-AdRiver-

Lisboa

Лиссабон, 2017

свернуть все темы
Tyros92 написал месяц назад: # скрыть ответы
Кубы щебня

Доброго дня. в начале игры 6 случайных кубов щебня размещаются рядом с ценами на товары (при игре на двоих не раскладываются). с какой целью? как их можно оттуда забрать? не нашёл этого в правилах.

Vikru написал месяц назад: #

Насколько помню - бонусы карт могут давать эти кубы.

RouslanKo написал месяц назад: #

6 случайных кубов вы кладете на поле при любом составе игроков. Когда вам нудно брать бонус места за строительство здания или награды за политические карты например, то берутся они именно из этой "кучи".

Tania_Larina написала 3 месяца назад: # скрыть ответы

Так распирает, что даже решила написать впечатления от игры.
Сыграли 4 партии на двоих и 1 на четверых. Теперь Лиссабон у меня занял топ-1. Посмотрим, сможет ли его что-то обойти =)

Оформление - потрясающее! Дизайнеры правда вложили в свою работу душу, арт продуман до мелочей: всё выдержано в одном стиле, стилизованно под португальскую плитку 18 века.
Пастельные тона соединены с яркими цветами улиц, очень эффектно.

Компоненты. Коробка больше, чем кажется на фото, она просто огромная, с содержимым весит 5 кг. На крышке есть специальные выемки, чтобы было удобно снимать. Почему все издатели так не делают?
Картон - самый толстый из всех, что я видела в играх. Трехслойные планшеты сделаны очень круто. Поле огромное, длиннее чем в Серпе - нужно много места на столе.
Кастомные миплы и мешки, поле для указов из делюкс версии очень приятные в игре, создают атмосферу, но это больше для красоты.
А вот карты начальных заданий для первых партий - полезная вещь, помогает сориентироваться новичкам и даёт фору против опытных игроков.
Самое полезное в делюкс коробке - жетоны бонусов для зданий, которые выкладываются каждую партию рандомно. Бонусы, нарисованные на поле, очень быстро запоминаются и подталкивают к повторению одних и тех же стратегий.
А вот модификаторы увеличивают реиграбельность в плане постройки зданий - основного смысла игры. Мы уже на 4 партию стали играть с ними.

Тема и правила. По сути это градостроение плюс экономика, всё очень логично. Но исторический фон делает механики осмысленными и интересными тематически. Кому-то тематики не хватает, кто-то считает игру абстрактной, для меня же это одно из самый тематичных евро. А переиграла я их много.
Любое действие в игре объясняется исторически, эти справки есть в правилах, хотя некоторые объяснения я вычитала в комментариях Ласерды в соц сетях.
Если объяснять новому игроку механики через призму исторических событий в Лиссабоне, воспринимать их будет намного легче. НО! Правила очень объёмные, одно действие цепляется за другое, всё взаимосвязано, рассказать их кому-то - уже сложная задача, тут нужно основательно подготовиться.
Наверно поэтому многим Ласерда кажется сложным. Его игры надо уметь подать так, чтобы не отпугнуть игроков. Потому что за сложной системой кроется очень понятный, не перегруженный и приятный геймплэй.
Через пару раундов становиться ясно, что делать и как играть, стратегии лежат на поверхности. В сравнении с Лиссабоном, мне было намного сложнее освоить тот же Цолькин, Альтиплано, Сквозь века, Алхимиков.
Не говоря уже о том, что под давлением опытных друзей по игровой ячейке я почти никогда не выигрываю в комплексные стратегии. В Лиссабон я смогла обыграть альфа-евроигрока в нашей компании.

