-AdRiver-
Bleizilla написал 12 минут назад к игре Kanban EV: # ай да молодец, крепкого тебе здоровья!
cRyovery написал полчаса назад к игре Остров духов: # Повысьте сложность
fromby написал полчаса назад к игре Kanban EV: # С днём рождения, уважаемый. Спасибо за ваш труд. Перевод получился сти...
Spencer написал полчаса назад к новости С миру по нитке [12.04.2021]: # спасибо
JagO написал час назад к игре Тортуга 2199: # Отвечу сам себе - спросил в ВК у другого владельца игры, а так же посм...
С миру по нитке [12.04.2021]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: GaGa Games сообщи...
Предзаказ на настольную игру «Космобаза»
От «Лавки игр».
Фирменный магазин Crowd Games в Москве!
У нас большая радость: мы открыли в Москве небольшой фирменный магазин. Теперь в...
Голосуем кошельком [08.04.2021]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
Обзорная башня [07.04.2021]
В этом выпуске: статья про фракции ролевой игры по «Дюне» на примере Бене Гессер...

Nikolja1990

«Brass: Бирмингем»

22 марта 2021

Информация

добавить
игры Brass. Бирмингем
компании Crowd Games
Дата: 22 марта 2021
Оценка пользователей
7.4342
-

А вы знаете, что объединяет знаменитый футбольный клуб «Астон Вилла» с настольными играми? Их объединяет город Бирмингем! В этом городе находится домашний стадион «Астон Виллы», и этот же город является главным промышленным центром в настольной игре «Brass Бирмингем»!

 

Так уж получилось, но последний год эта игра постоянно на слуху в русскоязычном сообществе. Сначала игру было попросту не достать по причине закончившегося тиража. Те редкие экземпляры, что всплывали на барахолках, продавали за полторы-две или даже больше розничной цены. Потом издательство объявило о новом тираже, и страсти несколько поутихли.

 

Но когда коробки доехали до счастливых покупателей, выяснилось, что в рядовую, казалось бы, доставку вмешались погода и наш генерал Мороз разукрасил некоторые компоненты игры дополнительными узорами. И всё бы ничего, но для некоторых покупателей радость оказалась неполной без горького шоколада «Россия» без дополнительной скидки.

 

В финансовые дела мы лезть не будем — оставим это неблагодарное дело профессионалам, а сами же поговорим об игре.

 

 

Бизнес в эпоху промышленной революции

 

 

Brass в переводе с английского означает «медяки» — монеты самого малого номинала, ходившие в Англии. Многие люди монет большего номинала и не видели — времена были тяжёлые, и чтобы хоть как-то свести концы с концами приходилось работать по 12–15 часов в день.

 

Это же диктовало и свои условия предприятиям. До изобретения Tik Tok, Instagram и самого понятия «хайп» оставалось ещё минимум полтора столетия. И поэтому продавались, а значит, и производились только те вещи, которые действительно были необходимы. Прежде всего это изделия текстильной промышленности и мануфактур, гончарные изделия и... как ни странно, пиво!

 

 

 

 

Дело в том, что в те времена ещё не было современных очистных сооружений и пить воду из реки было просто-напросто опасно. Поэтому во избежание проблем с желудочно-кишечным трактом люди старались по возможности заменять воду на слабоалкогольные напитки, в чём им помогали пивоварни.

 

И наконец, выгодным делом было открыть угольную шахту или металлургический завод — учитывая, что большинство агрегатов так или иначе использовало паровой двигатель, проблем с рынком сбыта угля и чугуна не было никаких. Кроме разве что логистических.

 

 

 

 

Большое количество таких предприятий было сосредоточено в так называемой «Чёрной стране». В регионе к западу от Бирмингема, где дым и сажа с многочисленных предприятий, а также угольная пыль с шахт, расположенных неподалеку, покрывали всё равномерным чёрным слоем.

 

Именно в этом регионе и предстоит оперировать игрокам, строя промышленные предприятия, каналы и железные дороги, конкурируя за сырьё и рынки сбыта, в погоне за прибылью и победными очками.

 

 

Делаешь действие? Сбрось карту!

 

 

Партия в Brass делится на две эпохи — каналов и железных дорог. А те в свою очередь на раунды, в течение которых каждый игрок делает ровно по два действия. И чтобы игрок ни делал, он обязан сбросить карту!

 

Для развития твоего треста нужны деньги и ты хочешь взять ссуду в банке? Сбрось карту!

 

Нашёл покупателя продукции своих предприятий и хочешь заключить с ним контракт? Сбрось карту!

 

Модернизируешь свои предприятия? Ну, прежде всего найди поставщика железа для этого безобразия и… Сбрось карту!

 

А уж если ты собрался строить пути сообщения или тем более предприятия — там вообще мрак! Заплати деньги, найди поставщика железа или купи его на рынке, подвези по существующим каналам или железным дорогам уголь с шахты или опять же с рынка и… ну, в общем, вы поняли.

