрополии:

 

- За 4 никому не нужные карты философов;
- За 4 разноцветных здания;
- Прийти и забрать силой чужую метрополию;
- Принеся в жертву героя;
- Вынести из игры любого игрока полностью (только в командной игре)


Плюс контроль всех артефактов из допа дает победу автоматом.

 

Секрет игры очень прост. Надо идти к победе не одним способом, а тремя-четырьмя. Когда идешь одним способом или двумя, тебя легко заблокируют и не дадут взять нужного бога. Если же идешь тремя-четырьмя, тебя заблокировать очень сложно, почти любой бог будет давать тебе метрополию тем или иным способом.

 

Скорее всего, к концу игры ты будешь не единственным, кто может прийти к победе. На конкурента надо натравливать других игроков, прямо показывая как он может выиграть, ведь здесь пути не очевидны. Можно выиграть имея всего одного воина, в то время как у других будут армии. Можно всю игру просидеть на одной клетке, а потом за 1 ход добыть 2 метрополии. Каждая партия – это поиск новых возможностей.

 

 

 

4. Дополнения

 

База сама по себе играется хорошо. Весь игровой минимум в ней есть. Но, после допов кажется медленной и скучноватой. Итак, что в дополнениях и какие из них нужны?

 

А. Аид. И с ним в компании:

 

- Герои. Однозначно маст хэв. Не говоря о дополнительных способах строить метрополию, они делают еще кое-что... Почему-то только опытные игроки замечают, что Зевс в базе немного имбалансный. Он позволяет проматывать магазин. В начале или середине игры это мало что значит, но ближе к концу игры, когда ты близок к победе двумя или тремя способами,  промотка – почти всегда победа, даже когда тебе не дали встать на нужных богов. В магазине много карт, позволяющих тебе, наконец, достроить метрополию или захватить вражескую. Ничто так хорошо не балансит Зевса, как герои. Они стопорят промотку магазина.

- Собственно, еще один бог Аид. Он очень хорош для разнообразия; не обязателен, но с ним весело.

- Мелкие боги (или полубоги). Они балансят предпоследнего бога. Дело в том, что когда доходит до предпоследнего, в магазине уже все раскуплено бывает, а мелкие боги добавляют ему ценности. Например, Афродита за деньги размножает воинов. Это делает игру немного перегруженной, но опытным игрокам норм.

 

В. Титаны. А подробнее:

 

- Бог Хронос и его титаны. Однозначно маст хэв. Потому что динамика и комбинаторика с ними повышается в разы, даже если играть на карте базы. Они позволяют ходить на небольшие расстояния, но в любой момент (даже если взял Посейдона).

- Двусторонняя карта материков.

- 6-ой игрок и возможность играть командами.

- Артефакты. С ними интересно играть, но вся игра начинает крутиться вокруг них и магазина. Не всем это по душе.

- Бонусы метрополий, чтобы была мотивация строить метрополии как можно раньше.

 

С. Монументы. Маст хэв, если играете часто. Со временем надоедает играть на одной и той же карте. Монументы делают карту уникальной в каждой партии. Что приводит к бесконечной реиграбельности.
У меня Монументы шли с промкой Руины, которое дает маленькое и не особо интересное расширение к Монументам.

 

D. Кроссовер Кемета с Кикладами. Для Кемета он хорош. Для Киклад - бессмысленен и беспощаден. Слишком уж имбовые звери из Кемета. В это лучше не играть.

 

E. Геката. Добавляет одного мелкого полубога, который может построить метро, карту с мантикорой для магазина и мешочки. Приятные, но слишком мелкие, чтобы туда влезли фигурки из всех допов.

 


Итого

 

300+ партий, а я до сих пор нахожу новые комбо в этой игре. Мне понятны игроки, которые от Киклад получали не то, что ожидали, но, повторюсь, другие ожидания - это не минус игре. С механикой тут все более чем отлично. Дополнения можно замешать по своему вкусу. А важнейший для меня критерий настольных игр «большая глубина при простых правилах» делают эту игру (для меня) эталонной.

 

Не хотел, чтобы обзор смахивал на рекламу, но я действительно не вижу ни одной поломки в изящной механике игры. Надеюсь, обзор оказался кому-либо интересным, а еще лучше - полезным. Хорошей игры. Тебе.

Картинки взяты из и-нета, потому что, а почему бы и нет.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Suzume написала 6 лет назад: # скрыть ответы

Не люблю в Кикладах то, что невозможно найти 4-5 человека на партию :(

212666pnd написал 6 лет назад: # скрыть ответы

не люблю людей, которые не могут найтись на партию в Киклады.

Satellite написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Не люблю людей, которые не любят людей, не могущих найти людей для партии в Киклады...

F_Onix написал 6 лет назад: #

не люблю людей

Lee написал 6 лет назад: #

)))

Mae написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Приезжайте к нам, у нас найдется приятная компания для игры :)

AlonZo написал 6 лет назад: # скрыть ответы

В Казань? :)

XPyM написал 6 лет назад: #

Именно.)

Mae написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Казань - красивый город )
И здесь есть девчонки, играющие в игры ;)

AlonZo написал 6 лет назад: #

Я с удовольствием приеду к вам, как будет возможность.
В Киеве тоже достаточно много играющих девушек есть, но нельзя собирать их много сразу, потому что начинается балаган. Хотя для атмосферности торгов в "Кикладах" в самый раз будет!

alexan написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Какая конфигурация базы и модулей из допов в итоге будет идеальной для первых 20 партий?

Mae написал 6 лет назад: #

Советовал бы сыграть несколько партий в базу, чтобы прочувствовать правила, потом добавляйте титанов, чтобы раскрыть игру на полную.
После 20-и партий уже сами будете понимать что именно вам надо, а что нет. Если заметите, что Зевс в ваших партиях слишком крут - тогда берите Аида. В общем, после 20-и партий сможете миксовать допы на свой вкус.

lohmaty написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Отличный обзор. Захотелось поиграть

Mae написал 6 лет назад: #

Давай сыграем ;)

Slim_Slam_Snaga написал 6 лет назад: #
экономико-военная стратегия

однако новелла.
Вот так покупаешь ареаконтроль, а получаешь 18ХХ

PSARUS написал 6 лет назад: # скрыть ответы

"4 раза взял Афину – получил ̶у̶д̶о̶в̶о̶л̶ь̶с̶т̶в̶и̶е̶ метрополию"

Нравится и игра, и эта статья к этой игре, но испытываю с ней (КикладОЙ) не редкую проблему поиска людей на партию.

Mae написал 6 лет назад: #

Мне нравится ваш ход мыслей )