Siar написал полчаса назад к статье Карточная «Война кольца»: критический обзор: # А почему бы и не поставить? Для того кто готов потратить десятки часов...
Igber написал час назад к статье Карточная «Война кольца»: критический обзор: # Но это и не повод ставить скиллозависимость в минус игре
Aviraen написал час назад к новости Анонс! Путеводители по Аркхэму и Инсмуту: # Тем что желающих нет, это какая то нонейм игра от нонейм разработчиков...
Igber написал 2 часа назад к игре «Такой большой, а все в свои игры играешь!» Почему настольные игры - это круто!: # Привычки меняются (у общества), а старые взгляды становятся архаичными...
Igber написал 2 часа назад к игре «Такой большой, а все в свои игры играешь!» Почему настольные игры - это круто!: # Кстати, если верить википедии, то вид, близкий к текущему, шахматы пол...
Анонс! Путеводители по Аркхэму и Инсмуту
Анонс! Для фанатов лавкрафтианских мифов.Мы выпустим две игры в жанре roll & wri...
Идут сборы на Punica: Rome vs Carthage
Быстрая дуэль по Пуническим войнам.
С миру по нитке [14.07.2025]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Анонсы локализ...
Анонс! «Винни-Пух. Серьёзные дела»
Мы выпустим кооперативную игру нашей разработки — «Винни-Пух. Серьёзные дела» от...
Идут сборы на Red Tides: A Tale of New Caribbea
Кооперативные пиратские морские бои и противостояние с боссами: морские разбойни...

slflycat

СССР-творение настольных игр

20 июня 2025

Информация

добавить
Дата: 20 июня 2025
Оценка пользователей
7.5494
-

Данная статья посвящается всем тем, у кого «В СССР ничего, кроме никому не нужных калош не производили», а будь он сейчас «не было бы ни интернета, ни сотни настолок, ни выбора - ничего». Написана она, как возражение на заявление о «клятом совке, который не давал людям творить». Для меня, заставшего СССР в относительно осознанном возрасте это звучит дико смешно, и в то же время тревожно. Сразу оговорюсь, я не такой глубокий знаток истории настольных игр в СССР, и по большей части это будет «сборник» из того, что удалось найти в интернете и немного личных детских воспоминаний. Поэтому те, кто не поленился изучить вопрос, многое из того, что в статье будет изложено, уже видели. Ну, а если у кого будет что добавить по играм (и только по ним), то прошу в комментарии. Итак, начнем.

 

 

История настольных игр в СССР начинается на заре молодого советского государства уже в 20-е годы XX века. Только-только отгремели революции и гражданская война, а советское государство уже озаботилось досугом детей. Понятно, что это в основном агитационные игры, но это характерно для всех стран мира того времени. В СССР развлекают детей в первую очередь всякими играми на механике, как это сейчас называется кинь-двинь. Знакомьтесь – советская настольная игра 1925 года выпуска «Революция!» за авторством А. В. Куклина. Издательство Н.-Тагильского Окрполитпросвета ОКРОНО, 1925 г.

 

 

 

Обычная кинь-двинь, что характерно для общемирового тренда тех лет, с советской спецификой – мешающими буржуинами и диверсантами (штрафные клетки), сплоченность пролетариев и социалистический прогресс (бонусные) и в конце победа в виде мировой революции. Короче, как сейчас сказали бы – лютая пропаганда. Но какие времена, такие и игры.

 

Товарищ Куклин, кстати, был очень плодовит и претендует на одного из первых советского «творцов» настольных игр в СССР, которых «не было». Вот еще несколько игр 20-х годов XX века за его авторством. «Воздушная борьба», «Химическая война», «Разведчики».

 

 

К сожалению, все что удалось добыть про правила этих игр заключается в нескольких строчках: «Фигуры ходят и бьют друг друга по совершенно особым правилам. Правила эти, согласованные с действительными боевыми свойствами истребителей и бомбовозов, и составляют главный интерес игры» (видимо это про Воздушную борьбу). Не сказать, что прям варгейм в современном понимании его слова, но весьма близко судя по описанию.

 

Кроме пропагандистских игр основную массу советских настолок того времени составляли образовательно-просветительские.

Игра «Круговые перегонки» 1924 г. Культ-Отдел В.Ц.С.П.С. (советские профсоюзы, если кто не в курсе).

 

 

Обложка и двустороннее поле игры.

 

 
Суть игры в ответах на вопросы по темам «Кодекс законов о труде» или «Что такое профсоюз». Играть могли от 6 до 12 человек, которые делились на две группы. Им раздавались карточки по указанным темам с номерами от 1 до 100. Бросая кубик нужно было отвечать на вопросы карточек, номер которых определялся тем, куда дошла бы фишка. Если ответ правильный, фишка перемещалась на этот новый номер. Выигрывала та команда, которая быстрее доходила до центра. Вот вам пример «взрослой кооперативной игры» из СССР аж 20-х годов XX века. Как в знаменитом меме – как тебе такое Илон Маск? Детские игры просветительского типа были представлены, как обычными ходилками

 

Игра «За здоровье и быт» про правила поведения в обществе. 1926 г

 

 

так и играми-путешествиями. Например, «Путешествие на Аэроплане по СССР». В игре могли участвовать от двух до двенадцати человек, которым из 100 карточек с названиями городов раздавались по 5 карточек. Цель каждого игрока была как можно быстрее побывать во всех городах, обозначенных на его карточках. Из оставшихся в колоде карточек городов выбиралась одна. Это был стартовый город, куда ставили фишку аэроплана. В ход игрока он вытаскивал из колоды движения карточку с очками движения и передвигали фишку аэроплана по линиям на карте, соединяющим города, стремясь попасть в те из них, карты которых ему раздали вначале. Сложность в том, что все игроки путешествуют при помощи одного аэроплана, и каждый старается двигать его в свою сторону. И азартно, и познавательно в плане изучения названий городов нашей родины. Такой вот советский «Билет на поезд».

 

 

Игра «Путешествие на Аэроплане по СССР».

 

Советские игры 20-х гг вообще очень были заточены на события, происходящие тогда в СССР. Нашли отражения в играх и электрификация, и полярные исследования, и спасение Челюскинцев, и даже сбор вторсырья для промышленности, которая тогда бурно развивалась.

 

«Электрификация» 1928, «Полярный поход», 1928, игра про освоение недр, про сбор вторсырья «Дадим сырье заводам» 1930.

 

 

Правила «Электрификации» были таковы. От двух до четырех игроков делили между собой 4 большие поля-картинки, (деревня, аул, город, порт), на которых изображен какой-то ландшафт с фонарями. Лампочки на фонарях закрывались жетонами. Маленькие картинки служили игральными картами. Их перемешивали и раздавали игрокам, которые затем по очереди вытягивали у соседа слева по одной карте. Собранные таким образом парные картинки выходили из игры. В конце на руках игроков оставались только карты с изображением лампочек. И в соответствии с числом лампочек на этих картах, игроки снимали жетоны на своих полях, «зажигая» фонари. Выигрывал тот, кто первым откроет на своем поле все фонари.

 

Тогда же появилось и распространение настольных игр через газеты и журналы. Так «Электрификация» была напечатана в приложении к газете «Ленинские внучата», а «Дадим сырье заводам» вышла, как приложение к журналу «Ленинградский металлист». Чем не советское пнп? С одной стороны удобно – сразу и правила, и игровые компоненты на одном листе, с другой такие игровые компоненты весьма недолговечны. 

 

В тридцатые годы, когда на горизонте снова замаячила мировая война, в настольные игры снова пришли «варгеймы».

 

 

 

К сожалению, мне не удалось откопать правила ни к одной такой игре. Если кто-то владеет информацией, прошу поделиться в комментариях.

 

Тогда же, в 1934 г, появились и знаменитые «Пираты» Голицына, корабли и вертушку к которым нужно было изготавливать самим.

