Не знаю как вы, а я люблю подводить итоги года и планировать следующий год. Если помечать такие вещи, то можно заметить как меняется мир, как меняются твои взгляды и вкусы.
В этом году кроме своей личной рефлексии, я провел несколько опросов. Один - среди членов клуба, осенью, на ДР клуба, один - в конце года среди всех откликнувшихся.
Опрос был размещен:
1. На моем телеграм-канале
2. На тесере
3. На настолио
4. В чатике ИвН
5. В чатике БНИРБ
6. В инстаграме Тараса
Примерно треть участников опроса пришло с тесеры, примерно треть с чатика ИВН, примерно треть - подписчики телеграм-канала. Таким образом, с большего в опросе участвовали уже матерые настольщики, новичков даже судя по ответам ответило на вопросы единицы. С настолио пришло только пара человек, но один из них - Илья Мурсеев. Так что можно делать из этого опроса премию и делать приписку "основано на мнении блогеров". Надеюсь, это не обидная шутка, лично я очень рад, что так много людей отнеслись к опросу серьезно. Даже Илья, за что ему спасибо!
За 5 дней на вопросы ответило 205 настольщиков. Если брать за общее число настольщиков в СНГ 500000 (брал с запасом, точным числом не владею, если брать меньше, то и погрешность будет меньше), то погрешность в полученных результатах около 9%. Что достаточно много для социологического исследования, но терпимо для такого вот любительского опроса.
Как можно интерпретировать такую погрешность? С высокой вероятностью, если бы в опросе поучаствовало 1000 человек, то результаты были бы плюс-минус такими же, только некоторые игры могли бы поменяться местами. Первые места я присвою согласно полученным данным, но прокомментирую, где и в каких номинациях могли быть корректировки, если бы было больше данных. Так что все игры из топ-5 в каждой номинации можно считать плюс-минус равноценными. Дополнительно поделюсь осенними результатами опроса внутри клуба в некоторых номинациях, а также своим личным, очень важным для вас, мнением.
Открытием года можно назвать игру, в которую вы сыграли впервые и которая превзошла ваши ожидания больше, чем остальные. Как и во всех других номинациях, каждый участник голосования применял свои критерии. По итоговым результатам все игры Достойные упоминания идут плотно, плотность высока вплоть до третьего места (это значит, что +1 голос и картинка в 5-3 местах могла поменяться), а вот первые два оторвались существенно. Разница между ними 1 голос, а это значит, что с учетом погрешности обе можно смело назвать открытием года.
Достойные упоминания:
Эклипс, Грааль и Тираны Андердарка набрали достаточно много голосов в опросе и даже были близки к топ-5. Если Грааль и Эклипс в новой редакции должны были приехать еще в прошлом году, то в этом они многими были опробованы и распробованы. Тираны пока не локализованы (будут в 2022), а сама игра появилась в 2016 году. Забавно, что она забралась так высоко в этой номинации, но в следующем году она должна быть еще выше.
5 место: Немезида. Самая высокая игра-открытие от Хобби. Немезида вышла не в 2021 году, но, видимо, с ней как и с предыдущими играми - многие распробовали только в этом.
4 место: Unmatched. Cистема Unmatched выгодно позволяет запихивать в игру совершенно разных персонажей, что делает развитие игрового мира почти бесконечным. Быстрые партии, возможность играть в мортал комбат на столе и не самая большая цена позволили этой игре занять 4 место.
3 место: Pax Pamir. Внезапно для меня на третье место по результатам голосования забрался Памир, который доехал до людей совсем недавно. Игра действительно может вызывать вау-эффект - ведь для многих это первый Пакс. А эстетика компонентов добавляет игре шарма. Я тоже успел сыграть и соглашусь, что игра достойна быть в топ-3 в этой номинации.
2 место: Руины Острова Арнак. Казалось бы колодострой с миплплейсментом соединить - нехитрое дело. Но эта комбинация для многих стало удивительным настольным открытием. Игре не хватило буквально одного голоса до топ-1.
1 место: Дюна Империум. Снова карты, снова миплы, а еще вселенная, которая с размахом добралась до большого экрана. Первое место и звание Открытие года по версии русскоязычных настольщиков присуждается Дюне. Та-дааам.
Претенденты по результатам голосования клуба: Грааль, Немезида, Лиссабон - именно эти три игры попали в топ-4 по результатам осеннего голосования в клубе. Как видите только Лиссабон не вошел в большой список, но тут дело в том, что у нас две коробки Лиссабона в клубе и много кто в него успел сыграть. Думаю, в следующем году Лиссабон мы вполне можем увидеть в этой же номинации, но уже в результатах большого голосования
Открытие года по результатам голосования клуба: Руины Острова Арнак. За Дюну Империум не проголосовал у нас тогда никто, игра зашла небольшому количеству членов клуба, но и даже у них были игры, которые перебили Дюну по новым эмоциям. С огромным отрывом у нас тогда победил Арнак и как мы видим на большем количестве ответов Арнак в топе.
Мое личное мнение: за год я сыграл в очень большое количество игр, поэтому эта номинация лично для меня сложная. Я штук 10 могу назвать, которые меня восхитили. Больше всего меня, пожалуй, порадовали Тираны Андердарка, поэтому рад, что их локализуют. А из новинок года я все-таки проголосую за Арнак.
Положительные эмоции всегда находятся рядом с негативными. То, что одного человека приводит в восторг, второго может разочаровать. Великие произведения искусства всегда вызывают противоречивые мнения. Если говорить про разочарование как таковое, то чаще всего оно связано с завышенными ожиданиями. А завышенные ожидания в настольном мире могут появиться по разным причинам - слишком положительные отзывы, слишком красивый дизайн и всякое такое. Игр за год выходит много, разочароваться очень легко. Все игры в номинации кроме победителя идут очень плотно, так что еще парочка голосов и любая могла бы взлететь вплоть до второго места.
Достойны упоминания:
Палео, Гарри Поттер, Чай, Космобаза, Виконты западного королевства. Как видите много игр были близки к топ-5. Мои предположения следующие. В случае Палео кому-то могло не хватить челенджа, кто-то просто ожидал от игры робинзонщины. Виконты скорее всего не оправдали ожидания, сформированные предыдущими играми серии. Гарри Поттер оказался слишком слабым для гиков. Чем не угодил Чай и Космобаза мне сказать сложно, так как я не играл, но тут скорее всего снова дело в искаженных ожиданиях. Правильное позиционирование игры на этапе предзаказа - большое дело.
