Оценка пользователей
9.0668
Оценить:
-

Итоги 2021

 

        Итоги ушедшего 2021 года по теме настольных игр.

 

    Наступило очередное подведение итогов по приобретенным и сыгранным играм за 2021 год. Как всегда, опишу какие игры и дополнения появились на полке и в которые из них играл. Ну и впечатления о них, куда ж без этого. На этот раз игр больше, поэтому их описание будет покороче. Поехали!

    Список игр и дополнений из этого отчета:

 

Брасс Бирмингем

Дополнения к Терра Мистике - Fire & Ice и Merchants of the Seas

Анахронность

Индиго

Виноделие. Долина Рейна

Тауантинсуйу. Империя инков

Билет на поезд. Сердце Африки

Техену. Обелиск Солнца

Котики (Calico)

Марко Поло 2. На службе хана

Гонконг во тьме

Билет на поезд. Азия

Билет на поезд. Северная Америка. Юбилейное издание

Мария

Дополнения к Теотиуакану - Тень Шитле, Поздняя предклассическая эра и Эра расширения

Пуэрто-Рико

Билет на поезд. Нидерланды 

Билет на поезд. Пенсильвания/Англия

Билет на поезд. Европа. Юбилейное издание

на Марсе

Прага. Сердце империи

Покорение Марса. Большая коробка

 

 

 

                                                                         Январь

 

Год начался с пустоты. Новогодние каникулы, зимний расслабон и всё такое. Ничего не появилось на полках новенького.

 

                                                                        Февраль

 

                                                           Брасс Бирмингем

 

 

    Да, мне достался тот самый Брасс, с крайнего (или уже последнего?) тиража. Тот самый, который внезапно выкатили Крауды и который так долго ждали жаждущие любители покатать бочонки пива.                                                                    

     Не скрою, я тоже с жадностью впитывал информацию о том, как же добирался до нас тираж. Были какие-то разъяснения про то, как злостный коронавирус раскачивал состав с вагонами в которых находились коробки. И как эти вагоны срывались в пропасть, когда машинист пытался проскочить через акведук, в провинции Аньхой в Китае. Про то, как они потом застряли в Суэцком канале (в том самом танкере) и скромно умолчали, что причиной застревания послужил сам Брасс. Как? Да очень просто, но история длинная. Отмечу лишь, что не стоит играть в настольную игру во время навигации по Суэцкому каналу, на капитанском мостике судна, какая бы она увлекательная не была. 

 

    А вот эти таинственные таможенные задержки. Мы уже как тот волк из мультика Жил был пёс:

     - “шо? опять?!?” а издательство такое:     

    - “так я...это…”, 

     - Ну да.  Работа такая. ”. - 

И в этот раз что-то пошло не так. 

 

    Ладно-ладно, всё это враки. Не было ни акведуков, ни вьючных осликов, ни танкеров...почти. Ну простите меня за художественную вольность. Сорвался. Дальше только правда и ничего кроме правды. 

    А правда, как это часто бывает, с горчинкой. В данном случае с трещинкой. Ну сетки микротрещинские и чо? Наоборот. Эксклюзив есть жи. На авито бракованные монеты и дырявые чипсы продают за сотни тысяч рублей. Тут не переживать надо, а прикидывать, когда бычий тренд на продажах Брасса с трещинками сменится на медвежий, чтобы вовремя и выгодно скинуть коробочку и летать потом на собственном Bombardier Global 7500 по всяким Игроконам и Эссенам (пока писал эти строки, всё это стало не актуальным). Ну или вызывать санитаров. Нет, не хозяевам Брасса. Покупателям дырявых чипсов и автору этих строк. 

 

      

 

                                                                  ужас, караул! Как теперь играть?!?

 

    К самой игре. Ну лакшери конечно, что тут скажешь. Дорого-богато чо. И даже краска на коробке не так быстро протирается как в Ланкашире. И геймплей чуть солиднее и задорнее того же Ланкашира. Пиво там, нелинейная цепочка постройки зданий, жетоны коммерсантов, все дела. Но вот всё-таки, Ланкашир мне как-то ближе к телу. Вот моё и всё тут, а Бирмингем хоть и хорош, но как пасынок стоит на полках и достается реже. Как не родной. Веет чем-то искусственным от него, как будто прилизали бриолином киногероя нуаровского кино и выставили под павильонный свет. Этакий денди-красавчик. А Ланкашир свой, пацанский что ли. Жёсткий, с налётом непредсказуемости, когда продаёшь тряпки в индийские секонд хенды (действие продажи через внешний рынок). 

 

 

                                                                             красавчики

 

    А если серьезно, то обе игры чертовски хороши. Однозначно Брасс заслуженно расположился на самых высоких местах в top BGG. Дюже рекомендую всем, кто уже перешагнул через коробки с Манчкиными-Каркассонами (и не только) и ещё не успел споткнуться о притаившегося за грудой филлерочков грузного Ласерду.

 

 

                          Терра мистика. Дополнения Fire & Ice и Merchants Of The Seas

 

 

    Ох, долго же думал брать-не брать эти дополнения. Цена все-таки по собачьи кусачая. Но поняв что Терра Мистика чуть ли не ван лав и игра заслуживает дополнительной любви и ласки, махнув рукой, приобрёл сразу оба допа. Начну с первого выпущенного дополнения - лёд и пламя.

