По меньшей мере две карты в игре дают возможность возводить постройки.
Каменщик: Заплатите 8 [монет] и постройте 2 _любые_ постройки, независимо от их цены.
Архитектор-дилетант: За 1 [очко] возведите постройку ценой 2 или 3 [монеты] ИЛИ за 2 [очка] возведите _любую_ постройку.
Вчера возник спор по поводу чтения свойств данных карт. Суть вопроса: можно ли построить с помощью этих карт большой подвал, если еще нет среднего? (желательно с ссылкой на источник)
Казалось бы, в правилах написано, что для возведения большого подвала, сначала нужен средний, но в тексте карт сказано "возведите ЛЮБУЮ постройку". Да, подразумевается видимо, что можно возвести постройку игнорируя ее стоимость, но написано-то именно "любую" и с такой формулировкой большой тоже вполне подходит. Не написано "возведите постройку игнорируя ее стоимость или улучшите подвал бесплатно", написано именно "любую постройку".
Ну, то есть, на сколько удобно реализовано сохранение прогресса ? в плане всё собрать,потом всё разложить. В той же мрачной гавани у нас раскладка по времени занимала примерно столько же, сколько сама партия )
Как у этой игры с сохранением прогресса? Сегодня раскладывал спящих богов и конечно возня с двумя десятками зиплоков это боль. Не такая боль как с Мрачной Гаванью, но всё-таки.
Не совсем понял, сколько действуют карты приключений/рынка после активации? То есть, есть допустим предмет +2 к блоку. Если я трачу приказ, чтобы активировать эту карту, то: Первый вариант - у меня +2 к блоку, пока с карты не будет убран приказ? Второй вариант - у меня +2 к блоку против одной конкретной контратаки?
Пока мало наиграли, но сложилось впечатление, что все интриги это всё-таки мощные инструменты. Те же 2 влияния могут быть очень полезны в нужный момент, например дать дополнительную карту "пряность должна течь" с ПО или выдернуть мощную карту с рынка ближе к началу партии. В общем, интриги дают очень крутые возможности и надо просто учитывать эти возможности во время игры. Как раз то что у противника может быть интрига с боевой силой, карты дающие ПО и т.д.
Периодически слышу жалобы на дисбаланс в базе, но так и не понял, в чем он заключается. Просветите, кто-нибудь, в чем суть претензий? Допами лечится или надо ждать апрайсинг?)
Потратил некоторое время на изучение вопроса с эрой корпораций по БГГ. На сколько я понял, по замыслу автора, эра должна использоваться везде, кроме базовой версии игры. И все дополнения балансировались с учетом использования эры. Например в этом форуме автор игры пишет про венеру и корпорации https://boardgamegeek.com/thread/1913206/world-govt-needed-when-playing-without-corporate-e Вроде было где-то попадалось сообщение от автора игры с таким же смыслом про Пролог, но не могу уже найти ссылку. С другой стороны, есть знакомые наигравшие 100+ игр со всеми допами, но не использующие при этом эру. Наверное, как и в случае с остальными допами, нужно просто пробовать и смотреть зайдет или нет. Также, на сколько я понял, эра очень хорошо сочетается именно с Прологом, так как Пролог компенсирует отсутствие производства ресурсов на старте игры.
Вы явно владеете вопросом. А что можете сказать про эру корпораций из базовой коробки? Всегда ли стоит ее использовать? С чем хорошо сочитается, с чем нет?
Все прям не хочется, так как свободного времени не так много бывает, а Марс игра и так довольно продолжительная. Но вот на Пролог уже сагитировал комментатор ниже.
Описанная вами грызня за колонию напоминает сценарий который часто возникает у нас за столом при игре в тиранов подземья. Двое игроков начинают ожесточенную борьбу за один город, а в это время третий спокойно захватывает под карты и побеждает) Но это офтоп уже, извините.
Большое спасибо за подробный разбор! Многие вещи стали понятнее. Про Венеру, в частности, интуиция верно значит мне маякнула, что недоделанный доп) И с Прологом ситуация яснее стала, возьму наверное при возможности.