UPD (спасибо пользователю a7v за то, что сподвиг глубже разобраться в истории этой игры.) «Пираты» были впервые напечатаны в журнале «Затейник» "№17 в 1934 году. Но до издания отдлельной коробкой так и не добралась, несмотря даже на протекцию Максима Горького. Судя по тому, что удалось накопать, причной этому стали какие-то бюракратические препоны, но учитывая то, что в 1936 году Голицын писал, что она сдана в печать, а больше о ней нет упоминаний, причина того, почему она так и не вышла отдельной коробкой не известна. В следующий раз она была еще раз опубликована в журнале «Пионер» в 1989 году, а не так давно, уже с кораблями и вертушкой в комплекте, ее все-таки издали «Нескучные игры».

 

«Пираты». Старые и новые.

 

 

Несмотря на неудачу с «Пиратами» Голицын не оставил игротворчество, которое было у него весьма плодотворным.

 

 

План со списком игр из письма Голицына М. Горькому с отметками степени их готовности. 

 

Но мир готовился к войне. Кто-то готовился к геноциду других народов. И даже приучал к этому своих детей в настольных играх. (Если остались таковые, кто считает, что «победил бы Гитлер, сейчас бы катались на Мерседесах и пили Баварское», как утверждали некоторые в 90-е, переход по ссылке строго обязателен.)

 

Понятное дело, что в СССР почти все сороковые было не до настольных игр. Но война закончилась нашей Победой, и снова появилась необходимость развлекать детей. Игры 50-60-х годов носили в основном образовательный характер.

UPD (спасибо за наводку пользователю sasha3) Тогда же, в 1951 году, впервые была издана «Звезда Африки» про поиск огромного алмаза, которой нужно найти бегая по городам Африки, и доставить в один из двух портов на Средеземном море. Вроде бы простоя ходилка, но благодаря новшеству в виде скрытых целей и возможности покупки билетов на разные виды транспорта, а также возможностью отнять алмаз у другого игрока, она пользовалась огромной популярностью. Кстати, она тоже выдержала несколько переизданий. Первый раз вроде как в 90-е, а недавно была переиздана «Нескучными играми» аж двумя тиражами в 2016 и 2017 гг, и тоже имела успех (моим детям 5-7 лет понравилась).   

Было много всяких игр-викторин, но тогда же стали и появляться всякие механические настольные игры. Настольные футбол, хоккей, баскетбол родом из этих годов. Традиция распространения настольных игр в журналах тоже никуда не делась. Кроме того, в 1963 издательство «Детский мир» было преобразовано в издательство «Малыш», которое обеспечивало советских детей разнообразными настольными играми до самого конца страны. Больше никакой особой информации про этот период мне найти не удалось.

 

Что-то из этого наверно было у каждого советского мальчишки. У меня был футбол.

 

 

Ну и наконец добираемся до времен, когда я уже могу к чужим текстам добавить и собственные воспоминания. Конец 70-х – конец СССР. 

Это было время расцвета издательства «Малыш». Игры выпускались огромными тиражами (стандартный тираж 100 000).

 

«В Атаку», (простенький советский варгейм, но с солдатиками, танчиками, ракетами и самолетами поэтому в СССР прям было мастхэв)

«Приключения на луне», (игра-гонка, с познавательными элементами викторины о Луне по поиску пропавшего звездолета с весьма своеобразной механикой перемещения по Луне. Помню очень нравилась.)

 

«Путешествие в Швамбранию»  (игра-гонка, по мотивам книге Льва Кассиля. От обычного кинь-двинь отличало наличие жетонов провизии, бездумная трата которых приводила к тому, что корабль не мог нормально двигаться. А чтобы их пополнить нужно было заходить в порты и отвечать на вопросы. Ну и всякие пираты, и происшествия прилагались. Сейчас, кажется, ничего особенного, но тогда была заиграна можно сказать до дыр.)

 

«Идут танки» (еще один типа варгейм с фишками танков, самолетов и ракет. Менее интересный чем «В атаку». Суть, по-моему, была провести больше своих танков в лагерь противника, не дав ему сделать тоже самое, уничтожая танки противника ракетами и самолетами, а также при встрече танков на пути друг друга.)

«В космос» (насколько я помню там нужно было посещать планеты солнечной системы, следя за расходом топлива и движениям планет по орбитам. Получить топливо можно было на планетах за ответы на вопросы про космос, а если оно кончалось в космосе, то ракета начинала «дрейфовать». Практически советская предтеча «Космонавтов» Ямщикова)

 

«Автотрасса» (игра на изучение и проверку ПДД)

«Разведчик и дозор» (скажем так примитивная версия «Скотланд ярд» подобных игр. Один убегает, остальные ловят.)

 

«В путь дорогу» (Помню только то, что игра была связана с тем, что нужно было как можно быстрее своим автобусом собрать всех пассажиров своего цвета, которые постоянно от него убегали. Кстати, на тесере неверно указан год издания игры. Он 1981, а не 1991)

«Полководец» (ну, это шедевральный варгейм позднего СССР. С ресурсами и набором на них армий Наполеоновских войн и большим разнообразием видов войск. Тоже был заигран до дыр.)

 

«Летающие колпачки (совсем детская игра на ловкость. Цель забить катапультой свой колпачок в определенную ячейку с очками)

«Юные водители» (тоже что-то на знание ПДД, но с фигурками машинок и фишками знаков)

«Воздушный бой» (еще один варгейм. Вариация на тему «Идут танки», только в воздухе. Цель провести свои бомбардировщики, защищая их истребителями к целям на краю поля противника и не дать ему сделать тоже самое).

 

Это только то, что я навскидку вспомнил из своей «детской коллекции», а это наверняка не все, и уж тем более далеко не все настольные игры, которые тогда выпускались. В тоже время – это еще и расцвет всяких электрических и механических настольных игр. Всякие «Детская логическая машина», «Мототрек», вариации «Морского боя», «Бегемотики», «Кто быстрее», всякие мини-бильярды, мини-рулетки, мини-пинболы, ну и конечно же мечта всех мальчишек игра «За рулем» (10 рублей стоила – очень не малые по меркам СССР деньги за детскую настольную игрушку. Обычные настолки, например, стоили в районе всего 1,5 р).

 

 

 

Ближе к середине 80-х у нас появляются «пиратские» версии западных «хитов». «Эрудит» («Скрабл»), «Менеджер» и подобные («Монополия»), «Сражение» («Стратего») (эти все игры у меня тоже были). Даже первая и последняя советская настольная RPG «Заколдованная страна» (1990) оказывается была переделкой польской игры, которая сама была вольной трактовкой D&D. Выпущена она была уже не государством, а кооперативом, но еще с советским размахом тиражом аж в 40 000 штук!

 

Были и свои «разработки». Но в стране, которую усердно толкали в пропасть, вместо того, чтобы попытаться ее спасти, было не до настольных игр, и рынок если и заполняли, то в основном игры экономической направленности в духе времени – «Белая ворона» «Конверсия», «Очередь». Что очень напоминает историю с появления «Монополии» в переживающей Великую депрессию Америке. Затем... Затем начались истории новых стран и новых настольных игр.

 

В конце не могу не упомянуть, что кроме детских настольных игр в СССР были весьма популярны шахматы и шашки (сеансы одновременной игры из советских фильмов – это не выдумка, сам такое часто наблюдал в 80-е), домино и лото, дураки и преферансы. И куда ж без придуманных у нас на шашках «Чапаеве», на картах «Мафии» и советского подумай и запиши «Быки и коровы» (если кто еще что вспомнит, прошу в комментарии). Были еще всякие экономические самоделки вроде «Бизнес», которые собирали дома из всяких вкладышей и наклеек из журналов. Мастерили самостоятельно игры, например, по правилам «Кораблики и солдатики» (у меня были склеенные из спичек и бумаги парусники в масштабе один к фиг знает какой маленький – длина линкоров была с одну спичку, остальные корабли понятное дело еще меньше, а поле самостоятельно нарисованное на огромном ватмане, которое мама мне специально с работы принесла), которую  лет 10 назад издали как «Адмирал», и многое другое, что я наверняка забыл упомянуть, или что прошло мимо меня, как та же «Заколдованная страна».

