| Две необычные игры на любой случай | |
| Друзья, а у нас уже вовсю продаются две небольшие и весьма необычные игры | |
| Башня анонсов | |
| Подборка любопытных анонсов настолок за последнее время. | |
| Идут сборы на Lord of Loot | |
| Кооперативное семейное приключение с героями, монстрами и магией. | |
| Идут сборы на Threshold | |
| Настольная версия MMORPG. | |
| Метод - игра по сериалу на CrowdRepublic | |
| Кооперативный детектив по культовому сериалу "Метод" от Юрия Ямщикова, Сергея Го... | |
| игры |
Middara: Unintentional Malum – Act 1
Middara |
| компании |
Hobby World
Succubus Publishing |
| Дата: | 16 октября 2025 |
![]() |
| 8.2524 |
![]() |
- |
Обзор мой. Фото с BGG
Вкратце: амбициозный, но местами сырой данжен краулер огромных масштабов, в котором количество не вполне переходит в качество. Геймплей хороший для любителей тактических данжен кроулеров. Сюжет за исключением пары мелких позитивных моментов убог. Ради боев и глубокой прокачки персонажей, скорее, стоит брать, а вот ради истории точно не стоит.
По сути игра очень похожа на Клинок и Колдовство: тут вы тоже управляете группой приключенцев, вырезающих немногочисленных но опасных монстров, управляемых сложным ИИ, сталкиваетесь с сюрпризами в виде событий (тотемы - аналог жетонов событий в Клинке) посреди миссии и читаете кучу художественного текста.
:strip_icc()/pic8110353.jpg)
:strip_icc()/pic2552545.jpg)
+ Монстры, как и в Клинке, умные за счет персональной карточки ИИ с несколькими шаблонами поведения "если... то...", что позволяет просчитывать их поведение наперед и соответственно строить планы. Но тут их больше разновидностей, и поведение более разнообразно. Вдобавок вся необходимая информация содержится на одной карточке, а не разбросана аж по трем

:strip_icc()/pic4959621.jpg)
+ Персонажи игромеханически почти одинаковы на старте, но это сделано специально, чтобы можно было кого угодно прокачать в кого угодно: танка, ассасина, стрелка, мага... А из-за обилия карточек способностей и снаряжения простор для кастомизации очень большой. Игроки придумали десятки, если не сотни (!) разнообразных билдов. Такой разнообразной и гибкой прокачки персонажей нет наверное больше ни в одной настолке, кроме старенького World of Warcraft.
+ Присутствует определенная тактическая глубина, так как (в отличие от большинства данжен краулеров) тут игровое поле не состоит чисто из узких тоннелей, есть место для маневра, а механики очков действий, бонусов за фланговые атаки и т.д. заставляют умеренно думать над эффективными ходами. Не уровень "Мрачной гавани", конечно, но лучше большинства данжен кроулеров. Увы, тактический элемент подпорчен рандомом - см.ниже.
:strip_icc()/pic6053566.jpg)
+/- У боссов еще более разнообразное и интересное поведение, чем у монстров, но сложность... У меня проблем не возникало, но в последней редакции игры по отзывам они вроде как стали перекачаны, и победить их ну очень трудно
- Сильный фактор везения из-за
а) большого диапазона возможных значений на кубиках атаки
б) рандомно определяемой инициативы героев и монстров

- Миддара не менее заморочена, чем Клинок, который имхо и так весьма перегруженная игра, и вдобавок занимает куда больше места на столе, совсем уж чудовищное количество. Потому что:
1) боевка расчитывается в несколько этапов (собрать кубики нужных цветов, провести проверку на уклонение, проверку на попадание, расчитать собственно урон, вычесть броню...). Многовато возни, учитывая что рандом все равно решает
2) надо учитывать и помнить кучу модификаторов (от этой карты экипировки +1 урона, от абилки +2 урона и т.д.).
3) множество карточек способностей и снаряжения пожирают все свободное пространство
:strip_icc()/pic2552544.jpg)
- Хотя в игре довольно много разновидностей врагов, кампания очень долгая, так что миссию за миссией вам будут встречаться одни и те же монстры, что вкупе с немаленькой продолжительностью этих самых миссий может приесться и вызвать ощущение однообразного монотонного гринда
Миддара выделяется среди прочих данжен краулеров наличием книги историй просто чудовищных размеров: почти 500 страниц сюжета, с подробными описаниями всего и вся. Казалось бы, здорово, что авторы уделили столько внимания лору (есть даже интересный ролик описывающий сеттинг - рекомендую) и сюжету, но...
МНОГО СПОЙЛЕРОВ! (если не хотите читать, пропустите раздел)

Во-первых, далеко не все игроки захотят читать 3-5-10 страниц художественного текста после почти каждой битвы (правда, на сайте авторов есть краткое содержание глав для желающих).

