-AdRiver-
dimanikus написал 9 минут назад к игре Саграда: дополнение для 5 — 6 игроков: # Да уж.. Завод что ли другой делал? :) Сравнительное фото кубиков и сте...
Nataly23 написала 24 минуты назад к новости Долгожданный анонс игры «Тайная власть»: # А где вы увидели, что игра пытается взорвать запад? Игра нигде не пози...
Bopper написал полчаса назад к игре Мрачная гавань: # Такой коммент уже сеть ниже, только там про стиральный порошок
Alxndr1978 написал полчаса назад к игре Skylands: # Чуть более чем полностью вторичная игра-недоразумение для непонятной ц...
Youbi написал полчаса назад к игре Мрачная гавань: # На самом деле тут в целом сравнивать смысла нет. Настольные игры - это...
Долгожданный анонс игры «Тайная власть»
Мировые заговоры, секретные агенты, рискованные спецоперации и, конечно же, борь...
Игра «Атлантида» уже в продаже
Магазин настольных игр FunMill.ru и издательство «Нескучные игры» начали розничн...
Crowd Games поделились планами
Компания Crowd Games рассказала про свои планы на ближайшие пару месяцев
Ludonaute трудятся над Yggdrasil Chronicles
Обновленная версия игры Yggdrasil 2011 года планируется к выпуску в 2019
«Речное братство» уже на сайте Crowd Games!
Первое дополнение к настольной игре Root («Корни») на русском языке!

NskGamer

Мир кооперативных игр, как он есть

Обзор кооперативных механик и их реализаций, 21 мая 2011

Командные игры

 

Кооперативные игры, как они есть

 

Люди, которые играют в игры, бывают разные. Есть среди них и такие, которые не любят игровые конфликты... хотя, конечно, всякая игра есть конфликт по определению.

 

Бывают, в принципе, и бесконфликтные игры — насколько это вообще возможно. Но их мало. Обычно тем, кто не любит прямых противостояний, рекомендуют игры европейской школы, там соперничество скрыто и не столь бросается в глаза. И это правильная рекомендация. Но есть ещё один жанр, как нельзя лучше подходящий под ситуацию, и имя ему — кооперативные игры. Здесь конфликты игроков полностью или частично заменяются на их сотрудничество.

 

Вот о таких играх мы и поговорим в этой статье. Попробуем классифицировать их по типам и для каждого типа кратко охарактеризовать наиболее ярких его представителей. Особое внимание уделим локализованным играм, ведь они наиболее доступны. В каждом случае будем указывать оригинальное и русское название игры, год её выпуска и рейтинг на BoardGameGeek.

 

Итак, по большому счёту в кооперативных играх можно выделить четыре уровня конфликтности, каждому из которых соответствуют свои идеи...

 

Уровень 0: Один за всех и все за одного!

 

Этот уровень является «истинно кооперативным»: все игроки работают сообща, противостоя не друг другу, а игровой механике. Вместе они пытаются достичь цели, определённой правилами, и если достичь её не удалось, то это означает общий проигрыш. Равно как и удача — общий выигрыш.

 

В зависимости от правил допустимы дополнительные условия — например, игровая гибель одного из персонажей может означать общий проигрыш, а может означать лишь досадную неприятность, давая остальным возможность продолжать своё общее дело.

 

Подобные игры довольно сложны для гейм-дизайнера: поскольку сюжет создаётся автоматически, самóй механикой, эта механика должна полностью обеспечивать его адекватность, автоматическую масштабируемость в зависимости от числа игроков и к тому же допускать возможность регулирования уровня сложности.

 

Отдельную проблему представляет собой одновременность хода. Действия игроков по принципу «все вместе» подразумевают, что они могут заниматься разными вещами в одно и то же время. Проблема решается по-разному; в простейшем случае инициатива передаётся по очереди, последовательно сделанные ходы всех участников образуют раунд, и по его окончании происходит реакция игровой механики. В более сложном случае игроки сами определяют порядок своих ходов в составе раунда; в ещё более сложных случаях ходы могут взаимно прерываться. Встречаются и ещё более изощрённые механизмы.

