-AdRiver-
FullGrimm написал полчаса назад к игре Village Attacks: # Есть, но и выбора крутых проектов больше чем возможностей купить "все"...
powered_by_sith написал час назад к игре Forbidden Stars: # Потому что запрещающая способность имеет приоритет, она отменяет спосо...
bankir1973 написал полтора часа назад к новости Голосуем кошельком [17.10.2019]: # Сразу возникает вопрос - они могут треснуть/разбиться, тогда жидкость ...
JazzBass написал 3 часа назад к игре Древний ужас: # Скажите знающие, отличается ли англ и рус издание по качеству компонен...
Zero написал 3 часа назад к игре Heroes of Black Reach: # Правила выложил.
Голосуем кошельком [17.10.2019]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
С миру по нитке [16.10.2019]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Звезда» издала «...
На экранах [16.10.2019]
Что происходит в мире цифровых настольных игр? Отвечаем.   В этом выпуске: ...
«Среди звёзд» на CrowdRepublic
Новая кампания от издательства «Правильные игры» на площадке народного финансиро...
Обзорная башня [15.10.2019]
В этом выпуске: обзоры игр «Санта-Мария» и Sails of Glory, а также стандартный н...

Journeyman

1 000 дней на «Тесере»: Gendedwend

30 сентября 2019

Информация

добавить
проекты 1000 дней на «Тесере»
Дата: 30 сентября 2019
Оценка пользователей
8.9360
-

Сегодня у нас в гостях Gendedwend, ещё один пользователь «Тесеры», который перешагнул рубеж — 1 000 дней на сайте! 

 

 

— Привет! Вкратце расскажи о себе, для тех, кто с тобой не знаком.

 

— Всем привет. Беньковский Евгений, 32 года, живу в городе-шахтёре Солигорск, Беларусь. Работаю врачом в больнице спелеолечения. Достаточно уверенно подсел на настолки лет с 18 во время учёбы в Минске, с тех же времён крепко повязан с тамошним клубом «Другой мир» (в девичестве «Ундерворлд»). Около 9 лет играл в ККИ («Берсерк», потом «WoW TCG» всё время его существования), в «классические» настолки более активно играю последние лет шесть.

 

— А с чем связан отход от ККИ и переход на настолки?

 

— Это не полный отход, но значительное изменение приоритетов и статей расходов, то есть, если ранее иногда играл в настолки и деньги тратились на ККИ, то теперь ситуация обратная — ситуативно поигрываю в ККИ и покупаю настолки. Основных причин перехода две: во-первых, была закрыта «WoW TCG» («спасибо» «Blizzard»’у), а интересной мне ККИ-альтернативы не было, во-вторых, я закончил учиться в Минске, и проще подсаживать на настолки новых людей в родном городе, чем регулярно ездить в столицу, чтобы играть в ККИ.

 

 

— Расскажи историю происхождения твоего ника.

 

— Лет 15 назад при создании персонажа в «Neverwinter Nights» решил сделать не только имя (использовавшийся тогда ник Stalker), но и фамилию, и с помощью встроенного генератора и небольшой редактуры появился Gendedwend. Где-то в это же время начался резкий рост популярности Стругацких :), вот и привык всё чаще при регистрации пользоваться более уникальным ником. Но в клубе со времён старого «Берсерка» остался Сталкер.

 

— Зачем ты играешь в настольные игры?

 

— Получаю удовольствие от процесса и ещё большее в случае победы. Чувство локтя, командной работы, совместного преодоления трудностей в кооперативах. Общение; с разделяющими хобби можно обсудить ряд важных вопросов, вроде графика локализаций, эффективности той или иной стратегии в игре, полезности дополнения, впечатления от новой игры.

 

 

— Где ты проводишь большинство своих партий: дома в кругу семьи/друзей или в игровом клубе, а может, какой-то другой вариант? Посещаешь ли вообще игротеки или клубы?

 

— Примерно 50/50 — клуб / дома у себя или друзей. Клуб — удобное место для встречи, но это всегда формат заранее оговоренной встречи, а не прихода на игротеку в надежде кого-то найти. Да и с руководителем клуба, если он не занят в организации мероприятий, можно поиграть.

 

— Какой примерно размер настольного сообщества в Солигорске? Чего больше всего не хватает для его увеличения, на твой взгляд?

 

— Активируем собранную статистику — 7 человек, с которыми довелось сыграть более раза за последние полгода. При более субъективной оценке, пессимистичный вариант — 5 человек, которым действительно интересно играть, оптимистичный — 10–15 человек, которых теоретически можно позвать. Статистика очень субъективна, так как с игроками в «МТГ» пересекаюсь весьма редко, и наверняка, существуют неизвестные мне игроки, стабильные игровые ячейки не сильно стремятся искать новых людей. Для увеличения сообщества нужен человек, которому интересно развивать сообщество — пиарить настолки, искать возможные места для игр, показывать игры новичкам, спокойно относиться к «10/1 — пришедшие/оставшиеся в хобби». В общем, очень «увлекательная и плодотворная» деятельность. Лично у меня сложилось впечатление, что большинство гиков сами находят хобби, а не хобби находит их.

 

— Расскажи подробнее про клуб, в котором играешь: какова численность его завсегдатаев, какие игры там в приоритете и чем именно он привлекает тебя?

 

— Клуб существует с 2005 года, за это время вырос из детского кружка в магазин с игровой зоной. Завсегдатаев около 200 человек. Основной приоритет — «Magic the Gathering», клуб изначально создавался для «МТГ» и «Берсерка» (которого уже нет). Также играют в «ДнД», «Вархаммер», «Берсерк. Герои». Меня он привлёк с момента основания и времён игры в ККИ, но и на данный момент более удобного места для мероприятия формата «10-часовая игротека выходного дня» я не знаю, да и нет необходимости искать — если в клубе не проходит крупный турнир по «МТГ», то свободный стол всегда находится. Плюс, расположение рядом с метро и хороший график работы — каждый день до позднего вечера.

 

 

— Как часто удаётся играть в настолки? Насколько тебе достаточно времени для игр или хотелось, чтобы его было больше? Считаешь ли ты настолки в некотором роде зависимостью (игрозависимостью)? Были ли попытки/мысли бросить это дело? (И если да, то почему? И почему не получилось?)

