![]() |
Идут сборы на Gothic: A Shadow's Quest |
Настольная версия знаменитой РПГ. | |
![]() |
Настолки в Америке дорожают. Часть 2 |
Перед тем как мы продолжим зачитывать чего там происходит у американских издател... | |
![]() |
Идут сборы на Cats of Mont Saint Michel |
Данжен кроулер в стиле Рэдволла: коты-мушкетеры против злобных крыс. | |
![]() |
Идут сборы на Sea Beasts: A Bloody Voyage |
Морской данжен кроулер/босс баттлер: викинги борются с подводными монстрами. | |
![]() |
Идут сборы на Grimm Fairy Tales: Unbound |
Кооперативный колодострой с персонажами различных сказок. |
![]() |
6.43138 |
![]() |
- |
Я переиграл в добрый десяток игр, которые подаются на рынок как «детективные».
От детективной игры я жду в первую очередь вызова дедуктивным способностям. Большим плюсом будут затягивающие язык, атмосфера и сюжет. Но без дедукции игра бессмысленна — атмосферу, сюжет и годное писательство я найду в книгах Конан Дойля. Прелесть игры как медиума в том, чтобы чувствовать себя проницательным Шерлоком, разгадывая загадки и преследуя следы.
Поглядим, что же предлагает отрасль.
Топовая игра в жанре... Будет названа в конце статьи =Р
С большим отрывом на втором месте Sherlock Holmes: Consulting Detective. Прошёл 3 дела из восьми, в оригинале на английском. Стоящая игра.
Единственная с сильным литературным языком. Крутой сеттинг и атмосфера викторианской Британии. Логичные загадки с простором для поиска следов. Улики рассыпаны по Лондону реалистично и последовательно. У игроков развязаны руки. Можно быть идиотами и ничего не найти. Здорово.
Внезапный врыв в топ подбросил январский «Настолкэмп» — игра Sherlock, локализованная под названием «Элементарно!». Прошёл 3 дела из не знаю скольких. «Элементарно!» — получасовой филлер на 3–6 человек, где каждый держит маленький кусочек общей картины, и каждый лично принимает решения о том, относятся ли его кусочки паззла к преступлению или нет. Игра вознаграждает точность сбора улик и наказывает за бездумное открывание всех дверей подряд. Цепкая память пригодится — в одном деле ключевую подсказку мы сбросили и забыли, что помешало вычислить мотив убийцы. Дела составлены толково, логично и последовательно. Хватает ложных следов. Альфа-игрок повержен. Благодаря скрытой информации, каждый участвует в раскрытии преступления — и некогда смотреть на котиков в телефоне. Рекомендую.
С отрывом на четвёртом месте Detective: A Modern Crime Board Game, в который я прошёл кампанию из пяти дел и промо-сценарий.
«Детектив» тащит крутым сюжетом и загадкой.
Мне не нравится, как «Детектив» водит игроков за ручку. В рамках игровой системы тупо нет возможности дать игрокам песочницу, где можно облажаться. Не нужно искать зацепки — их выдают вам на блюдечке. Впрочем, игроки не успеют исследовать каждую зацепку — игра хотя бы оставляет выбор среди ассортимента следов. Слабовато, но куда лучше чем ничего.
Литературный язык в «Детективе» отвратителен. Кофе и сигареты, перемалывание потоков данных суперкомпьютерами и вечно льющий дождь стали локальными мемами нашего стола. Впрочем, ходят слухи, что поляки догадались нанять нормального писателя для дополнений.
В «Детективе» интересный ресурс-менеджмент. Вечно не хватает времени. Многие зацепки требуют расстаться с остатками авторитета и навыков команды, и решать приходится здесь и сейчас, с неполной информацией.
Увы, рельсы и очень ограниченное пространство игры портят «Детектив».
Я бы сказал, что он стоит покупки. Несмотря на недостатки. Эмоции от распутывания сюжета «Детектив» доставил непередаваемые.
Очередной провал ниже — и обзор прибывает на станцию «Места преступления». Я прошёл кампанию из трёх дел, вводную и один из самостоятельных сценариев.