 

Да даже для того, чтобы получить карты джокеров, вам всё равно обязательно нужно сбросить карты! Только не одну, как обычно, а сразу три! Это важно для сложных математических вычислений равного количества ходов каждого участника.

 

В начале каждой эпохи каждому игроку сдаётся по восемь карт. После совершения двух действий в раунде мы добираем две карты из колоды. Как только колода опустела, игроки разыгрывают оставшиеся карты на руках (ещё 4 раунда), и эпоха заканчивается.

 

 

 

 

Количество карт в колоде зависит от числа игроков, но рассчитано так, чтобы все сделали одинаковое количество действий. Поэтому, если кто-то не сбросит карту при выполнении действия или забудет добрать до нужного количества — это сразу станет понятно. Вот только непонятно, сумеют ли игроки исправить такую ошибку или партию придётся переигрывать сначала… Виновника в этот момент могут даже побить… Возможно, даже ногами… возможно, даже по голове!

 

В общем, за правильным розыгрышем действий и сбросом необходимых карт должны следить все игроки с особым тщанием!

 

 

Строим заводы и пути сообщения

 

 

Но к чему мы будем стремиться при розыгрыше действий? Конечно же, к получению прибыли и победных очков (у нас тут игра европейской школы как-никак)!

 

Прибыль (или убыток) мы считаем в конце каждого раунда, а победные очки — только в конце каждой из двух эпох: каналов и железных дорог.

 

Как нетрудно догадаться, и победные очки, и прибыль нам дают наши предприятия и пути сообщения. И тут начинается самое интересное! Герой Шона Бина утверждает, что нельзя просто так взять и построить предприятие! Для этого нужно разыграть карту!

 

И если для всех остальных возможных действий абсолютно неважно, какую карту сбрасывать, то для постройки предприятия сброшенная карта имеет определяющее значение. Дело в том, что все карты делятся на карты предприятий и карты локаций.

 

 

 

 

Карта с названием города — это по сути разрешение, выданное на строительство конкретно в этом городе. Делец приезжает в указанный город, идёт в мэрию и показывает разрешение, подписанное правительством. Согласитесь, это сильный аргумент, и даже если этого предпринимателя в городе никто не знает, возразить или запретить строительство уже никто не в силах.

 

Игроку остаётся только оплатить стоимость строительства и, если нужно, доставить уголь и железо к месту строительства. Чугуна тогда требовалось не так чтобы совсем много — его вполне можно было привезти и на телеге по обычным дорогам. А вот с углем такой номер не пройдёт. Топлива нужно много! Поэтому, строя предприятие, нужно было сперва подумать о логистике, а именно, обеспечить поставки угля по каналам или железным дорогам. Но об этом ниже.

 

А пока давайте взглянем на нашу Чёрную страну с высоты.

 

 

 

 

Помимо городов, как вы видите, на поле изображены трассы каналов и железных дорог. Чтобы ими пользоваться, их нужно сперва выкопать или проложить. Делается это отдельным действием при сбросе карты, оплате работы и обеспечении стройки углем в достаточных количествах (если, конечно, мы строим железную дорогу, а не канал).

 

Занять трассу между городами может только один игрок. Что вполне логично — построив дорогу, помимо морального удовлетворения от того, что ты улучшаешь транспортную доступность соседних городов, можно получить много бонусов. Победные очки, например. Поэтому, чтобы ни с кем не делиться, лучше потратиться чуть больше, но и управление каким-нибудь каналом сделать привилегией своего треста.

 

Но самый большой бонус заключается в том, что ты включаешь в свою транспортную сеть новый город! Вы же помните про второй тип карт, на которых изображено конкретное предприятие? Разрешение на строительство предприятия есть, а вот где его строить, непонятно...

 

Вот представьте себе, приезжает такой весь из себя во фраке и цилиндре, и прямиком в мэрию — хочу, дескать, у вас тут гончарную мастерскую открыть! А уважаемые люди с некоторым недоумением на лице: «Сэр, а вы, извините, кто? Предприниматель значит? И что, что у вас есть разрешение на строительство? У нас тут таких разрешений по 10 штук в месяц регистрируется! Вот в частности сэр Генри Бессемер тоже вознамерился открыть гончарную мастерскую, и тоже в нашем городе! Его тут каждый знает! А земля в городе, извините не резиновая!»

 

Поэтому, чтобы воспользоваться картой предприятия, нужно сперва заявить о себе: построить в городе предприятие с помощью карты локации или, на худой конец, проложить до этого города канал или ж/д пути. Иными словами, сделать так, чтобы город принадлежал к транспортной сети игрока. Кстати, дороги мы тоже строим не где попало, а продолжая свою транспортную сеть.

