Согласен, игра в топ «hotness» на Тесере, а отзывов про саму игру полторы штуки. Так что не дождавшись комментариев по делу, предзаказал таки её только что. Сомневался, доводы против: - та же игра, а хотелось новое поле - дороговато за 6 планшетов (особенно если маркеры такого же плохого качества, недавно приобрёл Fliptown/Покертаун, вот пример для Хоббиков как можно круто издать игру)
Нейтрально: - персонажи выглядят по мне вполне нормально, тем более иллюстрации с обратной стороны планшетов, можно не смотреть если не нравится
За покупку: - понравилась оригинальная игра, хочется попробовать новые фракции даже и на том же поле - хочу новую нормальную коробку, чтобы положить в неё все 12 планшетов, а старую выкинуть в мусорку, где ей и место
Так можно делать только на этой карте штата Виктория, Австралия. Там особым способом можно строить вторую дорогу своего цвета к залежам золота. И в конце игры каждый даёт по 10 рублей игроку, у кого больше дорог присоединено.
Поскольку нас уже попросили закрыть политические дискуссии, давайте, если есть желание обсуждать игры и то, как политические и исторические процессы в них представлены. Например, была такая игра Red Outpost, кажется там интересным образом была показана коллективистская экономика. Я, к сожалению, всё никак не сыграю в эту игру.
Про историю создания игры не читал, интересно :) Высказывания Мерца конечно слышал, вчера с товарищем как раз обсуждали. Мерц правый центрист и популист, который заигрывает электоратом АфД, врёт по поводу объёмов социальной помощи вместо того, чтобы более активно собирать налоги. В Берлине уже чувствуются веяния его новой политики, когда у нас в университете закрываются недостаточно популярные столовые и социальные программы, зато в Веддинге строят новый военный завод, чтобы поставлять оружие в Украину и Газу. Так что вы безусловно правы, что все эти социальные блага тут есть до поры до времени, а в случае чего они пойдут под нож. Но конечно посмотрим. Те же Ди Линке выиграли прошлые выборы в Берлине (и прошли в Бундестаг) потому что наконец вернулись к социально-экономической повестке, актуальной для широких слоёв населения.
Я согласен, поэтому в обзоре критикую фальсификацию истории во имя политкорректности и иронизирую по поводу того, что люди разных этносов и гендеров тоже хотят побыть в роли эксплуататоров. В целом, мне бы хотелось вступить в полемику с такими блогерами как Эфка из No Pan Included, который тоже в обзорах говорит про неоколониализм и т.п., но с других -- либеральных позиций. Наше хобби политизируется, но это не значит, что его нужно отдавать на откуп сторонников культуры отмены, которые под видом борьбы против неравноправия просто запрещают свободно обсуждать важные социальные и политические темы, тем самым зачастую не решают проблемы, а просто их ретушируют.
Спасибо :) Первая ссылка действительно на Ютуб, который заблокирован. Поэтому выкладываю тут ссылку на это же видео в Вк (только что загрузил и туда): https://vk.com/video42745785_456239158
Абзацы безусловно спорные, на это и рассчитаны :)) Что касается безальтернативности капитализма, то, во-первых, альтернативы есть и были и не все они были такими уж плохими. Я не склонен идеализировать Советский Союз, но и демонизировать его не стоит. В совесткой системе были свои очевидные преимущества, такие как бесплатная медицина, доступное образование -- эти вещи стали базовыми во многих странах (и в современной России) именно благодаря коммунистическому проекту. Во-вторых, некоторые вещи были реализованы плохо, но сейчас их можно реализовать лучше, плановая экономика, например, с новыми информационными технологиями могла бы функционировать куда эффективнее. При помощи новых медиа можно объяснять людям (и обсуждать с ними) почему то или иное решение лучше для общества, дабы люди сами выбирали как жить, а не просто их/нас заставлять. В-третьих, экологический кризис, вызванный перепроизвоздством и перепотреблением -- рано или поздно заставит всерьёз (уже) задуматься об альтернативах капитализму. В-четвёртых, не обязательно всех богатых сразу убивать и отнимать их имущество, есть же гибридные формы, а не только дикий капитализм как в России 1990-х или сталинизм. Например, сейчас я живу и учусь в аспирантуре в Германии, тут огромные налоги для богатых и очень мощная социальная поддержка для бедных, мощные профсоюзы и левые организации; по ощущениям, это всё чем-то похоже на Советский союз (только построенный не на принуждении, а на общественном договоре) -- моя дочка ходит бесплатно в детский сад, нам выплачивают (при том что мы иностранцы) по 255 евро на ребёнка в месяц, тут бесплатное образование даже в университете для иностранцев. Всё это хоть и не коммунизм, но некий компромисс между разными экономическими моделями. Кстати на последних выборах в Берлине победила Левая партия, одна из возможных инициатив которой -- апроприация собственности крупных девелоперов. Пока это вряд ли реализуемо, но обсуждается на полном серьёзе.
