В каждой строке с двумя или более деревьями игроки подсчитывают расстояние между парами соседних деревьев (между которыми нет других деревьев), включая клетки с этими деревьями.
Таким образом, на клетках между этими деревьями могут быть другие объекты, кроме других деревьев (см. Пример подсчёта очков в правилах).
Вы можете поставить своего рыцаря на место убранного соперником рыцаря, только если к нему подходит ваша дорога (или корабль). Понятно, что вы также можете выбрать любой другой перекрёсток согласно правилам. Главное, чтобы после этого дезертировавший рыцарь был подключён к вашей дорожной сети (см. тж. эррату в файлах).
Да, морские пути (строи кораблей) соперников могут пересекаться и не прерывают друг друга. Только наличие на перекрёстке чужого поселения (или рыцаря, если вы совмещаете "Мореходов" с "Городами и рыцарями") препятствует строительству корабля на пути, примыкающем к такому перекрёстку. Другой легальный способ заблокировать строительство (и перемещение) кораблей - поставить в центр морского гекса фигурку Пирата.
В любом случае на одном водном или береговом пути может находиться только один корабль (ваш или чужой).
На BGG эта формулировка вызывала вопросы в том числе и у англоязычных. Но Бруно Файдутти лично ответил: при ничьей между 1 и 8 побеждает тот, у кого 8. Мол это добавляет интриги под конец игры.
Перед началом хода следующего игрока (в Фазе 2: Размещение плиток и получение очков) заполните пустые клетки запаса на поле подсчёта очков плитками, взятыми случайным образом из мешка. Если мешок пуст, восполните его плитками из башни и продолжите заполнять пустые клетки.
Только надо иметь в виду, что эти планшеты сделаны под старые правила (в версии 2021 г. были изменения, которые не предполагают хранения оросительных каналов и улучшений на планшете игрока).
После размещения участков пути на поле карты сбрасываются (имеет смысл это делать в отдельную стопку, так как в конце игры Шериф получает по 4 морковки за каждую карту железной дороги, сыгранную им в течение партии, включая сброшенные и лежащие перед ним).
По завершении фазы строительства железной дороги (A - Railroad Buildings) Шериф получает по 2 морковки только за участки пути (Track tokens), которые разместил он сам (участки, размещённые соперниками, не считаются).
Поправка: Если никто из игроков не разыграл карт строительства железной дороги в фазе исследования, то новым Шерифом становится игрок, сидящий слева от прежнего Шерифа.
"Add 3 [Track tokens] to any end of the Railroad" ("Добавьте 3 участка пути к любому концу Железной дороги").
Каждый участок пути (Track) играется независимо, т.е. их можно свободно распределять между разными концами железной дороги (подтверждено Р.Гарфилдом на форуме BGG).
Transcontinental (Трансконтинентальная дорога) Условие данного поручения следует читать так: "Receive 5 carrots for each edge of the board that has at least one rail touching it." - "Получите 5 морковок за каждый край поля, где есть хотя бы один касающийся его участок железной дороги".
Ticket Collector (Кондуктор) Считаются все города вдоль железной дороги, даже не контролируемые игроком.
Golden Spike (Золотой костыль - кстати, реальный факт из истории железной дороги США) Сегмент - это непрерывный участок железной дороги. Находите непрерывный участок, где нет городов соперников, и получаете по 3 морковки за каждый свой город вдоль этого участка.
Все разъяснения подтверждены Р.Гарфилдом на форуме BGG.
Этот пункт правил может вызвать вопросы: "In case of tie, the token passes to the left of the Sheriff involved in the tie."
Если после фазы исследования возникла ничья по разыгранным картам строительства железной дороги, то следующим шерифом становится тот, кто сидит ближе к текущему Шерифу, считая слева направо:
"В случае ничьей жетон переходит к левому от Шерифа претенденту" (подтверждено Р.Гарфилдом на форуме BGG).
Надо думать, что если один из претендентов является действующим Шерифом, то новым Шерифом становится следующий по часовой стрелке претендент.
Если же никто из игроков не разыграл карт строительства железной дороги в фазе исследования, то Шериф не меняется.
Да, основная задача дополнения была сделать возможной игру впятером.
Появление "районов" в дополнение к "феодам" усложняет процесс (я про правило, что новый район можно образовать, только расширив какой-либо одиночный феод или объединив два одиночных феода).
Заработанные монеты используются только для получения дополнительных очков в конце игры и никакого другого применения в ходе партии не имеют.
Тоже возник такой же вопрос после изучения официальных русских правил. Так вот в английсксой версии используется слово move ("перемещать" - не "обменивать"). На сайте Boardgamegeek также разъясняли, что можно брать шарики из своего Банка, даже если шарики в руке закончились.
Интересное развитие оригинальной идеи. Автор прикрутил рондель из чайных домов. Двигаясь по кругу, каждая гейша растёт в цене (читай, "престиже"). При этом не факт, что её благосклонность получите вы, а не ваш соперник.
Однако путаницу вносит большое разнообразие режимов игры.
1. Вводный режим.
