Столкновение цивилизаций. Монументальное издание

Clash of Cultures: Monumental Edition, 2021

свернуть все темы
bulka58807 написал полтора года назад: # скрыть ответы
Торговые пути

С варварами можно торговать?
По идее нет, так как это же варвары(насилуй, убивай, какая торговля? :D)
Но по правилам написано "вражеский город" в торговых путях. Идём на последнюю страницу, и так написано:
- вражеский = не ваш
- соперник = другой игрок
Просто часто в тех же картах событий или целей встречается и "соперник" и "враг". Отсюда и разногласия во время партии.

MacTire написал полтора года назад: #

Не помню, как описано в правилах, но помню способность кельтов, которая позволяет им как раз с варварами торговать. Значит другим нельзя

ilyaleb написал полтора года назад: #

Где-то в ответах обсуждался этот вопрос. С варварами торговать нельзя. Лавка согласилась с неточность перевода русских правил.

mlyaptsev написал год назад: # скрыть ответы

С варварами торговать нельзя. Но есть нации, которые торговать могут. Кажется, это кельты

Palmov написал год назад: # скрыть ответы

Торговать с варварами нельзя даже кельтам. Кельты с помощью своего перка (влияние друидов), могут попытаться распространить культурное влияние на варварский город. Он не становиться кельтским, но в конце игры за него получишь 1 ПО.


Стр.32 достижения цивилизации. Кельты.

PavelKras написал год назад: # скрыть ответы

А как же Tribal Trade у кельтов?

May establish trade routs with non-unhappy barbarian cities (only for food, never gold).

Palmov написал год назад: #

Этот момент упустил.

Nick_Philippov написал год назад: # скрыть ответы
Карты целей: трактовка

Условием выполнения некоторых карт целей является: "У вас больше [чего-либо], чем у любого из соперников."

Мнения за столом разделились.

1. Моё мнение: для выполнения цели нужно, чтобы у тебя было больше [чего-либо], чем у каждого отдельно взятого игрока.

2. Утверждение сопартийцев: для выполнения цели достаточно, чтобы у тебя было больше [чего-либо], чем у одного выбранного тобой игрока, при этом ещё у кого-то этого может быть столько же или больше.

Кто же прав?

fonfrost написал год назад: #

Вы правы. Там же написано "У ЛЮБОГО ИЗ СОПЕРНИКОВ".

Antisyslik написал полтора года назад: # скрыть ответы
Карты целей

С десяток партий сыграли. Пока ощущение, что на три игрока лучший вариант(быстрее, всем до всех одинаковое расстояние, отсидеться в сторонке не получится)
Решили скомбинировать правила быстрой и долгой игры.
Вначале у всех по два поселенца, в фазу событий одно достижение берём, ходы отмечаем на большом треке и кидаем кубик на окончание. Хочу ещё попробовать вариант с окончанием игры после постройки чуда света.
Собственно вопрос. Пробовал ли кто-то играть без карт целей? Пока ощущение, что они вносят рандомный дисбаланс и добавляют даунтайм(на руке ~ 4 карты целей, сидишь и думаешь какую выполнять, и стоит ли вообще...)

Antisyslik написал полтора года назад: # скрыть ответы

пришёл к выводу, что без карт целей в войне ещё меньше смысла становится

AlexArchanfel написал год назад: #

Ну на самом деле и без карт целей война приносит куча очков, другое дело что у нас в компании не принято сносить игроков с поля)

AlexArchanfel написал полтора года назад: #
Круто

Игра очень понравилась, намного лучше Сквозь Веков под которые можно уснуть пока ждешь ход оппонента. Куча минек, прям видишь как в Кикладах где расположены войска и какие в городах постройки. Чем то напоминает Наше Море, но наше море вышло в 2016, а столкновение в 2012, сразу видно что создатели Нашего Моря даже боевку скопировли, но сделали ее намного проще. В игре 6 раундов и пролетают они незаметно, даже времени не хватает выполнить то что хочешь. Играли составом три человека вышло где-то 3:30. Конечно в игре есть цели которые очень сложно выполнить чтобы получить победные очки, но к счастью не все они такие жесткие. То что в Монументальном издании сразу идет 2 допа это очень круто, новые войска и цивилизации маст хэв для этой игры, у каждой цивилизации свои перки и способности которые дают значимые бафы. Например римляне за которых я игра могли с помощью дорог перейти 4 тайла, а после битв, я мог продавать пленников в рабство получая золото) Лидеры тоже дают свои преимущества. Игра проходит очень динамично, еще очень понравилось, что в отличии от других игр цивилизаций вся игра проходит в античную эпоху, что очень радует меня как любителя античной истории, и из-за этого не приходится сидеть по 6 часов как в других играх подобного жанра. Удобная памятка сделанная из картона с правилами базовой игры и на другой стороны правила дополнений, так же в игре нет даунтайма, так как пока ходят другие планируешь свой ход. Тайлы так же напоминают игры Рыцаря-Мага что прикольно, и как и там у каждого тайла местности свои особенности. Единственное мы не поняли в чем смысл прокачивать правительственные достижения, в отличии от остальных веток достижений они особо многое не приносят.