У «Места» крутая свободная система, где можно о чём угодно говорить с кем угодно и у игрока много пространства для ошибок. Теоретически. На практике реализация паршива. Игроков возят по рельсам и возвращают на них. Ресурс-менеджмент совершенно некризисный — можешь страдать чем угодно и на выходе всегда будет плюс-минус «победа».
Сюжет унылейшее клише.
За три дела кампании только один раз попался мало-мальски интересный вопрос, где пришлось поразмышлять. Чуть позже выяснилось, что размышлять было не надо, а надо было бездумно покрутить время вперёд и нас рельсы привезли бы к ответу.
Самостоятельный сценарий оказался лучше. В нём есть несколько концовок (!) и хорошие ложные следы. К сожалению, клише, картонность и стереотипность персонажей никуда не делись.
Итак, сценарии ужасны, но система с наибольшим потенциалом. Абсолютно не реализована. Остаётся лишь призрачная надежда на дополнения.
У самого дна встречаем «Тайны Аркхэма». Прошёл все дела, сквозь боль и унижение. Даже не знаю, что о ней сказать. Сама идея играть в детектива в сеттинге с безумной магией меня коробит. «Тайны Аркхэма» такие и есть — неведомая ерунда происходит сплошь и рядом, оставь попытки найти логику и последовательность, садись на рельсы и делай, что тебе велят свидетели.
Авторы положили в игру карту и адресную книгу (как в «Шерлоке»), но применяют их бестолково. Карту за кампанию полтора раза использовали нормально. Когда мы пытались применить её творчески, нас щёлкали по носу, велели садиться обратно на рельсы и не выпендриваться.
С адресной книгой похожая история. Ходить надо напрямую по адресам, которые игрокам явно показывают или прозрачно намекают. Творческое мышление наказывается.
В общем, это не детектив, а так, почитушки на тему Лавкрафта. Непонятно, зачем такое надо, хотел бы читать книжки — читал бы книжки.
Единственный луч света в этом царстве ктулх — внезапно работа локализаторов из «Хобби Ворлд». Прям не могу не похвалить. Книжка в твёрдом переплёте приятна на ощупь и здорово пахнет. Перевод хорош. Озвучка ключевых сцен отменная, только ради неё и играл.
Казалось бы, вот оно днище, но тут снизу постучали. «Агентство «Время», в которое я отстрадал четыре сценария. Сейчас придёт Валя «Majo» и скажет, что это ни разу не детективная игра и ей не место в этом рейтинге. Валя будет права.
Я полагал, что в АВ надо думать, принимать решения и соображать, какие двери открывать и куда идти. Я надеялся, что будет, где размять дедукцию и смекалку.
Не, ничего подобного.
Это банальная линейная CRPG на картоне.
Иди прямо, открывай по дороге каждую дверь, так победишь. В конце, может быть, предложат пару кнопок с выбором концовки.
«ВРЕМЯ» даже не даёт толком выбора куда идти в большинстве сценариев.
Сюжет — сплошь клише про героических героев, которые за всё хорошее против всего плохого. Литературный стиль на уровне чуть хуже «Детектива», что само по себе достижение.
Тоже не знаю, к чему такая нужна. Хотел бы читать фантастику низкого пошиба — читал бы книжки с фантастикой низкого пошиба.
Самое время вернуться к свежему горному воздуху и просторам для дедуктивных размышлений. Неоспоримый лидер в жанре «хочу чувствовать себя проницательным детективом, смекалкой вычисляющим скрытного преступника и его планы» — Tragedy Looper. Оказывается, нет лучше способа симулировать охоту на хитрого злодея, чем посадить за стол хитрого злодея и охотиться на него :)
Почётных упоминаний будет два.
«Ярость Дракулы», где зачем-то лютым америтрешем и боёвкой испортили прикольную систему погони, поиска следов и предсказания действий вёрткого негодяя. Увы, «Ярость» фундаментально сломана. Дракула может мухлевать, в закрытую играя нелегальные карты локаций. Но потенциал есть.
Return of the Obra Dinn — свежая компьютерная игра Лукаса Поупа (подарившего этому миру Papers, Please) ставит игрока в роль страхового агента, восстанавливающего картину происшедшего на корабле Ост-Индской компании, прибывшем к берегам Британии... без команды. Фантастическое, безумно атмосферное произведение искусства. Не садитесь без шести часов свободного времени.