Ну что же, Дамы и Господа попробуем обсудить соло на Тесере! Кажется, совсем недавно соло-игроков презирали, закидывали камнями и предлагали принудительно лечить. Но времена меняются, игры без соло-модов стали моветоном и вот уже не так зазорно поговорить о том, чем вы занимаетесь со своей коллекцией пока рядом никого нет.
Топ составлен на основе моего пятнадцатилетнего опыта соло-гейминга, за это время отыграно около 70 игр с соло режимом, более 100 игр с фанатскими соло-вариантами или в одиночку за несколько сторон.
#10 Дюна: Империя
Возможно я спешу и это вау-эффект новой для меня игры, но Дюна: Империя открытие этого года. По-спартански строгая, сухая, да еще и редкое евро с прямым конфликтом, своеобразно исполненным, но все же конфликтом. В соло боты разделывают меня как Тузик грелку. Минимум накладных расходов, хорошая сложность в шедевральной игре. Собственно, что еще нужно для соло игрока? Возможно с количеством наигранных партий будет поднадоедать, но допы предзаказаны, а если не взлетит, то вчетвером игра сияет.
#9 Marvel United: X-Men
Самый легковес в моем топе. Игра для релакса, которую можно разложить после тяжелого рабочего дня. Она прям примитивная… Очень примитивная и как компьютерные шутеры на 85% играется спинным мозгом. Зато комиксы и красивенько. Ладно, места она даже сложная и решения которые принимает игрок имеют вес. Поэтому не складывается ощущение, что игра играет в меня.
Поскольку издатель CMON, перед вами классический выкачиватель бабла у коллекционеров. Мое мнение, что нужна база и 1-2 мелких дополнений. Из двух сезонов строго рекомендую X-Men’ов, третий сезон не видел и не щупал.
#8 Империи: Классика/Легенды
Это затянутый, громоздкий декбилдинг и я ненавижу финальный подсчет победных очков. Но… это славная карточная цивилизация, в коробке восемь разных наций каждая со своим стилем игры и особенностями, более того, при игре в одиночку вам противостоит бот, который в зависимости от нации тоже играет по разному.
Декбилдинг в Империях настолько не похож на прадедушку Доминиона, что не уверен можно ли их загнать в одну категорию. Здесь все построено на свойствах и эффектах, а уже классических для декбилдингов денег тут просто нет. Рынок и колоды игрока очень динамично меняются, сильные карты карты уходят, колода забивается мусорными картами восстаний, а переход от варваров к империи превращает половину колоды в тыкву.
Большой горизонт для исследования и познания в колоде карт и кучке жетонов, но как же долго идееееет партия…
#7 Вал Адриана
На самом деле на седьмом месте должен находиться Хитрый ход (That's Pretty Clever) в электронную версию которой наиграно очень много партий. Но абсолютно неизвестный мне Бобби Хил взял основную идею, разбавил игровой процесс дополнительными свистелками и с художником натянул римскую тему.
Основа геймплея одинаковая, чуток рандома на входе, а дальше закрашиваем квадратики, чтобы потом закрашивать еще больше квадратиков. И секрет успеха этих игр у меня… насколько я в них плох. Пока я разгадаю более менее оптимальную стратегию, у меня за плечами остается с десяток партий. Причем понимание происходит больше на интуитивном уровне, головой мне очень сложно уловить взаимосвязь моих усилий и результата.
#6 GBoH, Men of Iron
Совершу мухлеж и обман, на шестую позицию забубеню сразу не игру и даже не серию, а сразу две серии. Это тактические варгеймы с очень похожим ядром, в котором автор мелкими штрихами отражает изменения в военном искусстве которые произошли более чем за тысячу лет истории.
Своеобразный учебник, который в игровой форме предлагает познакомится со знаковыми битвами античности и средневековья. Несложные правила и адекватная продолжительность партии. Последние переиздания имеют просто бомбическое наполнение, предлагая игрокам под 20 сценариев и просто неприличное количество фишек. Одни из самых красивых варгеймов по моей оценке.