Sonic753 написал полтора года назад: # скрыть ответы

Ребят, пару вопросов по Торговым путям: 1.От поселенца торговый путь можно прокладывать к городу соперника только, считая 2 клетки по суши? Или напрямую через море тоже считается 2 клетки?
2. Чудом света "Александрийская библиотека" можно или нет заявить в свой ход достижение "Торговые пути", чтобы получить с них ресурсы? Я считаю, что нет, так как у Торговых путей именно условие - "В начале хода" (то есть с них ресурсы получаются даже до начала твоего хода), а у Александрийской библиотеки - "в свой ход", но хотелось бы уточнить, может кто точно знает?

Sonic753 написал полтора года назад: # скрыть ответы

Короче, никто не знает похоже. Буду играть, считая, что торговый путь от поселенца работает, считая 2 клетки до города соперника напрямую через море (т.к. в правилах никакой сноски про сушу нет. Хотя, если включить логику, то странно, конечно, как поселенец может торговать с городом, если его и город оппонента разделяет море!) Александрийской библиотекой НЕ будем называть торговые пути, как изученное достижение, т.к. за них получаешь еду/золото вначале хода, т.е. ещё до самих действий. Если в чем-то не прав, исправьте!

212666pnd написал полтора года назад: # скрыть ответы

В правилах не написано про конкретные клетки, просто на расстоянии двух клеток. Думаю поселенец может проложить путь через водные клетки. Так-как есть пример, где говорится, что можно использовать поселенца на корабле для торгового пути.

Насчёт библиотеке, в правилах есть ответ. Можно заявить достижение как в начале хода, так и в течении его. Так что по сути ничего не мешает заявить торговые пути в начале своего хода, и собрать плюшки.

Sonic753 написал полтора года назад: # скрыть ответы

Если включить душнилу, то можно сказать, что в примере поселенец на корабле возле суши и от него к городу все таки прокладывается 2 клетки именно по суши. Но делать этого не буду, потому что, думаю, что, если бы через море было бы нельзя от поселенца проложить, то на это сделали бы акцент в правилах, как сделали этот акцент про неразведанные клетки. По второму пункту тоже согласен, т.к. в описании чуда также написано про ЛЮБОЕ неправительственные достижение, сноски про Торговые пути нет, значит можно их заявить и получить все плюхи. Благодарю за ответ!

bulka58807 написал полтора года назад: #

я думаю про торговые пути вы правильно сделали, что считаете их и по морю тоже.
даже просто сравните описание достижения на планшете торговых путей(в пределах двух клеток) и животноводство(в 2 клетках СУШИ от города).
то есть явно в животноводстве это указали, а тут нет. ну или косяк перевода.

Roquefort написал полтора года назад: #

1. Да, и вообще по воде можно отсчитывать всегда, если не сказано иное. Вот тут автор пишет об этом: https://boardgamegeek.com/thread/2752784/count-through-unrevealed-map-spaces

npomakaLLIka написал полтора года назад: #

Торговать можно и через воду, это логично, вы же отправляете корован торговцев, а они всеми правдами и неправдами достигают цели. До порта на верблюдах, потом на джонках в город

Galka написала полтора года назад: # скрыть ответы
крепость при защите

Прдскажите по крепости. Например, противник атакует. Выкинул 20 на кубах = 4 попадания. Я в городе с крепостью, у меня 3 воина.
Результат - защитник проиграл или 1 воин автоматом спрятался в крепость и будет новый раунд сражения?

Tyros92 написал полтора года назад: #

Защитник проиграл, так как этот дополнительный воин от крепости действует только 1 раунд!

Arhiserg написал полтора года назад: # скрыть ответы

Сыграли намедни на 4-х: финикийцы, индийцы, китайцы и кельты. Выиграли финикийцы, после пятой эпохи, в которой их вынесли с игрового поля. Забавно получилось, да.

