FiNNtON написал 21 минуту назад к игре Глен-Мор II. Игры горцев: # 10 вместо базовых + 3 используются в 9-й хронике (и там хранятся)
punchik написал 22 минуты назад к новости С миру по нитке (Зарубежье) [21.03.2025]: # Хамите парниша ) Снова пьяны или опять нажрамшись ? Уважаемый коллега,...
Siar написал 23 минуты назад к игре Слишком много костей: # Слишком много костей. Слишком много слышал, перед игрой ничего по ней ...
Siar написал 26 минут назад к игре Игра Престолов. Второе издание: # Хорошая игра про популярную вселенную. Она неплохо погружает вас в те ...
Siar написал 27 минут назад к игре SETI: Search for Extraterrestrial Intelligence: # Потрясающая игра, просто любовь с первого взгляда. Не перегружена, все...
Анонсы локализаций от Gaga
Куча анонсов от Гаги.
«Лавка игр» открыла предзаказ на «Radlands. Культ хрома»
С миру по нитке (Зарубежье) [21.03.2025]
В этом выпуске: Визуальное перевоплощение Шарлатанов Кведлинбурга. Как...
Идут сборы на Pandora Celeste
Облегченная ускоренная "Немезида" с элементами юмора.
Идут сборы на Lands of Evershade
Масштабное РПГ в коробке без ГМа.

Slim_Slam_Snaga

К звёздам

25 октября 2019

Информация

добавить
игры Troyes
Чёрный ангел
персоны Себастьен Дюжарден
компании Pearl Games
Дата: 25 октября 2019
Оценка пользователей
8.7584
-

Даже в космосе мы не ищем никого, кроме себя

 

      Когда на календаре последняя четверть октября и вся прогрессивная общественность устремилась в Эссен, отчего ж не обсудить один из самых долгожданных релизов главной настольной выставки Старого Света, Black Angel? Да-да, та самая «Труа» в космосе», что после года ожидания всё-таки появилась на полках, уже куплена, опробована и наиграна до пяти партий. Время выносить вердикт!

 

      Напомню, что об игре я уже писал не единожды — сначала был «обзор зарубежной прессы» (https://tesera.ru/article/Black_Angel/), а потом и краткие впечатления от ознакомления с прототипом (https://tesera.ru/user/Slim_Slam_Snaga/thought/1331295/).

 

      В Сети, кстати, уже достаточно зарубежных мнений и обзоров, но блогеры как-то разошлись в оценках «Тёмного ангела» — кто-то отчаянно хвалит и утверждает, что не хуже «Труа» (а с этой игрой «Ангела» будут сравнивать постоянно, по понятным причинам), кто-то утверждал, что полная ерунда и получилось совсем несъедобно. Что ж, попробуем вместе разобраться и беспристрастно оценить игру.

 

 

      Но сначала о бэке. На дворе далёкое будущее и всё плохо — Земля уже непригодна для жизни и Валли должен остаться за старшего. В целях поиска нового дома, где мы отстроим новое блистательное общество с голодом и холодом, в фиолетово-чёрный космос устремляется чудо техники под названием Black Angel (это, кстати, первый минус игры — не пытайтесь по этому хэштегу найти настолку, бесполезно, ибо всякий раз вы будет видеть каких-то дамочек сомнительной наружности). В своей утробе этот новый ковчег несёт генетический материал Homo sapiens на планету Надежды (в оригинале — Spes). Сам же «Тёмный ангел» больше похож на планету Шелезяку («Воды нет. Растительности нет. Населена роботами») — одна автоматика, управляемая несколькими ИИ (операционные системы Swan, Crayfish и Pike, надо полагать). И пока эта махина мчит в безвоздушном пространстве, по пути ей попадаются всякие там инопланетные создания, большинство из которых дружелюбны и идут на контакт, некоторые же, подозрительно напоминающие Жука из MiB, совсем не так мирно настроены и всячески мешают успеху миссии. Игра, соответственно, заканчивается, если наш чудо-пепелац таки долетел до нужной планеты или когда не очень хороших инопланетян не стало вовсе (человеческий гуманизм во всей красе!).

 

 

      Нельзя не отметить, что вслед за прародителем Black Angel выбирает непростой путь непризнанного гения (Ziggy played guitar jamming good...), что одет чересчур броско и публика самую малость в шоке от такого внешнего вида — «Труа» щеголяла артами Роша, «Ангела» же оформил ныне модный, но своеобразный Йен О’Тулл. В итоге мы получили тот самый лиловый космос, от которого бомбит у «истинных» эстетов, соединённый с артами в духе фантастики 70–80-х годов прошлого века. При этом у игры отличная иконографика, где всё понятно с первого взгляда, всё на местах и никакой путаницы не может быть в принципе (игра языконезависимая, подчеркну ещё раз). Спорить с критиками не буду, но уверен, что через N лет оформление BA станет таким же стандартом, как и сейчас арты Роша в «Труа».

 

      Любопытно, что сейчас на БГГ «Труа» и Black Angel идут ноздря в ноздрю — 7,8 у первой и 7,7 у второй. Две игры от одних и тех же авторов, что разделены почти десятилетием. Давайте уже их проверим и сравним!

 

 

      Итак, в первом приближении игровой процесс «Тёмного ангела» сильно напоминает прародителя — игроки кидают некоторое количество кубов, что находятся в условно общем распоряжении, выбирают нужные и совершают действия в зависимости от выпавших значений. В «Ангеле» всё так же можно выкупать чужие кубы и производить манипуляции со значениями на дайсах. Важным отличием является то, что теперь игрок не работает с комбинацией кубов, а выбирает лишь один куб, значения которого варьируются от 0 до 3. Для меня это существенный плюс, так как процесс сложения и деления немного утомлял в «Труа». Тут же всё просто — выбрал куб и используешь: если чужой, то платишь владельцу один кристалл, что вместо денег; если свой, то за другой ресурс, Debris, можешь его перевернуть на противоположную сторону и получить увеличение на 2 (единица станет тройкой, ноль — двойкой).