Во-вторых, количество не = качество. Лично я не жалею о потраченном на чтении времени, но это чисто из-за пары понравившихся персонажей и сеттинга: интересный оригинальный мир с нестареющими персонажами (неудивительно, что там куча легкомысленно одетых красавиц/красавцев)) и необычными монстрами, сообщающийся с Землей порталами. К сожалению, внимание ему совсем не уделяется, что очень жаль. Потенциал был большой.
Однако вышеперечисленное не вытягивает сюжет в целом, и объективно он на уровне паршивого фанфика. Банальный "путь героя" (но хотя бы не "подростки спасают мир" - по крайней мере в акте 1, хотя, подозреваю, к этому идет дело), ничего интересного, неожиданных поворотов практически нет. Причем обрывающийся на полуслове, что хуже всего. Подробные и ненужные описания всего и вся на много страниц содержат кучу воды, а подавляющее большинство персонажей совершенно не развиваются и остаются плоскими картонками до самого конца.
:strip_icc()/pic6554890.jpg)
Как упоминалось чуть выше, разочаровывающий финал - очередной жирный минус. Он внезапно обрывается, ясно говоря "хотите узнать, что будет дальше? Купите акт 2 и акт 3". Линия противостояния с основным злодеем акта повисает в воздухе. Более того: приняв определенные сюжетные решения, можно пропустить битву с финальным боссом акта (!), что не может не разочаровать. Он, правда, слабо участвует в сюжете до того, но все равно обидно, особенно учитывая, как им дразнили, помещая его на обложку.
Кстати, о сюжетных решениях: их тут мало, и они редко оказывают существенное влияние на сюжет. Проиграли вы или победили в бою, сюжет по-любому будет двигаться дальше за редчайшими исключениями. Миддара ни разу не Оскверненный Грааль, не Спящие боги и не книга-игра; тут практически все линейно.

И последний большой минус сюжету - отсутствие нормальных злодеев. Теневой лорд появляется слишком поздно и делает слишком мало, Харона лишь упоминают (ждите следующих актов, ага -_-), а Малума при всем своем огромном потенциале служит сверхсильным злым альтер эго Найтингейл, не более того, хотя внутреннюю борьбу с ним и всяческие последствия можно было бы развить в увлекательную линию.
Из-за всех этих недостатков, помноженных на необходимость прочесть здоровенную книгу, я не очень понимаю, почему кто-то вообще хвали сюжет. Там все сыро и недоделано. Замах большой, а результат...
Что касается персонажей:
:strip_icc()/pic6157808.jpg)
Даже из главных героев интересен только один - ну полтора с натяжкой. Остальные к сожалению лишь мешаются и растягивают повествование, добавляя ненужные скучные диалоги
:strip_icc()/pic7769109.png)
- Понравилась Найтингейл, ее борьба с Малумой (хоть и недостаточно прописанная) и видимое развитие персонажа: от беспечной самоуверенной девчонки до опытного приключенца-лидера группы. Чуть ли не единственная, кто хорошо прописан
:strip_icc()/pic7769111.png)
- Реми была интересна в главе 2, когда ее отец принимал активное участие в сюжете, но после главы 2 ее увы задвинули на задний план. А жаль.
:strip_icc()/pic7769108.png)
- Рук и Зек формально относятся к четверке главных персонажей, на практике им уделяется примерно ноль внимания. Совершенно непроработанные персонажи. Поэтому даже возможное героическое самопожертвование одного из них по ходу сюжета не вызывает никаких эмоций.
:strip_icc()/pic7768036.png)
- Зафир очень хорош. Фанатик, готовый жертвовать всем и вся ради великой цели, у которого на уме только Эхо и Харон... Реально интересный персонаж, интересно взаимодействующий с группой Найтингейл. Надеюсь, его не задвинут на задний план в будущих актах, если он выживет.
:strip_icc()/pic7768037.png)
- Эхо и Джастис неплохи для второстепенных персонажей, потенциал есть, особенно если будет взаимодействие с Зафиром.
:strip_icc()/pic5230914.jpg)
Прочие персонажи ничем не запомнились. Вроде их и много, но внимания каждому конкретному уделяется очень мало. Возможно, потому что их чересчур уж много - в каждой главе появляется несколько новых. Вот и получается галопом по Европам.
КОНЕЦ СПОЙЛЕРОВ!
:strip_icc()/pic7433042.jpg)
Миддара - это более масштабный аналог "Клинка и Колдовства". Любителям Клинка и Колдовства и тяжелых/умеренно тактических данжен кроулеров, а также прокачки персонажей в целом должно понравиться, если не ожидать от нее прям совсем большой глубины)
Для любителей головоломности или нелюбителей фиддлинга и кучи правил игра не факт что оправдает свою стоимость. Геймплей будет поинтереснее Клинка (и тем более Зомбицидов, Кромешной тьмы и многих других среднестатистических данжен кроулеров) - где-то приблизительно на уровне Descent 2 (классического, без приложения - с ним тактика примитивнее) в плане глубины. Но Гавани, Рыцарю-магу и т.п. играм все же не конкурент. При том что фидлинг как минимум сопоставимый с последними, разнообразия меньше, а цена выше из-за гор минек.
Любителям сюжета же точно мимо. Хотя сюжет и лор тут более проработанные, чем в Клинке, и менее шаблонные, с объемами художественного текста явный перебор, и качество мягко говоря хромает - вода водой. В том же Оскверненном Граале или обычных книгах-играх сюжет и ваши решения гораздо интереснее.

P.S. Все выполнено в аниме стиле, и весьма красиво. Как по мне, плюс, но кого-то может оттолкнуть. А еще имейте в виду, что тут, как и положено аниме, женские персонажи зачастую не скромно одеты... Мужские, впрочем, тоже.
:strip_icc()/pic7985419.jpg)
:strip_icc()/pic7985420.jpg)