5 место: Unmatched. Система Unmatched даже у нас в клубе многим показалась простоватой и неинтересной. Неудивительно, что нашлись среди голосующих те, кто не оценил это ляпанье карт в формате "ударил-отбежал".
4 место: Дюна Империум. Не удивительно, что Открытие года для многих стало стало разочарованием. Такое встречается сплошь и рядом. Лично я тоже подходил к игре как к чему-то из топ-30 бгг, а увидел нечто крайне странное.
3 место: Рес Аркана. Удивлен и не удивлен увидеть тут Рес Аркану. Не знаю, чего могли ожидать разочаровавшиеся, но шило-мыльный процесс, а также предрешенность некоторых партий уже после первых ходов могут не понравиться. Еще не всем заходит элемент гонки. Слышал, что с дополнениями игра играется в разы лучше, тем не менее Рес Аркана у нас в топ-3 разочарований. Мне кстати она тоже нравится меньше, чем ее ближайший конкурент - Сезоны.
2 место: Крылья. Крылья вышли на русском сто лет назад, но продолжают играться и разочаровывать. Очень эстетичная игра может смутить своим с вида рандомным геймплеем. В ее защиту скажу, что мы проводили несколько турниров по Крыльям и там побеждали одни и те же люди, что означает, что не только рандом выхода карт, но и скилл здесь может решать. Интересно, как долго Крылья будут оставаться в этой номинации.
1 место: Руины Острова Арнак. Максимально был удивлен увидеть здесь Арнак. Эх, если бы чуть больше голосов у Арнака в Открытии, то получилось бы вообще красиво - две противоречащие номинации игра бы взяла. Я внимательно изучил негативные отзывы в разных местах и могу сказать, что тем, кому не заходит часто не хватает атмосферности. Игру покупали чтобы получить атмосферу из Индианы Джонса, а получили сухое движение по трэку.
Претенденты по результатам голосования клуба: Серп, Крылья, Забытые моря. Cерп и Крылья очень часто игрались раньше, Серп вообще дважды в клубе становился игрой года, поэтому у многих новичков были завышенные ожидания. Забытые моря в клубе вообще не зашли никому, кроме нас с Аней. Слишком затянутая для такого простого геймплея. Игра скорее для формата фановой посиделки с друзьями, чем для игротеки.
Разочарование года по результатам голосования клуба: Палео. Не смотря на то, что в клубе есть ярые любители этой игры, больше всего голосов осенью было отдано за то, что Палео разочарование года. Тем кому не зашла - не зашла, в первую очередь, основная механика игры. Игра не вызвала азарта и была больше похоже на пасьянс, сложится ли который не всегда зависит от твоих решений.
Мое личное мнение: Опять же, когда играешь много, то испытать прям сильную негативную эмоцию тяжело - чаще всего уже на этапе правил понятно, чего ждать от игры. Тем не менее, есть одна, которая расстроила меня больше остальных - это Инициатива. Я все ждал, что за ее кор-механиками и этими шифрами кроется что-то интересное. Сюжет в игре странный и для галочки. Нужен он только для того чтобы познакомиться нас с механиками игры, которые не то, чтобы сложные. Метапазл никак не связан с сюжетом, а бегать-собирать по полю еще 24 раза кусочки сценарного шифра, чтобы получить одну небольшую подсказку к метапазлу (или не получить вовсе) - затянутая нудятина. Кор геймплей даже в сложных сценариях не вызывал сложностей, шифры от кор геймплея - оторванный элемент. "Скрытые компоненты" были предсказуемыми. Даже дешевые коробки Экзитов часто гораздо интереснее ломают четвертую стену. В общем, ожидал от игры гораздо большего. Мог написать тут еще про игр десять, которые тоже не впечатлили. Та же Дюна Империум, например, но гэп между ожиданиями и реальностью самый большой для меня именно у Инициативы.
В анкете было сформулировано, что выбираем самую долгожданную игру, которая выйдет в следующем году на русском языке. Голоса распределились интересно. Все достойные упоминания, а также 4-5 место расположились очень близко друг к другу. Затем с небольшим отрывом идет 3 место. И затем с большим отрывом 1-2 место. Там разница снова буквально в один голос. Так что снова обе игры можно считать победителями.
Достойны упоминания:
Too Many bones, Sekigahara - предзаказов на эти игры еще не было, а они уже очень высоко забрались в номинации.
Вдали от Солнца, Холст - а вот на эти уже был предзаказ, многих их ждут. Лично я удивлен тому, что Вдали от Солнца поднялось в этой номинации так высоко. Даже Крауды во время стрима рассказывали, что для них большой успех этого предзаказа стал приятной неожиданностью.
5 племен - формально игра должна была занять 5 место, но так как она приедет многим еще в этом календарном году, она осталась в достойных упоминаниях.
Остров духов. Гиблый край - тоже набрал достаточно много голосов. Более того это единственное дополнение, которое забралось так высоко. Я ожидал увидеть в топе предзаказ на допы к Граалю, но за них проголосовало очень мало человек. Так что если бы была номинация Предзаказ на доп года - то его бы взял Гиблый край
Немезида Локдаун - тоже решил про нее написать отдельно, ведь это не просто новая игра, а самостоятельное продолжение уже нашумевшей. Клево, что она смогла набрать много голосов и вплотную приблизилась к топ-5.
5 место: Трикерион - лично для меня неожиданно, что эта игра вошла в топ-5 предзаказов - ведь это сложнючее евро на нестандартную тему. Собственно, возможно поэтому и вошло. К нам в клуб едет, обязательно опробую.
4 место: Aeon's End. Конец вечности - самый бюджетный предзаказ из всего списка. Сложно понять, почему он так высоко - это очередной колодострой с изюминкой, многие игры из серии очень высоко в топ БГГ, возможно, поэтому он для многих долгожданный. Я тоже вписался, посмотрим, что за фрукт, но больше жду локализации легаси версии.