 

      Карты действий (трёхцветные, с ПО) тоже никуда не делись, но стали персональными и многофункциональными — либо используем их как миссии в космосе (пуляем катер с роботом в космос, тот шлёпается на планету и вуаля — используем инопланетные технологии, получая победные очки и прочие бонусы), либо активируем тайлы технологий на персональном планшете (о нём ниже).

 

 

      На первый взгляд совсем уж похоже на «Труа», но это только с первого взгляда. Помимо некоторых «мелочей» (открытый трек ПО, отсутствие скрытых финальных скорингов) ушло и фактическое деление игры на раунды — в свой ход игрок либо использует кубы, либо вбрасывает новую порцию дайсов в общий пул (после чего «Ангел» продвигается, удалённая область убирается, короче, Solenie), но (!) вбросить дайсы и подвинуть «Ангела» можно и при наличии у себя кубов, получая штрафные очки по их значению (то бишь, если изначально выпало три нуля, то можно в следующий ход вбросить новую порцию без каких-либо штрафных санкций). Как бы нюанс, но он существенно меняет весь геймплей — это игровой процесс без пауз, это дополнительное взаимодействие игроков (вы можете ускорять ход партии или замедлять её, убирать чужие карты или сокращать потенциальное время их использования). Совершенно потрясающе и без каких-либо надстроек и выкрутасов.

 

      Ну а самое главное отличие «Тёмного ангела» от «Труа» — это, конечно же, персональный планшет игрока. Помимо функций хранения ресурсов (кристаллы ака монеты, debris (по факту это обломки и мусор, что остаются после нападений жуков на наш корабль) и катера) это ещё и место размещения тайлов технологий, которые не только здорово облегчают вам жизнь, но и могут принести значительное количество победных очков. Технологии бывают обычные, что совпадают с цветами карт миссий, и продвинутые (чёрные). Если первые отвечают за получение ресурсов и дополнительные опции действий, то вторые только приносят ПО и только в конце игры.

 

 

      Полагаю, что у большинства игроков именно планшет вызывает недоумение и наводит на мысли о чужеродном элементе, но это не так. В ходе партии вы будете активировать ряды и столбцы тайлов, используя имеющиеся карты и подкладывая их под планшет в духе Glory to Rome, более того, использованные карты не будут уходить из игры, а перемещаться в иную зону на планшете, ожидая, пока туда же придёт чёрный тайл продвинутых технологий (планшет по сути представляет собой решетку 3*3, и появляющиеся новые тайлы толкают старичков на выход). Суммарно комбинация «чёрной» технологии и карт миссий может приносить от 10 ПО за каждый тип карт, что весьма прилично, так как до финального скоринга вы получите не более 50 очков. Именно в этом элементе игрового процесса Black Angel далеко отходит от «Труа» и предлагает совершенно иной игровой опыт — вам мало просто активировать миссии кубами, ваша основная задача заключается в правильном использовании планшета, насыщении его картами миссий, нахождении времени и возможности получения 2–3 чёрных тайлов и их продвижения до упора направо (до позиции финального подсчёта очков).

 

      Да, пока не забыл! Карты захватчиков также подверглись изменениям — теперь они размещаются непосредственно в поле выбора действия, генерируя те самые красные кубы Debris (2 таких кубика снижают значение куба игрока на 1, последующие «дебри» расползаются по кубам, отнимая у вас победные очки). Кроме того, сами по себе карты жуков генерируют дополнительный отрицательный эффект, если игрок использует действие, где располагается такая карта. При этом уничтожение жуков автоматически не приносит вам победных очков, но такие карты могут быть использованы для активации планшета или в качестве расходного материала при выполнении миссий.

 

      Пересказ правил и сравнение с «Труа» можно было б продолжить, но, думаю, и так понятно, что перед нами самобытная игра, умело использующая старые механики, но не скатывающаяся в самоповтор. В «Тёмном ангеле» игрок должен оценить стартовую руку, определиться с дебютом, а в дальнейшем зорко следить за чужими картами, использовать их, успеть получить тайлы продвинутых технологий и прогнать их так, чтобы к финалу дополнительно получить очков 30, а то и больше. Игра при этом не затянута, среднее время партии составит где-то часа полтора, а для полного хардкора есть продвинутые правила, где используются, в том числе, обратные стороны тайлов базовых технологий (есть и соло-режим с HAL-ом).

 

 

      Так что в сухом остатке? Попробуем перечислить:

  • знакомые механики получили новое рождение, игра вполне самостоятельная и отличная от «оригинала»;
  • специфический арт может оттолкнуть многих, при этом космическая тема раскрыта, а полёты роботов на катерах — это ещё один плюс к тематичности;
  • конкуренция и взаимодействие никуда не делись, геймплей стал без пауз и разбивок на искусственные раунды;
  • интрига финальных подсчётов очков из «Труа» канула в Лету, теперь у нас гонка на получение максимального количества очков, хотя длительность партии определяется самими игроками;
  • это всё же евро и ждать от «Ангела» эпичности ТИ совершенно не стоит.

      И напоследок самый главный вопрос — стоит ли покупать Black Angel, если у вас уже есть нетленка от Pearl Games? Если честно, вот не уверен, думаю, что фанаты Troyes могут брезгливо поморщиться от нововведений, однако попробовать я крайне рекомендовал бы, ибо это действительно хит и новая классика.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Lyasoon написал 5 лет назад: # скрыть ответы
Покупка

Спасибо! Статья очень полезная! Постараюсь взять и эту игру, и Труа. Хочу наслаждаться и старой, и новой классикой)

Slim_Slam_Snaga написал 5 лет назад: #

Хорошей вам игры!

Maxim988 написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Кто локализует?

Dart_Kain написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Crowd Games

knoppix написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Информации где печать будет не было?