Но… в этих сериях нет никаких правил для соло и вам придется играть за обе стороны. Это не сложно и тут нет никакой скрытой информации, а в части сценариев одна из сторон может всю игру стоять в защите, практически не двигаясь.
#5 Hexplore It
Hexplore It – это приключение «оперативного» масштаба. С ощущением эпичных похождений, исследованием мира, боями с монструозными боссами, случайными встречами и событиями. Все это реализовано целиком и полностью на вашей фантазии, трех небольших колодах и маркере на водной основе.
Если другие игры прячут сухую математическую основу за компонентами и иллюстрациями, то в Hexplore It все вывернуто наизнанку – только цифры, только радикальная честность. Да, Hexplore It – это честный продукт, вам не пытаются втюхать горы пластика и десять плашек жетонов. В одной коробке содержится все необходимое для полноценного приключения. Большое разнообразие возможных героев, получаемых из простого сочетания двух карт с характеристиками и способностями, возможностью прокачки за стартовые деньги. Малым количеством компонентов за счет чего можно разложить и сложить партейку за 3 минуты.
Полноценное RPG уровня компьютерных Ведьмаков и Скайримов без десятков часов гринд-геймплея (да… перегнул в этом месте), но придется проявить фантазию.
#4 Подводные города
Не получается обойтись без сравнения с Покорением Марса, который тоже неплохо играется соло. Но топ нерезиновый и в этой дуэли безоговорочным лидером становятся Подводные города.
Самая большая проблема соло Марса, это то что огромный пласт игрового процесса, заточенного под мультиплеер выбрасывается из игры. Общее поле становиться пустым и слишком большим, огромная часть колоды становится бесполезной или малоэффективной. Нет ничего, что пыталось компенсировать это. У соло Подводных Городов отличие от мультиплеера только одно – больше нет энтропии создаваемой выбором других игроков и доступность действий на 100% прогнозируется.
В остальном, это нестандартный взгляд на механику выставления рабочих-карт, построением табло и прекрасной созидательной составляющей. Каждый ход есть над чем подумать, а заявленная цель в 100 ПО и 7 подключенных городов очень труднодостижимая планка.
#3 Нусфьорд
Еще один неоднозначный кандидат. Великолепная игра с очень плохим выбором темы, дизайном и маркетингом, возможно даже худшая в этих областях из игр Уве Розенберга. Последним гвоздем в пиар этой игры был момент выхода, когда уже отгремели Агриколы, Каверна, Во славу Одина и Пэчворк, а очередное евро от Уве уже было никому не нужно. Если бы я не зачитывал тред “People's choice top 200 solo games” на BGG, я бы никогда даже не стал читать обзоры Нуфьорда, насколько он выглядел вторичным.
Тем не менее этот гадкий утенок возможно лучшее евро для соло-игрока. Это классическое выставление рабочих от Уве с молниеносными партиями и полноценным послевкусием. Накладных расходов около нуля - один раунд играем рабочими одного цвета, второй другого, не убирая предыдущих… все! И это прекрасно работает, вы сами себе составляете конкуренцию, добавляем непростую планку в виде 100 ПО за три партии и готово. Реиграбельность в базе обеспечивает три разных колоды зданий из которых в партии используется только одна не полностью. Единственное сожаление, что Крауды не стали переводить дополнительные колоды зданий (Колоду Камбалы и Колоду Лосося). Что с другой стороны неудивительно ведь Нусфьорд вряд ли “взорвал” рейтинги продаж.
Играется на одном дыхании, угадай бы они с темой и оформлением - была бы в топ 20-30 BGG.
#2 Fields of Fire
Лучший тру-соло-хардкор варгейм с уникальной точкой зрения на роль игрока в настольных играх. Где вы непосредственно исполняете обязанности командира стрелковой роты, без прямого управления над отрядами используя приказы, иерархию и средства связи. Драматичная и кинематографичная песочница, которая генерирует абсолютно разные ситуации на поле боя.
Цена всего вышеперечисленного – это время и количество усилий, которые требуются для изучения системы. Насколько мне известно не существует перевода на русский язык, помимо английского неплохо иметь хоть какой-то мало-мальский кругозор в структуре вооруженных сил. Более подробно о механике вы можете почитать в моем мини-обзоре серии.