3 место: Lisboa. Третье место идет с отрывом от остальной массы, но до второго по количеству голосов ему как до луны. Интересно, что Канбану даже достойных упоминания оказались далеко, а Лиссабон набрал много голосов. Ну а что, игра красивая, геймплей мозголомный, мы сыграли и тоже вписались.
2 место: Спящие Боги. С большим отрывом от третьего места и с разницей всего в один голос от первого на втором расположился Локет. Игры Локета - штука противоречивая, Боги же хайпуют весь год. Как бы из-за завышенных ожиданий Боги не оказались в следующем году в Разочаровании года. Мы тоже вписались. Также отмечу, что на такое высокое место могло также повлиять, что предзаказ был совсем недавно.
1 место: Ведьмак. Пускай с перевесом в один голос, но этот мощнейший предзаказ года все-таки победил и получил свое заслуженное звание. Заслуженное по крайней мере с точки зрения собранной суммы. Ох как же тяжело придется в следующем году этой игре. Уверен, что она появится в разочаровании года (даже в том уже за нее пара человек отдали свои голоса, хотя даже не играли). Сам обязательно опробую и посмотрю, что это за фрукт. Надеюсь, игра окажется лучше, чем сериал Netflix.
Претенденты по результатам голосования клуба: Ведьмак, Анх, Пять племен. Удивлен, что Анх не поднялся в общем голосовании высоко, думал за него больше человек проголосует - все-таки любителям ареа контролей не так-то много игр для выбора в номинации было.
Предзаказ по результатам голосования клуба: Лиссабон. Ну, а в клубе Ведьмак проиграл Лиссабону по количеству ждущих (да и предзаказавших, коробок пять, наверное, к нам едет). Вот что значит иметь возможность игру до предзаказа.
Мое личное мнение: Если выбирать из тех, что уже прошли и какие коробки жду, то это будут допы к Граалю. А если говорить про те, которые еще случатся, то, с учетом всех текущих анонсов - это будут Тираны. Почитать подробнее, во что я вписался можно в часть 2 итогов года.
Наверное, самая необычная номинация. Было даже несколько комметариев типа зачем вообще она нужна, разве в такое кто-то играет? Я играю. И раз уж опрос провожу я, то, само собой, про игры-кампании я не мог не спросить. Понимая, что не у всех хватает времени проходить всякие легаси, то в номинацию можно было включать и квесты-детективы-сценарные игры, которые рассказали вам клевую историю. Снова претенденты очень недалеки от 4-5 мест. Затем с существенным отрывом идет третье место, снова с существенным отрывом второе и с громаднейшим разгромным отрывом идет безоговорочный победитель.
Достойны упоминания: Дилемма Короля, Пандемия Наследие сезон 1, Челюсти льва были близки к топ-5, но голосов им не хватило. Интерес к Пандемии не угасает, а противоречивая Дилемма Короля тоже нашла себе любителей. Интересно, что достаточно высоко забрались Челюсти льва, которые появились совершенно недавно. Мы вот свою коробку еще не успели опробовать. Так что Челюсти, вероятно, и в следующем году попадут в этот топ.
Особняки безумия поднялись выше всех неигр-кампаний. Обошли даже своего потомка - Странствия в Средиземье. Буквально одного голоса ие хватило до топ-5. Еще совершенно внезапно хватало и упоминаний Немезиды в этой номинации.
5 место: Мой город - не самое сложное легаси от Книции, которое вертится вокруг полимино замыкает пятерку. Зайдет и в качестве одного из первых легаси, и тем, кто любит полимино. Игра очень азартная, мы прошли за два вечера.
4 место: Шерлок - Шерлок, который появился на русском уже давно продолжает оставаться в топе. Детектив и свежий Венский связной не смогли забраться так высоко.
3 место: Мрачная гавань - Cнова далеко не свежая настольная игра, но которая требует очень много времени и внимания к себе. Многие до сих пор играют кампанию в первый раз, не все еще добрались до Забытых кругов. Мы в этом году прошли базу во второй раз и прошли Круги. Доп - топ.
2 место: КУА. С хорошим отрывом от третьего места на втором расположился Карточный Ужас Аркхэма, который тоже требователен к себе с точки зрения времени. От всех, кто игрой плотно увлекся я слышал лишь положительные отзывы.
1 место: Оскверненный Грааль. Хоть Грааль и появился еще в прошлом году, многие добрались до него (или допрошли) только в этом. Все-таки часов 50 на прохождение нужно (а если играть втроем-четвером, то может быть, и больше). Грааль с точки зрения нарратива действительно впечатляет. Он набрал в два раза больше голосов, чем КУА и победил в номинации
В клубе опрос по поводу номинации не проводился.
Мое личное мнение: Стараюсь не проходить мимо легаси-игр и игр-кампаний. Если говорить о самостоятельной игре, то у меня, наверное, победили Странствия, которые мы распробовали, наконец, с четвертого раза. Из дополнений как раз Забытые круги - топовый топ. Пофикшены почти все проблемы базы. Сценарии на голову интереснее. Из игр детективного жанра больше всего понравился Венский Связной (Мортум пока не доехал).
В этой номинации нужно было написать про игру, в которую чаще всего играли за год. Ожидания по огромному количеству филлеров в номинации не оправдались, многие игроки достаточно суровы, чтобы играть в большие игры. Первые три места недалеки друг от друга, но оторвались от остальных. Остальные упомянутые игры где-то рядом по количеству голосов.
Достойны упоминания:
Unmatched, Гранд Отель Австрия, Сундук Войны, Особняки Безумия, Мой город - если Мой город ожидаем, ведь там нужно 24 партии сыграть, то Особняки безумия столь высоко - это красиво. Сундук и Unmatched ожидал увидеть повыше, а вот то, что многие так часто играют в Гранд Отель - тоже интересное наблюдение.
5 место: Экипаж - наверное самая филлерная игра из всей номинации. Сыграть даже 10 партий за вечер - изи. Опять же ожидал ее увидеть повыше, и тем не менее.
4 место: Крылья - пока кто-то разочаровывается, кто-то продолжает в них играть. Интерес к игре должны были вернуть Птицы Океании, вышедшие в этом году.