 

 

 

Бирмингем принадлежит транспортным сетям всех игроков кроме красного,
Ковентри — фиолетовому и красному, а в Тамуэрте оперирует только голубой игрок!

 

 

Думаю, теперь всем очевидно, зачем одним из действий иногда приходится брать карты-джокеры, которые заменяют собой карту любой локации и карту любого предприятия.

 

И вот когда все формальности улажены, деньги уплачены, поставки угля налажены, мы имеем право разместить жетон предприятия на предназначенное для него место в выбранном городе. Но и тут не всё так просто!

 

Прогресс не стоит на месте, и инженеры непрерывно трудятся над тем, чтобы сделать предприятия более эффективными. Предприятия первого уровня стоят, конечно, дешево, но производят настолько низкосортную продукцию, что при её продаже много прибыли и очков не получишь. То ли дело высокоуровневые заводы!

 

Все жетоны предприятий лежат на личном планшете игрока. Для строительства можно брать строго жетон самого низкого уровня из доступных. Хочешь не тратить ресурсы и время на устаревшие технологии? Сбрось карту, железо и сделай действие модернизации! Вуаля! Теперь можно сразу переходить к более современным заводам, которые дадут больше прибыли и очков.

 

 

 

 

Помогая ближнему — помогаешь себе!

 

 

Любой завод или шахта мало кому интересны сами по себе. Они работают и производят продукцию. Которую ещё нужно продать, чтобы получить прибыль.

 

Поэтому построенные предприятия в Brass не дают никаких дивидендов сами по себе. Для того чтобы начать получать прибыль, сперва нужно договориться с коммерсантами и найти рынки сбыта. И это не так-то просто как кажется.

 

Прежде всего нашу продукцию готовы покупать буквально несколько коммерсантов. Живут они, как правило, в небольших городках на краю поля и обозначены особым значком. Что будет покупать каждый из них, определяется в самом начале партии с помощью специальных жетонов. Они же, кстати, продают нам уголь с рынка — было бы соединение с нужным городом.

 

 

 

 

Итак, нужного коммерсанта нашли. Теперь необходимо заключить с ним контракт и соединить город, в котором работает наш завод, с городом, в котором находится офис коммерсанта. На этот раз нам подойдут любые дороги. Даже пути других игроков можно использовать без проблем. Правда, если маршрут поставок где-то прерывается, строить в том месте мы не имеем права, а наши соперники не спешат соединять наши предприятия с рынками сбыта… В общем, я не зря говорил о сложной логистике в «Брассе» :)

 

Но допустим, о путях поставок мы позаботились заранее и всё у нас с этим хорошо. Мы, наконец, готовы ударить по рукам и отпраздновать заключение контракта за кружечкой пива. Для первого предпринимателя небольшие запасы пива есть у самого коммерсанта (за распитие такого бочонка ещё и приятный бонус дают!), а вот всем остальным придётся изыскать пиво в пивоварнях, уже построенных на игровом поле.

 

Заключать контракты мы можем только на поставку товаров гончарных мастерских, текстильных фабрик и мануфактур. Сделали действие продажи, перевернули жетоны и наконец-то получили долгожданную прибыль! Более того! В конце эпохи за такой жетон нам победные очки положены. А если на нём изображены один или два символа путей сообщения, дополнительные очки получат все, кто проведёт к этому предприятию свою дорогу.

 

Но что делать с пивом, углем и железом?

 

И тут мы подходим, я считаю, к изюминке всей игры! Товары, произведённые этими предприятиями, выставляются на жетоны и находятся там до тех пор, пока их оттуда не заберёт какой-нибудь из игроков. Ещё раз! Не хозяин предприятия, а любой из соперников!

 

Правила поставок каждого из этих ресурсов довольно сложны и порой запутаны, но основное правило остается неизменным — ими могут, а очень часто просто обязаны пользоваться все игроки.

 

А теперь представьте, какие возможности для взаимодействия открываются из-за этого. Можно построить пивоварню или литейный завод с расчётом на то, что твои соперники вынуждены будут снять с них все ресурсы, перевернуть жетон твоего предприятия и обеспечить тебя дополнительной прибылью и победными очками. А можно построить то же самое и создать альтернативу предприятиям соперника — уж лучше пусть прибыль идёт в наш карман, а не в чей-то ещё.

 

С углем же всё ещё интереснее! Из-за того, что уголь всегда берётся с ближайшей от места строительства шахты, соединённой дорогами, вариантов тут в разы больше. Можно построить шахту поближе. Можно прокопать канал так, чтобы ближайшей оказалась вовсе не та шахта, на которую рассчитывал соперник. А можно, наоборот, повредничать и не прокладывать дорогу для соединения городов и угольных шахт. Тут вообще можно сразу двух зайцев убить! Одному сопернику не дать заработать победные очки на шахте, а другому не дать возможность построить очень нужный заводик, отрезав его от бесплатного угля!

