-AdRiver-
Kysh написал час назад к игре El Grande: # Пожалуйста. Да, под А4. Экспортировал из .cdr. Вроде на накосячил), но...
Rybka написала полтора часа назад к игре Бум: # Однозначно одна из лучших игр для вечеринок. Не нравится тем, кто не о...
Rybka написала полтора часа назад к игре Берсерк. Буря Стихий: # Подарили на прошлый новый год. И хочется вникнуть в суть, и кажется, ч...
moonlight2 написал 2 часа назад к игре Великий западный путь: # Сыграл первую партию. В целом, довольно серьезное евро. На разбор прав...
Rybka написала 2 часа назад к игре Башня: # Абсолютно неинтересное занятие, тянуть бруски, как оказалось. Но класс...
Потерянные главы
Crowd Games подготовила и выложила сборник для скачивания.
Дополнение «Колдуны Мидгарда». Предзаказ
CG предлагает сделать предзаказ на, пожалуй, самое популярное дополнение к игре ...
Paper Tales и Ilos приедут в Россию
Игры будут локализованы издательством «Эврикус» в 2018 году.
«Реликвиум» уже в обыденном мире
«Интаглиф» выпустил очередную настольную игру в мистическом мире Сигиллума.
Сайт перешёл на HTTPS и PostgreSQL
Но нас пока что штормит. Пожалуйста, сообщайте о багах.

Ksedih

Сравнение 2-й и 3-й редакций Runebound

03 ноября 2016

Информация

добавить
игры Runebound. Третья редакция
Runebound Second Edition
компании Fantasy Flight Games
Дата: 03 ноября 2016

Рейтинг 9.38

оценка «Тесеры» оценка пользователей
- 9.3896
-

Нравится мне эта игра, поэтому подготовил несколько материалов по ней. И начнём, пожалуй, небольшим сравнением новой редакции (3ed) с предыдущей (2ed), благо наигран не один десяток партий и в ту, и в ту.

 

Признаюсь честно сразу, по-моему, так и должно выглядеть идеальное настольное приключение в вакууме. Не какое-то эпическое, влезающее в рамки компьютерной игры, с разветвлённым сюжетом, диалогами, сотней локаций и прописанными персонажами, а именно настольное. С его ограниченностью по времени и заданным издателем набором компонентов.

 

 

Сегмент настолок, типа Imperial Assault, Shadows of Brimstone и Descent не учитываю, так как считаю его переходным жанром между ролевой игрой и настольной (пусть и гораздо-гораздо ближе ко второй), ведь времени на них тратится уйма, сессий для прохождений необходимо не одну и не две провести, причём желательно иметь постоянную увлечённую команду.

 

Да и подготовка к партиям там занимает гораздо большее время — в частности для оверлорда, к изучению правил/квестов которому необходимо очень тщательно подойти, дабы не задерживать сопартийцев, понимать с ходу, что, когда и как происходит в каждой отдельной миссии — что также не позволяет мне отнести эту категорию игр к «нормальным», играющимся прямо из коробки.

 

 

В Runebound же, как и в любой обычной настолке, всё предельно лаконично — вот тебе карточки, вот игровое поле, цель и игровые инструменты, разверни на столе поле, выложи несколько стопок карт, потрать, пожалуйста, полтора часа времени, получи удовольствие. В партию можно завлечь и обучить правилами за пару-тройку минут человека прямо с нуля.

 

При всё при этом Runebound даёт ощущение приключения — в ней мы выбираем, что делать персонажу, развиваем его, покупаем экипировку, ну, и сражаемся с монстрами, попутно читая текст на картах, который пытается обрисовать и придать антураж всем совершаемым игроком действиям. Причём, по сравнению с тем же Talisman, который также позиционируется как приключенческая игра, Runebound 3ed действительно даёт ощущение приключения, а не хождения по кругу с постоянными бросками монетки, далее объясню почему. Так что — почти идеальная находка для желающих побыть героем фэнтези на час.   

