| Дополнения к «Изнанке» — новые грани мира Междугорья | |
| Мир «Изнанки» растёт — и уже скоро вы сможете заглянуть в его самые тёмные, стра... | |
| Грядет «Грозовой Рубеж» Сумерек Империи | |
| О масштабном новом дополнении к еще более масштабной 4х стратегии. | |
| Две новые игры, которые стоит увидеть | |
| Небольшие и обворожительные! | |
| Готовится к выходу настольная игра «Послезавтра» | |
| Российская разработка с нарративной кампанией, построением табло и созданием соб... | |
| Идут сборы на Dragon Eclipse: The Grand Quest | |
| Кооперативная кампания в духе Покемона, с дополнительными режимами пвп и рогалик... | |
| игры |
The Lord of the Rings: Duel for Middle-earth — Allies Expansion
Дальние дали: Антиподы Tic Tac Trek Белый Замок: Дуэль Ниппон. Дзайбацу |
| Дата: | 29 октября 2025 |
![]() |
| 8.8348 |
![]() |
- |
Впечатления от первых поездок на «Шпиль» — восторг от посещения «мекки настольщиков» и встречи с именитыми блогерами и авторами игр — на третий раз сменились осознанием, что это просто крупнейшая в Европе ярмарка настольных игр, где делается бизнес и демонстрируются новые продукты игровой индустрии; народ как сумасшедший набивает тележки и чемоданы картоном, а потом делится в сети горами игр выше человеческого роста из номеров своих отелей. Согласно списку на BGG, на «Шпиле» в этом году было представлено 1368 новых игр и дополнений — о некоторых из них в этом посте.

Да, на «Шпиле» как и раньше можно приобрести и поиграть в самые свежие новинки. В теории. Однако на практике, записаться на популярные игры бывает затруднительно, а некоторые новинки разметают за считанные минуты. Так, войдя на выставку ровно в 10 утра в первый день её работы, я первым делом побежал покупать игру номер один в моём списке хотелок, новинку от авторов любимой «Гайи» под названием «Фейя. Болотный край».

На месте уже собралась толпа, которая с разных сторон атаковала стенд издательства Fractal Juegos, что напомнило мне кадры отечественных магазинов конца 1980-х годов или фильм про зомби-апокалипсис. Народ пытался урвать последние коробки, а увидев, что это даже не локализованная игра (по крайней мере, название игры на коробках было написано на испанском), я решил, что ловить тут нечего и побрёл забирать игры, на которые предусмотрительно оформил предзаказ. Впрочем, остальные издательства подошли к делу гораздо ответственнее.

Фейя — подруга Гайи
Вторая большая игра в списке маст-хэв — «Игра в жизнь» для задротов, Coming of Age от популярного ныне Дани Гарсиа. Я давно фантазирую о настолке по мотивам любимого сериала из детства «Голова Германа», в котором внутренний диалог героя был визуализирован через утрированных персонажей, отвечающих за его ключевые характеристики. И тут планшеты игроков в виде голов персонажей с различными показателями развития напомнили мне этот сериал. Не смотря на семейную тему, игра очень комплексная и хардкорная. Обязательно поделюсь подробными впечатлениями после нескольких партий.

Мои скромные покупки, о которых ниже
Несмотря на мои левые и пацифистские взгляды, экономические и военные игры, парадоксальным образом, являются моими любимыми игровыми жанрами. Моя любимая игра всех времён — «Брасс: Ланкашир», а на втором среди стратегических историко-экономических игр — «Ниппон». Нам вообще очень нравятся игры разорившегося издательство What's Your Game? Помимо «Ниппона» я играл в ещё более замороченную «Мадейру», а недавно мы заполучили коробку Railroad Revolution, которая, несмотря на проблемы с телеграфом (не путать с Телеграмом), оставила очень приятные впечатления. Так что был рад по дешёвке урвать в Эссене ещё одну их старенькую игру — ZhanGuo, про объединение китайской империи и подавление недовольства населения (как мы любим, да?).

