-AdRiver-
Bopper написал 23 минуты назад к игре Виноделие. Полное издание: # На БГГ в FAQ чуть ли не в каждом пункте спрашивают про какие-то жетоны...
Siar написал 2 часа назад к статье Почему стоит взять «Тайны Аркхэма»: # Угу, не вброс, просто пост в крайне провокационной манере. И нет, реак...
GeniusGray написал 2 часа назад к статье Почему стоит взять «Тайны Аркхэма»: # Речь не про обзор, прием. И даже не произведение. Зачем вы все в кучу ...
GeniusGray написал 2 часа назад к статье Почему стоит взять «Тайны Аркхэма»: # Прости, Дим. Я уже умываю руки здесь. Все равно никто не хочет вникать...
GeniusGray написал 2 часа назад к статье Почему стоит взять «Тайны Аркхэма»: # Это не руссофобия. Я не расист. А вот культивированные в нас идеи, вып...
С миру по нитке [22.06.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Магеллан» выпуст...
Портал в мир приключений [21.06.2018]
Что происходит в мире настольных ролевых игр? Отвечаем.   В этом выпуске: «...
С миру по нитке [20.06.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Лавка игр» даст ...
Голосуем кошельком [20.06.2018]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
«Фабрика игр» переводит Keyflower в предзаказ
«Фабрика игр» объявила о возможности всех бэкеров получить англозычную версию до...

Velve

GCC-6. Размышления об Абстрактности

Абстрактность в неабстрактных играх и неабстрактность абстрактных игр, 23 июня 2015

        Прогуливаясь по волнам комментариев, нашёл перчатку, оброненную Slim_Slam_Snaga. Решил, что не стоит шутить с Рандомом, и принял эстафету.

 

— Профессор?

— Да, голубчик, а не появились ли у вас, дорогой мой, ноги?

— Профессор, как раз сегодня утром приобрёл на рынке у немало известного Вам Генриха прекрасное копыто, подойдёт ли Вам это?

— Ох, голубчик, это копыто прекрасно подойдёт к тем рогам, что совсем недавно так дерзко подкинул мне ваш коллега.

Из диалога Профессора и Студента (МЛФ)

 

        Первые настольные игры, которые попались на моём пути, были довольно давно, и, возможно, я даже не вспомню, как они назывались. Хотя нет, «Белая ворона» и «Приключения на Луне» — эти названия отложились в моей голове надолго, если не навсегда. Я не говорю о лото, карточных играх, шахматах, шашках и прочих. Уже позже, когда я от скуки и отсутствия новых интересных игр под действием компьютерных «Варкрафтов» (первого и второго) придумывал напольную игру-стратегию для своих друзей, задумался о том, чему посвятить эту игру: муравьи, жуки, человечки, гномы? Возможно, уже тогда я первый раз задумался об абстракциях.

 

        Сейчас в век высоких технологий, когда научные работы балансируют на гранях между науками, когда всё сильнее смешиваются разные стороны нашей жизни и то, что раньше казалось немыслимым, сейчас уже кажется абсолютно обыденным. Это веяние времени затрагивает и настольные игры. Об этом и пойдёт речь ниже.

 

        Абстра́кция (от лат. abstractio — отвлечение) — отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей объекта (предмета или явления) с целью выделения их существенных, закономерных признаков; абстрагирование — теоретическое обобщение как результат такого отвлечения.

 

        Что такое абстрактная игра? Игра, оторванная от сеттинга? Или игра с отсутствием случайного фактора? Как сейчас понять, что именно подозревает продавец-консультант в магазине игр, называя ту или иную игру абстрактной?

 

 

        Скажем, вроде бы простой пример: шахматы — эта древняя игра имеет глубокую тематику и вполне понятный сеттинг, хотя если попытаться убедить кого из Мира Настольщиков, что шахматы — игра не абстрактная, можно столкнуться с явным недоумением.

 

 

        Тут я натыкаюсь ещё на один интересный пример, который был рождён недавним разговором с одним из моих друзей-настольщиков. Neuroshima Hex! — явный пример, в моём понимании, абстрактной настольной игры, хотя NH! имеет явную привязку к сеттингу и довольно хорошо выраженный фактор случайности, но тем не менее я чётко осознаю, что если киборгов и мутантов заменить гномиками и големами, ничего не изменится, кроме арта, а если уж совсем сурово — я нашёл в сети пяток фанатских армий, которые весьма неплохи.

 

— Мой генерал! Вражеская конница прорвала правый фланг! Строй разорван!

— Отправьте туда Герхарда, он легко развеет эту угрозу.