Что касается игр, то не стоит недооценивать их образовательный потенциал. Кроме того, на том же бгг, куча дискуссий по поводу моральных и этических аспектов игр. Сколько уже игр было переиздано в новом более политкорректном сеттинге; к Маракайбо выпустили доп про восстание аборигенов против колонизаторов, Остров духов про то, как духи природы изгоняют европейцев со своих островов, в Pax Pamir мы играем за афганские племена вынужденные выживать во время большой игры между Британской и Российской империями. Однако в этом обзоре я пытаюсь критиковать либеральный западный подход к проблеме с левых марксистских позиций. На днях я опубликую это видео на английском, посмотрим какая будет реакция на бгг.
Вы можете придумывать любые хоумрулы и играть по своим правилам. Но в Battle Line порядок выложенных карт не имеет никакого значения, а дальше вы можете решить выкладывать по четыре карты в слот, изменить количество слотов (флагов), придумать свои комбинации, нарисовать свои иллюстрации или вообще придумать свою игру, вдохновлённую ей. И не исключено, что получится что-то интересное! Удачи : )
Простите, но каких ещё примеров? Чего? В правилах чёрным по белому написано: The order in which the cards are played is irrelevant. -- порядок карт не имеет значения. Точка. Можете выкладывать в любом порядке.
Купили недавно дочке 5 лет первый Карак (и Андор Джуниуор). И нам и ей обе игры очень зашли. Видимо через годик-два надо будет прикупить и второй Карак, выглядит круто.
Первые впечатления: очень красивое оформление, хорошо интегрирована тема, в сравнении с «7 чудес: Дуэль» игру сильно отполировали и убрали лишнее, добавив контроль территорий условно из допа «Агора». Нравится, что теперь не надо считать очки и монетки, всё стало конкретнее, плотнее и лаконичнее.
Моментальные условия победы: вместо каната на треке войны — трек догонялок кольца с более ощутимыми бонусами; вместо науки, по которой победить было сложновато, жетоны шести рас, которые дают постоянные или разовые бонусы; но главное происходит на карте, где можно моментально победить, имея представительство во всех 7 регионах. Если же игра заканчивается в конце третьей главы, то на этой самой карте считаются регионы, в которых у игроков есть крепости или отряды: у кого больше, тот и победил(а). При равенстве — ничья.
Сражения на карте происходят по принципу убери одного чужого юнита за одного своего. Крепости находятся там постоянно, могут сосуществовать с юнитами противника и выставляются при постройке одного из 7 чудес (здесь это крепости). Снести крепость можно, но сложно (например, достигнув последних клеток на треке кольца). По сути всё вертится вокруг этой карты, на которой происходит мощное и агрессивное рубилово. Поэтому считаю, что в описании игры допушена серьёзная ошибка, это не соревновательная, а конфликтная или конфронтационная игра.
«7ч: Дуэль» была соревнованием на получение очков с возможность моментально победить, если соперница не мешала. «7к: Дуэль» — это суровый варгейм с прямой конфронтацией между игроками. В «7 чудес» я с удовольствием играл с женой, после партии во «7 колец» (или крепостей) с женой, мне хочется её удушить (не по-настоящему конечно, нет домашнему насилию!). Это стоит учитывать, игра хоть и объективно сильно лучше предшественницы, может не понравиться тем, кто не любит унижать оппонентов (или оппоненток).
Ещё в игре много рандома, в такой конфликтной игре от этого может пригорать: шанс 75 процентов, что выйдет нужная карта/крепость и ты победишь, но нет, выходит именно 1 из 4, которая нужна жене и побеждает она. Вероятно, сыграв много партий и зная все возможности игры, можно лучше быть готовому к такому рандому выхода карт и крепостей, но после первых трёх партий я и люблю, и ненавижу эту игру.