 

Ужас Аркхэма

 

Пожалуй, самой известной игрой такого типа является «Ужас Аркхэма» (Arkham Horror, 2005, BGG#56, локализована). Сюжет воссоздаёт на столе атмосферу книг Г. Лавкрафта о пробуждении Древних Богов. Играть могут до восьми человек, которые становятся сыщиками с различными индивидуальными способностями и пытаются противостоять попыткам одного из Древних (тоже со своими особенностями) прорваться в наш мир. Погибшие по ходу партии сыщики затем возвращаются другими персонажами. Длительность партии заявлена на уровне четырёх часов, однако практически бывает и дольше. К игре выпущено около дюжины дополнений, и она имеет очень «атмосферную» репутацию.

 

Страшилки о призраках

 

Ещё одна жемчужина жанра — «Страшилки о призраках» (Ghost Stories, 2008, BGG#118). Сюжетно она близка к «Аркхэму», но всё происходит в китайских реалиях. В роли даосских монахов игроки противостоят ордам призраков, атакующих мирную деревню в преддверии возвращения злобного Ву-Фэнга, владыки Девяти Преисподних. Монахи могут погибнуть, но не покидают игру полностью: как бесплотные духи, они вправе давать советы своим живым товарищам... а те, в свою очередь, приложив определённые усилия, могут воскресить павшего соратника. Размах и масштабы здесь несколько поскромнее: до четырёх игроков при средней продолжительности партии около часа. Оформление «Призраков» порадует любой, даже самый взыскательный, вкус.

 

Красный Ноябрь

 

Нельзя не упомянуть «Красный Ноябрь» (Red November, 2008, BGG#725) с его чрезвычайно оригинальным решением проблемы одновременности. Здесь речь идёт о героических гномах-подводниках, борющихся за живучесть терпящей бедствие субмарины. До прихода помощи нужно продержаться один час, и для каждого члена экипажа всегда чётко обозначено его положение во времени. Таким образом, все поступки игроков действительно происходят одновременно и подчиняются простой, но жестокой логике: чем больше времени ты потратишь на решение очередной проблемы, тем больше вероятность твоего успеха... но и тем больше новых проблем возникнет за потраченное тобой время! Погибшие члены экипажа выбывают из игры — всё как в жизни! — так что оставшимся придётся ещё тяжелее. Играть могут до восьми человек при средней продолжительности партии чуть больше часа.

 

Запретный остров

 

Наконец, стóит сказать о «Запретном острове» (Forbidden Island, 2010, BGG#221, локализована). Эта совсем недавно вышедшая игра повествует об экспедиции искателей приключений на остров древней цивилизации в попытке заполучить её артефакты. Она может похвастаться великолепным оформлением, но по сути довольно проста — зато, будучи ориентированной на детей, имеет определённую педагогическую ценность, уча работать в команде: гибель хотя бы одного персонажа немедленно означает общий проигрыш. Играть могут 2-4 человека (как раз для семьи), партии получаются довольно динамичными, на 30-40 минут.

 

Space Hulk. Ангел Смерти

 

Ну и рассказ был бы неполным без упоминания «Ангела смерти» (Space Hulk: Death Angel, 2010, BGG#241, локализована). Здесь игрокам предстоит в роли космодесантников зачищать корабли от агрессоров-генокрадов. Играть могут до 6 человек, партии быстрые (около получаса), потери окончательные и бесповоротные. А ещё это единственная карточная игра среди всех упомянутых выше.

 

Практически все настолки такого типа имеют интересную особенность: в них вполне может играть один человек! Он просто берёт на себя функции этакого тактического командира и в одиночку распоряжается несколькими игровыми персонажами... ну, а бесстрастная механика в своём штатном режиме подкидывает этим персонажам задачи, с которыми их командиру приходиться как-то справляться имеющимися у него силами.

 

Уровень 1: Среди нас предатель!