 

— 1–3 сессии / 8–15 часов в неделю.  Было бы время и с кем играть — играл бы больше; как показал ноябрьский отпуск, спланированный к приезду друга, — за неделю в режиме нон-стопа не надоедает. Пока в последней классификации болезней (МКБ-11) больше выделены азартные и компьютерные игры, но скоро и до нас доберутся :) В принципе, все на чём-то «сидят» — вопрос только в том, насколько это привычно для нынешнего общества. Интересных для меня альтернатив настольным играм я не вижу, но опыт людей, ушедших из настолок, и причины, вызвавшие уход, мне интересны с позиции принятия превентивных мер.

 

— Какие жанры ты предпочитаешь? Есть ли любимая тематика?

 

— Евро на набор очков — наше всё. С америтрешем после «Зомбицида» и «Ужаса Аркхэма» отношения не сложились (исключение — «Глумхэвен», вот уж точно «амери для еврогеймеров»); из патигеймов — только «Кодовые имена» в вариантах «полчаса до закрытия клуба» и «занесло в большую компанию негиков»; абстракты — многие евро с условностью темы к ним достаточно близки; ККИ — во многом пройденный этап, периодически ностальгирую в куб «WoW TCG», очень редко поигрываю в «МTG»; НРИ — поглядываем, но пока без особого энтузиазма и желания попробовать.

 

Предпочитаю более-менее классическое фэнтези, но для еврогеймов абсолютно непопулярная тема, с опаской отношусь к «лавкрафтовщине» и зомби. В принципе, на тематику обращаю внимание только если она более-менее оригинальна, вроде альтернативной истории «Серпа», но значения при выборе игры она не имеет.

 

— Что ты можешь ответить людям с «синдромом америтрешера», которые регулярно утверждают что «все евро на одно лицо»?

 

— Посоветую сыграть в «Энергосеть» и «Магорыцаря» и найти общее. Дальше последуют классические аргументы «это не евро», «гибрид», «экономика» — и каждый останется при своём мнении. Спор о жанрах настолок — типичная «вкусовщина», все аргументы каждой стороны уже неоднократно озвучены, известны и интересны только новичкам в хобби.

 

 

— Что для тебя важнее в играх: победа или участие? Часто ли ты прикладываешь все усилия, чтобы победить в партии?

 

— Почти всегда стараюсь играть на победу, либо на максимальный результат, благо любимый жанр способствует. Но случаются ситуации, когда ты понимаешь, что шансов.net, тогда просто стремишься ускорить и быстрее закончить партию, если в игре есть такая возможность. Имхо, «я играю для удовольствия, а не для победы»; это защитный механизм, чтобы проще пережить поражение. Все знакомые мне гики стремятся к победе, и наоборот, отсутствие стремления считаю одним из признаков, что человеку вряд ли будут интересны настолки.

 

— В турнире по какой игре ты бы обязательно принял участие?

 

— Если брать из любимых — «Сквозь века», если рассматривать объективно с учётом времени партии — «Борьба за галактику», даже с большим числом участников можно провести достаточное количество раундов с разделением на отборочную и финальную стадии.

 

— Самый запомнившийся эпизод за время увлечения настольными играми (ситуация на игре/турнире)?

 

— Самые сильные впечатления остались после некоторых игр на турнирах по ККИ.

 

Из наиболее запомнившегося: третьи решающие (игра до двух побед) ТОП-8 и ТОП-4 на российском турнире, вроде в 2008 году. В первой на последнем ходу оппонента отменил «Nether Fracture»’ом (отмена сыгранной оппонентом карты) подряд 2 фатальных урона по себе, во второй оппонент был «очень рад» увидеть силу сайдборда: 1) «Spellsteal» на  его «Bloodrage» и 2) «Blade of Wizardry», после того, как он сам убрал в сайд «Smash». Ещё в финале релиза «March of the Legion» в Минске отвлёкся на звонок, неправильно разыгрался — и у оппонента появилась возможность после моего удара «Demonslayer»’ом разрядить при гибели «Razorsaw» в моё существо, а не в собственное.

 

Из «классических» настолок лёгкая победа из-за удачного стечения обстоятельств в «Seasons». Играл на Boardgamearena. Первые пару ходов я — «Корона Вампира», затем — «Фонарь Мезодеи», 2-й игрок (с китайским флагом) — «Зелье познаний», жертвует его — «Фонарь Мезодеи». Спустя пару ходов 3-й игрок (мой друг) играет «Силлас Верный», я жертвую «Корону», 2-й жертвует «Фонарь» (единственная карта), в чате много «радости» иероглифами. Спустя ещё пару ходов я играю «Могильный амулет», подымаю в руку «Корону», на верх колоды кладу «Фонарь», играю «Корону» и вывожу второй «Фонарь» — в два раза больше «иероглифической радости» в чате. Отдаю оппоненту должное — партию до конца он доиграл.

 

— Что должно произойти, чтобы ты сел играть в варгейм?

 

— «ROOT» с «Twilight Struggle» иногда тоже в варгеймы заносят. ;) Специально возможности попробовать «тяжёлые» варгеймы не ищу, а вероятность случайной встречи с поклонником жанра, желающим к нему приобщить, невелика. Хотя недавно наблюдал в клубе играющих в «Maria»; может, и доведётся.

 

 

— Какого размера, на твой взгляд, должна быть оптимальная настольная коллекция?

 

— Да всё просто: 10 игр на все времена + 4 дуэльки разных уровней сложности продолжительности + 2 патигейма для вышеописанных ситуаций = 16. А теперь прибавляем 100–500 новых претендентов на первые 2 категории и периодически выходящие «одноразовые» разного уровня эпичности от «Глумхэвена» до «Шерлока Холмса». Итого классическое — пока есть место на полках. В принципе, двух десятков, особенно, если коллекции разнятся с напарниками по хобби, достаточно, но удержаться в подобных рамках сложно.

 

— Как ты относишься к статистике сыгранных партий? Ведёшь ли её?

 

— Веду уже 3 года через БГГ-приложение на телефоне. Удобный инструмент для отслеживания популярности игр, винрейта, составления отчётов к концу года. Плюс, может лет через –дцать, если не на 100 партий в 100 разных игр, то хоть на 50х50 выйду :)

 

— Самое большое разочарование (игра, которая не оправдала при близком знакомстве возложенных на неё ожиданий) и наоборот (не хотел играть, а потом радовался, что уговорили)?