 

Вот такая была «нетворческая» история настольных игр в СССР, в котором, как высказался один пользователь тесеры от «Мурзилки» сразу переходили к калашу и противогазу. Честно говоря, когда я садился это писать, я сам не ожидал, что история эта была такой богатой, разнообразной и насыщенной. И все эти игры, кто-то придумывал, так сказать «творил». Когда-то следуя мировым трендам, когда-то идя своим особым путем. Скептики снова наверняка попеняют мне, что – тогда у тебя было всего 10-15, а сейчас под 100 игр. Им я повторю то, что уже писал ранее – бум настольных игр, это тенденция последних лет 20-30. А в советское время количество настолок в СССР было сопоставимо с количеством настолок на западе (кстати, челендж скептикам – напишите про западные настольные игры того периода). И вряд ли у кого-то на западе в то время были коллекции по сотне настольных игр.

 

Чтобы еще хотелось сказать в заключении. Не надо поливать грязью свою историю. СССР это не «кровавый совок». Даже на этом примере краткой истории настольных игр видно, что это было общество творцов и созидателей. Которому мы обязаны всему тому, что сейчас имеем, и главное тому, что вообще живем, потом что тогда, благодаря СССР фашистская гадина не распространилась по всему миру. А его социальное и экономическое соревнование с капсистемой весь ХХ век заставляло ускоряться мировой прогресс такими темпами, которых не было никогда в мировой истории. И... «распад СССР это крупнейшая геополитическая катастрофа XX века». Это одно из немногих высказываний нашего бессменного президента, с которым я безоговорочно согласен.

 

 

Пара-пара-пам. ВСЕ!

 

PS: Когда искал материал для статьи нашел тут на тесере статью про телевизоры, которых в СССР тоже «не было». Она, конечно, весьма-весьма поверхностная, но кое-какое представление о том, что и в этой области СССР не сильно отставал от запада, дает.

 

Материалы, которыми пользовался кроме личных воспоминаний при написании статьи:  Ссылка1 , Ссылка 2 , Ссылка 3Ссылка 4 

 

 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
a7v написал полмесяца назад: # скрыть ответы

«Полководец» (ну, это шедевральный варгейм позднего СССР) - не смешите.... Игра совершенно неиграбельна, нормальные правила автор к ней не смог написать.
Примерно такое качество контента во всей статье

a7v написал полмесяца назад: #

+ тоже продукт перестройки, когда появились кооперативы и чуть больше свободы появилось, вот и автор реализовал свою явную любовь к наполеонике в виде игры (правда правила забыл доделать)

slflycat написал полмесяца назад: # скрыть ответы

С современной точки зрения про "Полководца" я не могу с вами не согласиться. Но статья то про игры времен СССР. И мои друзья и я того времени, которые вместе со мной провели за ней, без преувеличения, сотни часов и десятки-десятки партий, с вами бы не согласились.
Про качество контента статьи - ваше право. Я сам не всем доволен (что и комментировал прямо там, предлагая добавить, если у кого-то есть что добавить).
Может примите челендж, который я там кинул, и напишите лучше про западные настольные игры той эпохи? :)

a7v написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Ну вы чего, Полководец это 80е, на западе был тогда расцвет варгеймостроительства, великий и ужасный сверх-варгейм The Campaign for North Africa: The Desert War 1940-43 вышел уже в 1979. Тут никакой статьи не хватит описать их все, книги нужно писать (да они и существуют в принципе)

Andr_AA написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Ну так вы тезисно напишите, а то сказать фразу "там много всего было" легко, но не обосновано

a7v написал полмесяца назад: # скрыть ответы

а чем The Campaign for North Africa: The Desert War 1940-43 не устроил?

Andr_AA написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Так единичный пример - это не показатель "расцвета" и не возможности "описать их все". И вы опять уходите от предложения написать статью :)

a7v написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Ну вы на БГГ забанены что ль. Игр столько было что только топы изучить реально

Ну вот вам для затравки

Варгеймы
https://boardgamegeek.com/geeklist/53179/best-avalon-hill-wargames-of-the-1970s
https://boardgamegeek.com/geeklist/4841/games-in-the-complete-book-of-wargames-1980

Фэнтези
https://boardgamegeek.com/geeklist/282031/list-of-old-school-fantasy-adventure-rpg-wargames

У меня лично все-таки ограниченные интересы, я не историк варгеймерства, просто знаю несколько известных серий 80х и читал пару книжек по теории варгеймов

Andr_AA написал полмесяца назад: # скрыть ответы

За ссылки большое спасибо, конечно. Когда материала много, написать статью ещё проще, тем более если книжки читали :)

a7v написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Что вы все со статьей носитесь, вы мой литературный агент что ли?

Andr_AA написал полмесяца назад: #

Да упаси боже, ни в коем случае, чур меня :)

slflycat написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Я по-моему уже в другой теме объяснял почему в СССР не дали варгемы. Сходите, почитайте, освежите память.
И челендж был не про варгеймы, а про настольные игры на западе в целом. Не кто не просит курсовую или докторскую писать. Я как видите тоже в статье кратенько.

a7v написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Хорошо, скажите, могла ли такая игра такой сложности появится в СССР https://tesera.ru/game/barbarian-prince/
Это не варгейм

slflycat написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Думаю вряд ли. И причин тому несколько
1. и главная , о чем я уже неоднократно писал - настолки в СССР считались уделом детей. Данная настолка по виду уровня выше среднего 14+ лет.
2. В СССР больше тяготели к НФ, а фэнтези еле-еле проникло к нам чуть ли не в единственном виде "Властелина колец" только в середине 80-х.
3. настолки в СССР старались обязательно нести какую-то образовательную составляющую. в этой игре ее не может быть от слова совсем.

Проживи Союз дольше, скорее всего и такие игры в нем появились бы. Подтверждение тому изданная в 1990 "Заколдованная страна". Он был по своему гибок и следовал веяниям времени. А ваше мировоззрение о нем, как о "тюрьме народов, где половина сидела, половина доносила и охраняла" в корне неверное и ничем не отличается от придуманных и вдолбленных у нас и в соседних странах "альтернативных историй", которые выливаются сейчас во взаимной ненависти.

Siar написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Лол, приводить в пример выпуск первой и единственной фэнтези игры в перестройку (!)

slflycat написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Примеры "захлестнувших рынок" фэнтези игр из 90-х постсоветского производства в студию. Тогда сделаю Лол вместе с вами.

Siar написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Как минимум Корона Эмбера, Магический меч, Мир алахора и другие клоны Талисмана - уже намного больше всего что было в ССР. Наверняка еще что-то было.

slflycat написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Т.е. 1 игра. Корона Эмбер. Потому что магический меч издан ещё в СССР (1991 год), а мир Алахомора это уже ближе к началу 2000-х. Так что лол на ваш комментарий.

Siar написал полмесяца назад: #

Не в СССР, лол. Вам чуть ниже разжевали, почему перестроечные времена это уже совсем другое.

А "ближе к 2000-м" - это еще 90-е.

3-4 фэнтези игры, включая Заколдованную страну, и это лишь те что известны мне.

a7v написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Очень закономерно что в качестве примера развития СССР вы приводите игры из глубокой перестройки, когда все ограничения сняли и народ начал знакомиться с ДнД и другими достижениями западной культуры поближе.
А первые три пункта все объясняются тем, что в СССР нельзя было что-то издавать САМОМУ. Что решили чиновники издавать то и можно делать. Поэтому неоткуда появиться новому жанру в принципе, кроме копирования с Запада.

slflycat написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Слушайте, что вы привязалась к отсутствию частной собственности в СССР? Она была во многих странах мира, но там РПГ почему-то не издавали. Там тоже клятый совок не давал это делать? Или может они там просто, как и в СССР не нужны были? Этот вариант вы в принципе не рассматриваете? Кроме как в США я что-то не припомню, как D&D шагал широкими шагами по планете. Даже в 80-е. Та же европейская школа клепала в тот время детский шлак и начинала клепать евро игры. Там что мешало? Я вам заколдованную страну привёл как пример того, что СССР тоже менялся. Первый тираж Властелина колец в СССР издало гос издание. Я его в середине 80-х первый раз и прочел.
В общем, я понял, вы как и обычно во всех дискуссиях не пробиваемы.