 

 

Однако, разглагольствовать о том, что вы должны ощущать и как захватит ваш дух от восхождения на снежные пики опасных драконьих гор, не будем, ведь ощущения всё равно субъективны, и каждый настольщик найдёт в своём любимом евро и сюжет, и историю, и не увидит её там, где не захочет, поэтому перейдём к вопросу, на который хотелось бы ответить этой статьёй. «Во что интереснее играть и стоит ли брать третью редакцию, если есть вторая»?

 

Для начала давайте пробежимся по компонентам обеих коробок. Что сразу бросается в глаза при вываливании всей кучи картона на стол, так это то, что свежая версия оформлена более красочно и сочно. Это общая тенденция у FFG сейчас, кажется, но мы рассматриваем частный случай, поэтому нельзя этого не отметить.

 

 

Если вторая редакция выглядела довольно привлекательно сама по себе, то на фоне новой она теряется. Даже без сравнения качества иллюстраций — общий дизайн и насыщенность цветом привлекают глаз куда сильнее в версии 2015 года. Словно мы смотрим на обложки современной книжки и второй, с ретро-оформлением, родом из восьмидесятых. Не всё, конечно, так плохо у старушки, но, по-моему, победа по данному параметру новичка очевидна.

 

 

Это отражается и в оформлении карт, хотя, если рассматривать пристально, и там, и там всё сделано добротно, но в Runebound 3ed словно плеснули больше краски в принтер, именно так выразиться хочется, однако, сравнивая детально, видно, что оформители поработали на славу в обеих версиях. При этом в новой уменьшили размер карточек, что пошло на благо игровому дизайну, так как они в игре представляют собой оружие и навыки, лежащие перед игроком большую часть времени, и в руки попадают лишь изредка.

 

 

 

В целом претензий ко второй редакции вообще не имею, но, сравнивая наполнение двух коробок, безоговорочно выберу новую версию, она просто привлекательней визуально — да, вот так и подкупают обыкновенного потребителя кричащей яркостью текстуры. Хотя обе хороши, тут спорить не могу. 

 

Так как на руках имеются две русскоязычные версии Runebound, то не могу не пройтись по качеству игровых полей. Многие помнят то самое, ужасное пазловое поле второй редакции. И оно ужасно вовсе не тем, что состоит из четырёх частей, а своим качеством исполнения. Второе фото скажет всё:

 

 

Две приложенные друг к другу тыльными сторонами части игрового поля Runebound 2ed российской локализации

 

Выгнутость каждой четвертушки не то чтобы сильно мешала играть, но очевидно неприятна и бросается в глаза даже во время партий. Настольщики-эстеты пустят пену изо рта, обнаружив такой косяк в своей коробке. Новая же версия обладает классическим раскладным полем с чёрной подложкой и, несомненно, смотрится более выигрышно относительно убогости картона старой версии.

 

Не приходилось близко сравнивать заграничный экземпляр с нашим, но при вскрытии русской коробки показалось, что у нас чуть тоньше, что ли. В начале года много наиграл в англоязычную версию, и по воспоминаниям поле тамто ли действительно покачественнее, то ли на волне всех тесеровских «фу-фу-фу, махровый срез, убогое качество всего и вся» меня тоже накрыло и теперь просто кажется, что что-то тут не так. В любом случае, меня в нашей коробке всё устраивает на сто процентов, в отличие от второй редакции, где гнутость поля, нет-нет, да заставляла с грустью вздохнуть.