Геймплэй. На данный момент самый приятный для меня из всех опробованных игр. Хочется раскладывать снова и снова, хотя уже сыграно 5 партий. Основная механика игры и структура хода достаточно простые: играешь карту с руки одним из двух способов, выполняешь дополнительное действие.
Если совсем ничего не можешь сыграть - берешь 1 ресур и практически пасуешь, что бывает очень редко. После розыгрыша карты идут в ход все остальные механики, позволяющие строить здания, производить ресурсы, торговать, нанимать корабли и всячески поднимать экономику города с колен, не отходя от дворцовых интриг.
Кроме того, при наличии особых королевских привилегий, в ход другого игрока можно влезть и повторить одно из его действий. Как и в любом комплексном евро успевать нужно везде, развивать все сферы своей деятельности. Но даже если ты не успеваешь, всё равно ощущения от результатов своей игры намного приятнее, чем в дургих евро, когда кажется, что все труды пошли коту под хвост, а ты остался неудачником.
Практически всегда нужно быть влиятельным дворянином, чтобы тратить это влияние в той или иной форме для достижения своих целей. Грамотный менеджмент получения влияния во всех сферах и его траты и есть залог успеха в Лиссабоне.
Стратегических решений в игре много: хочешь - строй магазины и муниципальные здания, хочешь - производи и торгуй, хочешь - тусуйся с епископом, который одарит тебя подарками. Для меня самое интересное - строительство самого города, очень созидательное занятие.
Главное - успеть провернуть свой план до наступления триггера, который регулирует время игры. У нас партия занимает не меньше 1,5-2 часов. На 2-х игру намного легче просчитать, наступает паралич анализа, потому что дико хочется выжать из своего хода максимум, чтобы не уступить сопернику.
Но если не тормозить, то играется очень бодро. На 4-х уже есть даунтайм, т.к. при повторении действий другими игроками в твой ход может сходить до 3 человек. Время партии масштабируется, кол-во карт одинаковое для любого кол-ва игроков.
Соответственно на двоих будет больше ходов, на четверых - ощутимо меньше. Нужно ещё попробовать сыграть втроём и проверить, лучший ли это состав, как утверждает БГГ.
Самое приятное в этой коробке, что база полноценная, не урезана разработчиками, не поделена на допы и вмещает в себя максимум содержания и игры.

Баланс. В партии на 4-х отрыв между игроками был 1-13 очков, на 2-х значительно больше. В игре есть несколько имбовых карт указов и жетонов епископа, которые при правильном планировании могут дать кучу очков. Но за них всегда борьба - кто первый уведет. При желании можно их не использовать.

Надеюсь попробовать и другие игры Ласерды. По личным ощущениям Lisboa - шедевр геймдизайна. Всем советую!

Confessor написал 3 месяца назад: # скрыть ответы

спасибо за отзыв об игре! Интересно было почитать. И тут же в головах у многих вопрос. Да как так? Где же локализация? Я понимаю, финансовая политика и всё такое, но игра - шедевр. Такую жемчужину необходимо выпускать у нас. Вон, у Краудов почти получилось, робкие анонсы когда-то были...и...э-эх..........Доколе?!?

Tania_Larina написала 3 месяца назад: #

Ласерда, видимо, слишком элитен для самой Европы, не то что для нашего рынка. Издательство вокруг него забор из высоких ценников ставит.

Mistero написал 3 месяца назад: # скрыть ответы

Да зачем ее локализовывать:) заплатили ребятам, которые набирают посылки, подождали месяц и вот она в руках у вас. Все же просто. А вот локализация-не факт, что все будет такого же качества

RouslanKo написал 3 месяца назад: # скрыть ответы

Это точно, у нас любят коробочку сделать свою подешевле из тонкого картона, поля и жетончики кривые напихать) но тут я думаю издатель этого сделать на дал. Они если не ошибаюсь печатают только все сами и копринт. И цена там будет очень высокая. Вряд ли кто будет покупать локализацию за 11990р в рознице))

Mistero написал 3 месяца назад: # скрыть ответы

12тыщ...
Это ж бле целая упаковка Мрачной Гавани + Остров Кошек предзаказ :D
Или 2 коробки виноделия с монетами
Или 10 дальних рубежей
Или 2 рыцарь-мага и архитекторы.
Или отличный набор Восходящего солнца...
Зачем я это считаю?:)
Может потому что я не увидел обоснованности 12000 за игру. Честно говоря, даже 8000 (Винос Делюкс).
Купил Винос 2010 года, оформление другое, нет этих крутых компонентов. И вот доволен:) и обошлась она мне гораздо дешевле. И атмосфера мне гораааавздо больше нравится.

