Предзаказ на FateForge: Летописи Эаны | |
РПГ по миру Fateforge. | |
С миру по нитке [04.12.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Подорожание на... | |
С миру по нитке (Зарубежье) [29.11.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. | |
С миру по нитке [27.11.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В продаже Горо... | |
Предзаказ на Bloodborne с дополнениями | |
Вернёмся в Ярнам, добрый охотник? |
Думаю, уже пора делать некое оглавление: что было в прошлых частях — для тех, кто к нам только что присоединился и пропустил предыдущие выпуски:
Сегодня я продолжаю серию интервью с нашими издателями. В пятой части будет интервью с Михаилом Пахомовым (издательство Cosmodrom Games).
— Привет, Михаил!
«Космодром» недавно впервые был представлен со своим стендом в Эссене. Говорят, у вас был самый красивый стенд среди русских компаний. Как всё прошло?
— Привет, Дима!
Да, наш стенд пользовался особой популярностью на «Шпиле», за время выставки в игры «Космодрома» поиграли больше 1 000 человек. И это здорово, потому что мы вложили много сил в качество подготовки: привезли новые игры российских авторов, сделали один из самых ярких стендов в своём зале, подготовили разные подарки посетителям. Западные издательства высоко оценили «Индейцев», «Котэм Сити», «Фигурляндию», и в ближайшем будущем мы ждём международные контракты. Я очень доволен промежуточными результатами!
— Миша, расскажи немного об издательстве. Сколько вас человек?
— У нас небольшая команда, точную численность которой сложно установить, т.к. многие, например, иллюстраторы или бухгалтерия, работают на фрилансе. Я предпочитаю цифру в 15 человек — это устоявшийся костяк людей, которые находятся в постоянном взаимодействии.
В составе команды есть редакция, отвечающая за поиск и разработку новинок, производственный отдел, арт-дирекция, маркетинг, отдел продаж и логистика. В общем, вполне обычный производственно-оптовый бизнес, который производит необычные в глазах обывателя яркие товары.
— У вас есть какой-то офис, где вы собираетесь каждый день? Как происходит обычный день руководителя «Космодрома»?
— У нас довольно распределённая по географии команда. Часть ребят работают удалённо из Питера и Петрозаводска, логистика постоянно в разъездах. Остальные собираются в уютном лофте в центре Москвы. Самые первые астронавты помнят этот офис и, я думаю, что с Нового года мы снова начнём очные тесты игр.
Наверное, читатели интервью ожидают, что мой типичный день состоит из постоянных тестов новых игр, но, как бы мне этого ни хотелось, это не так. Часто приходится решать обычные оперативные бизнес-вопросы: поиск новых сотрудников, подрядчиков, встречи с оптовыми клиентами, определение планов отделов и так далее. Но среди этих дел очень увлекательно читать телеграм-чаты команды, особенно, когда там разгораются нешуточные страсти о готовящихся к выпуску новинках, прилетают иллюстрации, оформление коробки, которые ещё никто не видел, кроме небольшой команды людей.
— Игры «Космодрома» выходят без всякого краудфандинга и сборов предзаказов. Хотя, очевидно, что это популярное направление последние пару лет в России. Это принципиальная позиция? Почему так?
— На мой взгляд, самые успешные в России краудфандиговые компании организуются вокруг локализаций популярных гиковых игр. У этих игр в России есть понятная целевая аудитория, к которой весьма эффективно умеют обращаться компании, специализирующиеся на краудфандинге: единоразово собирать количество предзаказов, достаточное для участия в копринте.
Провести в России успешный краудфандинг для новинки от российских авторов, даже самых известных, мы пока не готовы, так как в России у нас немного другая целевая аудитория — более массовая и менее искушённая в настольных играх. Можно сказать, мы взращиваем будущих потребителей гиковых игр, которые через несколько лет придут на краудфандинговые платформы. Исключение — западные рынки и «Кикстартер», как инструмент. Здесь мы планируем начать работу в самое ближайшее время, так как ожидаем высокую отдачу на вложенные ресурсы. Первым нашим проектом на «Кикстартере» планируется «Пандорум».
— Не секрет, что вас до сих пор пинают за серию игр «Имаджинариум»? Дескать, сделали клон «Диксита». Как ты относишься к этим выпадам?
— А что такое «Диксит»?
— Это правда, что «Космодром» планирует продвигать бренд «Имаджинариум» за границу? Не боишься критики тамошней публики?
— Я считаю, что фанаты настольных игр в других странах достойны того, чтобы иметь в своей коллекции игру с великолепными работами иллюстраторов «Имаджинариума». Ущемлять их в этом — значит вредить развитию индустрии настольных игр.
— Как отнёсся к игре от Бруно Каталы с названием Imaginarium?
