Компания «Звезда» вошла в издательский холдинг Hobby World | |
Новость была опубликована на сайте компании «Звезда» 30 октября. | |
С миру по нитке [06.11.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Эксклюзивы кик... | |
Предзаказ на дополнения к «Предназначению» | |
Пересечение настолок и компьютерных RPG! | |
Предзаказ на «Кемет. Кровь и песок» | |
Переиздание динамичной агрессивной стратегии в древнеегипетском сеттинге. | |
Обзорная башня [30.10.2024] | |
В этом выпуске: как чей-то батя вкатывается в варгеймы, где взять кучу фанатских... |
Представьте остров в Тихом океане, на котором не вымерли динозавры. Мама-раптор и пять ее малышей резвятся под тропическим Солнцем (не спрашивайте, где папа-раптор, своего адреса он не оставил). И в это время сюда прибывает команда ученых, чтобы выловить динозавров, как предполагается, для законного исследования, а вовсе не для того, чтобы устроить очередной странный аттракцион в стиле Парка Юрского периода. Естественно, мама-раптор не разделяет их желаний, и выходит на тропу войны, чтобы съесть этих ученых и спасти своих крошек. Так кто же выйдет победителем?
В Рапторе один игрок управляет семьей динозавров и пытается сбежать от преследователей, а другой берет на себя роль ученых и пытается этих динозавров поймать. Сама игра состоит из фазы одновременного разыгрывания карт и фазы передвижения фигурок на поле, согласно эффектам разыгранных карт.
У каждого игрока есть колода, состоящая из девяти карт действий, различных для раптора и ученых. В начале партии в стартовую руку берется три карты. Каждая карта имеет свой номер и символ действия, который указывает на специальный эффект этой карты. Номер карты указывает на количество действий, которые вы можете предпринять. Эффекты являются строго специфичными для каждого из игроков и включают в себя такие вещи, как вытащить сонные дротики из мамы-раптора, позвать к матери малышей рапторов, напугать ученых, вызвать новых ученых на поле, усыпить малыша раптора или устроить пожар, чтобы преградить дорогу динозавру. Также в каждой колоде есть по одной карте, лишенной специального эффекта, и имеющей только очки действий.
Вместо того, чтобы разыгрывать карты по очереди, оба игрока открывают их одновременно. Если карты показывают один и тот же номер, то обе отправляются в сброс. Рука вновь добирается до трех карт, и игроки снова разыгрывают карты. Игрок, сыгравший карту с меньшим числом, получает возможность применить ее спецэффект, но не получает очков действия. Эффект не является опциональным, вы обязаны разыгрывать именно его. Игрок, который сыграл большую карту, получает очки действий согласно разнице значений карты своей и противника. Так, например, если игрок разыграл карту с номером семь, он может использовать семь действий, причем не обязательно применять их все, вы даже можете отказаться играть какое-либо действие вообще. Но при этом игрок не получает никаких специальных эффектов.
Играющий за рапторов может разделить любое количество очков действий между матерью и детенышами, игрок за людей может проделать то же самое с любым количеством ученых. Действия различаются для двух игроков, но обычно включают в себя движение, убийство ученого, тушение пожара, пробуждение детеныша, усыпление детеныша, захват малыша или оправление от испуга. Каждое действие имеет свои специфические правила, и я не буду докучать вам, объясняя каждое из них. Тем не менее, важно отметить, что каждый ученый может играть только одно «агрессивное» действие (стрельба или отлов) за один ход. Один и тот же ученый не может одновременно выстрелить и схватить раптора за один ход, независимо от того, сколько очков действия у вас есть. Если вы хотите выстрелить, а затем захватить динозавра за один ход, вам понадобятся два отдельных ученых для выполнения этих действий.
После того, как оба игрока разыграют эффекты и действия, они добирают руку до трех карт и начинают следующий раунд. Карты, сыгранные в прошлом раунде, остаются лежать перед игроком лицевой стороной вверх (если только их не затасовали обратно в колоду, согласно одному из эффектов карт), что позволяет всегда видеть, какие карты остались в колоде соперника.
Рапторы выигрывают, как только трое детенышей покидают игровое поле или больше не осталось живых ученых (мама раптор съели их всех! Ням!). Ученые выигрывают, если смогут вколоть в мать динозавров пять снотворных дротиков или поймают троих малышей.