 

 

 

Красный шахту построил, а ж/д пути нет — за углем все идут на рынок, а не к нему.

 

 

Вариантов тут масса! Но все они вынуждают игроков пользоваться результатами трудов друг друга. И зачастую выигрывает тот, кто ловчее других подставлял своё плечо соперникам с пользой для себя :)

 

 

Странности

 

 

Ну и напоследок поговорим о странностях.

 

Скажу сразу, я как любитель евро-игр, привычный ко всяческим условностям, поначалу их даже не заметил. И только когда началось обсуждение «Брасса» в кругу настольщиков, пришло осознание, что это действительно странно.

 

Большая часть таинственных вещей происходит во время смены эпох.

 

Прежде всего, почему когда заканчивается эпоха каналов и производится первый подсчёт победных очков, все обязаны убрать с поля все предприятия первого уровня, но при этом не трогают остальные? Вот что такого должно было в мире произойти, что коммерсанты внезапно должны не только закрыть свои заводы, но и снести их? Тут у меня только одно предположение: правительство приняло закон о какой-нибудь экологической безопасности или охране труда. Те предприятия, что ему не соответствуют, вынуждены закрыться.

 

Ещё одна загадочная вещь — исчезновение всех каналов. Нет, понятно, что железные дороги эффективнее, но при этом что? Тысячи рабочих вышли с лопатами и за одну ночь всё засыпали, чтоб прогресс не стоял на месте?

 

Правила поставок железа и особенно пива, да и угля, если вдуматься, тоже не очень соотносятся с жизненным опытом. Понятно, что это игровые условности, сделанные для лучшего баланса, но почему я не могу сгонять на поезде чуточку дальше и воспользоваться углем со своей шахты, а не шахты соперника? Да и мне кажется, несколько центнеров чугуния сподручнее везти именно в вагоне поезда, а не на телеге с впряжённой в неё лошадью.

 

В общем, если начать придираться, можно найти много несоответствий, но лучше этого не делать и просто наслаждаться игрой.

 

 

Впечатления

 

 

Игра не даром занимает столь высокое место в рейтинге BoardGameGeek. Здесь есть всё, что нужно в евро-игре.

 

Погоня за победными очками — присутствует и порой бывает весьма напряжённая. При общём счёте 110–120 очков во множестве наших партий победителя от второго места отделяло буквально одно-два очка.

 

Толика рандомности — чтобы каждая партия не была похожа на предыдущую.

 

Стратегичность тоже на месте. На нашем планшете шесть видов предприятий разных уровней. Заработать победные очки можно на каждом из шести видов и множестве разных сочетаний. Но если пивоварни лучше модернизировать по минимуму, то текстильные фабрики, в виду их большого количества, строить последовательно в принципе невозможно! А запрет на модернизацию гончарных мастерских прописан в правилах. В общем, стратегию развития лучше продумать заранее.

 

Взаимодействие между игроками — выше крыши. Причём есть где соперников подрезать, есть где, наоборот, помочь, не забывая о своей выгоде. И при этом надо не терять бдительности, ведь, возможно, скоро подрезать и вредить будут уже тебе :)

 

Ну и конечно же, оформление. Стильное, выполненное в тёмных тонах. «Чёрная страна» как-никак :) А про покерные фишки, весьма приятные на ощупь, думаю, мы тактично умолчим.

 

 

 

 

Едва ли не единственный минус этой игры — это иногда проявляющийся даунтайм из-за смены порядка хода игрока. Чем больше ты потратил в предыдущем раунде, тем позже будешь ходить в следующем. И если, делая ход первым, строишь дорогую гончарку... Но это уже издержки выбранной стратегии.

 

 

Итог

 

 

Совершенно не удивительно наблюдать такой ажиотаж вокруг этой игры. Brass — это та игра, в которую стоит поиграть! У меня так и вовсе эта игра уверенно вошла в пятёрку моих любимых игр, и я совсем не прочь разложить партейку-другую в любом составе.

 

В общем,

 

 

 

 

P. S.

 

 

Brass хорош любым составом, но чтобы использовать всё поле, нужно играть вчетвером. Что, собственно, мы и сделали, чтобы окончательно убедить вас в правоте моих слов.

 

Приятного просмотра!

 

 

 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
KLL написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Ниппон круче

Maestro86 написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Поддержу Вашу точку зрения. Оформить бы ее в "брассовском" стиле

KLL написал 4 дня назад: #

А мне наоборот нравится оформление, не отвлекает что ли

fromby написал 9 дней назад: #

Игра не понравилась. Играли раз 10, наверное.
Красивый Арт, елевые компоненты. Но совершенно нелогичная и пустая какая-то. Дисбаланс про строительство дорог особенно напрягает. Продал бы, но много денег не дадут.

