Подскажите, как работает карта native farm animals - если я разыгпываю ее, когда у меня нет вольеров и построек в самом начале игры я тупо получаю очки привлекательности за все пустые клетки, т.е. около 15-18 очков?
Достаточно сложнореализуемая карта. При розыгрыше приносит вам 1 очко привлекательности за каждую пустую клетку края поля (не учитываются горы и вода на краю поля) рядом с которой что то построено (как это выглядит нарисовано на самой карте, там где молния это что то построено). В конце игры за каждую группу клеток из 6 (не больше и не меньше) без построек даст вам 1 очко возрождения.
На карте нет никакого указания "не больше и не меньше". Просто считаешь свободные клетки каждой группы - есть 6 клеток - есть очко, есть 12 клеток - есть 2 очка, нет в группе 6 клеток - ничего не получаешь. Но обычно это просто небольшой буст билетов в самом начале, на что как бы намекает условие "не более 25 билетов" на карте.
А чем вас карты то душат? При доборе карт, что применяете чаще: snap или добор/сброс из колоды? Чтобы карты не душили, не надо их набирать веером в руку, а играть в первую очередь от рынка. Особенно нужно помнить, что улучшенные карты действий Спонсоры и Животные позволяют сразу разыгрывать карты с рынка.
А у вас заколдованные карты, которые всем заходят одинаково хорошо? Про какой веер карт вы говорите, если там лимит 5 нужно устроить ещё? Метками они душат естественно, а ещё дисбалансом захода и текстов. Чего стоит только карта цели "Быть в максимуме по шляпам" по сравнению с картами целей "11 спонсоров" или "застрой весь зоопарк". В итоге, если играть не с нубами, то решит заход карт. Это ж вам не Плотина и Ганзейка, где всё решат игроки и их хитрость-умелость. Если у меня будет эта игра, то буду, как и в Крыльях, проводить первоначальный драфт.
Так ведь, как бы... Именно от того, что рука лимитируется и играется не много карт, она и балансирует выход карт. Тут ведь и динамический рынок, и добор с прокруткой встроенный, и добор с прокруткой в картах. То есть у вас обычно выбор из 12+ карт. Да, она как и многие карточные игры ощутимл на тактику заточена, но здесь запросто можно следовать и замыслу. Рандомнвми, имхо, счёл бы только карты целей - в них действительно ощутимый дисбаланс есть, поэтому мы просто забанили несколько откровенно выбивающихся целей (например получающие по от количества свободных клеток) А вот про драфт согласен, тоже хотим попробовать :)
Да, по за пустые клетки в зоопарке это какая-то бесполезная карта цели, у нас обычно под конец игры почти не остается свободных ячеек, и следовать этой цели - играть себе в минус. Что по теме обсуждения - да рандом есть, но нужно уметь подстраиваться и играть от ситуации. Комбинируя это с своими планами.
Я вам открою потрясную стратегию на свободные клетки. Просто авиарий, террариум и обычный вольер 4м, в который вы вгоняете лосей, любящих жить вместе. и вот у вас море места и море животных.
Надо попробовать, но пока есть большие сомнения в ее эффективности, ведь: 1. Тогда вы почти не строите так же и павильоны/магазины, что зачастую крайне выгодно сделать "на сдачу" при продвинутом строительстве, что в среднем в моих стратегиях давало 5-10ПО 2. Вы не закрываете всю карту, что весьма часто дает эти бонусные +7 3. Вы становитесь очень завязаны на стадных, то есть вам нужно прям активно их добывать, а значит тут как повезет. Кстати, посчитал: таких карт, всего 5 в здоровенной колоде из 212. Вы уверены, что на эти 2% вообще можно рассчитывать, иначе, как если расклад позволяет? 4. Вы исключаете себя из большинства природоохранных проектов 5. Вы не получаете многих бонусов с карты 6. Вы скорее всего не пользуетесь большей частью уникальной способности своего зоопарка, так как они завязаны на закрытие клеток 7. Вы не заселяете весьма ценных представителей приносящих море ПО 8. Большинство спонсоров приносят выгоды за животных, которые не стадные и под уникальные вольеры не вписываются 9. Уникальные вольеры только после улучшения действия возможны, а значит до этого момента играешь только с 1 вольером на 4-5 клеток? Это со старта игры может просадить по экономике
Ну и поясню ещё раз мнение: да, в принципе реализуемо, но выходит, ограничиваешь свои возможности во множестве аспектов, чтобы получить то, что при большинстве целей получается практически автоматом, попутно с получением сопутствующих плюшек. Собственно о чем речь и ведется - в сравнении с другими, обычно она весьма проигрышно смотрится
Тактика нормальная, если пришла такая цель...но просто лучше и проще выбрать другую. 2. это редко играет какую-то роль, и к этому мало смысла стремится, если нет еще хотя бы спонсора и цели на заполнение зоопарка. 3. Поэтому там еще рептилии и птицы предлагаются 4. Ну это не правда, некоторые конечно выпадают, какие-то может быть будут тяжелее, но в реальности птицами и рептилиями можно закрыть большинство природоохранных проектов. 7. Животные на море ПО обычно слишком дорогие и того не стоят. 8. На этих спонсоров нет смысла расчитывать, если их нет в стартовой руке. 9. ЭТо достаточно просто провернуть.
Правда в том, что цель просто плохая, но предложеная тактика хороша даже для других целей, где не надо себя жестко ограничивать.
"но просто лучше и проще выбрать другую" Собственно только о том речь и веду)
2. Разумеется, не часто, но я потому и выделил это как один из пунктов, которого игрок Лишается. Из наших ~15 партий хотя бы 1 игрок закрывал всё поле в более чем в половине. Поэтому называю это не как минус, а как лишение себя одной из потенциальных возможностей, которая опять же побочно может быть получена в ином случае, но которую ты точно закрываешь себя в данном. 4. Речь именно про самоограничение в стратегии. То есть да, обычно можешь, но становишься как раз топдек зависимее. То есть представляем, что сразу выбрал играть через эту цель, заселил стадное, построил авиарий, и.. а проекты все не те - не подстроиться, в отличие от. По региональным скорее всего тоже отстаешь, так как в у тебя на старте ограничение по вольерам, тебе ведь нужно а) сделать абгрейд, причем именно строительный, что для первой карты обычно не выгодно б) построить улучшенный загон в) населить туда нужных регионов. А это ещё тоже должно повезти по числу/вместимости. То есть выше вероятность проигрывать гонку. Да, не мешает, но Вероятнее (чаще) игроки без ограничений будут выполнять это проще и быстрее. 7. Так это опять же от стиля игры зависит и обстановки. Очень часто у меня средств в избытке, особенно во второй половине игры и там прям выгодно бывает резкий рывок сделать, не дав соперникам те самые ход-два. Да, на донаты тратишь, но в принципе это не мешает селить и условно Амурских тигров. А тут речь как раз о том, что даже будь у тебя возможность такая, будь средства - а не можешь, снова ограничил себя.
То есть еще раз: я не об отдельно каждом пункте, а о том, что вместе эти пункты будут по чуть ограничивать.
ну с этим то я согласен, цель ставит рамки, не давая ничего в замен. Но справедливости ради, я часто забиваю на цели, если идут хорошие комбо на картах.
Я пока только сужу только по своему опыту 10 партий (из них 7 дуэльно с одним и тем же оппонентом, с которым у нас богатый опыт игры в то же Покорение Марса) и 100% винрейту. Заход карт безусловно важен, но это карточная игра как правильно заметил MacTire, в любой из них всегда есть такая "проблема". Согласен с хоумрулом в виде драфта, но пока тоже не пришли к пониманию какого: драфт карт основной колоды или карт целей, или всех вместе. По своему опыту я пока во всех партиях строил игру от стартовых карт целей, стараясь к нужному моменту сделать выбор по одной из них. Плюс snapом всегда стараюсь забрать доп карты целей, выходящие на рынок, даже если у меня в данный момент нет возможности их выполнить.
Мы вдвоём в такое не играем. Если сравнивать с Крыльями и тем же Покорением, то подумал о таком варианте драфта: даём полную инфу по игре (открываем общие задания с щитами, игровые карты, цели раздаём личные) и драфтим сразу 8 карт или, как в Рес Аркане, по 4 в разные стороны.