3 место: Руины Острова Арнак - первые три места оторвались от остальной массы. Арнак в топе есть, а вот Дюна Империум нет, как видите. Арнак играется достаточно быстро, так что если игра заходит, достаточно легко набрать в нее много партий, так что это не удивительно. После выхода допа в следующем году, она вполне снова может войти в топ в этой номинации.
2 место: Покорение Марса - неожиданно, да? Такая долгая игра чуть не победила в Скатерти года. Здорово, когда игра так цепляет.
1 место: Мрачная гавань - наибольшее количество голосов в номинации взяла Гавань. Хоть игра и появилась на русском далеко не в этом году, для многих она продолжает оставаться скатертью. Интересно, как долго она будет сохранять свое топ-1 на бгг.
Претенденты по результатам голосования клуба:
Сумеречная борьба, Крылья, ЗВ Восстание - Сумеречная и ЗВ Восстания не смотря на дуэльки для некоторых членов клуба были самыми играемыми играми.
Скатерть по результатам голосования клуба: Покорение Марса. Гавань даже не забралась у нас в топ 5, так как количество играющих ее было раза в три меньше, чем голосов за Покорение Марса. Клево, что могу еще сказать. Я не фанат ПМ, но круто, что в такой номинации побеждают не филлеры.
Мое личное мнение: Или не мнение, а опыт. Больше всего партий в этом году у меня в гавань при перепрохождении, а также в мой город. Если не брать в рассчет подобные игры, то побеждает Арнак. В онлайне больше всего партий наиграл в Замки Бургундии на BGA.
Вероятно, это самая статусная номинация. К тому же с точки зрения статистика, она самая верная. Во всех остальных - почти бесконечное число вариантов названий настольных игр, которые можно вписать. А вот издателей можно пересчитать по пальцам трех рук. Чтобы было нагляднее решил добавить в эту номинацию количество голосов отданных за то или иное издательство. Буквально пара человек не смогла определиться и указала два издательства, в таких случая засчитывал каждому по половине голоса. Заранее извиняюсь, если кого-то обижу, внутренней кухни всех издательств не знаю.
Достойны упоминания:
Choo Choo, Эврикус, Zvezda, Niza - в данном случае достойными упоминания стали все издательства, за которые отдали хотя бы один голос. Один у Niza Gams, 1,5 у Эврикуса, 2 у Звезды и ЧуЧу. Никто из них не смог пробиться на пятое место, но ведь многих издателей вообще ни разу не выбрали в этом опросе. Круто, что есть два новичка рынка. Для меня также удивительно, что есть Эврикус - не особо следил за его активностью. В любом случае, поздравляю всех за то, что попали в список.
5 место: Никто. 8 человек проголосовали за иностранные издательства (больше всего за Авакенов). И еще 11 человек либо проголосовали против всех, либо написали "все издатели хороши". Вот такое вот пятое место.
4 место: Hobby World - 23,5 голосов. титан рынка не попал в топ-3 и занял четвертое место. Возможно, сыграла роль ценовая политика, возможно маркетинг других кампаний или анонсы не совсем радовали настольщиков опроса. Лично мне не совсем удобно покупать игры у HW, они чаще всего идут сразу в розницу и зачастую появляются там довольно внезапно без предварительных анонсов и кампаний. Тем не менее, отдельное спасибо издательству за Мрачную Гавань. Почему Мир Хобби только четвертый каждый пускай все-таки решает сам. Не знаю, повлияет ли на что-то мой опрос - но судя по всему среди гиковской аудитории издательство не снискало в этом году народную любовь. Посмотрим, поменяется ли картинка после запланированных на следующий год относительно громких проектов.
3 место: GAGA Games - 33,5 голосов. Гага получила бронзу. Многие писали в комментариях благодарности за локализацию варгеймов. Мое окружение по отношению к Гаге делится на два типа - те, что берут каждый проект и те, что понятия не имеют, что там у Гаги происходит. Я не отношусь ни к тем, ни к другим - пока ни в один проект не вписался, но регулярно что-то покупаю уже с розницы. Вот, в этом году Арнак и Остров кошек, например. Интересно, как поменяется место Гаги в следующем году после того, как приедет Ведьмак и будет издана Imperial Struggle, которая лично мне очень зашла.
2 место: Crowd Games - 51,5 голосов. Маркетинг и проекты краудов однозначно нашли свою аудиторию. А то, что начали возить игры с кика, а также редкие нишевые коробки типа 18хх серии, а также Food Chain Magnate однозначно добавило плюсов в карму. Я бы сказал, что в этом году Краудам не хватило какого-то одного громкого проекта, каким в прошлом году был Грааль, за который им отдельной спасибо. Много где сместились сроки, а громких анонсов было чуть по меньше, чем у коллег по цеху. Тем не менее, уверенное второе место. Отдельно хочу отметить, что у издательства наиболее отлаженные процессы перевода и редактуры (на мой взгляд) и это позволяет смело брать проекты с обилием текста. Надеюсь, чем-то таким нас еще порадуют и на стриме мы увидели не все анонсы.
1 место: Лавка Игр - 71 голос. Достаточно уверенная победа в опросе. Ну а что, предзаказов громких хватало - тут вам и Анкх, и Ласерда, и Спящие боги. Анонсов громких тоже хватало, еще и внутренняя студия регулярно хвастается большим количеством проектов, которые, правда, выходят не так быстро, как, возможно, хотелось бы даже самой студии. Интересно, заняли ли бы ребята в аналогичном опросе первое место в прошлом году? Этого мы уже не узнаем. Не смотря на уверенную победу, от себя добавлю, что очень сложно у Лавки следить за статусами анонсированных, но еще не выпущенных проектах. Начинаешь забывать, что там вообще обещали и когда ждать. Тем не менее хвалить ребят точно есть за что - мы увидели на картинках анонсов очень много громких слов - Too Many Bones, Tyrants of the Underdark (надеюсь, перевод будет не как Тираны Подземья) и это клево, осталось дождаться игр на столах.Подземья) и это клево, осталось дождаться игр на столах.
Мое личное мнение:
Тоже проголосовал за Лавку, но выбирать было очень тяжело. Поэтому решил просто посмотреть, в какое количество проектов я вписался, хотя не планировал в начале года. Лавка победила. Хотя в 2020 благодаря Граалю и заинтриговавшей Дилемма Короля однозначно проголосовал бы за Краудов. Интересно, что поменяется за год.