 

 

Из важного остались миниатюрки героев, которых в старой версии в два раза больше — двенадцать против шести. То есть доступных героев для игры больше, но стоящий ли это плюс, можно судить, только сравнив общий геймплей двух версий. Зато в 2015 году повысилось качество:

 

 

 

Ещё кубы — в новой они красивее из-за того что цветные, но зато во второй редакции были кастомные, с выдавленными рисунками:  

 

 

С компонентами покончили, перейдём к самой интересной и главной части — сравнению игрового процесса. Сразу могу сказать — нужно брать третью редакцию и не приближаться ко второй, если у вас её нет =) Если есть, то всё равно брать третью, так как Runebound 3ed стала похожа на приключенческую игру, а не на расширенную и улучшенную версию «Талисмана», как это было ранее. Серьёзно, это главный посыл этой статьи. Две версии настолки различаются чуть ли не кардинально. Если 10 лет назад мы довольствовались бросками двух десятигранных кубиков для проверки, «попал/не попал» наш удар по монстру, и нам было весело и интересно, то сегодня, на фоне развития механик в настольных играх, это смотрится чуть ли не убого.

 

Я любил, под настроение, разложить вторую редакцию Runebound раз-другой в год, но делалось это вовсе не потому, что игра прекрасна. Да, она была неплоха в своём жанре и весовой категории, однако, играть в это было интересно буквально несколько ходов, после которых приходило осознание, что в таком же монотонном режиме бросков костей придётся провести ещё больше часа. 

 

 

Внимание игрока удерживалось интересностями типа квестов-походов, отправляющих героя в путешествие до какого-нибудь определённого города/леса/горы, чтобы там пройти тест (читай — бросить кубики); или карт-спутников, дающих небольшие новые возможности в бою/путешествии; да и просто бродить по карте, выбивая/покупая новые шмотки, конечно, увлекательно. Другое дело, что настолка — чистейший америтрэш, в понимании его противников. То есть постоянные броски кубов, не зависящие от игрока результаты, случайные квесты, случайные вещи, всё случайное. Как и должно быть в трэше =)  

 

Однако лучшие игры этого направления славятся вовсе не хаосом на столе, а тем, что вбирают и объединяют в себя лучшее от двух жанров (трэша и евро). Если задуматься, то идеальная игра — и есть смешение этих двух больших школ настолкостроения. Многие евро-геймеры вовсе не хотят, чтобы в их любимой игре была постоянная одинаковая раскладка, а всякие случайно выходящие тайлы и выпадающие бонусы на раунд приветствуются обеими руками. Суровые, просчитываемые «от и до» евро-игры — у этого жанра гораздо меньше любителей, чем у «разбавленных».

 

 

Америтрешеры же любят от обратного — в их идеальной игре должно быть море случайности, но желательно, чтобы она ограничивалась жёстким механизмом правил, устанавливающим границы творящегося на столе безумия и разгула рандома, а если это ещё и хорошо контролировать можно в рамках игры, то совсем идеально. Такой вышла Runebound 3ed. Все плюсы предшественницы в третьей редакции решили сделать более… захватывающими, а механизмы управления персонажем более подвластными игроку, дабы он почувствовал себя героем, а не работал лишь рукой, бросающей за своего альтер-эго кости в определённые моменты игры.

 

Но давайте лучше, не углубляясь в правила, перейдём к сути и конкретным примерам. Итак, как и раньше, у нас есть персонаж с какой-то своей уникальной способностью, точнее, двумя: использующейся на глобальной карте, и второй — в бою. Также, благодаря новой — ничуть не боюсь этого слова, уникальной — системе боя, у каждого героя в начале игры есть три двусторонних жетона битвы. Четыре города на игровом поле (против восьми в предыдущей версии) торгуют всякой геройской экипировкой, а жетоны-точки с квестами рассыпаны по всей карте в ожидании, когда туда прибудет персонаж и приступит к выполнению его героических обязанностей.  

 

 

Давайте начнём с боя.

 

Теперь он оригинальный и захватывающий. Сравнивать его с аналогом из второй редакции даже смысла нет — нынешний гораздо привлекательнее с точки зрения зрелищности, уникальности и увлекательности. Единственным минусом может послужить разве что большее затрачиваемое время на его проведение и необходимость наличия двух участников сражения — игрока-инициатора и игрока, отвечающего за монстра.