Siar написал полмесяца назад: # скрыть ответы

"Та же европейская школа клепала в тот время детский шлак и начинала клепать евро"

Ахах. Вот примеры европейских РПГ той эпохи:

En Garde!
Bifrost
High Fantasy
Heroes от Tabletop Games
Midgard
Das Schwarze Auge
Ruf des Warlock

И это не все - лишь малая их толика, их десятки если не сотни были.

Вы конечно скажете что там они не были супер популярны. Но они были (и пользовались достаточным спросом, раз их массово производили), чего нельзя сказать про соцстраны.

Angvat написал полмесяца назад: #

К слову да. В 80е европейских РПГ уже было валом, а уж в 90е, где шведский Культ даже на уровне правительства обсуждали… Просто популярны они были локально, тот же немецкий «Темный глаз» 84го года до сих пор жив и переводится на инглиш, но за пределами родины не имеет особой известности. Впрочем бывают и исключения, как британская Вархаммер РПГ, увидевшая свет аж в 86м, но это как говорится Вархаммер. Про США тех времен вообще молчу, там всякие Ктулху да Шэдоураны уже росли как грибы с Юггота после радиоактивного дождя, впрочем и там пик пришелся на 90е.
Так или иначе, бездуховные дельцы как из США, так и Европы, в конце семидесятых-восьмедисятые породила десятки уникальных миров и концепций, многие конечно затем были преданы забвению , но многие в дальнейшем расцвели и раскинулись.
А что там «страна творцов» в казалось бы самой творческой сфере настолок, где буквально взял книгу, карандаш и воображение, и там сам себе режиссер, актер или все вместе? А ничего, вообще…

slflycat написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Слушайте, ещё раз повторю - примите челлендж и напишите статью про западные игры. Я в отличии от вам подобных оценю её не по автору, или упоминанию какой прекрасный и свободный был запад, а по описанию разнообразия западных игр. Я же свою миссию выполнил - доказал, что игры в СССР были, их творили в огромных и разнообразных количествах на протяжении всей истории СССР, и они были интересны для своего времени (а некоторые проверены и на современных детях - им тоже оказалось интересно). То что в силу предвзятости для вас, для а7v и некоторых других они не айс, это ваши личные мнения, но не мои проблемы.

Siar написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Понятно, уход от темы, значит ответить по сути (что якобы только в США были серьезные настолки-РПГ - оказалось совсем не так, и что якобы в СССР издавали Заколдованную страну - оказалось что это был совсем уже не СССР, а перестройка) нечего. Ну дело ваше. То что вы считаете что мы почему-то должны были в качестве ответа написать статью про западные игры - это ваше личное мнение, не наши проблемы. Западные игры не нуждаются в ностальгической рекламе.

slflycat написал полмесяца назад: # скрыть ответы

От какой темы я ушёл? Я показал, что ваши и других ненавистников СССР тезисы, о том, что там ничего кроме кинь-двинь не производили и творить не давали - ложные. В СССР было богатое разнообразие видов настольных игр. То, что они были не такие, как на западе не отрицает их разнообразия и огромной популярности. На своём опыте могу сказать, что появление западных игр на игровом столе не заставило забросить советские игры. А перевыпуск некоторых из них на современном рынке доказывает и то, что они интересны и современным детям.

Если вы воспринимаете эту статью, как ностальгические рекламу, то напишу в очередной раз - "иногда лучше жевать". Теперь я начинаю понимать почему некоторые другие пользователи вас игнорируют.

bijection написал полмесяца назад: # скрыть ответы

При всем уважении, то что в статье — это кинь-двинь и есть. Викторины еще. Пара примеров из общего ряда выбивается, но на исключениях каши не сваришь.

Основной же аргумент в том, что настольные игры в том качестве, в котором они рассматриваются современными настольщиками (как хобби, как род занятия), - это продукт, интересный взрослому человеку. В том числе, и на этом ресурсе. Тесера ведь не форум мамочек, ищущих развлечение своим детям 5-12 лет.

С этой стороны в то время были только классические шашки-шахматы, домино, игральные карты. Что, в принципе, и так всем известно.

slflycat написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Уже отвечал на это - не надо проецировать то время на сегодня. Разумеется по современным меркам все те игры кажутся примитивными, но свою задачу - развлекать и в некоторой степени прививать стремление к знаниям советских детей (а в СССР настольные игры считались развлечением именно что для детей) они прекрасно выполняли.
Дабы больше не поднимать эту тему просто посчитайте и напишите в комментариях (сам я этот делать не буду, чтобы в предвзятости не обвинили) сколько в статье упоминается всего игр, и сколько из них "банальное кинь-двинь". Упомянутые "пиратские" версии западных игр можете не считать.

bijection написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Так, если вы ставите себя в позицию сравнения-противопостовления «здесь» и «там», то основная разница как раз в том и состоит, что для западного рынка вы можете проецировать то время на сегодня.

То есть, настольные игры на взрослую аудиторию существовали, гик-сообщества существовали, издательства, занимающиеся только данным направлением, существовали. Не просто существовали — их было довольно много, они развивались.

Существовали, помимо того, и детские, и семейные игры тоже, какие-то даже дожили до сегодняшнего дня, практически не изменившись (Escape from Atlantis, Monopoly), но я как-то не вижу смысла о них говорить — настольные игры для детей выпускались везде.

slflycat написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Целью моей статьи было не противопоставить игры СССР западу, а показать что их там тоже "творили" и они были разнообразны, а не только кинь-двинь. Посчитайте все-таки сколько кинь-двинь, и сколько всего игр в статье. А то ваше заявление про "только кинь-двинь в статье" голословно как-то. То, что у siarа вДудь головного мозга мне понятно, но вы то зачем такое пишите?

То, что в СССР это был удел детей и потому они в основном простые с уклоном в образовательную часть, я сам утверждал ещё в другой теме (с которой все и началось), отвечая на вопрос, почему в СССР не делали настоящие варгеймы. Я лично не считаю, что это прям плохо. Особенно для тех времён. Да и не мешало бы для этих. А вон некоторые подростки уже годы ВОВ и с кем мы воевали назвать не могут, а западный подход ко второй мировой вообще за гранью.

Но опять же, вот прям с 20-х годов на западе делали игры для взрослых? Насколько я помню слово geek, и именно что в отрицательной коннотации, вошло в обиход только ближе к концу 70-х. Если это не так, то будет интересно про это узнать. И для того мой челендж про статью про западные настолки. И понятно, что сравнение будет не в пользу СССР, где взрослых игр просто не делали. Поэтому цели соревнования не стояло и не стоит.

bijection написал полмесяца назад: # скрыть ответы

За исключением нескольких игр на военную тематику, где есть фигуры и правила их перемещения, это кинь-двинь с вариациями. Игры на ловкость еще.

Приключения на луне — кинь-двинь.
Путешествие в Швамбранию — тоже.
В путь дорогу — кинь-двинь.

Дальше продолжать не буду, мне «выиграть» в этой беседе не настолько важно. Игры, к которым нет правил, и от которых осталась одна обложка, оценить, пожалуй, нельзя.

С 20х не делали игры для взрослых, конечно. Из известных ранних можно вспомнить Скраббл, это уже вторая половина 30х. Игры, как более взрослое развлечение, начинаются позднее. Первый настольный варгейм — 56 год, но расцвет будет позднее, скажем, с 60х. Это делал, например, Авалон Хилл. 70 — появление ролевых игр, Гарри Гигакс, Грег Стаффорд и прочие. В 80х — 90х игры становятся очень похожи на наши теперешние.

То, что гик имел отрицательную коннотацию, ну и что? Что-то среднее между «чудак» и «зануда», да оно и у нас оно так было до недавнего времени. Еще лет 10 назад написать в резюме «Увлечения — настольные игры» было, пожалуй, рискованно. В 70х было примерно так же, и отношение было примерно такое же, может быть, истерии было побольше.