 

                                                              Лёд и пламя

 

 

    Первое что я обнаружил в этом дополнении - это недоумение. Там есть плашка очерёдности ходов. Какого чёрта эту плашку не включили изначально в базу? WTF?!? Дальше благостная улыбка от вкусных новых шести рас. Они реально классные. Да, немного замороченные по сравнению с базовыми (не все), но и с более интересными способностями. Плюс эстетический восторг от ярких оранжевых и конрастирующих белых компонентов. Добавились мелкие приятности вроде 10 жетонов рас и мешочек к ним, а также четыре жетона итогового подсчёта очков. Мелочь, а приятно. И ещё один важный элемент дополнения - это новое игровое поле с отличным от базы ландшафтом. 

 

                                                   

                                                                        игровое поле

 

 

 

    Лёд и пламя относится к тому виду дополнений, которые я называю обрезками. То есть дополнение, будто изначально отрезанное от базы. Здесь даже своеобразная пуповина прощупывается. Та самая плашка очерёдности ходов. Играть с дополнением интересно, новые расы всегда хорошо,  но если база не заиграна до ворсистых волокон на жетонах, то можно пока и проигнорировать коробочку.

 

                                                                  

 

 

                                                                 Торговцы морей

 

 

    Со вторым дополнением Merchants Of The Seas ещё интереснее. Там уже добавилась целая игровая механика завязанная на морской торговле. И сопутствующие ей компоненты - каналы, верфи, жетоны верфей, корабли, маркеры доков и сделок, торговый планшет действий силы, дополнительные жетоны благодати и целей раунда, два дополнительных жетона городов и один жетон итогового подсчёта очков. И жемчужинка в моллюске всего этого дополнения - двухстороннее игровое поле. 

 

 

 

    Новые стартовые раскладки, новые возможности, новые бонусы, тактические нюансы и особенности. Это уже настоящее полновесное дополнение и огрызком его назвать никак не получается. База со Льдом и пламенем это как будущий завсегдатай фаст-фуда с биг-маком в руке, а Торговцы морей уже привносят более изысканную гастрономию во всю эту картонную кулинарию

 

 

 

 

 

    После первой партии с этим дополнением, я не совсем понял понравилось или нет. Как-то не въехал в суть. Даже появился раздражительный фактор. Нагромождение кучи жетонов сделок на игровом поле. Торговать очень интересно, но вот эти горы жетонов реально подбешивали. Что тогда, что сейчас. Пожалуй это единственный минус. И то, чисто эстетический. А в целом, очень годный доп добавляющий игровую механику, не сильно перегружая базу. Геймплей более глубокий и насыщенный, как по эмоциям так и по мозгоскрепению. Рекомендую всем кому зашла Терра Мистика и кто хочет приблизить её глубину к проекту Гайя.

 

 

                                           

 

    Не пожалел что приобрёл дополнения. Теперь стараемся играть в Терра Мистику только сразу с ними вместе. 

 

                                         

 

                                                                    март

 

                                                               Анахронность

 

 

    Такой же голяк как и в январе, но дабы хоть как-то заполнить пустоту, вписал сюда Анахронность. Хотя игра появилась на полках еще в ноябре 2020 г. сыграть довелось только в 2021 и не в марте, да и какая в общем-то разница когда? Мы ж тут не в архивариусов пришли поиграть. Но архивариуса я всё-таки ненадолго включу. В моей прошлой записи посвященной Первому Уральскому кемпу я довольно подробно изложил про Анахронность и теперь боюсь самоповторений. Поэтому открываю архивчик, милости прошу сюда

 

 

 

 

    Если несколькими мазками, то игра по соотношению цена-качество/цена-геймплей - одна из лучших на наших просторах. И дело не только в наличии миниатюр экзокостюмов. У игры само по себе богатое наполнение.Как по компонентам, так и по игровым модулям. С геймплеем тоже всё в порядке. Играть увлекательно и интересно. Сеттинг для еврогейма, к коим относится Анахронность, очень даже неплох. Да и вообще, про игру сказать вообще ничего плохого не могу. За свою цену - конфетка! 

 

                                                                       Апрель

 

                                                                        Индиго

 

 

    И апрель туда же куда и март. Но надо заполнить чем-то и его. Добавил сюда Индиго. Хоть игра у меня была и раньше, но снова появилась на полках она в апреле.

 

 

    Ну что ж. Перед нами очень красивый абстракт для забав с детьми и нубами. За авторством великого и ужасного Райнера Книции.  Выкладываем тайлы с дорожками, катаем камушки по этим дорожкам каждый в свою/свои ворота, подсчитываем очки за камушки. Профит.

 

 

   

    Всё легко, просто, незатейливо, но почему-то цепляет. Даже таких сухарей как я. Обычно простые игры меня вообще не привлекают, но Индиго прям удалось не только это сделать, но и нагло забраться на руки и там же и уснуть. Очень редко в неё играю, пусть и дальше спит. Главное чтобы мурлыкало себе где-то там на полках, радуя одним только своим присутствием.   

 

 

 

                                                       Виноделие. Долина Рейна

 

 

    Соглашусь. Карты летних и зимних гостей из базы в основной своей массе не винодельческие. Концептуально это откладывало свой негативный отпечаток на игру в целом. Хоть геймплейно игра не сильно и страдала. Даже порою та ещё веселуха начинала происходить, когда во время партии игрок мог победить вообще не утруждая себя виноделием как таковым. И вот, после долгожданного анонса от Лавки, захотелось сменить базовых бездельников на профи, которые знают толк в виноделии. 

