Оценка пользователей
9.0566
Оценить:
-
-AdRiver-

10 по 10 и другие итоги года

время: 24 декабря 2019 место: Сандански, Москва, Санкт-Петербург

Где-то на bgg как раз около года назад мне попались простые правила испытания: сыграть за год в десять игр хотя бы по десять партий в каждую. Мы приняли вызов и начали вести список всех разложенных в 2019-м году настолок. Пришло время подвести итоги.

 

 

Саграда

Весь прошлый январь мы провели на Балканах, где мои родители открыли небольшой бизнес — игровой клуб. Помимо видеоигр, они закупили туда и несколько настольных игр (в которые кроме нас там похоже никто и не играет — местную публику интересуют исключительно «Фортнайт» и Fifa). Проведя в клубе несколько дней, мы оперативно сыграли там ровно десять партий в красивейшую «Саграду», размещая цветные кубики в витражи неоготического собора. Игра нам понравилась значительно больше, чем опробованные в этом же году «Азул» и «Роскошь».

 

 

Момбаса

Вторая настолка из клуба — «Момбаса» — стала одним из главных открытий года. Мы с женой очень любим Пфистера, его Great Western Trail оказался в нашем топе в 2017-м году. Постмодернистская идея, реализованная в «Империал 2030», что игрок не контролирует страну или корпорацию, но инвестирует средства в акции — интересным образом переворачивает простую дихотомию свои-чужие, свойственную большинству игр с контролем территорий. Отличное оформление, колодострой с несколькими колодами сброса, множество интересных решений, одним словом, «Момбаса» — зашла. В конце года коробка была переправлена в Москву, где и были отыграны оставшиеся до десяти партии.

 

 

Проект «Гайя»

Проект «Гайя» находится в тройке самых любимых нами игр, и мы уже второй год продолжаем активно доставать её с полки, не переставая получать удовольствие. Большое количество рас, множество вариантов развития событий, феноменальное олд-скульное оформление, напоминающее мне легендарную компьютерную игру Star Control II 1992-го года, которую я так любил в детстве — позволяют почти по всем пунктам поставить «Гайе» десять баллов из десяти. Остаётся лишь сожалеть о том, что нам так пока и не довелось поиграть в «Терра Мистику», для которой, в отличие от «Гайи», продолжают планомерно выпускаются новые дополнения.

 

 

Мрачная гавань

«Мрачная гавань». На этом описание можно закончить. Игра номер один во всех списках на bgg в этом году (а точнее в самом конце прошлого) возглавила и наш личный хит-парад. Признаюсь, я не люблю фэнтези и всевозможные dungeon crawler’ы, но являюсь, как и моя жена, большим фанатом стратегических пошаговых видеоигр, например, из таких серий как Fire Emblem и Advance Wars на приставках от Nintendo. Автору «Глумхавена» удалось создать приключенческую рпг с превосходными тактическими боями, взяв всё лучшее из мира настольных игр, соединив с классическими приёмами из компьютерных тактических rpg.

 

 

Great Western Trail

Упомянутая выше Great Western Trail обзавелась в этом году дополнением, добавившем разнообразия в и так изобилующий реиграбельностью настольный шедевр Александра Пфистера. Эта игра раскрывается во всей красе не сразу, но после десятка партий становятся понятны глубина и проверенный до мельчайших деталей баланс. Варианты стартовой раскладки меняют каждую новую партию до неузнавания — именно это делает эту игру одной из лучших евро на планете. Если бы мы с женой потерпели кораблекрушение и попали на остров с одной единственной игрой, я был бы не против, если бы ей стал именно GWT.

 

 

Brass

Мой второй фаворит среди гейм-дизайнеров — это Мартин Уоллес. В этом году наша коллекция продолжает активно пополняться играми его авторства. Однако самой любимой остаётся «Брасс»: в первую очередь Ланкашир и во вторую Бирмингем. Самая сильная сторона Уоллеса — это умение согласовать форму и содержание, тему игры с её механиками. Благодаря этому, а также невероятному оформлению и всей работе по усовершенствованию игры, предпринятой издательством Roxley, мы получили потрясающую игру, достойную любой коллекции. Однозначные десять баллов и более десяти сыгранных партий за год.

 

 

Гранд-отель «Австрия»

Любимое евро с кубиками, переплюнувшее и «Замки Бургундии», и «Труа» —  это грандиозный Гранд-отель «Австрия». Нам импонирует тематичность и лаконичность игры, минимум ходов при необходимости сделать столь многое! По слухам, её главным и единственным минусом считается даунтайм при 4-х игроках, но поскольку большинство игр мы раскладываем на двоих, то «Австрия» — это наше пирожное с венским кофе и штрудель с бокалом вина в одной коробке — и только для нас двоих.

