![]() |
Заканчиваются сборы на Pirate Republic: Africa Gambit |
Колодостроительное пиратское приключение/головоломка в духе Рыцаря-мага. | |
![]() |
Заканчиваются сборы на Ancient Blood - The Order of Vampire Hunters |
Борьба охотников с вампирами в нарративной ветвящейся кампании. | |
![]() |
Женский топ — 2025 / Голосование |
Начинаем принимать голоса! | |
![]() |
Идут сборы на Bardsung: Tale of the Forsaken Glade |
Улучшенный лесной сиквел к кооперативному данжен кроулеру Bardsung. | |
![]() |
Идут сборы на The Waste of Parts |
Оборона гигантского меха в условиях поастапокалипсиса от авторов Isofarian Guard... |
![]() |
8.9866 |
![]() |
- |
Взгляд на топ из 2023
Почти все игры из прошлого топа укрепились в своих позициях (особенно Гегемония и Stationfall - прекрасные игры, которые пока что не надоедают). Единственное исключение - декбилдинговые Звездные Войны: постепенно игра приелась, контента и механик маловато для долгосрочной дистанции.
Из игр, которые “не успели”, ровно половина не оправдала ожиданий: Kutna Hora оказалось очень абстрактной и “сухой”, что несвойственно обычно атмосферным евроиграм от CGE; Tolerance показалась любопытной, но недопиленной; а Aegean Sea вышла более слабой версией Инновации - плюсов в виде неожиданных комбинаций и “вот тебе” моментов поменьше, минусов в виде неинтуитивных правил побольше. С другой стороны, оставшаяся половина из списка порадовала:
The Barracks Emperors оказалась свежим взглядом на трик-тейкинги, добавив важность пространственного размещения карточек, участвующих сразу в нескольких взятках. Всё это присыпленно атмосферой древнего Рима и необычно для GMT ясными и лаконичными правилами.
General Orders: World War II не стала открытием вроде Сундука Войны, но прекрасно заняла место в получасовых дуэльках: стремительные партии и правила за несколько минут не мешают ощутить борьбу умов и военную драму
Match of the Century вообще заняла место в моем топе дуэльных игр ever. Вся игра состоит из непростых решений о том, какие карты и когда разыгрывать - особо нет времени передохнуть или провести какой-то скучный размен. На русском уже есть несколько похожих коробок (Уотергейт, Битва за Версаль, будет The Hunt из моего топа 2023), но это детище Паоло Мори мне кажется лучшим представителем такого стиля
Топ 2024
Фото с интернета
Сиквел года - Black Rose Wars Rebirth
Вот бывает, когда у хорошего продукта появляется еще более классное продолжение. Помню ощущения, когда играл в Mass Effect 2 или CoD MW 2: всё то же самое, просто лучше и как-то более “богато”. Так же случается и с настолками, и в прошлом году хорошим примером была Чёрная Роза. Да, в ней всё ещё есть болячки с компонентами и правилами, но прогресс по сравнению с первой частью виден - коробка удобнее, школы магии интереснее, новые механики радуют (например, Аватары, которые не все нормально сбалансированы, но в целом освежают игру). В итоге это всё ещё атмосферная арена, где маги закидывают друг друга заклинаниями - только ещё лучше.
Дуэль года - Dune: War for Arrakis / Ironwood / A Gest of Robin Hood
Небольшой чит с сразу тремя играми - но уж очень они похожи; гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Все три игры сталкивают тяжелую и неповоротливую бюрократическую систему, жиреющую на природных ресурсах, с повстанческими силами местного населения: всё это похоже на иллюстрацию проблем больших империй на периферии. Помимо духа происходящего, эти настолки также схожи из-за большой асимметрии сторон и очень важного фактора: в конце концов, в них очень приятно играть.
Дюна, как местный блокбастер, больше на слуху, но две другие игры более быстрые и элегантные - при всей любви к Войне Кольца могу сказать, что из этой троицы игра от CMON послабее остальных (но всё еще отличная).
P.S.: бонусом скажу, что A Gest of Robin Hood является, кажется, лучшим на текущий момент окном в серию COIN. А там - много всего интересного.