 

 

    Ну что сказать? Вроде бы гости из этого дополнения встали на свои места. Удивительно, но в игре Виноделие, теперь действительно захотелось заниматься виноделием. Аллилуйя! И всё-таки есть подвох. Пока так и не понял в чём он состоит, но…в общем…как-то сели мы играть в Виноделие, и, некий Серёжа перепутал те самые карты гостей. Мы сыграли партию целиком и только за кулисами, когда уже начали убирать компоненты в коробку, обнаружили, что играли картами гостей из базы. Рука-лицо. Всё бы ничего. Эка невидаль. Ну перепутал и перепутал. Да только беда в том, что никто вообще не заметил подмены. Все были уверены что играют картами гостей из дополнения. Занавес. 

 

                                                                         май

 

                                                           Тауантинсуйу. Империя инков 

 

 

    Май был довольно плодовитым на настолочки. Правда по части обратного приобретения проданных игр, а не закупок новых коробок. Из новинок в мае появилась игра с необычным названием Тауантинсуйу.

    Вообще поначалу не обращал на неё внимание. После разочарований с Теотиуаканом, решил вообще не смотреть в сторону Т-серии. Пока у одного знакомого настольщика (привет Андрей) не появилась коробочка с игрой. И тут во мне будто что-то щёлкнуло. То ли глупая зависть (как так? У него есть, а у меня нет), то ли гиковский интерес возбудился. Не скажу. Главное что загорелся и тут же прикупил и себе коробушку с этой игрушкой. 

 

 

 

    Тем кому уже вся эта еврятина набила оскомину можно смело проходить мимо. Тут не будет “имеючи - не жалеем, потерявши - плачем”. Кошелек будет пребывать в сладкой неге. Но искушенным как заплесневелая Горгонзола фанатам итальянского еврогейма, игру стоит попробовать. Играя в неё, можно окунуться в…нет, не в доколумбовые времена Империи инков, а в очередные голые механики Лучане-Ташини-Турци-игродельных дел мастеров. 

 

   

Тут всё как обычно. Сбор сетов, сбор ресурсов, строительство зданий, прокачка ступенек, прокачка одной шкалы, другой шкалы, то сё, пятое-десятое. На этом сухом изложении где скрыта сердцевина описания игры, можно зевнуть и правильно сделаете. Ничего нового игра не даёт и описывать особо нечего. 

 

 

    И всё же. Мне она нравится. Не сказать что прям жить без неё не могу, но как по мне, очень крепкий среднячок. Видимо тут ещё сказывается моя какая-то прям мистическая тяга ко всем этим мезоамериканским цивилизациям. Сторонники реинкарнаций и чисток чакр сказали бы, что в прошлой жизни я определенно был каким-нибудь Тяполяпошпателем из племен Майя, закончившим свой путь с вырезанным сердцем на жертвенном камне. Ну или какой-нибудь Мамалыгой из племени Инков, всю жизнь занятой шитьем гобеленов. (даже не знаю какой вариант страшнее).

 

    А для более въедливых, нескромно поделюсь ссылкой на мой более развернутый ответ на вопрос: “что это за игра с таким пыточным названием?” - здесь можно найти более сносное личное мнение по игре. 

    P.S. Возвращаясь к Т-серии. Любовь вернулась. 

 

                                                                    Июнь

 

 

                                                    Билет на поезд. Африка    

 

 

    Лето началось полным штилем. За весь июнь не появилось ни одной новой игры. Ну разве что очередное дополнение. В данном случае Африка к Билету на поезд. Но тут как с программой Намедни. “... очередной год, очередная серия. То, без чего нас невозможно представить, ещё труднее - понять”. 

 

 

 

 

    Тем более в Африку я играл то всего один раз, ещё в те древние времена, когда из блогеров был один Юрий Тапилин, а на ютубе выкладывали ролики снятые на телефоны с камерой в 1.2 Мп. Описывать нечего. Помню только, что после той первой партии впечатления были не очень. Сейчас, сыграй я спустя годы, возможно мнение и поменяю. Держу ради коллекции.

 

                                                                         Июль

 

    Июнь оказался этаким затишьем перед бурей, ибо в июле меня накрыло новыми играми как никогда прежде. Целая картонная лавина свалилась в эти знойные дни. Началось всё с Техену.

 

 

                                                                        Техену. Обелиск Солнца

 

 

    Очередная игра про очередную древнюю цивилизацию. В этот раз - древнеегипетскую. Как-то особо не рефлексировал вопросами брать-не брать. На тему Древнего Египта у меня вообще не было никаких игр. Почему бы и не попробовать? 

    Попробовал. Зашло. Причём всей моей компании. Тут такая же история как и с Тауантинсуйу. Постройка зданий, прокачка трека, сбор сета (ну, почти), сбор ресурсов, действия на кубах. Всё как обычно. Ну разве что пипку в виде обелиска добавили для антуражности. Но к слову сказать, весь этот абажур порою назойливо мешает добавлять новые кубики на игровое поле. Но опять же. Вроде всё как обычно в евро, всё тоже самое как и в других играх данного жанра, а цепляет. Да итить-колотить. Итальянские игро-зодчие, в чём ваш секрет? Как вам из одного и того же получается создавать тот же самый продукт, но с другой этикеткой и он при этом всегда будто новый и нравится? Колдовство какое-то.

 

 

    Я конечно утрирую малость. Отличительные черты есть, но глобально то ведь всё одинаково. Тут строишь, там строишь. Тут ресурсы собираешь меняешь, там собираешь меняешь. Тут качаешь треки и там качаешь треки. О, это какой-то замкнутый круг из которого не хочется вырываться. Игро-мазохизм какой-то. 

    И по традиции. Ссылка на более развернутое мнение по игре здесь. Там же пару слов о всей Т-серии. 