Жетоны благосклонности размещаются по центру на тайлах гейш (как и в оригинале).
2. Стандартный режим. Жетоны благосклонности размещаются возле соответствующих чайных домов, а рядом с ними выкладываются по 3 жетона гостей. Таким образом, появляется элемент собирания сетов.
3. Продвинутый режим. В дополнение к жетонам гостей расширяются возможности прямого взаимодействия с использованием жетонов особых действий (контрпредложение и скрытое предложение).
4. Судьба гейши. Альтернативный вариант изменения стоимости гейш, с возможностью ухода в отрицательные очки престижа.
В русском варианте будет также ещё колода карт очков престижа, которая позволит сыграть по более ранним вариантам правил (до кампании на Кикстартере).
Вообще, на фоне минимализма оригинала, тут, конечно, глаза разбегаются от вариативности. А ведь ещё все эти варианты можно совмещать с альтернативными наборами жетонов действий из дополнения к оригинальной игре... С одной стороны фанатам должно понравится, а с другой - вдруг они, эти самые фанаты, ценят тот самый минимализм и аскетичность?
Как бы то ни было, теперь гейши не стоят на месте, а посещают соседние чайные дома, набираясь там опыта и двигаясь вперёд по карьерной лестнице.
Кстати, оригинальное название (Geisha's Road, т.е. дорога гейши) лучше всего переводится как "Становление гейши". Но японская романтика ("Вечер в Киото") для нашего рынка взяла верх над жестокими реалиями традиционной индустрии развлечений.
Добавлю, что в русских правилах явной ошибки нет, а есть только неоднозначность, мешающая правильному их пониманию.
В частности, там написано что "если соперник основал поселение перед крайним кораблём вашего строя, то он таким образом лишил вас возможности перебраться на сушу (и теперь этот строй считается прерванным)".
Здесь это нужно понимать так, что "прерванный" ещё не значит "замкнутый", т.е. строй остаётся свободным, и его крайний корабль можно переместить по общим правилам. А вот строить корабль дальше на береговом пути за поселением соперника уже нельзя (по аналогии со строительством дорог).
Ещё уточню, что соперник также может укоротить ваш неразрывный торговый тракт из кораблей и (или) дорог, основав поселение между кораблями свободного строя. Как и для случая, описанного в правилах, строй прерывается, но остаётся свободным (и его крайний корабль можно переместить или основать рядом с ним поселение, соблюдая правило расстояния - в последнем случае строй станет замкнутым и корабли в нём перемещать уже будет нельзя).
Да, в Колонизаторах корабль перемещается бесплатно. Что касается других игр, то, например, в тех же "Кикладах" строительство флотилии может стоить одних денег, а её перемещение оплачивается дополнительно.
Клауса Тойбера (автора игры) как-то спросили, почему, по его мнению, Катан так полюбили во всём мире.
Он ответил, что, возможно, потому что здесь получился хороший баланс между стратегией и удачей. Например, рулетка – это только удача, а в шахматах всё решает стратегия. Однако, когда вы побеждаете в Катан, вы думаете «у меня была хорошая стратегия», а когда проигрываете, вы можете подумать «мне просто не везло».
Это так же, как в жизни. Например, вам нужно постараться, чтобы получить повышение, но иногда вам также нужно немного удачи. Карты сдаются в жизни каждого, и всегда есть как плохие, так и хорошие. Вы сами решаете, как вам сыграть эти карты.
Не все игры детерминированы (как шахматы). И игры с элементами случайности - это просто не ваше.
Кстати, семейные игры изначально предполагают наличие случайности - так у взрослого и ребёнка появляются равные шансы на победу.
Если же говорить о "Колонизаторах", то с дополнением "Города и рыцари" игра становится гораздо стратегичнее. Стоит попробовать перед тем, как ругать упрощённую базовую версию.
Обнаружил ошибку в русских правилах (вызвана в свою очередь ошибкой перевода с немецкого на английский, ошибку в английских правилах исправили):
Вы можете использовать один тип сырья или товара по вашему выбору, чтобы произвести обмен с резервом по курсу 2:1 любое количество раз до конца вашего хода.
То есть, не любой тип сырья/товара можно сбрасывать с руки по такому курсу, а только один, который игрок выберет при розыгрыше карты.
1) "Следите за тем, чтобы город имел доступ к зерну" - почему это так важно? Ведь можно и обменять.
Это важно по той причине, что возрастает значение зерна (используется для строительства городов и призывы рыцарей). На самом деле, наибольшую ценность имеет руда, так как даже при наличии города гекс будет приносить только 1 единицу руды (и 1 монет).
2) "Разбойник не может перемещаться до тех пор, пока варвары не высадятся на Катане". Но ведь потом они снова уплывают. То есть разбойник "разблокируется" после первого прибытия варваров и далее не блокируется?
Это правило облегчает сбор ресурсов на первом этапе, чтобы лучше подготовиться к атаке варваров. Правилами также предусмотрен ещё более щадящий вариант "Лёгкое начало", когда игроки первые 2 хода не бросают кубик событий и перебрасывают кубики, если выпадает 7.