Подержанные игры от What's Your Game?
Как вы наверное знаете, What’s your game? разорились после провальной кампании делюкс-издания «Мадейры». Игры так и не были доставлены, и народ на BGG до сих пор хейтит все игры издательства в комментариях. Следующей после «Мадейры» планировалось переиздать как раз «Ниппон», и, следовательно, этот проект был заморожен на долгое время. Так что новость о том, что CrowD Games смогли вытащить из забвения и переиздать самую именитую игру издательства стало радостной новостью. В отличие от переизданий Ласерды (в данном случае речь идёт от Vinhos) в гигантских гробах по заоблачным ценам и с выхолощенным, на мой субъективный взгляд, оформлением О’Тула, Крауды переиздали игру демократичнее и ближе по духу к оригиналу. К сожалению, в Эссене показывали только прототип, сама игра пока в производстве.

О нововведениях поэтому могу судить только по описанию: разные цвета работников теперь имеют дополнительные эффекты при консолидации; сильно изменилась механика кораблей, которые теперь надо выставлять на отдельную таблицу на поле, получая за это работников-экспертов; появились новые ресурсы — металл и шёлк, которые не сбрасываются при консолидации; новые контракты, которые связаны не только с ресурсами с фабрик, но и с металлом и шёлком; и ряд других небольших дополнений, в частности, стартовые асимметричные ресурсы (как в «Цолькине») и много новых фабрик. Насколько это всё делают игру интереснее или наоборот перегружает её, мы узнаем только в следующем году.

Ещё одна культовая экономическая игра, которую было не достать — «Аркрайт» — тоже наконец-таки получила переиздание, естественно в делюкс-формате. Несколько лет назад была выпущена её карточная версия, которая не снискала славы большой коробки — она до сих пор мелькает на распродажах в магазинах. Но посмотрев на разложенного монстра, состоящего из огромного количества различных треков без иллюстраций, и узрев ценник, я решил, что перегорел. При случае, с удовольствием попробую, но покупать такое не буду.

Последняя экономическая игра, о которой пойдёт речь — «Кланы каледонии». Как и «Ниппон», это скорее стратегическая евроигра, но рынок с плавающими ценами и производственные цепочки всё же позволяют её отнести к экономическим играм. К сожалению, несмотря на удачное оформление от Клеменса Франса и схожести с «Гайей» / «Терра Мистикой», «Кланы» нам в своё время не зашли.

Новое дополнение поставляется в большой коробке с органайзером, в которую помещается и база (что не странно, так как в оригинальную коробку даже сама база помещалась с трудом). Само дополнение состоит из шести различных игровых модулей, в том числе нового поля с железными дорогами — почти как в «Индустрии: Дуэль», о которой я недавно публиковал обзор на своём канале. Помимо модулей в дополнение положили 9 новых кланов и много всего ещё, так что фанатам игры стоит присмотреться.
Граффити рядом с Эссен Мессе ‘Kampf dem Kapital’ (Борись с капиталом)
На стенде Альянса независимых издательств всё было организовано гораздо лучше, чем у издателей «Фейи»: длинная организованная очередь проходила змейкой через их магазин, где были представлены следующие игры: мид-кор игра про пиратов Fortunes of Scoundrel Bay, вдохновлённая «Маракайбо» Пфистера; карточный trick-taking хит прошлого года Карла Чудыка «Пандоворот» и дополнение к нему; неказистое новое оформление любимой семейки с ареа-маджорити Mission Red Planet; а также новинки от норвежцев Recall и Tax the Rich, о которых я расскажу ниже.
Миссия «Серо-буро-малиновая планета»
На стендах российских издательств Hobby World и CrowD Games, помимо упомянутых заибацных «Ниппона» и «Индустрии: Дуэль», я отметил англоязычное издание «Героев», которых успел обозреть ещё в прошлом году, и детективную игру про Винни-пуха, судя по всему, вызвавшую значительный интерес международной публики.

Из семейных игр заинтересовали флип-н-райн данжн-краулер Map Masters, в которой соревновательно или кооперативно надо строить подземелье из карт, на которых, в отличие от тех же «Героев», рисовать надо прямо на картах; гонка-декбилдер Oh Crab! — про крабов, которые сбегают из ресторана в море, преодолевая при этом различные препятствия. Как и «В поисках Эльдорадо» в правилах предложены различные сценарии, а купив мини-дополнение, игроков ждут асимметричные способности и различные события. Выглядит интересно.

