-AdRiver-
Opuxume написала 3 минуты назад к игре Альтиплано: # Выложила перевод на русский фанатского дополнение Нила МакКлатчи "Альт...
Opuxume написала 10 минут назад к игре Altiplano: The Traveler: # А что именно интересует? Набор карт? Полностью коробка? И какое качест...
saroff написал 10 минут назад к мысли на тему Про объяснение правил: # Бтв, любая мошна относительно правил "вчера мы играли не так", "ты не ...
Kapitanich написал 10 минут назад к мысли на тему Про объяснение правил: # Есть такое "новичка везет", так это вот оно и есть
Nomad_23 написал 16 минут назад к мысли на тему Про объяснение правил: # Я конечно не эксперт, но мне кажется у людей, с которыми вы играете, п...
На экранах [12.08.2020]
Что происходит в мире цифровых настольных игр? Отвечаем.   В этом выпуске: ...
Обзорная башня [11.08.2020]
В этом выпуске: интервью с Шэмом Филлипсом, Мэттом Ликоком и Иваном Тузовским, с...
С миру по нитке [10.08.2020]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Новинки: «Кладова...
Итоги опроса про цифровые настолки
Итоги по данным 280 анкет, а также ответ, кому достанется приз за участие.
Голосуем кошельком [06.08.2020]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...

Ksedih

Обзор игры «Нептун и Веста»

08 июля 2020

Информация

добавить
игры Нептун и Веста
персоны Райнер Книция
компании Звезда
Дата: 08 июля 2020
Оценка пользователей
9.4349
-

Игры Райнера Книции всегда были особой темой для обсуждения в настольном сообществе. Многим игрокам они кажутся абсолютно сухими математическими головоломками, которые привлекают именно своей «цифровой» красотой, но уж никак не темой, обычно прикрученной к игре как пятое колесо. Порой эта красота абсолютно прямая как топор — вернее как «два плюс два», — а порой навороченная и превращающаяся в настоящее стратегическое пособие на столе (как в Tigris & Euphrates). Но что в одном, что в другом случае игры у доктора Книции получаются совершенно особенными, и практически невозможно объяснить их противнику (как и их почитателю), чем же они так хороши (или плохи).

 

Сегодня выступлю в роли фанбоя Книции, прекрасно осознавая, что «Нептун и Веста» совершенно неисключительный случай в карьере автора, и доказать что-то неприемлющим сухую математику будет сложно. Однако я постараюсь донести, что же привлекает именно меня в подобного рода настолках, классических для этого геймдизайнера уже на протяжении не одного десятка лет и собирающих всё это время своих фанатов.

 

 

 

 

Моей самой-самой первой настольной игрой, заказанной из-за границы, стала Kingdoms, ещё в те времена, когда не существовало сайта Юры Тапилина, воспринимаемого сегодня подавляющим большинством настольщиков, как первый в рунете (хотя до этого были ещё gameforums, где зарождалось наше сообщество и где Юра тоже тусил, насколько помню). Именно тогда мне и полюбился Книция, именно с этой игры. Его простейшие правила, не выходящие за рамки математики для первых классов школы. Его глубина, поданная так же как в го — вот вам примитивная основа, а теперь попробуйте сделать с ней то, что творят профессионалы. Его лаконичные компоненты и наполнение коробки (хотя тут заслуга издателя). Всем был и остаётся хорош геймдизайнер.

 

Так что отношения с коробками этого немца у меня давно устоявшиеся. Не могу назвать его настолки блюдом для всех, но определённо лучшие авторские творения достойны быть поданы к столу настольщиков-гурманов, не чурающихся суховатой, а порой и вусмерть зажаренной механики. Ведь соус у неё обычно очень хорош. Конечно, никакие приправы не смогут превратить неприятный изначально на ваш вкус продукт в деликатес, поэтому ещё раз напомню, что я, по сути, являюсь большим любителем творений Книции, так что тех, кому «абстракты + математика» в настолках как класс не по душе, переубедить не стараюсь, а просто хочу поделиться ещё одним мнение о коробке в своей коллекции.

 

 

 

 

Что в коробке?

