![]() |
«Лавка игр» открыла предзаказ на «Slay the Spire» |
![]() |
Заканчиваются сборы на Sniper Elite: Operation Kraken |
"Один против всех" со скрытым перемещением: снайпер Союзников против солдат Верм... | |
![]() |
Идут сборы на Champions of Rokugan |
Полукооперативное приключение в мире Легенды Пяти Колец. | |
![]() |
Идут сборы на Agricola Special Edition |
Новое издание классики с улучшенными компонентами и полным набором дополнений. | |
![]() |
С миру по нитке [16.06.2025] |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Очеведное и не... |
игры |
Tank Duel: Expansion #1 – North Africa
Tank Duel: Enemy in the Crosshairs |
Дата: | 08 мая 2025 |
Источник: | Только фишки, только<br>хардкор! |
![]() |
9.3050 |
![]() |
- |
9 мая 1945 года Добро победило Абсолютно Зло, а еще через девять дней в пригороде Берлина замке Бранденштейн красноармеец Михаил Баранов, мой дедушка, получил Медаль за Отвагу. Вряд ли именно боевое прошлое деда повлияло на мои настольные предпочтения, но Великая Отечественная долгое время оставалась главным триггером погружения в удивительный мир варгеймов. А сами варгеймы вместе с прозой лейтенантов и профильной литературой были и остаются одним из инструментов познания этих уже далеких событий.
Внимание! Модельки танков не входят в комплект игры!
Сегодня я бы хотел возродить традицию тематических обзоров на День победы и рассказать почтенной публике об игре «Tank Duel». В свое время у игры, казалось, были все шансы на локализацию. Аргументов «За» добавляли довольно легкий игровой процесс, приемлемое для широкой аудитории время партии (в пределах 1,5-2 часов), отличный продакшн, возможность полноценно играть разными составами (от 1 до 8 человек) и самое главное – тема. Базовая коробка посвящена Восточному фронту, а значит, внутри нас ждали КВ-2, Т-34, ИС-2, «пантеры», «тигры», «фердинанды» и прочие легендарные железные монстры, чьи орудия гремели на полях сражений от Волги до Эльбы, от Кавказа до Ленинграда. Танки у нас любят, а «тридцатьчетверки» благородно украшают монументы победы почти любого города нашей страны.
Памятник бойцам Уральского добровольческого танкового корпуса в Перми. Каждое 9-е мая в цветах.
Gaga рассматривала возможность привезти «Танковую дуэль» в Россию, но в итоге отказалась от этой идеи. Насколько я понял, основной причиной отказа стала сугубо карточная концепция игры. Первое, что нужно понимать про «Tank Duel», это игра БЕЗ поля. Планшет и колода карт – все, что нужно для управления танком. Положение боевых машин в пространстве определяется относительно условного центра поля боя – нулевая отметка на треке дистанции. За остальные «географические» факторы (фланкирование, укрытие на местности), как в прочем и за все возможные действия (поехать, выстрелить, остановится) и за все проверки отвечает колода карт. Именно за отсутствие игрового поля «Tank Duel» и ругают чаще всего, порой отказывая ей в почетном звании варгейма и даже иногда называя абстрактом.
Тяжелый танк ИС-2 (Иосиф Сталин)
«Tank Duel», конечно же, никакой не абстракт, и более того, это один из лучших симуляторов танковых боев, который спокойно уделывает прочие тактики по Второй Мировой, где есть игровое поле и где, казалось бы, простор для маневра и тактических решений. Особенность большинства тактических варгеймов по WWII заключается в том, что их игровые системы настроены в первую очередь на пехоту, и в такую систему танки обычно вкорячиваются криво-косо. Кто играл в «Fighting Formations», «Old School Tactical» или (прости, Господи) в «Пробуждение медведя» знают, как нелепо порой там выглядят именно бои танков с танками, когда машины наматывают круги вокруг друг друга, подъезжают в упор, чтобы повысить шанс пробития, и занимаются прочими непотребствами, которые на реальном поле боя смотрелись бы, мягко говоря, очень странно.