Eldrich написал полмесяца назад: # скрыть ответы

не думал что для этой игры начнут писать такие промо-обзорчики. Неужто плохо берут?

Crazy_Murloc написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Есть альтернативные мнения: https://www.hobbyhour.ru/brass-birmingem-obzor/

Eldrich написал полмесяца назад: # скрыть ответы

этот бред с аргументацией типа "лучшая рыба- это колбаса" я даже комментировать не буду.
Автору Брасс не понравился, потому что она слишком условна и нелогична (шта?) и там нет стратегии (Шта?).
Видите ли, он хотел планировать все заранее, а карты мешают (про джокеры, видимо, не подсказали).
Учитывая, что даже за 6 партий он так ничего и не понял, я вообще не понимаю, почему он пишет, что ему нравится евро. Там только Манчкин или шашки по-чапаевски, не более.

Crazy_Murloc написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Потому, что и евро бывают разными... Я Брасс игнорирую из-за "перехайпаности" на пустом месте. Конкурентная экономика есть во многих играх с большей атмосферой и адекватной ценой. Игротеки по Брассу пропустил из-за ковида, но мнению коллег доверяю. Они играют не только в Манчкин и шашки, ещё же есть карточные: подкидной и 21!
А если серьёзно: облизывание Брасса Вас напрягает, критика Вам тоже не нравится. Вас не сбить с пути, от того, что не знаете куда идти - точно. XD

Milok написал полмесяца назад: #

По-моему скоро в скором будущем всех раздражать будут не «хайпующие» люди и вещи, а армия борцов с «перехайпом», принципиально нелюбящих всё то, что получает массовость и популярность, и где они отважно борются со вселенский заговором.

Eldrich написал полмесяца назад: # скрыть ответы

я купил Брасс еще до хайпа, самый первый тираж. Ничего от него не ждал.
Сейчас эта самая заигранная игра в моей коллекции - мы заиграли ее до такой степени, что несколько раз наступало пресыщение, но спустя пару месяцев хочется снова.
И это просто одна из лучших игр в своем жанре - лаконичная, простая, но и разнообразная в каждую партию.
Ныть про "перехайп" могут только обладатели шапочек из фольги, и те, кто вместо собственного мнения руководствуются мнением каких-то "коллег".
Ну а ваше мнение по поводу игры лишь забавляет и говорит, что вы где-то не там свернули.

Crazy_Murloc написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Как опробую - составлю своё мнение. Пока имею то, что имею.)

Crazy_Murloc написал 14 дней назад: # скрыть ответы

Опробовали столь обслюнявленную игру аж с 3-его места TOP-BGG! Первые впечатления крайне негативные.
1) Неадекватная цена. 70 покерных фишек, поле, немного деревяшек и карт за 5300 р.?! Тот же "Сундук войны" с 78 фишками, за вычетом деревяшек и немногим меньшим количеством карт стоит 3800 р., на том же сайте локализатора... Если вы и дальше хотите переплачивать за сомнительный ТОР-БеГеГе - выбор Ваш. Но в игре нет ничего, что оправдывало бы завышенную цену.
Упомянутые выше фишки удобны, но заменять ими монеты (металлические) - такое себе... Никакой логической связи в покерных фишках нет, и сделано это лишь для "вау-эффекта" и привлечения покупателей.
2) Оформление. Тут больше хочется похвалить игру. Работа художника и дизайнера - отличная. Очень атмосферный арт, погружающий в экономическое развитие Англии 18 века. Но и тут есть за что ругать. Двусторонние одинаковые поля и планшеты игроков не несут никакого практического смысла. Они абсолютно одинаковые!!! Если уж взялись за двухсторонние компоненты - позаботьтесь о реиграбильности, а не о стиле.
3) Правила. Их мало. Но осваивать игру с нуля - сущий ад. Много нюансов и исключений, напрочь упоротая логика в угоду стройной экономической модели и баланса. Т.е. с балансом у игры все хорошо, а вот с логикой - все плохо. Множество прикрученных условностей и костылей не позволяют назвать игру изящной и красивой, игровой процесс простым и понятным.
4) Глубина. Её тут нет. Смотря хвалебные отзывы и комментарии складывается ощущение, что люди, которые их пишут, не играли в хорошие и интересные евро-игры. Игровой процесс в "Брассе" - примитивное монотонное развитие без резких поворотов, со слабой конкуренцией. Конкуренция есть, но тут она легко просчитывается. Складывается ощущение загнанности в рамки условностей, костылей и не меняющегося игрового поля.