Почитать стоит чтобы выдать конструктивную критику как, к примеру, товарищ ниже. Он поясниет за Пролог, что та самая, так смутившая меня метка, встречается всего на одной карте. Именно с целью получения такого фидбэка данные впечатления и публиковались.
Спасибо всем, кто откликнулся на вопрос про допы. Почитал тут и сам правила к каждому и составил некоторое мнение. Чувствую, что публикация может вызвать волну гнева сообщества, но все-так попробую. В первую очередь надеюсь, что благородные доны смогут конструктивно убедить в поспешности и ошибочности моих суждений) ***
Сразу отдельно отмечаю, что все нижеследующие заключения сделаны исключительно на основе прочтения правил. Не более чем еще одно ценное лично мнение из интернета) ***
В общем, если коротко, то показалось, что все выпущенные расширения довольно паршивые (кроме помянутых тут дэлюксовых планшетов игроков - это точно мастхэв!). Базовая игра вполне самодостаточна, целостна и прекрасна сама по себе.
И так, к Марсаэу выпущено аж пять допов разной степени бесполезности. Но раз уж потратил время на чтение правил, то теперь и пару слов о каждом напишу.
1. Пролог. Дополнение представляет из себя набор карт, которые раздаются перед партией и дают различные стартовые бусты вашей корпорации. Усиливает различия между корпорациями и делает начало игры более динамичным за счёт того, что на старте становится больше ресурсов и возможностей.
Этот доп был бы лучшим из всех, если бы не добавлял в игру новый тип меток который типа джокера подходящего к другим меткам... но не всегда. В одной ситуации надо его учитывать, а в другой нет. Когда карта с такой меткой уже разыграна, то она учитывается при выполнении действий. А при определении наград не учитывается. Но при этом может быть задействована при заявлении о достижении. А при эффектах активируемые при разыгрывании меток - снова не учитывается.
В итоге при неплохой идеи и небольшом количестве новых правил, одна дурацкая метка вносит большое количество путаницы, что перевешивает потенциальную (и без того небольшую) пользу дополнения.
2. Эллада и Элизий. Самый простой доп из всех. Добавляет в игру два альтернативных поля с другими сторонами Марса. На них по другому расположены места для океанов и территориальные бонусы, а также немного измененен набор наград и достижений.
Наверное есть смысл в использовании этого допа, если почему-то надоело играть на базовом поле. Хотя базовое поле, по моему мнению опять же, очень хорошо сбалансировано.
3. Венера. Это похоже самое бесполезное дополнение из всех.
Зачем-то добавляет в игру ещё один глобальный параметр - шкалу тераформирования Венеры и соответствующие действия, карточки проектов и корпораций. При этом, заполнять эту шкалу даже не обязательно, так как на условия окончания игры она никак не влияет, а только приносит рейтинг тераформирования.
В целом, этот доп выглядит просто недоделанным - добавляет странный контент даже тематически не подходящий к базовой игре. Да ещё и кучу ненужных правил, - целую новую дополнительную фазу хода, к примеру, - от чего игра становится только сложнее и дольше, но никак не интереснее.
4. Колонии. Добавляет в игру возможность основывать колонии за приделами Марса, а после торговать с ними. Содержит в себе кучу новых правил, дополнительные игровые поля, карты и фишки.
Можно сказать, что этот доп добавляет в игру ещё одну мини-игру, а в итоге получаем только альтернативный источник ресурсов. Зато расплачиваемся за это существенным усложнением правил и временем игры. Единственный плюс допа в том, пожалуй, что он хотя бы тематически подходит к игре лучше чем та же Венера, хотя в целом тоже выглядит протянутым за уши. Как и в случае с Элладой, может зайти только если заиграли базу до дыр и хочется какого-то разнообразия.
5. Кризис. Еще один объемный доп добавляющий в игру кучу контента.
В первую очередь - это комитет тераформирования. Эдакое правительство с возможностью влиять на правила игры путем принятия политик различных фракций. В комитете можно и нужно иметь своих делегатов, чтобы лоббировать политику фракций подходящих вашей корпорации. Вместе с комитетом в игру добавляются глобальные события, которые также влияют на всех игроков на протяжении нескольких раундов.