Автор «Tank Duel» оставил за рамками игрового процесса всю эту суету на поле, но весьма остроумно перенес на карточный движок все наиболее принципиальные моменты танкового боя. В общем-то, этот «абстракт без поля» учитывает дистанцию, линию видимости, лобовую и бортовую броню, скорость машины, скорость поворота башни, время на перезарядку, тип снарядов, свойства местности, конструктивные особенности танков, опыт командира и прочее, прочее, прочее.
В игре классная многоступенчатая система определения результата выстрела. О ней, пожалуй, стоит рассказать чуть подробней и немного скатиться в пересказ правил. У каждого танка свои показатели на попадание и пробитие. В первую очередь они зависят от дистанции до цели. Первая проверка после выстрела – это проверка на «Попал – не попал», в случае попадания проводим проверку «Пробил – не пробил», а если и она удачная, то переходим к самому интересному – к определению результатов попадания. Здесь великое множество вариантов: можно убить, ранить, оглушить одного или нескольких членов экипажа, танк может загореться, его можно обездвижить, заклинить орудие, вызывать детонацию боезапаса и т.д. и т.п. Каждый результат будет иметь последствия для игрового процесса. Например, экипаж может потушить вспыхнувший пожар и продолжить бой или успеть покинуть машину до взрыва. Каждый член экипажа проходит проверку на оставление техники самостоятельно, причем раненным сложнее выбраться из горящего танка. Вопрос спасения из танка важен, поскольку победные очки начисляются за уничтожение техники и экипажа.
Попадание в башню: командир убит, заряжающий ранен.
И тут вступает в дело продуманная эргономика игры. Любая проверка в «Tank Duel» – это просто вытянутая из колоды карта. То есть не нужно рыться в многочисленных таблицах, получается быстро и азартно – своеобразный варгеймерский пати-гейм. Однако игре не позволяют скатиться в категорию «подпивасных» хорошо проработанные характеристики боевых машин.
По-разному ощущаются как танки под управлением игрока, так и противники. Имел любопытный опыт в одной из соло-партий. Мои «тридцатьчетверки» не могли справиться с «тиграми» и захватить мост. Тогда я решил немного облегчить себе сценарий и заменил «тигры» на «пантеры». В итоге стало еще сложней. Слегка обескураженный, я внимательно изучил планшеты танков и полез в интернет. Так я узнал, что за счет более современной пушки и наклонных листов брони «пантеры» превосходили «тигры» по точности стрельбы, пробитию и бронированию.
Сравнение характеристик: «тигр» справа, «пантера» слева.
Контента в базовой коробке хоть отбавляй. Много сценариев различной степени сложности, от совсем простых до исторических с обилием специальных правил.
Что по минусам? Если что-то в этой игре абстрактно, так это пехота. Она как бы есть и как бы ее нет. Она перемещается где-то фоном, но иногда внезапно может подбить твой танк, хотя сам танк на пехоту не реагирует примерно никак. С другой стороны – использование пехоты в большинстве сценариев опционально, и это несколько сглаживает осадочек. Похожая история и с противотанковой артиллерией.
В базовой коробке артиллерийские расчёты существуют как бы в параллельной вселенной: пушки могут подбить танки, но сами танки по пушкам не стреляют. В правилах это объясняется тем, что экипажи танков слишком заняты боем с коллегами на гусеницах. Объяснение, прямо скажем, очень странное: противотанковое орудие – это более чем важная цель и большая угроза для боевой машины, не реагировать на противотанкистов экипажи танков просто не имели права.
В итоге правила ПТ-артиллерии переработали в дополнении про Северную Африку; там авторы «научили» танки атаковать ПТ-расчеты. По ним теперь можно влепить осколочным снарядом или просто раздавить пушку. При этом сами пушки теперь можно ставить в засаду и держать там до поры до времени, пока танк противника не подойдет на рабочую дистанцию или не подставит борт. Напоминаю, это все еще игра без поля. В принципе, правила Северной Африки полностью решили проблему с артиллерией, и самое главное эти правила легко применимы и к базовой коробке.