Ну что, игра конечно хитовая. Во-первых, обалденное оформление и очень актуальная тема, которая прямо супер классно интегрирована в геймплей. Игра погружает в утопические 1950-е, которые быстро превращаются в современную анти-утопию и критику технологий: роботы сходят с катушек и начинают убивать людей (при этом каждый немного по своему), происходят разные события (каждый раз в одном и том же порядке -- сначала бюрократия, потом протечка, и далее прочие accidents). Игроки строят колонию и пытаются продержаться как можно дольше. По идее, игра может длиться максимум 6,5 раундов -- до 13 события. Но такого в начале точно не видать.
Во-вторых, геймлей тоже не подкачал. В отличие от обычных колодостроев, тут мы строим одну общую колоду, из который по одной открываются карты, и все игроки (за исключениями персональных привилегий-перков) выполняют то, что написано. Все действуют одновременно, от этого практически нет даунтайма и ожидания. Впрочем взаимодействия между игроками совсем немного, разве что какие-то карты, которые мы закидываем в колоду, могут доставлять другим немного больше хлопот, чем тебе. Но все смотрят у кого что происходит и как кто справляется с ситуацией параллельно угарая с того, какой кошмар происходит (в духе разрушения корабля в Космических дальнобойщиках).
Игра свежая и оригинальная. Отлично масштабируется -- играть интересно и соло (никаких новых правил, просто пытаешься прожить как можно дольше), и любым составом до пятерых (поскольку даунтайма нет). Впрочем, наверное 3-4 игрока идеально, так как когда у одной или одного все погибают, другие считают сколько у них осталось людей, у кого больше побеждает.
Пока не понял как с реиграбельностью и глубиной, надо играть ещё. Но первые впечатления -- самое свежее и весёлое в этом году, подходящее как гикам, так и для широкой аудитории (правила простые).
Согласен с обзором. Отсутствие нормальных правил самый большой минус. Непонятно почему не сделали онлайн правила свёрстанные в макет, чтобы их можно было распечатать. Или хотя бы для смартфона в соответствующем оформлении, а не вот как есть на белом фоне просто текст без иллюстраций. Из-за этого играть сильно менее приятно (нужно рядом ставить комп и на нём постоянно сверяться с правилами, что убивает идею маленькой коробки). Игра в целом неплохая, интересное направление для развития. Но отсутствие синергии между персонажами превратили игру скорее в такую головоломку. В общем рекомендую, но моя оценка конечно ниже, чем любимому оригиналу.
Приобрёл карманное издание этой прекрасной игры (которую внёс в топ20 любимых карточных игр) на английском. И перечитывая правила увидел, что мы все эти годы неправильно в неё играли. В конце раунда, уже после того как определены топ3 художника, каждый игрок может доложить по одной карте каждого художника, которого он/а разыграли в этом раунде. Таким образом максимум можно выложить до 5 карт, если игроком были выложены в этот раунд картины всех художников. Однако, поскольку за картины 4-го и 5-го художника очки не даются, то имеет смысл выкладывать до трёх карт в конце раунда (мы всегда докладывали просто одну любую). В ветке на бгг обсуждается, что в переводах на разные языки была допущена ошибка, однако сам Книция подтвердил, что нужно играть именно так, как описано выше или здесь: https://boardgamegeek.com/thread/703115/theres-this-sentence-in-the-masters-gallery-rules
Хороший обзор, про газеты игра выглядит особенно занятно.
Поскольку статья дельная, несколько советов по вёрстке, чтобы всё выглядело опрятнее и, главное, стало читабельней. Во-первых, дежурные: не ленитесь, пожалуйста, использовать тире вместо дефисов и правильные русские кавычки-ёлочки, в любом текстовом редакторе это очень быстро настраивается. Во-вторых, прошу вас, никогда не используйте выключку по двум краям, она используется только в полиграфии, где в тексте возможны переносы. В интернете, где переносов практически никогда не бывает, образуются эти жуткие дыры между словами. Из-за них читабельность текста в разы снижается, глаза спотыкаются о дыры, и нарушается сама суть вёрстки на кириллице, построенной на горизонтальных линиях; а при такой простыне мелкого шрифта с засечками это выглядит особенно грустно и больно для глаз (и обрубленные дефисы вместо длинных красивых тире лишь усугубляют проблему).
Про опытного дизайнера это конечно смешно. Стегмайер до Серпа выпустил лишь две весьма посредственных игры. И третья тоже с точки зрения механик середнячок. Джейми отличный маркетолог, знает как продавать свои игры. Но как геймдизайнер так себе.