3) Даёт ли гавань обмен товара? Например, гавань дерева - обмен двух бумаг на что-либо?
Простая гавань - да (может использоваться для обмена 3 ед. товара на 1 ед. любого другого товара или сырья), особая гавань - нет (менять можно только 2 ед. указанного на гавани сырья на 1 ед. другого сырья или товара).
4) С постройкой гильдии разрешается обмен товаров 2:1. То есть, до этого я мог менять товары только 4:1 (если есть простая гавань, то 3:1), а теперь любые товары могу менять 2:1?
Да. Получается универсальный аналог особых гаваней, но действующий в отношении товаров (2 ед. одного товара можно обменять на 1 ед. любого другого товара или сырья).
5) Можно ли в один ход совершать много действий с разными рыцарями? Например: снарядить простого, призвать его, прославить другого, отправить в поход третьего и изгнать разбойника четвёртым? А если снарядил рыцаря, можно ли сразу его и прославить? А если прославил какого-то рыцаря, можно ли с ним ещё что-то делать в этот ход (пусть он уже рьяный)? Можно ли прославить и призвать за один ход?
Ответ на все эти вопросы - да. Единственное, нельзя совершать больше 1 действия одним рыцарем за ход (под "действием" здесь имеется в виду такое использование рыцаря, когда он меняет своё состояние с рьяного на вольного, например: поход, перемещение, изгнание рыцаря противника или перемещение разбойника).
6) Если уровень силы игрока А равен уровню силы рыцаря игрока Б, то может ли первый рыцарь изгнать второго? Или изгнание разрешается только в случае, если сила первого строго больше? Тогда великого рыцаря вообще нельзя изгнать?
Нет, чтобы изгнать рыцаря противника, ваш рыцарь должен быть более высокого уровня силы. Великого рыцаря можно изгнать только картой развития "Интрига".
7) Если варвары побеждают, то самый слабый игрок (или несколько игроков) сам выбирает, какой город обратить в поселение?
Да.
8) Сносится ли городская стена при разграблении города варварами?
Да (стена возвращается в запас игрока).
9) Если победили рыцари, то игроки-победители (когда их несколько) сами выбирают, какого цвета карту развития им брать?
Да, начиная с активного игрока и далее по часовой стрелке игроки берут по 1 верхней карте развития из колоды по своему выбору. Карты "Спаситель Катана" не получает никто.
Нет, прославлять можно только своих рыцарей: Smith - you may promote 2 of your knights 1 level each for free (можете прославить 2 своих рыцарей на 1 уровень каждого бесплатно).
Заметил, что в оригинальных правилах количество очков для победы увеличивается на 2 по сравнению с указанным в условиях выбранного сценария "Мореходы" (в русских правилах +1).
Ещё одна неточность в правилах ("Конец игры и подсчёт очков"):
"При уходе на покой Кукловод может стать зданием или персонажем: определите, к какому типу он относится, перед подсчётом очков за типы карт".
На самом деле, Кукловод не может стать зданием - только персонажем любого типа по выбору игрока. Что касается зданий, то при подсчёте очков за сет они не учитываются.
В конце игры можете передвинуть Кукловода в любую другую колонку на вашем планшете игрока.
Можно ещё отметить, что это будет иметь смысл, только если при этом у вас станет больше типов нанятых персонажей (т.е. эффект жетона "Джокер" применяется по ситуации).
По отзывам игра лучше всего работает при полном составе на 5 человек.
При игре меньшим составом конкуренция и азарт во время ауцкциона ощущаются не так сильно, поэтому были разработаны следующие неофициальные правила для партий на 2-3 игрока.
Вариант для 2 игроков
- Перед началом игры удалите в коробку две карты найма. - Для строительства в игре доступно только по одному зданию каждого типа. Уберите лишние плитки зданий в коробку. - За всю партию игроки в общей сложности могут приобрести только 4 карты профессий (на двоих). Каждый раунд, начиная с третьего, с верха колоды берётся одна карта профессии, переворачивается и кладётся на стол. В 6-м и 7-м раундах открывается ещё одна (дополнительная) карта профессии и кладётся на стол. Выполняя действие "Получение карты профессии", игрок может взять любую карту профессии из числа перевернутых рубашкой вниз. - Во время аукциона стартовая цена за карту престижа, карту найма или жетон строителя составляет всегда 500 флоринов. Стартовая цена за шута в раунды с первого по четвертый составляет 700 флоринов, в раунды с пятого по седьмой - 300 флоринов. - За один раунд только один тип ландшафта может быть выставлен на аукцион. Игрок выставляет ландшафт на торги, не называя его тип. Победитель аукциона забирает себе тот тип ландшафта, который желает.
Вариант для 3 игроков
- Перед началом игры удалите в коробку одну карту найма. - За всю партию игроки в общей сложности могут приобрести только 6 карт профессий (на двоих). Каждый раунд, начиная с третьего, с верха колоды берётся одна карта профессии, переворачивается и кладётся на стол. Выполняя действие "Получение карты профессии", игрок также может взять любую карту профессии из числа перевернутых рубашкой вниз. - За один раунд только один тип ландшафта может быть выставлен на аукцион. Игрок выставляет ландшафт на торги, не называя его тип. Победитель аукциона забирает себе тот тип ландшафта, который желает.