Наиграли больше 10 партий вдвоем. Тоже пришли уже давно к выводу, что карты целей немного дисбалансны. Одни из них гораздо легче выполняются, чем другие, и более универсальны, подходят ко всем стратегиям. В итоге мы пока увеличили количество раздаваемых карт целей до 3, сбрасывая 2 из них при достижении 10 CPs. И стартовые карты мы драфтим, как в рес аркане - раздаем 2 раза по 4 карты. Не уверены, что это наиболее оптимальная раздача, будем дальше экспериментировать)
Игра вызвала большое разочарование. Отчасти, это из-за завышенных ожижаний, связанных с быстрым ростом её популярности, высоким рейтингом на BGG, нейтральной животно-природной тематикой и красивым оформлением. Мои ожидания - мои проблемы, это понятно. Но попробую передать свои ощущения. Красивое оформление смотрится так только на фотографиях с подкрученным контрастом и статичным, правильно выставленных фокусом. Смотришь на игру сбоку и перед тобой разноцветная и блеклая каша с преобладанием коричневого и зелёного. Дизайнеры и художники по отдельности поработали хорошо, но когда все это собрали в игре - получилось убого и ненамного лучше "Покорения Марса". А деньги были уже потрачены и выпустили игру: и так схавают евро-"любители". На картах: значки реквизитов, нагло передранные у Марса, блеклые однотональные переходы без теней, композиции, акцентов и рамок; фото животных, просто висящие сверху. Не додумались вставить никаких биологических сводок, ареалов и т.д. Игра о важности природы с нулевым познавательный послом и фоточками для умиления. При этом все максимально перегружено смотрится. Сравните с карточкой из Крыльев, где информации и инфографики больше, а смотрится все гораздо лучше и понятнее. Задники у карт блеклые, желто-зелено синий триколор с барабаном значков - апупеть дизайн со строгой вертикальной ориентацией. Длинный шарф игрового поля, а-ля "Flamecraft" неудобен, тематические мелочи вроде папок-досье и билетиков смотрятся красиво, но безсвязано. Есть органайзеры, но это штампованные лотки для печенья. Естественно уже выпускают допы, про которые не думали, делая коробку базы. Качество компонентов - стандартное евро с деревяхами без наворотов. Из выдающегося - коробка в формате Ласердовских "шедевров". Что касается игрового процесса - в нем кроется самое большое разочарование. Я думал, что эта игра про строительство и заселение зоопарка с кучей возможностей и вариантов по построению вальеров и загонов, сочетанием животных и ловко прекрученной моделью набора ПО. Оказалось, что это типичное евро на карточках, где ты просто совмещаешь циферки и возможности на вы павших картах, с целью переработки их в ПО. Стандартная болячка подобных карточных игр никуда не делась: пришли карты - жри что дают и играй от того что пришло, ты за эту игру деньги заплатил! В Марсе хотя бы есть драфт, позволяющий взять "вкусное" перед началом раунда и добавляющий взаимодействия: возьму сам, чтобы не дать сопернику. И там и там ещё одна стандартная болячка: когда на старте приходит крутой, дорогой и оттого бесполезный мусор. Все остальное есть и в Марсе, но почему он хорош, а Нова скучна? В Марсе есть тонна асимметричных компаний, задающих тон уникальными свойствами на протяжении всей партии. В Нове - только разные планшеты с россыпью 5 точек, при перекрыти которых тригериться простенько свойство. В Марсе есть общее поле с конкурентные и контактным взаимодействием; в Нове - индивидуальные огороды с задачей заполнить клеточки, попутно, собрав бонусы. А ещё в Марсе есть гонка по трекам и борьба за достижения - чего в Нове вообще не завезли. В Марсе - строются огромные и интересные карточные движки, каждую партию новые. В Нове - куцый одноцилиндровый карбюраторник в среднем - на 10-15 карт и простым сбором бонусов в нужные моменты. Ещё в Нове есть ограниченная прокачка, когда тебе сыпят бонусы, но использовать их уже нельзя. Есть миплы рабочих, которые ставятся только на 1 место с вариаций бонуса. Зачем нужно такое куцее размещение рабочих, чтоб механиков в описании похвастаться? Есть однообразные плашки институтов (3 шт) с бонусом и девизом покемонщиков и игроков Магии: "собери их всех". Никаких исследований и грандов, когда ты помогаешь института, отдаёшь им знания о животных, а те сыпали бы тебе бонусы в зависимости от того, чем помог или своего профиля. Масти карт и животных с географическое привязкой сделали, но при этом в зоопарке полно условностей: когда пустынные тушканчики в соседнем вальере поселится с северным оленями. Обустройство зоопарка - просто заваливание планшета полиминошками с уклоном в сычевальню. Из интересного и "оригинального" в Нове есть только механика круговорот карт с возрастанием силы, честно украденная у "Цивилизация: Новый рассвет", которая тоже, наверняка, была украден у кого-то ещё... С хороводом карт стоит считаться и порой, приходится хорошенько подумать дабы сыграть максимально выгодную комбинацию действий. Игра, которая потенциально должна была стать убийцей" Покорение Марса", забыла дома яды и оружие, забыла про скрытность и с грохотом споткнулась у первого же охранника, смачно ударив лицом в грязь. Ничего хорошего кроме милой тематики и круговорот карт в игре нет. Куцый, скучный игровой процесс, где не игрок выбирает стратегию и стремиться к эфеккивной её реализации, а игра случайно подкидывает возможности и диктует направление развития.
Ничего странного, шикарная игра. Максимально вариативная, где есть место и стратегии, и тактике, отличная по динамике, без проседаний, механики работают слажено. Когда выстраиваешь комбинацию за комбинацией и видишь, какие это даёт плоды) - мало какая игра последних лет оставляла такие приятные послевкусия и хотелось заигрывать хоть несколько партий подряд. Странно обратное. Например говорить о влиянии прихода карт, если тут, в отличие от других карточных игр, более 4 источников карт. При том, что можно играть через них (как раз используя по максимуму возможности прокрутки), а можно и вовсе от них почти не зависеть. Ну и так далее
Меня вот больше смущает рандом прихода карт (он тут есть, хоть и есть инструменты, чтобы попытаться это нивелировать) вкупе с гонкой по очкам. Если в Марсе три каната, и отслеживать концовку игры проще, да и нет определенных карт целей, которые нужно выполнить к концу игры, то в Арк нове можно просто дольше противника искать нужные тебе карты. К примеру, построив контактный зоопарк и заселив туда одно животное, я всю игру искал других контактников. Несколько таких карт увели из под носа (взаимодействие все таки есть), а при доборе они не выходили, хоть я и прокачал сразу же действие добора. Это касается и выполнения природоохранных проектов. Процесс игры классный, и рандом бы так не смущал, ведь всегда есть чем заняться и куда развиваться, но если противнику пришли карты на выполнение целей быстрее, чем тебе, он просто заканчивает игру, оставляя тебя в отрицательных очках.
Не обязательно циклиться и переживать по поводу того, что что-то увели из-под носа. Да и не самые сильные это карты. Увели их, значит что-то оставили.) Не было ни одной партии (а сыграл раз 10), чтобы приход карт выключал тебя из игры на победу. Нет в этой игре такого недостатка, как приход карт. Нужно гибко работать с тем, что есть.
Контактный зоопарк просто пример, но вот природоохранные карты то точно желательно выполнять, поэтому, если для них подходящих карт не приходит, то это обидно. Ведь от прихода карт в целом зависит в долгосрочное ли ты планирование нацелен, или быстро выполнишь цели. Я не радикально настроен против игры и буду пробовать играть еще и уже с мыслью, что Арк нова все таки гонка)
Поправьте меня, но при поверхностном ознакомлении с комментариями показалось, что взаимодействие игроков заканчивается на отборе карт. Насколько игра конфликтна в дуэли?
Есть еще несколько уровней взаимодействия (отбор партнеров, университетов, спец. жетоны с животных, момент объявления перерыва, спонсоры с эффектом "каждый раз, когда кто-то из игроков", гонка за природоохраннве проекты, награды и донаты,), но все это не прямое взаимодействие, примерно такое же как борьба за рынок карт, поэтому здесь ожидать конфликта не стоит, игра хороша другим
После более 10 партий, могу смело сказать, что правы, как те, кто критикуют игру, так и те, кто хвалят. В игре много рандома, в какой-то мере ее можно назвать тактическим евро, потому что строить долгосрочную стратегию в ней не очень эффективно. Всегда приходится отталкиваться от ситуации, благо путей и комбинаций в игре море. Игра постоянно заставляет, избавляется от "нужных" карт. Игрокам, которые любят придерживаться изначально выбранной стратегии, здесь придется несладко, и я думаю, это основная часть хейтеров игры. Арк нова достаточно долгая игра, особенно первые партии. И тут два минуса пересекаются, игра долгая, именно из-за того, что непредсказуемая. Игроков настигает аналитический паралич, когда кто-то подрезает карту или жетон, на который они рассчитывали, ломая всю их затею. В игре мало взаимодействия, карты "агрессии" привносят в игру еще больше хаоса и могут сломать даже краткосрочные планы, что опять-таки ведет к параличу и удлинению партии. Видимо поэтому, многие предпочитают играть без них. Мне больше понравилось раскладывать ее на двоих, и я бы никогда не сел играть в нее четвером. Однако, тут появляется еще один минус, ряд карт слабеют с уменьшением числа играющих. Что касается плюсов, на мой взгляд, незаслуженно обделена похвалой система действий, движок, который лежит в основе всей игры. В нем нет никакого рандома, и все действия можно спланировать наперед, и для игроков, которые смогут быстро его обуздать, рандом в других частях игры будет уже нестрашен. На мой взгляд, это сердце игры, и, несмотря на обилие компонентов, и треков, конечный успех больше всего зависит от оптимизации движка-действий. Обилие компонентов можно отнести и к плюсам, игру интересно исследовать, и даже после множества партий она не надоедает.
Ну по русски - это прироохранные проекты. Я в своем переводе решил использовать фразу - проекты возрождения природы, или просто трек возрождения. Следовал я тому, что фраза прироохранное длиннее conservation, тем самым создавало больше проблем при верстке, сильно нарушало оригинальную верстку, тем самым затрудняя перевод.
Я имею в виду за игровым столом во время партий, как называете? По вёрстке понятно, да и "продвинь меня на 2 по треку охраны природы" как-то не очень как будто. По треку "возрождения" по смыслу тоже не идеально
Возрождение всё же больше ассоциируется с ситуацией, когда что-то умерло, а затем создаётся вновь (Эпоха Возрождения). К биологическим видам это не относится. Поэтому мне ближе восстановление. (Восстановление популяции Амурского тигра)
Много по разному называем, я часто говорю трек консервации, ещё трек щитка или победных говорим. Причём нижний это трек билетиков, что то привлекательность реже используем. Так же и с проектами говорим общие проекты и не общие вместо более длинного названия. Зачастую же я поддерживаю вот это говорим)
Игра просто великолепно играется сольно. Ограниченное количество ходов - также как в солорежиме Покорения Марса, но больше мозголомности. За неделю наиграл уже четыре партии и хочется ещё и ещё.