Просто 8000... Охота за такую цену за евро как минимум играть и кончать хотя бы раз в час

RouslanKo написал 3 месяца назад: #

Ну для меня мрачная гавань например слишком монотонна. А вот от Лисбоа я в восторге). Цена конечно караул. 130$ стоит сейчас на западе делюкс издание. К нам конечно привезти получится дороже. Но либо для меня игра того стоила). А вот туже мрачную гавань я бы и за 5к даже не стал брать.
(с) Все дело в цвете))

hickname написал 3 месяца назад: #

Сейчас набегут с отмазками в стиле "А вдруг меня обманут", "очень дорого получается", "я хочу просто прийти в магазин и купить игру" и т.д.

Tania_Larina написала 3 месяца назад: # скрыть ответы

Единственный жирный минус - абсолютно уродские монеты. Зачем вы это сделали, ребята?!

RouslanKo написал 3 месяца назад: #

Да нормальные монеты) не эталон конечно, но и точно не уродские.

MiltoLab написал 2 месяца назад: #

есть металлические для ценителей

Dronowar написал 3 месяца назад: #

После вашего отзыва, заинтересовался игрой. Да и коллекция из вашего профиля в чем-то пересекается с моей и оценки тоже. Интересно как вы сравните Lisboa и Brass Birmingham.

Wilhail написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Игра похоже настолько хардкорная, что поиск владельцев - это уже по сути одно из испытаний xD. И даже если вам чудесным образом удалось найти его рядом, то это не значит, что с вами сыграют.
Купить игру - это словно купить билет на Марс (конечно если вы богаты, то для вас этой проблемы нет).

Игра для меня безусловно крутая и поиграть в неё очень хочется, но в большинстве случаев у людей в РФ будет только 3 варианта событий с этой игрой: заниматься творчеством (пилить пнп), играть в Tabletop simulator через Steam или просто верить, что когда-то игра всё же будет издаваться у нас (стакан ...).

В моём же случаи - это пока выбрать вариант 2, буду рад с кем-нибудь сыграть. Добавляйте ник в Steam: Wilhail :D

Greengood написал 2 месяца назад: #

Всё зависит насколько далеко от МКАД. В моём Рыбинске точно не найти.

RouslanKo написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Ну 4. Вариант, купить игру за бугром. Да дорого, но Локализации все равно не стоит ждать. Уже отказались от этого все, кто думал и рассматривал.

Tyros92 написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Её даже купить сейчас проблематично. Во всех магазинах почти out of stock

RouslanKo написал 2 месяца назад: #

На филиберте в наличии делюкс издание.

RouslanKo написал 2 месяца назад: #

Решил минимизировать время на подготовку к игре, перевел и добавил памятку по быстрой подготовке к игре и описание конца периодов. Возможно кому пригодиться. Возможно пригодиться кому).

Mae написал 4 месяца назад: # скрыть ответы

И снова первых впечатлений вам в ленту:

Наконец, сыграл в Лиссабон. Игра крута. О-о-очень красивая.

Асбтрактное комлексное евро. Не такое хардкорное, как Проект Гайя, но другим берет, об этом другом чуть позже.

Сначала про компоненты и визуал. Картон очень толстый, прям какой-то королевский. На планшетах выемки для компонентов, чтобы ничего не слетало. Все сделано для удобства игроков. Деревянные компоненты обычные, но все сделано настолько со вкусом, что я просто всю партию сидел и любовался этим чудом. Безумно красиво. И понятно. Когда вам говорят "главное, чтобы было удобно и понятно, а не красиво" - смело тыкайте их носом в эту игру. Здесь и понятно и удобно и красиво. Сделано для людей, которые любят думать о том как выиграть и которые умеют получать эстетическое удовольствие и наслаждаться.