 

 

Интересный факт: «Нептун и Веста» — это, по сути, редизайн настолки двенадцатилетней давности Cthulhu Rising. Тогда у неё были смешанные отзывы, и знаете почему? Компоненты и оформление там были просто жесть. Люди писали и про качество, и про дизайн, и даже про атмосферу — вернее, про их отсутствие. Почему издатель решил присвоить ей звание хоррор-игры, да ещё про Ктулху — фанаты которого скупают всё про этого осьминога, а потом приходят и рассказывают, что ктулхи-то в игре и нету — остаётся загадкой.

 

 

 

Это первая версия игры, западная.

 

 

Сегодняшняя свеженькая коробочка от «Звезды» — это эксклюзив российского рынка. Уж не знаю, как у них там всё повязано, но игры Книции компания выпускает регулярно. Вот вышел и редизайн его старой игрушки для двух игроков, и она попала в соответствующую серию, запущенную «Звездой» в прошлом году.

 

 

 

Вот новое игровое поле.

 

 

Можете сравнить, насколько всё стало лучше. Да, картинки для самого процесса в абстрактах не так важны, но уж точно можно понять тех людей, купивших Cthulhu Rising в далёком 2008-м (даже не фанатов) — мрачный набор вырвиглазных циферок не располагал к позитивным эмоциям. Сегодня «Нептун и Веста» предоставляет нам куда более удобоваримое, а точнее даже приятное оформление. На фоне сегодняшнего поголовного оверпродакшена и красивостей, предлагаемых индустрией — очень оправданный ход, да и просто обыкновенное уважение к игрокам.

 

 

 

Два идентичных набора тайлов для двух игроков.

 

 

Хотя по факту в коробку входит поле, 60 тайлов игроков и деревянная фишка маяка, играющего роль маркера победных очков. Тут «Звезда», как обычно, делает маленькие, вроде бы совсем незаметные плюшечки красивыми. Вот зачем было делать такой модный деревянный маяк? Мне непонятно. Но приятно. 

 

 

 

 

Как играть?

 

 

Основа игры — это тридцать тайлов на игрока, у каждого равноценный набор своего цвета. Все они пронумерованы от единицы до десятки. Их вы с противником будете размещать на игровом поле по очереди, по одной штучке в ход.

 

Игровое пространство разделено на две секции размером 5х5 клеток, в центр каждой выкладывается один случайный тайл: в одну секцию ваш тайл, во вторую — вражеский. Вот и вся подготовка к партии. У кого циферка на тайле меньше, тот первым и ходит.

 

 

 

 

Далее каждый берёт в руку три случайных тайла из своей стопки, после чего начинаются выкладывания по одному тайлу на ЛЮБОЙ незанятый квадрат поля, по очереди. Выложили вы — добрали из стопки тайл до трёх в руке. Выложил противник — добрал. И так далее, до тех пор, пока все 50 клеточек не будут заполнены тайлами. Это ознаменует конец игры. У кого больше очков, тот победил.

 

Очки здесь подсчитываются следующим образом: как только любой из столбцов или горизонтальная строка заполняется тайлами, тот, чьих картонок больше в ряду/столбце, получает очки, следуя нехитрой «покерной» таблице, которую так любит использовать Книция в своих играх.

 

 

 

 

Чем сильнее комбинация, тем больше очков вы получите. Причём, если в ряду/столбце нет ни одной комбинации, вы тоже «получите» очки, только их будет минус 3, что не порадует «победителя». С учётом того, что трек очков на обоих игроков один и представлен «перетягивательно-канатной» линией, очки, получается, достаются вашему противнику. А если брать во внимание ещё и то, что партия автоматически — до заполнения всего поля тайлами — выигрывается тем, кто сумеет доползти до своей десятки, то минусовые очки являются проблемой вдвойне.

 

 

 

Вот здесь, например, красный игрок получил 2 победных очка за две пары цифр: четвёрки и семёрки.

 

 

Впечатления

 

 

Как вы можете судить по правилам, изложенным выше, никаких хитростей на первый взгляд «Нептун и Веста» предложить не может. Но и го их как бы не предусматривает, однако… Именно своим неким примитивизмом подобные игры могут так затянуть вас в свои сети, что играться будут безостановочно партия за партией, ради получения удовольствия от механики. Мне ничего не стоило за прошедшие выходные раскладывать содержимое коробки раз за разом, играя сеты из двух-трёх партий.

