![]() |
С миру по нитке [12.04.2021] |
Порция новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games сообщи... | |
![]() |
Предзаказ на настольную игру «Космобаза» |
От «Лавки игр». | |
![]() |
Фирменный магазин Crowd Games в Москве! |
У нас большая радость: мы открыли в Москве небольшой фирменный магазин. Теперь в... | |
![]() |
Голосуем кошельком [08.04.2021] |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
![]() |
Обзорная башня [07.04.2021] |
В этом выпуске: статья про фракции ролевой игры по «Дюне» на примере Бене Гессер... |
А вы знаете, что объединяет знаменитый футбольный клуб «Астон Вилла» с настольными играми? Их объединяет город Бирмингем! В этом городе находится домашний стадион «Астон Виллы», и этот же город является главным промышленным центром в настольной игре «Brass Бирмингем»!
Так уж получилось, но последний год эта игра постоянно на слуху в русскоязычном сообществе. Сначала игру было попросту не достать по причине закончившегося тиража. Те редкие экземпляры, что всплывали на барахолках, продавали за полторы-две или даже больше розничной цены. Потом издательство объявило о новом тираже, и страсти несколько поутихли.
Но когда коробки доехали до счастливых покупателей, выяснилось, что в рядовую, казалось бы, доставку вмешались погода и наш генерал Мороз разукрасил некоторые компоненты игры дополнительными узорами. И всё бы ничего, но для некоторых покупателей радость оказалась неполной без горького шоколада «Россия» без дополнительной скидки.
В финансовые дела мы лезть не будем — оставим это неблагодарное дело профессионалам, а сами же поговорим об игре.
Brass в переводе с английского означает «медяки» — монеты самого малого номинала, ходившие в Англии. Многие люди монет большего номинала и не видели — времена были тяжёлые, и чтобы хоть как-то свести концы с концами приходилось работать по 12–15 часов в день.
Это же диктовало и свои условия предприятиям. До изобретения Tik Tok, Instagram и самого понятия «хайп» оставалось ещё минимум полтора столетия. И поэтому продавались, а значит, и производились только те вещи, которые действительно были необходимы. Прежде всего это изделия текстильной промышленности и мануфактур, гончарные изделия и... как ни странно, пиво!
Дело в том, что в те времена ещё не было современных очистных сооружений и пить воду из реки было просто-напросто опасно. Поэтому во избежание проблем с желудочно-кишечным трактом люди старались по возможности заменять воду на слабоалкогольные напитки, в чём им помогали пивоварни.
И наконец, выгодным делом было открыть угольную шахту или металлургический завод — учитывая, что большинство агрегатов так или иначе использовало паровой двигатель, проблем с рынком сбыта угля и чугуна не было никаких. Кроме разве что логистических.
Большое количество таких предприятий было сосредоточено в так называемой «Чёрной стране». В регионе к западу от Бирмингема, где дым и сажа с многочисленных предприятий, а также угольная пыль с шахт, расположенных неподалеку, покрывали всё равномерным чёрным слоем.
Именно в этом регионе и предстоит оперировать игрокам, строя промышленные предприятия, каналы и железные дороги, конкурируя за сырьё и рынки сбыта, в погоне за прибылью и победными очками.
Партия в Brass делится на две эпохи — каналов и железных дорог. А те в свою очередь на раунды, в течение которых каждый игрок делает ровно по два действия. И чтобы игрок ни делал, он обязан сбросить карту!
Для развития твоего треста нужны деньги и ты хочешь взять ссуду в банке? Сбрось карту!
Нашёл покупателя продукции своих предприятий и хочешь заключить с ним контракт? Сбрось карту!
Модернизируешь свои предприятия? Ну, прежде всего найди поставщика железа для этого безобразия и… Сбрось карту!
А уж если ты собрался строить пути сообщения или тем более предприятия — там вообще мрак! Заплати деньги, найди поставщика железа или купи его на рынке, подвези по существующим каналам или железным дорогам уголь с шахты или опять же с рынка и… ну, в общем, вы поняли.
Да даже для того, чтобы получить карты джокеров, вам всё равно обязательно нужно сбросить карты! Только не одну, как обычно, а сразу три! Это важно для сложных математических вычислений равного количества ходов каждого участника.