 

— Разочарование — «Nightfall». Приятный сеттинг, колодострой, самоочистка колоды, механики комбо-кикеров и того, что получение урона разгоняет и позволяет эффективнее защищаться. По заявлениям — всё хорошо, на практике — проще объединиться против одного и надеяться, что к финальному подсчёту у тебя будет меньше ран, чем у остальных. При этом весьма долгая раскладка относительно длительности партии. Допускаю, что это проблема ячейки или где-то играли неправильно, но продал после пары партий.

 

С обратной ситуацией сложнее, так как новые игры чаще покупаю сам, уговорить меня сложно, да и предварительная настроенность корректирует впечатление. Где-то близко «Баталия» — брал с большим сомнением, но играется весьма увлекательно, хоть и «приход правит бал».

 

 

— В какую игру из тех, в которые ты часто играешь, тебе хочется играть меньше всего, а с какой обратная ситуация — очень хочется, но получается совсем редко или не получается?

 

— В «Покорение Марса», к счастью, играть доводится всё реже, в последнее время почти всегда получается убедить играть во что-то другое (и более интересное мне). Обратная ситуация — «Феод», мало кому зашёл, остаётся ждать «Армию королевы» и надеяться, что она будет чаще использоваться как третий игрок.

 

— Самая недооценённая и переоценённая игра у нас и вообще в мире по твоему мнению?

 

— Если брать за основу мировой оценки рейтинг БГГ, то «Покорение Марса» сильно переоценена для весьма простого карточного движка, относительно недооценена «Tyrants of the Underdark» в сравнении с другими колодостроями, вроде «Star Realms / «Hero Realms».

 

— Есть ли настольные игры, выхода которых очень ждёшь?

 

— В принципе, любая игра, в предзаказ которой вписался, но пока ещё не доехала. Сейчас только «Крылья» (хоть и ожидания скромные). Ещё локализацию второй части «Шерлока».

 

— Назови лучшую для тебя игру 2018 года и почему она заняла это место.

 

— «Глумхэвен». Больше всего сыгранных часов, частая ситуация «время позднее, но давай ещё сценарий», положительные впечатления почти у всех игравших, поддержка от геймдизайнера в виде выхода новых мини-кампаний.

 

— И какие игры ещё войдут в топ-3 этого года для тебя? И назови свой топ-3 всех времён на данный момент.

 

— Из нового, опробованного в этом году — «Шерлок» и «Остров духов».  Шансы у «Wingspan», «Tapestry», «Nations» (раньше не доводилось сыграть). «Топ-3 всех времён на данный момент» — отлично сказано. Текущий топ-3  «всех времён» — «Сквозь века», «Проект «Гайя», «на данный момент» — «Глумхэвен».

 

 

— Где чаще всего ты покупаешь новые игры, изменилось ли количество покупаемых игр после ощутимого повышения их стоимости, стал ли ты тщательнее выбирать игры для покупки?

 

— Чаще всего — предзаказ, редко с рук или в рознице. Повышения стоимости не заметил — то ли результат «островка стабильности», то ли ККИ-закалка с тех времён, когда одна карта могла стоить как игра. Тщательнее стал выбирать после нескольких неудачных покупок и с появлением всё большего запаса хороших игр, в которые не успел сыграть достаточно партий.

 

— Насколько сейчас белорусский рынок настольных игр состоит из российских локализаций? Устраивает ли тебя такое положение дел? Насколько не хватает потока западных игр в силу таможенных ограничений?

 

— В рознице английские версии не особенно востребованы, так что почти исключительно российские локализации. Положение дел я изменить не в силах, но при наличии большого желания форварды никто не отменял, боюсь только, что с лимитом в 200€ они для многих потеряют актуальность и исчезнут. Но сейчас уже хватает потока локализаций, а таможенные ограничения всплывали и ранее, я ещё лет 5 назад «попал на бабки» с совместным заказом с «Кулстаффа», который посчитали коммерческой партией.

 

— Расскажи историю своей самой удачной и/или неудачной покупки настолки.

 

— Самая неудачная — «Through the Ages: A Story of Civilization», взял с рук на впечатлениях после игр на BGA, отыграл пару партий и купил себе новую версию, не дожидаясь локализации. С тех пор висит в «продаю», и регулярно приходится объяснять, что это старая английская версия. Самая удачная с точки зрения проведённого за игрой времени / стоимости — «Глумхэвен».

 

— Сейчас, когда игры стали дороже, возникла система обмена играми — «Маттрейд». Как ты к этому мероприятию относишься и участвовал ли сам? Какие видишь способы улучшить «Маттрейд» и избежать ситуаций с участниками, которые не выполняют свои обязательства?

 

— Идея хорошая, сам не участвую в силу географии, так как цена отправки почтой в Россию — половина стоимости игры. Не изучив процесс непосредственно, что-то предлагать сложно.

 

— А у вас в Беларуси совсем нет энтузиастов, чтобы организовать что-то аналогичное? Или достаточного контингента участников, чтобы такое затевать, не наберётся?

 

— Больше второе, количество потенциальных участников и обменный пул слишком малы, — думаю, что обменов 30 в лучшем случае выйдет. Не стоит овчинка выделки, через продажу/покупку или, в редком случае, прямым обменом проще.

 

— Что для тебя процесс продажи старых игр и покупки новых? Всегда ли расстаёшься только с тем, что не понравилось, или иногда приходится избавляться от того, что нравится, но играть не с кем? Какие эмоции вызывает покупка новых игр? Насколько тщательно ты подходишь к этому вопросу?

 

— Продаю достаточно редко и не особо активно через «Тесеру», rpg.by, барахолку в ВК. На уровень «не покупать новое, пока не продал старое» вряд ли когда-то выйду, да и количество приобретаемых легаси-игр мешает. Из-за количества вышедших локализаций некоторые английские версии, похоже, останутся навсегда. От того, что понравилось самому, не избавлялся ни разу, больше шансов, что продам не зашедший мне гейтвей («Маленький мир»). Острота эмоций от покупки новья поменьше, уже не всегда бросаешься в первые два дня играть в свежее приобретение хотя бы в соло-моде. Решение о покупке варьируется от спонтанного («Глумхэвен» в ТОП-3 БГГ, идёт его кикстартер — надо брать) до более тщательного изучения имеющихся обзоров/комментариев на БГГ (там можно найти достаточно неплохие описания), если есть сомнения. Хотя зачастую изначально присутствует некоторая установка «куплю/не куплю», которая редко изменяется после изучения мнения других.