В единственную игру, в которую удалось сыграть в Эссене стала The White Castle Duel. В отличие от оригинальной игры, вместо кубиков, игроки выставляют на поле свои диски (а во второй части игры, забирают их обратно на планшет), активируя при этом сразу три действия: 1) получение ресурсов из соответствующего ряда карточек, 2) действие справа от размещённого диска, 3) и действие слева. Таким образом игра стала чуть менее кризисной; однако и тут от каждого из 12 ходов на партию хочется получить максимум — максимум ресурсов, выполнить одно действие, второе, запустив ещё цепочку бонусных действий, чтобы в конце понять, что тебе не хватает одной монетки, чтобы купить ещё одну карточку… В общем планировать и считать тут приходится много. Так же, как и обычный «Белый замок», игра крайне абстрактная, но в ней намешаны разные прикольные механики, связанные с получением и обменов одних ресурсов на другие.

Наконец, последняя семейка — походная миниатюрная металлическая банка от драже с игрой Tic Tac Trek, купленная мной в конце дня для игры с дочкой и во время путешествий. Мне сложно было поверить, что из крестиков-ноликов можно сделать интересную игру, состоящую из столь небольшого количества компонентов: россыпи деревянных двухсторонних фишек территорий, мешочка для них и крестиков-ноликов, выполненных в виде костров. В свой ход игроки по очереди достают по одной фишке из мешка и размещают её своей стороной по соседству либо с территорией такого же вида, либо с джокерной фишкой озера, которых в игре всего две. Если игроку удаётся при этом построить ряд или диагональ из трёх своих знаков — маршрут или трек — он или она размещают на неё свой костёр. Игра заканчиваются когда все фишки из мешка выложены на стол. Затем происходит подсчёт очков: каждый костёр даёт по одному очку за каждую пустую соседнюю клетку, в том числе по диагонали, таким образом каждый костёр даёт максимум 7 очков. Тематически это тоже очень классно обосновано, мы разбиваем наши палаточные лагеря в самых неизведанных участках леса, до которых, в идеале, доходит лишь один маршрут игрока. «Крест-ноль-трек» стал хитом в нашей семье, это удивильно насколько тематичной и глубокой удалось сделать эту игру — наши рекомендации!

Впрочем подождите, впереди ещё два допа к двум топовым семейным настолком. Первый доп — второй доп к одной из самых популярных карточной игры последних лет Faraway. О самой игре вы наверное наслышены, главная фишка в ней — обратный подсчёт карт. Первый доп из прошлого года добавлял новые карточки локаций с большим количеством очком, но и требующие много ресурсов, а также маленькие карточки святилищ, многие из которых были серого цвета. Второй же новый доп несколько меняет основную фишку игры с обратным открыванием карт. Новые большие карты метеоритов не только не поворачиваеют вверх ногами перед скорингом, но и оставляют открытыми карты, заканчивающиеся на ту же цифру, что и сама карта метеорита. Если первый доп можно было смело сразу замешивать в колоду. То второе дополнение я бы показывал новичкам только после нескольких партий в базу. Для тех, кто сыграл уже много десятков партий в эту прекрасную карточную игру, дополнение с метеоритами безусловно добавит чего-то новенького и освежит игру.

Набрал 115 очков
Второе мини-дополнение, которое я приобрёл в Эссене (за смешные 2 евро!) — для игры, которая стремительно взабралась на вершину рейтинга семейных игр. Речь идёт о переделанных «7 чудесах: Дуэль» под сеттинг Властелина колец под названием The Lord of the Rings: Duel for Middle-Earth или, как мы её называем, «7 башен». Эта игра, оформленная великим Винсентом Дютре, практически во всём улучшает оригинальную и тоже любимую нами «Дуэльку». Основное отличие базы заключается в том, что в новой игре ряд моментов упростили, убраны победные очки и сделан фокус на более конфликтном ареа-контроле на карте.