В Серпе реально классное офомрление и лор, особенно актуальные сейчас во время продолжающейся войны и глобального противостояния, имеющего много параллелей с Первой мировой.
Игра хороша как пример гибрида, после которого разделение игр на евро и не евро стало просто не актуальным. С тех пор в настольной индустрии всё настолько перемешано, что эти категории бесконечно устарели. Но на тот момент это был важный прорыв. Серп неплохая игра для начинающих: красивое оформление, более или менее современные механики, где есть всего понемногу.
Но если вы уже играли во что-то другое, то становится понятно насколько скучна и уныла данная игра, в которой развитие происходит безумно медленно, решений интересных мало, а боёвка разочарует любого любителя конфликтных игр. Начав увлекаться настолками, можно поиграть в Серп и получить удовольствие, после этого двинуться либо в сторону значительно более интересных экономических стратегий типа Терра Мистики, Дюны. Империи, Плотины или Брасса, либо же в сторону военных стратегий типа Арок, Forbidden Stars или Eclipse.
Эконо́мика (от др.-греч. οἶκος «дом, хозяйство» + νόμος «правило, закон»; дословно — «правила ведения домашнего хозяйства») — хозяйственная деятельность, а также совокупность общественных отношений, которые складываются в системе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг. В результате этой деятельности непрерывно воспроизводятся блага, обеспечивающие жизнедеятельность людей.
Производство и распределение есть (потребителям внутри страны и на экспорт), менеджмент компанией, инвестиции, наём работников. Вся тематика и лор игры — экономические. В Карнеги, например, другие аспекты экономической деятельности раскрыты, мы там играем даже скорее за hr-директора напечатнного на планшете, который занят открытием новых отделов, наёмом, обучением и распределением сотрудников.
Есть игры, в которых больше раскрыты финансовые аспекты, например, динамичный рынок ресурсов как в Брассе, акции как в 18хх и т.п. Но они все экономические по теме и во многом механически. Где-то это сделано более абстрактно, раскрывая разные аспекты хозяйственной деятельности.
Термин консолидация, на мой взгляд, прямо отлично описывает происходящее — мы подводим итоги года, выплачиваем зарплаты, закрываем годовой отчёт, консолидируем ресурсы.
Если вам действительно интересно обсудить термины и категории, то два (или четыре) вопроса: Как вы определяете понятие экономика (и почему игра Ниппон не про неё)? Как вы определяете понятие евро (и почему Ниппон это оно)?
Оригинальная игра одна из любимых такого плана экономических стратегий (как раз где-то рядом с упомянутыми Карнеги и Цолькином, которых тоже очень любим). Нововведения, судя по обзорам, занятные, например, каждый цвет работника теперь имеет свой эффект при консолидации. С другой стороны, мне нравится в играх более старой школы некоторая лаконичность и сфокусированность, сейчас же часто игры специально переусложняют и расширяют (вместо углубления). По обзорам сложно сказать насколько все эти нововведения работают на тему игры или против неё, перегружают её или углубляют, придают реиграбельности или расфокусируют внимание.
Что касается фабрик, то в делюкс издании (которое на русском) будет 60 фабрик -- там странно нарисовано в кампании фабрики с рубашками, а подписано, что они двухсторонние. В обычном издании (которого на русском не будет) -- как раз всего 30, то есть меньше, чем в оригинальной базе с допом. Так что новые фабрики тоже интеесно попробовать, в Ниппон Keiretsu были очень занятные.
Ну а про Мадейру конечно идея интересная, но люди со старого кика уже много лет ждут прошлый делюкс, было бы странно делать новую кампанию по игре из-за которой разорилось оригинальное португальское издательство. Но может если с Ниппоном выйдет успех, то и новый делюкс Мадейры увидет свет. Дай-то бог.
Договориться со своим фин. директором? : )) Это же игра самих Краудов, они же и Кик ведут и переиздание готовили. Вообще большие молодцы, взяли одну из лучших экономических игр, которую давно нигде не достать, смогли её переиздать, да ещё и сильно доработав. Вообще-то это серьёзный прорыв для российского издательства, тем более в наши дни, на днях даже на топ1 в хотнесс на БГГ висела. Так что молодцы. Цену конечно хотелось бы пониже, но на Кике (с доставкой) дороже получается.