На всякий случай проговорю: говорю только о выборе как покупатель в 2021, ни о каком другом. Если рассуждать о том, чей маркетинг мне ближе или у кого лучше сервис, или чья работа с авторами мне нравися больше, то это будет слишком длинный текст. Может быть, как-нибудь.
А вот про анонсы локализаций от всех издательств на следующий год у меня на канале еще выйдет отдельный текст. Не пропустите.
Количество голосов позволило не просто определить игру всех времен, но и даже определить топ-20. Заодно можно проверить, насколько результаты данного исследования совпадают с топ-100 бгг, а также опросами Niza Gams и другими публичными исследованиями и рейтингами. Все игры в списке достаточно известные, поэтому рассказывать о них подробно или рассуждать о причинах смысла не вижу. Что касается разрыва в баллах, то 9-20 места идут достаточно плотно, затем после разрыва идет группка 3-8 место тоже плотно, затем после разрыва игры с 1-2 места.
16-20 места
Сквозь Века, Каркасон, 7 чудес дуэль, Сумерки Империи, Робинзон Крузо
11-15 места
Замки Бургундии, Остров Духов, Плотина, Немезида, Особняки Безумия
9-10 места
Брасс Бирмингем, Игра Престолов
7-8 места
Иниш, Сумеречная борьба
5-6 места
Рыцарь-маг, ЗВ Восстание
4 место
Проект Гайя
3 место
Forbidden Stars
2 место
Покорение Марса
1 место
Мрачная Гавань
Собственно, и по результатам этого опроса первое место заняла Мрачная гавань. Топ-1 игра BGG. Совпадение?
Вообще двадцатка выглядит очень мощно. Игр-однодневок не наблюдается. Крепкие и проверенные временем проекты. Играл во все 20, чему рад. Интересный, в общем, получился результат. Как думаете, похоже на правду?
Осенью перед днем рождения проводил в клубе опрос и несколько номинаций уместны только для клубов типа нашего. Собственно, знакомьтесь: 3 из них.
Номинация от "висит груша - нельзя скушать". Речь про игры, которые есть у членов клуба, в которые хотелось сыграть, но так и не удалось за год. Если вы играли хотя бы в одну из этих четырех игр - вы счастливее, чем некоторые члены нашего клуба.
Груша год - Восходящее солнце
Претенденты: Грааль, Сумерки Империи, Космический контакт
Лично я пока из списка не добрался только до Космического контакта. В следующем году исправлю.
В каждой ячейки есть партии, которые потом вспоминаются еще долгое время. Мы голосовали, какие можно отнести к таким. Про детали партии, последствия и мемы рассказывать смысла не вижу, но игры перечислю. Если играли в течение года в одну из них - уверен, что у вас что-то из них тоже могло стать партией года.
Партия года - Dune 2019
Претенденты: Форбиден Старз, Игра Престолов, Xia
Эта номинация определялась не на голосовании, а банальным подсчетом человек, которые записывались на партии на игротеках и насколько часто вообще там игрались эти игры. Появление каждой из этих игр вызывало ажиотаж в записи.
Ажиотаж года - Немезида
Претенденты: Войны Ктулху, Особняки Безумия, Арнак
Что ж, большое спасибо всем поучаствовавшим в опросе. Надеюсь вы получили от этого текста то, что хотели. Если вдруг у кого-то появится желание поделиться результатами или текстом целиком, давайте, пожалуйста, ссылку на телеграм-канал https://t.me/aboardage
Остались вопросы? Задавайте в комментариях!
Ну и с наступающим всех, отличного всем настольного года!
Все итоги-2021:
Часть 1. Клуб
Часть 2. Коллекция
Часть 3. Результаты опроса + Бонус
Часть 4. Судьба топа впервые сыгранного в 2020
Часть 5. Топ сыгранного в 2021 + Бонус
Часть 6. Обновленный топ-50
Часть 7. Игровые челенджи на 2022
Часть 8. Обзор локализаций 2022 + Бонус
Часть 9. Вишлист покупок + Бонус
Часть 10. Блог + Бонус
Мне кажется весьма показательные итоги вышли. Вполне логично, что Лавка издатель года, так как Дюна игра года + множество интересных предзаказов на 2022. Только "Игра всех времен" вызывает у меня скепсис....время покажет.
если будет время, проведу повторный опрос через год и сравним результаты
>> Только "Игра всех времен" вызывает у меня скепсис....время покажет.
Так как игра предполагает долгое прохождение постоянной компанией, то, по-видимому, в неё режутся в тесном семейном (или дружеском) кругу особо не афишируя. И опрос показывает, что таких незаметных семейных ячеек много.
За 4 месяца прошли 30 сценариев с женой и и нам еще играть целый год, а там Забытые Круги, Челюсти Льва. Еще через год все еще Глум будет царствовать, а там глядишь и Frosthaven подтянется.
И не надоест столько играть в одну игру? Оо
Ну не Мрачной гаванью единой. В одну Гавань это конечно было бы жестко. В основном это в выходные по две партии. Между ними - Эвердел, Инициатива, Куба. p.s. Разочарование года - Андор, тоже заслуживает второй шанс, но позже.
Не всем же хочется играть 1-2 партии в настолку и переходить к следующей :)
"Игру всех времен" будто помогали составлять "партнёры" с бгг, отличающиеся абсолютной неподкупностью и непредвзятостью.
Да прямо сейчас получаю банковский перевод от Isaac Childres :P
Топ бгг по адекватности где то на уровне междусобойчиков Geek Media.
ваши эти два комментария адекватностью не блещут тоже)
О, переход на личности! все по классике тесеры. Уделал, умыл, ух.
Спутник высказался на счет КОММЕНТАРИЕВ. В каком месте это высказывание перешло на ЛИЧНОСТЬ, можно поинтересоваться? Или для тебя мнение о твоих ботинках тоже будет "переходом на личность"?
Действительно, все по классике.
Ух.
Ты давай-ка свое демагогическое жонглирование-то умерь, мушку спили, ковбой.
Загляденье просто.
Достойно ливнул, ненадолго тебя хватило.
Игра отличная... для любителей многочасового гринда.