 

 

— Насколько, на твой взгляд, неотъемлемая часть настоящего гика — это стремление постоянно пробовать что-то новое? Нет ощущения, что сейчас, с выходом большого количества новых игр, у многих появляется «гонка за новинками», когда люди, не успев распробовать одну игру, уже покупают следующую?

 

— Скорее, настоящий гик не прочь попробовать что-то новое, его в силу опыта не пугают новые правила, у него есть определённый вишлист «не искать, но сыграть, если будет возможность». Также возможен вариант, при котором он познал дзен идеальной настольной коллекции и предпочитает играть в хорошие, проверенные игры, не отслеживая новинки и не стремясь их попробовать.

 

«Гонка за новинками» была всегда, просто достойных новинок было меньше. Да и сейчас многое из выходящего — переиздания прежних хитов, переработанных в той или иной степени. Думаю, каждый сам для себя находит баланс между «вглубь» и «вширь». Если есть желание и возможность покупать всё и побольше, то остаётся только радоваться подобным «инвестициям» в развитие индустрии.

 

— Если бы была возможность заново прожить настольную жизнь, были бы знакомые тебе игры, в которые ты ни в коем случае не стал бы играть, или моменты, которых бы обязательно избежал?

 

— Не начинал бы это интервью :)

 

Изменились бы незначительные детали, но не общая канва. Во времена игры в «Берсерк» познакомился со многими людьми, с некоторыми дружу до сих пор, «WoW TCG» считаю лучшей в своём жанре, жалею только, что надо было, когда была возможность, на мировой чемпионат по ней съездить, переход на настолки случился за пару лет до начала бума локализаций, так что могу порадоваться изменениям. Коллекция бы отличалась на 3–5 игр, что-то приобрёл бы и попробовал раньше, с некоторыми дождался бы локализации.

 

 

— Что помешало поехать на мировой чемпионат и насколько сильно ты об этом жалеешь?

 

— Помешали мысли о потенциальных расходах и нелюбовь к путешествиям, где-то 60/40. Бессмысленно жалеть об упущенных возможностях, просто переосмысление своих решений спустя длительное время.

 

— Как ты оцениваешь деятельность наших локализаторов? Покупаешь ли локализованные игры? Какие игры ты бы хотел увидеть локализованными?

 

— С точки зрения потребителя — хорошо, но можно было бы лучше, но я не знаю всех нюансов лицензирования / ценообразования / условий для локализации, да и риски из-за маленького рынка велики. Большинство интересных проектов локализуется, косяки переводов встречаются, к качеству компонентов и реализации локализаций у одной всем известной компании есть претензии. Хотелось бы чаще видеть проекты «напрямую с «Кикстартера» вроде недавнего предзаказа «Fuji Koro». Хотел бы увидеть локализованными «The Gallerist», «Mechs vs Minions», «Res Arcana».

 

— Составь, пожалуйста, два топа: в первом пусть будут наши издательства по количеству купленных игр их производства, а во втором — издательства по интересности выпускаемых проектов для тебя, соотношению цена/качество и клиентоориентированности в совокупности.

 

— По количеству купленных (базы без учёта допов): «Crowd Games» — 12; «Hobby World» — 11 (от «хоббиков» много классики с далёких времён осталось), «Лавка игр» — 6; «Гага» — 3, «Стиль жизни» — 2.

 

По совокупности факторов, личным симпатии и лояльности: 1) «Crowd Games» — первый «краудфандинг / предзаказ локализации», проекты из категории «хочу вложиться» несмотря на определённую «пресыщенность» до сих пор встречаются; 2) «Лавка игр» — интересные проекты есть, но в итоге мало что зашло, очень позитивная группа в ВК (внутренний циник говорит, что это просто удачный имиджмейкинг); 3) «Гага» — много хороших проектов, но или есть английская версия («Сквозь века», «Сумеречная борьба», «Цолкин»), или «конфликт альтернатив» («Клинок и колдовство» vs «Glooomhaven», «Кодекс» vs ККИ-опыт).

 

 

— Как тебе кажется, смогло бы издание дополнений/паков существенно повлиять на популярность у нас ЖКИ?

 

— Выход любой настольной игры на русском способствует её популяризации, да и, судя по количеству обзоров, карточный «Ужас Аркхэма» весьма успешен. Но для развития ЖКИ вроде «Андроида» требуется турнирная поддержка, а в этом плане любая ЖКИ будет проигрывать «МТГ». И, мне кажется, за счёт лимитед-форматов и модели распространения ККИ обеспечивают больший объём продаж и их выгоднее распространять местным клубам/дистрибьюторам.

 

— А у тебя какое отношение к этому жанру, особенно с учётом большого ККИ-шного прошлого?

 

— Не моё — нет лимитед-форматов, как в ККИ, и есть куча «допов», что не приветствую в настолках.

 

— Назови три самых успешных/хороших отечественных игры на твой взгляд.

 

— Наиболее успешные — «Мистериум», «Находка для шпиона», вторая «Эволюция». С хорошими сложнее, лучшее из того, что играл — «Война миров» и «Мистериум», но обе для меня «сыграю, если будут долго уговаривать». Заочно интересна «Тортуга 2199».

 

— Сейчас в России всё больше появляется отечественных разработчиков и их проектов, а как с этим обстоят дела в Беларуси?

 

— Периодически появляются, значительного увеличения количества не заметил. В настолках я «космополитичен» и особого интереса именно к белорусским разработкам не проявляю.

 

— Какую игру ты бы издал первой, если бы стал руководителем одного из отечественных настольных издательств?

 

— «Aeon Trespass: Odyssey» из последнего хайпующего. Из нелокализованной классики — «Hansa Teutonica», «Troyes».

 

— Мне кажется, что в прошедшем году несомненно самое значимое событие в нашем настольном сообществе — локализация «Глумхевена». Насколько ты согласен с этой точкой зрения? Что эта локализация значит для тебя лично? Принял ли ты участие в кампании по сбору средств на игру? Да/нет и что повлияло на это решение?

 

— Локализация «Глумхэвена» — логичный результат роста их количества, так что её успех вполне предсказуем. Для меня она значима только как ещё один пример, насколько неудачно «ХВ» может локализовывать. В кампании участия не принимал, так как вписался во второй тираж «Глумхэвена» на «Кикстартере». Новостей о локализации на тот момент ещё не было, но, учитывая «нюансы» локализации, эмоции, полученные за прошлый год от игры, возможность пройти 2 мини-кампании непосредственно по мере их выхода, то это один из двух случаев, когда не жалею, что не дождался русской версии.