 

                                                                      Котики

 

 

 

    Да, я всё-таки приобрел этого волка в овечьей шкуре. Настольная игра из поговорки “как поработаешь, так и поешь”. Будешь вяло играть, особо не думая, получишь детско-девчуковую красивую игрульку на расслабоне. Будешь напрягать мозг, получишь очень глубокое абстрактное нечто. В шахматы она не превращается лишь по причине того, что присутствует доля рандома, в виде случайного выхода тайлов с узорами. А так, при кажущееся внешней мимимишности и даже розовой сопливости, игра весьма мозгодробительна. В этой игре дробь можно лить из мозгов. Опять же, если играть на полную силу. “Как приготовишь, так и поешь”. Круг замкнулся. 

 

    Не сказать что я в каком-то диком до неприличия восторге от игры, но учитывая моё снисходительное отношение к абстрактным играм, да ещё в семейной нише, Котики мне пришлись по душе. В своём сегменте это хорошая игрушка. Оставил.

 

 

                                              Марко Поло 2. На службе хана

 

 

   

Долго ждал этот сиквелл у себя на полках и вот, очередная итальянская еврушка водрузилась рядом с братьями Поло из первой части. Всё переживал что обе части будут похожими друг на друга как Электроник c Сыроежкиным (олдскульная слеза по скуле потекла), но нет, игры хоть одной серии и похожи, но играются немного по разному. Так и не понял, какая часть всё-таки лучше. Параллели с Брассами.

 

 

    Первая менее замороченная и легковесная, без перегруза компонентами и механиками. А лаконичность я лублу. Вторая часть более насыщенная и разнообразная. Нравятся примерно одинаково обе. На службе хана я отметил про себя, что сами персонажи чуточку интереснее. Добавился такой компонент как нефрит. С ним дополнительная возня, но увлекательная. Иногда в критические моменты нефрит здорово выручает, а его отсутствие наоборот, порою удручает. Переработан рынок. Он стал как бы модульным. Каждый раунд разные прилавки с товаром. Да и размещение кубиков на рынке изменилось. Также видоизменилась ячейка путешествий. Цели на карточках тоже переработали и они стали интереснее. Появилась отдельная ячейка с переменными картами действий. Каждый раунд две другие карты.

 

   

    Ещё добавилось отдельное действие для получения жетонов печатей. Некоторые города стали особенными. Отдельные города приобрели ячейки где размещены контракты. Само игровое поле поменяло свой географический облик. Теперь акцент делается на Китай и само путешествие будет идти не с запада на восток, как в первой части, а наоборот - с востока на запад. В общем, много чего добавилось и видоизменилось, но игра при этом не растеряла всё то, что было заложено еще в Путешествиях Марко-Поло. Игроки всё также берут и выполняют контракты, ходят на рынок и путешествуют. 

    Не пожалел что приобрел уже в довесок к первому Марко - Поло. Хотя, если есть одна из коробок, вторую можно и не брать. Но а если выбирать, то всё-таки думаю что лучше взять Марко Поло 2. На службе хана, чем Путешествия Марко Поло. Почему? Да хз.

 

                                                       

 

 

 

                                                               Гонконг во тьме

 

 

    Очень долго обходил эту, в буквальном и переносном смысле, тёмную лошадку  стороной. Уж больно много попадалось нехороших отзывов про неё. Но всё-таки, дань уважения к хорошему геймдизайнеру Александру Пфистеру дало о себе знать и я прикупил при случае его очередное творение. 

    Поиграл. Получил восторг. Заценил. Удивился. На самом деле отличная игра. Я так и не понял, за что её собственно можно ругать? Всё отлично работает и взаимодействует. Геймлей увлекательный. Та самая дробь из мозгов льется в головокружительный коктейль из размышлений над ходами, эмоциями и азартными картодвижениями из руки. 

 

 

 

    Из минусов я бы отметил разве что оформление, которое на любителя. Но лично мне как-то фиолетово на всю эту черноту. А какой должен цвет преобладать в игре про город, который находиться во тьме? Белый что-ли, как в Чартерстоуне? Лично у меня по оформлению одна лишь претензия - это рисовка персонажей на картах. Персонажи на них выглядят как люди с плакатов по гражданской обороне времен СССР. Похожая рисовка есть ещё в Проекте Манхэттен. Брр-р.

 

 

    Сама игра очень хороша. Конечно не Момбаса и ВЗП, но вот лично мне, Гонконг во тьме гораздо больше зашёл чем Маракайбо. Оставил в коллекции. Одно плохо. Играть в неё в моей компании никто не хочет(.

 

 

                                                              Билет на поезд. Азия

 

 

 

 

    В июле же подвернулось ещё одно дополнение к серии Билет на поезд. Приобрел локализацию, о чём сейчас немного жалею. Дело в том, что все дополнения у меня на английском и вот надписи на разных языках теперь на полке не очень хорошо смотрятся вместе. Образовался на одной из полок маленький перфекционистский ад. Огоньку ещё добавляет то, что сама коробка Азии на несколько миллиметров больше и теперь чуток торчит на фоне остальных коробок. Вообще беда. Как с этим жить-то? Караул!

 

 

 

    Само дополнение неплохое, плюс возможность играть командно. Но так как в моем кругу любителей Билета на поезд мало, то навряд ли я вообще сыграю в неё командно. Как это ни странно, но главным приобретением лично для меня с этим допом стали те самые деревянные брусочки под карты, которые можно применять в других играх. Я человек практичный и думаю прежде всего об унитарности и удобстве применения игровых компонентов и их взаимозаменяемости. Этим для меня Азия и ценна. В остальном - доп как доп. Хороший, но не выдающийся.