Повысить уровень сложности, пройтись по сайд квестам, отправить своего уже персонажа на покой - это наверное варианты для слабаков ?:)
Просто любой из них во многом решает данную проблема гринда. Чувствуешь усталость от центрального сюжета - иди в сайд квесты, они чаще всего интереснее, дают что-то большее, а центральный сюжет всё равно скучный.
Игра не без недостатков, но думать что она не заслуженна топ 1 во многих рейтингах - глупо.
"Заслуженным" топ 1 она не может быть по определению, потому что все эти топы крайне субъективны. Да, вообще все субъективно, но Глум-то нахваливает лишь горстка гиков. Потому что этот неиграбельный без органайзера или приложения монстр с кампанией на 100-200 часов, тысячью карточек и правилами на 60 страниц - очень нишевая штука.
Я видел человек 10, которые не особо-то играли в другие игры, зато нахваливали Глум, и где-то человек 5 из них его _прошли_.
То есть я видел щепотку от целых рандомных компаний, которые ВНЕЗАПНО брали, и эту реально долгую кампанию проходили.
Зато я вижу, как на Глумхэвен воняет "горстка гиков". =ъ
Не-е-е.
Я сам не слишком люблю глум, и уважаю ваше право иметь неправильное мнение, но реальность придется в итоге принять. ^~
А, ну 15 человек (причем скорее всего уже опытных настольщиков) - это, конечно, значимая подборка.
Большинство настольщиков не интересуется чем-то сложнее уровня Крыльев. Вот они расчитаны на куда более широкую аудиторию. О чем свидетельствуют продажи, которые Глуму и не снились. И 30 с лишним тысяч оценок на бгг за один год.
А в другие игры, конечно, особо не поиграешь, если хочешь пройти эти 90 сценариев в разумный срок.
"Большинство настольщиков не интересуется чем-то сложнее уровня *Крыльев." *Манчкина.. Но они и не заходят на BGG)
Как оказалось, даже малой части от их числа, зашедшей на бгг и проголосовавших за Крылья, хватило, чтобы сделать их игрой года во всех номинациях) А также за один год проставить им примерно столько же оценок, сколько Глум получил за много лет. Выводы напрашиваются сами собой.
Не ну вы что, разве вы не знаете, что топ бгг вообще не настольщики составляют, а продажная администрация? За Крылья вообще никто не голосовал, это "зарубежные партнеры" составили, как нас тут только что в комментах проинформировали.
Да и вообще, если в топе оказалась игра, или не дай бог, издательство, которое вам не нравится, надо сразу же сообщить, что место незаслуженное, результаты не те, а казуалы - не люди.
"Большинство настольщиков не интересуется чем-то сложнее уровня *Крыльев." *Манчкина.. Но они и не заходят на BGG)
Далеко ходить не надо, я сам не очень жалующий амери, но эту игру прошел да у нее много к чему можно прикопаться. Но она действительно хорошая для широкого круга настольщиков, именно настольщиков а не мимокрокодилов которые во всякие крылья и прочие поделки легковесные играют.
То есть Крылья уже не настольная игра? Ну и снобизм)
Крылья слабая настолка для тех кто играет в настолки более менее регулярно быстро приедающаяся вещь, максимум удел семейки для игры с теми кому не так интересны настолки. Я за разделение сегментов настольщиков иначе можно в настолки добавить много всякой дичи но как это хоть как то анализировать и сравнивать будет не понятно
Делить на сегменты по тяжеловесности - разумно. А вот называть всех, кого не интересуют хардкорные игры и кому вполне хватает уровня Крыльев, мимокрокодилами и ненастольщиками - не очень.
А проблему реиграбельности и баланса яиц, говорят, исправляют дополнения, которые делают Крылья более интересными для опытных настольщиков.
это сложный вопрос, сначала по крыльям то что могут выпустить доп за доп деньги и править баланс как бы намекает на качество игры.
Второе про не настольщиков имелось ввиду те кто изредка играет в игры или играет только во что то простое это скорее около настольное сообщество(для меня), это не подразделение элита и нет, это просто отделение разных мнений, вот те кто играет в не сложнее крыльев мне бы не хотелось знать их мнение про игры(вот нет же такого фильтра) так же как и хотел бы чтобы до них не доходило мое чтобы не спорить лишний раз например. Рейтинг того же бгг был бы лучше если удалось его таким образом расчленить я бы видел оценки людей только со схожими вкусами а не суммарную оценку всех подряд. Это ведь средняя по больнице по большому счету.
И про глум, что у него не отнять что он может за стол усадить разных настольщиков которые возможно тяжело бы собирались вмести за какими либо другими играми.
Играю с женой в глум и крылья, во вторые чуть чаще - мы настольщики или нет?:D
Вы элита и самые сливки нашего сообщества.
Транснастольщики
Узбагойтесь для меня вы настольщики точно, потому что вы играете в достаточно много игр, и я уверен что вы знаете проблемы крыльев и других игр в которые играете.
Вопрос же стоял про тех кто не играет ничего кроме простых игр. Особенно сейчас когда даже игры с большой глубиной имеют более лояльный порог вхождения, т е соблазн попробавать что то более интересное он же в крови человека, т е пока человек ищет сложнее он развивается иначе это уже не хобби а больше время препровождение. Имхо хобби то что увлекает человека в чем он совершенствуется, не понимаю когда хобби просмотр сериалов))
Какой красивый самообман, считать свои любимые игры "сложными", а большинство остальных нет. А как измеряется сложность? Правилами? Скоростью нахождения оптимальных последовательностей действий? Го, например, сложная игра? Или неужто в какой-нибудь Каркассон, или даже те же крылья, нельзя играть"по-сложному"?
Где вы увидели что я считаю сложными любимые игры в которые я играю? Я играю в очень разные игры по сложности и могу их сравнивать, есть сложнее есть проще. Крылья да простые как ни крути, да и механики не удачные. Сложность для меня не равна интересности игры но если кто то играет в только в простые игры то его оценка всех игр исходя только из опыта конкретно простых для меня не сильно интересна.
Я подразумевал не конкретные экземпляры любимых игр, а типы игр. Потому что в разных типах игр вы именно провели черту: есть сложные, есть лёгкие. Вот скажите, какая игра сложная: судоку, боулинг, или соревнование на скоростной рисунок?
