![]() |
С миру по нитке [14.09.2025] |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсы локализ... | |
![]() |
Идут сборы на Conquest of Paradise |
Стратегия про осовение Полинезийских островов и создание своей империи мореплава... | |
![]() |
Geek Media Awards 2025 |
Уже в эти выходные, 13 числа пройдет награждение Geek Media Awards 2025. | |
![]() |
С миру по нитке [09.09.2025] |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Интересные ано... | |
![]() |
С миру по нитке [05.09.2025] |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Несколько анонсов... |
игры |
Battlestar Galactica
Непостижимое |
компании |
Fantasy Flight Games
|
Дата: | 27 сентября 2021 |
Источник: | boardgamegeek.com |
![]() |
9.1758 |
![]() |
- |
Перевод обзора с BGG. Фото — с BGG.
Unfathomable — это современная версия игры Battlestar Galactica (далее BSG). Поскольку FFG больше не обладает лицензией на этот сеттинг, она перекроила её под сеттинг Ктулху. Вполне логичное решение, учитывая, что эта франшиза уже не так популярна, как прежде.
Чтобы понять, о чём идёт речь, можете глянуть мой обзор игры Battlestar Galactica.
В обзоре Unfathomable я буду часто сравнивать игру с BSG, чтобы помочь вам определиться, можно ли заменить ею BSG или нет. Данное сравнение вполне уместно, поскольку Unfathomable является духовной наследницей BSG.
И в Unfathomable, и в BSG группа людей путешествует по необъятным просторам океана/космоса, преследуемая желающими уничтожить их нелюдями. Для победы игроки должны кооперироваться, чтобы достичь пункта назначения раньше, чем закончатся ресурсы.
После каждого хода игрока наступает кризис, который надо постараться разрешить. Игроки разрешают его с помощью карточек помощи, однако — в зависимости от типа кризиса — некоторые карточки могут оказать негативный эффект. И на этом этапе игры часть участников может саботировать общие усилия.
Некоторые из игроков скрытно работают на врага, прикидываясь людьми. Во время кризиса все карточки помощи разыгрывается взакрытую и потом перемешиваются, после чего вскрываются. Таким образом, игроки делятся на две команды, однако не знают, кто к какой команде относится.
Я давний фанат сериала BSG, периодически пересматриваю его. Потрясающий сеттинг, персонажи и сюжет; очень рекомендую хотя бы попробовать сериал. Оригинальная настольная игра отлично перенесла на стол атмосферу, эмоции и возникающие перед персонажами трудности. Это сделало настольную BSG не просто хорошей игрой, а выдающейся и очень тематичной игрой.
Unfathomable выбросила всё связанное с сериалом и заменила сеттингом мифов Ктулху. Вместо «Галактики» теперь «Атлантика» — корабль, пересекающий Атлантический океан. Персонажи придуманы с нуля, в других играх линейки Аркхэма их нет. Сайлонские рейдеры стали глубоководными, корабли-базы — Отцом Дагоном и Матерью Гидрой.
В настольной BSG было нечто особенное, потому что после просмотра сериала вы могли глубоко погрузиться в её атмосферу и отыгрывать своего персонажа — к примеру, грубоватого, но решительного доктора Коттла, или скрытного и хитрящего Балтара.
Новые персонажи специально сделаны как можно более разнообразными в плане расовой и гендерной принадлежности, что плюс. С другой стороны, все они придуманы с нуля, что лично меня немного расстроило, так как их не с кем идентифицировать, в отличие от персонажей BSG или хотя бы сыщиков из других игр линейки Аркхэма. Поэтому они выглядят не слишком интересно.
Людям для победы нужно достичь точки назначения. Чтобы достичь точки назначения, нужно перемещаться к ней — путешествовать. Это не так просто, как звучит: для успешного совершения путешествия нужно пройти множество кризисов и ещё помолиться, чтобы путешествие прошло успешно. После нескольких путешествий ваше судно попадёт в промежуточный пункт, который, собственно, и приблизит вас к конечной цели.
Людям противостоит команда так называемых глубоководных-гибридов. Это глубоководные, которые выглядят и ведут себя как люди, однако для победы им нужно, чтобы «Атлантика» не достигла точки назначения. Это происходит, если заканчиваются запасы одного из четырёх ресурсов или же кораблю нанесено достаточно много повреждений. В отличие от BSG, тут есть ещё один способ проиграть: если все глубоководные выставлены на поле.