 

Этот уровень очень похож на предыдущий, с одним только отличием… но зато каким! С начала игры все работают сообща, но кто-то из участников имеет тайную цель, которая противоположна цели основной группы.

 

Основная группа знает о наличии предателей, но не знает их личности (и в некоторых играх не знает их численности). Предателя можно попытаться вычислить по его манере поведения и раскрыть... или он может раскрыться сам. Обычно нераскрытый (или нераскрывшийся) предатель должен играть по общим правилам, влияя на ход событий лишь хитрым косвенным образом, а после раскрытия для него начинают действовать особые правила, когда вредить остальным можно уже явно.

 

С другой стороны, если игроки объявляют предателем кого-то невиновного, то обычно получают за это те или иные штрафные санкции. Что, конечно, не идёт им на пользу, зато весьма забавляет предателей истинных...

 

Часто авторы игр окружают появление (и проявление) предателей какими-то сюрпризами, которые осложняют другим игрокам их опознание и/или заставляют задуматься о своих действиях в случае опознания.

 

В общем-то, зачатки предательства есть в уже упоминавшемся «Красном ноябре»: там член экипажа при наличии акваланга может бросить своих боевых товарищей и покинуть гибнущую субмарину, положившись на близкий приход спасателей. Результат для него будет зависеть от того, удалось ли выжить остальному экипажу: если борьба за живучесть увенчалась успехом, то предателя обвинят в дезертирстве, и ничего хорошего его не ждёт... ну, а если она утонула, то спасателям можно будет рассказать любую байку, и тем придётся поверить. Тут, однако, есть важный момент: предательство не предопределено заранее, и решение о нём может быть произвольно принято любым игроком по ситуации. А вот в следующих играх всё гораздо сложнее и интереснее.

 

Тени над Камелотом

 

Пожалуй, самым типичным предательским кооперативом являются «Тени над Камелотом» (Shadows over Camelot, 2005, BGG#174). Сюжет взят из легенд артуровского цикла, так что игроки примеряют на себя доспехи рыцарей Круглого Стола и по ходу партии занимаются истинно рыцарскими делами, как-то: борьба с вторжением агрессоров, поиски Грааля, добывание Экскалибура и т.п. Один из рыцарей может быть предателем, но — внимание! — существует вероятность того, что предателя нету вовсе. Поневоле задумаешься, прежде чем бросать обвинения... Играть могут до семи человек при средней продолжительности партии полтора-два часа.

 

Крейсер «Галактика»

Истинный шедевр жанра — «Крейсер «Галактика» (Battlestar Galactica, 2008, BGG#18). Игра сделана по мотивам одноимённого сериала, но знакомство с первоисточником совершенно необязательно. Вполне достаточно знать, что доблестный экипаж крейсера пытается спасти остатки человечества от злобных роботов-сайлонов, но несколько отлично замаскированных под людей сайлонов внедрены в экипаж и отнюдь не сидят сложа руки. Способностей вредить исподтишка в игре вполне достаточно, да и сюрпризов в механике содержится много. Начать с того, что определение лояльности происходит в два этапа: всю первую половину игры можно честно спасать человечество, а потом в одно не очень прекрасное утро проснуться сайлоном и ощутить в себе смертоносную программу. По той же самой причине в первой половине игры просто-напросто неизвестно, сколько сейчас в экипаже людей, а сколько сайлонов (и есть ли они вообще). Но это ещё не всё! При игре с дополнениями численность вредителей и во второй половине партии неизвестна. Тем более что ошибочная казнь человека запросто может обернуться появлением в экипаже лишнего сайлона. Но даже и это ещё не всё. В игре могут быть перебежчики с наперёд неизвестной лояльностью и сайлонские лидеры (которые, хотя и сайлоны, но преследуют свои собственные цели, могущие в чём-то совпадать с человеческими). В общем, паранойя цветёт и пахнет, и 3-6 игроков могут сполна насладиться ей в течение 3-5 часов. Практически все индивидуальные способности членов экипажа двусмысленны и могут быть использованы как во благо, так и во вред, а уж открывшийся сайлон получает поистине широчайшие возможности по устройству гадостей.