Я — гик, и я — чудак, как и (надеюсь) многие здесь. И зануда, скорее всего. Именно поэтому я «такое пишу» - с точки зрения увлеченного человека, а не человека со «стороны нормальности». Вы пишете, что настольные игры были (для детей). Я согласен. Но они были не в том смысле, в котором существует это хобби.

slflycat написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Насчет приключений на Луне, как игравший в неё, не соглашусь. Швамбрания кинь-двинь с весьма серьёзными дополнениями, про путь-дорогу спорить не буду, т. к. не особо помню как там все было реализовано.
Скраб этот для взрослых оказывается? Мне Эрудит лет на 7 наверное подарили. Вот даже так выясняется, что на западе игры для взрослых начинают делать только с 60-х. И то, для таких "взрослых" употребляли слово geek. Т.е. это не было ещё хобби, в том смысле, как сейчас. А о том, что данному тренду всего лет 30 я уже неоднократно писал. Поэтому мы не сможем сказать точно, перестроился бы СССР в плане отношения к настольным играм, как только для детей, просуществуй он дольше. И соответственно пенять ему на то, что игр для взрослых в нём не было как-то странно.

bijection написал полмесяца назад: #

Скраббл — это игра на любой возраст. По ней проводятся взрослые чемпионаты, почему я ее и упомянул. По идее, вам это должно быть известно, с вашим стажем.

«Только с 60х» - это манипулирование, знаете ли. Вы разве что-то можете противопоставить, что было раньше 60х, чтобы использовать такой оборот? На поколение раньше, чем у нас.

А вот то, что вы взрослость гиков ставите в кавычки, как бы и определяет ту причину, по которой я изначально ввязался в эту беседу. Да, несерьезные гики играли в свои игрушки, а кто-то, конечно, в космос в это время летал. Только мы с вами в том хобби, которое появилось среди этих гиков, для этих гиков, этими гиками созданное. Не космонавтами и не строителями ГЭС, например. Подобные гики — основа этого хобби и сейчас, без них хобби нет. Увлеченные странноватые товарищи, скупающие цветные коробки сотнями, готовые пробовать их все новые и новые без конца, а не дети и не «нормальные взрослые люди», для которых приведенные вами примеры и подходят. Это антиподы того отношения к играм, о котором вы пишете в положительном ключе, осознаете ли вы это?
Отсюда и ответ на риторический вопрос «что было бы если?» (хотя такой вопрос вообще ставить некорректно, речь изначально шла о том, как было, а не о том, как было бы). Пожалуй, ничего. Для настольного хобби нужна «праздность».

Angvat написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Вы себе видимо не особо ясно представляете непомерную пропасть между СССР и загнивающим западом в плане так сказать массовой и не очень культуры в целом, и настолок в частности. Тут не статья нужна, а многотомник на сотни страниц. Впрочем, по ролевым играм его и писать не надо, он уже есть, «Дизайнеры и драконы» называется.
https://www.drivethrurpg.com/en/product/141205/designers-dragons-the-complete-set-bundle
Два тома про 70-80е там занимают что-то страниц под 800 вроде. Даже если вкратце попытаться изложить все дела и описать заметные игры тех лет, что после себя хоть что-то отставили и по сей день, хотя бы парой абзацев, нехилая такая дипломная работа выйдет листов на 50. И это только ролевые игры, которые лишь часть настольных, причем не самая значительная.

slflycat написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Про отставание в культуре (именно в культуре, а не "культуре развлечений") это кто ещё от кого отставал, но не хватало ещё на эту тему холивар развести. Напишите статью про западные игры и докажите эту "пропасть", тогда и подискутируем. А пока это все общие заявления. Я вот когда садился писать эту статью тоже не ожидал, что в СССР было такое разнообразие и количество настольных игр. Возможно (!) вас ожидает обратное разочарование - окажется, что на западе игр то было дофига, да все они были клонами одного и того же. Дерзайте. Не надо на два тома. Вкратце. Только основные направления (перечисления 50 видов гипотетических монополий не нужны) Я знаете ли тоже "голопом по Европам" по истории советских настолок пробежал. Тем более "западникам" будет значительно проще - не надо будет перерывать, как мне, пол-интернета, чтобы хоть что-то накопать.

rgulyaev написал полмесяца назад: # скрыть ответы

собственно, что вы культуру развлечений отделяете от культуры вообще, еще и берете в кавычки, в общем-то закрывает вопрос. непонятно только, зачем с таким подходом на портале настольных игр сидеть, но дело ваше

slflycat написал полмесяца назад: # скрыть ответы

О как! А почему нельзя разделять культуру и культуру развлечений. Можно смотреть кино, развлекаться на аттракционах и дискотеках, и играть в игры, даже в театры ходить иногда, но при этом не читать книги "разговаривать" матом и вести себя по жизни как свинья. Из этого утрированного примера понятно почему я культуру и культуру развлечений разделяю?

punchik написал полмесяца назад: #

slflycat, спасибо)
Отлично сформулировано!
Четко, емко, лаконично!
Снимаю шляпу!

Мне почему-то кажется, что человек Вас, все-таки, не поймет. Весьма сложная сентенция и смысловая конструкция получилась - АрхиЛогичная)

asterix81 написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Пропасть в сложности настольных игр - это так себе показатель обшей культуры.
Скорее, это показатель образа жизни, склонности к домоседству.
СССР был силен в массовости качественного образования и воспитания (даже в учетом пропаганды).
Если твои друзья занимаются в шахматных, радиокружках, как пример, гоняют в хоккей в соседнем квартале и т.д. Тратить дни на какой-то непонятный фэнтези краулер просто никто не захочет.

Сложные настолки - это всего лишь вопрос разницы образа жизни, например, в США и в СССР, где образ жизни граждан создавался централизованно, но по качеству в чем-то даже превосходил американский.

Siar написал полмесяца назад: # скрыть ответы

А сейчас что-то мешает заниматься в шахматных и радиоклубах, или гонять хоккей? Может, большинству это просто оказалось не нужно, когда появились более интересные альтернативы (и я не только про настолки, они все же очень нишевая вещь)?

asterix81 написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Так мы сравниваем СССР ведь, а не "сейчас"?
Так то СССР закончился 35 лет назад, другая эпоха была.
И подростки занимались, в основном, тем же, чем их друзья.
Это было еще до времяпрепровождения со смартфоном или монитором дома. И тогда да, занятия в клубах и хоккей были более интересными альтернативами.

Siar написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Так я о чем: занимались, потому что это был рак на безрыбье, и из-за пропаганды в духе "все должны активно участвовать в общественной жизни", а не потому что это было так уж здорово. Если б имелись альтернативы в виде развлечений поинтереснее - пусть не интернет, но хотя бы те что на Западе существовали - то увлекались бы ими, и мы бы не рассуждали, почему в СССР было так убого с развлечениями.

asterix81 написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Вообще не понял тезис про интересные альтернативы, которые существовали на "западе", но не существовали в СССР. Наверно, речь про сложные настолки?
Культура настольных игр, вообще не является каким-то бриллиантом в общем развитии культуры. Есть передовые страны в которых играют в традиционные игры и не сильно страдают в культурном плане.
И СССР тоже не страдал и уж, тем более, подростки в СССР.
Посмотрите список чемпионов мира по шахматам советского периода.

Siar написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Игры на аркадах и консолях, рок и всякая поп-музыка, шоппинг, байкинг и т.п. активности, подразумевающие свободные поездки по стране, множество фильмов и сериалов в телевизоре... Ну и РПГ, да. Много чего там на Западе было, о чем советские подростки могли только мечтать. Взрослые собственно как раз мечтали и завидовали.

А то что из шахмат сделали национальный спорт, опять же следствие безрыбья, поскольку вышеперечисленных альтернатив не было.

slflycat написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Вам все-таки лучше жевать, не иногда, а постоянно.

Siar написал полмесяца назад: # скрыть ответы

А вот и советская культура образованных творцов проявила себя - перешел на хамство :D

Есть вот современный аналог СССР - лучшая из Корей. Очень странно что так грустя по СССР, ты живешь в проклятом капитализме среди потребителей, а не там, или хотя бы на коммунистической Кубе. И наслаждаешься западными благами вроде интернета, нормальных игр, свободы и прочего... А значит все эти сетования пустые, неискренние, и грош им цена.