Да, и оригинальное название монет в игре - флорины. Весьма тематично, так как название происходит от города Флоренции.
В процессе изучения правил к разным изданиям игры, удивило, что помимо оформления 1-го издания alea 2000 г. (также повторённого в версии Rio Grande 2010 г.), было ещё два интересных римейка: 2006 год - художник Экхард Фрейтаг (немецкое издательство Pro Ludo и др.) 2017 год - художник Мирко Паганесси (делюкс-версия итальянского издательства uplay).
И хотя некоторые знатоки до сих пор оценят аскетичное 1-е издание в стиле эскизов Леонардо Да Винчи, последующие издания (особенно делюкс-версия) понравятся большему количеству настольщиков.
Получается, что данная версия уже 4-я по счёту, и оформлена уже в духе нынешнего времени: если в предыдущих изданиях представители всех профессий были мужского пола, то здесь женских персонажей уже даже больше, чем мужских, позаботились также об устранении расовой дискриминации. Радует, что из коробки доступен одиночный режим, чего трудно было ожидать от игры с аукционом, а также добавлено полноценное игровое поле и ширмы для игроков.
В англоязычной версии правил для американского рынка (издательство WizKids, 2023) были внесены некоторые уточнения, не попавшие в правила русского издания: 1. При подготовке к игре карточки найма следует выкладывать на игровом поле лицевой стороной вверх (они все одинаковые, и так было исторически в исходных правилах). Соответственно, на иллюстрации колода карточек найма тоже должна быть рубашкой вниз. 2. Игрокам разрешается ставить больше денег, чем у них есть на данный момент. Если игрок выиграет ставку, он должен будет вернуться назад по счетчику престижа, чтобы получить деньги (см. раздел «Получение монет»). Однако, так как игрок не может опуститься таким способом ниже 0 очков престижа, он не вправе делать ставку, которая может привести к такой ситуации. 3. Игрок, чья очередь сейчас выбирать стопку/колоду и делать первую ставку, может вместо этого устраниться со всех аукционов в этом раунде. Для этого он помещает свою фишку рядом с игровым полем, чтобы показать, что он больше не участвует в торгах.
Мне ещё не нравится, что в русских правилах слово "очки" используется и для очков Ценности Работы, и для очков престижа. В своих партиях я планирую использовать такие обороты: "Работа на N баллов", "добавляет N баллов к Ценности Работы", а слово "очки" - только применительно к победным очкам (очкам престижа). Так понятнее, к тому же "выполнение работы на 5 (10) баллов" вызывает устойчивую ассоциацию со школой и экзаменами, что хорошо вписывается в тематику игры.
Возник вопрос, как считать очки за сокровища. Если игрок выкладывает 1-е в партии сокровище, то он сразу получает за него 2 очка + по 1 очку за каждого оппонента (хотя у них по 0 сокровищ)? При игре вчетвером это сразу 5 очков!
Вообще, сложилось впечатление, что сокровища приносят слишком много очков, если другие игроки дают возможность их собрать.
Перелопатив форум BoardGameGeek, могу с уверенностью сказать, что в случае равного количества зданий у 2-х и более игроков в 1-м раунде подсчёта очков (когда очки начисляются только за 1-е место) положенное число очков делится на количество игроков, претендующих на 1-е место (с округлением вниз).
Пример: В 1-м раунде подсчёта очков у 2 игроков есть по 1 павильону (синее здание), а больше их ни у кого нет. Никто не получает очков (1/2=0.5, что при округлении равняется 0).
Точно такой же принцип применяется, если во 2-м раунде подсчёта очков 2 и более игроков претендуют на 2-е место.
Пример: Во 2-м раунде подсчёта очков у 1 игрока есть 3 сада (зелёное здание), у 2 других игроков по 2 сада. Первый игрок получает 12 очков (за 1-е место). 2 других игрока получают по 2 очка каждый (5/2=2.5, округляется до 2).
Т.е., считается, что в 1-м раунде подсчёта очков количество очков за 2-е и 3-е место равно 0. Как и количество очков за 3-е место во 2-м раунде подсчёта очков также равно 0.
Добавлю, что для получения очков за здания нужно иметь хотя бы 1 здание этого вида в своей Альгамбре.
В каждой строке с двумя или более деревьями игроки подсчитывают расстояние между парами соседних деревьев (между которыми нет других деревьев), включая клетки с этими деревьями.
Таким образом, на клетках между этими деревьями могут быть другие объекты, кроме других деревьев (см. Пример подсчёта очков в правилах).
База на 6 игроков без допов - это было бы мало (даже с Рекой), поэтому положили в 1-й доп.
В английских правилах была допущена опечатка: шериф получает 1 ПО за каждый проложенный им участок ЖД, правильно 2 ПО.