Я обычно не ставлю заключения в начале обзора, но так как я собираюсь заполучить весь женский фан-клуб Раптора, вы можете быть уверены: я люблю эту игру.
Когда я увидел ее описание, я сразу подумал, что она станет нашим любимчиком. Два игрока? Есть! Тематичная? Есть! Ассиметричная? Есть! Быстрая и легкая для будничного вечера и при этом с серьезной стратегией? Есть. Все выглядело так, как мы любим, и я не был разочарован.
Во-первых, она просто веселая. Правила легко учатся (благодаря памяткам игрока и «полезным советам») и все играется очень быстро, примерно 15—30 минут. Эта простая игра идеальна для того, чтобы провести будничный вечер. А тема «динозавры против ученых» всегда будет пользоваться успехом у поклонников Парка Юрского периода. Во время игры вас так и будет тянуть вставить фразочку из фильма, по типу «Будьте осторожны. У рапторов новая альфа», или если вы играете за ученых: «Не дышите», но это если вы любите цитаты из кино. Хотя кто их не любит? Плюс к этому, Раптор высоко поднимает планку — «ну давай, еще один разок», и вас не покидает чувство, что вы смогли бы сыграть лучше. И вот вы садитесь еще за одну партию, прежде чем осознаете, что ночь уже прошла.
Даже просто интересно сесть и соревноваться с другим игроком за право первенства в этом миниатюрном парке Юрского периода. И если говорить о миниатюрах, они действительно вносят свой вклад в удовольствие. Хотя и небольшие, сделаны они превосходно. Фигурки всех ученых различаются между собой. К тому же картонные скалы добавляют игровому полю больший объем. У этой игры могла быть какая угодно тематика, но динозавры — явный фаворит, а компоненты лишь усиливают ее эффект.
Эта игра весьма реиграбельна. Двухстороннее игровое поле приятно на ощупь (на одной стороне расположены джунгли, а на другой — саванна). Стороны не сильно отличаются друг от друга, но все же приятно играть разными способами. Плитки также выкладываются случайным образом так, что поле каждый раз будет немного отличаться. Карты, приходящие в руку случайно, также не дают расслабиться, заставляя каждый раз подстраиваться под них, тем самым делая каждую партию непохожей на другую. Асимметричность игровых сторон тоже изрядно повышает реиграбельность, даже если вы достигнете мастерства в игре за одну из команд, всегда можно переключиться на игру за противоположную сторону.
Говоря об асимметрии, я был рад действительно увидеть, что эта игра асимметрична. Как я уже отмечал при обзоре Zombies vs Cheerleaders, я с подозрением отношусь к играм, которые позиционируют себя, как ассиметричные. Я много раз обжигался на играх, которые предлагали нечто подобное, но на деле оказывалось, что речь идет о разных цветах или небольших различиях для разных сторон. К счастью, в Рапторе стороны играют действительно по-разному. Игрок за динозавров должен противопоставить ученым хитрость и силу, чтобы перевести детей в безопасное место. А игрок за ученых в свою очередь должен стратегически развернуть свою команду и мудро использовать оружие, чтобы замедлить мать раптора и схватить детенышей. Так как каждому ученому доступно лишь одно агрессивное действие, игрок не может начать бездумно палить направо и налево в надежде кого-нибудь зацепить.
Лично для меня самая интересная часть игры заключается в одновременном розыгрыше карт действий. Игроки взакрытую выбирают карты, а потом вместе их раскрывают. Выбор будет становиться все труднее в зависимости от того, карту с насколько большой цифрой вы разыгрываете. Вам все время придется выбирать между стандартными действиями и специальными эффектами вашей колоды. В идеале вы можете найти в своей руке карту, которая всегда будет подходить под вашу тактику. Но мир вовсе не идеален, и вам часто придется делать сложный выбор в надежде, что из этого что-нибудь получится.
Поскольку стопка сброса всегда на виду, вы можете прикидывать, что сыграет следующим ваш противник, но наверняка это неизвестно. Это добавляет игре еще больше напряженности и делает ее более увлекательной. Конечно, Раптор оставался бы хорошей игрой, если бы все, что вы делали — это переставляли фигуры на поле и пытались перехитрить противника, как в шахматах. Но в игру включены карты, и это добавляет ей элемент стратегии и непредсказуемости.