Ну, вот. Несмотря на приличный опыт в играх, ПМ - единственная игра, в которую раскладывал одну партию соло. После игры на двоих сразу после получения коробки захотелось ещё закрепить правила и прочувствовать как она работает. Учитывая, что Ark Nova по игровым механикам круче Покорения Марса, зародили зерно сомнения, не сделать ли второе исключение из правила не играть соло).
Други, есть пара вопросов по жетонам яда и гипноза: 1. Жетоны гипноза сбрасываются с карт после использования или нет? В фазе отдыха как я понял сбрасываются только жетоны яда и ограничения? Смысл жетонов гипноза состоит в том что игрок, который их накладывает может потом пользоваться картами действий других игроков с этими жетонами? Тогда если это так то при их использовании эти карты сдвигаются или нет? 2. Смысл жетонов яда состоит в том, что если игрок использует карты действий без этих жетонов (при их обязательном наличии хотя бы на одной карте), то он платит в запас 2 деньги? Или я чет не понял?
1. А в коробке точно есть жетоны гипноза? Не нашёл их просто. Есть только яд и удушение. 2. Жетоны яда не ограничивают игрока в розыгрыше карт, однако если на конец хода хотя бы на одной карте лежит такой жетон то платишь две монеты
Ааааа..... точно... тогда без вопросов. Я сам неправильно понял, это оказывается просто иконка на карте. Если разыгрывается карта с значком гипноза (просто этот значок из той же серии, что и яд), то игрок просто после выполнения текущего своего действия выполняет действие другого игрока с наибольшей популярностью (привлекательностью) с силой 1 либо 2 либо 3. Извиняюсь за невнимательность.
Жетон яда работает не так. Если в свой ход игрок не использовал карту с ядом, то платит 2. Если использовал- яд с карты сбрасывается, платить не нужно. Во время отдыха все жетоны сбрасываются.
Как я понял, оплата в конце хода. Если ты изначально выбрал карту действия без яда, но смог как-то сбросить последний жетон яда, то 2 деньги не платишь.
Жетон яда работает следующим образом. 1. Если выбрана карта действия с жетоном яда, то она разыгрывается, жетон яла сбрасывается. 2. Если выбрана карта действия без жетона яда, то на конец хода проверяется, остались ли жетоны яда на конец хода. Если хотя бы на одной из карт действий остался жетон яда, то оплачивается 2 монеты. Если не можешь оплатить 2 монеты, то откатываешь ход обратно. Хоть сверху и наплюсовали, но формулировки не точные. Пример. 1. На начало хода 0 монет. Казалось бы мало выбора. Но игрок может в течение хода заработать 2 монеты и рассчитаться. 2. Игрок может в течение хода крутануть комбо из нескольких действий и скинуть жетон или 2 жетона яда.
Уже писали об этом.Нужно прочитать не только правила,но и обзор значков и глоссарий!Там подробные объяснения.Смотрите глоссарий как действует жетон яда!
Недавно приобрел игру и не нашел переведенного глоссария По сему решил сделать сам. Не судите строго, мой английский далек от совершенства, по этому перевел гуглтранслейтом и отредактировал по мере сил. Если нужен исходник в docx или у вас замечания к переводу, то лучше пишите в личку. По мере сил поправлю. PDF-версия в разделе Файлы и ссылки
На 1м этапе нужно определяться с терминологией. Пример. "Получите 1 призыв." Звучит весьма странно. У нас есть 2 трека, один из которых неплохо перевести, как трек привлекательности. Соответственно Ваша фраза должна быть заменена на "Повысьте привлекательность зоопарка на 1". Если есть вопросы по терминологии - пишите в личку. По мере сил буду отвечать. Далее замените на вариант, которым можно будет пользоваться.
Подскажите, знающие люди. У меня улучшенная карта строительства и она находится на 5 ячейке, могу ли я докинув два крестика построить два вольера размером 3 и 4?
1. Правильно ли я понимаю, что если лидер по треку привлекательности защитился от отрицательных эффектов карт животных, в т. ч. Гипноза, то эффект гипноза с карты животного не работает на второго игрока на треке, также находящегося впереди тебя? Для включения свойства гипноза нужно, чтобы не защитившийся игрок 2 догнал лидера на треке привлекательности зоопарка, верно? 2. Правильно ли утверждение: для участия в базовом проекте сохранения природы нужно иметь КАК МИНИМУМ нужное количество меток, не обязательно точное их число? Пример. Проект с мелкими животными: иметь не менее 8/5/2 мелких животных. А не иметь ровно 8/5/2 мелких животных. (То есть с 6ю животными выполняется иметь 5)
1. Верно. Гипноз работает только на игрока с самой высокой привлекательностью. Защита первого игрока не отменяет того факта что он лидер по привлекательности. 2. Всё верно. как минимум, точное число не обязательно.
Оказывается, игрока с наибольшей привлекательностью можно выбирать как ДО, так и ПОСЛЕ розыгрыша карт животных и продвижения по треку привлекательности. Т.е. по таймингу 1. До или после розыгрыша первой, второй карт животных, применения из свойств определяем жертву гипноза. 2. Если ещё не добавили, то прибавляем привлекательность с разыгранной карты (карт) животных. 3. Разыгрываем свойство гипноза, пользуясь картой действия загипнотизированного. Например, если она 2 уровня, а твоя нет, то играется 2го уровн. И наоборот. Можно добавлять крестики для усиления. Если в ходе выполнения действия гипноза нужно выполнять другие действия (например, по свойствам карт животных), то уже используются твои карты действий, а не загипнотизированного. 4. После розыгрыша свойства гипноза карта действий загипнотизированного перемещается в слот 1.
Поехали в семьёй в Московский зоопарк, где нашли много зверей с карточек и сняли обзор игры с их участием. В нём снялись волки, слоны, пеликаны, леопард, много обезьян и одна спящая панда. У игры много плюсов и нам интересно было сыграть несколько партий, однако не самое лучшее оформление, излишне политкорректная тема, минимальный уровень взаимодействия между игроками (не считая карточки с пакостными для оппонентов эффектами, которые можно и, пожалуй, нужно не использовать), затянутость первых партий, чрезвычайно большой основной планшет и рандом в приходе карт -- всё это позволило сделать вывод, что игра, на наш взгляд, переоценена. Несмотря на привлекательную тему, высоченный рейтинг и хвалебные отзывы, Арк Нова претендует на то, чтобы стать нашим разочарованием года. Впрочем, все эти спорные выводы только в конце обзора, а в начале -- объяснение правил и большое количество зверюшек: https://youtu.be/KW4w56gtH1Q
Тема привлекательная для многих людей, так как людям нравятся зверушки. Но на мой взгляд, она подана тут излишне приторно и наивно-позитивно, мы мол такие классные, спасаем природу, сыграл и уже как будто сделал вклад в сохранение редких животных. В реальности же всё сложнее, спонсоры программ по спасению животных чаще всего корпорации, сами ответственные за кошмарные вещи, которые люди творят с окружающей средой, вписывающиеся в эти программы, чтобы улучшить свой имидж. То есть раньше мы играли в игры про капиталистов и колонизаторов, но теперь это неполиткорректно, поэтому подавай правильные игры. Но, например, сыграв в Карнеги, мы можем критически посмотреть на эту фигуру, обсудить его неоднозначное наследие, то тут типа всё классно, можно ничего не обсуждать, всё решено, строим зоопарки будущего, спасаем зверюшек, и спонсоры у нас это молодые хипстеры с макбуком. Но на практике это скорее помогает замалчивать проблемы, делать вид, что всё классно и мы классные, а кто не согласен — дураки.
Ну придраться можно и к фонарному столбу... Есть ли вообще однозначно позитивные темы? Даже торговля в Средиземноморье или фермерство в реальности сопровождались множеством нелицеприглядных вещей.
Тень на плетень. Это вы так решили, что про зверей сделали т.к. это политкорректно. Но многим просто интересны звери, т.к. от людей уже тошнит. Так реально можно тёмные пятна искать на солнце. Но зачем? Или вы хотели, чтобы в этой игре появились китайцы заживо снимающие кожу с животных, браконьеры убивающие животных в Африке, эксперименты в лабораториях над крысами. Типа игра должна быть реалистичной? С детишками хотели в это поиграть? )))
Ну про то, что людям нравятся зверюшки я вроде и выше написал, и в обзоре сказал. А в видео вырезал часть, которую тут написал, потому что это спорно, и возможно мои доводы здесь не слишком убедительно звучат. Так что здесь я могу лишь сослаться на обзор SUSD, в котором ребята деляться аналогичным комментарием. Примерно об этом же я кстати думал, играя в Ласердовский CO2 (и что отметил мой брат, погружённый в тему). Что берётся вроде бы позитивная и правильная тема охраны окружающей среды, однако подана она в излишне, подчеркну, на мой взгляд, позитивном ключе. Я лишь немного интересуюсь темой зоозащиты, и чуть больше экологии. И по моим впечатлениям ситуация гораздо мрачнее, чем то, как это показано в западной попкультуре, например, в настолках. И это в целом свойственно новой повестке, в рамках которой мы не говорим о плохом, делаем вид, что кругом равноправие и звери в безопасности... Это далеко не главный минус/аспект игры, который я отмечаю, но всё же я посчитал нужным по крайней мере упомянуть об этом.