Rumata83 написал полмесяца назад: # скрыть ответы

В Ваших словах есть нелогичность. Почему Вы думаете, что если бы сейчас был СССР, то мы жили бы, в условиях Северной Кореи, а не Китая. Там тоже сейчас правит коммунистическая партия. Свобода. Помнится совсем недавно, в Испании, если не ошибаюсь, одна Испанка высказалась о засилии мусульман. Так ее в тюрьму посадили. Это свобода? Почему Вы думаете, что не было бы игр? Еще раз повторюсь, невозможно предсказать что было бы, если бы...

Siar написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Нет там давно от коммунизма ничего кроме названия, это капиталистическая страна. Причем так развиться Китай смог лишь благодаря дружбе с Западом (вместо постоянной Холодной войны), огромным иностранным инвестициям и главное миллиардному населению, готовому вкалывать почти круглосуточно за миску риса. Иначе не состоялось бы никакой фабрики мира.

Rumata83 написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Неправда, есть. Идеология в первую очередь. А с Западом они дружили в основном из-за технологий

Ifikl написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Идеология есть, а воплощения - нет. Ни на грош. Коммунистических стран нет, это утопия. Китай - страна капиталлистическая, и давно. От США отличается однопартийной системой, против двухпартийной. Союз был страной социалистической. Сейчас социалистические страны - в Европе.

Rumata83 написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Никто и не говорит, что в Китае коммунизм. Коммунизм пытались построить. И в Китае до сих пор коммунистическая партия - правящая. Идеология там есть и воплощается она очень успешно на мой взгляд. Вы посмотрите, как у них подходят к обучению детей? Как они развивают фундаментальные науки, технологии

Ifikl написал полмесяца назад: # скрыть ответы

А коммунизм здесь при чем? Как связанны фундаментальные науки с ним? Я, конечно, всего Маркса не читал, но вроде это про другое совсем...
А что до названия, ну назовите и у нас правящую партию коммунистической.

Rumata83 написал полмесяца назад: #

Так коммунизм подразумевает наличие и активное развитие производительных сил

punchik написал полмесяца назад: #

"миллиардному населению, готовому вкалывать почти круглосуточно за миску риса"

Siar, Вы же против пропаганды. Зачем же Вы сами транслируете американскую пропаганду и набор штампов времен еще "вьетнамской" войны про "миску риса"? Почти СЕМЬДЕСЯТ ЛЕТ прошло! Займитесь шопингом, байкингом, консоллингом, роккингом или чем-то там еще... Хватит "каца-эйдельман" и Дудя слушать, в мире так много всего интересного)

И да, сколько лет, ЛИЧНО Вы прожили в ужасном СССР?
Хочется прояснить для себя ситуацию, чтобы понять...

slflycat написал полмесяца назад: #

Если бы я хамил, то я бы перешёл на "ты" , и "короновал" бы вас главным шутом тесеры. Но мое советское воспитание не позволяет такого.
Относительно почему я не живу на Кубе? Ну, потому что в отличии от таких, как вы, восхвалителей западного образа жизни граждан мира, типа того, сбежавшего в Ереван от греха подальше, как сбежите и вы, если припечет и будет возможность, это моя Родина. И как в той песне -"а она нам нравится, хоть и не красавица".

punchik написал полмесяца назад: #

"Игры на аркадах и консолях, рок и всякая поп-музыка, шоппинг, байкинг и т.п. активности, подразумевающие свободные поездки по стране, множество фильмов и сериалов в телевизоре... Ну и РПГ, да."

Siar, если не секрет, сколько Вам лет?
Сколько лет, ЛИЧНО Вы прожили в ужасном СССР?
Хочется прояснить для себя ситуацию, чтобы понять...

asterix81 написал полмесяца назад: #

"Игры на аркадах и консолях, рок и всякая поп-музыка, шоппинг, байкинг и т.п. активности, подразумевающие свободные поездки по стране" - ну смешно ведь, камрад.
Все перечисленное существовало в СССР в большем или меньшем количестве чем в США, например.
Кабельное ТВ и ролевые игры в фэнтези сеттингах, так уж и быть, оставьте "западу", хотя под конец 80-х и это счастье привалило.
Спорт да, в СССР был лучше развит, как США ни старались.
Мы уже за рамками настольных игр, кстати.
Думаю, достаточно. Вы реально плохо представляете себе недавнее прошлое.

Herbert_West написал полмесяца назад: #

Игры на аркадах были даже в моём Ужопье. "Кот Рыболов" запомнился на века. Первый Мортал Комбат в советском исполнении.

Игры на консолях. В СССР был свой Понг под названием "Турнир", "Палестра-02", "Электроника Экси Видео" и другие.

Фильмы. До сих пор люблю и пересматриваю многие советские фильмы. Делались качественно, с душой. И актёры были настоящие таланты. "Москва слезам не верит" взяла оскара. "Планета Бурь" вдохновляла Кубрика и, насколько я помню, Лукаса. На Тарковского до сих пор всем западом дро...в общем, восторгаются. Да, терминаторов не снимали. И конвейер был не столь ловко налажен, как на западе. Но снимали хорошо.

Разнообразия было меньше, тут не поспоришь. Был дефицит определённых товаров - это тоже правда. Однако наличие всего вышеперечисленного барахла было. И жевачка, и презервативы, и много чего ещё.

punchik написал полмесяца назад: # скрыть ответы

"все должны активно участвовать в общественной жизни"
"почему в СССР было так убого с развлечениями"

Siar, если не секрет, сколько Вам лет?
Сколько лет, ЛИЧНО Вы прожили в ужасном СССР?
Хочется прояснить для себя ситуацию, чтобы понять...

slflycat написал полмесяца назад: #

Чтобы его понять, примите то, что цитата в начале моей статьи про будь сейчас СССР "не было бы не интернета, ни сотни настолок, не выбора, ничего" это его прямое цитирование из другой темы.

Herbert_West написал полмесяца назад: # скрыть ответы

"... в СССР нельзя было что-то издавать САМОМУ"

Что значит издать самому? Сейчас тоже человек не может что-то издать сам, для этого нужно непосредственно издательство, типография и т.д. При этом в советский период автору также ничто не мешало прийти в любое издательство с предложением своей игры. Не спорю, процесс издания своей творческой продукции был сложный, так как должен был пройти через ряд рецензентов и государственных инстанций, но сама возможность при этом всё же была. И сейчас любое издательство может развернуть автора с его творением со словами: "Что за хрень ты принёс?" Краудфандинг не рассматриваем, потому что массовость он приобрёл совсем недавно. И это я всё пишу не потому, что считаю, что в СССР было всё лучше, а потому что думаю, не в возможности или невозможности издать было дело.

Позвольте полюбопытствовать не издёвки ради, а действительно с целью прояснить для себя ситуацию. Вы про СССР из книжек знаете или сами в то время жили уже в сознательном возрасте?

bijection написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Конечно, может сейчас человек издать сам. Некоторые прямо так и делают - весь процесс, от идеи до печати в типографии и последующего распространения.

Впрочем, речь, наверное, идет все же о более широком понятии - об организации издательства с определенной бизнес-моделью. Издательства же не на деревьях растут - кто-то предприимчивый берет и начинает заниматься выпуском своей печатной продукции, сперва на гаражном уровне и среди таких же увлеченных людей, а потом, при условии успеха и какой-нибудь финансовой прибыли, в более широких масштабах. Всяческие издательства варгеймов и ролевых игр в 70х именно так и начинались - с продажи буклетов правил в студенческих кампусах и на конвентах.

Herbert_West написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Да, конечно сейчас человек может издать сам, но это скорее связано с развитием технических возможностей, а не с социально-экономической формацией. Мы не об этом ведь говорим. Речь именно о производстве в крупных масштабах с целью последующей реализации товара.
И вот если говорить про реальный бизнес, а не про самиздат в гараже, то здесь мысль "что хочу, то и произвожу" является весьма обманчивой. Производят то, на что есть спрос. Можно, конечно, осуществить свою мечту и сделать то, что хочется самому, но тогда не стоит потом удивляться, что прогорел через полгода. Не обязательно, что будет именно так, но вероятность крайне высока. Как известно, 95% нового бизнеса обанкротится уже через год после открытия, а из оставшихся 5% большая часть обанкротится ещё за 1-2 года. Таковы реалии рынка. Пробиться через этот фильтр настолько же тяжело, насколько в советское время было сложно пробиться через чиновничий аппарат. Но иллюзия возможности опьяняет.

bijection написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Мне, кажется, не вполне удалось до вас свою мысль донести.