Кто-то может сказать, что карточная игра слишком случайна, и заставляет игроков постоянно угадывать ходы, но я думаю, что это очень тематично. Если вы пытаетесь отловить ящеров (или сбежать от ученых) вы должны рассчитывать, что на вашем пути встретится много неожиданностей. В конце концов, джунгли — непредсказуемое место, и не одно животное не ведет себя предсказуемо на сто процентов. Это напрямую касается того, как в Рапторе проходит розыгрыш карт. И все же, если что-то из этого вас не устраивает, значит, Раптор для вас не подойдет.
Что еще плохого можно сказать об этой игре? Лично я ничего больше не вижу, но есть вещи, которые могут не понравиться некоторым игрокам. В игре есть элемент подлости, потому что вы должны быть агрессивным, поедая ученых или стреляя в динозавров. В ней невозможно просто потусоваться на разных сторонах доски и при этом победить. Люди, которые не любят прямой конфликт, вряд ли оценят Раптор.
И в заключение поговорим об игровом балансе. Некоторые говорят о том, что Раптор сильно перекошен в сторону ученых. Отмечу, что выиграть за динозавров действительно сложнее, чем за ученых, но это не невозможно. Из восемнадцати партий, что мы сыграли (да, мы немного одержимы), восемь побед осталось за рапторами. После нескольких игр процент побед выровнялся и составил 50:50. Победа за рапторов вполне возможна, просто она оставляет меньше места для ошибок.
Тем не менее, я хочу сказать, что это не полом баланса, а скорее тематическая интерпретация. Если бы это была реальная научная экспедиция, то у ученых явно бы было преимущество: джипы, рации, оружие, большее количество и более развитый мозг для анализа ситуации. У раптора есть… зубы. Также на его стороне внушительные размеры и природные инстинкты, но те явно не дают существенного перевеса в борьбе с бандой вооруженных ученых. Неудивительно, что ей гораздо труднее выиграть, она должна делать все правильно, чтобы компенсировать отсутствие явных преимуществ.
Тем не менее, если вы играете с новичками, детьми или не-геймерами, я рекомендовал бы им начинать игру за ученых. Рапторы, конечно, крутые, но и играть за них сложнее. Конечно, и игра за ученых не беззаботная прогулка, особенно против опытного игрока за ящеров. Но как только оба игрока наберутся мастерства в игре за обе стороны, процент побед выправится и станет примерно 50:50, что говорит о хорошо сбалансированной игре.
Говоря о плохих ученых со всеми их прибамбасами… Я нахожу забавным то, что именно ученые в игре погибают. Ведь мама раптор ест их (здесь вы можете применить любые звуковые эффекты жевания). Тем не менее, динозавры не умирают. Их просто усыпляют и берут в плен. Если вы играете с детьми или чувствительными людьми, можете смело их уверить, что ни одно животное во время партии не пострадает. Люди, однако… хрум-хрум.
Это игра быстро добралась до вершины моего топа дуэльных игр, потеснив на этом месте Клаустрофобию (по крайней мере, в определенных условиях). Почему? Прежде всего, потому, что ее гораздо проще разложить на столе. Многие, кто, как и я, любят Клаустрофобию, знают, что она требует много времени для раскладки и много времени для полноценной игровой партии. Раптор же быстро раскладывается и быстро играется, идеально подходя для будничного вечера тет-а-тет со второй половинкой. Можно успеть сыграть три-четыре партии в Раптор, прежде чем успеешь сыграть одну игру в Клаустрофобию. Кроме того она куда интереснее для новичков. Динозавры нравятся всем без исключения, а вот демоны против людей во вселенной Helldorado — это еще нужно объяснить. Клаустрофобия и сейчас мой номер один, когда я хочу действительно эпической игры, но если мне нужна быстрая и веселая игра, Раптор оказывается на своем месте.
Я бы рекомендовал Раптор всем тем, кто ищет действительно асимметричную игру на двоих, легкую в освоении, тематичную, быструю, с высокой реиграбельностью и вызывающую желание сыграть еще разок. Только не путайте «легкость в освоении и игре» с легковесностью. Это умная, напряженная игра, пусть и не занимающая много времени, но требующая стратегического мышления и тщательного подхода к планированию. Если вам нравится, когда мозг кипит от непрерывных укусов, то эта игра для вас. Хрум… хрум.
Перевод опубликован в рамках Клуба Настольных Писателей.
Автор перевода: Павел Сизов