Bolger написал полтора года назад: #

они разыграли все свои карты целей?

Bolger написал полтора года назад: # скрыть ответы

Мне не хватает в начале игры одного пехотинца для дополнительной разведки территорий, возможно ранней агрессии. Так же карта после исследования кажется пустоватой. Хочется увидеть на ней интересные места. Например руины/местные поселения, которые дадут какой-то бонус одноразовый, если их посетить. Чудеса природы. И варваров хочется увидеть побольше, может быть просто поселения с одним пехотинцем. Возможно было бы приятно увидеть еще нейтральные города большие. С которыми можно было бы торговать и получать какие-то бонусы.

Antisyslik написал полтора года назад: # скрыть ответы

в правилах быстрой игры нужно взять сразу два поселенца и в фазу состояния получать два бесплатных улучшения. мы пока пробуем брать два поселенца и играть по правилам долгой игры. вроде всех устраивает.

Bolger написал полтора года назад: #

Спасибо, что поделились своим опытом. Если будете еще вносить свои правила в игру, то делитесь этим пожалуйста)

vitamin написал полтора года назад: #

Да, слишком пусто... Хочется интриги при открытии сектора. Города-государства, варвары, что-то еще.

Mandor2499 написал полтора года назад: # скрыть ответы

добавил свой чек-лист достижений в файлы по игре. Очень помогает ничего не упускать и вводить новичков в игру. Если где-то нашли ошибку / есть предложения по улучшению - пишите, исправлю.

Bolger написал полтора года назад: #

Шикарно, спасибо большое вам!

Antisyslik написал полтора года назад: # скрыть ответы

в торговых путях надо изменить "вражеских" на "соперников". потому что в понятие "вражеский" входят и варварские города, а с ними торговать нельзя. (это ошибка локализации)

Bolger написал полтора года назад: #

Да, у Кельтов для этого специальная способность есть. Тоже только что нашел в правилах.

Antisyslik написал полтора года назад: #

2 партии на 4 игрока, 2 партии на 2.
Игра очень понравилась.
Внешний вид классный, никакого абстракта, переплата за кучу минек того стоит.(Часто встречал претензию, что минек слишком много и все они не используются. Ну да, все вы их никак не используете, но 4 слона, 4 корабля или 5 портов очень легко могут появиться...и даже армию из 16 пехоты вполне могу представить).
Партия на 4 новичка, где только один знал правил, заняла почти 7 часов, что конечно много...даунтайм был чудовищный. Партию на двоих по ускоренным правилам(оба уже с небольшим опытом) за 50 мин отыграли. Больше всего времени занимает изучение планшета: 48 технологий прочитать, понять как они комбинируются, подогнать прокачку под свою фракцию...Для первой партии это конечно кошмар. Но уже со второй партии ход стал занимать не более минуты(исключение - бои и розыгрыш событий). Думаю вполне можно полным составом за 4 часа уложиться по правилам длинной игры.
Бой на кубах в меру рандомен, чтоб доставить фана и не подпалить пердаки.
Карты событий отлично наводят шороху, частенько все планы могут пойти по известному месту) очень приятный рандом получился.
Асимметрия вполне существенная. Часто выбор фракции определит какие ресурсы, здания и войска будут у вас в приоритете. Есть несколько на первый взгляд сложных фракций, которых новичкам бы не советовал, так как без понимания игры не получится их потенциал реализовать(китай, ацтеки и тд)
Понравился обмен и дипломатия. Они никак не регулируются и это здорово. Можно вложиться в игрока, который воюет с твоим неприятным соседом или поддержать картами действий и ресурсами обороняющегося игрока, чтоб его легко не разбил лидер; можно занять в долг и не отдать (хых)...Интриги, предательства и тд.
Не понравилось окончание партий, 6 эпох и всё. Эпика в конце может и не случиться. Планирую теперь только по длинным правилам играть, так хоть конец будет непредсказуем.

arblestr написал полтора года назад: # скрыть ответы
Пираты

Игрок, у городов которого несколько пиратских кораблей - все равно теряет 1 единицу выбранного ресурса?

Sonic753 написал полтора года назад: #

Да.

Nikolai11 написал полтора года назад: # скрыть ответы
Перемещение

Возле моего города находились два военных формирования (по два юнита в отряде) другого игрока на соседних территориях. Игрок, последним действием, совершает перемещение отрядов, объединяя два отряда в один и нападает уже 4 юнитами на мой город.
Возник вопрос, получается он выполнил перемещение одним отрядом два раза?
1. переместил отряд к другому отряду.
2. переместил, уже сформированный из 4 юнитов отряд, в город
Оппонент доказывает, что 1 формирование было из 2 отрядов, затем, объединив два военных отряда в один, это уже другое формирование.
Надеюсь, понятно изъяснил).