Еще раз акцентирую, основная часть гиковских издательств варгеймов и ролевых игр зародилась в сообществе энтузиастов, которые разрабатывали и выпускали свои игры кустарно и не массово, потому что могли это сделать самостоятельно. Это не теория, это свершившийся факт. Чарльз Робертс издал первый в истории варгейм Тактикс в свои 22 года, сделав его на дому и продавая желающим по почте. Про 95% он, видимо, не знал, как и многие другие подобные люди. Сколько таких «издательств» прогорело в итоге и какие у них были шансы сделать большие деньги — это совершенно не важно, потому что культурный феномен сформировался в результате работы многих таких одиночек или небольших команд, которые пробовали, взлетали, разорялись, собирались снова в новые издательства. Делали они это не по причине «что хочу, то и произвожу», а по причине «что еще можно попробовать продать такое, чего кто-нибудь захочет купить».

То, что многие бизнесы довольно быстро банкротилсь — ну и что ж с того? Обанкротились — начали заново, чуть по-другому, или не начали, тут уж кто как. Игры-то они все равно выпускали, жанры развивали, создавали рынок, который без их работы сам по себе не зародился бы никогда.

Herbert_West написал полмесяца назад: # скрыть ответы

И я тогда повторюсь. Ничто не мешало вот также советскому человеку устроиться на работу в издательство и клепать там свои игры, раз уж такой идейный настольщик. Или работать с издательством сдельно по договору, как работали, например, писатели. Была цензура, да, вот с этим вообще не спорю. Многие темы были табуированы, поэтому всё что хочешь издать не получится. Но сама возможность была. Скорее не было развитой культуры настольных игр, поэтому и не было потребности в них. Самих игр было, безусловно, меньше. Но так надо понимать разницу идеологии. На западе растили общество потребления, поэтому там разнообразию товара и придавали столько значения. У нас же, как правильно пишет slflycat, многое было направленно на обучение и воспитание, а не просто на развлечение. Опять же, я сейчас не спорю, хорошо это или плохо. Я лишь говорю, что не столько в экономике дело, сколько в общей культурной среде.

Ifikl написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Для вас это одно и тоже? Работая вечером на оборудовании и материалах типографии за бутылку сторожу, то есть просто воруя - сравнивать с возможностями капиталистического общества@

Herbert_West написал полмесяца назад: #

Почему воруя? Официально работаешь в издательстве, продвигаешь свои идеи по выпуску офигенной настольной игры, которой так не хватает советскому человеку для полного обретения самосознания.

alexlap написал полмесяца назад: #

можно всё сейчас издать самому (физлицу). я лично издавал каталог по одной коллекционной теме, сам с типографией заключал договор, сам распространял через точки сбыта (договор или по знакомству), сейчас знаю игры некоторые так издаются

scafandr написал полмесяца назад: # скрыть ответы

80-е:
HeroQuest, Sherlock Holmes Consulting Detective, Survive: Escape from Atlantis!, Advanced Squad Leader, Axis & Allies, Can't Stop, Civilization, Space Hulk, Merchant of Venus, DungeonQuest, Talisman, Abalone, BattleTech, Jenga, Arkham Horror, The Fury of Dracula. И дофига других игр, которые до сих пор на слуху

a7v написал полмесяца назад: # скрыть ответы

В конце 70х уже супер комплексные приключенческие игры были типа Swords & Sorcery: Quest and Conquest in the Age of Magic знаменитый Barbarian Prince 1981 правда

slflycat написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Так дерзайте вместе с scafandr. Смотрите сколько у вас только на 80-е уже набралось. Поспорьте своим списком 80-х годов с моим из 13 советских игр, которые были только у меня в коллекции в то же время (а это далеко не полный список). Напишите статью про западные настолки. Я уверен, что она будет богаче, чем про настолки в СССР. Хотя бы потому, что там в отличии от нас "историей" настолок больше занимаются и накопать материала будет проще.
Однако, моя цель была показать, что в том числе и ваши тезисы "в СССР только настолки типа кинь-двинь производили, а творить что-то другое не давали" в корне не верные. Если вы этого каким-то образом не увидели, то видимо "И ничего другого знать не хотят" из вступления - это про вас.

a7v написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Ваша статья это просто "я погуглил названия и картинки" вы же не собираетесь изучать правила.
А там качественная разница такая... Это просто пропасть. Как можно сравнивать игры для детей 5 лет с огромными монстро-варгеймами?
Вы не тот тезис доказываете. Вам никто не говорил, что в СССР не было игр. Тезис был в том, что в СССР не было свободы творчества для дизайнеров игр. Нельзя было открыть свое издательство, нельзя было заработать на своей игре. Вы же этого не будете отрицать? А итог это системы - только глупые детские игры, и все.

slflycat написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Т.е. множественные приведённые описания правил это "вы же не собираетесь изучать правила"? Вы утомили отсутствием логики.
Много сейчас свободы творчества для дизайнеров настольных игр? Или они таки все подстраиваться под требования издательств, как в СССР подстраивались под требования государства? Примеры "творческого" шлака с маркетплейсов только не проводите пжл. Как я вам написал в теме, которую стерли - лучше нормальные игры по разнарядке, чем это.
И если в СССР не было свободы творчества, то что ж что авторов, что разнообразия настольных игр было завались? Ах, ну да, они ж по вашему все кинь-двинь были.

Siar написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Все верно, немногочисленные глупые детские игры.

slflycat написал полмесяца назад: #

"Иногда лучше жевать..."

SfTes написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Вы наверное не поверите, но даже сейчас мы можем посмотреть, что такое "нормальные" фильмы по разнорядке, "нормальные" цены по разнорядке, наука по разнорядке и всякое прочее по разнорядке. Управленцы из СССР никуда не делись и черпают идеи и методы из своей молодости.

slflycat написал полмесяца назад: #

Это ошибочное мнение. Управленцы из СССР давно ушли в закат. Остались только те, кто его гробил. И ничему больше они так и не научились. Поэтому действительно их деятельность можно оценить именно в той коннотации, которую вы заложили в своё сообщение.

Ifikl написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Фэнтэзи это вообще не сильно старый жанр. Лет 5 назад пытались вспомнить десятка полтора хотя бы фэнтэзи фильмов прошлого век - не смогли.

punchik написал полмесяца назад: # скрыть ответы

"Фэнтэзи это вообще не сильно старый жанр"

Конечно не старый. Подумаешь, больше ста лет.
Плюнуть и растереть. Только недавно появился.

Ifikl написал полмесяца назад: #

Ну, Эммм.... Да. А что, больше ста лет - это прямо много? Я дале не знаю, с чем сравнить. Наверное моложе только какие-то очень узкие поджанры... Типа дизельпанка.

Siar написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Вот умора. Если что, фэнтези в основном в книгах существует, а не в фильмах.

Ifikl написал полмесяца назад: #

Если вы решили подтвердить мой тезис, то мне странно видеть первые два слова. У вас диссонанса точно нет?

BrutalBaron написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Мифология Греции, викингов, египтян и так далее - "мы для тебя шутка?"

Просто современное фэнтези действительно можно сказать молодой жанр, начинающийся с Конана и дальше Властелин Колец - когда вот эту самую мифологию и сказания, основанных на религиях, начали переносить в область развлечения и сказок, не пытаясь объяснить мир вокруг, а пытаясь выразить себя через форму воображения. А уж в СССР с мистикой и религией точно было так себе, отсюда и только возможность работать с сказками русскими, не более.

Igber написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Мифология - это не фэнтези (как жанр литературы)

BrutalBaron написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Прикольно, я буквально этот и написал, но кто читает дальше первой буквы нынче на тесере...