 

— Насколько ты согласен с мыслью, что нынешний момент можно назвать «золотым веком» настольных игр у нас, когда локализуется большинство современных мировых хитов и игр, прошедших проверку временем, да и отечественные разработки сделали качественный шаг вперёд?

 

— Считаю, что на данный момент только приближаемся к «серебряному». Пока ещё слишком маленький рынок, чтобы русский был одним из основных языков, на котором выходят новые игры, локализации некоторых хитов выходят с приличной задержкой, да и шутка насчёт «настольные игры — это что-то вроде «Монополии»?» не потеряла своей актуальности.

 

По поводу отечественных разработок — у Финляндии есть «Эклипс», у Чехии — Владя Хватил, когда у России будет своя игра или автор с мировой известностью, тогда и можно будет говорить про «золотой век» геймдизайна.

 

— В каком издательстве настольных игр ты бы хотел работать и кем?

 

— Следуя логике «играть в настолки и получать за это деньги» — тестировщиком, только сомневаюсь в востребованности подобной специальности. Думаю, что лучше разделять работу и хобби, чтобы последнее продолжало приносить удовольствие, и не получилось как в шутке про актёра из индустрии фильмов для взрослых.

 

 

— С кем из разработчиков ты бы хотел встретиться и о чём поговорить?

 

— Владя Хватил создаёт очень хорошие и очень разные игры, автор единственного нравящегося мне патигейма, лучшей игры-цивилизации, фэнтези-приключения с альтернативно-правильными механиками. Хотел бы узнать, ждать ли нового хардкорного проекта после пяти лет патигеймов, переизданий и дополнений к прежним играм.

 

— Какие российские/мировые настольные ресурсы ты регулярно читаешь? Есть ли те ресурсы/блоги, к чьему мнению в оценке игр ты прислушиваешься?

 

— «Тесера», «Усатый Злобоглаз» (DesertWitch — молодец, не ленится создавать дневники про появление новых обзоров), БГГ — если нужно найти что-то по правилам, получить общую информацию о заинтересовавшей игре. Было очень удачное попадание с покупкой «Hansa Teutonica» после обзора Ksedih’а, поэтому к его обзорам больший интерес, если они не «в преддверии локализации».

 

— Смотришь ли какие-нибудь видеоматериалы по настольным играм? Твоё к ним отношение?

 

— Предпочитаю текст, видео — не мой формат, просмотренные мной ролики на настольную тематику по пальцам рук можно пересчитать. В подписках только малопопулярный «Board Game Cinema» из-за его двух забавных переозвучек, но там уже больше года ничего нового. 

 

— С какой целью ты заходишь на «Тесеру»?

 

— Подборка новостей, пополнение «суммы мнений» по заинтересовавшим играм, интересные статьи бывают, иногда интересные вещи в комментариях обнаруживаются (например, оттуда узнал про ошибку в русской версии «Rebellion»’а).

 

— Твоё мнение о «Тесере»? Чего сейчас больше всего не хватает ресурсу вообще и именно тебе?

 

— В первую очередь лично мне не хватает адекватного форума с темами и хотя бы минимальным разделением на «правила» и «впечатления», неудобно мне нынешнее «ветвистое дерево комментариев». Меньшие «хотелки» — видеть в профиле список статей и игр, на которые подписан; возможность создавать в профиле список любимых, понравившихся статей. Из мелких недочётов — переход по комментарию из ленты не напрямую к комментарию, приходится его искать; при открытии всех статей (в тех же «1 000 дней на «Тесере») при наведении на название оно не показывается целиком.

 

— Как ты считаешь, с чем связано ощутимое уменьшение количества интересных статей и дневников на «Тесере»? Что можно сделать чтобы улучшить ситуацию?

 

— Ещё один вопрос со словом «ощутимое», и я опять не в теме, видимо, стажа всё-таки не хватает. Пролистав ленту дневников на пару лет назад, особой разницы я не заметил, только обсуждаемые новинки меняются. Допускаю, что сильно раньше хороших авторов было больше, пустых дневников меньше, статьи лучше («трава зеленее, небо голубее»). Думаю, сказываются рост популярности видеоформата, появление персональных блогов, групп в ВК, посвящённых обзорам настольных игр.

 

Для улучшения ситуации ничего лучше банального материального поощрения на ум не приходит. Но, судя по количеству обзоров, выходящих в преддверии локализации — оно уже частично присутствует (даже припоминаю, что «КГ» когда-то искало авторов). Теоретически возможна поддержка авторов сообществом, вроде «Патреона», но, боюсь, текстовый формат не настолько востребован.

 

— На «Тесере» токсичное комьюнити или вполне нормальное в духе современных реалий?

 

— Лучший ответ на этот вопрос уже дал bootty: «На «Тесере» вполне нормальное токсичное комьюнити в духе современных местных реалий». В интернете всегда кто-то не прав, проблема когда эти кто-то находят друг друга.

 

 

— Раньше на «Тесере» можно было минусовать комментарии. Насколько тебе не хватает этой функции сейчас?

 

— Да я и плюсовать-то забываю, так что не вижу особой необходимости. Разве что рекорды по дизлайкам смотреть.

 

— Есть ли пользователь «Тесеры», с кем бы тебе хотелось прочитать интервью в этой рубрике? И какой вопрос ты бы ему задал?

 

— Среди знакомых никого с достаточным стажем не нашёл, так что назову всем известного — Lavkaigr (Роман Шамолин). Вопрос: «На счету «Лавки» больше 30 проектов игр, во сколько из них, будучи обычным настольщиком, вписался бы сам?»

 

— Не знаю насколько у Романа дойдут руки до полноценного интервью (а предложение об участии ему сделано и даже вопросы отправлены), но возможно, у него найдутся силы и время, чтобы ответить на этот вопрос в комментариях. А возвращаясь к интервью, расскажи есть ли ещё какие-нибудь увлечения/хобби, помимо настольных игр? Любимые книги/фильмы/музыка/компьютерные игры?