RouslanKo написал 5 лет назад: #

Писали, что все будет оригинального качества.

eydrian написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Я все понять силюсь, чего там такого специфического и отталкивающего в арте, может пояснит кто. У краудов какие-то дурачки плюются, под некое подобие одобрения местных, выраженного в лайках под постами. Оно же прекрасное, схематичное, красочное, уместное во всех смыслах. Этот редкий случай, когда этот почти, теперь, вездесущий австралийский ирландец пришелся к месту со своими цветовыми решениями. Роботы, в конце концов, какие (Кстати, какие, приятные на ощупь, детализированные? В шлюпки легко заходят/выходят?) прекрасные. Что этим людям в такой игре надо?

ZadZadok написал 5 лет назад: #

Вероятно маловато средневековости))

nprmr написал 5 лет назад: #

винегрет на любителя

Slim_Slam_Snaga написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Сложно сказать. Большинству не нравится такая палитра. Мне ровно наоборот - на столе игра смотрится отлично и уникально.

Роботы не слишком детализированы, а вот сам Ангел и шлюпки отличные

snowbody написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Да, арт отталкивает. И вообще похож на прототип.

Slim_Slam_Snaga написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Чем?

blorm написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Видимо, хочется увидеть работу художника, а не наброски в Пайнте. К примеру, когда я смотрю оформление "Тортуга 2199" мне хочется её приобрести, так как тема космоса и фантастики раскрыта. Но это всё вкусовщина. Считал оформление "Food Chain Magnate" убогим, но когда поиграл - мнение резко изменилось, так как другое оформление отвлекало бы от игры, так как сухое оформление. Но тут космическая тема, хочется праздника красок, а не оттенков.

blorm написал 5 лет назад: #

"так как сухое оформление - это то, что нужно сухой игре")

Slim_Slam_Snaga написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Я уж хотел задать вопро про оформление игр про космос (Космик, ТИ, Эклипс, Гея), но уместно вспомнили про Тортугу.
Разница, по мне, только в арте на хексах, где какие-то картинки есть. Ангел лаконичнее и строже.
С другой стороны, авторы предложили четкую концепцию - главный зал корабля, что устремлён в космоса и вид на звезды словно в гиперпрыжке.
И даже неловко вспоминать, что в 2010 (и позже) арт Роша к Troyes ругал каждый второй

blorm написал 5 лет назад: #

Смотрю на предпоследнее фото и вижу на картах: зелёный - светлозелёный, жёлтый-недооранжевый. В результате игра кажется серой. Даже стол ярче и интереснее.

Lysyy написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Мне как профессионалы худ сферы оформление в целом понравилось. Не шедеврально, но очень хорошо. Хотелось бы конечно взглянуть на игру в материале, а не на фотках с хромающим балансом белого.

Бесят уже честно говоря настольщики, которые любят однообразную попсу. В итоге издатели уже в конец запуганы и лепят однотипный дизайн. Или просто выпускают дизайнерский мусор типа покорения Марса или мертвого сезона.
Причём забавно, что как только речь заходит про дизайн, стандартный настольщик, обычно технарь по образованию будучи загнанным в угол начинает кричать - Вкусовщина! Фломастеры! Дизайн, это наука, как математика или физика.

blorm написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Вкусовщина, да. Вот мне абсолютно не нравится О`Тулловский делюкс Виньос. При этом у Лиссабона - норм оформление. Но вам-то, как профи яснее, как мне угодить)

Lysyy написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Вкус можно и нужно развивать. Но не в нашей системе образования, в которой изо и музыка два самых зачумленных предметов в школе.

blorm написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Это опять сводится: мы элита, у нас есть вкус, а те, кто нас не понимает - быдло.
У меня есть знакомый архитектор, и он прекрасно понимает, что у каждого человека свои предпочтения. Не стоит быть снобом. Кому-то арт-нуво, кому-то барокко. Так что всё - вкусовщина.

Slim_Slam_Snaga написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Бинго, и Муха не лучше Кандинского. Но это не вкусовщина, а понимание сути одного и второго

Lysyy написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Знаешь, я 8 лет преподаю художественные дисциплины. И для большинства моих студентов картины Кандинского это бессмысленная мазня, которую они и сами намалюют если понадобится. Приходится регулярно "срывать покровы".

Ogro написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Кандинский - это, конечно, не бессмысленная мазня, однако усердствовать и ПГС-ничать над этими полосками тоже не стоит. Иногда полоски - это просто полоски.

Siar написал 5 лет назад: # скрыть ответы

А то так можно докатиться и до того, что хвалить Малевича

Lysyy написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Друзья, вы каждый день вокруг себя пользуетесь в тех же настолочках плодами трудов Малевича, Мондриана, Кандинского. Смешно и грустно слушать такую "критику".

Ogro написал 5 лет назад: # скрыть ответы

> вы каждый день вокруг себя пользуетесь в тех же настолочках плодами трудов Малевича, Мондриана, Кандинского.

Дану! Вот это поворот 😆

С любопытством почитал бы раскрытие сего тезиса

Slim_Slam_Snaga написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Реплики Мондриана сейчас от трусов до пулемета

Lysyy написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Мондриан вообще опередил время лет эдак на сто с лишним. Главная его заслуга, что подвёл теоретическую базу под ритмы формы и цвета и размерности в композиции. Без этого простейшего базиса сейчас ни одной фотки и картинки даже подзаборный дизайнер не сделает.

Малевич создал концепцию неустоев в композиции, на чем сейчас вся современная иллюстрация едет. Взять то же изображение динамики в изображении. Например, в Черном Ангеле ракета на поле "летит" за счет нарисованных трасс, а придумал это по сути Малевич и много еще чего. По сравнению с топорной классической живописью, где бегущего человека изобразить не могли нормально, это был настоящий прорыв.

А товарищ Кандинский показал, как всё это можно соединять в многомерных логических структурах, что и является современным подходом и в дизайне и в изобразительном искусстве. Так что без этих мыслителей изобразительной формы, не было бы многих вещей и мир выглядел бы совершенно иначе. Даже Ктулху не смогли бы на картах нарисовать.