В начале каждой эпохи каждому игроку сдаётся по восемь карт. После совершения двух действий в раунде мы добираем две карты из колоды. Как только колода опустела, игроки разыгрывают оставшиеся карты на руках (ещё 4 раунда), и эпоха заканчивается.
Количество карт в колоде зависит от числа игроков, но рассчитано так, чтобы все сделали одинаковое количество действий. Поэтому, если кто-то не сбросит карту при выполнении действия или забудет добрать до нужного количества — это сразу станет понятно. Вот только непонятно, сумеют ли игроки исправить такую ошибку или партию придётся переигрывать сначала… Виновника в этот момент могут даже побить… Возможно, даже ногами… возможно, даже по голове!
В общем, за правильным розыгрышем действий и сбросом необходимых карт должны следить все игроки с особым тщанием!
Но к чему мы будем стремиться при розыгрыше действий? Конечно же, к получению прибыли и победных очков (у нас тут игра европейской школы как-никак)!
Прибыль (или убыток) мы считаем в конце каждого раунда, а победные очки — только в конце каждой из двух эпох: каналов и железных дорог.
Как нетрудно догадаться, и победные очки, и прибыль нам дают наши предприятия и пути сообщения. И тут начинается самое интересное! Герой Шона Бина утверждает, что нельзя просто так взять и построить предприятие! Для этого нужно разыграть карту!
И если для всех остальных возможных действий абсолютно неважно, какую карту сбрасывать, то для постройки предприятия сброшенная карта имеет определяющее значение. Дело в том, что все карты делятся на карты предприятий и карты локаций.
Карта с названием города — это по сути разрешение, выданное на строительство конкретно в этом городе. Делец приезжает в указанный город, идёт в мэрию и показывает разрешение, подписанное правительством. Согласитесь, это сильный аргумент, и даже если этого предпринимателя в городе никто не знает, возразить или запретить строительство уже никто не в силах.
Игроку остаётся только оплатить стоимость строительства и, если нужно, доставить уголь и железо к месту строительства. Чугуна тогда требовалось не так чтобы совсем много — его вполне можно было привезти и на телеге по обычным дорогам. А вот с углем такой номер не пройдёт. Топлива нужно много! Поэтому, строя предприятие, нужно было сперва подумать о логистике, а именно, обеспечить поставки угля по каналам или железным дорогам. Но об этом ниже.
А пока давайте взглянем на нашу Чёрную страну с высоты.
Помимо городов, как вы видите, на поле изображены трассы каналов и железных дорог. Чтобы ими пользоваться, их нужно сперва выкопать или проложить. Делается это отдельным действием при сбросе карты, оплате работы и обеспечении стройки углем в достаточных количествах (если, конечно, мы строим железную дорогу, а не канал).
Занять трассу между городами может только один игрок. Что вполне логично — построив дорогу, помимо морального удовлетворения от того, что ты улучшаешь транспортную доступность соседних городов, можно получить много бонусов. Победные очки, например. Поэтому, чтобы ни с кем не делиться, лучше потратиться чуть больше, но и управление каким-нибудь каналом сделать привилегией своего треста.
Но самый большой бонус заключается в том, что ты включаешь в свою транспортную сеть новый город! Вы же помните про второй тип карт, на которых изображено конкретное предприятие? Разрешение на строительство предприятия есть, а вот где его строить, непонятно...
Вот представьте себе, приезжает такой весь из себя во фраке и цилиндре, и прямиком в мэрию — хочу, дескать, у вас тут гончарную мастерскую открыть! А уважаемые люди с некоторым недоумением на лице: «Сэр, а вы, извините, кто? Предприниматель значит? И что, что у вас есть разрешение на строительство? У нас тут таких разрешений по 10 штук в месяц регистрируется! Вот в частности сэр Генри Бессемер тоже вознамерился открыть гончарную мастерскую, и тоже в нашем городе! Его тут каждый знает! А земля в городе, извините не резиновая!»
Поэтому, чтобы воспользоваться картой предприятия, нужно сперва заявить о себе: построить в городе предприятие с помощью карты локации или, на худой конец, проложить до этого города канал или ж/д пути. Иными словами, сделать так, чтобы город принадлежал к транспортной сети игрока. Кстати, дороги мы тоже строим не где попало, а продолжая свою транспортную сеть.