Адаптация комикса года - Harrow County
Да, основной режим тут опять дуэльный, ну и что? Игра пройдёт как адаптация комикса. Вряд ли у Округа Хэрроу есть армия фанатов на уровне мейнстримовых серий, но в этом есть особый шарм: отличный повод перед игрой ознакомиться с оригинальной историей. Наверное, в этом в том числе состоит цель OffPage Games, которые уже подарили нам Mind MGMT и готовят Corps of Discovery.
Игра предлагает взять две из трех фракций и столкнуть их в довольно быстром (около часа-полутора) противостоянии. Есть еще режимы на трех и даже четырех человек с добавлением еще двух бонусных сторон конфликта, но они вносят некоторый хаос и, пожалуй, делают игру чуть хуже. Все фракции асимметричны, со своими целями и механиками: кто-то занимается простеньким построением мешка, кто-то прокачивает планшет. У фракций есть разные “якорные” способности и куча персонажей со своими возможностями - реиграбельность зашкаливает. Добавьте к этому стильное оформление из комиксов и получите отличную дуэльку с элегантным геймплеем.
P.S.: также очень хорошей вышла игра по Invincible - та, которая hero-crafting. Кризисный кооп с табло-билдингом и push your luck вытягиванием кубиков из мешка - играется увлекательно.
Локализация года - ReAct
Обещаю, это последняя дуэльная игра, которую я добавляю в топ. Но уж очень много хороших вышло в 2024.
В РеАкте множество персонажей с очень разными механиками (кто-то обходится без колоды карт, кто-то управляет собственной небольшой армией), которые не сражаются, а соревнуются в создании шедевров в своих областях искусства (танцы, диджеинг, тату, каллиграфия и т.д.). Механически это выражено в том, что противники не кидаются друг в друга огненными шарами, а скорее продираются через пространственные головоломки по особым правилам, чтобы провернуть нужные комбинации и достать соперника. У игры большой порог вхождения, так как для полноценной борьбы нужно очень хорошо знать своего персонажа, но партии быстрые, а продакшен на уровне - может привлечь и не особо искушенных игроков.
Почему я выделил эту игру как знаковую локализацию? Во-первых, это первая игра от неизвестного автора, которую в итоге в России получили чуть ли не раньше всех в мире. Во-вторых, это довольно хардкорный файтинг, нечастый жанр у нас на рынке. Наконец, это просто очень хорошая игра, которая точно выделяется на фоне бесконечного потока семеек и евро-мидкора среди локализаций. Даже условный Oathsworn меркнет - да, дорого и сложно, но это хайповая в своем жанре игре с большой базой отзывов от уже поигравших.
Семейная игра года - MLEM
Очередная игра от Книции, где с помощью предельно простых правил создаются азарт и драма. Каждый раунд в MLEM снаряжается экспедиция в космос, куда входят коты-астронавты каждого игрока, и в зависимости от бросков кубов ракета долетает до самых дальних уголков космоса… или сгорает при очередном прыжке. Тут есть и попытки уговорить капитана рискнуть еще немного, и толкотня за скоринг планет, и внезапное предательство с выпрыгиванием астронавта из ракеты - в коробку упаковано много эмоций (вместе с плейматом и котами в оформлении).
От того же Книции стоит отметить еще Cascadero - простую и быструю игру в его, кажется, любимом жанре построения цепочек. Там за час можно успеть и потолкаться с соперниками, и провернуть комбинации из нескольких действий за раз в нужный момент.
Дедукция года - Spectral
Очень необычная игра со стильным оформлением в духе охотников за приведениями (и я не про конкретную франшизу). Игроки в течение партии изучают комнаты в проклятом доме, записывая информацию в свои блокноты. Получая данные из комнат, следя за ходами соперников и учитывая имеющиеся логические правила, необходимо оценить расположение сокровищ и проклятий: очевидно, нужно набрать побольше первого и поменьше второго. Вдобавок еще и мало просто найти сокровища: нужно не выдать свою находку оппонентам, потому что за распределение найденных камней тоже идет борьба.
Играется очень быстро, сухую логику разбавляет атмосферное оформление и конкуренция с другими игроками. Что еще нужно от дедуктивной игры?