 

                                  Билет на поезд. Северная Америка. Юбилейное издание

 

 

    Думаю я не ошибусь, если скажу, что у каждого любителя настольных игр есть мечта, приобрести какую-то особенную для него настолку. Для меня такой настолкой долгое время оставалась Юбилейная версия Северной Америки. Впервые я увидел её в далеком уже 2016 у Ильи Мурсеева и сразу влюбился в неё окончательно и бесповоротно. Оформление мне настолько понравилось, что я долго не мог оторвать глаз. Я очень долго разглядывал все эти коробочки с вагончиками. Яркие, сочные цвета перегонов на игровом поле. Красивейшие карты вагонов и маршрутов. Настоящая услада для глаз. 

    

 

    Естественно я начал поиски этой версии игры Билет на поезд. Но достать её было сложно. Хотя и был момент, когда в 2017 в Екатеринбурге в магазине появилась коробка за 8500 руб, но пока я рассупонивался, коробку забрали. Игра так и осталась в мечтах. Потом был шанс купить её у самого Ильи, когда он устроил свою “великую” распродажу в январе 2019, но узнал я о ней с опозданием и коробка ушла другому счастливому обладателю. И вот, уже летом 2021 года отчаявшись найти заветную коробку, я пошёл на отчаянные меры. Здесь же на тесере, написал всем 167 (на тот момент) владельцам юбилейки с предложением продать мне свой экземпляр. Ну а что? За спрос не дают же в нос.) А наглость как известно - второе счастье. Из 167 согласился уступить мне свою коробку лишь один единственный человек и то не сразу, а с условием, о котором я здесь скромно умолчу. Естественно игра досталась мне недешево и хлопотно, но главное - мечта сбылась!  

 

 

 

    А что до описания самой игры. Тут и описывать нечего. Это же Билет на поезд. Про эту игру все и так знают. А эта версия отличается потрясающей эстетической красотой, кастомизированными вагончиками и более крупными коробкой и игровым полем. Ну и включает в себя дополнения выходившие отдельно для Северной Америки. Больше добавить нечего.

 

 

    А нет, добавлю. Если вы что-то долго ищете но не находите, никогда не отчаиваетесь. Всё это вопрос лишь времени и хотя бы небольшого прикладывания рук. Если очень захотеть - можно в космос полететь!) Главное желать искренни и тогда мечта сбудется. Другое дело, что за мечтой часто скрывается пустота, но это уже другая тема для разговора. 

 

 

                                                                                          Август

 

                                                                                             Maria

 

 

 

   

     Август оказался богатым на исторические варгеймы. В этом месяце появилось на полках сразу три игры данного жанра. Stalingrad’42, Friedrich и Maria. Но пока довелось сыграть лишь в Марию. О ней и разговор.

 

 

 

 

    Приобрести данный варгейм помогла вновь тесера. Вернее игровые дневники посвящённые игре. В них так интересно описаны партии, что трудно было устоять от покупки, дабы попробовать всё самому. Подкупало ещё то, что игра на троих. В нашем менталитете “сообразить на троих” имеет сакральное значение. Конечно я приобрел игру при первой же возможности и она оправдала все мои ожидания.

 

                      

                      планшет политики                                                     тактические карты

 

    Великолепная игра! Оригинальная боёвка, политическая фаза с налетом блефа приправленная щепоткой дипломатии. Игровое перетягивание канатов и неглупый триггер окончания партии. Игра не скучная, динамичная и довольно оригинальная, хоть и старенькая. 

    Подробности игры я описал в этой статье

 

 

                                                  Дополнения к Теотиуакану

 

 

 

 

    Тогда же в августе у меня появился весь комплект Теотиуакан со всеми дополнениями и промками. Про базу я уже писал в других итогах, а вот дополнения появились тогда впервые и забегая вперёд скажу, что все они достойны внимания. Начну с малого. Тень Шитле.

 

 

    И вновь мы видим “обрезок” от базы. Здесь в голову приходит аналогия с долиной Рейна к Виноделию. Только там переработанные карты гостей, а здесь переработанные технологии и стартовые плитки. Они интереснее чем в базовой комплектации, а если учесть что они не заменяют, а дополняют её, то допчик прям мастхэв. Разнообразие партий путем добавления такого мелкого дополнения гарантировано. 

 

 

    Следующее дополнение - Поздняя предклассическая эра, уже является полновесным. Тут и куча модулей и альтернативные планшеты действий. Добавился ещё один храм со своим треком. Добавились индивидуальные персонажи, каждый со своими персональными способностями, дающими игрокам определенное преимущество и задел на индивидуальные стратегии.

 

    Благодаря модульности, дополнение делает игру гибче, разнообразнее и стратегичнее. Теперь мы в компании обязательно играем с этим дополнением, всеми его модулями. Благо они не перегружают игру и можно использовать все модули сразу, вместе с остальными дополнениями. 

 

 

    И Эра расширения. Скажу честно. До того как поиграть, дополнение казалось проще чем предыдущее. Сыграв уже один раз, понял, как я ошибался. Все эти шаманы, воины, обсидианы куда больше добавляют комплексности, чем Поздняя предклассическая эра. Игра с этим дополением очень сильно размазывается вширь. И не скажу что это прям в плюс. Утрачивается лаконичность и цельность изначальной конструкции. Всё превращается в своеобразную лебедь-щуку-рак. Теотиуакан не сложная игра, но со всеми дополнениями сразу, она становится комплексной и весьма тяжеловесной.