 

Вредитель

 

Наконец, имеет смысл упомянуть ещё одну игру, которая до сих пор числится в списке возможных локалиаций — это «Вредитель» (Saboteur, 2004, BGG#484). Здесь игроки выступают в роли трудолюбивых гномов, усердно докапывающихся до золота. Но в семье не без урода, и некоторые гномы столь же усердно вредят — обваливают штреки или заворачивают их не туда, ломают коллегам рабочий инвентарь... Конечно, коллеги в стороне не остаются и тоже вредят вредителям из всех сил. Партия проходит быстро и весело, в течение 30-40 минут, а играть могут 3-10 человек. Изюминка же заключается в том, что играется несколько раундов, в которых честные труженики и вредители могут меняться местами, так что важно не дать эмоциям и злопамятности взять верх над здравым смыслом.

 

Недавно в продажу поступил второй «Вредитель». В некоторых странах дополнением, в других — как полноценная игра, включающая базовый комплект и дополнение. Поддерживает от 2 до 12 игроков, привносит в игру новые карты туннелей (например, мосты, двери и лестницы), дополнительные карты действий (позволяющие воровать чужие самородки или менять свою роль) и сами карты ролей (босса, барыги и геологов).

 

Уровень 2: Все на одного!

 

Сходство с предыдущим уровнем заключается в том, что здесь все игроки сообща противостоят одному. А различие — в том, что этот один игрок заведомо известен с сáмого начала, выступает совершенно открыто и играет по своим особым правилам.

 

Игры этого уровня можно разделить на два больших класса, которым мы дадим условные названия «тёмный властелин» и «изгой».

 

«Тёмный властелин», по существу, представляет собой усовершенствование нулевого уровня, с той разницей, что все события, с которыми сталкивается команда, управляются не только и не столько игровой механикой, сколько отдельным игроком — тем самым «тёмным властелином». Понятно, что выиграть у человека обычно несколько сложнее.

 

Дум

 

Можно упомянуть трёх наиболее известных представителей этого жанра: Doom (2004, BGG#313, локализована), «Нисхождение: Странствия во тьме» (Descent: Journeys in the Dark, 2005, BGG#67) и «Нашествие зомби» (Zombie Plague, 2001, BGG#1344, распространяется только как ПНП).

 

ПНП (от английского PnP, Print & Play) — игры, которые распространяются в виде электронных документов, которые необходимо распечатать и порезать на компоненты. Встречаются бесплатные и платные игры, которые распространяются только в таком виде или параллельно с «материальным» продуктом. Термин может использоваться как для официальных, так и неофициальных материалов для самостоятельного изготовления игры.

 

Нисхождение. Странствия во тьме

 

В Doom выделенный игрок командует монстрами, вторгшимися на марсианскую базу в результате сомнительных научных экспериментов, а остальные в образе десантников противостоят ему. «Нисхождение» использует очень похожую механику (что неудивительно — тот же разработчик), и здесь всё происходит в фэнтэзийном сеттинге: отважные приключенцы спускаются в мрачное подземелье с ловушками и монстрами, пытаясь одолеть их повелителя и завладеть его несметными сокровищами. Обе игры достаточно долгие (3-5 часов) и рассчитаны на небольшую компанию (2-4 человека в Doom, 2-5 человек в «Нисхождении»). «Нашествие зомби» более динамично (час-два) и рассчитано на бóльшие компании (до 6 человек). Сюжет типичен для низкобюджетных ужастиков: группа самых разных людей внезапно столкнулась с ордой оживших мертвецов и пытается спастись от них. Один игрок управляет толпой зомби, остальные озабочены собственным выживанием...

 

А теперь вспомните ранее упоминавшиеся «Страшилки о призраках». Нулевой уровень, помните? Так вот, второе расширение «Тёмные секреты» (Black Secrets, анонсировано на 2011 год) уже позволяет управлять Ву-Фэнгом одному из игроков.