Кстати, сейчас наступает один из лучших моментов, когда вы можете приобщиться к прекрасному, так как именно сейчас почти готово к выходу Deluxe Edition, в котором авторы добавили процесс обучения и не будут бросать вас сразу с головой в хаос боя.
#1 Mage Knight
Это творение Хватила, находится выше любых списков. В Магорыцаря я наиграл больше игрового времени, чем в любую другую настолку.
Всем кто хочет приобщиться к Магорыцарь сразу стоит осознать. Магорыцарь – это совокупная задача на комбинаторику, оценку рисков, теорию вероятности и оптимизацию действий. А вот декорация для этого – дженерик фэнтези с закосом на приключение, которым мы прикрываем этот движок в отличии от Hexplore It. Сама концепция очень похожа на компьютерных Героев, причем на сетевую соревновательную часть. Рейтинговые герои – это тоже не приключение, это такая же математическая задача, построенная на концепции – максимально быстро стать сильнее для проведение финального боя.
Победа в сценарии практически всегда вызов, можно только восхититься насколько филигранно проведена работа дизайнера со случайностями и балансом. Легко захватили оба города? Увеличьте сложность на единицу или двойку, мало вам не покажется!
Несколько лет назад, любимыми соло играми были игры Эклунда. Bios: Genesis, чуть позже Pax Renaissens, ещё первая версия, когда это не стало мэйнстримом. Причём соло-режим не использовал, а играл за двух игроков. Естественно, это другой тип времяпрепровождения, чем с соперниками. Это как уже было сказано, как разложить пасьянс или разгадать кроссворд, такое развлечение и упражнение для ума. Плюс ты изучаешь игру, которая тебе очень нравится.
В Ренессанс за вечер удавалось разложить партии три, по сути соперники бы даже мешали, ты просто ищешь оптимальный ход в каждой ситуации, а соперника ещё нужно было довести да своего уровня, чтобы он каким-то неумелым ходом не сломал красоту игры.) Так пару недель поразвлекавшись, пришёл к выводу, что в Ренессансе нет плохих карт, каждая карта в правильной ситуации очень крута и может сильно помочь, главное это увидеть, а видеть и понимать это можешь только отыграв кучу партий. К сожалению, если прекратить играть, навык утрачивается, сейчас уже и правила смутно помню, не говоря уже о наилучшей ситуации для применимости каждой карты.
После Ренессанса перешёл на Pax Emancipation, она ещё лучше подошла мне для соло, нет карт на руках и не надо карты перед собой выгладывать, вся информации на планшетах, на карте и на рынке, для меня стала идеальной игрой в соло, причём для полноценности играл за троих игроков. Также после работы партии три удавалось разложить, красота движка, дизайна, выверенность баланса, как Филу удалось всё это придумать и настроить, просто поражает.
Описали один в один мой соло путь в Пакс Ренессанс ) Именно так и нужно играть в соло - за двух игроков, познавая всю глубину игры.
Заинтересовали возможностью хорошего соло в Pax Emancipation. Жаль, что игра не локализована.
Перевод правил на Тесере есть, добрые люди допили мой черновой перевод. В самой игре язык не очень критичен, на мой взгляд. Надо изучить действия на планшете игрока, они все с иконками. Плюс на рынке тоже ценность карт понятна по иконкам. Да, художественный текст для каждого аболициониста интересен, но в процессе игры не до него, а так перевод карт также выложен с правилами, если что-то конкретно заинтересовало можно найти и прочитать.
> не сломал красоту игры.
Заставили улыбнуться: насколько увлеченно пишете.
Прекрасный выбор, Паксы феномен геймдизайна, правда я предпочитаю мультиплеер)
Расскажите о Bios'ах, вижу у вас в коллекции Bios: Mesofauna, не играли соло?
Нет, к сожалению пока не добрался, друг уже зазывал и предлагал совместно разбирать, но пока я не созрел. Может, кто-то переведёт, пока я поглядел на терминологию жуков этих, вспомнил часы разбора английских правил Genesis, пока нет))
Всегда держал под рукой Нейрошиму, для сольной игры. Недавно открыл для себя Погоню за Авророй и Звёздные Империи:Фронтир. Отличный способ провести время в тишине и наедине с собой. И пялиться всё время в экран. Спасибо автору, присмотрю что-нибудь из его списка и себе.)))