И жетоны пожаров при этом с дерева не сбрасываются (макс. их может быть 7 шт.)
Вы можете поставить своего рыцаря на место убранного соперником рыцаря, только если к нему подходит ваша дорога (или корабль). Понятно, что вы также можете выбрать любой другой перекрёсток согласно правилам. Главное, чтобы после этого дезертировавший рыцарь был подключён к вашей дорожной сети (см. тж. эррату в файлах).
В файлах есть эррата, где эта карта так же объясняется.
Да, морские пути (строи кораблей) соперников могут пересекаться и не прерывают друг друга. Только наличие на перекрёстке чужого поселения (или рыцаря, если вы совмещаете "Мореходов" с "Городами и рыцарями") препятствует строительству корабля на пути, примыкающем к такому перекрёстку. Другой легальный способ заблокировать строительство (и перемещение) кораблей - поставить в центр морского гекса фигурку Пирата.
В любом случае на одном водном или береговом пути может находиться только один корабль (ваш или чужой).
На BGG эта формулировка вызывала вопросы в том числе и у англоязычных. Но Бруно Файдутти лично ответил: при ничьей между 1 и 8 побеждает тот, у кого 8. Мол это добавляет интриги под конец игры.
Наоборот, у игры отличный арт. Достаточно почитать дневник дизайнера, чтобы понять, сколько было в него вложено.
Перед началом хода следующего игрока (в Фазе 2: Размещение плиток и получение очков) заполните пустые клетки запаса на поле подсчёта очков плитками, взятыми случайным образом из мешка. Если мешок пуст, восполните его плитками из башни и продолжите заполнять пустые клетки.
С выходом "Azul. Сад Королевы" всадников стало 4.
Добавил официальные правила кооперативного режима (можно также играть в одиночном режиме).
Только надо иметь в виду, что эти планшеты сделаны под старые правила (в версии 2021 г. были изменения, которые не предполагают хранения оросительных каналов и улучшений на планшете игрока).
Первая часть с допом может и на 1-1,5ч растянуться. Тут наоборот жаловались, что партии во вторую часть слишком быстро заканчиваются.
После размещения участков пути на поле карты сбрасываются (имеет смысл это делать в отдельную стопку, так как в конце игры Шериф получает по 4 морковки за каждую карту железной дороги, сыгранную им в течение партии, включая сброшенные и лежащие перед ним).
По завершении фазы строительства железной дороги (A - Railroad Buildings) Шериф получает по 2 морковки только за участки пути (Track tokens), которые разместил он сам (участки, размещённые соперниками, не считаются).
Поправка: Если никто из игроков не разыграл карт строительства железной дороги в фазе исследования, то новым Шерифом становится игрок, сидящий слева от прежнего Шерифа.
"Add 3 [Track tokens] to any end of the Railroad" ("Добавьте 3 участка пути к любому концу Железной дороги").
Каждый участок пути (Track) играется независимо, т.е. их можно свободно распределять между разными концами железной дороги (подтверждено Р.Гарфилдом на форуме BGG).
Transcontinental (Трансконтинентальная дорога)
Условие данного поручения следует читать так: "Receive 5 carrots for each edge of the board that has at least one rail touching it." - "Получите 5 морковок за каждый край поля, где есть хотя бы один касающийся его участок железной дороги".
Ticket Collector (Кондуктор)
Считаются все города вдоль железной дороги, даже не контролируемые игроком.
Golden Spike (Золотой костыль - кстати, реальный факт из истории железной дороги США)
Сегмент - это непрерывный участок железной дороги. Находите непрерывный участок, где нет городов соперников, и получаете по 3 морковки за каждый свой город вдоль этого участка.
Все разъяснения подтверждены Р.Гарфилдом на форуме BGG.
Этот пункт правил может вызвать вопросы:
"In case of tie, the token passes to the left of the Sheriff involved in the tie."
Если после фазы исследования возникла ничья по разыгранным картам строительства железной дороги, то следующим шерифом становится тот, кто сидит ближе к текущему Шерифу, считая слева направо:
"В случае ничьей жетон переходит к левому от Шерифа претенденту" (подтверждено Р.Гарфилдом на форуме BGG).
Надо думать, что если один из претендентов является действующим Шерифом, то новым Шерифом становится следующий по часовой стрелке претендент.
Если же никто из игроков не разыграл карт строительства железной дороги в фазе исследования, то Шериф не меняется.
Да, основная задача дополнения была сделать возможной игру впятером.
Появление "районов" в дополнение к "феодам" усложняет процесс (я про правило, что новый район можно образовать, только расширив какой-либо одиночный феод или объединив два одиночных феода).
Заработанные монеты используются только для получения дополнительных очков в конце игры и никакого другого применения в ходе партии не имеют.
Тоже возник такой же вопрос после изучения официальных русских правил. Так вот в английсксой версии используется слово move ("перемещать" - не "обменивать"). На сайте Boardgamegeek также разъясняли, что можно брать шарики из своего Банка, даже если шарики в руке закончились.
https://tesera.ru/article/2366561/
https://boardgamegeek.com/blogpost/152466/designer-diary-the-white-castle
Интересное развитие оригинальной идеи. Автор прикрутил рондель из чайных домов. Двигаясь по кругу, каждая гейша растёт в цене (читай, "престиже"). При этом не факт, что её благосклонность получите вы, а не ваш соперник.