    Резюмируя. Из всех дополнений считаю что Тень Шитле прям вот маст хэв. Остальные опционально. Когда уже сама база заиграна до поросячьего визга.

 

 

 

 

                                                              Пуэрто-Рико

 

 

 

 

    В последний день лета появилась и эта легендарная игра. Несмотря на то, что Пуэрто-Рико всё-таки под устарела и оформлением и механиками, играется всё ещё живенько и с вовлечением в игровой процесс. Отличное взаимодействие между игроками, вариативный геймплей, лаконичные и очень выверенные безрандомные механики, разнообразные постройки с разными свойствами создают реиграбельность и не дают заскучать за столом. А что ещё нужно для отличной игры? Всё уже было придумано в далёком 2002 году в Пуэрто-Рико. Плюс ещё, в русской локализации в одной коробке сразу все допы, что ещё больше разнообразит игру. 

 

 

    Отличная игра, проверенная временем и объективно заслуживающая почётные высокие места в рейтингах. 

 

                                                                         Сентябрь

 

    После очень насыщенного на новые игры и дополнения лета, наступила осень и тут же всё как обрезало. В сентябре приобрел лишь одну игру - Bruxelles 1893, да и ту в этом же месяце продал.

 

                                                                       Октябрь

 

                                                        Билет на поезд. Нидерланды

 

 

    Октябрь отметился тремя коробками и все они связаны с серией Билет на поезд

    Нидерланды я для поиграть никогда не хотел, но вот в коллекцию искал. Играть не хотелось, да и не хочется по причине того, что дополнение вообще не зашло. Хотя, справедливости ради стоит сказать, что играл очень давно и один раз. Так что это далеко не показатель. Надо бы повторить и уже осознанно охарактеризовать данное дополнение к одной из любимых серий игр. Помню что меня дико тогда раздражали надписи городов на картах маршрутов и игровом поле. Спору нет, шрифт ну очень красивый. Но вот эти красивые прописные буквы с завитушками делают надписи плохочитаемыми. Глаза ещё дополнительно вырывают сами голландские названия городов. Длинные и труднопроизносимые. Вот это во многом и испортило впечатление о дополнении. 

 

 

 

    Отличительная особенность Нидерландов в том, что перегоны не просто строятся путем выкладывания карт вагонов и самих вагонов, но ещё нужно оплачивать некую стоимость этих перегонов. Так называемые пошлины. После оплаты пошлины, игрок занимает перегон и уже следующий игрок если строит перегон на том же параллельном участке, то пошлину уже платит тому игроку кто первым построил там перегон. Если платить нечем, игрок берет кредит. За накопленные денежные средства в конце игры по специальной таблице, начисляются дополнительные ПО. В остальном - это всё тот же классический Билет на поезд.

 

 

                                            Билет на поезд. Пенсильвания/Англия

 

 

 

    Довелось сыграть пока только в Англию. Отличительная черта этого дополнения от остальных - это карты технологии, которые неплохо так преображают игру. Они добавляют хоть и примитивное, но построение движка и некую стратегию планирования ходов. Мне понравилась эта постепенная прокачка возможностей. Будто дали вагонетку и пыхтишь на ней на 1-2 перегона, медленно но верно превращая её в тот самый солидный паровоз, изображенный на карте локомотивов. По ходу игры, этот паровоз обрастает дополнительными способностями. Это расширяет географию и увеличивает технические возможности действий игрока на поле.  

 

 

 

 

    Пожалуй, одно из лучших дополнений в Ticket To Ride. А ведь на обратной стороне ещё и Пенсильвания. Рекомендую всем любителям серии. 

 

 

                                Билет на поезд. Европа. Юбилейное издание

 

 

 

 

    Всем фанатам серии автопокупка. Выше я уже писал историю с Билетом на поезд. Северная Америка. Юбилейное издание. Здесь всё было прозаично и легко. Приобрел новую в пленке с рук английское издание, пока ещё был тираж. 

 

 

    Уверен что и эта юбилейная версия станет раритетной. Поэтому я не колебался и сразу взял, как появилась информация по игре. Отличий по оформлению от юбилейной Америки вообще никаких. И это радует. Так как хочется чтобы всё было в одном стиле. Та же большая коробка, только уже не чёрная, а белая. Те же жестяные коробки с кастомными вагончиками, только с другой расцветкой и логотипами и вагонами других типов. Также включены дополнения выходившие отдельно для Европы. Всё очень красиво, глаза не нарадуются! 

 

 

    P.S. Надеюсь в будущем не будет юбилейных версий дополнений, а то так и разориться можно.

 

 

                                                                              Ноябрь

 

 

                                                                                      На Марсе

 

 

   

    Под занавес года случилось историческое событие на моих полках. Впервые в коллекцию добавилась игра от португальского сумрачного еврогеймогения. На самом деле путь к этому был долгим и не лёгким. Первые игры Ласерды в которые я играл - CO2 и Vihnos мне не зашли и я уже было поставил крест на дальнейшее изучение игр от Витала, долгое время стараясь обходить его евромонстров стороной. Наконец, довелось сыграть и в На Марсе. И вновь, если и не разочарование, то подтверждение того что нет, не мой автор. 

 

 

 

 

 

    Шло время и игры Ласерды всё чаще и чаще замелькали в статьях, обзорах, летсплеях. В ковидные времена я уж подумал что началась ласердомания. Начались один за другим локализации Лиссабона, Канбана, теперь вот Машина погоды. Ну и я опрометчиво влился в этот поток хайпа. Захлестнула и меня эта португальская волна. Во многом поэтому и появилась на полках На Марсе. “Чтобы до кучи” было. А там распробую игры Ласерды в дальнейшем или нет - это уже другая будет история.