Пропустил частицу. . И не пялиться*)
Нейрошиму можно играть в соло?!
В Нейрошиме 3.0 шла колода с подобием шахматных задач, на которых отображалась позиция и плашки, которыми ее нужно решить
Лично для меня в настольных соло-играх всегда есть нечто невыразимо печальное. Ибо для меня настолки прежде всего это компания и живое общение, а для игры в одиночку есть невообразимое количество игр компьютерных.
Я если что сам регулярно раскладываю КУА в одиночку, но это просто потому что в моей компании игра не то чтобы популярна, а любимой вообще вся Аркхемовская серия не нравится.
А если хочется чтобы глаза отдохнули от компьютерных игр?
Да я в них не так много играю, чтобы глаза уставали. Мое время для досуга, за исключением чтения, в принципе весьма ограничено. А видеоигры куда доступней и менее затратней в плане времени, как ни крути. Кликнул по ярлычку, зашел на минут 20 перед сном, затем сохранился и можешь об игре хоть на день, хоть на месяц, хоть на годы. Мой личный рекорд - Castlevania LoS, 9 лет я ее суммарно проходил...
С настолкой так не выйдет. Увы, но скажем посреди партии в ДУ я не могу просто щелкнуть пальцами и через неделю продолжить с прерванного места. Для меня игра в настолки - нынче зачастую мини-событие, как минимум мне удалось выделить под него энное количество свободного времени. И когда этим приходится заниматься в одиночестве, это всегда несколько печально. Как минимум потому, что складывать и раскладывать все придется в одиночку)
Ну я не только про компьютерные игры, а про компьютер в целом. Сейчас очень многие постоянно за ним сидят. Хочется отдохнуть.
Компьютерные игры, это совершенно другой опыт, лично мне они просто надоели. Настолки,это что-то типа кроссовордов и головоломок, с их небольшой когнитивной нагрузкой, где филдинг тоже часть ритуала, а кроме того присутствует момент коллекционирования. В некорырые игры лучше играть в соло, на мой взгляд. Например я пробовал играть в Рыцарь-Маг и Остров духов в компании, мне не понравилось, соло лучше.
Поражает постоянная отсылка к соло играм в сторону игр на ПК. Там так то тоже есть кооперативные\командные\сетевые режимы - но это не значит же, что всех сетевых игроков надо отправлять в сторону настолок) Странная логика.
Есть в настолке соло - это режим прекрасно. пусть каждый играет как и с кем захочет.
Мне важны тактильные ощущения от компонентов. Компьютерная игра мне их не заменит.
У вас достаточно стереотипная точка зрения. Мое мнение – в соло нет трагедии. У меня все хорошо с оппонентами, я собираюсь с друзьями регулярно и ровно столько сколько мне хочется, за редким исключением, но мы уже взрослые люди.
Все верно и один из плюсов настольных игр – это живое общение, но это не главная их цель. У меня масса игр, в которых партии вчетвером проходит носом в личный планшет. При этом никакого общения не происходит, все заняты подсчетами и мыслями. Должен ли я считать их плохими настолками? Нет. А общение происходит в совместных путешествиях, прогулках и походах в какие-нибудь заведения.
С компьютерными такая же история, есть одиночные и многопользовательские игры. По вашей логике – нет печальнее истории чем человек запустивший сингл, потому что у него нет друзей. Или вы здесь применяете двойные стандарты: сингл компьютерный – хорошо, сингл настольный – плохо?
Все они всего лишь игры, способ развлечения/убийства времени и отличаются лишь форм-фактором. Мне не нравится куда повернула индустрия компьютерных игр, когда цель каждого разработчика удержать меня в игре, искусственно растягивая процесс, а не вовлечь в него. И особенность игрового дизайна настолок, что здесь не применимы такие же механизмы, а наоборот, существует тенденция на ускорения игрового процесса.