 

 

Root

Варгеймом года мог бы стать Root, в который мы с лёгкостью отыграли более десяти партий. Асимметричные фракции, прикольные иллюстрации, но главное мультяшные анималистические аллюзии на политические государственные распри с участием жаждущих реванша роялистов, бюрократического аппарата коммунистического или неолиберального капиталистического государства, неуловимых анархистов и подлого хиппи-пофигиста — об этом с удовольствием рассказываешь всем окружающим, готовым тут же садиться с тобой за стол. Однако первое впечатление проходит, и ты понимаешь, что перед тобой очередная игра с перетягиванием каната и задачей мочить лидера, в очень красивой обёртке и со стремительными партиями. В конце года друзья подарили жене дополнение, так что сражения продолжатся и в новом году.

 

 

Hansa Teutonica

Мы не гонимся за новинками, поэтому, по мере возможности, пополняем коллекцию проверенной временем классикой, способной утереть нос любым кикстартерным новинкам. Семейной игрой года в нашей компании стала Hansa Teutonica, в которую мы с огромным удовольствием раскладывали как с детьми, так и с хардкорными настольщиками. Опять же, лаконичность и активное взаимодействие между игроками — качества, которые мы особенно ценим в играх, присущие игре про Ганзейский союз. Дополнение к ней, посвящённое расширению союза на Восток, делает игру ещё более интересной и сфокусированной — благодаря как карточкам секретных целей для базового поля, так и собственно новому полю с морскими маршрутами в Польше и Скандинавии. Отдельное удовольствие изучать историю развития механик, обнаруживая первоисточники у той же «Терра Мистики», ведь идея прокачивания личного планшета через выставление фишек с него на поле взята именно из «Ганзейского союза».

 

 

Труа

Не дождавшись прихода «Чёрного ангела» (отзывы на которой оказались чуть более сдержанными, чем хотелось бы), мы обзавелись классическим «Труа» и не прогадали. Несмотря на то, что игра немного не дотянула до уровня «Отеля», эта стильно оформленная коробка заняла своё почётное место в нашей коллекции. Как и в других любимых нами играх, здесь сочетаются прямое взаимодействие, высокий уровень реиграбельности, лаконичность и своеобразный стиль при наличии определённой тематичности происходящего. Следующей же в коллекции настолкой от Pearl Games, надеюсь, станет Bruxelles 1893.

 


***

 

Далее коротко перечислю и опишу остальные игры, в которые мы (недостаточно) активно играли в этом году: в Иниш с дополнением, который я люблю гораздо больше «Корней», получается играть не так часто, как хотелось бы, но каждая новая партия — это настоящее эпическое погружение, сродни партии в Twilight Imperium 4, но всё же в более сжатом формате; «Замки Бургундии» также не дотянули до десяти партий по причине конкуренции со стороны других кубических евро; «Остров Скай» безуспешно конкурировал с «Ганзой», однако и он периодически оказывался на столе; Memoir’44 был расширен очередным дополнением, но не дотянул до десяти партий совсем чуть-чуть, закрепившись в качестве любимого лёгкого варгейма; главной военно-исторической игрой года в нашей компании стала «Мария» от издательства HistoGame, в офисе которого я лично побывал в этом году — эта игра, основанная на карточном (с червями и пиками) движке и чрезвычайно интересном периоде истории, покорила наши сердца; последней игрой, немного недотянувшей до десяти партий, стал ещё один глубокий и прекрасно оформленный варгейм — A Few Acres of Snow от Мартина Уоллеса.

 

 

Список игр, напротив, покинувших коллекцию, следующий: «Сквозь века» хоть и были разложены пять раз, но не смогли затмить неказистость своего оформления; «Путешествия Марко Поло» не нашли места в коллекции, проиграв конкуренцию «Конкордии» в этой весовой категории (которая, в свою очередь, была успешно расширена картами Крита и Египта); «Остров духов» в очередной раз доказал, что, несмотря на всю привлекательность идеи «кооперации», в настольных играх куда интереснее противодействовать живым людям, а не алгоритму (единственное исключение — «Мрачная гавань»); последним из разочарований стал «Шерлок Холмс», прекрасно оформленный и вроде бы интересный, оказался для нас слишком сложным — мы не могли ничего решить, найти, понять, а на финальные рассуждения Шерлока хотелось развести руками и спросить: «Чего???». 