 

Фишка в том, что, несмотря на базовую лёгкость освоения правил, с каждой новой раскладкой приходит большее понимание и видение ситуации на поле. Поначалу, в первых партиях, вы тыкаете тайлы наугад. Постепенно осознаёте, как получаются очки, их ценность и варианты добычи. Затем понимаете, что можно «гадить» оппоненту, разбивая его линии, можно заблаговременно закладывать фундаменты для своих линий, образующихся через несколько ходов (что нужно научиться видеть), можно «отдавать» пешки, одновременно выстраивая достаточно сильные комбинации в своих линиях.

 

 

 

 

Всё это довольно сложно объяснить, и понимается оно, скорее, на интуитивном уровне, на собственном опыте, когда вы лично попадаете впросак и выхватываете минус три очка из-за удачно поставленного оппонентом тайла; или когда осознаёте, как провернуть манёвр, выставив «удачную» цифру для врага, линию с которой он точно продолжит (иначе её захватите вы), после чего вы закроете свой соприкасающийся с этой линией столбец и получите очков больше, чем враг.

 

Снова не могу не проводить аналогии с го, так как эта игра мне кажется наиболее очевидным и похожим на «Нептуну и Весту» (да и вообще подобные простые абстрактные игры) кандидатом. Вам дают одно, максимум два правила, а игроки пляшут уже от них, вытворяя всякие хитрые комбинации. Это очень круто. Но у этого же есть минус, из-за которого многим и не нравятся подобные «сухие» настолки. Слишком плоское плато механик. Перед вами открываются сразу все возможности коробки, и новых впечатлений игрок попросту не найдёт, так как перед ним с самого начала, со знакомства с основами, открывается весь игровой простор. В отличие от «сразу навороченных» игр, подобные простенькие нужно распробовать и прочувствовать именно их тонкости и нюансы, а не общий концепт. Именно эти нюансы и способны зацепить.

 

 

 

 

Это можно сравнить с любой… хм, «примитивной» что ли деятельностью. Например, чеканить мяч одной ногой — что может быть бестолковее? Однако и там есть свои микро-хитрости. Или вот ещё более понятный пример: кёрлинг. На первый взгляд тупизм какой-то — натирание льда щётками. Но профессионально занимающиеся этим люди вряд ли так думают и обладают столькими неявными на первый взгляд знаниями, что проникнуться и понять их удастся не сразу. А там, глядишь, понравится, втянешься и сам вооружишься щёткой.

 

Ладно, далековато ушли от «Нептуна и Весты». Что ещё по её поводу есть сказать? В принципе, тут, как у всех настолок Книции, есть присущие им плюсы: скорость партий и, самое главное, время принятия решений игроками. Оно чуть ли не мгновенное, так как выбирать приходится всего из нескольких вариантов действий, и просчёт при этом довольно несложный, но интересный. То есть всегда есть где подумать. Это ощущение можно сравнить с каким-нибудь карточным дураком — вроде там тоже всё очевидно, но тот, кто считает карты и кладёт «правильные», побеждает в условных 80 % случаев.

 

 

 

 

Во! Ещё вспомнил-осознал, что мне нравится в играх автора: у него зачастую присутствует элемент случайности. При этом хороший такой, когда случайность задаёт исходные условия, принимая во внимание которые, уже сам игрок делает выводы и выборы. В «Нептуне и Весте» это представлено вытягиванием случайным образом трёх тайлов. У вас на руках всегда выбор из трёх плиток, дающих пространство для манёвра и позволяющих как «нападать», так и «защищаться», усиливая свои линии на поле. При этом, понятное дело, нет каких-то очевидных ходов, так как тройка на руке может быть совершенно любой, как и действия противника.

 

Простая, со множеством простых же тактических и стратегических манёвров игра тащит за счёт всего лишь циферок и двух «таблиц», куда эти цифры «вписываются». Причём здесь три варианта подсчёта очков, о чём я не сказал выше, но раскрою тему сейчас.

 

 

 

 

Смысл в том, что базовые правила подразумеваются как вариант для новичков. Это когда очки получаются тем, кто имеет больше тайлов в ряду/столбце. Если вы хорошо можете представить течение партии в воображении, то понимаете, что в таком случае в борьбе за линию условно побеждает тот, кто первым поставил свой тайл в эту линию.