 

И надо ещё сказать, что во многих случаях роль «тёмного властелина» отнюдь не сводится к тому, чтобы давить оппонентов. Гораздо интереснее создать за столом правильную атмосферу тяжёлого, но увлекательного приключения — может быть, даже незаметно подыграв. Это особое искусство, которое сродни искусству D&D-мастера.

 

D&D-мастер (Dungeon Master, данжен-мастер, мастер) — ведущий в ролевых играх игровой вселенной Dungeons & Dragons. Его функция — отвечать за окружающий персонажей игроков мир, задавать тон игре и развивать сюжет приключения.

 

«Изгой» — это игра на опережение, в которой группа «хороших» пытается не дать одному «плохому» успеть достигнуть своей цели (или наоборот — как посмотреть). «Плохой» здесь выступает не управителем игровой механики (т.е. «мастером игры», ответственным ещё и за атмосферу), а именно как отдельно взятый игрок, только особый.

 

Ярость Дракулы

 

Типичными представителями являются «Ярость Дракулы» (Fury of Dracula, 2006, BGG#142, локализована), «Скотленд-Ярд» (Scotland Yard, 1983, BGG#642, локализована) и отечественная новинка «Коронация» (2010). «Плохой» перемещается по игровым локациям, попутно выполняя игровые задания, а куча «хороших», получая неполную и/или запоздалую информацию о его перемещениях, пытается вычислить его местонахождение и поймать. В «Скотленд-Ярде» (3-6 игроков, 45-60 минут) и «Коронации» (2-6 игроков, ок. 1 часа) поборники правосудия ловят преступника, в «Ярости Дракулы» (2-5 игроков, ок. 2 часов) охотники на вампиров преследуют вы-поняли-кого.

 

Три мушкетёра. Подвески королевы

 

Интересна условно-отечественная игра «Три мушкетёра: подвески королевы» (The Three Musketeers: The Queen's Pendants, 2009, BGG#1432). Здесь «хорошими» являются четыре мушкетёра, а «плохим» кардинал. Но функции его отчасти близки к «тёмному властелину» — тем более что игра семейная и роль кардинала явно отводится кому-то из родителей: помимо командования гвардейцами придётся ещё и атмосферу поддерживать, да и почти наверняка детишкам подыгрывать. Играть могут до пяти человек, партия длится 45-60 минут.

 

Мир Варкрафта. Рейдовая колода

 

Наконец, нужно упомянуть, что механика «тёмного властелина» находит своё отражение и в коллекционных карточных играх. Например, в ККИ World of Warcraft (с 2006, BGG#806) выпускаются так называемые рейдовые наборы.

 

ККИ (TCG или CCG) — коллекционные карточные игры (Trading Card Games или Collectible Card Games). Распространяются случайными наборами карт, запакованными в непрозрачную (как правило) упаковку, т.н. бустер. Карты таких игр делятся по редкости — одни карты встречаются чаще других. Такой формат распространения стимулирует активный поиск нужных карт и обмен картами между игроками. Соединяет в себе два вида хобби — коллекционнирование карт и настольные игры.

 

Несколько игроков со своими колодами образуют боевой отряд героев, который пытается уничтожить какого-то легендарного монстра. Монстр представлен своей особой колодой (и, возможно, дополнительными аксессуарами); кроме того, в набор входит пакетик с несколькими особо ценными картами — «сокровищница монстра», — которыми полагается одарить героев в случае их победы. Способности монстров в таких наборах обычно более чем впечатляющи, так что колоды героев приходится собирать специально, с учётом их взаимодействия.

 

Уровень 3: Стенка на стенку!

 

Последним уровнем кооперативных механик является командная игра, в которой друг другу противостоят не отдельные игроки (или один отдельный игрок всей остальной куче), а команды. В общем-то, пояснять эту идею особой необходимости нет — помогай своей команде, бей чужие команды, вот и всё. Противостояние команд может быть как полностью симметричным, так и сложносочинённым, в рамках какого-то сценария.