А как её ваш взгляд нужно подавать? Как работает любая мотивационная идея? Если ваша задача привлечь внимание, попробовать "преодолеть цинизм", сподвигнуть к определённым действиям, с чего нужно начинать? Разумеется к разным людям нужен разный подход, но вы не думали, что предложенный вами подход у подавляющего большинства вызовет отторжение? Да и тема всегда ограничена: вы не можете затронуть всё процессы, детали, проблемы выбранной предметной области. Тем более в настольных играх, где многое приходится сводить к условностям. Почему в военных играх не говорится о коррупции, дезертирстве? Почему в игре про выращивание овощей нет сорняков, вредителей, монополистов, налогов, а про выращивание свиней - дезинфы о чуме под предлогом которой уничтожаются фермы? Почему в играх про выставление вагонов на карту, не говорится о несчастных случаях, а финансовые вопросы вообще игнорируются? Здесь речь про строительство зоопарка + поддержку природоохранных проектов, собственно это и описано, вносить в и без того тяжеловесную игру дополнительные переменные - неоправданно перегружать и получить совершенно обратный эффект. Так что да, вы просто нашли за что зацепиться, тем более описанные вами проблемы относятся к совершенно другим сферм, а локальные природоохранные проекты/организации подобных не имеют. И таким образом можно высказаться о теме любой не абстрактной игры.
По самому отзыву тоже есть противоречия: минимум взаимодействия - минус, но нужно его вообще не использовать? Рандом выхода, в карточной игре с колодой, где множество возможностей влиять на него? Где у вас выбор обычно из 11+ карт? Но это я опять же просто не согласился со мнением, но ничего против него не имею. Наоборот, хорошо, когда есть разные отзывы. Хоть и странно. Оформление. Ну тут скорее соглашус. Время партии. 3 часа - может много, но как бы норма для подобного рода игр, странно ожидать обратного, особенно с учётом что всё игры из которых заимствованы идеи столько же занимают часто. Размер поля - не понятно с чего вообще считать минусом.
Друзья, подчеркну, что это мой авторский обзор, мои и моих друзей впечатления от игры. Я попытался как мог проанализировать чем нам не зашла игра, выделив разные аспекты. Претензии к теме я отметил в конце и вскользь. Часть критических замечаний подкреплена мнениями других игроков и обзорщиков на бгг. В частности, во многих отзывах люди отмечали, что им не нравятся карточки с эффектами take that. В этой игре особенно. А кроме них взаимодействия и правда ведь мало. Кому-то это плюс, но нам нравятся другого типа игры. Про рандом и затянутость многие тоже писали, на что им отвечали в комментариях, что с опытом скорость игры увеличивается (и это оказалось правдой), что рандом есть, но нужно не ждать нужной карточки, а играть с тем, что есть, увеличивать репутацию и так далее. Про размер поля тоже многие писали, его реально можно было сделать меньше, кому-то (с большим столом) это ок и даже хорошо, а нам доставляло сложности.
В общем и целом эти минусы я отметил вовсе не для того, чтобы прицепиться к игре и найти повод снизить балл, а наоборот, попытаться объяснить себе и зрителям почему нам не хочется больше играть в эту игру, чем она нас не зацепила. Всем хороших игр! Жаль, что в комментариях все начали писать о теме, и никак не оценили старания по нахождению животных с карточек, если честно, это было очень увлекательно :)
Хм, интересно. Вроде то о чем вы говорите, не новая повестка, а нечто старое как мир. Повестка это проблематизация того, что не всегда проблематизации требует, как делаете сейчас вы. То о чем вы говорите абсолютно справедливо, но не в контексте данной игры. Авторский взгляд может быть любым, да, тут он абсолютно стирильный. Игра физически не может отражать все аспекты и ко-процессы. Эклунд пытается это делать, но в итоге все его заметки вокруг предмета постоянно подвергаются критике и нападкам. Мне нравится подход варгеймов, где с игрой идет историческая справка, так как механизмы даже там не могут отразить все ньюансы ситуации. Хотя как вы знаем и историческая справка скорее всего станет предметом споров. Думаю, что это максимум, что можно ждать от игр, если конечно они не делаются активистами.
По моему вы немного перемудрили с описанием своих впечатлений.. 🙂 но я вроде понял о чем вы.. да, было бы покруче, если бы мы еще в этой игре боролись со "злом" в виде браконьеров или каких то корпораций, которые своими действиями вредят природе и животным и тд.. и через призму борьбы с этими проблемами, люди бы вообще узнавали об этих проблемах чуть больше.. хотя бы через игру... ну и это было бы и позитивно и увлекательно, допустим спасти вымирающий вид животного и начать его размножать в своем зоопарке, потом отдавать приплод в другие зоопарки и заповедники и тд.. перед этим нам бы выдали описание - мол этот вид вымирает, так как китайцы делают из костей этого животного лекарство от насморка)) мда.. но эта западная политкорректность конечно я согласен... это полный отстой
Да, лучше не заморачиваться, подумаешь там еще вымерло пару десятков видов животных, нам до этого какое дело, зачем нам этот негатив, мы хотим просто играть в настолочки и не загрязнять себе жизнь всей этой чернухой.. мы же все равно ничего не можем с этим поделать - правда?? 🙂
Именно. Большинству не нужна историческая справка в Острове духов об ужасах колониализма, в Брассе о вреде работы на пивоваренных заводах, в Food Chain Magnate о вреде фаст-фуда, в варгеймах о военных преступлениях и т.д. Пусть игры остаются играми.
Если вам нужна правда, то вы её можете найти в наш информационный век на разных носителях и разными способами. А вот превращать настольные игры в трибуну для продвижения нужной кому-то повестки - явно попахивает фанатизмом. Не забывайте - это хобби и способ провести время с друзьями и близкими. Оно может стать поводом для обсуждения и этого более чем достаточно. Да и есть такие игры. А стремление превратить стандартные вещи в средство пропаганды чьих-то взглядов не вызывыаает понимание. С таким же успехом можно мягкие детские игрушки продавать с "комплектом информации для размышления".
Ну, искусство часто становится проводником мыслей создателя, иногда нарочно, иногда невольно. Не вижу в этом ничего плохого - если этого слишком много или оно не подходит, то можно в игру просто не играть. Плохо, если кроме этого ничего больше нет или если автор лукавит (например, отрабатывает чей-то заказ).
Да нет там никакой темы, тут зверушки, где то были птицы, возможно где-то овощи. Это не тема это просто чтобы картинки можно было разными делать. Тема это там, где есть конфликт и история какого либо мира. Повстанцы и империя, фашисты и красная армия, ланистеры и старки, орки и эльфы, Дракула и охотники.
Подскажите нужно ли оплачивать строительство уникальных зданий при выполнении мгновенного свойства на картах спонсоров? И такой вопрос, - некоторые карты приносят очки за поддержанные проекты, что делать в ситуации (при игре вдвоём и в троён) если я поддержал проект выложенный с руки(сверху планшета ассоциаций) и другие игроки/игрок в результате розыгрыша новых проектов сбросили проект поддержанный мною? Смогу ли я при выполнении условий карточки учитывать поддержанный, но сброшенный проект?
Ну после первой игры полёт нормальный. Главное, что жене понравилась. Но концовка и подсчёт очков спорны... Посмотрим, что дальше. Кстати, теперь Я, наконец, вошёл в круг тех, кто действительно хочет эту игру)))
Да огонь 10 партий уже и только начинаешь понимать какие то вещи, вариативность очень большая, комбо вомбо запредельные потому что синергия карт очень хорошая, партии сокращаются по времени и становятся в районе 2 часов на двоих. Минус как и в Марсе надо замешать грёбаных 200+ карт.
Подскажите, как работает карта native farm animals - если я разыгпываю ее, когда у меня нет вольеров и построек в самом начале игры я тупо получаю очки привлекательности за все пустые клетки, т.е. около 15-18 очков?
Карта дает очки за пустые гексы на границе, которые соединены постройками
Можно поподробнее?
Достаточно сложнореализуемая карта.
При розыгрыше приносит вам 1 очко привлекательности за каждую пустую клетку края поля (не учитываются горы и вода на краю поля) рядом с которой что то построено (как это выглядит нарисовано на самой карте, там где молния это что то построено).
В конце игры за каждую группу клеток из 6 (не больше и не меньше) без построек даст вам 1 очко возрождения.
На карте нет никакого указания "не больше и не меньше". Просто считаешь свободные клетки каждой группы - есть 6 клеток - есть очко, есть 12 клеток - есть 2 очка, нет в группе 6 клеток - ничего не получаешь. Но обычно это просто небольшой буст билетов в самом начале, на что как бы намекает условие "не более 25 билетов" на карте.
Нет, не получите. Пустые клетки на краю поля должны примыкать к постройке. Т.е. если нет построек, то и примыкать не к чему.
Благодарю за ответ
Можно ли сыграть карточку спонсора с особым жетоном зоопарка если нет возможности выложить этот жетон на свой планшет?
Нет. Нет места, сыграть уже нельзя!
умел бы я радоваться за заход карт противнику и его победу в то время, когда карты тебя самого душат - прям огонь игра была бы :)
А чем вас карты то душат? При доборе карт, что применяете чаще: snap или добор/сброс из колоды? Чтобы карты не душили, не надо их набирать веером в руку, а играть в первую очередь от рынка. Особенно нужно помнить, что улучшенные карты действий Спонсоры и Животные позволяют сразу разыгрывать карты с рынка.
А у вас заколдованные карты, которые всем заходят одинаково хорошо? Про какой веер карт вы говорите, если там лимит 5 нужно устроить ещё? Метками они душат естественно, а ещё дисбалансом захода и текстов. Чего стоит только карта цели "Быть в максимуме по шляпам" по сравнению с картами целей "11 спонсоров" или "застрой весь зоопарк". В итоге, если играть не с нубами, то решит заход карт. Это ж вам не Плотина и Ганзейка, где всё решат игроки и их хитрость-умелость.