 

— Я за узкую специализацию, так что другого хобби нет, больше шансов, что буду расширяться в нём, возможно, НРИ присоединятся в далёкой перспективе. Особо любимые книги выделить сложно, восприятие их во многом определяется эмоциональным состоянием на момент прочтения, да и далеко не всё перечитывается, чтобы сравнить впечатление, поэтому условно: «Долина совести» Дяченко, «Выбраковка» Дивова, «Дептфордская трилогия» Робертсона, «Три товарища» Ремарка, «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Страна смеха» Кэролла, «Тень ветра» Сафона, «Добро пожаловать в мир, малышка» Флэгг, «Колыбельная» Паланика, «Честь имею» Пикуля, «Маг в законе» Олди. Фильмы смотрю весьма редко, за год от силы десяток наберётся, почти сиюминутный топ: «Список Шиндлера», «Карты, деньги, два ствола», аниме «Тетрадь смерти», «Хеллсинг». Музыка — фон к поездкам; привычный и постепенно изменяющийся плейлист: «Ковчег», «Vicious Crusade», «Мельница», «Powerwolf», Канцлер Ги, Louna, Ignis Fatuu, «Тропы не врут», «Within Temptation», «Пикник», «Die Apokalyptischen Reiter», «Зимовье зверей». Компьютерные игры: давно и с переменной активностью играю в «Heartstone», относительно недавно начал играть в цифровую «Сквозь века», в «Diablo 3» долго играл. А вообще всё лучшее из компьютерных игр для меня — 10+-летней давности: «Arcanum», «Planescape Torment», «Disciples 2», «Код доступа: Рай», «Devil May Cry 3».

 

 

— Евгений, большое спасибо за интервью. До новых встреч на просторах «Тесеры»!

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Barneo написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Странно, что топ из лучших российских игр остался без Берсерка) А ведь он стоит места в тройке: более 10 лет игра была хорошей и бюджетной заменой МТГ для многих, очень многих игроков.

Gendedwend написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Я не рассматривал ККИ, да и Берсерк с позиции нынешнего опыта - максимально упрощённый варгейм с картами вместо минек. Хорошей игрой его можно назвать только из принципа "раньше трава была зеленее".

Barneo написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Может я чего-то не догоняю, но "упрощённый" варгейм состоит из более чем 3000 карт/абилок. Порог входа - высочайший. Ну да ваше право. У Берсерка остались преданные поклонники в любом случае.

Gendedwend написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Ок, давайте подробнее. Мысль про "упрощённый карточный варгейм" прозвучала, насколько я слышал, при попытке продвигать Берсерк на Запад. Тогда и было озвучено, что она не сильно тянет на ККИ из-за отсутствия взаимодействия с колодой в процессе игры (за исключением отдельных карт), а ближе именно к варгеймам с миниатюрами. Только при этом поле просто квадрат 5х6, нет ни линии видимости, ни "взятия в клещи", ни "атак по взомжности", ни особенностей местности. Всё упрощено до движения+активация. При этом нам надо получить свой "идеальный" отряд из случайной раздачи (Сфера смерти рулит), но есть правило лимита копий карт в колоде. По итогу ни рыба, ни мясо, но хороший маркетинг на постсоветском пространстве обеспечил определённый успех.
>более чем 3000 карт/абилок.
Количество компонентов далеко не всегда характеризует сложность игры. Да и ротация, введённая, если мне не изменяет память, с 4го сета сильно цифру. Абилок в Берсе намного меньше, да и все уникальные прописаны на картах, ключевых (опыт в атаке, ЗОМ и т.д.) с полсотни.
>Порог входа - высочайший.
Высочайший из-за чего? Стоимость колоды - МТГ переплюнет влёгкую, сложность правил - базово два листа формата А4, вагон нюансов из-за того, что при дизайне карт часто забывали про правила, но это огрехи разработки, а не показатель комплексности (и куча банов, начиная с третьего сета тому подтверждение).
>остались преданные поклонники в любом случае.
Ваше право. Но это не повод считать, что любой, игравший в Берсерк, должен записывать его в шедевры отечественного геймдизайна.

Barneo написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Извините, но не убедили. Я не являюсь оголтелым фаном данной игры. 10 ей не ставлю, но Берсерк по стратегичности, азарту и фану оставляет далеко позади практически все отечественные игры. Дальше со мной можно не спорить. Спасибо за информацию для размышления.

Desert_witch написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Я извиняюсь за встревание, но зачем вообще выделять подкласс "отечественные игры"?
"Берсерк лучший в своем загоне!" - ну блин, сами понимаете, как это смотрится со стороны. :|
А сравнения с другими похожими играми он не выдерживает, как и другие "от отечественного производителя", которого конечно же надо поддержать.

danceandfight написал полмесяца назад: # скрыть ответы

А какие игры похожи на старый Берсерк?

Slim_Slam_Snaga написал полмесяца назад: #

WarCry?

Desert_witch написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Из отдаленного, но все же: Pixel Tactics и Mage Wars. :|
Еще мне, помнится, гораздо больше Берсерка в детстве нравилась "Война", но даже тогда (начало нулевых) я мог не страдать фигней, а взять на русском "Битву за Пандору Прайм" (до сих пор удивляюсь, что она была переведена официально) и MtG (вот оно вроде было еще не локализованным в тот момент, но тем не менее). Да и другие ККИ возили потихоньку.
То есть даже тогда я нашел бы странноватой идеей использовать рамки "отечественных игр" - выбор-то уже был.

Gendedwend написал полмесяца назад: #

Я в своё время Берсерк выбрал именно вместо МТГ - "тоже фэнтези, но дешевле". И в этом плане, пожалуй, повезло, иначе, возможно, до сих пор бы в неё одну играл.

danceandfight написал 14 дней назад: #

Я бы тоже не стал выбирать отечественную игру над зарубежной по принципу "главное своих поддержать, пофигу что они конкуренцию не выдерживают". В середине нулевых мы издевались по черному над берсерком (сыграв пару ознакомительных партий только), но чем больше я на него смотрю сейчас, тем отчетливее виднеются шары авторов, которые вместо того, что б запилить стандартное "как у всех остальных, но немного подругому" (как это сделали позднее в героях), придумали оригинальную игру, пускай и довольно нишевую. А издевались мы в основном из-за артов/бордеров, да багованного онлайн клиента - так себе поводы, если честно.

И ведь до Mage Wars, Pixel Tactics и Summoner Wars еще была куча времени, а из старого, на что Берсерк мог ориентироваться я припоминаю только супергромоздкую Guardians и Warlord, поэтому и спросил про другие игры.