— Мой господин, но это оголит тыл и откроет брешь по центру.

— Перекинем туда гвардию и перейдём к наступлению. Выполняйте.

— Да, мой король.

Из записей Белого офицера (ШМ)

 

        Эти армии вписываются в игру и вообще не имеют никакого арта — это просто набор гексов и треугольничков. Однако мой друг настаивал на том, что «Нейрошима» — игра не абстрактная, а вот The Duke — абстрактная. Где же проходит эта тонкая грань между абстрактной и неабстрактной игрой? Неужели форма игровых плиток как-то влияет на это? Думаю, вряд ли.

 

        С другой стороны, если рассуждать таким образом, на сколько ещё игр можно наклеить ярлычок «абстрактная»? Этот вопрос я пока оставлю без ответа.

 

 

        Многие игры, которые общепризнано считаются абстрактными, имеют явно выраженный случайный фактор. Скажем, «Просто Гениально» или Tsuro. Ведь никто не спорит что эти игры абстрактны, правда?

 

        Всё выше изложенное должно было подвести вас к мысли о том, что понятие «абстрактная игра» крайне размыто и чётко определить абстрактность игры — дело не простое.

 

        Что же мы имеем в реальной жизни? Скажем, недавно попавшая мне в руки игра «Маскарад». Казалось бы, просто набор карт, которые просто имеют какие-то свойства и которые можно играть. Вроде бы очень абстрактно... Но Король получает чистый профит в виде трёх монет, а куртизанка получает деньги только с персонажа мужского пола, Игрок прямо таки играет в угадайку с другим претендентом на победу. И вот мы снова балансируем на грани абстрактности.

 

 

        С другой стороны, иногда бывает так, что геймдизайнеры по какой-то безумной причине лишают игры конкретности, подталкивая их к грани абстракности. О чём я? Где-то месяц назад я поиграл в «Лордов Ватердипа». Казалось бы, классический Еврогейм, но, Боги мои, может ли мне кто-нибудь объяснить, почему издатели решили использовать вместо обычных казалось бы миплов «коней в вакууме», а точнее кубики, разноцветные кубики? Как? Зачем?

 

 

        Эти вопросы живут в моей душе и я не надеюсь получить на них ответы.

 

        Ещё один пример. Очень неодназначная игра — «Мой любимый Франкенштейн». Казалось бы, очень антуражная игра, довольно мрачная, но если разобраться... Убираем антураж, заменяем карты на обычные игровые, и але-гоп! Получаем обычную абстрактную игру на сбор комбинаций... И как теперь определять игру? Как абстрактную? Я запутался.

 

 

        Однако пора подходит к заключению.

 

        Деление игр на Америтреш, Еврики, Абстрактные и не очень и прочие — гнездится в наших с вами головах. Каждый сам для себя решает, какая игра лежит перед ним, и его отношение к игре во много определяет характер поведения игрока за столом. А иногда и сами создатели игр подталкивают свои игры к порогу абстрактности, а дизайнеры абстрактных игр всё чаще пытаются вдохнуть в свои игры что-то более одухотворённое, чем просто набор фигур или тайлов, тем самым меняя угол зрения игроков, по каким-то причинам не любящих абстрактные игры. Ещё больше всех нас путают новые игры, в которых сочетаются по несколько механик, соседство которых в одной игре ранее было просто немыслимым для нас, любителей поиграть. Всё это путает нас и ведёт к тому, что скоро трудно будет разделить игры по категориям, для нас с вами привычным сегодня.

 

        Для кого-то «Нейрошима» — это набор разнофокусных гексов, а для кого-то это целая история.

 

        Внимательно изучив перчатку, нашёл в ней бумажку с адресатом — Aganov — и решил тёмной ночью подкинуть перчатку ему в почтовый ящик.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
ShadowAN написал 3 года назад: # скрыть ответы

А мне в свое время очень понравилась вот эта статья про абстрактность в играх: http://heroesfromtheboxes.com/2014/11/17/4to_est_abstraktnos_i_kak_ee_ocenit/ginger-roger/
С которой я полностью согласен. А у вас в статье я, к сожалению, не очень понял посыл :( И почему это шахматы — не абстрактная игра? Только потому что термин "абстрактные игры" появился позже, чем термин "логические игры"?

oranged написал 3 года назад: #

Замечательная статья скрывается за ссылкой. Всё по делу и разложено по полочкам.