Если у меня будет эта игра, то буду, как и в Крыльях, проводить первоначальный драфт.
Так ведь, как бы... Именно от того, что рука лимитируется и играется не много карт, она и балансирует выход карт. Тут ведь и динамический рынок, и добор с прокруткой встроенный, и добор с прокруткой в картах. То есть у вас обычно выбор из 12+ карт. Да, она как и многие карточные игры ощутимл на тактику заточена, но здесь запросто можно следовать и замыслу. Рандомнвми, имхо, счёл бы только карты целей - в них действительно ощутимый дисбаланс есть, поэтому мы просто забанили несколько откровенно выбивающихся целей (например получающие по от количества свободных клеток)
А вот про драфт согласен, тоже хотим попробовать :)
Да, по за пустые клетки в зоопарке это какая-то бесполезная карта цели, у нас обычно под конец игры почти не остается свободных ячеек, и следовать этой цели - играть себе в минус.
Что по теме обсуждения - да рандом есть, но нужно уметь подстраиваться и играть от ситуации. Комбинируя это с своими планами.
Я вам открою потрясную стратегию на свободные клетки. Просто авиарий, террариум и обычный вольер 4м, в который вы вгоняете лосей, любящих жить вместе. и вот у вас море места и море животных.
Надо попробовать, но пока есть большие сомнения в ее эффективности, ведь:
1. Тогда вы почти не строите так же и павильоны/магазины, что зачастую крайне выгодно сделать "на сдачу" при продвинутом строительстве, что в среднем в моих стратегиях давало 5-10ПО
2. Вы не закрываете всю карту, что весьма часто дает эти бонусные +7
3. Вы становитесь очень завязаны на стадных, то есть вам нужно прям активно их добывать, а значит тут как повезет. Кстати, посчитал: таких карт, всего 5 в здоровенной колоде из 212. Вы уверены, что на эти 2% вообще можно рассчитывать, иначе, как если расклад позволяет?
4. Вы исключаете себя из большинства природоохранных проектов
5. Вы не получаете многих бонусов с карты
6. Вы скорее всего не пользуетесь большей частью уникальной способности своего зоопарка, так как они завязаны на закрытие клеток
7. Вы не заселяете весьма ценных представителей приносящих море ПО
8. Большинство спонсоров приносят выгоды за животных, которые не стадные и под уникальные вольеры не вписываются
9. Уникальные вольеры только после улучшения действия возможны, а значит до этого момента играешь только с 1 вольером на 4-5 клеток? Это со старта игры может просадить по экономике
Ну и поясню ещё раз мнение: да, в принципе реализуемо, но выходит, ограничиваешь свои возможности во множестве аспектов, чтобы получить то, что при большинстве целей получается практически автоматом, попутно с получением сопутствующих плюшек. Собственно о чем речь и ведется - в сравнении с другими, обычно она весьма проигрышно смотрится
Тактика нормальная, если пришла такая цель...но просто лучше и проще выбрать другую.
2. это редко играет какую-то роль, и к этому мало смысла стремится, если нет еще хотя бы спонсора и цели на заполнение зоопарка.
3. Поэтому там еще рептилии и птицы предлагаются
4. Ну это не правда, некоторые конечно выпадают, какие-то может быть будут тяжелее, но в реальности птицами и рептилиями можно закрыть большинство природоохранных проектов.
7. Животные на море ПО обычно слишком дорогие и того не стоят.
8. На этих спонсоров нет смысла расчитывать, если их нет в стартовой руке.
9. ЭТо достаточно просто провернуть.
Правда в том, что цель просто плохая, но предложеная тактика хороша даже для других целей, где не надо себя жестко ограничивать.
"но просто лучше и проще выбрать другую"
Собственно только о том речь и веду)
2. Разумеется, не часто, но я потому и выделил это как один из пунктов, которого игрок Лишается. Из наших ~15 партий хотя бы 1 игрок закрывал всё поле в более чем в половине. Поэтому называю это не как минус, а как лишение себя одной из потенциальных возможностей, которая опять же побочно может быть получена в ином случае, но которую ты точно закрываешь себя в данном.
4. Речь именно про самоограничение в стратегии. То есть да, обычно можешь, но становишься как раз топдек зависимее. То есть представляем, что сразу выбрал играть через эту цель, заселил стадное, построил авиарий, и.. а проекты все не те - не подстроиться, в отличие от. По региональным скорее всего тоже отстаешь, так как в у тебя на старте ограничение по вольерам, тебе ведь нужно а) сделать абгрейд, причем именно строительный, что для первой карты обычно не выгодно б) построить улучшенный загон в) населить туда нужных регионов. А это ещё тоже должно повезти по числу/вместимости. То есть выше вероятность проигрывать гонку. Да, не мешает, но Вероятнее (чаще) игроки без ограничений будут выполнять это проще и быстрее.
7. Так это опять же от стиля игры зависит и обстановки. Очень часто у меня средств в избытке, особенно во второй половине игры и там прям выгодно бывает резкий рывок сделать, не дав соперникам те самые ход-два. Да, на донаты тратишь, но в принципе это не мешает селить и условно Амурских тигров. А тут речь как раз о том, что даже будь у тебя возможность такая, будь средства - а не можешь, снова ограничил себя.
То есть еще раз: я не об отдельно каждом пункте, а о том, что вместе эти пункты будут по чуть ограничивать.
ну с этим то я согласен, цель ставит рамки, не давая ничего в замен. Но справедливости ради, я часто забиваю на цели, если идут хорошие комбо на картах.
Я пока только сужу только по своему опыту 10 партий (из них 7 дуэльно с одним и тем же оппонентом, с которым у нас богатый опыт игры в то же Покорение Марса) и 100% винрейту. Заход карт безусловно важен, но это карточная игра как правильно заметил MacTire, в любой из них всегда есть такая "проблема". Согласен с хоумрулом в виде драфта, но пока тоже не пришли к пониманию какого: драфт карт основной колоды или карт целей, или всех вместе. По своему опыту я пока во всех партиях строил игру от стартовых карт целей, стараясь к нужному моменту сделать выбор по одной из них. Плюс snapом всегда стараюсь забрать доп карты целей, выходящие на рынок, даже если у меня в данный момент нет возможности их выполнить.
Мы вдвоём в такое не играем. Если сравнивать с Крыльями и тем же Покорением, то подумал о таком варианте драфта: даём полную инфу по игре (открываем общие задания с щитами, игровые карты, цели раздаём личные) и драфтим сразу 8 карт или, как в Рес Аркане, по 4 в разные стороны.
Наиграли больше 10 партий вдвоем. Тоже пришли уже давно к выводу, что карты целей немного дисбалансны. Одни из них гораздо легче выполняются, чем другие, и более универсальны, подходят ко всем стратегиям. В итоге мы пока увеличили количество раздаваемых карт целей до 3, сбрасывая 2 из них при достижении 10 CPs. И стартовые карты мы драфтим, как в рес аркане - раздаем 2 раза по 4 карты. Не уверены, что это наиболее оптимальная раздача, будем дальше экспериментировать)
Игра вызвала большое разочарование. Отчасти, это из-за завышенных ожижаний, связанных с быстрым ростом её популярности, высоким рейтингом на BGG, нейтральной животно-природной тематикой и красивым оформлением. Мои ожидания - мои проблемы, это понятно. Но попробую передать свои ощущения.
Красивое оформление смотрится так только на фотографиях с подкрученным контрастом и статичным, правильно выставленных фокусом. Смотришь на игру сбоку и перед тобой разноцветная и блеклая каша с преобладанием коричневого и зелёного. Дизайнеры и художники по отдельности поработали хорошо, но когда все это собрали в игре - получилось убого и ненамного лучше "Покорения Марса". А деньги были уже потрачены и выпустили игру: и так схавают евро-"любители". На картах: значки реквизитов, нагло передранные у Марса, блеклые однотональные переходы без теней, композиции, акцентов и рамок; фото животных, просто висящие сверху. Не додумались вставить никаких биологических сводок, ареалов и т.д. Игра о важности природы с нулевым познавательный послом и фоточками для умиления. При этом все максимально перегружено смотрится. Сравните с карточкой из Крыльев, где информации и инфографики больше, а смотрится все гораздо лучше и понятнее. Задники у карт блеклые, желто-зелено синий триколор с барабаном значков - апупеть дизайн со строгой вертикальной ориентацией. Длинный шарф игрового поля, а-ля "Flamecraft" неудобен, тематические мелочи вроде папок-досье и билетиков смотрятся красиво, но безсвязано. Есть органайзеры, но это штампованные лотки для печенья. Естественно уже выпускают допы, про которые не думали, делая коробку базы.
Качество компонентов - стандартное евро с деревяхами без наворотов. Из выдающегося - коробка в формате Ласердовских "шедевров".