Главная проблема базы заключалась в отсутствии практически какой-либо асимметрии между сторонами. Первое мини-дополнение решает именно эту проблему, добавляя новый интересный пласт стратегического планирования. Каждая сторона имеет 7 карт-лидеров с красочными персонажами-союзниками, в каждой партии игроки получают только по три из них, и держат их закрытыми. Помимо 14 карт и памяток по эффектам персонажей, в дополнении содержатся 8 маркеров, по одному из них игроки получают в начале игры, а 6 остальных смогут получить по ходу партии. За первую активацию союзника игрок отдаёт один жетон, выкладывая карту перед собой. Теперь, в один из следующих ходов, игрок может заплатить два жетона, чтобы выполнить второе, более мощное действие персонажа. Среди действий есть возможность мешать оппоненту продвигаться по треку кольца, получать деньги, уничтожать карты противника или даже пользоваться способностями выложенного персонажа другой стороны. Это мини-дополнение добавляет асимметрию и новый элемент, не перегружая саму игру. Единственная и главная проблема, этот минидоп практически невозможно засунуть в коробку с игрой, не убрав очень удобный картонный органайзер.

— What were they thinking!? (как любит говорить Angry Video Game Nerd)
Единственная соло-игра, на которую в этот раз обратил внимание стала «Анархия» — в силу ли моих симпатий анархизму или из-за того, что уже давно смотрю на игры от Garphill Games, но всё никак не куплю. Но вполне вероятно, «Анархия» станет первой хардкорной соло-игрой от Бобби Хилла в оформлении Сэма Филлипса, так как игру сильно хвалят и выделяют на фоне прошлых игр из серии. При случае, возьму себе коробку на английском (на выставке видел только на немецком, который у меня пока сильно ниже уровнем английского и русского).

Железные дороги Европы
Я питаю особый интерес к транспортным играм. Поэтому проедусь по тому, что увидел в этой категории. Возможно вам попадались в интернете видео с сумасшедшими самодельными скутерами в духе Mad Max из юго-вочтоной Азии. Так вот, родина этой современной набирающей обороты DIY-субкультуры — Индонезия, где умельцы собирают авто-мото-монстров Франкенштейна из культовых там итальянских мопедов Vespa и Piaggio. Pickup-and-Deliver игра Jakarta Traffic сажает игроков за руль мопедов и мотоциклов, которым нужно выполнять различные доставки по индонезийскому мегаполису. Игру хвалят за тему, оформление и интересные механики. Ругают за некоторый рандом и паралич анализа.
Три игры про железные дороги: посмотрел на настенный прототип игры про поезда Европы, выглядит занятно, но на поиграть и разобраться с правилами времени не было. Railway Boom, японская игра, которую в Европе издают итальянцы из Cranio Creations, что говорит о том, что игра годная. Впрочем, пообщавшись с играющими на стенде людьми, я отметил, что за милым оформлением скрывается игра для больших любителей аукционов, которых тут происходит по четыре штуки за раунд. Выглядит красиво, и если вы любите поезда, игры итальянской школы и, главное, аукционы, то обратите внимание.

Самая необычная, с точки зрения темы, ж/д игра про Югославские железные, Pencil Express: Yugoslavia — это ещё один флип-н-райт, пропитанный т.н. югоностальгией по 1960-м, когда Югославия была, вероятно, самым успешным примером государственного социализма. В те относительно счастливые и мирные годы власти страны занялись строительством железных дорог, призванных связать мультиэтничное государство воедино. Синий поезд на обложке игры отсылает к легендарному личному составу самого Тито — синего цвета.

От социализма перейдём к военной тематике. Перечислю военные и конфликтные игры, которые меня заинтересовали: абсолютно случайно обратил внимание на Die Patin (не путать с Путиным), название которой переводится на русский как «Крёстная мать». Это семейная конфликтная игра про зверские мафиозные разборки в городе. Игра не слишком глубокая, но прикольное оформление и не слишком тяжеловесный геймплей позволяют отметить игру как своеобразный hidden gem.