Бирмингем принадлежит транспортным сетям всех игроков кроме красного,
Ковентри — фиолетовому и красному, а в Тамуэрте оперирует только голубой игрок!
Думаю, теперь всем очевидно, зачем одним из действий иногда приходится брать карты-джокеры, которые заменяют собой карту любой локации и карту любого предприятия.
И вот когда все формальности улажены, деньги уплачены, поставки угля налажены, мы имеем право разместить жетон предприятия на предназначенное для него место в выбранном городе. Но и тут не всё так просто!
Прогресс не стоит на месте, и инженеры непрерывно трудятся над тем, чтобы сделать предприятия более эффективными. Предприятия первого уровня стоят, конечно, дешево, но производят настолько низкосортную продукцию, что при её продаже много прибыли и очков не получишь. То ли дело высокоуровневые заводы!
Все жетоны предприятий лежат на личном планшете игрока. Для строительства можно брать строго жетон самого низкого уровня из доступных. Хочешь не тратить ресурсы и время на устаревшие технологии? Сбрось карту, железо и сделай действие модернизации! Вуаля! Теперь можно сразу переходить к более современным заводам, которые дадут больше прибыли и очков.
Любой завод или шахта мало кому интересны сами по себе. Они работают и производят продукцию. Которую ещё нужно продать, чтобы получить прибыль.
Поэтому построенные предприятия в Brass не дают никаких дивидендов сами по себе. Для того чтобы начать получать прибыль, сперва нужно договориться с коммерсантами и найти рынки сбыта. И это не так-то просто как кажется.
Прежде всего нашу продукцию готовы покупать буквально несколько коммерсантов. Живут они, как правило, в небольших городках на краю поля и обозначены особым значком. Что будет покупать каждый из них, определяется в самом начале партии с помощью специальных жетонов. Они же, кстати, продают нам уголь с рынка — было бы соединение с нужным городом.
Итак, нужного коммерсанта нашли. Теперь необходимо заключить с ним контракт и соединить город, в котором работает наш завод, с городом, в котором находится офис коммерсанта. На этот раз нам подойдут любые дороги. Даже пути других игроков можно использовать без проблем. Правда, если маршрут поставок где-то прерывается, строить в том месте мы не имеем права, а наши соперники не спешат соединять наши предприятия с рынками сбыта… В общем, я не зря говорил о сложной логистике в «Брассе» :)
Но допустим, о путях поставок мы позаботились заранее и всё у нас с этим хорошо. Мы, наконец, готовы ударить по рукам и отпраздновать заключение контракта за кружечкой пива. Для первого предпринимателя небольшие запасы пива есть у самого коммерсанта (за распитие такого бочонка ещё и приятный бонус дают!), а вот всем остальным придётся изыскать пиво в пивоварнях, уже построенных на игровом поле.
Заключать контракты мы можем только на поставку товаров гончарных мастерских, текстильных фабрик и мануфактур. Сделали действие продажи, перевернули жетоны и наконец-то получили долгожданную прибыль! Более того! В конце эпохи за такой жетон нам победные очки положены. А если на нём изображены один или два символа путей сообщения, дополнительные очки получат все, кто проведёт к этому предприятию свою дорогу.
Но что делать с пивом, углем и железом?
И тут мы подходим, я считаю, к изюминке всей игры! Товары, произведённые этими предприятиями, выставляются на жетоны и находятся там до тех пор, пока их оттуда не заберёт какой-нибудь из игроков. Ещё раз! Не хозяин предприятия, а любой из соперников!
Правила поставок каждого из этих ресурсов довольно сложны и порой запутаны, но основное правило остается неизменным — ими могут, а очень часто просто обязаны пользоваться все игроки.
А теперь представьте, какие возможности для взаимодействия открываются из-за этого. Можно построить пивоварню или литейный завод с расчётом на то, что твои соперники вынуждены будут снять с них все ресурсы, перевернуть жетон твоего предприятия и обеспечить тебя дополнительной прибылью и победными очками. А можно построить то же самое и создать альтернативу предприятиям соперника — уж лучше пусть прибыль идёт в наш карман, а не в чей-то ещё.