Главная проблема Советского Союза, была в том, что в погоне за прикладным инжинирингом воспитали новую интеллигенцию на минималках, которая вообще отвергает ценность какую либо концептуального мышления, сужая свой кругозор до прикладной науки и инжиниринга, утверждая безоговорочный примат материи над духом. И конечно в рамках такого вульгарного марксизма искусство и учение о формах является просто ненужной вещью, уделом горстки чудаков и снобов, и соответственно в советских и российских школах музыке, изобразительному искусству было отведено место у параши - ведь не помогает строить ракеты, а значит не нужно. В итоге развивали соцреализм, который отбросил нас в креативном мышлении ровно лет на сто назад. Удивительно, что при СССР еще как-то выживали наши авангардисты и графики.
И дальним последствием всего этого является эта ваша "вкусовщина" и "фломастеры", потому что если нету соответствующего понятийного аппарата, то всё искусство кажется хаосом, причудами фантазии и его анализ сводится к простейшим личным пристрастиям. И искусство воспринимается не как учение или философия, а как форма визуальной или аудиальной мастурбации, направленной на скорейшее удовлетворение простейших психофизиологических потребностей. Типа вот яркая коробочка - ВАУ! Беру.

Именно по этой причине современная Россия полностью попала в идеологическую орбиту Запада и там и будет оставаться, пока мы сами будем отрицать тех же наших мыслителей абстрактных форм как Кандинский, Малевич, да и вообще всю школу русского авангарда. Это же было нашим преимуществом в искусстве и философии перед западным искусством еще в средине 20 века, да таким, что на Западе даже чтобы как-то сравнять счёт были вынуждены надувать через правительственные фонды такого же Поллака.

Slim_Slam_Snaga написал 5 лет назад: # скрыть ответы

готовьтесь, обвинят в псевдоэлитарности или неумелом троллинге.

а если сделать усилие и уйти от темы понимания супрематизма обывателем, я бы очень хотел, чтобы появилась парочка статей, где именитый (или не очень) дизайнер на пальцах рассказал про все эти штучки - где хороший дизайн, где плохой, в чем это выражается, какие тенденции, связь с прошлым и тд

А то ж мы все тут диванные эксперты, лишь редкие экземпляры обладают специальными познаниями

Lysyy написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Да сам бы с удовольствием почитал бы.
Я больше практик в узком направлении обработки цифровых изображений, а потому использую теорию искусств в практике и по сути сам еще не дорос до полного сознательного управления формами и цветом. Поэтому любая экспертиза была бы очень интересна. Особенно узнать историю дизайна и текущие тренды.

Скажу например, что раньше не осознавал такой вещи как искусство верстки. И поработав в довольно крупном проекте с разными верстальщиками, когда одну и ту же книгу делали три разных человека, два рукожопа и один из лучших верстальщиков Екатеринбурга, тогда помню впервые увидел, как размещение и подача текста меняет и преломляет само восприятие книги. Наполняет её смыслом. Тогда для меня оказалось сюрпризом, что верстка текста это один из тончайших видов искусств, в котором очень мало настоящих спецов.
С тех пор я стал очень чутко относится к самому изображению текста и на своём примитивном уровне стал различать работы верстальщиков в тех же настолках. Например, берешь правила одной настолки - приятно читать, атмосфера игры так и прёт, а в другой как мусор текстовой, ничего непонятно. Тоже самое с надписями на картах. Всё время говорил, что верстку и дизайн карт стабильно лучше ФФГ вообще никто не делает. Берёшь маленькую карточку, а она сама уже историю рассказывает - шрифтом, рамками, подборкой цвета, всё выверено.
Я вот сел и задумался, смог бы я сделать классный дизайн настолки - однозначно говорю, что нет. Вот просто не хватит знаний и понимания, что и как необходимо делать. Будет сырой продукт, хотя условно я владею инструментарием дизайнера. Получится чуть лучше Покорения Марса и Терминатор "Придёт спаситель", Кодекс там какой-то. Те же шрифты я не осилю. Дизайн настолок еще сложен тем, что оформление статично и на него смотрят реально часами и все косяки дают о себе знать.

Например, с тем же Покорением вообще смешно получилось, коробка вообще сделана на коленке, просто лютейший треш и безвкусица абсолютно во всём, но вроде как бы привыкаешь, тем более игра хорошая. Но я тут сыграл в версию Марса на ПК и там короче другая студия делала и она там вроде наняли нормального дизайнера и он там поработал более менее нормально, не идеально, но всё же. И после компьютерной версии настольная коробка Марса выглядит просто как какой-то прототип из помойки, т.е. ты смотришь и понимаешь всю глубину падения этого дизайна. Рекомендую всем проверить на себе этот эффект, вы будете удивлены и проникнетесь теми же шрифтами и инфографикой.

bijection написал 5 лет назад: # скрыть ответы

>>стабильно лучше ФФГ вообще никто не делает.

Боже упаси, чтобы все стремились делать дизайн как ФФГ. Коричневые цвета, куча шума, все "бохато", все эти излишние виньетки, безликий цифровой арт. По оформлению Nexus Ops в свое время только ленивый не проехался. Любое их поле - f***ing mess, коллекция черных кошек в темных комнатах - игровые элементы на нем теряются среди оформительского безумия. Сколько раз было "а тут что, монстр что-ли? А я его не заметил..." 100500 разных колод с карточками разного размера, которые надо полчаса до игры раскладывать и смешивать в разных пропорциях, 100500 жетончиков, мелкий шрифт белый на черном (вообще жесть), недоложенные кубики и мешочки - вот дизайн ФФГ. О каком дизайне может идти речь, если его главная функция - юзабилити - хромает у ФФГ на обе ноги?

Ogro написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Забыл упомянуть в качестве дурацкого дизайнерского решения, что тебе ботинки жмут и стол качается.

А так всё верно написал. За исключением маленькой мелочи: дизайн у большинства игр ФФГ - профессиональный и качественный.

bijection написал 5 лет назад: #

Если бы ботинки и стол ФФГ в коробку вкладывали, тогда б обязательно заметил.