Уровень "Брасса" - "удовлетворительно". Эта игра еще раз подтвердила, что доверять рейтингам не стоит. Игра вызвала разочарование у всех, кто сидел за игровым столом. Да, в первой партии играли немного не по правилам, что с описанными выше проблемами - неудивительно! Попробуем снова отыграть в него нормально. Но более чем уверен, что игру это не спасет. Ощущение от "Брасса", как от "Билет на поезд", с криво прикрученной экономикой. Лично мне не хочется снова играть в Брасс. Лучше "Билет на поезд" и еще пару веселых игр катнуть за это же время.
P.S. Полное мнение обязательно напишу после нормальной партии в комментариях самой игры.

Nematic28 написал 14 дней назад: # скрыть ответы

Ух ты, даже у меня подгарело немного, хотя достаточно толеранто отношусь к чужому мнению.
Просто по моему опыту, Брасс заигран очень сильно, как раз из-за того,что нравится практически всем.

1) Про цену ничего не скажу, она в половине игр завышена, и никак не говорит о качестве игры.
2) Не существенно, реиграбильности в игре хватает из без этого. Так можно было прийти к тому, а почему бы на другой стороне планшетов, не напечатать Ланкашир. Это решение дизайнеров, многое в играх не несёт практического смысла, а лишь создано для красоты.
3) Не соглашусь, в игре очень мало костылей, и игра по мне очень изящна. Есть простые правила, что уголь нужно транспортировать по дорогам, далее пляшем от этого.
4) Глубина есть, конкуренция высокая. Да тут есть кризисность не хватка ходов/денег, но это во всех хороших евро есть. Тут возникает вопрос, а какие для вас евро хорошие? Это всё же субъективно, но для меня здесь намного больше конкуренции (или я бы сказал взаимодействия), чем в таких играх, как Кланы Каледонии, Орлеан, Великий Западный Путь.

У меня сложилось мнение:
а) Или вы не любите тяжёлые евро, и предпочитаете более семейные и простые игры как "Билет на поезд"
б) Или же вы садились в игру непридвзято, а с насроем, ща посмотрим что это за говно.

ПС: Люди разные, компании разные, впечатления от игр могут быть различны. Но всё же большинство любят Брасс. И не надо так ранить их нежные сердца. :(


sintenced написал 14 дней назад: # скрыть ответы

Однозначно Б. Видно же по ветке комментов.

Nelud написал 14 дней назад: # скрыть ответы

Как раз наоборот: нобоснованная ненависть проистекает из завышенных ожиданий.

sintenced написал 14 дней назад: #

Бывает и такое, конечно. Но в данном случае достаточно почитать предыдущие комменты, чтоб диагноз стал понятен.

Mistero написал 14 дней назад: #

Ожидание - главный враг удовольствие 😎

Lee написал 14 дней назад: #

По поводу правил, а Вы осваивали "Ни шагу назад", когда учишь, а потом оказывается, что в эррате все по другому, а там косой перевод.
Мне "Брасс" тоже сначала не зашел, после партий пяти пошел настоящий азарт.
Там на странице "Бирмингема" я выложил памятку "От Сузуме", рекомендую для игр.
Удачи!

AndroidYu написал 14 дней назад: #

Тоже с первого раза ее не понял. На счет поля двустороннего согласен - это издевательство. Это абстрактная игра и логики тут нет, что не портит игровой процесс. Фишки покерные - одни из лучших заменителей "денег" в играх, особенно бумажных и картонных... ;)

cRyovery написал 14 дней назад: #

"Эта игра еще раз подтвердила, что доверять рейтингам не стоит."
Прежде чем доверять рейтингам, для начала, не мешало бы понять, что такое рейтинг и как он работает.