С углем же всё ещё интереснее! Из-за того, что уголь всегда берётся с ближайшей от места строительства шахты, соединённой дорогами, вариантов тут в разы больше. Можно построить шахту поближе. Можно прокопать канал так, чтобы ближайшей оказалась вовсе не та шахта, на которую рассчитывал соперник. А можно, наоборот, повредничать и не прокладывать дорогу для соединения городов и угольных шахт. Тут вообще можно сразу двух зайцев убить! Одному сопернику не дать заработать победные очки на шахте, а другому не дать возможность построить очень нужный заводик, отрезав его от бесплатного угля!
Красный шахту построил, а ж/д пути нет — за углем все идут на рынок, а не к нему.
Вариантов тут масса! Но все они вынуждают игроков пользоваться результатами трудов друг друга. И зачастую выигрывает тот, кто ловчее других подставлял своё плечо соперникам с пользой для себя :)
Ну и напоследок поговорим о странностях.
Скажу сразу, я как любитель евро-игр, привычный ко всяческим условностям, поначалу их даже не заметил. И только когда началось обсуждение «Брасса» в кругу настольщиков, пришло осознание, что это действительно странно.
Большая часть таинственных вещей происходит во время смены эпох.
Прежде всего, почему когда заканчивается эпоха каналов и производится первый подсчёт победных очков, все обязаны убрать с поля все предприятия первого уровня, но при этом не трогают остальные? Вот что такого должно было в мире произойти, что коммерсанты внезапно должны не только закрыть свои заводы, но и снести их? Тут у меня только одно предположение: правительство приняло закон о какой-нибудь экологической безопасности или охране труда. Те предприятия, что ему не соответствуют, вынуждены закрыться.
Ещё одна загадочная вещь — исчезновение всех каналов. Нет, понятно, что железные дороги эффективнее, но при этом что? Тысячи рабочих вышли с лопатами и за одну ночь всё засыпали, чтоб прогресс не стоял на месте?
Правила поставок железа и особенно пива, да и угля, если вдуматься, тоже не очень соотносятся с жизненным опытом. Понятно, что это игровые условности, сделанные для лучшего баланса, но почему я не могу сгонять на поезде чуточку дальше и воспользоваться углем со своей шахты, а не шахты соперника? Да и мне кажется, несколько центнеров чугуния сподручнее везти именно в вагоне поезда, а не на телеге с впряжённой в неё лошадью.
В общем, если начать придираться, можно найти много несоответствий, но лучше этого не делать и просто наслаждаться игрой.
Игра не даром занимает столь высокое место в рейтинге BoardGameGeek. Здесь есть всё, что нужно в евро-игре.
Погоня за победными очками — присутствует и порой бывает весьма напряжённая. При общём счёте 110–120 очков во множестве наших партий победителя от второго места отделяло буквально одно-два очка.
Толика рандомности — чтобы каждая партия не была похожа на предыдущую.
Стратегичность тоже на месте. На нашем планшете шесть видов предприятий разных уровней. Заработать победные очки можно на каждом из шести видов и множестве разных сочетаний. Но если пивоварни лучше модернизировать по минимуму, то текстильные фабрики, в виду их большого количества, строить последовательно в принципе невозможно! А запрет на модернизацию гончарных мастерских прописан в правилах. В общем, стратегию развития лучше продумать заранее.
Взаимодействие между игроками — выше крыши. Причём есть где соперников подрезать, есть где, наоборот, помочь, не забывая о своей выгоде. И при этом надо не терять бдительности, ведь, возможно, скоро подрезать и вредить будут уже тебе :)
Ну и конечно же, оформление. Стильное, выполненное в тёмных тонах. «Чёрная страна» как-никак :) А про покерные фишки, весьма приятные на ощупь, думаю, мы тактично умолчим.
Едва ли не единственный минус этой игры — это иногда проявляющийся даунтайм из-за смены порядка хода игрока. Чем больше ты потратил в предыдущем раунде, тем позже будешь ходить в следующем. И если, делая ход первым, строишь дорогую гончарку... Но это уже издержки выбранной стратегии.
Совершенно не удивительно наблюдать такой ажиотаж вокруг этой игры. Brass — это та игра, в которую стоит поиграть! У меня так и вовсе эта игра уверенно вошла в пятёрку моих любимых игр, и я совсем не прочь разложить партейку-другую в любом составе.
В общем,
Brass хорош любым составом, но чтобы использовать всё поле, нужно играть вчетвером. Что, собственно, мы и сделали, чтобы окончательно убедить вас в правоте моих слов.
Приятного просмотра!