Профессиональный? Качественный? Не сомневаюсь. Но игры ФФГ - дитяти своей культуры. Америтреш есть америтреш. Если вам нужна "атмосферность" вы игре многое простите, многое в ней не заметите. Если же абстрагироваться от дважды вторичного атмосферного налета оформление и дизайн игр от ФФГ мало помогает игрокам в игромеханической части продуктов.

dimsoul написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Это больше похоже на старые редакции их игр, то, что вы описали. Сейчас они делают аккуратно и лаконично, вроде бы.

При этом забавно, что мне, например, как раз нравятся все эти старые редакции их игр и вызывает отторжение прилизанный и качественный дизайн нынешних коробок. Есть для меня какая-то изюминка в этом, как может быть привлекателен вид старых видеоигр. Нравятся черные канты карт (на которых быстрей виднеется износ), сами по себе эти рамки и канты (а не современная тенденция делать дизайн карт "без границ", с иллюстрациями, полностью заполняющими пространство карты), барочные (порой именно "безвкусные") узоры тут и сям, "устаревший" по современным меркам дизайн персонажей на иллюстрациях, вот это всё.

bijection написал 5 лет назад: #

Дело, собственно, не в аккуратности и лаконичности. Дизайно-фашисты могут сколько угодно доказывать обратное, но дизайн это в первую очередь прикладная дисциплина, и у нее есть конкретные задачи: usability, approachability, clarity. Если дизайн эти задачи решает - он "хороший", если нет - тогда, позвольте! Пусть продукт несет какую-то другую, например, художественную ценность, но причем здесь дизайн? В качестве примера для сравнения могу предложить, например, "Билет на поезд" от DoW. Вот в этой игре действительно есть дизайн - поле прекрасно читается, все игровые элементы на нем отлично видны, цветовые обозначения карт дублируются символами для людей, не различающих цвета. Обычные перегоны, тоннели и паромы невозможно спутать. При этом игра тоже оформлена по меркам евро "бохато", но при этом оформление не мешает процессу. Все цели здесь достигнуты.
Ну и давайте положим рядом любую игру от ФФГ. Гм.

Ogro написал 5 лет назад: #

Фееричная каша.

Особенно про "искусство в СССР" и Ктулху.

Пренебрегать важностью абстракционизма, как и умалять заслуги деятелей не стоит, но и выставлять их Прометеями тоже не надо.

Есичо, я достаточно изучил в универах искусство различных эпох, а про Кандинского и вовсе писал тезу, так что не надо мне про "соответствующий понятийный аппарат" и прочие "визуальные и аудиальные мастурбации".

Я давно уяснил простую вещь - как только появляются рьяные искуствоведы, само искусство идёт к черту.

MakVlad написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Спасибо, очень интересно! А не можете ли посоветовать какую-то литературу более-менее популярную, чтобы об этом почитать?

Lysyy написал 5 лет назад: #

Я тут уже запутался, кто что и кому пишет - спасибо тесеровскому интерфейсу.
Я тут подумал, какая книга для меня стала поворотной в для того чтобы пробудить интерес к искусству. Без сомнения это книга Хазрата Инайата Хана "Мистицизм Звука". Это взгляд на природу творчества и мироустройство одного из величайших мистиков 20 века. https://royallib.com/book/han_hazrat/mistitsizm_zvuka.html
Мне она очень понравилась, хотя для кого-то она может показаться чересчур эзотеричной.

Еще посложнее можно почитать Василия Кандинского "О Духовном в искусстве" https://royallib.com/read/kandinskiy_vasiliy/o_duhovnom_v_iskusstve.html#20480
Посложнее потому что это не книга, а скорее набор тезисов, которые приоткрывают те категории, которым он мыслил.

Guns87 написал 5 лет назад: #

"Удивительно, что при СССР еще как-то выживали наши авангардисты " - а кто же будет агит-плакат рисовать ? В СССР кроме авангардистов этим никто не занимался. Своих Norman Fucking Rockwell-ов совдепия не воспитала.)

dimsoul написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Кстати, главная ошибка обывателя при знакомстве с "современным искусством" (да и вообще с искусством) как раз в этом и заключается: требование от картины/скульптуры/etc. "смысла" как некого набора "улик" внутри самого предмета искусства, который может объяснить сам себя. Это требование по наитию, вроде того, как мы предполагаем, что законченная мысль может быть представлена в виде предложения, после прочтения которого должно быть передано сообщение, некий смысл. Однако при этом упускается важное - контекст и культурный фон, в который погружен предмет искусства, ваша мысль или слова. Вы можете остроумно пошутить насчет новой настольной игры на Кикстартере за семейным ужином с тещей, но вряд ли кто-то проникнется этим за столом, хотя слова в предложении вы расставили верно. Также и в современном искусстве, которое является, по сути, остроумием, оперирующим художественной традицией, её формами и историей. Можно сколько влезет стоять перед картинами Малевича или Кандинского, строить теории о них и пытаться выудить зашифрованный смысл в них, но всё будет безуспешно, но не потому, Орго, что "это просто полоски", а потому, что эти полоски и квадраты есть художественные высказывания и эксперименты в контексте академического дискурса, результат рефлексии над ним. Поэтому и случается ситуация со "снобами" и простыми работягами. Первые попросту обладают необходимой компетенцией, чтобы разглядеть все отсылки и контексты этой "мазни", потому что погружены в соответствующую культуру (или "хобби") и знакомы с её историей, что она пережила и перед какими кризисами стояла. Вторым же нужно, чтобы было "красиво" здесь и сейчас, пейзаж там какой-нибудь, красавица с доспехах сияющих (ой...), для них эстетика случается сама по себе, а не производится длительным погружением в какую-то тему.