govno_govnom написал 13 дней назад: # скрыть ответы

1. Цена вполне в рамках рынка. Нынче все дорого. Да и оценивать игру по цене не стану, поскольку если игра отличная, то даже высокая цена не отпугнет, а за унылую игру, пусть даже с огромным наполнением платить не хочется.
Покерные фишки крайне удобны в рамках определения порядка хода игрока, а поскольку здесь это важная часть механики, то и удобство сильно вырастает.
2. Оформление и качество исполнения отличное. Да, жаль, что на второй стороне нет какого-то модифицированного поля для более высокой реиграбельности (хотя она и так очень высока), но могла быть и вовсе одна сторона. Так что имеем одно поле с двумя видами оформления, это очень неплохо.
3. Правила предельно просты и понятны, при этом изложены очень компактно, у меня не возникло совершенно никаких трудностей. Есть пара нюансов, на которые стоит обратить внимание, да и только. Да и те нюансы повторены на игровом поле справа внизу.
Баланс в игре великолепный, можно идти к победе совершенно разными путями, каждый из которых полностью жизнеспособен.
4. Здесь вообще написан абсурд. Глубина и стратегичность в Брассе такая, какую мало в какой игре встретишь. Можно пытаться выстраивать ресурсы с запасом, чтобы тебе точно хватило, можно выставляться впритык, таким образом переворачивая быстрее свои жетоны за счет соперника, можно раскупить уголь/железо с рынка и покрыть все расходы после после постройки шахты/литейной, мгновенно перевернув её. Можно пытаться выезжать на ресурсах противника, отстраивая более выгодные здания, но переворачивая его жетоны. И т.д. Просчитать всё сразу невозможно, но стратегию на партию заложить и придерживаться её не только возможно, но и необходимо. Конечно, корректируя её по ходу игры и изменения ситуации на поле и пришедших карт в руку. При этом нет тупиковых ситуаций, поскольку у всех карт есть несколько вариантов использования. Невозможно оказаться в ситуации, когда у тебя нет путей дальнейшего развития, поскольку есть действие получения джокеров локации и города.
Про конкуренцию бред ещё пуще прежнего. Конкуренция просто дикая в игре даже на двоих. Ресурсов (особенно пива) зачастую не хватает, нередки случаи использования чужого пива, даже путём предварительной прокладки пути до него (кстати с пивом отдельный стратегический пласт, можно пивоварню построить на ближайших территориях, дав сопернику его потратить, но перевернуть тебе жетон, а можно отстроить далеко, чтобы с бОльшей вероятностью иметь дальнейшую возможность лично его реализовать. Но и это не гарантия, что до него не доберутся), за клетки зданий тоже идёт борьба, особенно за гончарные мастерские. Если видишь что соперник уходит в них и готов отстроить новую, то можно ему сломать планы постройкой своей гончарной 2 или 4 уровня (которые приносят очень мало владельцу, но которые можно в дальнейшем перестроить), если они не были модернизированы ранее (что очень часто происходит, но в таких случаях может оказаться даже во вред). Это, кстати, ещё один стратегический пласт, в котором крайне высокая степень конкурентности между игроками. Можно заблокировать пути к каким-то точкам на поле, сделав все прилегающие территории частью своей сети, но и это можно будет обойти, теми-же джокерами, отстроиться в другой части и подойти с другой стороны, например, или более длинными маршрутами, но это усложнит жизнь и будет потеря важных действий (которых тут постоянно не хватает). Либо отказаться от планов на данный участок.
А случайная раскладка жетонов коммерсантов переносит ключевые точки борьбы и влияния на поле от партии к партии. Но и это необязательно, поскольку каждая партия, безотносительно коммерсантов, уникальна.
Тьма моментов, которые я даже вскользь не упомянул, продолжать можно ещё долго, но я, пожалуй, закончу.
В заключении просто скажу, что игра невероятно интересна, реиграбельна, стратегична. Достаточно конфликтна. Сыграл в марте около 15 партий и хочется продолжать. Заслуженно одна из лучших игр в мире.
Не знаю за что вы Брасс невзлюбили, но это было понятно ещё из прошлых постов про хайп, нынешняя «игровая» оценка также совершенно неадекватна.
Надеюсь когда-нибудь научитесь предварительно разбираться в игре, а не кидаться писать поверхностный отзыв. А пока хороших партий в «Билет на поезд».

Azrail написал 13 дней назад: #

Не знаю мне возможно лично мяса не хватило. Изящно, красиво, но долго. И эта игра для понимания каждого рычажка надо заигрывать. Поэтому спустя 10+ партий таки продал т.к. слот полон. :)

Из похожих ощущений могу вспомнить ещё Конкордию, изящно, но скучно. А вот опробовал феод - вот то что доктор прописал. Дольше, но зато с мясом.:)

govno_govnom написал полмесяца назад: #

Недавно читал. Полная чушь, даже комментариев не заслуживает.

Silva написала полмесяца назад: #

Мнение этого автора не разделяю. Что бы понять какая стратегия работает лучше или хуже, нужно попробовать каждую 6 раз, а не всего 6 на все. Брасс достаточно требователен к составу игроков. Был опят когда играли с людьми которым брасс не подходил и поверьте это сущее наказание. А вот с сильными игроками которые играют на одном уровне это потрясающее ощущение гонки! На мой взгляд стратегия в общих чертах выстраивается в моменте когда смотришь на свои карты в первом раунде, потом все корректируется конечно. Лично я в Брасс играю больше тактически, чем стратегически, т.к. ситуация на поле между ходами может кардинально измениться особенно если ходил первый,а в следующем раунде последний...

Gepard написал полмесяца назад: #

Так ведь нужно куда-то слить копии с бракованными фишками )

Alextimezero написал полмесяца назад: #

Поиграйте в 1830, намного интереснее.

Pacificateur написал полмесяца назад: # скрыть ответы

как понять "каналы и фабрики" исчезают?
если бы они исчезали, то вы бы скручивали вниз доход. разве нет? они остаются в игре, но эти жетоны убираются как ненужный элемент. зачем визуализировать то, что больше не нужно?

если вы построили лесопилку где рубят лес топором, а через 30 лет построили механизированный лесопильный завод эффективность которого в десять раз больше, то зачем вам глядеть на эту лесопилку в отчётах и обращать своё внимание?