Про механику. Да, евро, каких, вроде бы, много. Комплексное. Не лайтовое, но и не гиперхардкор (хотя в какой-то момент игры мне показалось, что Брасс по сравнению с Лиссабоном - просто филлер). Но у игры есть уникальная фишка, которая игру выводит на какой-то офигенно крутой уровень:
Игровое поле состоит где-то из 8-ми полей (планшетов, треков, панелей и т.д.) все нарисованы красиво и приятно. Но фишка в том, что ты можешь что-то делать на одном треке и это отражается на всех остальных. Т.е. ты сидишь себе, никого не трогаешь, копаешься в своем углу игрового поля, а то, что ты делаешь влияет вообще на всё и все остальные игроки должны с этим мириться (или использовать себе на пользу). И в обратную сторону. Тебе приходится смотреть за каждым действием соперника, даже если он он закопался где-то в углу, потому что на тебе это отразится. Такого уровня влияния на игровое поле (а оно большое) я лично, пожалуй, нигде и не видел.
Из-за этого первую половину партии голова идет кругом от того, что надо все учитывать, но со временем, когда учишься видеть все эти взаимосвязи, становится проще. Вангую, что с каждой партией игра будет понятней и проще (но конфликтность, очень изящная кстати, никуда не денется). Реиграбельность и вариативность у игры очень велики.

Игра абстрактна, но в процессе игры у меня вполне ощущалось, что мы застраиваем город своими домиками.

В общем, классная красивая игра. Будут предлагать сыграть - не проходите мимо ;)

Tania_Larina написала 4 месяца назад: # скрыть ответы

Игра не абстрактная. В ней есть вполне понятная тематика, четко привязанная к механикам.

RouslanKo написал 4 месяца назад: #

Я бы сказал, что она довольно тематичная, когда играли, ощущаешь, что действительно застраиваешь город, чувствуется процесс, игра действительно сложная, и она все же сложнее проекта Гайя, но правила написаны очень круто и доходчиво и очень удобные памятки для игроков.

RouslanKo написал 4 месяца назад: #

Ну вот и я теперь добрался до игр Ласерды, наша первая игра от автора, следующая будем On Mars :) А теперь о впечатлениях после первой партии:
Игра понравилась, очень атмосферно для такого евро, правила оказались кстати не очень и сложными, но нюансов в игре просто море, но все очень лаконично заплетено в механику.

Разыграть карту можно разными путями, из каждого вытекают свои действия и нюансы активации этих действий. Довольно интересная системы меняющегося рынка, товар дешевеет из-за повышенного производства, что логично, но при этом количество денег зарабатываемых при продаже это не особо уменьшает, если правильно построить стратегию.

Указы которые выходят (аля цели) ситуативны, по сути мы их берем когда с большой вероятностью уверены в их выполнении. Может показаться спорным моментов, но мне понравилось.

Игра кстати довольно не долго играется, но достаточно, что бы успеть все сделать. Тем игры нарастающий, в начале ничего не хватает, потом уже сидишь в избытки и игры заканчивается) Довольно интересная система активации магазины для получения ПО, поначалу показалась замороченной, но через пару ходов все встало на свои места.

Единственный момент, который немного расстроил, спустя пару часов планшеты выгнулись и некоторые расслоились в месте склейки уровней. В итоге пришлось планшеты выгибать обратно и немного проклеивать. Для Делюкс издания игры за довольно немаленькие деньги это совсем не зачет.

В остальном игра отличная. Будем играть дальше.