Slim_Slam_Snaga написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Недавно в одном чате обсуждали искусство и контекст. Любопытно, что одни крепко стояли на позиции «искусство без контекста не работает» (оценить статую Давида вне бэкграунда невозможно), другие (такие еретики и фармазоны как я) говорили, что Давид прекрасен и без знания чего-либо

blorm написал 5 лет назад: #

недавно, в одном чате, обсуждали, как кидать кубик с шестью гранями. Одни крепко стояли на позиции, что это простой d6, а другие, что он просто прекрасен, вне зависимости от количества граней. Поссорились.

dimsoul написал 5 лет назад: # скрыть ответы

>говорили, что Давид прекрасен и без знания чего-либо

Если не учитывать вашу компетентность как человека образованного (исторически, в западной системе просвещения), который способен (осознанно или нет) воспроизводить классическую концепционную "универсальной красоты" (гуманизм, вот это всё), который может воспринимать человеческую наготу как эстетическую концепцию в контексте "искусства", который отдает себе отчет в том, что такое мрамор и какого труда и мастерства стоит то, что с ним можно сделать, то несомненно да...

"Контекстом" тут может быть не только какие-то нюансы и знание академической "кухни", но и сама ваша социализация и ваш личный бэкграунд (культурный, экономический - последнее особенно важно, учитывая, что образование и досуг сильно зависят от этого).

И это мы говорим о "классическом" искусстве, что уж говорить о "современном", где то, как устроена компетенция его понимания, ещё более усложнилось и представляет собой скорее игру с этим знанием, чем его дальнейшее производство.

DIC написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Собственно, вот вы расставили все точки над "ё" за оппонента)
Контекст, разумеется, важен для восприятия чего бы то ни было. Уэллсовские марсиане действительно не поняли бы Давида. Но это совершенно ненужное обобщение. Ни один человек не может существовать "вне контекста" - потому что он живёт в обществе. И потому всех людей можно поделить на специалистов (вроде вас), которые глубоко погружены в предмет и знакомы со всеми его тонкостями, и простых людей, которые специальными знаниями не обладают (а обладают лишь общим культурным кодом - типа знания свойств мрамора или легенды о Давиде). И вот это самое восприятие простых людей можно принять за некий "нуль контекста", кажущееся его отсутствие. Это вполне адекватное допущение: простой человек считывает культурный код неосознанно, а специалист уже начинает осознанно вникать, это вполне ощутимая разница.
А потому да: Давид прекрасен без знания чего-либо, на уровне "нуля контекста". А Кандинский - мазня :)

Slim_Slam_Snaga написал 5 лет назад: # скрыть ответы

а почему марсиане не поняли бы Давида?

DIC написал 5 лет назад: #

Потому что они никогда не видели, а потому не знали ни мрамора, ни голых мужиков)

DIC написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Потому что они никогда не видели, а потому не знали ни мрамора, ни голых мужиков)

Slim_Slam_Snaga написал 5 лет назад: # скрыть ответы

А если бы из глины или дерева, или просто нарисован?
А если не Давид, а скифский олень? Все, магия не работает?

dimsoul написал 5 лет назад: #

Все зависит от "состыковки" этих переменных между собой и культуры, куда они помещены.

DIC написал 5 лет назад: #

Ну так оленей они же тоже не видели :)
А вот если боевой треножник, да выточенный из базальта - это бы поняли.

dimsoul написал 5 лет назад: # скрыть ответы

В свою очередь, "общий культурный код" на самом деле не очень-то и общий, он как минимум фрагментировани постоянно присваивается разными общественными силами. Этот момент с борьбой за то, что называть "нулем" компетенции интересен, так как сразу же возникает вопрос - а что делать с людьми, которые не посчитают Давида красивым и вообще будут, мягко говоря, равнодушны к этому мраморному мужчине с писюном? Код у них какой-то не такой, они ниже "нуля" чи шо? Что признавать красивым, а что игнорировать в этом деле - процесс присваивания так называемого символического капитала. Само утверждение, что красота Давида кем-то "естественно" изымается из этого обработанного мрамора, есть довольно любопытный маневр, который задним числом расставляет всё по местам - одни эстетические каноны делает "фундаментальными" (присущими некому общему культурному коду, а не сложному переплетению оных), другие затемняет, одни символические притязания делают "естественными", другие - будто бы вымученными и искусственными.

DIC написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Понятно, что не найдётся двух людей с абсолютно одинаковыми познаниями. Впрочем, это и не нужно: достаточно лишь нарисовать облако "точек" (вернее, многомерных фигур, каждая из которых будет обозначать совокупность знаний отдельного человека) и обвести область, соответствующую 95%-ному объёму этих фигур. Это и будет "общий культурный код" данного общества, а его центр - "нуль контекста".
Впрочем, вы ещё и смешиваете личные предпочтения. Например, я считаю Давида прекрасным творением, но он мне не нравится) То есть объективно я понимаю, что это действительно произведение искусства и оно вполне заслуживает тех дифирамбов, что ему поют, но ставить себе миниатюрную копию на рабочий стол, например, я бы не стал. Но при этом мне нравится эрмитажевская "Леда с лебедем" (дело не в поле персонажей, просто эстетически видение Тимофеем Леды мне ближе, чем видение Микеланджело Давида).
Насчёт "естественных" и "вымученных" притязаний - тоже всё достаточно своеобразно. С одной стороны, у многих высших позвоночных есть понятие о красоте, и эта красота куда ближе к творениям Микеланджело, чем Кандинского. То есть красота Давида естественна в самом прямом смысле слова. С другой стороны, красота, понятная "стихийно" большим массам людей (в силу того же "нуля контекста"), будет, очевидно, куда более "естественной", чем красота, понятная только небольшой кучке "сверхобразованных" - как раз именно потому, что первая понятна как бы изначально по своей природе (культурной, конечно, а не биологической), тогда как для второй действительно требуется некая "вымученность" понимания.