 

Братство Девяти

 

Кооперативности в этом варианте заметно меньше, чем во всех предыдущих. Поэтому ограничимся упоминанием: командная игра может быть вполне естественным образом введена во многие механики с другими видами противостояния. Так, например, в том же Doom дополнение вводит режим «захват флага» (CTF=“capture the flag”), в котором монстров нет, а десантники... хм... скажем так, проводят тактические учения в максимально приближенных к боевым условиях. Отечественное «Братство Девяти» (2011) позволяет объединять четыре отряда в два боевых союза и ставить их в различные условия согласно сценариям (несколько вариантов доступны на сайте игры bdgames.narod.ru).

 

Ну и в конце концов, даже обычные боевые игры типа «каждый сам за себя» вполне могут допускать образование временных союзов — чем не кооператив на пару ходов?

 

Экстремальные случаи

 

Абсолютное большинство кооперативных игр вполне укладывается в описанные выше схемы — ну, с теми или иными оговорками, — однако для любой классификации всегда существуют примеры, которые в неё не вписываются или вписываются крайне плохо. Мы рассмотрим два таких примера.

 

Бах!

 

Первым из них является «Бах!» (Bang!, 2002-2007, BGG#260) — карточный вестерн, в котором шериф со помощники противостоит банде преступников. Вроде бы командная игра, но в ней есть ещё и маньяк, живущий по принципу «всех убью, один останусь». Причём логика его поведения требует сначала помогать шерифу против бандюков... но желательно так, чтобы по ходу дела трагически гибли помощники-депутаты. И ведь мало того — состав команд с самого начала неизвестен. Участникам предстоит ещё разобраться, кто есть кто, и в самых сложных случаях шериф может до последнего момента оставаться в неведении, кто тут его помощник, а кто маньяк. Играть могут 4-8 человек при средней продолжительности партии 45-70 минут.

 

Остров Некроманта

 

Второй пример — это «Маленький Мир» (Small World, 2009, BGG#43) в комбинации с расширением «Остров некроманта» (Necromancer Island, 2010). С одной стороны, согласно основной идее игры, участники меряются собственной крутизной, постоянно набегая друг на друга и перераспределяя территории. Но с другой стороны — и в этом-то вся тонкость! — в Маленьком Мире присутствует чокнутый некромант, которому все эти набеги с сопутствующими жертвами очень даже на руку (ибо он возвращает погибших к жизни, формируя из них свою собственную армию). Так что, радостно сокрушая народы соседей и выяснив меж собой самого крутого, честные боги Маленького Мира должны как-то исхитриться все вместе не дать победить некроманту...

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Синдром лидера!

 

Завершая рассказ о кооперативных играх, обязательно нужно предупредить читателя об их общем недостатке, название которого вынесено в заголовок. Выбирая «кооперативку», всегда помните о нём.

 

Суть синдрома лидера заключается вот в чём. Когда группа игроков действует заодно, преследуя общую цель, они естественным образом советуются между собой, вырабатывая наилучшую тактику и стратегию. Это вполне нормально. Но представьте себе, что один из этих игроков заметно опытнее остальных или просто по жизни более активен и решителен.

 

Представили? Этот игрок столь же естественным образом попытается взять на себя инициативу (иногда это происходит совершенно неосознанно) и задавать общее поведение. Если его предложения звучат хоть сколько-нибудь разумно (или они хотя бы похожи на разумные), то это удастся ему без всякого труда.

 

Понятно, к чему это приведёт. Кто-то из остальных игроков — а возможно даже и все — превратится в придаток к игровым компонентам. Его функция сведётся к перемещению своей фишки по указке лидера, бросанию кубиков и прочим рутинным действиям.

 

Если игра относится к типу «тёмный властелин», то «мастер» может как-то выровнять такую ситуацию — своими репликами, комментариями, а то и прямо гнобя «лидера» в первую очередь (что вполне реалистично, ибо в рискованных приключениях самые шустрые обычно и огребают больше всех шишек)... кстати, это ещё одна его «мастерская» функция. Но в запущенных случаях могут возникать ссоры и бунты с действиями «назло», и тогда о какой-то кооперативности уже трудно говорить. Хотя, как ни странно, бывают и такие люди, которых подчинённое положение в команде вполне устраивает.