Не знаю, что имел ввиду автор коммента. Но проблема настольной игры соло на фоне сингл ПК версии в унылейшем апкипе. И давайте будем честны, в массе своей настолки надоедают после 10-20 партий, из-за того что в них ограниченое колличество компонентов и глубины. Из-за чего появляются соло-монстры типа Мистер Президент с 10 рулбуками. Мало удивительного что очень многим проще играть в подобные вещи на компьютере. Лично мне нравятся только соло игры пасьянсного типа, где апкип это переворачивание пары карт, а игры, где нужно полностью воспроизводить ии алгоритм, процессом вызывают тоску. Но я допускаю, что для кого-то это медитотивная практика))
Скажите это моим играм в стиме, в которые я наиграл чуть больше часа))
Громоздкие боты тоже не для меня, поэтому играть соло COIN или PAX я не осилил. В топе нет игр с высокими накладными расходами на соло. Но суть моего посыла не в этом. Играть соло != не с кем играть и я не сижу на окне и не пускаю скупую слезу. Мне нравиться играть соло, тот же FoF, мне в нем никто не нужен)
Тем не менее, Рыцарь-маг популярная и высоко оцениваемая игра (и на BGG, и у нас уже три тиража распродали), хотя по сути это соло настолка (ну на двоих максимум из-за дикого даунтайма), причем с геморройной раскладкой-сборкой.
Я вот тоже соглашусь что для сингла компьютерные игры больше подходят.Но еще больше соглашусь что каждому свое.
Но в любом случае даже простейщие игры , типо какого нибдуь БитЭмАпа или платформера, например Ори и слепой лес,это много часов исследование мира,приключений, сражения с врагами.И все это, не вы сами по полчаса раскладываете, и сами себе зачитываете, а искуственный ИИ генерирует против вас, то есть происходит динамчно,без пауз.То есть тут меньше банальной возни и больше геймплея.Даже условной СтарКрафт,это полноценная катка, на 30-40 минут где вы все 30-40 непрывывно в геймплее, а то и час.
Нет конечно соло игры имеют право на жизнь, и и каждый волен выбирать свое, но в целом я тоже как то всегда видел ситуация что настольные игры это больше для компании, и компьютерные это одному.Компьютерные игры можно играть компанией, и фаново, но игр таких мало ,и в целом это не то.Настольные игры можно играть соло,но игр таких мало ,и в целом это не то.
Прекрасно играю пару лет соло в Древний ужас за 2-3 сыщиков (пробег порядка 90 партий со всеми допами). С учетом прочитанного всего Лавкрафта очень даже душевное времяпровождение получается. Успеваешь отсылки к произведениям заметить\обдумать и т.п.- в компании этого не получается, как раз из-за общения. Опять же свой формат никому не навязываю и для меня лично это отличная соло-игра))
Пробовал соло за восьмерых со всеми допами. Сошел с ума от безысходности. Вот такой вот каламбур. =))
Я играл за 4-х кампанию и партии занимали по 6-8 часов, но было весело ))
Вот с генерацией ИИ, на мой взгляд, большие проблемы. Нет, если нужен пир для глаз, мясорубка или что-то медитативное - это есть в полном достатке. Но такого полно в и настолках. У компьютера много преимуществ, но там где он может действительно обскакать настольные игры - быть полноценным оппонентом и режиссером, тут почти затык. Как много вы знаете игр, которые могут быть живыми и создавать настоящие события в рамках своего мира не нарушая его законов, не мчась по сценарным рельсам? Только без генерации нейросетью квестов убей\принеси\подай. Вот, были Космические рейнджеры. Kenshi, серия Mount and blade, Rimworld какой-нибудь. Не густо для индустрии на фоне которой настольная - мелкая букашка. Я не настаиваю на своем мнении, просто хочу отметить, что видеоигры (не в рамках PvP составляющей) дают не так уж и много, как могли бы, по сравнению с настольными.
Вы шутите? Нет НИ ОДНОЙ настольной игры, которая бы могла превзойти компьютерный аналог в соло игре сточки зрения ИИ, по определению. Это алгоритм, и кто лучше исполнит сложный алгоритм вы или компьютер? Единственное где у настольных игр козыри - это мультиплеер. А те игры , что вы привели в пример компкомплекснее любой настольной игры в разы, и в них контента и механизмов кратно больше и сотни часов геймплея не из-за фидлинга и апкипа.