с каналами та же ситуация. они убираются потому что уже загружены имеющимися поставками с тех заводов по которым шла продукция и сырьё. или у них должна быть бесконечная пропускная способность?

по-поводу взятия фишек с ближних шахт, то это можно тоже оправдать. логистикой и пр.
может тем, что директора на заводах сами решают откуда брать сподручнее и с кем заключать договора.
вы же в макроуровень играете который связан с постройкой заводов и расширением своей сети учитывая противников, а эти мелкие вопросы по поводу закупки ресурсов уже решают директора самих заводов.

Pacificateur написал полмесяца назад: # скрыть ответы

единственное что никак нельзя оправдать, так это пиво.
но впрочем оставим это
как и некоторые другие спорные элементы создавая лишние сущности добавляя работающие очень похожим образов предприятия чтоб был сиквел - на совесть маркетологов.

одна из редких евро-игр где идёт борьба не в песочнице своей, а маркетологи усложняют личный планшет вместо того чтобы поле усложнять. впрочем на поле они интерес тоже добавили разной стоимостью в гантельках построек.

sasha3 написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Тоже смущает пиво. В правилах написано, что пиво заменяло чистую питьевую воду.

Давно хотел задать это вопрос на тесере. Почему пиво было достать проще, чем обычную питьевую воду?

Sigizmund написал полмесяца назад: #

Не уверен точно, но думаю, что тогда нельзя было пить воду из водопровода по причине отсутствия нормальных систем очистки и незагрязненных колодцев на территории более-менее крупных населенных пунктов. На момент действия игры в большинстве городов, которые можно увидеть на карте, нормального водопровода скорее всего еще вообще не было, а колодцы вне сельской местности вероятно уже были изрядно загажены. Так что я охотно верю в то, что на протяжении десятилетий, а то и веков в ряде стран и местностей пиво (или вино, мед или еще какие-то слабоалкогольные напитки) было проще найти и безопаснее пить, чем воду. Да и вроде как пиво раньше было менее крепким, чем сейчас - что-то около 1% об. вместо 3 - 5% об. у современных лагеров.
Вот, например, гляньте - там вроде чисто про Лондон, причем уже конца 19 века, но раз даже в столице к моменту окончания игры было так паршиво с водой, то что уж говорить про дела в провинции за сотню лет до этого:
https://dkphoto.livejournal.com/291795.html

Wulkuw написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Тут речь идет о дешевом слабоалкогольном «столовом пиве» – small beer. В промышленном поселке или крупном городе просто не было чистой воды. Нечистоты, а теперь и пром. отходы – в ту же речку, откуда раньше пили. А технологий качественной очистки и хранения воды еще не было. Алкоголь позволял справиться с задачей хранения и транспортировки питья из чистых источников: такая водица не закисала. Столовое пиво пили даже дети – безопаснее. Известный врач Э.Дарвин, дедушка того самого, рекомендовал поить воспитанниц интернатов со слабым здоровьем именно пивом, а не водой. Масштаб производства был огромный, а с изобретением технологий очистки воды существенно сократился.

А еще, если интересна тематичность, поделюсь мнением, почему на коробке старого «Брасса» и «Brass. Ланкашир» красуется импозантный мужичок с заводиком в руке. Я уже писал об этом, но повторюсь. Кто-то когда-то решил, что название игры переводится как «медяки», «мелкие деньги». Но разве это уровень промышленников, вроде бы за них играем, а не за чернорабочих, при всем уважении :) Так вот. Бесконечно емкий английский вполне позволяет выбрать перевод «деньги», «золотишко». Да еще это «большой человек», «важная шишка» – то, что видим на коробке. Кстати, локализаторы неспроста в своем шикарном ролики упомянули «горы золота», хотя в оригинале звучит brass.

Pacificateur написал полмесяца назад: # скрыть ответы

я пиво всё равно не могу оправдать, потому что мне кажется это не вяжется с масштабом игры. там же все товары в тоннах, а пиво привести на завод для рабочих, а то иначе завод не заработает или типа все не выйдут из-за того что здоровье подорвалось... слишком натянуто.

а про brass и почему предпрениматель держит макет заводика было интересно прочитать :)

Pacificateur написал полмесяца назад: #

предприниматель*

Wulkuw написал полмесяца назад: #

Разумеется, завод остановится, если у всего рабочего люда диарея или того похуже. Про масштаб потребления и тонны. Википедия пишет, что за день рабочий на тяжелых работах обычно выпивал более 10 пинт пива. Представляете, почти 6 литров. Не раз встречал сведения, что воду пили, только если не было пива. Так что поставка пива в те времена равносильна обеспечению рабочих и всех – как бы странно сейчас не звучало – членов их семей безопасной питьевой водой.