На старте несколько (в зависимости от числа игроков) карточек гибридов замешиваются в колоду лояльности, состоящую в основном из карточек людей. На старте игрокам выдаётся только половина колоды, так что может сложиться ситуация, когда все карты предательства остались в колоде.
Как и в BSG, после прохождения нескольких промежуточных пунктов наступает фаза активации спящих агентов, когда раздаются оставшиеся карточки лояльности, и с этого момента наличие предателей в команде гарантированно.
В свой ход игрок поочерёдно выполняет выбранные действия, а затем разыгрывает карту кризиса. После этого наступает ход следующего игрока, и так по кругу.
Важное отличие от BSG заключается в том, что вместо 1 передвижения и 1 действия у вас 2 действия. Ещё одно важное отличие: любой персонаж может сражаться с глубоководными, в отличие от BSG, где сражаться могли только пилоты и Вайперы.
Доступны следующие действия:
В общем, вариантов много. К счастью, каждому игроку выдаётся справочный лист, где перечислены все базовые действия и действия, доступные в локациях. В BSG из-за этого часто возникают проблемы, когда приходится вставать и идти смотреть, что где доступно. Особенно если вы скрытый сайлон и хотите узнать, что могут делать в локациях сайлоны, не раскрываясь.
Доступность действия атаки всем персонажам — это очень важное изменение. Не уверен, по душе ли оно мне. В BSG рейдеры сайлонов могут быстро накопить силы и стать серьёзной угрозой, если только не тратить на их атаки кучу действий, игнорируя другие важные проблемы. В Unfathomable же от глубоководных несложно избавиться, особенно учитывая, что они обычно появляются группами, — можно быстро прихлопнуть нескольких.
Одна из локаций на корабле выдаёт вам снаряжение — новый тип карточек, которого не было в BSG. Снаряжением может быть оружие, предметы или даже пёс по кличке Старбек. Это ещё больше облегчает убийство монстров.
Возникает большое искушение нахватать побольше снаряжения, поскольку оно будет помогать вам всё путешествие. Но можно и проигнорировать его, решив, что есть варианты получше, как потратить доступные действия. Всё это (не только снаряжение) вызывает обсуждение и споры, что есть хорошо для игры вроде Unfathomable.
После завершения хода вы в обязательном порядке тянете карточку кризиса, на которой описан кризис, который надо как-то разрешить. Иногда вам предлагаются варианты действий, но чаще всего требуется пройти проверку навыков.
Это ключевой элемент игры; на данном этапе предатели могут всё испортить. Для успешного прохождения проверки навыков игроки должны пожертвовать карточки определённых цветов. Цифры на этих карточках суммируются, и если результат равен или превышает уровень кризиса, то проверка успешно пройдена. Но если попадается карточка неподходящего цвета, то цифра на ней вычитается из общего результата.
Все карточки выкладываются рубашкой вверх, так что команде известно лишь количество выложенных каждым игроком карточек. Обсуждать, кто какие карточки пожертвовал, запрещено. После того как все (в порядке очерёдности) внесли свой вклад, карточки перемешиваются и вкрываются. Чтобы определить предателей было сложнее, к результатам дополнительно замешиваются две случайные карточки навыков из отдельной колоды.
Каждому из персонажей доступны карточки навыков пяти цветов. Красные карточки мешают прохождению проверок. Если вы единственный персонаж с доступом к красным карточкам, а при прохождении кризиса вскрылось много красных карточек, то все сразу заподозрят вас.
Очерёдность хода тоже важна. Если вы предатель, хотите саботировать проверку и добавляете туда пакостные карточки, а после вас по какой-то причине никто больше не добавляет туда карточки, то вам будет трудно оправдаться.
В целом прохождение кризиса не отличается от BSG; тоже много возможностей обвинить других игроков в нечестной игре, выдумывать на ходу убедительные аргументы и т. д. И это здорово.
Вне зависимости от исхода проверки активируются несколько монстров, после чего корабль, возможно, передвинется ближе к следующему промежуточному пункту.
«Атлантика» находится посреди игрового поля и окружена клетками океана. За пределами поля т. н. Бездна, где собираются глубоководные перед атакой. Напоминает поле для сайлонского флота из дополнения к BSG: вам заранее видно, что собирается готовая напасть орда.
Когда (благодаря карточкам кризиса) монстры активируются, то происходит одно из двух: вы либо добавляете нового монстра в Бездну, либо, если превышен определённый лимит, все монстры из Бездны переставляются к борту «Атлантики».