Igber написал полмесяца назад: #

Удалил изначальный текст - прошу прощения за грубость

Igber написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Нет современного фэнтези, так как нет старого фэнтези.
И русские сказки по своей структуре ничем не отличаются от мифов других народов

punchik написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Весьма спорно)
Образцы "старого" (классического) фэнтези: Говард,Толкиен,Лейбер,Нортон,Эддингс,Ле Гуин, Стюарт, Салливан, Фэйст и др.
Образцы "старого" (новая волна) фэнтези:
Муркок, Желязны, Вэнс, Вагнер, Кинг и др.
Образцы "современного" (нового) фэнтези:
Аберкромби, Мартин, Сапковский, Хобб, Бэйкер, Эрриксон, Вегнер и др.

Да, в некоторых случаях деление весьма условно... Есть современные авторы пишущие в стилистике канонов "старого" героического фэнтези (Салливан), а есть старые авторы писавшие "новое" фэнтези (Желязны). И те кто писал "современное" фэнтези уже очень давно (Кук).

Как-то так)

Igber написал полмесяца назад: # скрыть ответы

По фэнтези до конца определиться с определением не могут)
А деление внутри на "старое""новое", как мне кажется, вообще бесперспективно)
Имхо, для меня тот же Кейн Говарда равнозначен Ведьмаку Сапковского)

punchik написал полмесяца назад: #

"По фэнтези до конца определиться с определением не могут"

Igber, Вы это серьезно или просто так "набросили" для проформы?)

"А деление внутри на "старое""новое", как мне кажется, вообще бесперспективно"

Хмм... Так это целое литературное движение — "Новая Волна" с 1960 годов как-бы. С добавлением новых, литературных стилистических приёмов. Не я данное определение придумал)

Ifikl написал полмесяца назад: #

Все так, и потому по нему так немного было и фильмов, и игр раньше.

Ksedih написал полмесяца назад: #

Ребятушки, очень жаль, интересный тут разговор, но большинство сюда всё же приходит читать комменты по настолкам, а это залило всю ленту. Жаль, интересная дискуссия, но... не место, не место. Прикрываю.

Stereochild написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Отличный гайд "Как публично подрочить на совок, прикрываясь темой настолок".

Rumata83 написал полмесяца назад: #

Неужели Вы не понимаете, что такими комментариями унижаете сами себя?

blackbat51 написал полмесяца назад: #

сказочный...(с)

Seylorpeg написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Статье поставил 10, было интересно.
Полемическая заострённость - ваше право, я его не оспариваю, но считаю здесь на тесере бессмысленным:
В гиперинформационной системе люди практически бессильны перед пропагандистскими нарративами.
Самостоятельный анализ - переоценён, он так или иначе избирателен и меряет факты по себе.

Тратить время на доказательства и полемику просто контрпродуктивно и неполезно для сердца.
Сапиенти сат, как говорили древние.

Еще раз спасибо за статью, кому надо - те прочли.

Exhumanfact написал полмесяца назад: #

Кмк, здесь несколько другое.
Всецело уважаемый мною slflycat немного не учëл, сколько на Тесере его ровесников на самом деле.
Ну а уж срачи между ровесниками на любую тему, это уже отдельная история))

a7v написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Ну что и видим, для маленьких детей всякий примитив по типу кинь-двинь. Грустно!

Посмешило упоминание Пиратов Голицина - он ее как раз создал "в стол", ее удалось издать только в конце Пперестройки. Автор по-моему не знает об ее истории примерно ничего, хотя кичится, что знает о великом СССР какие-то тайные знания.

Добавлю, что Голицин был арестован в 1941 и умер в лагере в 40х

slflycat написал полмесяца назад: # скрыть ответы

В стол? Интересное замечание. Жаль только ложное. https://cyberleninka.ru/article/n/v-m-golitsyn-i-a-m-gorkiy-istoriya-nastolnyh-igr/viewer
Цитата - "Пираты были впервые напечатаны в журнале "Затейник" "№17 с. 22-24 в 1934 году". Про практику распространения настольных игр через журналы в статье есть. Это был отдельный вид.

Но спасибо за наводку, таким образом я узнал и про другие игры Голицына.

a7v написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Это не издание, что-то вроде демо, типа "сами нарисуйте поле", вот и все что получилось.
Отсутствие свободы предпринимательства, госмонополия на любые издательства не очень располагает к развитию новых жанров в настольных играх. Просто в рамках существующих издательств детских игры клепают простенькие игры для детей и все. Есть какая-то другая идея? Не прокатит.

slflycat написал полмесяца назад: #

И что, что нарисуй сам? В СССР это часто практиковалось и не только в настолках. Вот таким не хитрым способом людей приучали "творить" самим, а не ждать всего готового. Хочешь сделать лучше, сделай сам. Я вот был очень доволен своими "Корабликами", а пластикового "Адмирала" покупать не стал. Не понравилось исполнение.
Про "в рамках существующих издательств детских игры клепают простенькие игры для детей и все. Есть какая-то другая идея? Не прокатит." я уже устал объяснять. Сколько еще раз надо написать про нацеленность на детскую ауиорию, про следование общемировым трендам, но со своей советской спицификой с упором на образовательную составляющую в играх, про разнообразие жанров и многочисленность игр (пусть и не таких, как на западе), которое я только частично описал в статье, про неправильность вашей зацикленности примеряния современного подхода к тем временам??? В ответ из раза враз слышу - отсутствие свободы предпринимательство ограничивало, всех сажали и угнетали. Если вы намеренно не не видите, а не хотите видеть свободы творчества в огромном разнообразии как по видам, таи по жанрам настольных игр СССР, то это ваше личное право, но не моя проблема.

punchik написал полмесяца назад: # скрыть ответы

"Ну что и видим, для маленьких детей всякий примитив по типу кинь-двинь"

Куда там этим играм до славной Монополии. Вот уж где глубина, разнообразие, смешение стилей и различных отточеных игровых механик! А какое оформление, это ж дух захватывает! Только на западе могли сотворить такое изысканное чудо!

a7v написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Ну вот как в перестройку смогли скопировать монополию и издать на русском - она стала супер-хитом. Прикиньте, какие игры были до этого, если монополия так впечатлила население.

punchik написал полмесяца назад: # скрыть ответы

В то время, мне и моим друзьям "Чудовище Джио Джанги" нравилось намного больше. Да и оффициальные тиражи более одного миллиона экземпляров Джио Джанги на то время тоже впечатляют... Плюс всякие книго-игры (Подземелья Черного замка и т.д). Так что не все одной только Монополией жили)

a7v написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Ну все верно, она и появилась только благодаря перестройке и распаду СССР, стало возможным издавать авторские игры с реальным коммерческим успехом

slflycat написал полмесяца назад: #

Бред про монополию не пишите раз не знаете. Она не только в перестройку в виде клонов появилась, её из-за границы привозили (кстати везли её почему-то, а не ваши "продвинутые" варгеймы и РПГ) ещё до этого. Сам в её французскую версию первый раз сыграл ещё до начала перестройки. И не могу сказать, что она прям перевернула наш настольный мир. Играли в неё не намного чаще других игр. Например, крамолу для вас сейчас скажу, когда подросли и выбор был между монополией и полководцем, играли в полководец намного чаще.

slflycat написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Не стоит свои фантазии выдавать за реальность. С Голицыным я вас уже носом ткнул. С перестройкой, которая якобы дала "зеленый свет творцам" такие же ложные заявления. Настольная игра "Полководец" была выпущена на гос предприятии госслужащими (с сыном художника этой игры лично сам работал некоторое время, так что в отличие от ваших заявлений говорю что было, а не транслирую свои фантазии), а не "творцами" кооператорами. Заметьте, в своём интервью автор "Чудовища" ни разу даже не поминает что это стало возможно только благодаря перестройке. Он прекрасно работал в советских газетах и защищал диссертации на тему настольных игр в советских институтах. Т. е. творил в СССР. И никто ему палки в колеса не вставлял.

slflycat написал полмесяца назад: #

Гребанная автозамена превратила мой текст в творение нейросети. Но, надеюсь, общий смысл понятен.

asterix81 написал полмесяца назад: #

Перестроечное время - это вообще не показатель, все пытались копировать, зачем-то, время было такое.
Монополия, так этот трэш везде супер хит, в любой европейской/амерской деревеньке.
Всякие The Fury of Dracula c Axis&Allies и рядом не валялись...