Что касается игрового процесса - в нем кроется самое большое разочарование. Я думал, что эта игра про строительство и заселение зоопарка с кучей возможностей и вариантов по построению вальеров и загонов, сочетанием животных и ловко прекрученной моделью набора ПО. Оказалось, что это типичное евро на карточках, где ты просто совмещаешь циферки и возможности на вы павших картах, с целью переработки их в ПО. Стандартная болячка подобных карточных игр никуда не делась: пришли карты - жри что дают и играй от того что пришло, ты за эту игру деньги заплатил! В Марсе хотя бы есть драфт, позволяющий взять "вкусное" перед началом раунда и добавляющий взаимодействия: возьму сам, чтобы не дать сопернику. И там и там ещё одна стандартная болячка: когда на старте приходит крутой, дорогой и оттого бесполезный мусор. Все остальное есть и в Марсе, но почему он хорош, а Нова скучна? В Марсе есть тонна асимметричных компаний, задающих тон уникальными свойствами на протяжении всей партии. В Нове - только разные планшеты с россыпью 5 точек, при перекрыти которых тригериться простенько свойство. В Марсе есть общее поле с конкурентные и контактным взаимодействием; в Нове - индивидуальные огороды с задачей заполнить клеточки, попутно, собрав бонусы. А ещё в Марсе есть гонка по трекам и борьба за достижения - чего в Нове вообще не завезли. В Марсе - строются огромные и интересные карточные движки, каждую партию новые. В Нове - куцый одноцилиндровый карбюраторник в среднем - на 10-15 карт и простым сбором бонусов в нужные моменты. Ещё в Нове есть ограниченная прокачка, когда тебе сыпят бонусы, но использовать их уже нельзя. Есть миплы рабочих, которые ставятся только на 1 место с вариаций бонуса. Зачем нужно такое куцее размещение рабочих, чтоб механиков в описании похвастаться? Есть однообразные плашки институтов (3 шт) с бонусом и девизом покемонщиков и игроков Магии: "собери их всех". Никаких исследований и грандов, когда ты помогаешь института, отдаёшь им знания о животных, а те сыпали бы тебе бонусы в зависимости от того, чем помог или своего профиля. Масти карт и животных с географическое привязкой сделали, но при этом в зоопарке полно условностей: когда пустынные тушканчики в соседнем вальере поселится с северным оленями. Обустройство зоопарка - просто заваливание планшета полиминошками с уклоном в сычевальню. Из интересного и "оригинального" в Нове есть только механика круговорот карт с возрастанием силы, честно украденная у "Цивилизация: Новый рассвет", которая тоже, наверняка, была украден у кого-то ещё... С хороводом карт стоит считаться и порой, приходится хорошенько подумать дабы сыграть максимально выгодную комбинацию действий.
Игра, которая потенциально должна была стать убийцей" Покорение Марса", забыла дома яды и оружие, забыла про скрытность и с грохотом споткнулась у первого же охранника, смачно ударив лицом в грязь. Ничего хорошего кроме милой тематики и круговорот карт в игре нет. Куцый, скучный игровой процесс, где не игрок выбирает стратегию и стремиться к эфеккивной её реализации, а игра случайно подкидывает возможности и диктует направление развития.
Странно, что ее так все хвалят.
Отличная игра. Не должна нравиться всем.
Да и прикопаться можно к любой игре.
Соглашусь с вами на все сто!
Ничего странного, шикарная игра. Максимально вариативная, где есть место и стратегии, и тактике, отличная по динамике, без проседаний, механики работают слажено. Когда выстраиваешь комбинацию за комбинацией и видишь, какие это даёт плоды) - мало какая игра последних лет оставляла такие приятные послевкусия и хотелось заигрывать хоть несколько партий подряд.
Странно обратное. Например говорить о влиянии прихода карт, если тут, в отличие от других карточных игр, более 4 источников карт. При том, что можно играть через них (как раз используя по максимуму возможности прокрутки), а можно и вовсе от них почти не зависеть. Ну и так далее
Меня вот больше смущает рандом прихода карт (он тут есть, хоть и есть инструменты, чтобы попытаться это нивелировать) вкупе с гонкой по очкам. Если в Марсе три каната, и отслеживать концовку игры проще, да и нет определенных карт целей, которые нужно выполнить к концу игры, то в Арк нове можно просто дольше противника искать нужные тебе карты. К примеру, построив контактный зоопарк и заселив туда одно животное, я всю игру искал других контактников. Несколько таких карт увели из под носа (взаимодействие все таки есть), а при доборе они не выходили, хоть я и прокачал сразу же действие добора. Это касается и выполнения природоохранных проектов.
Процесс игры классный, и рандом бы так не смущал, ведь всегда есть чем заняться и куда развиваться, но если противнику пришли карты на выполнение целей быстрее, чем тебе, он просто заканчивает игру, оставляя тебя в отрицательных очках.
Не обязательно циклиться и переживать по поводу того, что что-то увели из-под носа.
Да и не самые сильные это карты.
Увели их, значит что-то оставили.)
Не было ни одной партии (а сыграл раз 10), чтобы приход карт выключал тебя из игры на победу. Нет в этой игре такого недостатка, как приход карт.
Нужно гибко работать с тем, что есть.
Контактный зоопарк просто пример, но вот природоохранные карты то точно желательно выполнять, поэтому, если для них подходящих карт не приходит, то это обидно. Ведь от прихода карт в целом зависит в долгосрочное ли ты планирование нацелен, или быстро выполнишь цели.
Я не радикально настроен против игры и буду пробовать играть еще и уже с мыслью, что Арк нова все таки гонка)
Мда, манямирок с "ударила лицом в грязь" у поциента конечно интересный
Спасибо за Ваш комментарий!👍
Поправьте меня, но при поверхностном ознакомлении с комментариями показалось, что взаимодействие игроков заканчивается на отборе карт. Насколько игра конфликтна в дуэли?
Есть еще несколько уровней взаимодействия (отбор партнеров, университетов, спец. жетоны с животных, момент объявления перерыва, спонсоры с эффектом "каждый раз, когда кто-то из игроков", гонка за природоохраннве проекты, награды и донаты,), но все это не прямое взаимодействие, примерно такое же как борьба за рынок карт, поэтому здесь ожидать конфликта не стоит, игра хороша другим
После более 10 партий, могу смело сказать, что правы, как те, кто критикуют игру, так и те, кто хвалят. В игре много рандома, в какой-то мере ее можно назвать тактическим евро, потому что строить долгосрочную стратегию в ней не очень эффективно. Всегда приходится отталкиваться от ситуации, благо путей и комбинаций в игре море. Игра постоянно заставляет, избавляется от "нужных" карт. Игрокам, которые любят придерживаться изначально выбранной стратегии, здесь придется несладко, и я думаю, это основная часть хейтеров игры. Арк нова достаточно долгая игра, особенно первые партии. И тут два минуса пересекаются, игра долгая, именно из-за того, что непредсказуемая. Игроков настигает аналитический паралич, когда кто-то подрезает карту или жетон, на который они рассчитывали, ломая всю их затею. В игре мало взаимодействия, карты "агрессии" привносят в игру еще больше хаоса и могут сломать даже краткосрочные планы, что опять-таки ведет к параличу и удлинению партии. Видимо поэтому, многие предпочитают играть без них. Мне больше понравилось раскладывать ее на двоих, и я бы никогда не сел играть в нее четвером. Однако, тут появляется еще один минус, ряд карт слабеют с уменьшением числа играющих.
Что касается плюсов, на мой взгляд, незаслуженно обделена похвалой система действий, движок, который лежит в основе всей игры. В нем нет никакого рандома, и все действия можно спланировать наперед, и для игроков, которые смогут быстро его обуздать, рандом в других частях игры будет уже нестрашен. На мой взгляд, это сердце игры, и, несмотря на обилие компонентов, и треков, конечный успех больше всего зависит от оптимизации движка-действий. Обилие компонентов можно отнести и к плюсам, игру интересно исследовать, и даже после множества партий она не надоедает.
Играли исключительно на 4х, долготы не почувствовали от слова совсем. Ну, или повезло с быстрыми игроками)
Ну первые пару партий то были по дольше остальных?
Ничего себе, игра уже в топ 4 бгг...
Так вы же тут это обсуждали ниже ещё 2 месяца назад, когда игра уже была в топ-4) Но ждем теперь топ-3, свой вклад уже внес
Может кто то продает с вставками на русском?
Кстати, давно хотел спросить, кто как в игре называет по-русски трек "conservation"
Ну по русски - это прироохранные проекты. Я в своем переводе решил использовать фразу - проекты возрождения природы, или просто трек возрождения. Следовал я тому, что фраза прироохранное длиннее conservation, тем самым создавало больше проблем при верстке, сильно нарушало оригинальную верстку, тем самым затрудняя перевод.
Я имею в виду за игровым столом во время партий, как называете?
По вёрстке понятно, да и "продвинь меня на 2 по треку охраны природы" как-то не очень как будто.
По треку "возрождения" по смыслу тоже не идеально
мне удобнее называть зелёные очки - очки возрождения.
У нас к 4й партии были "щиты" и "билетики" :)
Билетики, похоже, у всех закрепляется).
Логика простая: чем больше привлекательность зоопарка тем больше билетиков продаётся.
Защита природы - трек защиты - щиты отлично сочетаются и коротко.
У нас тоже билетики)
Щиты и билеты с первой партии))
Возрождение всё же больше ассоциируется с ситуацией, когда что-то умерло, а затем создаётся вновь (Эпоха Возрождения).
К биологическим видам это не относится.
Поэтому мне ближе восстановление. (Восстановление популяции Амурского тигра)
Пока больше других нравится вариант "трек восстановления" (природы).
А почему не "трек охраны"? Там и щиты как раз.
Да, сейчас трек защиты природы.
Защита - щит хорошо (
Восстановления был первый вариант.
"Восстановление популяции такого-то животного."
Много по разному называем, я часто говорю трек консервации, ещё трек щитка или победных говорим. Причём нижний это трек билетиков, что то привлекательность реже используем. Так же и с проектами говорим общие проекты и не общие вместо более длинного названия. Зачастую же я поддерживаю вот это говорим)
Называем "Охрана природы", "Привлекательность" и "Репутация"...
Что считается для проектов вода и камни в зоопарке? Кол-во построенных зверей с требованиями воды камней или соседние клетки любых вольеров готовых?