Кооп года - Leviathan Wilds
Ваша задача - собрать команду героев и победить огромного левиафана, ползая по его шкуре как блоха или главный герой Shadow of the Colossus. Левиафанов много, и они предлагаю свои уникальные механики; если добавить к этому еще и разных персонажей и разные классы, то на выходе получается, что каждая партия будет ощущаться немного иначе.
Механики LW отлично передают дух взбирания по огромному монстру, где в любой момент можно упасть вниз, и критически важно находить хоть какие-то площадки для отдыха. Более того, это “вертикальность” геймплея можно использовать для своей выгоды, выстраивая со своими товарищами кинематографичные комбинации: кто-то падает, ловит от друга волшебный гриб, телепортируется немного в сторону, продолжает падать, при пролете мимо нужной точки останавливается третьим товарищем и наконец-то бьет в кристалл на коже монстра. Тематично и увлекательно.
Адаптация видеоигры года, декбилдинг года - Slay The Spire
Отличный пример того, как нужно адаптировать видеоигры. Конечно, оригинал уже отлично подходил для этого (тем более что сам фактически взял ключевую механику из настолок), но все же: какие-то механики перенесены без изменений, какие-то подправили, а какие-то совсем поменяли - всё ради того, чтобы убрать излишний фиддлинг и сложные расчеты. Зато сохранились все основные элементы оригинала: разнообразные персонажи, большой простор для билдостроения, разнообразные противники. Но к этому добавилось кое-что еще, что оправдывает партию в настольную адаптацию вместо игры в цифре - кооп: соберите партию фанатов видеоигры и получите занкомый опыт, приправленный совместными обсуждениями и эмоциями.
Для тех же, кто не играл в видеоигру, набор сухих фактов: здесь вам предлагают кооперативный декбилдинг с огромным количеством контента в коробке. Будет более весело, чем в Aeon’s End, и более интересно, чем в условном Dragonfire.
Стратегия года - Burning Banners
В мире, где в hotness bgg правят в основном беззубые, вылизанные, “современные” игры, приятно видеть коробки-бунтари, который берут “устаревшие” элементы и предлагают на их основе хорошую настолку. Встречайте Burning Banners - игру с бросками кубиков и неравноценными эффектами случайных карт, огромными макро-ходами с даунтаймом и единственным путем победы через сражение с вражескими армиями.
Это очень лайтовый варгейм в духе старой школы, в котором вы захватываете города, получаете ресурсы и строите армию, чтобы затем разбить войска соперника. Игра очень атмосферная, в том числе за счет стильного оформления и тематичных нюансов: заклинания кастуют только специальные отряды-маги, орки набегают на королевство с одного края карты, ведущего в пустоши, а людская империя развалится при крахе экономики. Отличное развлечение для 2-4 игроков-полководцев.
Не успели в 2024
Как обычно, часть потенциально отличных игр не удалось опробовать (или распробовать) в прошедшем году. В этот раз список такой:
Mistborn соединяет в себе сразу несколько факторов, которые меня привлекают: это декбилдинг с интересными механиками (мульти-юз карты, возможности для чистки), проверенный автор (Джон Д. Клэр, автор кучи разнообразных хороших игр), интересная вселенная (книги могу порекомендовать всем любителям фэнтези)
Power Vacuum добавляет в трик-тейкинг очень тесное взаимодействие между игроками, вынуждая их топить одних соперников и помогать другим; и всё это в стильном оформлении
в Fall of Lumen верится после хорошей прошлой игры условной серии, Legends of Void: если та была “Покорением Марса на стероидах в стиле фэнтези”, то новая коробка описывается как “Арнак на стероидах в стиле фентези” - тоже приключенческое евро с декбилдингом, только на один уровень комплексности повыше
в Arcs не удалось сыграть достаточно, чтобы вынести вердикт: пока что базовая коробка нравится, интересный сплав взяток и контроля территорий (и при этом заметно отличается от, например, Brian Boru с похожим описанием); но хочется опробовать режим с кампанией, который, судя по отзывам, выводит игру на новый уровень
Парадокс по первым партиям кажется самой интересной отечественной игрой прошедшего года. Игра радует без скидок на страну происхождения: тут и формат “каждый сам за себя + оверлорд”, и скрытное перемещение наоборот, когда персонажам нужно постепенно понимать, где они вообще находятся. Советую попробовать всем любителям чего-то креативного и удивляющего