 

 

    Что по самой этой конкретной игре. Сложно, комплексно, стильно, мутновато. Но главное - чувствуется что потенциал у игры огромный. И это обнадёживает. Будем считать что приобрел игру “на вырост”. А пока, мозгами/душой/сердцем ещё не дорос.

 

                                                                              Декабрь

 

                                                         Прага. Сердце империи

 

 

    Заинтересовался данной игрой после того как сыграл пару партий. После первой как-то не особо зацепила Прага, но после второй, сыгранной на Новоуральском настолкемпе, прям игра зашла. Стал ждать локализацию от Хоббиков, но что-то не срослось тогда. И вот, уже в самом конце года нашел с рук и купил.

    Оформлена игра прекрасно. Отдельного упоминания заслуживает собор, крепостная стена и Карлов мост. Выполнены они в виде изометрических псевдо3D-фигулин и в качестве украшений хорошо смотрятся на игровом поле. Кто-то может назвать всё это ненужными понтами и что можно играть без них (на поле все эти строения продублированы), но на самом деле, все эти конструкции нагляднее демонстрируют иконографику.

    Отдельного упоминания заслуживает и арт. Нарисовано пёстро и ярко, но без вырвиглазной цыганщины. Изображения построек, кустиков, деревьев, лодок и горожан стилизованы под гравюры тех времён и довольно тщательно прорисованы. Визуально игровое поле похоже на средневековый гобелен. Красиво!

 

 

    Правила, как и подобает комплексной игре, по началу весьма туманны. Очертания контуров “как в это играть?”, проступают уже к середине первой партии. Так что, не так страшен чёрт, как его малютка. Основные затыки происходят на свойствах и выкладывании тайлов зданий и получениях/свойствах бонусов. Но здесь, как и в большинстве игр - первый раз пощупал, второй раз уже уверенно схватил. 

     Взаимодействие средней тяжести и оно не напрягает своей избыточностью или нехваткой. Приятная дозировка конкуренции на колесе действий и игровом поле. Что порождает отдельные микро-тактические нюансы (наподобие сброса нужных оппоненту зданий из общего пула или взятия жизненно важного оппоненту тайла действий). На игровом поле происходят свои местные взаимодействия по обустройству локаций зданиями, сопряжённые получением очков и бонусов. Лично мне уровень взаимодействия в Праге вполне норм. Здесь не особо работает концепция “уткнись в планшет и раскладывай пасьянс”. Необходимо следить за другими игроками и не зевать на игровом поле. Но это уже нюансы, которые раскрываются во второй и последующих партиях.

 

 

                                               здания вокруг одной из площадей

 

 

    Что до кризисности, то лично я ее особо не ощутил. Она есть, но с приятной остринкой. В игре не получится по легкому; там быстро прокачать, тут продвинуть. Колёсики с камнем и золотом до максимума покрутить каждый раунд не выйдет. Но и тактические задумки вполне по силам осуществить. Оппоненты конечно мешают, но не так, чтобы прям на обочине в пыли от них кататься. Здесь также как и со взаимодействием - золотая середина. 

     По механикам. Комплексное евро во всей красе. Тут вам и рондельное колесо действий и прокачка планшетов и бонусы и круговорот ресурсов, а также бонусы которые дают другие бонусы и тайлоукладывание с получением ништяков и попутно борьба за место под солнцем на игровом поле. Синергия здесь бьет ключом, в том числе по голове. Напрягать думалку надо не меньше чем тот самый Карл IV, озабоченный тем, как из Праги сделать столицу Священной Римской Империи. 

 

 

                                                                   Карлов мост

 

 

     Как по мне, то Praga Caput Regni является стандартным евро неласердовской тяжести (Юра привет! ;-)). Ладно-ладно. Знаю. Любая игра пытается отличиться на фоне остальных и Прага не исключение. Есть своя изюминка. То самое колесо действий с изменяемой стоимостью выполнения  и бонусами. Свежий бриз в новаторстве, но всё-таки, язык не поворачивается назвать это чем-то выдающимся в мире настольных игр. Хотя сейчас, в наше время, любая казуистическая мелочь уже представляется чем-то инновационным. В конце концов, в каждой игре есть своя изюминка, также как и в каждом кексе, однако вкус от этого особо не меняется. Вот и для меня, Прага ощущается очередным евро, только более свежим. Но играть приятно. Механики хорошо сочетаются и работают. Игровой процесс увлекательный. Лично для меня ещё важно то, что игра не скатывается в очкосалатницу, кои нынче в моде. 

 

 

                                                               игровое поле. общий план

 

 

     Вот такая вот игра. Если сравнивать геймплейно и по тяжести, то мне на ум приходят аналогии с такими играми как: Цолькин, Великий западный путь и Лоренцо Великолепный. Как-то так.

 

 

                                                  Покорение Марса. Большая коробка

 

 

 

    Ох как же мы долго ждали эту коробку. Ещё один долгожданчик. Им открыл эту запись, им же и заканчиваю. Но в отличии от Брасса, эта коробка реально, ну очень долго добиралась к нам по предзаказам. Одиссей быстрее добирался к родным берегам Итаки, чем эта коробка. 