 

В остальном же одни плюсы. Искусственного интеллекта теперь нет (следовательно, и бывшей примитивности последовательных бросков кубов), так как монстры отыгрываются вашим противником. Аналогию можно провести с комьютерным шутером, где вы жмёте одну кнопку мыши, чтобы стрелять, и RPG, где во время боя выбираете, какие навыки, когда и куда применять. Что интереснее и чего хочется в данный момент, решать вам, но, если душа тянется ко второму, за этим — к третьей редакции.

 

 

Причём порой под конкретного персонажа вещи можно «затачивать». То есть, если ваш герой обладает изначально жетоном с двумя значками молний, то и вещи ему можно подбирать такие, которые от большего количества этих самых молний действуют эффективнее. Тоже некий простор и выбор в кастомизации. Хотя во второй редакции нечто подобное было, но, с другой стороны, полностью убивалось эффективностью одной «тактики» над другими (например, преимуществом дальнего боя). Так что переработка боевой системы пришлась очень кстати. Новая гораздо интереснее старой, но...

 

 

«Но» заключается, как сказано выше, в необходимости отвлекать второго участника партии для отыгрывания монстра. Если играете вдвоём, то проблем с этим никаких, так как оппонент напрямую заинтересован в вашем поражении и увлечённо станет избивать вашего персонажа, постоянно оставаясь вовлечённым в процесс игры. В партии на троих-четверых будет то же самое, но бывают ситуации, когда остальным игрокам придётся немного вас подождать (даунтайм), в одном случае — если они так же захотят провести сражение. Иногда бывает так: один герой нападает на монстра, игрок справа от него начинает отыгрывать за зло, а игрок слева, чтобы не затягивать партию, делает свой ход и тоже  нападает на монстра. Вариантов тут несколько:

 

  • вы играете втроём, и третьему бедняге придётся просто вас ждать, давая ценные советы «монстру»;
  • вы играете вчетвером, и третьему вместе с четвёртым придётся вас ждать, так как второго комплекта жетонов (для отыгрывания двух боёв параллельно) в игре нет;
  • вы играете вчетвером и обзавелись дополнением Runebound Combat Tokens. Тогда проблем никаких. Кто-то тут скажет, что FFG разводит на деньги игроков и прочая. Спорить не буду — с двумя наборами, конечно, удобнее. В оправдание можно сказать только, что бой не так долог, а ситуации подобные не так часто встречаются. 

 

 

 

Система навыков.

 

Какое же RPG без прокачки персонажа? В Runebound 2ed, если говорить грубо, ничего подобного не было, один намёк да и только, какие-то плюсики к жизням/параметрам. В 2015 же году нам, наконец, предоставили возможность развивать героя в желаемом направлении. Колода с кучей разных способностей позволяет придать уникальности своему персонажу в каждой партии. С появлением карт-умений Runebound 3ed превратилась в ту настолку, которую вы ждёте, когда слышите слова «ролевое приключение».

 

 

Здорово, что можно развиваться под разные задачи: боевые навыки позволяют совершать выигрышные манипуляции в сражениях, есть «торговые» навыки, есть логистические для перемещения по карте, есть умения «широкого профиля», типа быстрого лечения, и прочая, и прочая. В отличие от предшественницы, свежая коробка не предлагает взять чурбана и накручивать ему пару числовых показателей до упора и сверх меры, теперь, с помощью карточек, мы делаем из своего персонажа какую-никакую личность, с особыми навыками.   

 

Интересная тонкость затеи с навыками заключается ещё и в том, что существует три разных вида экспы (очков опыта), получаемых за выполнение разных квестов. И чтобы получить какое-то умение, нужны определённые цвета XP. Хотя тут, как по мне, идея не доведена до логического завершения, так как в основном все карты покупаются за 1–3 (особо мощные за 4-5) очка любого цвета. И лишь иногда требуется конкретный набор. Но всё равно ощущаются и вопринимаются подобные требования приятно. Хочешь крутой боевой навык — изволь хотя бы раз сразиться с чудовищами.