Это я скорее намеком на то, что если игроки играют в "лёгкие игры", то... Да тут море вариантов этого "то") ну и ниже ещё чуть пояснил уже в другом ответе
На том же BGG сложность (вес) игры - есть мнение комьюнити насколько сложно разобраться в игре.
Что это вообще должно значить? Если в игре поле нарисовано на внутренней стороне бумажного пакета, а правила написаны на иврите и зашифрованы, это значит, что у нее высокая сложность и играющий в нее - настоящий труЪ настольщик?
А ключ к расшифровке можно собрать, только если купить все игры ранее выпущенные этим издателем? p.s. Главное чтобы ХВ не прочли.
вы же знаете поговорку легкие дроги не ведут в интересные места?
настолки по сути как и головоломки, чем сложнее тем больше удовольствия получишь в итоге. Можно играть в простые игры но там уровень удовольствия от находок и аха моментов гораздо ниже. У всех есть свой уровень сложнее которого игра превращается в что то типа работы, кто то говорит что играет в простые настолки потому что на работе устает, но для меня например евро игры как отдых кажутся после того что делаю на работе. Просто переключение контекста а мозгу всегда хочется каких то новых задач.
Вопрос не про тру настольщиков тут стоит а что все настольщики разнародны и у всех своя ниша, а игры обективно есть посложнее и попроще и люд есть которые могут во что то играть и нет(просто не могут понять или не считают нужным тратить столько на это времени например)
Лично в моем понимании разобраться = научиться выигрывать.
Да, это понимаю, просто я таким замысловатым образом хотел выразить чуть другие мысли:
1. Сложность тоже относительна (особенно в данном случае, без критериев). Для меня тот же на Марсе показался довольно прямолинейным, ни в какое сравнение не идёт допустим с мечом Рима, где каждый ход чуть ли ни сотни вариантов действия. Или Даже пресловутый Манчкин - умение в социальные приемчики, управление случайностью, выжидание и пр - тоже можно счесть не простыми навыками, а кому-то может даже более сложными и ценными, чем просчет цепочек действий. В нем кто-то может при желании упороться в просчёты чуть ли ни по формулам, может ломать голову в патигеймах/семейках, но игры с близкими к 5 по бгг, будет щёлкать как орехи. То есть на мой взгляд, не стоит делить людей чисто по тому в какие игры они играют, да и сами игры лично я бы не решился делить на "априори хардкорные" и "пустые", все относительно (да, утрирую, но посыл был примерно таким: мол есть игры, которые напрягают извилины, а остальные...).
2. Что подразумевать под играми "с большой глубиной"? Уверен, что тут найдется множество полярных мнений. Тем более, с учётом того, что по факту игра - лишь модель, поэтому у любой всегда очень малая глубина (относительно того, что моделируют). Если на то пошло, то сложных игр тоже нет вообще. В худшем случае есть плохо написанные правила/лень/настроение/опыт в схожие игры (люто навороченную игру со знакомыми механиками освоить можно быстрее, чем некоторые простые, неординарные новинки)
3. По какому критерию определять игры, играя в которые можно зваться настольщиком, а в какие нет? (Ведь именно так в этой ветке и было сказано, мол, да не, вы то настольщики, а вот те, кто не стремятся играть в "сложные игры"). Более того, сказано, что для развития нужно искать именно такие игры. То есть пати геймы в этом плане отличаются? Или семейки? А как же социальные аспекты? Чем игры с анализом вероятности сложнее, или тем более умнее, простых цепочек обмена 1 шила на 2 мыла из которых потом можно получить 1.5 очка? Имхо, подавляющее большинство игр мало отличаются по тому, как "развивают", просто у них разные принципы, разные направления. Это как сказать, условно зачем вы едите, ведь вода человеку нужнее. Так и тут: в одной тебе нужна логика, в другой дедукция, в третьей умение считать, в четвертой просчитывать наперед, в пятой блефовать, в шестой выбирать лучший момент, в энной обладать лучшей реакцией, памятью, внимательностью, эрудицией (нужное подчеркнуть). И перечислять можно долго. Они все просто разные, на кой строить иерархию условной сложности и ещё по ней мерить людей? вот это сложные/развивающие игры, а остальные - это как просмотр сериальчиков?
"на кой строить иерархию условной сложности и ещё по ней мерить людей?"
Странные вопросы задаете. Для того, чтоб чувствовать себя илитой, разумеется.
Любопытно, что HobbyWorld выглядят мило и по-доброму, потому среди начинающих настольщиков они получают любовь быстро, но если человек начинает двигаться дальше манчкинов, монополий, семеек и примитивных Евро, то сразу понимает, что если игру издаёт HW и у неё могут быть дополнения, то лучше её попросту не брать.
Очень жаль, что многие люди такое никогда не поймут, а потому HW на 4 месте рейтинга, вместо того, чтобы быть там, где этой компании положено быть
Действительно, компании, которая, судя по результатам опроса, удовлетворяет запросы большого числа людей, положено быть вовсе не на 4 месте, а где-то там, где ей положил быть light21, потому что начинающие настольщики - вообще не люди, права голоса не имеют, и удовлетворение их потребностей никак учитываться в рейтинге не может ^^
Он имеет в виду не это, а то, что ХВ оставляют положительные первые впечатления, которые потом со временем развеиваются, но "фальшивая" репутация-то уже создалась.
Правда, тут все равно есть логическая ошибка: далеко не все новички со временем превращаются в гиков - многие так и остаются на уровне семеек-филлеров-патигеймов. Подозреваю, даже большинство.
Ты адвокат light21? Или нанятый Majo разьяснить, что означенный выше гражданин имеет ввиду? А то Majo, бедная, сама понять не в состоянии
А ты тут что вообще забыл? Много раз уже просил не комментировать. Иди кормись в другое место.
А ты смешной. Давай будешь приходить к каждому моему комментарию и веселить народ? Такой поток слабосвязанного и напрочь неуместного бреда придумать далеко не каждому под силу
>далеко не все новички со временем превращаются в гиков - многие так и остаются на уровне семеек-филлеров-патигеймов
Именно )
Вершина эволюции настольщика - "гик"? Или все-таки "нерд"? =))
скорее первое, так как мы о приверженности нишевому хобби а не суммарной характеристике ;) вот если этот ярый фанат настольных игр ещё и гербарии собирает, то ботаническая склонность обнаружена :)
Варгеймер, причем не миньковый
ну это скорее вершина пищевой цепочки Risk-WH-COIN
А варгеймы без миниатюр сложнее Вахи и т.п.?