Количество требований камня и воды на картах животных и спонсоров
понятно, почему локализацию никак не выкатят - переводчик до сих пор мучается, как карта куриц работает в моменте :)
Игра просто великолепно играется сольно. Ограниченное количество ходов - также как в солорежиме Покорения Марса, но больше мозголомности. За неделю наиграл уже четыре партии и хочется ещё и ещё.
Ну, вот. Несмотря на приличный опыт в играх, ПМ - единственная игра, в которую раскладывал одну партию соло.
После игры на двоих сразу после получения коробки захотелось ещё закрепить правила и прочувствовать как она работает.
Учитывая, что Ark Nova по игровым механикам круче Покорения Марса, зародили зерно сомнения, не сделать ли второе исключение из правила не играть соло).
Внезапно игра так понравилась что впервые за десятилетие что играю в натолки решил попробовать соло режим. И он оказался неплох)
Други, есть пара вопросов по жетонам яда и гипноза:
1. Жетоны гипноза сбрасываются с карт после использования или нет? В фазе отдыха как я понял сбрасываются только жетоны яда и ограничения? Смысл жетонов гипноза состоит в том что игрок, который их накладывает может потом пользоваться картами действий других игроков с этими жетонами? Тогда если это так то при их использовании эти карты сдвигаются или нет?
2. Смысл жетонов яда состоит в том, что если игрок использует карты действий без этих жетонов (при их обязательном наличии хотя бы на одной карте), то он платит в запас 2 деньги? Или я чет не понял?
1. А в коробке точно есть жетоны гипноза? Не нашёл их просто. Есть только яд и удушение.
2. Жетоны яда не ограничивают игрока в розыгрыше карт, однако если на конец хода хотя бы на одной карте лежит такой жетон то платишь две монеты
Ааааа..... точно... тогда без вопросов. Я сам неправильно понял, это оказывается просто иконка на карте. Если разыгрывается карта с значком гипноза (просто этот значок из той же серии, что и яд), то игрок просто после выполнения текущего своего действия выполняет действие другого игрока с наибольшей популярностью (привлекательностью) с силой 1 либо 2 либо 3. Извиняюсь за невнимательность.
Жетон яда работает не так. Если в свой ход игрок не использовал карту с ядом, то платит 2. Если использовал- яд с карты сбрасывается, платить не нужно. Во время отдыха все жетоны сбрасываются.
Как я понял, оплата в конце хода. Если ты изначально выбрал карту действия без яда, но смог как-то сбросить последний жетон яда, то 2 деньги не платишь.
всё верно. однако яда обычно две штуки кидается, а потому с одной карты сбросили, а со второй нет. отсюда и оплата в 2 монеты.
Да. Предположим, в прежний ход одну уже скинул. Я к тому, что условие сбрасывания 2 монет несколько другое, чем выше указано.
Жетон яда работает следующим образом.
1. Если выбрана карта действия с жетоном яда, то она разыгрывается, жетон яла сбрасывается.
2. Если выбрана карта действия без жетона яда, то на конец хода проверяется, остались ли жетоны яда на конец хода. Если хотя бы на одной из карт действий остался жетон яда, то оплачивается 2 монеты. Если не можешь оплатить 2 монеты, то откатываешь ход обратно.
Хоть сверху и наплюсовали, но формулировки не точные.
Пример.
1. На начало хода 0 монет. Казалось бы мало выбора. Но игрок может в течение хода заработать 2 монеты и рассчитаться.
2. Игрок может в течение хода крутануть комбо из нескольких действий и скинуть жетон или 2 жетона яда.
Можно поинтересоваться откуда информация о том, что "если не можешь оплатить, то ход откатывается"?
Уже писали об этом.Нужно прочитать не только правила,но и обзор значков и глоссарий!Там подробные объяснения.Смотрите глоссарий как действует жетон яда!
Недавно приобрел игру и не нашел переведенного глоссария По сему решил сделать сам. Не судите строго, мой английский далек от совершенства, по этому перевел гуглтранслейтом и отредактировал по мере сил. Если нужен исходник в docx или у вас замечания к переводу, то лучше пишите в личку. По мере сил поправлю. PDF-версия в разделе Файлы и ссылки
Спасибо за работу.
На 1м этапе нужно определяться с терминологией.
Пример. "Получите 1 призыв." Звучит весьма странно.
У нас есть 2 трека, один из которых неплохо перевести, как трек привлекательности.
Соответственно Ваша фраза должна быть заменена на "Повысьте привлекательность зоопарка на 1".
Если есть вопросы по терминологии - пишите в личку. По мере сил буду отвечать.
Далее замените на вариант, которым можно будет пользоваться.
Подскажите, знающие люди.
У меня улучшенная карта строительства и она находится на 5 ячейке, могу ли я докинув два крестика построить два вольера размером 3 и 4?
да
1. Правильно ли я понимаю, что если лидер по треку привлекательности защитился от отрицательных эффектов карт животных, в т. ч. Гипноза, то эффект гипноза с карты животного не работает на второго игрока на треке, также находящегося впереди тебя? Для включения свойства гипноза нужно, чтобы не защитившийся игрок 2 догнал лидера на треке привлекательности зоопарка, верно?
2. Правильно ли утверждение: для участия в базовом проекте сохранения природы нужно иметь КАК МИНИМУМ нужное количество меток, не обязательно точное их число?
Пример. Проект с мелкими животными: иметь не менее 8/5/2 мелких животных. А не иметь ровно 8/5/2 мелких животных. (То есть с 6ю животными выполняется иметь 5)
1. Верно. Гипноз работает только на игрока с самой высокой привлекательностью. Защита первого игрока не отменяет того факта что он лидер по привлекательности.
2. Всё верно. как минимум, точное число не обязательно.
Оказывается, игрока с наибольшей привлекательностью можно выбирать как ДО, так и ПОСЛЕ розыгрыша карт животных и продвижения по треку привлекательности. Т.е. по таймингу
1. До или после розыгрыша первой, второй карт животных, применения из свойств определяем жертву гипноза.
2. Если ещё не добавили, то прибавляем привлекательность с разыгранной карты (карт) животных.
3. Разыгрываем свойство гипноза, пользуясь картой действия загипнотизированного. Например, если она 2 уровня, а твоя нет, то играется 2го уровн. И наоборот. Можно добавлять крестики для усиления. Если в ходе выполнения действия гипноза нужно выполнять другие действия (например, по свойствам карт животных), то уже используются твои карты действий, а не загипнотизированного.
4. После розыгрыша свойства гипноза карта действий загипнотизированного перемещается в слот 1.
Поехали в семьёй в Московский зоопарк, где нашли много зверей с карточек и сняли обзор игры с их участием. В нём снялись волки, слоны, пеликаны, леопард, много обезьян и одна спящая панда. У игры много плюсов и нам интересно было сыграть несколько партий, однако не самое лучшее оформление, излишне политкорректная тема, минимальный уровень взаимодействия между игроками (не считая карточки с пакостными для оппонентов эффектами, которые можно и, пожалуй, нужно не использовать), затянутость первых партий, чрезвычайно большой основной планшет и рандом в приходе карт -- всё это позволило сделать вывод, что игра, на наш взгляд, переоценена. Несмотря на привлекательную тему, высоченный рейтинг и хвалебные отзывы, Арк Нова претендует на то, чтобы стать нашим разочарованием года. Впрочем, все эти спорные выводы только в конце обзора, а в начале -- объяснение правил и большое количество зверюшек: https://youtu.be/KW4w56gtH1Q
Таки непонятно, тема привлекательная или излишне политкорректная?
Тема привлекательная для многих людей, так как людям нравятся зверушки. Но на мой взгляд, она подана тут излишне приторно и наивно-позитивно, мы мол такие классные, спасаем природу, сыграл и уже как будто сделал вклад в сохранение редких животных. В реальности же всё сложнее, спонсоры программ по спасению животных чаще всего корпорации, сами ответственные за кошмарные вещи, которые люди творят с окружающей средой, вписывающиеся в эти программы, чтобы улучшить свой имидж. То есть раньше мы играли в игры про капиталистов и колонизаторов, но теперь это неполиткорректно, поэтому подавай правильные игры. Но, например, сыграв в Карнеги, мы можем критически посмотреть на эту фигуру, обсудить его неоднозначное наследие, то тут типа всё классно, можно ничего не обсуждать, всё решено, строим зоопарки будущего, спасаем зверюшек, и спонсоры у нас это молодые хипстеры с макбуком. Но на практике это скорее помогает замалчивать проблемы, делать вид, что всё классно и мы классные, а кто не согласен — дураки.
Ну придраться можно и к фонарному столбу... Есть ли вообще однозначно позитивные темы? Даже торговля в Средиземноморье или фермерство в реальности сопровождались множеством нелицеприглядных вещей.
Тень на плетень. Это вы так решили, что про зверей сделали т.к. это политкорректно. Но многим просто интересны звери, т.к. от людей уже тошнит. Так реально можно тёмные пятна искать на солнце. Но зачем? Или вы хотели, чтобы в этой игре появились китайцы заживо снимающие кожу с животных, браконьеры убивающие животных в Африке, эксперименты в лабораториях над крысами. Типа игра должна быть реалистичной? С детишками хотели в это поиграть? )))
Ну про то, что людям нравятся зверюшки я вроде и выше написал, и в обзоре сказал. А в видео вырезал часть, которую тут написал, потому что это спорно, и возможно мои доводы здесь не слишком убедительно звучат. Так что здесь я могу лишь сослаться на обзор SUSD, в котором ребята деляться аналогичным комментарием. Примерно об этом же я кстати думал, играя в Ласердовский CO2 (и что отметил мой брат, погружённый в тему). Что берётся вроде бы позитивная и правильная тема охраны окружающей среды, однако подана она в излишне, подчеркну, на мой взгляд, позитивном ключе. Я лишь немного интересуюсь темой зоозащиты, и чуть больше экологии. И по моим впечатлениям ситуация гораздо мрачнее, чем то, как это показано в западной попкультуре, например, в настолках. И это в целом свойственно новой повестке, в рамках которой мы не говорим о плохом, делаем вид, что кругом равноправие и звери в безопасности... Это далеко не главный минус/аспект игры, который я отмечаю, но всё же я посчитал нужным по крайней мере упомянуть об этом.