Nando написал полтора года назад: # скрыть ответы

Емнип, ваш оппонент не мог так сделать за одно действие перемещения.

arblestr написал полтора года назад: # скрыть ответы

а где это в правилах описано? :/

Allein написал полтора года назад: #

Стр. 14. "За действие перемещения каждый отряд или формирование можно переместить только на одну клетку."

В примере выше два из четырёх отрядов передвигались на две клетки, что как раз противоречит данному правилу.

Kysh написал полтора года назад: # скрыть ответы

Ваш оппонент неправ. Сначала он должен походить одним формированием (или юнитом). Потом другим. Его утверждение о том, что встав на гекс с другими своими юнитами, он создал новое формирование с возможностью движения - это такая "дичь", что в правила даже лезть за доказательствами неохота)

Nikolai11 написал полтора года назад: #

Благодарю за ответ, а я ещё сомневался. Аннулирую его победу за то, что правила нарушает)).

bulka58807 написал полтора года назад: # скрыть ответы

У меня еще вопрос возник по движению.
1. Стоит город врага.
На двух соседник клетках с этим городом стоят два мои формирования по 2 отряда в каждом.
Я делаю действие движения(перемещение до трёх формирований). Могу я оба эти формирования в город к нему переместить и драться там вчетвером? Или переместив туда двух воинов - битва сразу начинается?
Ну и если так, то следующим свои действием в рамках всё того же перемещения я могу зайти туда оставшимися двумя отрядами?

2. Другая ситуация, которая тоже возникла.
Мой 1 пехотинец возле пустого вражеского города. Возле этого города есть еще один вражеский город, тоже пустой, прям на соседней клетке за первым городом.
1 действие - делаю мув, захожу и захватываю город.
2 действие - нанимаю пехоту в этом грустном городе.
3 действие - делаю мув и двигаю только что нанятую пехоту во второй вражеский город и тоже его захватываю.
Я понимаю, что я не могу атаковать первым пехотинцем второй город, так как у каждого отряда только одна атака в ход. Но я ведь нанял еще другого пехотинца, которым и хочу сделать захват второго города третьим своим действием.

lordkrendel написал полтора года назад: # скрыть ответы

День добрый.
1. Бой начинается сразу, как вражеские отряда зашли в клетку с отрядами врага. Поэтому подвигали с одной клетки, повоевали, подвигали со второй, если необходимо.
Или передвинули отряды с одной клетки в другую клетку с Вашими отрядами, а следующим действием зашли всей толпой в город.

2. Вообще в правилах указано, что город захватывается в результате "сражения" или "перемещения" в пустой город. Это я понимаю так, что если Вы зашли в пустой город и не сражались (например с крепостью), то захватив город, можете пойти этим юнитом дальше.
В любом случае, вновь созданный юнит не сражался и город не захватывал, а потому может ходить.

bulka58807 написал полтора года назад: # скрыть ответы

1. Ну получается что так и есть. Только вот это будет два отдельных действия. Прикольно было бы как в Эклипсе. Сделал три мува за 1 действие, а затем повоевал во всех клетках, где нужно подраться.

2. Нашёл в правилах, что каждый отряд может поучаствовать в бою лишь раз за ход(в том числе захват города). То есть да, старый юнит даже если зашёл в пустой город, уже не может захватить снова соседний пустой город.

И еще пришёл в голову нюанс. Пройдя через лес на текущем ходу, ты не можешь начать сражение, но ничто правилами не ограничивает тебя отрядом, прошедшим по лесу, захватить пустой город без сражения.

Sonic753 написал полтора года назад: # скрыть ответы

Заход в город, даже пустой врага уже считается в игре сражением. Поэтому нельзя после леса (только, если вы не использовали дороги) захватывать даже пустой город.

Daninoplanet написал полтора года назад: # скрыть ответы

Когда ты заходишь в свой город стоящий на лесе\горе, считается ли это заходом на лес\гору с соответсвующими ограничениями?

Sonic753 написал полтора года назад: #

Вопрос интересный, но думаю, что клетка со своим городом это клетка со своим городом и нет значения, на каком она местности. На 100% я, конечно, не уверен, но по логике не должны войска уставать посещая свои города, что присуще прохождению лесов и гор, но может поправят, если ошибаюсь.

kokingrig написал полтора года назад: # скрыть ответы

Да, считается, город вообще ни на что в этом случае не влияет.