Однако путаницу вносит большое разнообразие режимов игры.
1. Вводный режим.
Жетоны благосклонности размещаются по центру на тайлах гейш (как и в оригинале).
2. Стандартный режим.
Жетоны благосклонности размещаются возле соответствующих чайных домов, а рядом с ними выкладываются по 3 жетона гостей. Таким образом, появляется элемент собирания сетов.
3. Продвинутый режим.
В дополнение к жетонам гостей расширяются возможности прямого взаимодействия с использованием жетонов особых действий (контрпредложение и скрытое предложение).
4. Судьба гейши.
Альтернативный вариант изменения стоимости гейш, с возможностью ухода в отрицательные очки престижа.
В русском варианте будет также ещё колода карт очков престижа, которая позволит сыграть по более ранним вариантам правил (до кампании на Кикстартере).
Вообще, на фоне минимализма оригинала, тут, конечно, глаза разбегаются от вариативности. А ведь ещё все эти варианты можно совмещать с альтернативными наборами жетонов действий из дополнения к оригинальной игре... С одной стороны фанатам должно понравится, а с другой - вдруг они, эти самые фанаты, ценят тот самый минимализм и аскетичность?
Как бы то ни было, теперь гейши не стоят на месте, а посещают соседние чайные дома, набираясь там опыта и двигаясь вперёд по карьерной лестнице.
Кстати, оригинальное название (Geisha's Road, т.е. дорога гейши) лучше всего переводится как "Становление гейши". Но японская романтика ("Вечер в Киото") для нашего рынка взяла верх над жестокими реалиями традиционной индустрии развлечений.
Добавлю, что в русских правилах явной ошибки нет, а есть только неоднозначность, мешающая правильному их пониманию.
В частности, там написано что "если соперник основал поселение перед крайним кораблём вашего строя, то он таким образом лишил вас возможности перебраться на сушу (и теперь этот строй считается прерванным)".
Здесь это нужно понимать так, что "прерванный" ещё не значит "замкнутый", т.е. строй остаётся свободным, и его крайний корабль можно переместить по общим правилам. А вот строить корабль дальше на береговом пути за поселением соперника уже нельзя (по аналогии со строительством дорог).
Ещё уточню, что соперник также может укоротить ваш неразрывный торговый тракт из кораблей и (или) дорог, основав поселение между кораблями свободного строя. Как и для случая, описанного в правилах, строй прерывается, но остаётся свободным (и его крайний корабль можно переместить или основать рядом с ним поселение, соблюдая правило расстояния - в последнем случае строй станет замкнутым и корабли в нём перемещать уже будет нельзя).
Да, в Колонизаторах корабль перемещается бесплатно. Что касается других игр, то, например, в тех же "Кикладах" строительство флотилии может стоить одних денег, а её перемещение оплачивается дополнительно.
Клауса Тойбера (автора игры) как-то спросили, почему, по его мнению, Катан так полюбили во всём мире.
Он ответил, что, возможно, потому что здесь получился хороший баланс между стратегией и удачей. Например, рулетка – это только удача, а в шахматах всё решает стратегия. Однако, когда вы побеждаете в Катан, вы думаете «у меня была хорошая стратегия», а когда проигрываете, вы можете подумать «мне просто не везло».
Это так же, как в жизни. Например, вам нужно постараться, чтобы получить повышение, но иногда вам также нужно немного удачи. Карты сдаются в жизни каждого, и всегда есть как плохие, так и хорошие. Вы сами решаете, как вам сыграть эти карты.
Не все игры детерминированы (как шахматы). И игры с элементами случайности - это просто не ваше.
Кстати, семейные игры изначально предполагают наличие случайности - так у взрослого и ребёнка появляются равные шансы на победу.
Если же говорить о "Колонизаторах", то с дополнением "Города и рыцари" игра становится гораздо стратегичнее. Стоит попробовать перед тем, как ругать упрощённую базовую версию.
Обнаружил ошибку в русских правилах (вызвана в свою очередь ошибкой перевода с немецкого на английский, ошибку в английских правилах исправили):
Вы можете использовать один тип сырья или товара по вашему выбору, чтобы произвести обмен с резервом по курсу 2:1 любое количество раз до конца вашего хода.
То есть, не любой тип сырья/товара можно сбрасывать с руки по такому курсу, а только один, который игрок выберет при розыгрыше карты.
1) "Следите за тем, чтобы город имел доступ к зерну" - почему это так важно? Ведь можно и обменять.
Это важно по той причине, что возрастает значение зерна (используется для строительства городов и призывы рыцарей). На самом деле, наибольшую ценность имеет руда, так как даже при наличии города гекс будет приносить только 1 единицу руды (и 1 монет).