dimsoul написал 5 лет назад: #

Дело не в том, что не найдётся двух людей с абсолютно одинаковыми познаниями. Дело в том, что эти люди распределены по стратифицированному обществу. Вы, может, удивитесь, но для многих подобное искусство, особенно статуи с мужской наготой, может ассоциироваться, так сказать, с неким буржуазным излишеством и упадком. Многие не будут подобное даже всерьёз воспринимать. Поэтому я с самого начала упоминаю образование и экономическое положение. Вот именно, что "объективно я понимаю, что это действительно произведение искусства" - это вот тот самый "хороший тон образованного человека", который компетентен в вопросе того, что считать координатами "настоящего искусства". Объективность культуролога своей повседневности. Это хорошо, что вы указываете на "естественность" красоты Давида, потому что это реалистическое изображение красивого мужчины. Но только доступ к восприятию этой красоты именно в контексте "красота искусства" не столь изначален (а в противном случае вряд ли кому-то захочется в нашем обществе признавать голого рельефного мужчину красивым - не так поймут). Пример просто неудачный, наверное, проще уж вспомнить какие-то пейзажи, вот там большинство легко признает "красоту", потому что предмет не столь противоречив и концепция смотрения на "природу" как на "пейзаж" очень хорошо усвоена.

blorm написал 5 лет назад: #

Ух.. Употел! Спасибо, что ещё более непонятно)

Lysyy написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Вы не забывайте, что всё таки искусство бывает концептуальным. Концептуальное искусство имеет ценность как некое учение, способ мысли, дающий почву для дальнейших разработок как в искусстве так и в области социальной философии. Те же настольные игры прекрасно используют достижения русского авангарда и как видите, получается иногда очень красиво, иногда не очень это уж от талантов художника и дизайнера зависит. Поэтому не обязательно "стоять" перед картинами Малевича, просто этот способ мысли уже стал частью нашего мышления. В его время его картины рвали мозг зрителям, а профессиональных художников отправляли в творческий нокаут или озарение. Это как первый самолёт и паровоз по значимости - пусть летает и ездит плохо, но рождена сама идея вещи, совершающая социальную революцию и революцию в мышлении.

dimsoul написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Это понятно, только проблема как раз и заключается в том, что обыватель будет стоять именно перед картиной и будет требовать объяснений и отчета именно по ней, игнорируя то, что её феномен протянулся через общество из прошлое в будущее и соответствующее "ДНК" уже в нём самом. Поэтому я и указываю, что интерес к такому искусству возникает именно тогда, когда становится любопытно то, откуда, почему и куда всё взялось и куда делось.

Lysyy написал 5 лет назад: #

Сейчас вопрос стоит в том, на мой взгляд, чтобы доказать условному обывателю, что такое влияние тех же форм, пространств, ритмов на мышление и в конечном счёте на практические поступки индивида, другими словами на материальный мир. Именно доказать, что существует управляющая духовная реальность воплощающаяся через феномен искусства. Как только этот момент влияния будет осознан, клубок в голове человека, как показывает практика начинает стремительно распутываться открывая в сознании новые пласты мышления.

perec написал 5 лет назад: #

Есть такие фрукты (и их довольно много) которые на любую жизненную ситуацию готовы остроумно следать отсылку к хохме из "Симпсонов" или Бивиса и Баттхеда.

Однакож никто почему-то не считает глубокими интеллектуалами, постигших самое дно глубин арт-критики. Не доросли, наверное.

Lysyy написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Да снобизм только у вас в голове. Просто послушайте без всяких оценок тех, кто дизайном занимается много лет. И не надо приплетать сюда стили, вы путаете тёплое с мягким. Внутри каждого стиля может быть круто или бездарно и это никак не связано с тем, что мне или вам нравится.
Еще раз повторю - качество дизайнерского исполнения это такая же объективная вещь как теорема в геометрии.

blorm написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Вы - объективны! Сдаюсь!

Lysyy написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Тесера такая тесера.

blorm написал 5 лет назад: #

Спасибо! Буду знать)

Ogro написал 5 лет назад: #

> качество дизайнерского исполнения это такая же объективная вещь как теорема в геометрии

Не совсем.
Результат геометрии оценивается и воспринимается однозначно, результат дизайна - нет.

Mathias написал 5 лет назад: #

Если все ваши аргументы сводятся к "Я за это бабло получаю много лет, поэтому слушайте, как правильно" - то они не стоят даже ломаного гроша. Можете аргументировать - аргументируйте. Нет... Замолкать никто не требует, но и на хоть какое-то уважение не рассчитывайте.

igelkott написал 5 лет назад: #

Чтобы окончательно добить «условного обывателя», мне стоило бы здесь выступить с пламенной речью на тему условности «объективности геометрических теорем», затем вспомнить Клайновское «математик в ХХ веке стало столько, сколько математиков», а переходя от математики, как самой гуманитарной области человеческого знания к наукам естественным, вдохновляясь Фейерабендом напомнить, что, как и в науке — научность, так и в искусстве — что является искусством, определяет компетентное сообщество.
Но не буду, тут и так много правильного выше написано. О Малевиче на Тесере ещё никто так хорошо не писал:)))

nprmr написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Дело не в однообразной попсе. Символы на карточке и поле должны (да, должны) быть легко различимы, а красочность и "дизайн" нельзя ставить выше удобства восприятия. Иначе круг поклонников игры сразу сужается исключительно художественным оформлением, а это губительно для успеха игры.

Slim_Slam_Snaga написал 5 лет назад: #

Так Ангел как раз и щеголяет правильным (если хотите, в духе Баухаус) дизайном - иконки на месте, читаемы, информация не перекрыта и доступна

Siar написал 5 лет назад: # скрыть ответы

А что не так с покорением Марса?

Slim_Slam_Snaga написал 5 лет назад: # скрыть ответы

почти всё, если честно (серьезно и без вкусовщины). Отличный пример плохо оформленной игры (вроде и с градиентами)

Siar написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Мне показалось, вполне тематично оформлена, и жалоб на оформление за пределами тесеры не встречал.
Впрочем, тесера такая тесера... Полна экспертов по любым вопросам

Slim_Slam_Snaga написал 5 лет назад: #

Дело не в тематичности, а дизайне. Там уровень прототипа

Lysyy написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Чтобы понять, что с ним не так посмотрите версию Покорения Марса для РС.