Не знаю, чем я мог спровоцировать, аж Caps. Надеюсь, у вас там все в порядке :) "Нет НИ ОДНОЙ настольной игры, которая бы могла превзойти компьютерный аналог в соло
игре сточки зрения ИИ, по определению." А я где-то утверждал обратное? Я привел пример великолепных игр, однако, заострил свое внимание на том, что их не так уж и много, как хотелось бы. Мало того, есть элемент деградации. Берем какую-нибудь новую колду, где просто сцена -> выбегают болванчики -> тир. Особенно "весело" кода даже не в тебя стреляют, а тупо в твою сторону. Старики начинают вспоминать какие-то шутаны из 90 где были умные (без кавычек) мобы. Справедливости ради, можно вспомнить какой-нибудь Дивижн, где и гранатами выкуривали, и с флангов давили, но! "Дивижнов" исчезающе мало, а "Колдов" много. Или вот из свежего. Очень хорошо зашедший людям Age of Wonders 4. Если вы там профукаете свою армию в полях, то компьютер не заберет вашу столицу. Он по сути не умет побеждать. Ему не сгенерировали этого. Ии там статист, это в стратегической-то игре с такими традициями. Шучу ли я? Искренне вам говорю, глядя на нынешние мощности, деньги и результат, что мне вообще не смешно. "..видеоигры (...) дают не так уж и много, как могли бы, по сравнению с настольными". С настольными, где соло модули прут как из рога изобилия и пытаются с помощью простых картонок прыгнуть выше головы? О да, видеоигры могли бы давать сильно больше. Возможно двояко сформулировано, но вы бы могли и просто уточнить. С уважением.
Так я думал, что мой комментарий как что-то агрессивное прочется, капс же не на весь коммент)) Просто у вас написано так, как будто вы противопоставляеете "у компьютерных игр - проблемы, а у настолок все здорово". И сейчас вы снова пишете только про пласт масс маркета, в котором само собой курс на упрощение...так же как и в масс маркете настолок. Хороших игр полно, настолько, что времени нет даже в малую часть их сыграть. Я считаю, что в своих сравнениях несравниваемого и обобщениях вы отдодите от реальности. Сравнивайте соседние, а не полярные вещи, например, EU компьютерную и настольную, какая глубже? в какую удобно играть? А вас тут и Колда и Кенши и Дивижн вдруг хорошая игра. Короче тут слишком много что распаковывать надо, а я не люблю простыни-обсуждения. С тезисом, о том что мощности ААА изданий идут не туда, я согласен... но для нас это игры, а для них бизнес.
"НЕ думал"...как я ненавижу тесеру
Иногда комментарии можно редактировать. Но не все и не всегда. Кто-нибудь познал это кунг-фу - как оно вообще работает?
Поддерживаю. Карточный Ужас Аркхэма прекрасная соло игра, как и его старший брат второй редакции. А еще люблю песочницы типа Рунбаунда с допами. Даже Немезида в соло хороша.
Спасибо за упоминание GBoH, MoI, FoF. А Skies above Reich и Пробуждение Медведя в топ не пробились? Еще могу рекомендовать вергеймы от John Butterfield, он прямо очень крутые соло игры делает.
Skies above Britain(Рейх не играл) и Медведь буквально на несколько позиции ниже. Я старался найти баланс в топе между разными жанрами и не так много партий отыграл в перечисленное.
От Баттерфилда лежит Enemy Actions: Ardennes, но я все как-то не наберусь сил ее изучить.
Арденны офигенные)
В списке нет Острова Духов. Не играли или не понравилось?
Конечно играл, очень неплохая стратегия, понимаю из-за чего она лидирует в топах соло игр. Но... на вкус и цвет все фломастеры разные и меня она не цепляет. Я испытываю скуку, играя в Остров один. Поэтому в моем списке топ соло занимает место где-то между 15 и 30 местом, и то за счет опыта игры дуэтом.