Обзорная башня [23.04.2024] | |
Ссылки на материалы, опубликованные в период с 9 по 23 апреля 2024 г. | |
С миру по нитке [23.04.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: «Лавка игр» 25 а... | |
С миру по нитке [22.04.2024] | |
О том, что происходит с сайтом и на рынке. | |
С миру по нитке [18.04.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе: «Д... | |
С миру по нитке [17.04.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: RollinGames изда... |
игры |
Борьба империй
|
персоны |
Jason Matthews
Ananda Gupta |
компании |
GMT Games
|
Дата: | 30 апреля 2021 |
9.6072 |
- |
Ознакомьтесь перед прочтением: я очень не люблю статьи, в которых тупо пересказывают правила, потому в этой статье всего лишь поверхностный обзор. Если вас заинтересует, я думаю, вы и сами сможете правила прочитать. Если же большие правила вас останавливают, то боюсь, что это не ваш тип игр. Далее по тексту будут встречатсья сокращения IS — Imperial Struggle, TS — Twilight Struggle. Все фото взяты с BGG.
Буквально недавно отыграл очередную партию в IS (всего уже сыграно около 5, и это крайне мало для такой игры), ну и таки решил описать свои первые впечатления об игре, а заодно и сравнить её с предшественницей TS.
Для тех, кто не в курсе, что это за страглы такие: TS долгое время находилась на 1 месте рейтинга BGG, лет эдак 10 назад. И даже сейчас, в 2021-м, она находится на 10 месте в общем рейтинге. По жанру это, конечно же, евро на очки трудно сказать точно. Некоторые утверждают, что это варгейм, кто-то называет это ареа-контролем, а кто-то вообще считает карточной. В целом всё это есть в игре, но на самом деле не так важно, какой точно это жанр, важно, что игра 2005 года до сих пор держится в списке лучше игр BGG, а это что-то да значит.
Французы и англичане делят сферы влияния во всяких Индиях и Гондурасах.
Если не вдаваться в подробности, то обе игры представляют из себя поле с картой мира и областями/странами, за контроль над которыми игроки борются в течение всей партии. В определённые моменты происходит промежуточный подсчёт, в этот момент игроки получают очки. Однако шкала ПО и начисление тут не совсем обычные, а представляют из себя этакий аналог каната, который игроки и перетягивают. Т. е. если один игрок получил 5 очков, то он передвигает общий маркер в свою сторону, противник таким образом теряет свои 5. Цель, соответственно, «вытянуть канат» в свою сторону на определённое количество ПО. Есть ещё несколько условий досрочного завершения игры, но в общих чертах игра проходит именно в таком ключе.
Контроль на регионами тут происходит не при помощи войск, как в каком-нибудь Dudes on Map, а так называемым «Влиянием», представленным некими виртуальными очками. К примеру, потратили 3 очка, закинули 3 влияния в один из регионов — всё просто.
Очки же эти получают при розыгрыше карт как в TS, либо же простым драфтом жетонов с этими очками как в IS. Таким образом, игроки распространяют свою влияние, либо накопив больше в определённом регионе, либо же просто удалив влияние противника.
Вот за эти кракозябры мы и будем бороться. (Pard бы оценил.)
Поздравляю, вы узнали почти все правила) Конечно же, в играх куча нюансов и тонкостей, которые делают этот процесс борьбы интересным, а также всё это происходит не где-то там в «эльфийском королевстве», а на нашей матушке-Земле в определённый исторический период с большим количеством исторических событий и отсылок.
Эти две игры очень похожи концептуально, но IS, как более новая игра, впитала все лучшие идеи от предшественницы и добавила ещё кучу новых. По итогу мне после знакомства с IS совершенно не хочется возвращаться в старую TS, которая кажется уже устаревшей и какой-то абстрактной на фоне наследницы IS.
Ну давайте я немного расскажу, что же добавили в новую игру.
Даже не знаю с чего начать. Главное отличие, наверное, что сразу бросается в глаза, — это разделение общего влияния на три разных: политическое, экономическое и военное. Если в TS игроки боролись только за влияние над странами, то в IS это всё разделилось на три уровня.
Волшебные жетоны с разными типами маны.
Политическое влияние — это то самое влияние на страны, причём тут появилась куча связей этих самых стран с другими аспектами. Например, влияние на страны в Европе, помимо простого доминирования в регионе, ещё связано с войнами, которые происходят «по расписанию», а конкретно те или иные страны могут помогать игрокам в разных войнах, некоторые только в отдельных эпизодах, а некоторые — на протяжении всех войн. А также в самой стране появилось разделение на союзы (как раз помогающие в войнах) и престиж (ещё одну область, за которую игроки должны бороться, чтобы получить победные очки).
Однако вне Европы политическое влияние используется уже для взаимодействия с различными группами и движениями. К примеру, в Северной америке это различные племена индейцев: получив контроль над ними, игрок получает возможность портить жизнь оппоненту, разоряя его торговлю, и даже использовать их в войнах на своей стороне. А в поздних эпохах можно повлиять на Сынов свободы, которые хотят всего-то навсего замутить США с кан-каном и ковбоями, выгнав угнетателей англичан обратно на свой туманный остров)
Испания, кстати, даже представлена на поле тремя жетонами на карибах и чуть что, сразу обижается, если вы захватываете её колонии.