Confessor написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Это которая в Стиме? фиговое оформление там, если честно.

Lysyy написал 5 лет назад: #

Серёжа, ну лучше же чем картонка. Я же говорю она не идеальная, но там хотя бы пытались.

snowbody написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Да всем. Какие-то градиенты и тени в простеньком графическом редакторе набросали. 21-й век на дворе. Труа люблю, но тут же... вот даже играть не хочется из-за оформления.

Slim_Slam_Snaga написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Вот смотри.

Сейчас поле Ангела и поле с шевронами это как бы одно целое - ты смотришь изнутри на просторы космоса, вырисовывается глиссада, по которой корабль стремится к заветной цели. Уже галочка - увязаны два самостоятельных игровых поля, создана динамика и раскрыта суть игрового повествования.

Не нравится палитра а-ля "Хаббла"? Окай, давай уберем и оставим синее поле. И как оно будет смотреться?
Во-1, отдельно от второго поля
Во-2, просто скучно, что мы должны как-то компенсировать.

Как? Оооок, рисуем планеты в духе Тортуги - сочно и футуристично!!! Окей, только они должны быть строго цветные (иначе игроки будут путаться с размещением миссий) и мы их будем регулярно накрывать картами миссий. И что мы услышим в отзывах? Верно: "у игры есть иллюстрации, что скрыты за картами миссий в 70% случаев, что за фигня?".
Чорт, опять ерунда. Ооооокей, давайте накрутим арт на карты.

И вот тут (и только тут) можно было б упрекнуть авторов в отсутствии 100+ уникальных картинок, чтобы изобразить торг с инопланетянами (и нападения жуков). Было б это ФФГ, то напечатали бы по 100500 разу арт из SW или Лавкрафта и все были счастливы, бельгийцы решили сосредоточиться на читабельности картах и хорошем дизайне, где вся информация на своих местах (сверху-вниз, слева-направо) и читается независимо от освещения

blorm написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Ааа. бельгийцы. Ну понятно тогда) У ФФГ - всё оч. классно. У бельгийцев просто не хватило художников)

Slim_Slam_Snaga написал 5 лет назад: #

Именно так)))

Lysyy написал 5 лет назад: #

Лучше и не написать. Замечу, что неплохо реализована атмосфера ныне модного ретро сайфая. Тут и графические детали и выбор палитры. Проблема как обычно в постмодерне - надо быть знакомым с источником.

snowbody написал 5 лет назад: # скрыть ответы

От всего этого оно не стало для меня выглядеть лучше. Может когда игра в живую доберётся до нашей периферии, тогда я поменяю мнение. Но пока по фото выглядит стрёмно... очень стрёмно... .. .

Slim_Slam_Snaga написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Дюжарден писал в фейсе, что русская локализация будет в январе

snowbody написал 5 лет назад: #

Было бы неплохо. Тогда можно будет и выводы сделать.

zhekushka написал 5 лет назад: #

дык, конечно! Ian O'Toole тот еще лох дизайна, не чета комментаторам на тесере и во сяких там группах. Ласерда, дак ваще непонятно, за что его к себе почти во все игры берёт, дурачок-с..

R2ssell написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Ну я был одним из тех, кто хейтил оформление, и что? На дизайнера не учился, но занимаюсь любительской фотографией, имею художественный вкус и с понятием "гармония палитры" знаком. Так вот, в Black Angel её тупо нет. Не гармонируют элементы друг с другом, не "перетекают" один в другой. Это тупая мешанина цветов и оттенков, которые сбивают игрока и отвлекают его от игры. По этой же причине никогда не сяду играть в Dinosaur Island.

Slim_Slam_Snaga написал 5 лет назад: # скрыть ответы

"Это тупая мешанина цветов и оттенков, которые сбивают игрока и отвлекают его от игры"

Поверьте, нет.

R2ssell написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Ну может вживую и получше смотрится, конечно... Фото и видео пока ни одного не видел, которое разубедило бы меня в своём мнении.

Slim_Slam_Snaga написал 5 лет назад: #

я бы еще обратил внимание, что кто-то упрекает игру в "кислотности" (безликий Эклипс, наверно, лучше), кто-то в серости...
при этом большинству нравится оформление Терраформинга, которое как лакмусовая бумажка или gatekeeper

Ogro написал 5 лет назад: # скрыть ответы

> имею художественный вкус и с понятием "гармония палитры" знаком. Так вот, в Black Angel её тупо нет. Не гармонируют элементы друг с другом, не "перетекают" один в другой.

шта??
А "перетекание элементов один в другой" - это у нас теперь признак "гармонии палитры"?

п.с. как только слышу "у меня есть вкус, я шарю в теме, так вот: ..." - сразу готовлюсь что под личиной авторитетного ыкспэртного мнения воспоследует отборнейшая ахинея особо забористого свойства.

Slim_Slam_Snaga написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Ты оценил название?;) Speшал фor ю)))

Ogro написал 5 лет назад: #

Конечно 😆

Azrail написал 5 лет назад: #

Занимаюсь проф фотографией и не понял к чему этот набор фраз :D

wyrtt написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Для меня оформление выглядит как мешанина цветов в полосочку, которую намазюкал ребенок. Просто неприятно смотреть на поле.

Slim_Slam_Snaga написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Теперь вы понимаете мои чувства, когда я вижу армию клонов в Брюгге

wyrtt написал 5 лет назад: #

Так у всех свои вкусы. Для меня и Брюге плох. А вот какой-нибудь This war of mine вполне неплох. Ведь там разрушенный дом и вьюга вызывают чувство дискомфорта, чего и хотели дизайнеры игры.
Что-то может быть совершенством с точки зрения техники исполнения, но если это просто неприятно глазу, то весь труд летит в мусорку.

oranged написал 5 лет назад: #
Чёрт из табакерки...

https://tesera.ru/user/Ogro/ и https://tesera.ru/user/Lysyy/ в бане, по 3 дня каждому.

FullGrimm написал 5 лет назад: #

Тесера образовательная