Но города тесно связаны с использованием дорог.

212666pnd написал полтора года назад: # скрыть ответы

Мх.... Интересно, а где-то это написано?

Daninoplanet написал полтора года назад: # скрыть ответы

Я нигде не нашёл что город как-то влияет на местность, так что видимо так и есть.

212666pnd написал полтора года назад: # скрыть ответы

В целом странный вопрос. Так как отряды могут переместиться только на одну клетку, то особой разницы нет где стоит город. А дороги снимают это ограничение, поэтому тоже смысла особого нет, лес или гора на клетке с городом.

Daninoplanet написал полтора года назад: #

Есть. Если правило местности действует, то при заходе в город на горе, эти отряды больше не могут двигаться в этот раунд за другие действия перемещения. То есть нельзя за одно действие зайти в свой город на горе, за другое сесть из него на корабль а за третье напасть на вражеский город.

dfom написал 2 года назад: # скрыть ответы
Рим - достижение "Провинции"

"Можете нанимать конницу в городах на расстоянии 3 или более клеток от клетки вашего начального города."
Прошу разъяснений:
1. В начальном городе должен быть рынок?
2. Важен ли размер города в который в итоге добавляется конница, т.е. начальный город 3 размера, а тот в который хочу поставить юнит 1го размера, можно в него закинуть 3 конницы?

Magadan41k написал 2 года назад: # скрыть ответы

1. Нет, рынок не требуется. Имбовость данной техи обсуждали ещё в старой версии игры.

https://boardgamegeek.com/thread/2041446/article/29857727#29857727

2. Вы активируете конкретный город и там, и только там проводите найм. Вы ограничены 2 правилами:
- размер города (+1 в счастливом состоянии)
- 4 военных сухопутных отряда на 1 гексе (поселенцы не учитываются)

Sonic753 написал полтора года назад: # скрыть ответы

Если честно, показалось более имбовым свойством Рима - имперские дороги! После их открытия всю карту держат в страшнейшем напряжении. Ходить на пол карты это сильно. Пустым ни один из своих городов оставить невозможно. После двух партий, в которых участвовал Рим (всего наигранно 9 партий на данный момент) возникло желание убрать Рим из выбора наций.

Rincewind написал полтора года назад: # скрыть ответы

Это достижение позволяет далекие перемещения только между СВОИМИ городами. Вы точно так играли? Когда сам играл за Рим данное достижение вообще не вышло нормально использовать, армии обычно сразу на передовой и строят

Sonic753 написал полтора года назад: #

Во млин... Ну, конечно не правильно! Играли их по правилам обычных дорог, только двигаясь на 4 из своего города или в него. То, что и начинаться, и заканчиваться в своем городе путь должен, конечно мы не учли. Фух, ну тогда, наверное, другое дело, надо оценить правильную игру за Рим, спасибо, добрый человек! ;)

And1 написал полтора года назад: # скрыть ответы

Сыграли две партии на двоих. Игра очень нравится, но есть ощущение что партия заканчивается на полуслове и игра должна длится 12, а не 6 раундов. Какая то неудовлетворенность от развития в конце. Получилось максимум прокачать 1 город до 5 уровня, остальные так и остались поселениями. По ощущениям очень не хватает действий в игре. Будешь развивать города-не успеешь повоевать и наоборот. Может конечно ещё не разобрались, будем играть дальше.

Kysh написал полтора года назад: #

По мне так это плюс. Пытаешься выжать из 3 действий максимум - для этого ищешь комбы между картами, достижениями, свойствами наций и тд. Мозги шевелятся. Приятно)

Wehache написал полтора года назад: # скрыть ответы

Вы за игру совершаете 3×3×6= 54 действия, разве этого мало?

And1 написал полтора года назад: # скрыть ответы

Мне сначала показалось что это очень много действий и игра будет очень долгой но по факту игра очень кризисная с нехваткой ходов, как в каком-нибудь Брасс. Меня расстраивает момент, что нельзя построить огромную империю с несколькими крупными городами, затем собрать огромную армию и пойти покорять соседей:)(по крайней мере мне так кажется). В остальном игра очень крутая. Хочется продлить партию на 2-3 эпохи, настолько понравился игровой процесс.