 

 

Система квестов.

 

Как и раньше, нам предоставляют возможность бродить по карте и заниматься своими делами, но — вот и первое важное отличие — теперь мы не выбираем «уровень» квеста, который собираемся выполнять, мы действительно вольны выбирать, чем будем заниматься в партии. Раньше как — пришёл к точке-квесту, достал карту и читаешь, что же там произошло с твоим персонажем: находка какая, битва ли, или отправят куда за зельем волшебным.

 

Теперь же, благодаря новой системе заданий, их колода делится на три «цвета»: путешествия/исследование мирастычки с монстрами, всякие «сюжетные» встречи и прохождения тестов. То есть игрок сам выбирает, чем он больше хочет заниматься — ранние прошлогодние превью игры от издателя не обманули, всё так и работает.

 

И пусть кое-какие условности накладываются на эту систему, например, разноцветные точки-квесты разбросаны по всей карте равномерно, и вы (как истинный герой) часто не сможете пройти мимо какой-либо из них, обязательно захотите взглянуть, что же находится в том самом месте, мимо которого вы сейчас пробегаете, и не важно, какого класса-цвета будет этот квест.

 

 

Однако же вы не полезете в битву (красные квесты), если совсем слабо вооружены или имеете малый запас здоровья; да и выбор между равноудалёнными точками всегда за вами — куда пойти, к зелёному квесту (путешествия) или к фиолетовому (встречи). Также на цвете квестов завязана возможность получения (разноцветные очки опыта) и полезность некоторых специальных навыков, что добавляет факторов для принятия решений.

 

Причём все три ветки заданий получились разными. Если в боевых квестах вы вступаете в мини игру-бой на жетонах, во «встречах» делаете какой-то выбор и проходите игру-тест, то в «путешествиях» своя игра — сбор сетов на кубах. Не удаляя никуда любимый трешерами рандом, FFG преподносит его под чуть разными соусами для того, чтобы игроки сами выбирали, что им по душе. Это приятно и создаёт некую атмосферу и, если хотите, иллюзию приключения и воли делать своим героем что угодно (тут даже торговцем можно заделаться, если хочется — есть специальные карточки-товары на рынках, которыми можно барыжить в городах).

 

 

Что получаем в итоговом сравнении по общей канве геймплея? Во второй редакции сутью процесса являлись блуждания от точки к точке нужного цвета (сначала все герои по зелёным, новичковым, проходились, потом, почувствовав в себе силы, по жёлтым, и т.д.). В Runebound 3ed примерно то же самое, но с — пусть и немного формальным — выбором «сюжета» своего приключения.

 

То есть можно превратиться в задиру-бойца и бегать шинковать монстров — это опасно для здоровья, но награды в виде золота того стоят. Можно стать путешественником, бродя по всему игровому полю, от одной указанной точки в другую, забавляясь игрой в сбор сетов на кубах. А можно читать фабулы фиолетовых квестов и делать всякие моральные выборы своим персонажем, проходя тесты на картах.

 

Другими словами, FFG по-настоящему попробовала привнести в игру некую ролевую составляющую в рамках полутора-двухчасовой партии настолки. Понравиться всем оно не должно: скорее всего, те, кто любит вторую редакцию, с огромным восторгом примут третью, тем же, кто равнодушен ко второй, америтрешу и приключениям в целом, оно не надо ни под каким соусом. Хотя... Об этом во второй части статьи.

 

 

Итог.

 

Возможно, это звучит по фан-бойски, но Runebound 3ed на сегодняшний день действительно кажется лучшей игрой в своём жанре и весовой категории. Наверное, это не шедевр на века, но она очень хороша и добротна. Почему — я ещё попытаюсь рассказать в следующей части статьи. А пока давайте подытожим рассуждения по сегодняшнему вопросу сравнения версий.