 

Однако всё меняется, когда вводится новое условие: очки начисляются не тому, кто поставил больше тайлов, а тому, у кого сумма на выставленных тайлах выше (или же у кого в ряду находится тайл с самым большой цифрой). Это изменение условий, казалось бы, ничего кардинально не меняет в игре, однако появляется дополнительный фактор, за которым приходится следить и учитывать новые варианты развития событий. Ведь вы теперь не можете быть уверенным в том, что победите на каком-то участке, просто выставив туда свой тайл первым.

 

 

 

 

Незначительное изменение на самом деле сильно усложняет просчёты и может даже показаться чем-то рандомным. Но, вооружившись знанием «колоды», в которой тайлов всех значений ровно по три штуки (три единицы, три двойки… три десятки), зачастую побеждает самый ловкий математик, способный учесть и подстроить под себя суммы линий столбцов.

 

Я, поиграв во все варианты, вернулся к «новичковому», мне и там есть чем заняться, излишне не грузя себя. В пользу такого выбора для меня говорит ещё и формат, который я подразумеваю для «Нептуна и Весты» — быстрый ненапряжный филлер, под стать Книциевским Lost Cities или упомянутым Kingdoms. Отличный вариант для людей, абсолютно незнакомых с миром настольных игр, не желающих или неспособных въехать во что-то чуть более сложное, чем дурак.

 

 

 

 

Честно говоря, в определённом кругу своих игроков у меня используется набор именно коробок книциевских игр — традиция, можно сказать. Когда нужно посидеть на даче, за «столом для домино» — как я это называю, — то лучше выбора просто нет. Цифры, поле, расчерченное на несколько клеток — этот формат воспринимается практически всеми. Вообще кажется, будто дедушка Райнер и создаёт игры исключительно для своего поколения, порой видоизменяя их, порой внося какие-то усложнения и коррективы, но всегда оставаясь верным себе.

 

У него есть куда более сложные настолки, назовём их игры «современного» формата (Blue Moon, Tigris & Euphrates или свеженькая Yellow & Yangtze), но хорошо дизайнить он умеет обе категории. И вот в «ретро»-стиле его переплюнуть сложно. Можно взять любую из его коробочек и понять, что да, в это играют не зря. Есть в этом примитивизме что-то душевное, как бы странно это ни звучало про арифметические действия, заключённые под крышкой.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Mishanya_Piterskiy написал месяц назад: # скрыть ответы

Блин, вот опять прям продали мне игру. Теперь, наверное, придется купить...

Ksedih написал месяц назад: # скрыть ответы

Я хз чем продал, но, если вы большой любитель простеньких книциевских абстрактов (типа Lost Cities), то игра подходит – как раз из этой категории.

catch_22 написал месяц назад: # скрыть ответы

Так описание процесса и впечатлений иногда совершенно меняют представления об игре, сложмвниеся после прочтения правил. Особенно для "филлеров". Например, меня игра заметно больше заинтересовала, чем "Сумерки", именно описанием геометрической составляющей. "Табличность" игры напоминает модные сейчас R&W, но без ограничения по количеству листков. Покупать не побегу, но при случае сыграть будет не безынтересно. Хотя первыми в списке покупок всё-таки стоят более "современные" Y&Y и "Лагуна".

Надо будет собраться и дописать текст про еще один книциеподобный полуабстракт. Такие игры могут нравиться или не нравиться, но представляют из себя именно то, чем выглядят. Без обманутых надежд.

Ksedih написал месяц назад: #

Про Y&Y подписываюсь, отличная. Как и Лагуна, для лайтовой компании. Про абстракт почитаем, если он похож на кницию, то совсем отлично.

Stereochild написал месяц назад: # скрыть ответы

Почему из кита кровь хлещет?

Ksedih написал месяц назад: #

Почитатели Весты проказничают – гарпун всадили, вот и хлещет.

Oldman написал месяц назад: #

Парамутаны...

XZidan написал месяц назад: # скрыть ответы

Аквамен и Мера

Ksedih написал месяц назад: #

Точно. Думаю, так продалась бы куда лучше. Правда негодование фанатов бы было таким же как в своё время негодование ктулху-поклонников. Хотя не - оформление вытащило бы.