Wehache написал полтора года назад: # скрыть ответы

Если играть в 2, то можете захоумрулить как хотите) все-таки на 3-4 по времени игра протекает дольше)

And1 написал полтора года назад: # скрыть ответы

Понятно что партия на 3-4 будет дольше. Но дело то не во времени партии, а в количестве действий, которое одинаково при любом составе. У меня получалось нанять максимум 5 отрядов за игру, мог бы нанять больше но ценой развития городов, изучения технологий и пр. Как то не хватает эпичности и масштабности этой эпичной и масштабной игре:) Получается какая то демоверсия цивилизации. Повторюсь, возможно ещё не разобрался, как оптимально играть

Wehache написал полтора года назад: # скрыть ответы

Это игра (лично в моем понимании) - не совсем про чистое развитие - это вам в другую игру "сквозь века". Конечная цель игры кого-нибудь нахлобучить и самому не загнуться) этот весь планшет с технологиями уровня маленького шажка лишь тому подтверждение) имхо)

Cartman написал полтора года назад: #

Согласен, это не цива в чистом виде, а отличная 4х стратегия.

And1 написал полтора года назад: # скрыть ответы

И я не сторонник хоумрулов.

dvemer написал полтора года назад: # скрыть ответы

Сыграйте еще пару партий, получше изучите планшет, получится сделать больше)

После первой партии тоже было такое ощущение, но потом более менее сносно научился играть от свойств выбранной цивилизации и, используя, многие бонусы планшета технологий

And1 написал полтора года назад: #

Благодарю. Буду дальше изучать игру

Romius написал полтора года назад: #
Вторая партия

Сыграли партию вчетвером. Я играл за Китай, игрок справа за гуннов, а остальные игроки за Египет (по диагонали от меня) и Персию (напротив меня).

Карта сразу стала больше, чем карта для игры вдвоем. Однако по мере расселения в процессе партии она сразу же ощутимо стала тесной.
Это непроизвольно вызывает конфликт между игроками – так что полностью мирно сыграть конечно же не получилось xD.

В целом игра оставила приятное впечатление, хотя партия затянулась – у нас ушло примерно 6-7 часов на завершение игры. Но это с учетом перерывов, споров по правилам и постоянного уточнения нюансов игры.

В этот раз сыграли правильно касательно сбора ресурсов, но не учли уже другие тонкости.
Так уже в конце игры мы выяснили, что если корабли или формирование войск участвовали в сражении (например, в захвате поселенца или города) на этом ходу, то его передвигать нельзя на этом же ходу!

Опять отмечу, что игра предоставляет множество возможностей. В этот раз мы изучили правительственные достижения, но мало пользовались их особенностями, так как в пылу эпох забывали или поздно вспоминали о них.

Один из игроков играл за гуннов, однако ему не повезло с территорией для завоеваний: справа от него я, играя за Китай, был отделен 4 гексами моря, игрок на севере от гуннов играл за Египет и был отделен цепью гор, которые по диагонали отделяли его от гуннов.

Отметил также следующий момент: рядом сидящие игроки (запад-восток или право-лево) с большей вероятностью вступят в конфликт, так как они ближе и удобнее всего находятся к друг другу, нежели игроки по диагонали или игрок с севера с игроком с юга.

Использовать дипломатию в этой игре для обмена карт целей или событий практически не имеет смысла, так как это победные очки.
Единственное, что у нас получилось: это обговаривать условия ненападения и возможных конфликтов.

Тем более что конфликт на ранних этапах игры (как это случилось между мной и гуннами) может подорвать экономику и замедлить развитие, что может существенно помочь другим игрокам, если они в это время не воюют.

В итоге все свелось к подобным разговорам:
"...Не строй, пожалуйста, порт или кораблей в этом городе и я тогда не буду нападать..."

Но гунны строят город с портом на побережье и через 2 хода после высадки китайских войск на побережье у города гуннов:
"...Мне всего лишь нужно было выполнить свою цель..."

Немного не понравилось, что количество карт целей у каждого игрока за партию ограничено: пока максимально получилось получить 7 штук. Как я понял, с Великой Статуей их максимум может стать 8.
Но с другой стороны – это повышает реиграбельность и позволяет также сделать акцент на количество городов и построенных зданий и чудес света.

После сыгранных двух партий игра кажется достаточно сбалансированной по набору очков: приходится и достижения получать, и цели выполнять, и развивать города, и чудо света строить, и немного воевать.

Пока что я не вижу одной единственной "ультимативной" стратегии, которая постоянно позволяла бы побеждать.
Например, даже полностью военная тактика, направленная на захват других городов и уничтожение отрядов упирается в карту гексов, развитие городов и экономики и получение достижений.