Вместо кораблей-баз в Unfathomable есть Отец Дагон и Мать Гидра, у которых иные механики. Мать Гидра просто бьёт корабль со всей души и потому чрезвычайно опасна, а Отец Дагон спавнит из своей локации дополнительных глубоководных.
В BSG на поле был один трек, а тут их два. Первый — трек путешествия, по которому прослеживается достижение «Атлантикой» промежуточных пунктов. Когда это происходит, игрок с ролью капитана тянет 2 карточки маршрута, выбирает одну и сбрасывает другую рубашкой вверх. Если капитан — предатель, то ему очень легко саботировать людскую команду, так что надо удостовериться, что капитан чист как стеклышко, или же найти иной способ проверить маршрут.
Второй — трек магического ритуала. Когда он достигает конечной точки, магия прогоняет всех монстров, которые находятся на борту и в море. Если подгадать момент, эффект выйдет очень мощный, но если не подгадать, можно произвести пшик. К тому же игроки не всегда могут контролировать передвижение этого трека. Но иногда это единственный выход из тяжёлой ситуации.
Кроме этого есть треки ресурсов, количество которых отслеживается дисками, как и в BSG. Ресурсы: еда, топливо, души (вместо населения) и рассудок (вместо морали). Если количество одного из ресурсов упадёт до 0, то игра заканчивается победой глубоководных гибридов.
Так и продолжается до тех пор, пока не определится победитель.
В общем-то по фотографиям на BGG и так всё ясно. Качественные жетоны, как и ожидалось от FFG. Листы персонажей не особо плотные, зато уголки отрезаны, как и у листов персонажей в BSG; мелочь, но почему-то приятно.
В последние годы FFG выпускает изумительные миниатюры, и миньки в Unfathomable — не исключение. Очень детальные, что позволяет их легко раскрасить, или же оставить как есть; зелёные монстры тоже по-своему неплохо смотрятся.
Персонажи представлены не миниатюрами, а картонками. Это вполне приемлемо, поскольку а) в BSG было так же, б) с уникальными миньками у каждого из персонажей ценник бы резко подскочил — да и красить это всё... В общем, картонки норм.
Иллюстрации тоже качественные, как и ожидалось от FFG. Прослеживается общий стиль, из которого ничего не выбивается. Единственные претензии к цветам карточек навыков: красный легко спутать с оранжевым, а синий с голубым. Да, их можно различить и по иконкам, но посередине напряжённой партии легко ошибиться, что может привести к... интересному результату проверки навыков.
Напряжённая атмосфера в Unfathomable генерируется за счёт самих игроков, их взаимодействия друг с другой и с происходящим на полем. Впрочем, как я уже упоминал, напряжения тут меньше, чем в BSG.
Новые персонажи довольно скучные и легко забывающиеся. На оборотной стороне их листов есть немного художественного текста, помогающего понять, кто есть кто, но с многосезонным сериалом, полным интересных персонажей, это никак не сравнится. Впрочем, если вас не привлекает сеттинг BSG, то не такой уникальный и более стандартный сеттинг Unfathomable, вероятно, больше зайдёт.
В BSG у предателей есть одна проблема: на карточке лояльности имеется спецспособность, которая стриггерится после вашего раскрытия. Однако эту спецспособность вам придётся заучить наизусть. Почему? Потому что для игрока-человека на этой карточке нет никакой ценной информации. Если кто-то посреди игры смотрит на свою карточку, чтобы вспомнить, что там написано, это выглядит крайне подозрительно.
В Unfathomable придумали решение этой проблемы: то, что происходит после раскрытия, описано на самом листе персонажа. То есть эта информация открыта и доступна всем участникам; если вы бросите на неё взгляд, это ничего не скажет о вашей принадлежности к определённой команде. И теперь игроки-люди могут попытаться подготовиться к неприятному эффекту после раскрытия находящегося под подозрением члена команды.
Ремонтировать локации в Unfathomable тоже намного легче: просто тратите действие и пытаетесь отремонтировать. А если есть карточка навыка подходящего цвета, то всё ещё проще. Но главное — что кто угодно может попытаться провести ремонт. Деления на классы «пилот», «политик», «поддержка» и т. д. нет. Между персонажами меньше различий, и это одна из причин, почему они выглядят скучноватыми и легко забывающимися.
В Unfathomable сражаться с врагами легче, так как этим может заниматься кто угодно, но в то же время из-за этого напряжения намного меньше. А если вы раздобудете мощные образцы оружия, то можете превратиться в машину убийств и прорубаться сквозь толпы глубоководных как нож сквозь масло. По той же причине раскрываться предателям более опасно.