В плане механик, к сожалению, доп представляет из себя ещё одну игру в игре. То есть, у нас тут куча правил, дополнительные игровые поля, карты, фишки и маркеры. Без сомнения, сильно усложняет и без того не простую игру, рассеивает внимание, затягивает время партии. Но в плане тематики вписывается в игру куда лучше чем Венера или Колонии и представляет самые интересные возможности, что хоть как-то оправдывает сильное усложнение игры. ***
На последок, после большого потока негатива, еще раз отмечу, что базовую версию Покорение Марса считаю выдающейся игрой и одной из лучших настолок ever!
Планшеты, похоже, самое полезное из всего, уже есть) Для остальных допов почитал правила и пока как-то совсем не впечатлило. Пока база кажется вполне самодостаточным и целостным произведением.
Да, но в разделе подсчёта очков, в самом конце написано взять все свои карты, включая карты событий. Но я уже сообразил, что это относится только к подсчёту победных очков на картах. А учрежденные награды к этому моменту уже посчитаны, так что спецпрект на них уже никак повлиять не может. В любом случае, спасибо за ответ!
Если у меня есть возможность увеличить или уменьшить требование проекта на 2 температуры, то имеются в виду 2 градуса (то есть одно деление на шкале) или именно 2 деления на шкале (что в общей сложности дает мне +/- 4 градуса)?
Когда повышаешь температуру до нуля, то получаешь тайл океана. При выкладывании этого тайла нужно дополнительно повышать РТ? То есть, я получаю РТ за повышение температуры, п потом еще дополнительный РТ за бонусный тайл воды?
Урок "получите в два раза больше очков за третье по размеру семейство" из семейного варианта игры. Подскажите, начисляются ли очки за этот урок, если все семейства одинакового размера? То есть, если, к примеру, в конце игры у меня 4 семейства по 4 кошки?
Испытали сегодня сценарий номер 1 на шестилетнем ребенке. Справился без проблем, просит ещё. Единственное затруднение вызвало ламинированное поле. Ребенку трудно записывать мелкие цифры толстым маркером да ещё и так чтобы при этом не стереть то что кругом написано. Бумага с карандашом в этом плане удобнее была бы. Первый сценарий легче бумажных кварталов, в них бы с шестилеткой не рискнул играть. В целом, первый опыт игры очень позитивный.
Пришла коробочка с предзаказа. Картон толстенький, цвета сочные. Но! В моей коробке была не очень хорошая вырубка жетонов с одной из сторон (с той где нет игровой информации к счастью) - слой с краской так и норовил оторваться при выдавливании. Такое встречается не редко, так что я был готов и в итоге никто не пострадал) Надеюсь это косяк только моей коробки, но на всякий случай имейте в виду и будьте осторожны.
В целом всё хорошо! Лавке спасибо за издание этой и других прекрасных игр)
А оформление, тоже только коробка?)
Есть какая-то разница между изданиями в синей коробки и вот тем с женщиной и на обложке?)
А ткните носом плз, где в правилах написано, что текст карты имеет приоритет?) Листаю, никак не найду.
По меньшей мере две карты в игре дают возможность возводить постройки.
Каменщик: Заплатите 8 [монет] и постройте 2 _любые_ постройки, независимо от их цены.
Архитектор-дилетант: За 1 [очко] возведите постройку ценой 2 или 3 [монеты] ИЛИ за 2 [очка] возведите _любую_ постройку.
Вчера возник спор по поводу чтения свойств данных карт. Суть вопроса: можно ли построить с помощью этих карт большой подвал, если еще нет среднего? (желательно с ссылкой на источник)
Казалось бы, в правилах написано, что для возведения большого подвала, сначала нужен средний, но в тексте карт сказано "возведите ЛЮБУЮ постройку".
Да, подразумевается видимо, что можно возвести постройку игнорируя ее стоимость, но написано-то именно "любую" и с такой формулировкой большой тоже вполне подходит. Не написано "возведите постройку игнорируя ее стоимость или улучшите подвал бесплатно", написано именно "любую постройку".