Duncle написал полтора года назад: # скрыть ответы
Ретираж

Ожидается ли новый тираж и когда?

FPA1975 написал полтора года назад: # скрыть ответы

по ходу - никогда

fonfrost написал полтора года назад: # скрыть ответы

Да, теперь игра на вес золота. Берите б\у, пока продают.

Duncle написал полтора года назад: #

Я уж так и понял, поэтому взял новую на авито, потому что реально мб и не будет репринта

Crazy_Murloc написал полтора года назад: #

FPA1975, откуда такие выводы?

bulka58807 написал полтора года назад: # скрыть ответы
Вопросики

1. Лес. "Отряды, переместившиеся на клетку леса, всё ещё
можно перемещать, но только при условии, что они
не начнут сражение на текущем ходу". Правильно я понимаю, что на текущем "ходу" а не "действии". То есть если я первым своим действием зашёл в лес отрядом, вторым вышел из леса на пустошь, а третьим действием хочу перейти на третью клетку с вражеским отрядом, то я не могу так сделать, так как типо мой отряд побывал на этом ходу в лесу и стал измотан?
А если я начинаю свой ход в лесу? То же самое будет? Или я смогу напасть, ведь в этом хочу я не "перемещался на клетку леса" а начал свой ход с неё.
2. Порт. Клетка города примыкает к двум отдельным клеткам воды. В правилах написано, что нужно порт направлять на клетку воды. И два одинаковых здания я строить не могу. То есть придется выбирать в какую воду я хочу корабли в будущем строить? Просто была такая ситуация, что одна клетка воды идёт с края карты и позволяет в будущем обплывать по краю карты. А вторая клетка воды из внутреннего "моря" в центре карты и поможет быстро перемещаться внутри карты.
3. Воинский призыв. Нет же ограничения по количеству найма пехоты за улыбки? То есть в городе размеров 3 могу нанять сразу 3 пехоты за 1 ход, потратив 3 улыбки?

212666pnd написал полтора года назад: # скрыть ответы

1.в правилах написано в текущий ход. Ход состоит из трёх действий. То есть по правилам вы не можете атаковать в этот ход если прошли через лес. Но есть достижение дороги, которые вроде как обходят это ограничение. Почитайте в приложении к правилам.

2.Да, вам нужно выбрать где вы будете потом строить корабли.

3.В рамках одного найма, можно нанять только один отряд за улыбку. Почитайте приложение, там это описано. Что бы нанять за улыбки 3 отряда, нужно использовать три действия для найма.

bulka58807 написал полтора года назад: # скрыть ответы

Спасибо, нашёл в приложении пояснения по 2 и 3 вопросы. А по 1 вопросу по поводу леса как-то не явно написано, но похоже на правду. Типо из леса можно выйти и напасть, есть ты начал ход в лесу. А если в течение хода любым действием твой отряд входил в лес, то затем уже не сможет напасть на этом ходу.

212666pnd написал полтора года назад: # скрыть ответы

Да, все верно. Лес видимо по замыслу автора очень необычное место, укрытие он не дает и засады в нем делать нельзя) В общем игры полны условностей. Здесь вот как-то так. Но я опять повторюсь, что использование достижения "дороги" снимают ограничения с леса и гор. Правда там есть свои условия.

bulka58807 написал полтора года назад: #

плати ресы - бегай из/в город на 2 клетки.
у меня тут племянница, играя в неё, спросила: "а почему я 2 ресурса трачу, делаю воображаемую дорогу и бегу на два. А почему чтобы потом по этому же месту двигаться, нужно снова платить, ведь там уже дорога была"?!
я говорю "да, платить снова, твоя дорога сгнила")))

dmitriysysenko написал полтора года назад: #
Соло игра

Может, кто переведёт...
Вариант соло-игры с сайта бгг

https://boardgamegeek.com/file/download_redirect/d3e684c10265441a87d15d8ae4a2a66a2563513be644aca7/CoC+ME+Solo+Instructions+v1_4.pdf

stasioman написал полтора года назад: # скрыть ответы
Что важнее Текст Карты деиствий или Правила?

Карта деиствий говорит что я могу добавит одно правителсвинное достижение бесплато, но у меня пока не соблюденно не одно условие рзрешаюшее мне делать правителсвинные достижения.
Могу ли я это сделат или нет? Что важнее Текст Карты деиствий или Правила?

gogins написал полтора года назад: #

Если условия не выполнены, то получить его вы не сможете.