Slim_Slam_Snaga написал 3 года назад: # скрыть ответы

В принципе любая настолка это прежде всего механика. А сеттинг можно поменять.

oranged написал 3 года назад: #

А также любая настолка является абстракцией. Какая-то в меньшей степени, какая-то больше, но абстрактной моделью.

futb_all написал 3 года назад: #

Можно. Но иногда смена сеттинга приводит к тому, что игра перестает играться.

fonfrost написал 3 года назад: # скрыть ответы

Да, но при смене сетинга часть игровых элементов придется менять, дабы соответствовать отображаемой модели.

IvTuzovsky написал 3 года назад: #

и это делает игру в большей или меньшей степени, но все равно... абстрактной ;).
Тут вопрос, скорее, как определить ту грань абстрактности, при которой игра для массового настольщика становится / перестает быть абстрактной.

DrNik написал 3 года назад: # скрыть ответы

как ты из Вархаммер Конквест сделаешь игру про глину и овец?

Slim_Slam_Snaga написал 3 года назад: #

Фермеры-реднеки сражаются за глину и овец? Или даже за одну овцу?;))))

Njuse4ka написала 3 года назад: # скрыть ответы

Возможно, грань не чёткая, но всё же есть игры, где тематика просто отсутствует. Мне кажется, их можно с лёгкой душой назвать абстрактными играми. Есть игры, где тема настолько слабо привязана к механике, что кроме как абстрактами их не назвать (Игнис). Степень абстрактности остальных игр зависит от способности конкретного игрока погружаться в предполагаемую атмосферу и объективной способности механики моделировать какие-то реальные процессы.

IvTuzovsky написал 3 года назад: #

*Подражая голосу Малышевой* Это - пять!

P.S. Сарказма не было=)

Galahed написал 3 года назад: # скрыть ответы

Как участник этой эстафеты хочу сказать спасибо за то что не дали ей стухнуть. Дальше будет критика )

Статья про абстракты, много цитат, но никаких особых значимых выводов и объем маловат. Я только во вкус вошел - а она кончилась

Хорошо что подметили Lords of Waterdeep, но с ним что-нибудь бы на контрасте - ту же Игру престолов или Here i stand которая варгейм

Зачем? Ну смысл описывать явные абстракты и говорить: "дети - вот это абстракт". Интересней показать на стыке в чем разница. И основная разница, как мне кажется, здесь кроется не в оформлении и не в случайности, а в характере принимаемых решений.

Если ты можешь воспользоваться опытом реального мира или хотя бы фентези книжки по которой сделана игра - то это не абстракт. Если твои решения оцениваются тобой в стиле "хорошо на будущее, потому что всегда хорошо тылы прикрыть", или "для атаки нужен перевес" - то это не абстракт.

А если ты всю игру работаешь как калькулятор, то это абстракт

fonfrost написал 3 года назад: # скрыть ответы

На контрасте как раз хорошо бы пошло сравнение жутко абстрактной Игры престолов или менее абстрактной Here i stand.

Galahed написал 3 года назад: #

Тоже вариант, но это для гурманов уже уровень
кто-то ведь может заметить что в сортах варгейма не разбирается )

AlexFang написал 3 года назад: # скрыть ответы

Следуя твоей последней фразе шашки не абстракт. Поздравляю.

vladdrak написал 3 года назад: #

"Калькулятор" Чинук с этим бы поспорил. А вот с жанровой принадлежностью "Энергосети" можно и запутаться.

oranged написал 3 года назад: # скрыть ответы

Вообще, в «Википедии», на мой взгляд, достаточно точно написано:

«Абстрактные. Игры, прямо не связанные с реальной жизнью. Иногда возможно провести какие-то аналогии между игрой и реальными жизненными ситуациями, но прямой моделью реальности игра не является. Так, те же шахматы исходно были моделью военного сражения, но к настоящему времени аналогия шахматной партии и сражения чисто условна. Го можно трактовать как модель соревнования по освоению территории или рынка, но и это — лишь надуманная аналогия, прямого соответствия между ходами на доске и определёнными действиями в реальном мире нет».

Android написал 3 года назад: #

Вот это определение и нужно тогда включить в словарь Тесеры. Сейчас там к абстрактным играм обязательно применяется "без влияния случайности", что по-моему несколько искажает факты. Взять к примеру нарды или любую карточную игру, где карты тянутся из перемешанной колоды, т.е. случайно.

Ну и еще надо понимать, что, как в любом слэнге, не все специально принятые понятия будут соответствовать общепринятой логике.

Если следовать настольному слэнгу то получается так: имеем только механику - абстракт. На механику натянут какой-никакой антураж - евро. Если сюжет/антураж на первом месте, а механика прикручена, чтобы двигать/изменять сюжет - НРИ и америтреш.