Возможно это неточность перевода?
Евро без подсчёта очков:
Виноделие, колонизаторы, дюна империя.
Только то, что сходу вспомнилось)
Ну, то есть, на сколько удобно реализовано сохранение прогресса ? в плане всё собрать,потом всё разложить.
В той же мрачной гавани у нас раскладка по времени занимала примерно столько же, сколько сама партия )
Как у этой игры с сохранением прогресса?
Сегодня раскладывал спящих богов и конечно возня с двумя десятками зиплоков это боль. Не такая боль как с Мрачной Гаванью, но всё-таки.
То есть рейнджеры проще куа?
Куа показался слишком злым. Хотелось бы как раз чего-то похожего, но проще)
Премного благодарен!
И буду благодарен, если с ссылкой на раздел правил.
Не совсем понял, сколько действуют карты приключений/рынка после активации?
То есть, есть допустим предмет +2 к блоку. Если я трачу приказ, чтобы активировать эту карту, то:
Первый вариант - у меня +2 к блоку, пока с карты не будет убран приказ?
Второй вариант - у меня +2 к блоку против одной конкретной контратаки?
Интриги такие же злые как в базе?)
Пока мало наиграли, но сложилось впечатление, что все интриги это всё-таки мощные инструменты. Те же 2 влияния могут быть очень полезны в нужный момент, например дать дополнительную карту "пряность должна течь" с ПО или выдернуть мощную карту с рынка ближе к началу партии. В общем, интриги дают очень крутые возможности и надо просто учитывать эти возможности во время игры. Как раз то что у противника может быть интрига с боевой силой, карты дающие ПО и т.д.
Да) по одному отряду, ответ выше.
Металл и титан просто дают постоянную скидку? Их не нужно тратить, как в "большом" марсе?
Периодически слышу жалобы на дисбаланс в базе, но так и не понял, в чем он заключается. Просветите, кто-нибудь, в чем суть претензий?
Допами лечится или надо ждать апрайсинг?)
Можно ли играть карту, если нет возможности выполнить все её предписания? Желательно с ссылкой на источник.
К примеру, карта "Chosen of Lolth". Ее текст:
Return another players troop or spy.
At end of turn, promote another card played this turn.
Если бы тут была стрелочка, то и вопроса не было бы, но тут просто текст.
Могу ли я сыграть эту карту для промоута, если нет вражеского отряда или шпиона, который можно вернуть?
Как в других колодостроях с этим дела обстоят?
Понятно, спасибо!
Полистал правила и чего-то не вкурил, зачем нужны пластиковые миньки драконов?)
Для онлайна со всеми допами есть браузерная опенсорсная версия игры.
https://github.com/terraforming-mars/terraforming-mars#README
Потратил некоторое время на изучение вопроса с эрой корпораций по БГГ. На сколько я понял, по замыслу автора, эра должна использоваться везде, кроме базовой версии игры. И все дополнения балансировались с учетом использования эры. Например в этом форуме автор игры пишет про венеру и корпорации https://boardgamegeek.com/thread/1913206/world-govt-needed-when-playing-without-corporate-e
Вроде было где-то попадалось сообщение от автора игры с таким же смыслом про Пролог, но не могу уже найти ссылку.
С другой стороны, есть знакомые наигравшие 100+ игр со всеми допами, но не использующие при этом эру.
Наверное, как и в случае с остальными допами, нужно просто пробовать и смотреть зайдет или нет.
Также, на сколько я понял, эра очень хорошо сочетается именно с Прологом, так как Пролог компенсирует отсутствие производства ресурсов на старте игры.
Вы явно владеете вопросом.
А что можете сказать про эру корпораций из базовой коробки? Всегда ли стоит ее использовать? С чем хорошо сочитается, с чем нет?
Да, грешен, любою это дело)
И вас вот в словоблудие втянул тоже XD
Ну чего-то конструктивного всё же удалось добиться в итоге ведь, заметьте.
Все прям не хочется, так как свободного времени не так много бывает, а Марс игра и так довольно продолжительная.