2) "Разбойник не может перемещаться до тех пор, пока варвары не высадятся на Катане". Но ведь потом они снова уплывают. То есть разбойник "разблокируется" после первого прибытия варваров и далее не блокируется?
Это правило облегчает сбор ресурсов на первом этапе, чтобы лучше подготовиться к атаке варваров. Правилами также предусмотрен ещё более щадящий вариант "Лёгкое начало", когда игроки первые 2 хода не бросают кубик событий и перебрасывают кубики, если выпадает 7.
3) Даёт ли гавань обмен товара? Например, гавань дерева - обмен двух бумаг на что-либо?
Простая гавань - да (может использоваться для обмена 3 ед. товара на 1 ед. любого другого товара или сырья), особая гавань - нет (менять можно только 2 ед. указанного на гавани сырья на 1 ед. другого сырья или товара).
4) С постройкой гильдии разрешается обмен товаров 2:1. То есть, до этого я мог менять товары только 4:1 (если есть простая гавань, то 3:1), а теперь любые товары могу менять 2:1?
Да. Получается универсальный аналог особых гаваней, но действующий в отношении товаров (2 ед. одного товара можно обменять на 1 ед. любого другого товара или сырья).
5) Можно ли в один ход совершать много действий с разными рыцарями? Например: снарядить простого, призвать его, прославить другого, отправить в поход третьего и изгнать разбойника четвёртым? А если снарядил рыцаря, можно ли сразу его и прославить? А если прославил какого-то рыцаря, можно ли с ним ещё что-то делать в этот ход (пусть он уже рьяный)? Можно ли прославить и призвать за один ход?
Ответ на все эти вопросы - да. Единственное, нельзя совершать больше 1 действия одним рыцарем за ход (под "действием" здесь имеется в виду такое использование рыцаря, когда он меняет своё состояние с рьяного на вольного, например: поход, перемещение, изгнание рыцаря противника или перемещение разбойника).
6) Если уровень силы игрока А равен уровню силы рыцаря игрока Б, то может ли первый рыцарь изгнать второго? Или изгнание разрешается только в случае, если сила первого строго больше? Тогда великого рыцаря вообще нельзя изгнать?
Нет, чтобы изгнать рыцаря противника, ваш рыцарь должен быть более высокого уровня силы. Великого рыцаря можно изгнать только картой развития "Интрига".
7) Если варвары побеждают, то самый слабый игрок (или несколько игроков) сам выбирает, какой город обратить в поселение?
Да.
8) Сносится ли городская стена при разграблении города варварами?
Да (стена возвращается в запас игрока).
9) Если победили рыцари, то игроки-победители (когда их несколько) сами выбирают, какого цвета карту развития им брать?
Да, начиная с активного игрока и далее по часовой стрелке игроки берут по 1 верхней карте развития из колоды по своему выбору. Карты "Спаситель Катана" не получает никто.
Нет, прославлять можно только своих рыцарей:
Smith - you may promote 2 of your knights 1 level each for free (можете прославить 2 своих рыцарей на 1 уровень каждого бесплатно).
Заметил, что в оригинальных правилах количество очков для победы увеличивается на 2 по сравнению с указанным в условиях выбранного сценария "Мореходы" (в русских правилах +1).
Ещё одна неточность в правилах ("Конец игры и подсчёт очков"):
"При уходе на покой Кукловод может стать зданием или персонажем: определите, к какому типу он относится, перед подсчётом очков за типы карт".
На самом деле, Кукловод не может стать зданием - только персонажем любого типа по выбору игрока. Что касается зданий, то при подсчёте очков за сет они не учитываются.
В конце игры можете передвинуть Кукловода в любую другую колонку на вашем планшете игрока.
Можно ещё отметить, что это будет иметь смысл, только если при этом у вас станет больше типов нанятых персонажей (т.е. эффект жетона "Джокер" применяется по ситуации).
Перевёл (с французского) официальные правила одиночного режима (см. в файлах). На BGG есть ещё один фанатский вариант (на английском).
По отзывам игра лучше всего работает при полном составе на 5 человек.
При игре меньшим составом конкуренция и азарт во время ауцкциона ощущаются не так сильно, поэтому были разработаны следующие неофициальные правила для партий на 2-3 игрока.
Вариант для 2 игроков
- Перед началом игры удалите в коробку две карты найма.
- Для строительства в игре доступно только по одному зданию каждого типа. Уберите лишние плитки зданий в коробку.
- За всю партию игроки в общей сложности могут приобрести только 4 карты профессий (на двоих). Каждый раунд, начиная с третьего, с верха колоды берётся одна карта профессии, переворачивается и кладётся на стол. В 6-м и 7-м раундах открывается ещё одна (дополнительная) карта профессии и кладётся на стол. Выполняя действие "Получение карты профессии", игрок может взять любую карту профессии из числа перевернутых рубашкой вниз.
- Во время аукциона стартовая цена за карту престижа, карту найма или жетон строителя составляет всегда 500 флоринов. Стартовая цена за шута в раунды с первого по четвертый составляет 700 флоринов, в раунды с пятого по седьмой - 300 флоринов.