WarCry, кстати, хорошее предложение (и вышли в один год)

Bimirina написала полмесяца назад: # скрыть ответы

Странно спрашивать у белоруса про отечественные игры, подразумевая игры российских издательств😀

timmyfoox написал полмесяца назад: #

С точки зрения настольной кухни, мы с вами кушаем одну кашу. Другое дело, что этот вопрос нужно воспринимать как игры русскоязычных авторов. И тогда станет ясно, почему в топе российских настолок белорусы ставят украинские разработки.

Bimirina написала полмесяца назад: # скрыть ответы

"С точки зрения настольной кухни, мы с вами кушаем одну кашу." - Но при этом вы, наверно, не считаете настольные игры Райнера Книции отечественными разработками?
"Другое дело, что этот вопрос нужно воспринимать как игры русскоязычных авторов." - Для того, чтобы правильно воспринять вопрос достаточно просто задавать его корректно, только и всего🙂

Journeyman написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Сейчас вы из Украины на российском сайте пишите комментарии к интервью с белорусским настольщиком. Именно об этом пишут выше.
Если к нашим беседам подключится Райнер Книция, я буду только рад.

Bimirina написала полмесяца назад: # скрыть ответы

"Сейчас вы из Украины на российском сайте пишите комментарии к интервью с белорусским настольщиком" - И поэтому "отечественный" теперь можно трактовать и использовать как заблагорассудится? И зачем Majo спорила с пользователем perec по поводу определения хобби, ума не приложу😀

Journeyman написал полмесяца назад: # скрыть ответы

>зачем Majo спорила
Видимо затем, зачем и вы сейчас - "в интернете кто-то неправ" ;)

Bimirina написала полмесяца назад: # скрыть ответы

А я думала, что для уточнения спорных моментов, корректировки неточных формулировок и, как следствие, лучшего взаимопонимания друг друга... А вот оно что, оказывается...

Slim_Slam_Snaga написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Вы же пришли сейчас не за идолами Бэкона?

Bimirina написала полмесяца назад: #

Я надеюсь, это риторический вопрос?😀

scafandr написал полмесяца назад: # скрыть ответы

это называется мягкая русификация

litvinchuk написал полмесяца назад: #

нынче это называется ещё страшнее - углубленная интеграция

timmyfoox написал полмесяца назад: #

Я имел в виду лишь то, что мы, белорусы, вполне конструктивно можем ответить на вопрос об "отечественных" играх, даже если сузить круг до конкретно коробок с российской пропиской. Если вас смутил именно логически-лингвистический момент, то соглашусь, есть в этом доля нелепости, но все прекрасно понимают, что под этим вопросом скрывается. Тем не менее, это не повод не воспитывать в себе грамотность, и возможно в следующий раз этот вопрос будет поставлен более корректно

Ches13r написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Где можно почитать про бывших настольщиков, которые ушли из хобби и почему?

scafandr написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Бывших не бывает, это утопия. Потом все равно возвращаются

marom написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Вот не верю. Сейчас увлекаюсь настолками. Но за свою жинзь был писателем, разработчиком игр, пилотом и сборщиком RC (вертолеты), и везде так же говорили - это навсегда. На самом деле 2-5 лет - и хобби моментально забывается и сменяется на другое.

perec написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Настольные игры - это не хобби. Все так или иначе играют в карточные или настольные игры - так же, как и смотрят телевизор и читают разные книги.

Коллекционирование настольных игр - это да, хобби. Речь сейчас о нем, но это к настольным играм очень опосредованное отношение имеет.

Majo написала полмесяца назад: # скрыть ответы

При чем тут "все так или иначе"?
"Хо́бби или увлечение — вид человеческой деятельности, некое занятие, которым занимаются на досуге, для наслаждения. Увлечение — то, чем человек любит и с радостью готов заниматься в своё свободное время."
Какое к этому отношение имеет количество людей, так или иначе этим занимающихся?
Если у меня образовалось два свободных часа и я выбираю для удовольствия провести их гуляя в парке, то мое хобби - прогулки. Независимо от того, что "все так или иначе ходят, и иногда их маршруты даже пролегают по парку".
Если я выбираю для наслаждения процессом в эти два часа попробовать испечь пирог по какому-то новому интересному мне рецепту (даже при полном холодильнике еды), то мое хобби - кулинария. Независимо от того факта, что "все так или иначе готовят".
Если я выбираю для своего удовольствия занять эти два часа вышиванием, мое хобби - вышивание. Опять же, независимо от того, что все так или иначе когда-то в жизни иголку в руках держали и оторванную пуговицу могут пришить. А для кого-то это даже работа, за которую они деньги получают, а не развлечение.
Аналогично, если я выбираю для удовольствия провести выходной за настольными играми, то мое хобби - настольные игры. Тот факт, что существуют люди, которых иногда дети заставляют играть с ними в Монополию, или которые когда-то давно раз в жизни сыграли в лото или преферанс, никак не относится к вопросу, хобби для меня эта деятельность или нет.

perec написал полмесяца назад: # скрыть ответы

> комменты не читай, сразу сходу хрень отвечай!

Контекст тредика был такой, что "2-5 лет - и хобби моментально забывается и сменяется на другое".

Попробуйте ментально представать: "Сейчас я читальщик, но пройдет пару лет, и я найду себе новое увлечение, например - стану в окно смотрильщиком"!

Ну бред же. Настольные игры это не хобби, т.е., не определенная субкультура с замкнутым сообществом. Настольные игры это вид досуга, вполне универсальный для человечества.

А вот что действительно является хобби, так это коллекционирование настольных игр.

Но это уже совсем другая история.

Majo написала полмесяца назад: # скрыть ответы

Хрень - это с какого-то перепуга утверждать, что хобби - это "определенная субкультура с замкнутым(!) сообществом". Субкультура - это субкультура, а хобби - это хобби.
>Попробуйте ментально представать: "Сейчас я читальщик, но пройдет пару лет, и я найду себе новое увлечение, например - стану в окно смотрильщиком"!
Да тут и представлять нечего. Раньше я была фэнтези-читальщиком и аниме-смотрильщиком, а сейчас надоело и я ими не являюсь. И что дальше?