Но вот на Пролог уже сагитировал комментатор ниже.
Описанная вами грызня за колонию напоминает сценарий который часто возникает у нас за столом при игре в тиранов подземья.
Двое игроков начинают ожесточенную борьбу за один город, а в это время третий спокойно захватывает под карты и побеждает)
Но это офтоп уже, извините.
Большое спасибо за подробный разбор!
Многие вещи стали понятнее. Про Венеру, в частности, интуиция верно значит мне маякнула, что недоделанный доп)
И с Прологом ситуация яснее стала, возьму наверное при возможности.
Почитать стоит чтобы выдать конструктивную критику как, к примеру, товарищ ниже.
Он поясниет за Пролог, что та самая, так смутившая меня метка, встречается всего на одной карте. Именно с целью получения такого фидбэка данные впечатления и публиковались.
Спасибо всем, кто откликнулся на вопрос про допы. Почитал тут и сам правила к каждому и составил некоторое мнение. Чувствую, что публикация может вызвать волну гнева сообщества, но все-так попробую. В первую очередь надеюсь, что благородные доны смогут конструктивно убедить в поспешности и ошибочности моих суждений)
***
Сразу отдельно отмечаю, что все нижеследующие заключения сделаны исключительно на основе прочтения правил. Не более чем еще одно ценное лично мнение из интернета)
***
В общем, если коротко, то показалось, что все выпущенные расширения довольно паршивые (кроме помянутых тут дэлюксовых планшетов игроков - это точно мастхэв!). Базовая игра вполне самодостаточна, целостна и прекрасна сама по себе.
И так, к Марсаэу выпущено аж пять допов разной степени бесполезности. Но раз уж потратил время на чтение правил, то теперь и пару слов о каждом напишу.
1. Пролог.
Дополнение представляет из себя набор карт, которые раздаются перед партией и дают различные стартовые бусты вашей корпорации. Усиливает различия между корпорациями и делает начало игры более динамичным за счёт того, что на старте становится больше ресурсов и возможностей.
Этот доп был бы лучшим из всех, если бы не добавлял в игру новый тип меток который типа джокера подходящего к другим меткам... но не всегда. В одной ситуации надо его учитывать, а в другой нет. Когда карта с такой меткой уже разыграна, то она учитывается при выполнении действий. А при определении наград не учитывается. Но при этом может быть задействована при заявлении о достижении. А при эффектах активируемые при разыгрывании меток - снова не учитывается.
В итоге при неплохой идеи и небольшом количестве новых правил, одна дурацкая метка вносит большое количество путаницы, что перевешивает потенциальную (и без того небольшую) пользу дополнения.
2. Эллада и Элизий.
Самый простой доп из всех. Добавляет в игру два альтернативных поля с другими сторонами Марса. На них по другому расположены места для океанов и территориальные бонусы, а также немного измененен набор наград и достижений.
Наверное есть смысл в использовании этого допа, если почему-то надоело играть на базовом поле. Хотя базовое поле, по моему мнению опять же, очень хорошо сбалансировано.
3. Венера.
Это похоже самое бесполезное дополнение из всех.
Зачем-то добавляет в игру ещё один глобальный параметр - шкалу тераформирования Венеры и соответствующие действия, карточки проектов и корпораций. При этом, заполнять эту шкалу даже не обязательно, так как на условия окончания игры она никак не влияет, а только приносит рейтинг тераформирования.
В целом, этот доп выглядит просто недоделанным - добавляет странный контент даже тематически не подходящий к базовой игре. Да ещё и кучу ненужных правил, - целую новую дополнительную фазу хода, к примеру, - от чего игра становится только сложнее и дольше, но никак не интереснее.
4. Колонии.
Добавляет в игру возможность основывать колонии за приделами Марса, а после торговать с ними. Содержит в себе кучу новых правил, дополнительные игровые поля, карты и фишки.