MiltoLab написал полгода назад: # скрыть ответы
Новый вариант игры "Королева"

Витал Ласерда тестирует новый режим игры Lisboa с Королевой вместо Маркиза

После выхода карты Королевы больше нельзя принимать указы и до конца игры вся колода карт указов-целей убирается в коробку, а вместо обычного действия Маркиза "Принять указ", Королева теперь позволяет вам либо "Построить магазин", либо "Открыть общественное здание". Подробнее от автора:

"D. Mariana Vitória de Bragança (1718–1781)
Once the King was unable to reign, the Queen became the regent. D. Mariana Vitória didn’t like the Marquis because of the way he handled the Tavora affair, in which a noble and powerful family that were friends of the Queen were accused of attempted regicide and were executed in public by the Marquis de Pombal, without a fair trial, purely to gain political power. In 1777, immediately after the death of the King, she dismisses the Marquis and becomes regent of her daughter, the future Queen.
Queen card:
1777
The Queen dismissed the Marquis by a Royal decree and exiled him to his hometown, Pombal

Rules
Place the big Queen card and the smaller Noble Actions card next to the board. When card number 57 (1769, José Sebastião Carvalho e Melo receives the title of Marquis de Pombal) from the brown deck is revealed, the current player finishes their turn as usual; then proceed as follows:
Cover the Marquis’ noble portrait on the board with the big Queen card. Cover his Noble action with the Noble Actions card.
Return all decrees remaining in the deck and display to the box. There is no longer any way to get new decrees, and any ability that provides them simply does nothing, instead.

From this point, for all purposes, the Queen replaces the Marquis. Marquis cards, Marquis Royal Favor tiles, and anything else referring to these or the Marquis (such as Clergy tile 27) now refer to the Queen, instead. When you visit the Queen, her Noble action lets you either Build a Store or Open a Public Building.

All other rules in the game remain the same.


Its nice, since players try to run for the decrees in the first part of the game. Sometime happens that the first card in the last deck places the queen in game immediately.
So, nobody gets decrees in the second part of the game."

MiltoLab написал 5 месяцев назад: #

Выложил новую версию правил 1.5 с исправлениями и описанием варианта игры "Королева" на стр. 23

RouslanKo написал 5 месяцев назад: #

Сверстал и добавил описание компонентов и дополнений Deluxe-версии игры, можете ознакомится кому интересно. Если найдете ошибки, пишите.

Там мне кстати понравилась стартовая колода для новичков. Очень актуально для игры с новыми игроками, что бы дать им фору в игре. Ну и рандомные жетоны, тоже очень актуальны при частой игре, все это делает игру более разнообразной.

Остальное уже чисто косметика.

Tania_Larina написала 5 месяцев назад: # скрыть ответы

Кто знает, чем отличается делюксовая коробка от обычной базовой?

blorm написал 5 месяцев назад: # скрыть ответы

у планшетов три слоя - удобно подпихивать карты. Плюс случайные жетоны, выкладываемые на дома. И поле для указов.

Zatoichi написал 5 месяцев назад: #

Планшеты и там и там трехслойные.

RouslanKo написал 5 месяцев назад: #

Разница как косметическая, другие миплы, гравировка на некоторых жетонах и тд, в том числе и ряд мини допов с кика.
Вот подробное описание:
https://boardgamegeek.com/article/26700849#26700849

Tania_Larina написала 5 месяцев назад: #

Моя голубая мечта Т_Т

MiltoLab написал год назад: # скрыть ответы
Обновленные правила

Выложил обновленные Правила и Справочник v1.3

Vikru написал полгода назад: # скрыть ответы

Спасибо! Только уж очень часто встречаются "подебные" очки :)

MiltoLab написал полгода назад: #

Спасибо :)

Arraton написал год назад: # скрыть ответы
Локализация

Есть обнадёживающие новости?

MiltoLab написал год назад: #

нет

MiltoLab написал полтора года назад: #
Памятка игрока

Сделал и выложил Памятку игрока под протекторы 81x122

MiltoLab написал полтора года назад: #
Справочник игрока + Шаблон подсчета ПО

Перевел и выложил в "Файлы и ссылки" приложение к правилам "Справочник игрока" и Шаблон подсчета победных очков

MiltoLab написал полтора года назад: # скрыть ответы
Русские правила Lisboa - доработанные

Доработал русские правила для Lisboa: исправил все найденные ошибки и смысловые неточности - ссылка выше

Serco написал полтора года назад: # скрыть ответы

Огромное спасибо за правила! Player Aid Book будете переводить?