 

1. Оформление в новом издании сочнее. Всё. Какие-либо «этим лучше», «этим хуже» жонглировать не станем, всё-таки от вкуса слишком многое зависит. Глядя на ту и эту, всплывает однозначное «ретро против современности». Мне в третьей редакции всё кажется более качественным, такое вот видение. 

 

 

2. Бой Runebound 3ed затыкает за пояс старый только так. О минусах уже выше написал. Добавить можно только, что порой хочется чего-то простого и... бездумного что ли. Например, в Talisman порой тянет играть. Но, признаться, эти порывы лично у меня были столь редки, и завершалось всё мыслями «побыстрей бы убрать в коробку это уныние, зачем вообще достали». Так что не думаю, что ретро-броски десятигранников в Runebound 2ed смогут побороться с новым соотношением простоты геймплея и его качеством. 

 

3. Не самый важный игромеханически аспект, но — игроку дали больше воли, открытости мира. Управлять судьбой персонажа стало гораздо приятнее. Это выражается и в выборе квестов, и в прокачке, и даже в механических частях геймплея, когда имеется возможность «подкручивать» рандом кубов и карт при прохождении тестов. То есть сделали более играбельной, как говорится.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
djkot написал 3 месяца назад: #

Я так скажу: вторую продал через 3 партии, показалось слишком скучно и нереиграбельно. Ушла тогда в нагрузку к ВОВ со всеми допами за скромные 400 гривен (1$=8). А в третью мы за два дня уже сыграли 3 партии и сегодня сыграем ещё, как минимум, одну. Намного интереснее стало по всем аспектом, ИМХО!

slflycat написал год назад: #

"Какое же RPG без прокачки персонажа? В Runebound 2ed, если говорить грубо, ничего подобного не было"
С минидопами ролевых колод прокачки персонажей - было. Получается в 3 версии это вставили в базу, что несомненно пошло на пользу.

serfalinskiy написал год назад: #

Большое спасибо автору за статью!

Она стала одной из причин купить эту игру)

cherryden написал год назад: # скрыть ответы

В приключенческих играх - главное, чтобы всевозможных шмоток, помощников, ковырялок, боссов было побольше. Пока 3я РБ сильно уступает 2й РБ, под которую уже выпущена просто масса. Карты маркета во 2й РБ замешиваю уже в три захода, чтобы собрать эту огромную стопку.

Atsukawa написал год назад: #

В тройке тоже скоро можно будет намутить такую колодищу. Надеюсь, что официально локализованную.

ZoRDoK написал год назад: # скрыть ответы

В любой игре главное — чтобы играть было интересно. Во 2-ю интересно только тем, кто реально ни во что кроме Монополии не играл.

cherryden написал год назад: #

Вот зря кстати... Вкус фломастеров - сугубо индивидуальные предпочтения.

Ogro написал год назад: # скрыть ответы

Хороший вброс. Смачный. Заскучал? ;)

ZoRDoK написал год назад: # скрыть ответы

Одна из первых настолок моих - 2я редакция.

Ogro написал год назад: #

И моих тоже.
Играю я не только в монополию. И Рунбонд 2 всё ж представляет некий интерес.

Ну и главное: монополия - это действительно крутая игра. Настолько крутая, что понимают это единицы, а остальные, которые ниасилили, в знак протеста обратили её в некий символ дна настольной индустрии, и везде где можно, к месту и не к месту пытаются упоминуть её в уничижительной форме, как в сообщении четырмя комментариями выше в этой ветке :D

zerrr написал год назад: #

Присоединяюсь к дифирамбам тройке. Практически все аспекты стали на порядок интереснее (квесты и бой особенно). Единственное... бой все-таки на кубах хоцца - жетоны метать не комильфо как-то.