Можно сказать, что этот доп добавляет в игру ещё одну мини-игру, а в итоге получаем только альтернативный источник ресурсов. Зато расплачиваемся за это существенным усложнением правил и временем игры. Единственный плюс допа в том, пожалуй, что он хотя бы тематически подходит к игре лучше чем та же Венера, хотя в целом тоже выглядит протянутым за уши. Как и в случае с Элладой, может зайти только если заиграли базу до дыр и хочется какого-то разнообразия.
5. Кризис.
Еще один объемный доп добавляющий в игру кучу контента.
В первую очередь - это комитет тераформирования. Эдакое правительство с возможностью влиять на правила игры путем принятия политик различных фракций. В комитете можно и нужно иметь своих делегатов, чтобы лоббировать политику фракций подходящих вашей корпорации. Вместе с комитетом в игру добавляются глобальные события, которые также влияют на всех игроков на протяжении нескольких раундов.
В плане механик, к сожалению, доп представляет из себя ещё одну игру в игре. То есть, у нас тут куча правил, дополнительные игровые поля, карты, фишки и маркеры. Без сомнения, сильно усложняет и без того не простую игру, рассеивает внимание, затягивает время партии. Но в плане тематики вписывается в игру куда лучше чем Венера или Колонии и представляет самые интересные возможности, что хоть как-то оправдывает сильное усложнение игры.
***
На последок, после большого потока негатива, еще раз отмечу, что базовую версию Покорение Марса считаю выдающейся игрой и одной из лучших настолок ever!
Планшеты, похоже, самое полезное из всего, уже есть)
Для остальных допов почитал правила и пока как-то совсем не впечатлило. Пока база кажется вполне самодостаточным и целостным произведением.
Есть мастхэв допчики для этой игры?)
Да, но в разделе подсчёта очков, в самом конце написано взять все свои карты, включая карты событий.
Но я уже сообразил, что это относится только к подсчёту победных очков на картах. А учрежденные награды к этому моменту уже посчитаны, так что спецпрект на них уже никак повлиять не может. В любом случае, спасибо за ответ!
У питомцев написано, что животные с этой карты никогда не убираются.
Но у хищников написано, что онт дают убрать животное с любой карты. Кому верить?)
У этой карт есть метка открытия.
Подскажите, учитывается ли эта метка в конце игры для награды Учёный?
Если у меня есть возможность увеличить или уменьшить требование проекта на 2 температуры, то имеются в виду 2 градуса (то есть одно деление на шкале) или именно 2 деления на шкале (что в общей сложности дает мне +/- 4 градуса)?
Когда повышаешь температуру до нуля, то получаешь тайл океана. При выкладывании этого тайла нужно дополнительно повышать РТ?
То есть, я получаю РТ за повышение температуры, п потом еще дополнительный РТ за бонусный тайл воды?
Урок "получите в два раза больше очков за третье по размеру семейство" из семейного варианта игры.
Подскажите, начисляются ли очки за этот урок, если все семейства одинакового размера?
То есть, если, к примеру, в конце игры у меня 4 семейства по 4 кошки?
Где-нибудь нынче можно это чудо достать почитать?
Испытали сегодня сценарий номер 1 на шестилетнем ребенке. Справился без проблем, просит ещё.
Единственное затруднение вызвало ламинированное поле. Ребенку трудно записывать мелкие цифры толстым маркером да ещё и так чтобы при этом не стереть то что кругом написано. Бумага с карандашом в этом плане удобнее была бы.
Первый сценарий легче бумажных кварталов, в них бы с шестилеткой не рискнул играть.
В целом, первый опыт игры очень позитивный.
Пришла коробочка с предзаказа.
Картон толстенький, цвета сочные.
Но! В моей коробке была не очень хорошая вырубка жетонов с одной из сторон (с той где нет игровой информации к счастью) - слой с краской так и норовил оторваться при выдавливании.
Такое встречается не редко, так что я был готов и в итоге никто не пострадал)
Надеюсь это косяк только моей коробки, но на всякий случай имейте в виду и будьте осторожны.
В целом всё хорошо! Лавке спасибо за издание этой и других прекрасных игр)
https://docs.google.com/document/u/0/d/1LDE940h1v8Z0-6eeOWII4EzVLdkRgbF-depTM5gIT1k/mobilebasic
Английский язык