Вскрывшиеся гибриды, видимо, отращивают перепонки или что-то в этом духе, так как почему-то теряют возможность использовать свою экипировку и спецспособность. Подобрали дробовик или динамик? Увы, теперь он для вас бесполезен. Из-за этого играть вскрывшимся предателем не слишком интересно: вы в основном лишь путаетесь под ногами у игроков-людей и нападаете, стараясь отправить в лазарет. Аналога специальных сайлонских локаций у гибридов нет.
Также можно посадить игрока на гауптвахту, если вы подозреваете в нём предателя: это ограничит его возможности. Однако если на гауптвахту посадят человека, это сильно повредит делу команду. Убить персонажей невозможно, а жаль. Из-за этого предателям особо нечего бояться помимо раскрытия, если не считать скуки из-за более ограниченных возможностей.
Сеттинг Unfathomable меня не слишком впечатлил. Я обожаю «Особняки безумия» и ЖКИ «Ужас Аркхэма» за их тематичность, но тут почему-то проникнуться атмосферой не получилось. Возможно, дело в легкоубиваемости монстров, что плохо вписывается в мифы Ктулху.
Я обожаю BSG и при выборе между ней и Unfathomable, не задумываясь, выберу первое. Однако если вы выбираете между базовой BSG и Unfathomable, я бы всё-таки посоветовал вторую. Для BSG очень нужно дополнение про сайлонский флот. Оно добавляет очень много напряжения и атмосферы, а также делает пилотов гораздо более полезными.
Unfathomable — отличная альтернатива BSG. Рекомендую всем любителям этого жанра. Как по мне, FFG удалось сохранить суть BSG — то, что делает её такой замечательной игрой — и обновить механики, сделав более современными, а также значительно укоротить партии, что порадует многих.
Хотя я перечислил больше негативных изменений, чем положительных, основа геймплея остаётся всё та же, а время партий сократилось аж вдвое, если не больше. Всё же хорошо, что FFG не увлеклась чрезмерно укорачиванием, так как в совсем короткую партию увлекательный игровой процесс и атмосферность BSG (особенно после вскрытия предателей) не впихнуть.
Если же вы рассматриваете вариант приобретения дополнений к BSG, то будьте готовы к тому, что они опустошат ваш кошелёк. Как по мне, они не стоят той цены, которую за них нынче просят, учитывая общедоступность Unfathomable. К тому же к Unfathomable наверняка выйдут дополнения.
Поскольку у меня есть под рукой BSG со всеми шикарными дополнениями, я не планирую покупать себе Unfathomable, однако буду не прочь присоединиться к партии, если другие игроки предпочтут игру не в сеттинге BSG по каким-то непостижимым причинам.
Я поставлю Unfathomable 9 баллов из 10 — с оговорками, которые упоминал ранее. Достойная игра, причём более быстрая и дружелюбная к новичкам, чем оригинал.
Основа игры та же.
В базу включён аналог дополнения про сайлонский флот.
Освоиться легче, возни с компонентами меньше.
Трек магического ритуала — приятное нововведение.
Кризисы, привязанные к конкретному персонажу, весьма фановые.
Вылизаннее базы BSG.
Карточки экипировки усиливают вашего персонажа разнообразными способами.
Есть небольшие отсылки к BSG в названиях карточек и именах персонажей.
Если сеттинг BSG не привлекает, то Unfathomable — самое то для вас.
Если вы предатель, то вам не придётся запоминать спецспособность, которая в BSG присутствовала только на карточке лояльности.
Партии намного быстрее, чем BSG с дополнениями.
Хорошо играется даже на троих.
/
Локации корабля легче ремонтировать.
Новые персонажи скучные, неинтересные.
Меньше погружения в атмосферу.
Способности игроков пригождаются нечасто. Правда, в BSG то же самое.
У персонажей нет недостатков, которые делали персонажей BSG более живыми.
Аналог дополнения про сайлонский флот тут не такой интересный — во многом из-за следующего минуса.
Глубоководные — не особо страшная угроза по сравнению с сайлонскими рейдерами. Любой игрок может сражаться с ними. Они скорее досадная помеха, чем большая угроза.
Нововведённая роль «президента» не слишком интересная. Правда, у него есть несколько мощных карточек, которые могут пригодиться в определённых ситуациях.
Раскрытому предателю скучнее, чем в BSG: меньше доступных опций.
У некоторых карточек навыков слишком похожие цвета — легко спутать.