— Пока не удалось в неё поиграть. Но меня очень позабавил сам факт того, что крупнейшее в мире издательство настольных игр выпускает продукт, похожий на наш: с таким же названием и основным образом — слоном. Удивительная история.
— Назови топ-3 игр издательства, которые ты бы в первую очередь рекомендовал читателям «Тесеры» (читай, гикам)?
— Ты знаешь, наше издательство больше ориентировано на аудиторию начинающих и менее опытных игроков, поэтому прожжённым гикам я бы порекомендовал небольшие настолки для игры между партиями во что-то тяжёлое или качественные еврогеймы для дружеских вечеров в негиковой компании. Из новинок: «Индейцы», «Котэм Сити», «Интриги Асгарда».
В «Индейцах» атмосферный игровой процесс и простые правила, понятные детям. Эту игру тепло восприняли на Эссене и отмечали её необычное оформление, сбалансированную механику и атмосферу игры, в которой буквально с первого раунда начинаешь переживать за судьбу своего индейского племени.
«Котэм Сити» — несложная быстрая карточная игра от Юрия Журавлёва с шикарным оформлением. Мы год скрупулезно работали над механикой и характером персонажей, и как результат — наши котики приводят людей в восторг.
Для игроков поопытнее подойдут «Интриги Асгарда» — карточная игра от Юрия Ямщикова. Она, как хорошее вино, раскрывается постепенно, с каждой новой партией. Это наше оригинальное прочтение механики драфта — с двухсторонними картами.
— На какой стадии сейчас самый гиковский проект — «Пандорум»? Давай чётко: когда игра выйдет? А то одни слухи да тизеры…
— Дааа, это наш долгострой. Я подписал эту игру ещё в те времена, когда в «Космодроме» не было редакции, а потом она появилась и проделала гигантскую работу над «Пандорумом». Проект мы закончили и пока готовимся к «Кикстартеру», все остальные даты будут привязаны к результатам «Кика». Если всё сложится успешно, то игра появится к концу лета 2018 года.
— «Космодром» не гоняется за мировыми новинками, а старается подписывать русских авторов. Это такая политика? Так дешевле? Проще? Не хочешь заморачиваться с локализациями?
— Да, это стратегия, принятая два года назад: выводить лучшие игры российских авторов на международный рынок. Ребята в России делают качественные крутые настолки, ничем не хуже своих зарубежных коллег, но пока о них мало кто знает. Поэтому мы горим идеей запуска отечественных проектов, которые получат признание игроков всего мира. Глобальный рынок сильно больше российского, и он менее зависим от различных рисков, потому мы вкладываем значительное количество ресурсов в продвижение на мировой арене.
— Почему вас не было на «Игроконе»? Было очень круто. Не жалеешь? По ощущениям там присутствовала большая целевая аудитория ваших игр.
— Жалею, но даже если бы у нас была машина времени, то мы всё равно не поменяли бы решение по участию. «Игрокон» — отличный фестиваль, я очень рад, что он так хорошо развивается. Команда Миши Акулова проделала отличную работу! Но у нас довольно компактная команда, и в этом году мы бросили все силы на другие задачи, в частности, наш первый стенд в Эссене.
— Недавно вышла новинка «Интриги Асгарда». У меня она уже есть, благодаря Юре Ямщикову. Не могу теперь не задать вопрос. Что случилось с «Экслибриумом»? Почему игра вдруг сменила тематику?
— «Экслибриум», к сожалению, продавался не очень хорошо. Мы решили дать это отличной игре второй шанс в новом оформлении и с немного изменёнными правилами.
— На «Настолкэмпе» Иван Лашин (ваш сотрудник) чуть ли не насильно заставлял пробовать игры. Это была его дипмиссия? Скажу прямо: больше всего мне понравилась разработка самого Ивана — «Смартфон». Какие новости по игре? Когда будет? Поясни для всех, на кого нацелена эта игра?
— Навыки убеждения Ивана тоньше, чем грубая сила, так что в насилие не поверю. :) Его миссия, как и каждого из «Космодрома», — запускать лучшие российские игры в космос мирового рынка настолок, поэтому он и склонял тебя в пользу отечественного продукта.
«Смартфон» будет показан в Эссене в 2018 году. Соответственно, к лету будут готовы все материалы.
Мы делаем классическую экономическую евроигру с новым интерфейсом, понятную для людей бизнеса и ориентированную на тех, кому нравится «Энергосеть». У Ивана получилась изящная игра с высокой степенью реализма, в которой вы развиваете собственный международный бизнес производства смартфонов. Как и в реальном мире, в игре вам придётся выбрать: делать ставку на постоянные инновации и гиков, которые ждут современные телефоны независимо от цены, или сфокусироваться на массовом производстве дешёвых телефонов. Собственно, ты и сам оценил игру по достоинству!