Крестить твою мать!
Мы с женой очень любим «Мемуары-44», это самый популярный в нашей семье исторический варгейм. Новинка года от Days of Wonder — streamlined «Мемуары» в сеттинге звёзных войн с асимметричными сторонами. Помимо сценариев и кампаний, в сети уже выкладываются множество фанатских сценариев, в том числе для игры на больших полях для любителей более длинных стратегических партий, на уменьшенном стандартном же поле с разбором и складываем партию в войнушку можно успеть катнуть за час.

Мои школьно-игровые годы во многом были пропитаны любовью к жанру real-time стратегий — законодательнице жанра «Дюне II», и последовавшими за ней «Варкрафтом», C&C, Red Alert и др. Настольная индустрия с разной степенью успешности переносит все возможные жанры видеоигр в настольный формат, дошло время и до C&C-вдохновлённой игрой D&D (но только не той, о которой вы подумали). Судя по геймплею на стенде издателей, Dominate & Delegate вдохновлена Command & Conquer в первую очередь тематикой, юнитами и постройками, самый главный механический аспект — стратегия в реальном времени — здесь таки отсутствует. Впрочем, это наверное и хорошо.

Остальные конфликтные игры коротко: «Марш муравьёв», новое издание муравьиной 4х стратегии, если бы не фобия на муравьёв у жены, то взял бы попробовать, а так, к сожалению, мимо; новое издани Rurik в каком-то сильно мрачном оформлении, представлена была только коробка и больше ничего; эффектно выглядели обложки военно-исторических игр от NAC Wargames — игра о Второй мировой, взгляд с другой стороны «холма» The Other Side of the Hill, дуэльный карточный варгейм про гражданскую войну в Испании The Republic's Strugglе и Berlin 1945: The Fall of the Reichstag (из названия понятно); и, наконец, глянул на ещё одну дуэльку Punica: Rome vs Carthage с тремя разными условиями победы и иллюстрациями от спорного, но популярного Михайло Дмитриевски. Постскриптумом к теме — фотка эпичного Battletech.

От военных игр к играм про политику: в Германии не только одна из самых значимых школ геймдизайна, но и крайне развитая политическая куьтура, среди партий, представленных в Бундестаге есть как центристы и экологи, так и левые, и правые партии. Когда-то в 1980-х годах была выпущена игра Die Macher, до сих пор считающаяся эталоном игр про парламентскую политику. К сожалению, я до сих пор не смог в неё поиграть, но представляю, что с тех пор игра могла устареть не только механически, но и тематически. Перед нами современная игра про современную немецкую политическую систему под названием Das politische Talent. Отзывов пока немного, при случае, обязательно попробую сыграть.

В списке интересного была отмечена игра «Пулитцер» про американскую журналистику 1970-х годов с полем для расследований похожем на игру Watergate. На BGG рекомендуют раскладывать на 3–5 игроков.

Последние две политические игры, о которых я коротко расскажу в обзоре это World Order от создателей «Гегемонии» и Tax the Rich от со-автора Revive, Recall и многих других популярных игр. На «Шпиле» я взял интервью у Варнаса Тимофеу, который рассказал чем отличается World Order от прошлой игры и как в ней соотносятся военные и дипломатические способы решения конфликтов.

А также у Кристина Эстбю, который рассказал чем Recall отличается от Revive, о сюжетных кампаниях и о новой карточной игре со взятками Tax the Rich — на тему экономического неравенства, в которой можно совершить классовую революцию, а в расширенной версии — ещё и феминистскую.
Оба интервью будут опубликованы в видео обзоре с Essen Spiel 2025 на моём канале на английском с субтитрами. Подписывайтесь на мой Телеграм-канал Make Spiel, чтобы быть в курсе моих публикаций и видео. А в конце ещё немного фотографий с подписями:

Подогнали классный значок

Game Makers, игра про создание игр

Красивая щелчковая рпг

Игра с приложением

Раритет отдают за 150 евро

На одном из других стендов Annunaki отдавали вообще за двадцатку

В четверг Spiel-Talks были скучные

Без комментариев

Игра над писуарами, можно отгадать головоломку, пока занят делом

Игра про великий пожар в Лондоне

Здоровенная версия Кракена

Делюксовое издание Puerto Rico

Делюксовое издание Agricola