- За один раунд только один тип ландшафта может быть выставлен на аукцион. Игрок выставляет ландшафт на торги, не называя его тип. Победитель аукциона забирает себе тот тип ландшафта, который желает.
Вариант для 3 игроков
- Перед началом игры удалите в коробку одну карту найма.
- За всю партию игроки в общей сложности могут приобрести только 6 карт профессий (на двоих). Каждый раунд, начиная с третьего, с верха колоды берётся одна карта профессии, переворачивается и кладётся на стол. Выполняя действие "Получение карты профессии", игрок также может взять любую карту профессии из числа перевернутых рубашкой вниз.
- За один раунд только один тип ландшафта может быть выставлен на аукцион. Игрок выставляет ландшафт на торги, не называя его тип. Победитель аукциона забирает себе тот тип ландшафта, который желает.
Да, и оригинальное название монет в игре - флорины. Весьма тематично, так как название происходит от города Флоренции.
В процессе изучения правил к разным изданиям игры, удивило, что помимо оформления 1-го издания alea 2000 г. (также повторённого в версии Rio Grande 2010 г.), было ещё два интересных римейка:
2006 год - художник Экхард Фрейтаг (немецкое издательство Pro Ludo и др.)
2017 год - художник Мирко Паганесси (делюкс-версия итальянского издательства uplay).
И хотя некоторые знатоки до сих пор оценят аскетичное 1-е издание в стиле эскизов Леонардо Да Винчи, последующие издания (особенно делюкс-версия) понравятся большему количеству настольщиков.
Получается, что данная версия уже 4-я по счёту, и оформлена уже в духе нынешнего времени: если в предыдущих изданиях представители всех профессий были мужского пола, то здесь женских персонажей уже даже больше, чем мужских, позаботились также об устранении расовой дискриминации. Радует, что из коробки доступен одиночный режим, чего трудно было ожидать от игры с аукционом, а также добавлено полноценное игровое поле и ширмы для игроков.
В англоязычной версии правил для американского рынка (издательство WizKids, 2023) были внесены некоторые уточнения, не попавшие в правила русского издания:
1. При подготовке к игре карточки найма следует выкладывать на игровом поле лицевой стороной вверх (они все одинаковые, и так было исторически в исходных правилах). Соответственно, на иллюстрации колода карточек найма тоже должна быть рубашкой вниз.
2. Игрокам разрешается ставить больше денег, чем у них есть на данный момент. Если игрок выиграет ставку, он должен будет вернуться назад по счетчику престижа, чтобы получить деньги (см. раздел «Получение монет»). Однако, так как игрок не может опуститься таким способом ниже 0 очков престижа, он не вправе делать ставку, которая может привести к такой ситуации.
3. Игрок, чья очередь сейчас выбирать стопку/колоду и делать первую ставку, может вместо этого устраниться со всех аукционов в этом раунде. Для этого он помещает свою фишку рядом с игровым полем, чтобы показать, что он больше не участвует в торгах.
Мне ещё не нравится, что в русских правилах слово "очки" используется и для очков Ценности Работы, и для очков престижа. В своих партиях я планирую использовать такие обороты: "Работа на N баллов", "добавляет N баллов к Ценности Работы", а слово "очки" - только применительно к победным очкам (очкам престижа). Так понятнее, к тому же "выполнение работы на 5 (10) баллов" вызывает устойчивую ассоциацию со школой и экзаменами, что хорошо вписывается в тематику игры.
Возник вопрос, как считать очки за сокровища. Если игрок выкладывает 1-е в партии сокровище, то он сразу получает за него 2 очка + по 1 очку за каждого оппонента (хотя у них по 0 сокровищ)? При игре вчетвером это сразу 5 очков!
Вообще, сложилось впечатление, что сокровища приносят слишком много очков, если другие игроки дают возможность их собрать.
Перелопатив форум BoardGameGeek, могу с уверенностью сказать, что в случае равного количества зданий у 2-х и более игроков в 1-м раунде подсчёта очков (когда очки начисляются только за 1-е место) положенное число очков делится на количество игроков, претендующих на 1-е место (с округлением вниз).
Пример: В 1-м раунде подсчёта очков у 2 игроков есть по 1 павильону (синее здание), а больше их ни у кого нет. Никто не получает очков (1/2=0.5, что при округлении равняется 0).
Точно такой же принцип применяется, если во 2-м раунде подсчёта очков 2 и более игроков претендуют на 2-е место.
Пример: Во 2-м раунде подсчёта очков у 1 игрока есть 3 сада (зелёное здание), у 2 других игроков по 2 сада. Первый игрок получает 12 очков (за 1-е место). 2 других игрока получают по 2 очка каждый (5/2=2.5, округляется до 2).
Т.е., считается, что в 1-м раунде подсчёта очков количество очков за 2-е и 3-е место равно 0. Как и количество очков за 3-е место во 2-м раунде подсчёта очков также равно 0.
Добавлю, что для получения очков за здания нужно иметь хотя бы 1 здание этого вида в своей Альгамбре.