— Почему «Космодром» так неактивен в социальных сетях (на фоне других издательств)? Ты не веришь в онлайн-аудиторию?
— Когда мы были маленьким издательством, то успевали вести социальные сети самостоятельно. Но как-то незаметно подкрался момент, когда времени на сети стало не хватать, всё время вклинивались более приоритетные задачи, типа очередной проверки макета новой игры перед печатью.
При этом в онлайн-аудиторию я верю очень сильно. Было бы странно, если бы я ответил иначе, имея за плечами несколько лет опыта работы в электронной коммерции. Мы в этом году сформировали отдел маркетинга, поэтому, надеюсь, сможем приятно удивить наших фанатов среди онлайн-аудитории в наступающем году.
— Где «Космодром» печатает игры? Доволен ли качеством?
— Сейчас все наши игры производятся исключительно в «Солнечном городе». Мой внутренний перфекционист всегда видит изъяны, но текущее качество игр такое же или даже лучше западных аналогов. К примеру, я буквально на днях перебирал свою домашнюю коллекцию игр и обнаружил несколько коробок, привезённых из Европы, с сильно гнутыми полями. За «Солнечным городом» я такого не наблюдал.
— Какие улучшения сделаны в последний год, чтобы качество изданий росло?
— Продолжая предыдущий ответ. Очень редко (мы проверяем!) может возникнуть брак из-за человеческого фактора: забыли положить какую карту или одну фигурку. В этом случае мы оперативно высылаем недостающие компоненты покупателям, которые связываются с нами по указанным на коробке контактам. Есть ещё более простой процесс, о котором потребители часто не знают: по закону есть возможность обменять купленную коробку в магазине, сославшись на заводской брак.
Влияние человеческого фактора можно снизить, но, к сожалению, не исключить полностью дополнительными этапами контроля. Сейчас каждая игра несколько раз проверяется по ходу производственного процесса в самом «Солнечном городе», а уже после сборки мы сами выборочно проверяем несколько образцов из каждой партии.
— У вас образовалась уже целая серия игр с одноглазыми монстрами («Няшка», «Базинга», «Гонки няшек», «Ресторация монстров»). Расскажи немного о концепции? Откуда идея? Какая игра продаётся лучше всего и ты бы мне порекомендовал? (Только не читери и предложи одну!)
— В прошлом году мы решили создать ещё парочку собственных вселенных, кроме полюбившихся всем летающих слонов. Это именно пара вселенных, хоть и похожих между собой. Первая — одноглазые няшки. А вторая — это разнообразные монстры, их уже больше десятка благодаря «Ресторации монстров». Няшки больше ориентированы на детей от 4–5 лет и их родителей. Монстры из «Базинги» и «Ресторации» — на более взрослую аудиторию, 12–25 лет. Няшки появились, когда мы готовили к изданию игру «Няшка» Павла Атаманчука. Мы не хотели менять авторское название игры и начали создавать визуальный ряд под него. Монстры появились при переиздании «Базинги». Мы создавали семейную игру на объяснение слов и хотели уйти от абстрактного оформления конкурирующих продуктов. В итоге придумали мир, в котором милые монстры должны найти общий язык.
Лучше всего продаётся «Базинга». Оно и понятно — новая игра на объяснение слов с ярким оформлением и уникальной механикой. Но сейчас я бы рекомендовал «Гонки няшек» — это новый подход к механике гонок, азартный и цепляющий взрослых даже больше, чем детей. Я эту игру очень люблю! Оформление получилось немного детским, и есть планы его поменять. Поэтому сейчас есть уникальный шанс купить игру, которая станет эксклюзивом через несколько месяцев.
— Давай напоследок неожиданный и творческий вопрос. Расскажи какую-нибудь смешную историю про будни «Космодрома»?
— Ещё до объединения «Космодрома» и Stupid Casual мы увлекались разными дурацкими сувенирами. Среди них был «Бабушкин погребок» — мягкие игрушки, замаринованные и закатанные в пятилитровые банки. Проблемы, с которыми мы столкнулись, весьма типичны для маринадов: банки на складе стали портиться и взрываться. В итоге пришлось выбирать между ликвидацией остатков со скидкой и арендой склада с холодильным оборудованием. Представь: игрушечная компания в поисках холодильников для хранения огромной партии замаринованных игрушек.
— Спасибо, Миша, за интервью. Издательств сейчас много — желаю выделяться всегда и идти своим путём. Напоследок скажи, с кем бы ты с наибольшим интересом прочитал следующее интервью?
— Дима, спасибо за вопросы! Поздравляю тебя и читателей с наступающим новым годом!
По поводу следующего интервью — было бы интересно заглянуть за рамки нашего уютного мирка и почитать интервью с руководством «Хасбро», отвечающим за Россию, или с зарубежными издателями и блогерами.