 

 

***

 

Отдельно хочется отметить, что в этом году я впервые принял участие в Граниконе в Петербурге, где представил свою первую взрослую разработку — настольную игру «Правый руль», в прототип которой мы естественно сыграли более десяти раз. Игра, посвящённая перегону и тюнингу подержанных японских иномарок на Дальнем Востоке в 1990-е годы, получила весьма сдержанные отзывы и поэтому была отправлена на дальнюю полку (надеюсь, когда-нибудь у меня дойдут руки до того, чтобы довести её до ума). А в конце года я начал работу над новой игрой на тему городского транспорта, по случаю чего в коллекции появилось несколько железнодорожных новинок, в которые, я надеюсь, будет сыграно немало партий в следующем году.

 

Ещё одним достижением года стало создание образовательного курса, посвящённого истории настольных игр и истории через настольные игры, который был опробован мной и моим товарищем в одной из московских школ. Мне, как исследователю и преподавателю, интересно не просто играть в игры и не только придумывать свои, но ещё и изучать историю игр, а также то, как игры отражают те или иные исторические периоды, ведь, как известно, люди начали играть в игры ещё до того, как придумали письменность!

 

 

***


Из планов на следующий год: распаковать и насладиться только что прибывшим Nippon’ом, войти в мир 18xx игр, сыграть хоть в одну настолку от Ласерды, пройти «Глумхавен» и поехать на Граникон с прототипом своей новой игры, который, надеюсь, вызовет у искушённой публики чуть больше энтузиазма. Поздравляем всех с наступающим праздниками! Хороших игр, приятных впечатлений, не заезженных механик и поменьше даунтайма!

 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Univanger написал полгода назад: # скрыть ответы
Бизнес на Балканах

Туристы не тырят компоненты настолок?

makemake написал полгода назад: #

Там в основном местная школота в приставки играет, туристы в vr. В настолки играли только когда мы игротеки устраивали -- в Цитадели, Camel(C)Up, Шерифа. Вроде бы ничего не тырили.

MakVlad написал полгода назад: # скрыть ответы

Спасибо за оригинальный и интересный топ! Особенно заинтересовало, что вы были в офисе Histogames. С удовольствием узнал бы подробности посещения. Интересно, как дела у издательства и какие планы.

makemake написал полгода назад: #

История началась год назад. Я очень хотел поиграть в Марию и Wir Sind das Volk!. Решил, что время пришло, и попытался заказать эти игры через их сайт. В результате мы списались с Ричардом Шако, одним из со-авторов, делавшим оформление для всех игр, он занимается делами издательства. Пересылка игр получалась дорогой, поэтому решил отложить покупку. А в апреле оказался в Берлине и лично посетил Ричарда. Их офис находится в Восточном Берлине в полуподвальном помещении неподалёку от Александерплатц. Мы отлично пообщались около получаса: обсудили варгеймы, Мартина Уоллеса (которого они тоже очень любят), немного политику, узнал, что у него русскоязычная жена и дача под Берлином. На столе лежал прототип новой игры, если не ошибаюсь, то тоже что-то про времена Холодной войны. Я приобрёл Wir Sind das Volk! с дополнением и со скидкой одну из последних коробок Марии, получив автографы на всех коробках. В конце разговора Ричард подарил мне Фридриха -- правда со слегка поюзанным полем и из без коробки, но с абсолютно новыми компонентами, которые отлично поместились в коробку к Марии.

ivan111 написал полгода назад: # скрыть ответы

Выполнить 10*10 на таких играх - серьёзное достижение. Жму руку!

> "Саграда" нам понравилась значительно больше, чем опробованные в этом же году «Азул» и «Роскошь»

А я как раз "Саграду" проигнорировал по причине наличия в коллекции последних двух )

RouslanKo написал полгода назад: # скрыть ответы

Аналогично) Азул очень годный филлер. По обзорам Саграда скорее зайдет хуже нам. Но тут уж вкусы вещь уникальная).

marom написал полгода назад: #

Азул более евро, т.к. там нудный подсчет очков каждый ход. Поэтому я купил Саграду. И увидев Саграду расчитывал на топ Амери, а тут облом)

Gorthauers написал полгода назад: #

Для меня Саграда сиииильно хуже и Азула, и Роскоши и всех остальных специй.

TTK написал полгода назад: #

очень интересный топ

прям индивидуальностью жахает

KittenLS написал полгода назад: #

хорошие игры, разве что отель совсем не мое но остальное так же играю.
От ласерды советую lisboa игра дорогая относительно но стоит каждого заплаченного за нее цента)