Так мы плавно подобрались к дополнениям. Собственно, большое дополнение существует только одно, зато какое. «Tank Duel: North Africa» ничем не уступает базе. В допе щедро насыпали нового контента: много-много итальянской, американской, британской, немецкой техники, автор придумал необычные сценарии, которые, на мой взгляд, поинтересней базовых. Есть новые механики, связанные с пустыней, пылью, перегревом на жаре и т.д. По моему мнению, африканский доп – это абсолютный мастхэв.
Пару слов про соло-режим. Он здесь очень хороший. Противником игрока выступает соло-бот, который тут называется Робата. Поведение Робаты определяется тем, насколько бот «ощущает себя в опасности». «Тревожность» Робаты зависит от нескольких факторов: уровень защиты карты местности, наличие противника с фланга, наличие повреждений танка и т.д. Если поводов для беспокойства нет, Робата попытается уступить игроку право первого хода, если запахло жареным, то попытается сходить первой. С освоением бота проблем почти нет, хотя первые 2-3 хода придется помучиться.
Итог. На сегодня я сыграл порядка 30 партий самыми разными составами: в компании суровых варгеймеров, любителей настолочек полегче и даже против соло-бота. Могу сказать, что «Tank Duel» – это пример варгеймов, которые совмещают предельно простой и понятный игровой процесс с высокой долей исторической симуляции и тактики. Игра умная, азартная, а коробка настолько тяжелая, что напоминает скорее кусок лобового бронелиста. Она буквально под завязку забита качественным контентом.
***
Красноармеец Баранов Михаил Андреевич вступил в бой в ноябре 1941 года. Ему было 20 лет. 647 стрелковый полк деда в составе 37 армии ударил по частям группы армий «Юг», шедшим на Ростов. За месяц тяжелых боев войска маршала Тимошенко отбросили немцев от города, а танковая армия Клейста едва не попала в окружение.
В 1942 году, когда вермахт двинет за нефтью Грозного и Баку, дед будет драться за Кавказ. В январе 1943 из стрелковой дивизии деда переведут в отдельный минометный полк. С июля 1944 года дед станет артиллеристом, будет воевать в 169 легкой артиллерийской бригаде. Вместе с 1-м белорусским фронтом освободит Варшаву и возьмет Берлин.
Медаль «За отвагу» дед получил 18 мая 1945 года. На «Памяти народа» есть копия наградного листа.
«… в бою по прорыву обороны противника и преследованию на гор. Берлин обеспечил своим отделением связь штаба бригады с подчиненными арт. полками. В боях за Райхенберг и Грунов отделение тов. Баранова исправило до 15 порывов. Таким образом под сильным арт. мин. огнем обеспечил непрерывность управления арт. огнем…»
Дед умер 8 мая 1995 года. Страна готовилась праздновать 50-летие Победы. На следующий день весь поселок собирался на парад, а деда везли на кладбище. Для семилетнего меня это была первая осознанная трагедия. Ушел близкий человек. Деда Миши нет уже 30 лет. Меня не покидает ощущение какой-то катастрофической недосказанности между нами. Как будто передо мной лежала открытая книга, а я так и не удосужился в нее заглянуть.
От военных дел деда остались одна черно-белая фотография в форме, военный билет, Орден Великой Отечественной войны, медаль «За освобождение Варшавы» и медаль «За взятие Берлина». Медаль «За отвагу» не сохранилась, осталось только наградное удостоверение (потертая картонная книжечка).
Но еще остались бесценные архивы министерства обороны, журналы боевых действий стрелковой дивизии деда, его отдельного минометного полка и его артиллерийской бригады. В этих документах сухим бухгалтерским языком описана каждодневная тяжелая работа воинов Красной Армии, которые защищали свою Родину.
«…216 сд с частями 99 сд к 9.00 заняла ПРОХОРОВКА, захватив 11 орудий, автомашины с продовольствием и др. трофеи. В 11.00 контратакой противника части дивизии оттеснены из ПРОХОРОВКА. К исходу дня 647 сп занял НОВ. БОРЗИНО…»
С Днем Победы!