А как её ваш взгляд нужно подавать? Как работает любая мотивационная идея? Если ваша задача привлечь внимание, попробовать "преодолеть цинизм", сподвигнуть к определённым действиям, с чего нужно начинать? Разумеется к разным людям нужен разный подход, но вы не думали, что предложенный вами подход у подавляющего большинства вызовет отторжение? Да и тема всегда ограничена: вы не можете затронуть всё процессы, детали, проблемы выбранной предметной области. Тем более в настольных играх, где многое приходится сводить к условностям. Почему в военных играх не говорится о коррупции, дезертирстве? Почему в игре про выращивание овощей нет сорняков, вредителей, монополистов, налогов, а про выращивание свиней - дезинфы о чуме под предлогом которой уничтожаются фермы? Почему в играх про выставление вагонов на карту, не говорится о несчастных случаях, а финансовые вопросы вообще игнорируются? Здесь речь про строительство зоопарка + поддержку природоохранных проектов, собственно это и описано, вносить в и без того тяжеловесную игру дополнительные переменные - неоправданно перегружать и получить совершенно обратный эффект. Так что да, вы просто нашли за что зацепиться, тем более описанные вами проблемы относятся к совершенно другим сферм, а локальные природоохранные проекты/организации подобных не имеют. И таким образом можно высказаться о теме любой не абстрактной игры.
По самому отзыву тоже есть противоречия: минимум взаимодействия - минус, но нужно его вообще не использовать?
Рандом выхода, в карточной игре с колодой, где множество возможностей влиять на него? Где у вас выбор обычно из 11+ карт?
Но это я опять же просто не согласился со мнением, но ничего против него не имею. Наоборот, хорошо, когда есть разные отзывы. Хоть и странно.
Оформление. Ну тут скорее соглашус.
Время партии. 3 часа - может много, но как бы норма для подобного рода игр, странно ожидать обратного, особенно с учётом что всё игры из которых заимствованы идеи столько же занимают часто.
Размер поля - не понятно с чего вообще считать минусом.
Друзья, подчеркну, что это мой авторский обзор, мои и моих друзей впечатления от игры. Я попытался как мог проанализировать чем нам не зашла игра, выделив разные аспекты. Претензии к теме я отметил в конце и вскользь. Часть критических замечаний подкреплена мнениями других игроков и обзорщиков на бгг. В частности, во многих отзывах люди отмечали, что им не нравятся карточки с эффектами take that. В этой игре особенно. А кроме них взаимодействия и правда ведь мало. Кому-то это плюс, но нам нравятся другого типа игры. Про рандом и затянутость многие тоже писали, на что им отвечали в комментариях, что с опытом скорость игры увеличивается (и это оказалось правдой), что рандом есть, но нужно не ждать нужной карточки, а играть с тем, что есть, увеличивать репутацию и так далее. Про размер поля тоже многие писали, его реально можно было сделать меньше, кому-то (с большим столом) это ок и даже хорошо, а нам доставляло сложности.
В общем и целом эти минусы я отметил вовсе не для того, чтобы прицепиться к игре и найти повод снизить балл, а наоборот, попытаться объяснить себе и зрителям почему нам не хочется больше играть в эту игру, чем она нас не зацепила. Всем хороших игр! Жаль, что в комментариях все начали писать о теме, и никак не оценили старания по нахождению животных с карточек, если честно, это было очень увлекательно :)
старания мы отметили лайками на ютубе, а тесера для срачей)))
Хм, интересно. Вроде то о чем вы говорите, не новая повестка, а нечто старое как мир. Повестка это проблематизация того, что не всегда проблематизации требует, как делаете сейчас вы. То о чем вы говорите абсолютно справедливо, но не в контексте данной игры. Авторский взгляд может быть любым, да, тут он абсолютно стирильный. Игра физически не может отражать все аспекты и ко-процессы. Эклунд пытается это делать, но в итоге все его заметки вокруг предмета постоянно подвергаются критике и нападкам. Мне нравится подход варгеймов, где с игрой идет историческая справка, так как механизмы даже там не могут отразить все ньюансы ситуации. Хотя как вы знаем и историческая справка скорее всего станет предметом споров. Думаю, что это максимум, что можно ждать от игр, если конечно они не делаются активистами.
По моему вы немного перемудрили с описанием своих впечатлений.. 🙂 но я вроде понял о чем вы.. да, было бы покруче, если бы мы еще в этой игре боролись со "злом" в виде браконьеров или каких то корпораций, которые своими действиями вредят природе и животным и тд.. и через призму борьбы с этими проблемами, люди бы вообще узнавали об этих проблемах чуть больше.. хотя бы через игру... ну и это было бы и позитивно и увлекательно, допустим спасти вымирающий вид животного и начать его размножать в своем зоопарке, потом отдавать приплод в другие зоопарки и заповедники и тд.. перед этим нам бы выдали описание - мол этот вид вымирает, так как китайцы делают из костей этого животного лекарство от насморка)) мда.. но эта западная политкорректность конечно я согласен... это полный отстой
Как раз тогда бы все начали кричать, что опять в настолки пихают повестки, дайте нам просто поиграть.
Да, лучше не заморачиваться, подумаешь там еще вымерло пару десятков видов животных, нам до этого какое дело, зачем нам этот негатив, мы хотим просто играть в настолочки и не загрязнять себе жизнь всей этой чернухой.. мы же все равно ничего не можем с этим поделать - правда?? 🙂
Именно. Большинству не нужна историческая справка в Острове духов об ужасах колониализма, в Брассе о вреде работы на пивоваренных заводах, в Food Chain Magnate о вреде фаст-фуда, в варгеймах о военных преступлениях и т.д. Пусть игры остаются играми.
не знаю как с остальным, но в варгеймах подобная справка необходима!
Так у них и цель зачастую в воссоздании конкретных событий.
Если вам нужна правда, то вы её можете найти в наш информационный век на разных носителях и разными способами. А вот превращать настольные игры в трибуну для продвижения нужной кому-то повестки - явно попахивает фанатизмом. Не забывайте - это хобби и способ провести время с друзьями и близкими. Оно может стать поводом для обсуждения и этого более чем достаточно. Да и есть такие игры. А стремление превратить стандартные вещи в средство пропаганды чьих-то взглядов не вызывыаает понимание. С таким же успехом можно мягкие детские игрушки продавать с "комплектом информации для размышления".
Ну, искусство часто становится проводником мыслей создателя, иногда нарочно, иногда невольно. Не вижу в этом ничего плохого - если этого слишком много или оно не подходит, то можно в игру просто не играть. Плохо, если кроме этого ничего больше нет или если автор лукавит (например, отрабатывает чей-то заказ).
теория заговора.
Да нет там никакой темы, тут зверушки, где то были птицы, возможно где-то овощи. Это не тема это просто чтобы картинки можно было разными делать. Тема это там, где есть конфликт и история какого либо мира. Повстанцы и империя, фашисты и красная армия, ланистеры и старки, орки и эльфы, Дракула и охотники.
https://boardgamegeek.com/thread/2930268/pros-and-cons-review-ark-nova-deep-game-analysis-a
Подскажите нужно ли оплачивать строительство уникальных зданий при выполнении мгновенного свойства на картах спонсоров?
И такой вопрос, - некоторые карты приносят очки за поддержанные проекты, что делать в ситуации (при игре вдвоём и в троён) если я поддержал проект выложенный с руки(сверху планшета ассоциаций) и другие игроки/игрок в результате розыгрыша новых проектов сбросили проект поддержанный мною? Смогу ли я при выполнении условий карточки учитывать поддержанный, но сброшенный проект?
Если правильно помню, то количество поддержанных проектов считается по числу снятых с планшета кубиков. Поэтому да, будете учитывать.
Правильно помните.Добавлю,что больше 7 проектов выполнять нельзя. (Уточнял на бгг)
Кубик возвращается в запас игрока, но на личном планшете слева останется пустое место, поэтому можно будет учитывать снятые с планшета кубы. Спасибо!
За уникальные здания платить НЕ нужно (бесплатно)
Спасибо!
Ну вот и Сумерки позади. 6 место. Посмотрим обгонять ли Покорение Марса?
Легко. Учитывая тот факт что они совсем рядом, а Марс только падает по оценке.
Ну по сути должна, хотя бы потому что не смотря на то что ТМ и хорошая игра но ей уже много лет.
Так Терра мистику она уже давно перегнала.
А вот и Топ-4. Чтобы превзойти ПМ понадобилось 5 дней)
Ну и хайп
Ну после первой игры полёт нормальный. Главное, что жене понравилась. Но концовка и подсчёт очков спорны... Посмотрим, что дальше. Кстати, теперь Я, наконец, вошёл в круг тех, кто действительно хочет эту игру)))
А что спорный? Финальная цель карты спонсоров подсчитать)) После 1 партии возникает желание сыграть еще))
Так может огонь игра?)
Да огонь 10 партий уже и только начинаешь понимать какие то вещи, вариативность очень большая, комбо вомбо запредельные потому что синергия карт очень хорошая, партии сокращаются по времени и становятся в районе 2 часов на двоих. Минус как и в Марсе надо замешать грёбаных 200+ карт.