Экономическое влияние — контроль над рынками. В начале каждого раунда случайным образом определяется спрос: тянется три жетона товаров из мешка. Именно контроль над рынками этих товаров и будет учитываться в конце раунда. И за эти рынки и будут бороться игроки. Причём, на мой взгляд, борьба за рынки получилась самая интересная. Тут вам и подобие конвоев, когда эксадры вводятся в регион для защиты торговых путей. (К примеру, на карибах незащищённые торговые пути будут неизбежно страдать от набегов пиратов.) Тут и пути снабжения, которые можно активно перерезать и быстро и дёшево отбивать изолированные рынки. Прибавьте сюда ещё и различные события и карты министерств, которые могут разыгрывать игроки, чтобы влиять на рынки и получать дополнительные плюшки. (К примеру, в одной из последних партий игрок за Англию разыграл «Ост-Индскую компанию», которая даёт дополнительные очки за контроль на редкими товарами, захватил контроль над всей Индией и в итоге выиграл с большим отрывом, благодаря контролю над рынками хлопка и специй. Получилось очень интересно и даже немного исторично.)
Английская эскадра объясняет французам, что Королева пьёт английский чай исключительно с сахаром.
Военное влияние, которое относится к третьему отдельному пласту в игре, а конкретно к историческим войнам того периода. Вкладываясь в военку, мы сможем получать дополнительные преимущества в предстоящих войнах, сможем возводить форты в ключевых точках, строить экадры и вводить флот в регионы для защиты торговых интересов. Причём войны, которые происходят после подсчёта за разные контроли над товарами и рынками, в случае большой победы одной из сторон, помимо победных очков, ещё позволяют победителю получать новые плацдармы, вытесняют противника из регионов насильственным способом и способны перекраивать влияние и расклад сил в регионе.
КолхозДелюксЭдишн, или Что делать, если не хватает воображения.
Понимаю, что звучит это крайне замороченно, и кажется, что просто накрутили все эти элементы ради усложнения, но как только вникаешь в эту систему, то она кажется гениальной, настолько здесь всё логично взаимосвязано. Причём настолько, что система в TS на фоне кажется просто примитивной вознёй и накидыванием циферок. Игрок всегда перед большим выбором, куда же ему направить ресурсы. Сделать ставку на рынки? Или же благодаря карте министерства, дающей скидку на постройку эксадр, забахать огромный флот и плыть и кошмарить им местных индейцев? Да ещё и не переусердствовать, ведь, вложив лишнего, игрок не получит больше, а ресурсы, потраченные тут, могли бы пригодиться в другом регионе.
Пару слов добавлю про карты событий. В целом, на мой взгляд, в TS есть большой уклон в сторону карт: все очки влияния получаются от карт (называют очки операций), даже предварительный подсчёт происходит при помощи розыгрыша карты. В IS ушли от такой привязки, но при этом карты событий остались. И теперь они все замешаны в одну общую колоду, и уже не будет ситуации, любимой игроками в TS, когда вам на руку пришли карты противника. Карты событий в IS, также с оглядкой на реальные исторические события, влияют на карту мира, но у игроков появилась возможность усиливать эффект таких событий при правильном подборе карт министерств, что, на мой взгляд, интересная идея, т. к некоторые события без усилений и играть-то не хочется. В итоге игроку нужно делать ещё и правильный подбор карт событий в связке с картами министерств . А учитывая, что из партии в партию будут приходить разные карты, то получается большая реиграбельность и разнообразие стратегий.
Карты событий. Наконец-то с цветными картинками.
Войны в IS получились эдакой отдельной мини-игрой. И хотя некоторые боевые единицы в виде эскадр и фортов присутствуют на поле и даже учитываются в некоторых войнах, — армий или их передвижений в ходе войны в игре нет. Вместо этого мы опять сравниваем, у кого влияние больше (в разных войнах принимают участие разные страны, альянс с которыми как раз и даёт игроку преимущество), плюс к этому, дополнительную силу добавляют нам бонусные жетончики, которые мы можем купить за военное влияние во время основного мирного хода. Если бы не было этих жетончиков, войны были бы полностью просчитываемыми. И кстати, в первых партиях, пока ты не запомнишь, какие страны где участвуют, приходится постоянно сравниваться со списком, смотреть кто контролирует, — что на самом деле тот ещё ад. Ну и кстати, это одно из условий досрочной победы: если одна из сторон задоминирует во всех четырёх «театрах» в рамках одной войны.
Революция в самом разгаре. Запахло демократией.
Про эту игру можно ещё много чего сказать, всё же я прошёлся очень поверхностно по правилам. Но для простого знакомства с игрой, думаю, будет вполне достаточно, тем более если вы уже до этого играли в TS.
Что можно сказать по итогу:
В общем, я жду локализации. Интересно, потеснит ли эта игра свою старушку-предшественницу?