MiltoLab написал полтора года назад: #

да, думаю надо перевести

Darius написал полтора года назад: # скрыть ответы

работа проделана огромная, спасибо. первое, что бросилось в глаза:
Rubble cubes - это скорее кубы развалин, а не щебня. Stores - это скорее склады, чем магазины

MiltoLab написал полтора года назад: #

т.к. кубы используются для строительства, то логичнее будет щебень, там даже отсылка историческая есть, что в стенах как раз его использовали
про магазины тоже оправдано т.к. там трафик людской к ним направлять надо, а люди скорее в магазины ходят, чем на склады

Serco написал полтора года назад: #
Лист подсчёта очков

Добавил в файлы, удобный, локализованный лист подсчёта очков.

MiltoLab написал полтора года назад: #
Lisboa - победитель "HEAVY CARDBOARD Golden Elephant Award"

В начале июля популярный Youtube-канал о комплексных настольных играх HEAVY CARDBOARD объявил игру-победителя в своей премии "HEAVY CARDBOARD Golden Elephant Award" - и это стала игра Витала Ласерды Lisboa!

Darenka написала полтора года назад: #

Это первая в жизни игра из 200+ сыгранных, в которой после объяснения правил я почувствовала себя абсолютным идиотом и мне ничего не было понятно. Ломает мозг, но зато как круто хотя бы в середине партии суметь построить движок и понять, хотя бы примерно, как в нее нужно играть!)

Solarius написал 2 года назад: # скрыть ответы

Краудгеймс анонсировал локализацию в 2018

Journeyman написал 2 года назад: #

Пока все таки не анонсировали локализацию, а ведут переговоры о возможном издании игры.

MiltoLab написал полтора года назад: #

Сегодня сказали, что в 2018 не будет и неизвестно точно будет ли вообще :(

MiltoLab написал полтора года назад: # скрыть ответы

Сегодня представитель Краудов заявил, что локализации не будет :(

glebifan написал полтора года назад: # скрыть ответы

Лоренцо вон неохотно берут, а желающих приобрести Lisboa и того меньше будет

MiltoLab написал полтора года назад: # скрыть ответы

Лорензо менее самобытна, чем Lisboa

Exxento написал полтора года назад: # скрыть ответы

Ну тогда организуйте локализацию, а не жалуйтесь на других :) Краудам спасибо и на том, что делают, а делают они много! В качестве же утешения могу заверить, что есть много хороших локализованных игр. Поиграйте в Агриколу вот, к примеру, она не менее самобытна. И учит распоряжаться тем, что Жизнь подарила, а не скорбеть том, что сам себе намечтал :) И сюжет кстати похожий - Европа после чумы.

MiltoLab написал полтора года назад: #

Все локализации, которые достойные у меня уже есть - теперь беру только из-за границы

Ifikl написал полтора года назад: #

Ах, если бы автор агриколы не сделал еще десяток агрикол - то может быть и так было бы...

Solarius написал полтора года назад: #

Лоренцо, это ж ...Австрия. ))) с пуговицами на боку. Иными словами- вариант Агриколы, как в ветке пишут. А Лиссабон взять можно было бы. Комплексная штука.га одних правилах наверное с ума сойдёшь)

Ifikl написал полтора года назад: # скрыть ответы

Логично. Евро, о котором слышали наверное только прожженые гики, и которому не накрутишь хайп серпа. Я не смотря на механики тоже смотрю косо, из-за вырвиглазного оформления (имхо).

ThunderWolf написал полтора года назад: # скрыть ответы

Красивое оформление. Мое внимание именно оно и привлекло. На Азул несколько похожа.

Вон дорогущий Феод с вырвиглазным оформлением разобрали же все 500 штук

Darenka написала полтора года назад: #

Чем она похожа на Азул, синим цветом? В Азуле даже рисунков никаких нет, просто абстракция же)

MiltoLab написал полтора года назад: #
Распаковка Lisboa

Видео распаковки игры Lisboa https://www.youtube.com/watch?v=MCT9Q9Kbf78&t=10s