Тысячу раз обтоптанная тема. Да, ХВ выпускает допы к играм которые отлично себя показывают на рынке, и да, любые другие издательства тоже сливаются с допов игр которые плохо пошли в базе, но в силу значительно меньшего количества выпускаемых проектов в год, они имеют за это значительно меньше претензий со стороны настольного сообщества. Лично себя считаю вполне прилично ушедшим от манчкинов-монополий, и лично я голосовал за ХВ и Глумхевен в этом опроснике =)
Дело тут не только в допах HW в принципе очень грязная фирма.
Выпустить базу НРИ без основной книги правил и активно продвигать? Запросто.
Выпустить Genesis без кубов, без которых играть нельзя? Дайте две и рекламу не забудьте.
Банить за малейшее выражение недовольства в группе? Легко.
Техническая ошибка на сайте? Ну что ж, сам дурак.
Эта фирма даёт российский сервис из 90, когда официант мог плюнуть тебе в суп прямо на твоих глазах, а если ты будешь возмущаться, еще и лицо набить, но сейчас такая политика просто неуместна, потому да, вполне удивляет, что люди голосуют за HW. Попахивает Стокгольмским синдромом
Просто люди не знают, как выглядит действительно качественно сделанная игра, потому и голосуют.
Спасибо автору за проделанную работу,только все эти опросы,если они совсем не массовые,это очень субъективные вещи.
205 человек - это статистически значимое количество опрошенных.
А как посчитали нужное количество для стат.значимости, простите? :)
А вы дисклеймер читали?:)
Читал. Только это из разряда опроса в интернете на тему того, сколько % людей пользуется интернетом. Потому что среди ответивших 205 человек бОльшая часть включает в себя не типичного настольщика из числа заявленных полумиллиона для стран СНГ.
То есть опрос и его результаты интересные, и я сам принял участие. Только выборка была далеко не случайная из заявленного количества.
Так ведь.. он ведь таким и позиционировался, о чем и здесь указано. Опрос среди "матёрых" настольщиков таких-то интернет-ресурсов. Ну и вполне наверняка будет примерно показывать подобные результаты, экстраполируя на всех "матёрых" настольщиков этих сайтов)
В дисклеймере вижу про 500000 настольщиков всего, для которых эта выборка из 205 человек статистически значима. И это явно не количество "матёрых".
Размер выборки и правда значимый для такой цифры, а вот репрезентативность для неё же сомнительна.
) да, про 0.5 млн.упустил из виду) не прав. Причем даже по этому опросу же не трудно увидеть, что на 1000 результат будет совсем иным, на примере мнения клуба. тут никак не 9%
загуглите - калькулятор репрезентативности
загуглите - калькулятор репрезентативности
Алексей, я ж сказал - размер выборки в 205 человек на 500000 норм, если это реальные случайно 205. Но эта выборка в данном случае не репрезентативна, т.к. из этих 500000 озвученных настольщиков в статистику могли попасть по большей части только продвинутые, которые пользуются данными ресурсами.
Статистически значимый размер выборка и репрезентативность - разные показатели.
Tyrants of the Underdark (надеюсь, перевод будет не как Тираны Подземья)
А как было бы правильно назвать? Не срача ради, мне правда интересно.
Было бы прикольно Властители Подземья
Владыки Подземья может быть?
Не понял, чем плох дословный перевод? Ведь Tyrants - это и есть "тираны".
Цари Подмрачья
Ну если на синонимы которые гугл переводчик предлагает глянуть, то наиболее актуальное (в свете нынешней повестки) - "Царь ниже смуглых" получается.
Подземное отребье))
Мучители Подтемноты)
Покорение Подземелья
Самодержцы :) но Подтемноту сложно переплюнуть
А что не так с Тиранами Подземья? Мы же не пишем Форготтен Рилмс, почему тогда и Андердарк не может быть нормально переведен?
Столкновение диктаторов
Диктат Тьмы )
Оставлял бы название на английском или переводил бы как Тираны Андердарка
Давайте еще Дзирта До'Урдена вспомним. =))
Вроде как в РУ-сегменте Underdark есть Подземье, а Тираны они и в Подземье Тираны. ;)
Дриззт. Тираны Подземелья.
Дриззт - герой, которого мы заслужили.
"Властители Подземной Тьмы"
Этот сеттинг (Forgotten Realms) давно издавался на русском в разной форме - худ.книжки по лицензии переводились, русские версии комп. игр, наконец материалы по D&D которые начинали издавать Hobby Games
Поэтому издатели настолок не должны выдумывать, как лучше перевести, а провести исследование, как уже было это сделано, и на основании исследования. По-моему в данном случае Подземье было.
Удивляет, что эта тема вызывает столько обсуждений) просто мне вот абсолютно пофик какое там будет название, ладно где это важно для сюжета или суть игры отражает, там важна точность перевода, а здесь-то..хоть мрачные тиранозавры,
Не подавайте им идей. 😟
Оформление Арнака сыграло с ним злую шутку, оно сочное красивое компоненты интересные. А внутри для амери игрока пустота, но для евро игрока она просто великолепна. В ней действительно надо думать она не простая как кажется и механики сделаны хорошо. Да это не из игр Ласерды конечно, но общего у них то насколько хорошо завязаны механики да и играть ее легче т е появляться на столе шансов больше. Для меня Арнак был открытием года несмотря на другие хорошие игры он удивил больше всех.
Общая проблема всех слишком строгих евро - глубокий разрыв между оформлением, темой и самим процессом (совершенно абстрактным)
Только в Арнаке 2 из 3 решили. Там очень тесно связана тема и механики. Хочешь открыть новую локацию - скинь условные жетоны времени, хочешь получить денег - иди продай артефакт, но научное содружество это не одобрит (получишь меньше ПО).
Проблема в том, что они кроме логики забыли и про Атмосферу где-либо, кроме первой страницы правил. И это странно, ведь во всех деталях она выдержана, но авторы забыли сделать что-либо, чтобы её передать