 

С другой стороны, некоторые семейные игры неплохо приспособлены к тому, чтобы функции лидера взял на себя кто-то из родителей. Например, в том же «Запретном острове» роль навигатора идеально подходит для лидера, который получает возможность абсолютно легально перемещать других персонажей в свой ход. При этом он может пояснять смысл таких перемещений, и всё будет выглядеть вполне естественно. Аналогично, в «Страшилках о призраках» один из монахов может быть наставником и иметь возможность в свой ход передвинуть другого монаха.

 

В общем, имейте «синдром лидера» в виду. Вас предупредили.

 

Сборная кооперативных игр

 

Жанр кооперативных игр достаточно популярен, что всех его представителей перечислить уже не просто, а ведь каждый год список таких игр только ширится. Из новинок стоит отметить живую карточную игру «Властелин колец» (Lord of the Rings: The Card Game). Игра проходит по сценариям, что позволяет вести игроков по сюжетной линии, задаваемой авторами. При этом отряды героев игроков представлены персональными колодами карт, в которые помимо персонажей входят их снаряжение и способности. Подбирать наиболее эффективные для определённого сценария колоды — тоже часть игры. Новые сценарии и игровые возможности героев пополняются за счёт ежемесячных наборов дополнительных карт игры.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
RinRock написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Отличная статья) Как раз хочу купить какую-нибудь кооперативную игруху..положил глаз на запретный остров, но настараживает простота-вроде как для детей. Ужас Аркхэма есть, а игра про призраков не локализована..

Journeyman написал 6 лет назад: #

В Ghost Stories нет значимого текста на игровых компонентах, а правила давно переведены. Так что играть можно без помех.

canis написал полтора года назад: #

эт точно

Njuse4ka написала 5 лет назад: # скрыть ответы

А статья давно написана? А то Саботёр "числится в списке возможных локализаций", а Коронация названа "новинкой".

Journeyman написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Дата же есть, 3 года статье

Njuse4ka написала 5 лет назад: #

Я обратила внимание, но тут всё жаловались, что как-то криво дата ставится, когда публикуешь :) Я потому и переспросила... В любом случае, такие места можно было подкорректировать, остальное то актуально по-прежнему.

Filipousis написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Прекрасная статья, добавил еще несколько настолок в очередь на покупку))

w_holeman написал 5 лет назад: #

+1

Ostap написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Очень информативно и структурировано. Хорошо написано. Еще одна обязательная статья для новичков. Спасибо автору!
Немного удивило только отсутствие Пандемии в примерах. Мне кажется она одна из самых популярных кооперативов у нас.

JShadow написал 6 лет назад: # скрыть ответы

это точно.
спасибо за статью.
а пандемию действительно стоит включить в список, игра весьма популярна.

MisteriG написал 6 лет назад: #

Более того, у Пандемии есть дополнение с биотеррористом) Т.е. она участвует в двух классификациях.

funny написал 8 лет назад: # скрыть ответы
Уровень 0,5

А вот ещё есть особенный случай - когда цель у всех общая и проигрывают тоже все вместе, победителем становится кто-то один. Из примеров - "Castle Panic" и "Nostra City".

Steve написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Ну это в любой кооперативке можно вести рейтинг, кто сколько чего, однако, это ерунда. Поскольку ситуация может быть как в футболе - забивает форвард, а на него вся команда работает.

volt написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Все именно так. Но! В таких играх участники не всегда действуют на благо команды. Вот тогда и начинается веселье. Каждый друг друга начинает обвинять в предательстве и сам в тоже время старается урвать кусок по-жирнее )))

Steve написал 8 лет назад: #

Это иногда происходит в играх, в которых нет личного рейтинга.

Допустим, у нас есть личности которые в Ужасе аркхема жмутся отдавать "ништяки" но общее благо ).