Romius написал полтора года назад: # скрыть ответы
Первая партия

Сегодня впервые сыграл Столкновение Цивилизаций, причем сразу с дополнением. Играли вдвоем. Я играл за Карфаген, оппонент за Египет.

Игра понравилась - оставила хорошее впечатление: удалось и заняться наукой, и построить чудо света (Маяк), и даже немного повоевать.

Понравились следующие моменты:
1. Небольшие отличия в достижениях цивилизаций (доп. планшет) - не существенные, но задающие различные векторы развития.
2. Возможность культурного захвата зданий (у меня не получилось, но фишка интересная).
3. Возможность размещения закрытых тайлов местности максимально выгодно для себя.
4. Есть различные пути достижения победы (не только преимущественно военный путь).

Спорные, на мой взгляд, моменты:
1. По ходу игры возникает множество вопросов по правилам и нюансам использования зданий
2. Нам попались очень пассивные варвары, которые постоянно появлялись, но так за всю игру никуда и не переместились)
3. Дипломатии фактически не было; планирую сыграть в четвером, чтобы оценить этот пункт.

Также имеются следующие вопросы:
1. У меня имеется счастливый город 2 размера с построенным портом.
При активации этого города для сбора урожая с прилегающей к нему клетки моря я выбрал собрать золото вместо пищи (порт позволяет собирать 1 золото или 1 смайлик вместо 1 пищи).
Вопрос: я получаю 3 золота? или же 2 пищи и 1 золото?

2. На карте имеется 4 моих города, один из которых счастливый город 4 размера с построенными в нем чудом света и 2 зданиями.
Я ходил первый. После окончания моего хода противник захватил один из дргуих моих городов.
У меня теперь их стало 3. Что происходит со зданиями в существующем городе 4 размера: мне необходимо одно из них сразу уничтожить?
Или же в начале моего хода у меня будет возможность основать новый город или захватить город варваров для сохранения предела по городам?

212666pnd написал полтора года назад: # скрыть ответы

Дипломатия в игре вещь довольно условная. Так, что не факт что в 4м она у вас будет. Мы сколько не играли, никто её не пользовался. Не умеет компанию в неё. Зато повоевать всё горазд)

Теперь по вопросам.
1.мне кажется вы не поняли как играется сбор ресурсов. Рекомендую внимательно почитать правила и примеры. Вы никогда не можете в рамках одного сбора (действия) собрать больше одного ресурса с клетки. Это правило нарушают какие то нации и вроде техи, но это исключение. Порт даёт вам выбор, что собрать с морской клетки, золото, еду или настроение. Выбор за вами, но это всегда в количестве 1 единицы. Город размером 2 позволяет вам собрать по 1 ресурсу с двух клеток в радиусе действия города. А за счастливый, вы можете взять ещё один ресурс, который есть вокруг города. Если говорить проще, вы можете взять по 1 ресурсу с трёх разных клеток вокруг города.

2. Это тоже было в правилах. Город у вас остаётся того же уровня. Просто остальные города вы не сможете развивать, пока снова выше третьего уровня, пока у вас снова не появится 4й город. Ну и если какое-нибудь событие уничтожит в городе 4го уровня постройку, отстроиться в нём вы так же не сможете.

Romius написал полтора года назад: # скрыть ответы

Благодарю за ответы! Очень помогло - теперь стало понятнее)

Сейчас еще раз перечитал все правила и, действительно, мы неправильно отыгрывали сбор ресурсов.
Тактика игры изменилась из-за этого: в том числе места, где располагались бы города.

Касательно дипломатии - проверим. Но, скорее всего, будет как отмечено - все либо будут воевать все со всеми, либо объединяться против лидера.

212666pnd написал полтора года назад: #

Да мы тоже первую партию играли не правильно. Сбор довольно мутно описан в правилах, поэтому там нужно быть внимательным) так сказать сам наступал на эти грабли)

Я особо не парился бы с дипломатией. В игре она механически практически не представлена, а отдана на откуп игрокам. В первых партиях в целом не понятно, что на что выгодно обменять, о чем можно договориться, что предложить другим игрокам в зависимости от их нации и т.д. Игра даёт широкий простор, но умение применить думаю должно прийти с опытом игры.

kleveta написал полтора года назад: #

Насчёт дипломатии: как мне кажется, во всех играх с одним потенциальным победителем дипломатия может быть только сиюминутной. Это что-то из разряда "не нападай на меня, я откуплюсь" или, там, "давай жахнем этого, чего-то он развивается". В Клэше это отлично работает. Строиться, богатеешь - найдутся желающие отжать что-нибудь себе, все как в жизни.