    Поначалу была острая необходимость разглядеть все 3D-тайлы воочию. Потом жадное впитывание любой информации “ну где же ты моя, Сулико?” Затем, отвлечение внимания другими играми. Снова томительные ожидания. Опять разглядывание на сайте тех самых 3D-тайлов и представление в воображении как же они круто будут выглядеть в живую. Потом беспокойство, плавно переходящее в заламывание рук. Затем гнев и проклятия. В итоге всё по классике - отрицание, гнев, торг, депрессия, смирение. И вот, наконец-то пришло извещение о том, что коробка в пункте самовывоза. Ох эти сладкие слова - “игра в пункте самовывоза, можете забрать”. Сироп для глаз и приятная щемящая кислинка в груди. Но…не в этот раз. Стадии принятия пройдены. “Боюсь, вы опоздали, монсеньор... – говорит старушка с тихой скорбью. – Сегодня молодой господин покидает дом в последний раз.” 

 

 

    Лишь мельком скользнувший взгляд по экрану монитора на мгновение задержался на словах “...в пункте самовывоза” и хмыкнув про себя, что надо ещё тащиться в пункт выдачи я спокойно и буднично поехал забирать эту злосчастную коробень. 

    Честно скажу, эмоций после столь долгого ожидания почти никаких. Привез коробку, поразглядывал те самые 3D-тайлы и убрал это всё добро на полку. Дорога ложка к обеду. А так ждал, так ждал. Остыл. Перегорел. Успокоился.

 

  

 

                   *********************************************************

 

И теперь немного статистики по итогам 2021 года

 

    куплено - 56 игр и 16 дополнений

    продано - 29 игр и 8 дополнений

    сыграно в новые игры (не считая дополнения) - 24 

    сыграно за год в общей сложности - 237 партий + около 40-50 не учтённых на сайте Boardgamegeek.com

    открытие года - Maria

    лучшая игра года - покорение Марса

    лучшая соло-игра года - Плотина

    лучшая семейная игра - Котики

    лучшая игра на двоих - Гранд-Отель Австрия

    лучшая дуэльная игра - Ни шагу назад

    лучшая игра года для опытных игроков - Maria

    лучший варгейм года - Maria

    лучший филлер года - проект L

    лучшее оформление года - Ticket to Ride: 10th Anniversary edition

    самая неоднозначная игра года - Котики и отчасти на Марсе

    разочарование года - Вдали от Солнца (продал после первой же партии)

    самая часто раскладываемая игра года – Покорение Марса

 

     Вот так и прошёл ещё один игровой год. 

    Было очень много продаж (в феврале) и ещё больше покупок (лето). Были периоды в целые месяцы когда ничего нового не появлялось, а было и наоборот. Рваный какой-то год для меня вышел.  Ещё я не стал описывать игры которые появились в 2021 году, но так в них ни разу пока и не сыграл. Это - Чёрный ангел, Stalingrad’42, Friedrich, Азул. Витражи Синтры, Азул. Летний дворец, дополнение к Робинзону Крузо (да, я снова приобрел эту игру) В поисках затерянного города, Уотергейт, дополнение к Сумеречной борьбе - Нулевой ход и Пути Славы. По сравнению с предыдущими годами довольно много. Из-за этого кажется что я стал меньше играть в настолки, но судя по статистике - всё как раз наоборот. Другое дело, что новых игр появилось куда больше чем в прошлые годы. Поэтому много несыгранных. Но я обязательно наверстаю упущенное. 

    Прошедший год был для меня действительно каким-то сумбурным и не стабильным. Надеюсь этот год будет если не лучше, то хотя бы не хуже. И не только на фоне увлечения настольными играми. Всем добра и мирного неба над головой! Пока

    P.S. Большинство фото взято из интеренета

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Batareziz написал 2 года назад: # скрыть ответы

Как всегда отличный отчет. Каждый раз интересно читать. Только очень жаль, что никаким образом не рассказывается про "лучший филлер" и "разочарование года". Теперь остается надеяться, что через какое-то время "Вдали от Солнца" вернется в коллекцию и тогда о ней будет рассказано :) ?

Confessor написал 2 года назад: #

Про лучший филлер и разочарование года, не дает рассказывать сам формат этой записи. Я не пишу в итогах про те игры которые у меня не задержались на полках или были сыграны где-то у кого-то. Как то так) Чуть позже напишу вам в личку про впечатления о Проекте L и Вдали от Солнца. Я просто сейчас после кемпа до сих пор в коматозе)) надо восстановиться и вернуться к реальной жизни

TTK написал 2 года назад: # скрыть ответы

статья по Марии - дер фантастиш данкен гут

Confessor написал 2 года назад: #

Благодарю ;-)
Ближе к лету по Марии будет ещё запись разбора партии.

ivan111 написал 2 года назад: # скрыть ответы

Спасибо за отличный отчёт - приятно читать!

> куплено - 56 игр и 16 дополнений
> продано - 29 игр и 8 дополнений

Очень интенсивный круговорот настолок в коллекции )

> около 40-50 не учтённых на сайте Boardgamegeek.com

Почему они не учтены? (спросил любитель статистики)

Confessor написал 2 года назад: #

Спасибо за уделённое время!
круговорот действительно бешенный был в прошлом году. В феврале было продано около 20 игр, а уже в мае почти все были куплены обратно) В декабре с десяток игр было продано тоже, но на всех этих покупках-продажах я считаю что нет смысла акцентировать внимание.
Есть неучтенные партии. Такое бывает, когда где-нибудь в гостях например играешь и просто забИваешь писать результаты партии. А бывает и такое что банально забЫваешь записывать.

KittenLS написал 2 года назад: #

Тоже хотел такой отчёт написать потом понял что слишком долго это буду делать)
Вдали от солнца сильно сомневался брать или нет, так и не взял сейчас уже наверно не хочу)

amberLord написал 2 года назад: #

Отличный отчёт! Спасибо!