Majo написала полмесяца назад: # скрыть ответы

*и это я еще молчу о тех далеких днях, когда я была макраме плетельщиком, оригами складывальщиком и из кожи всяких декоративных штук изготовляльщиком.
Тоже, надо так понимать, не хобби, если никакой замкнутой субкультуры вокруг них не было.
Однако это их не спасло от того, чтобы "через 2-5 лет смениться на другое"

marom написал полмесяца назад: #

Мне кажется, вокруг любого хобби есть свое сообщество, достаточно лишь поискать. Если только не делать что-то реально уникальное (тогда увлечение часто превращается в хороший бизнес - если на выходе, конечно, есть какой-нить продукт или услуга)

perec написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Сравните два высказывания:

"На досуге я ходил по парку и сидел на скамейке."

vs

"Мое хобби - ходить по паркам и сидеть на скамейках."

Разницу чувствуете?

"Досуг" - это любое приятное времяпровождение, а "хобби" уже по определению подразумевает систематизированную, замкнутую субкультуру.

Так вот: играть в настольные игры - это не хобби, это досуг.

Коллекционирование настольных игр это хобби, но чтобы в него уметь, вовсе не нужно уметь в эти самые игры играть. (В принципе это даже мешает.)

hickname написал полмесяца назад: #

А писать всякую чушь в комментариях - это хобби или досуг?

MacTire написал полмесяца назад: #

)) Вы хоть прочитайте определение слова хобби :)) Почему я вдруг так написал - что в качестве контраргумента вы привели слово "досуг" в противопоставление слову "хобби")
Разумеется, можно любому слову подразумевать какой-то свой смысл, вот только... оспаривать затем не стоит своим термином, общественные :)

Majo написала полмесяца назад: # скрыть ответы

Конечно, чувствую.
"На досуге я ходил" - это разовое действие. Вот взял как-то раз-другой и решил походить, вдруг понравится.
"Мое хобби - ходить" - это значит, если говорить упрощенно, что я это дело люблю и всегда, когда есть возможность, выберу ходить по парку над другими вариантами досуга.
>а "хобби" уже по определению подразумевает систематизированную, замкнутую субкультуру
Это еще откуда такое определение? Оно вообще кому-то кроме вас известно? Общепринятое я уже выше привела. А откуда вдруг вылезла субкультура, да еще и обязательно замкнутая (что бы это ни значило в вашем понимании) - это загадка.

Majo написала полмесяца назад: #

Ну и да, если вы переформулируете первое предложение как "На досуге я обычно хожу по парку и сижу на скамейках" - это и будет значить "Мое хобби - ходить по паркам и сидеть на скамейках."

GingerBreadMan написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Majo вернулась ) давно не видел ее на тропе войны в комментариях )))

Journeyman написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Тесера - это хобби или досуг? ;)

MacTire написал полмесяца назад: #

"определенная субкультура с замкнутым сообществом", значит хобби :))

Metalize написал полмесяца назад: #

Быть Perec-ом - это не хобби.

Все так или иначе играют в Perec-а - так же, как смотрят телевизор и читают книги.

Коллекционирование комментариев Perec-а - это да, хобби.

Речь именно об этом. Но к Perec-у коллекционирование его комментариев очень опосредованное отношение имеет.

scafandr написал полмесяца назад: #

Если человек купил один стартер мотыги или одну коробку Манчкина и ему не понравилось, то он не вернется, ибо он не настольщик. Если человек действительно увлекался, то у него все равно периодически возникает интерес. Сколько я мотыжников перевидел, которые по 4-5 раз возвращались и бросали навсегда. Кто-то из карточников может пересесть на кухонные посиделки в обычные настолки. Кто-то разводится, кто-то теряет работу, кто-то банкротится, но все равно потом интересуются, что нового и интересного появилось в мире настолок

Exxento написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Из перечисленного Вами можно смело составить список "Убери лишнее", где этим лишним будет "настольные игры".

Exxento написал полмесяца назад: #

"Сейчас увлекаюсь настолками. Но за свою жинзь был писателем, разработчиком игр, пилотом и сборщиком RC (вертолеты), и везде так же говорили..." (про это говорю).

XZidan написал полмесяца назад: #

Думаю, причины у большинства будут примерно одинаковые - стало негде/не с кем играть, либо надоело в целом.

Gendedwend написал полмесяца назад: #

На самом деле всё достаточно банально:
1) "Бытовуха", когда не остаётся времени и сил ни на какое хобби сложнее спать под телевизор.
2) Другое увлечение, когда действительно большая часть времени и денег начинает уходить на него.
3) Как возможная предпосылка к п.2 - надоели настолки из-за повторяемости механик (это приблизительное цитирование человека с сильно уменьшившимся интересом к настолкам).

cowthulhu написал полмесяца назад: #

>утверждают что «все евро на одно лицо»

Ого, заявление. Как хорошо, что я таких не встречал.

Dilnok написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Перейти точно к комментарию можно ведь нажав на знак номера «#».

Gendedwend написал полмесяца назад: # скрыть ответы

К последним пяти что на стартовой странице. В ленте (что в мобильной версии, что в обычной) такой возможности нет (или я её не знаю).

oranged написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Но ведь есть страница со всеми комментариями:

https://tesera.ru/comments/

Оттуда и можно переходить по #.

Gendedwend написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Первоисточник "Из мелких недочётов — переход по комментарию из ленты не напрямую к комментарию, приходится его искать". Ключевое - "из ленты".

oranged написал полмесяца назад: # скрыть ответы

А это связано с тем, что часть комментариев режется. (Но я вас понял.)

Костыль:

1. Дёргаем ссылку комментария.

2. Добавляем в ссылку [all].

https://tesera.ru/game/tapestry/comments/#post1505730

превращается в

https://tesera.ru/game/tapestry/comments/all/#post1505730.

3. Вставляем эту ссылку в адресную строку браузера.

Wulkuw написал полмесяца назад: #

Вот спасибо! Хотя бы так. А то уже начал дублировать коменты или предлагать поиск на странице :) Кстати, это касается не только ленты, а вообще ссылки на «старый» комент. И иногда все же «прямая» ссылка временно работает.

dar_ling написал полмесяца назад: #

Вот и хороший фичереквест: чтоб такое преобразование делалось в ленте автоматом, а не руками ("ну а что, а вдруг?" X(

AlonZo написал полмесяца назад: #

Хорошее интервью, благодарю! Даже критика очень уместно сделана и объясняна.
И отдельно хочется отметить отличную подборку любимых компьютерных игр! Сразу видно прекрасного человека!