На мой взгляд, старое оформление куда более аутентичное. Так что как учат детей, это не факт, а ваше личное мнение. По поводу допа к базе согласен, что он перегружает её, при этом лечит то, с чем и так всё в порядке. У нас он есть, иногда играем с ним, но чаще без него. Аргентина после базовой игры показалась тем же самым, но без души (как и все новые коробки). По сути та же игра, но ощущения приключения, которое дарила оригинальная игра, уже нет. Все эти версии ВЗП по сути вытягивание денег у игроков, лучше бы Пфистер делал новые игры, а играть в ту же самую в различных вариациях желания нет. Так что в моём топе на первом месте оригинал, а всё остальное можно смело проходить мимо -- на рынке и так огромное количество классных игр, есть из чего выбрать.
Посмотрел видос на бгг и пожалуй вынесу сюда список отличий от оригинальной версии игры. Большие отличия: - Корабли. В оригинале они просто давали +2 очка при подсчёте в одном из регионов (если занимаешь первое и кажется второе место). Теперь совсем иначе: выставляешь корабль на отдельную таблицу на поле и получаешь работника-эксперта, тем самым за ход можно выставить до 4 рабочих на планшет (если выставить три корабля) + получаешь апгрейд, который позволяет получать какие-то бонусы при консолидации за работников (этого тоже не было в оригинале 2015 года, теперь разные цвета работников дают какие-то бонусы). - Новые ресурсы -- металл и шёлк, которые не сбрасываются при консолидации. Металл можно использовать при оплате двух основных действий вместо денег. А шёлк можно использовать внесто технологий (науки, blueprints на английском). - Новые контракты, которые связаны не только с ресурсами с фабрик, но и с металлом и шёлком (это даёт больше гибкости, но при этом вроде как упрощает их выполнение).
Изменения небольшие: - Бонусы за отправку товаров в регионы поменялись. - Появились стартовые жетоны (типа как в Цолькине), которые дают какой-то буст на старте и ускоряют игру + задают направление для развития, например, стартовую фабрику. - В оригинале было 4 фабрики каждого типа (+ещё по две из классного мини-допа), итого 24+6=30 фабрик, тут фабрик больше (в делюкс/императорском издании их 60), но используются в партии каждого типа по количеству игроков (по две при игре вдвоём). Так что выбор будет всегда ограничен, и в разных партиях будут использоваться разные фабрики (реиграбельность). Кроме того, теперь игрок может иметь несколько фабрик одного типа, тем самым при игре вдвоём можно будет легко монополизировать один из товаров. - Маркеры влияния 3, 5, 7 нужно разблокировать на треке науки, они не доступны в начале партии.
Добавлю в плане оформления, что теперь планшеты двухслойные, на которых есть место для фабрик. На предзаказе дают металлические монеты. В целом выглядит вкусно, но пока непонятно насколько новое издание интересней, чем старое. Крауды, пришлите мне копию прототипа для обзора : )
На тему Дзайбацу (не очень понимаю какие могут быть вопросы с этим словом, так и будет называться на русском) посмотрел недавно занятное видео про то какую роль они играли до начала и во время Второй мировой (спойлер, ключевое): https://www.youtube.com/watch?v=lHnEoU_4JJo
И в очередной раз подумал, что конечно в реальной жизни я за права людей, коренных народов и природы, а вот в настолках предпочитаю играть за кровожадных капиталистов, империалистов, пиратов и покорителей космоса.
Ниппон топ игра, одна из любимых, думаю вписаться ли в предзаказ на Кике (впервые в жизни), но цена всё же кусачая. Может в Эссене получится дешевле взять (без почтовых расходов).
Спасибо! Я постарался выделить только ключевые и самые занятные, на мой взгляд, тезисы докладов. Если вам хочется глубже погрузиться в мир академических исследований настолок, то советую почитать сам журнал, статьи есть в открытом доступе: https://sciendo.com/issue/BGS/18/1
Мда, по обзору игра совсем мимо. Понятное дело, что уровень конфликтности и взаимодействия все любят свой (мне как раз нравится, где его больше). Но главная проблема для меня во Вдали от солнца была: никакущее, на мой взгляд, оформление. Хоть здесь всё как-то милее проиллюстрировано, главная проблема с оформлением та же -- всё очень мелкое, ничего же не видно. Шрифт ну просто нечитаемый же на карточках. Вот, судя по обзору, стол для игры нужен большой, и вот сидишь где-то и там вдалеке (За горизонтом) карточка, на которой что-то написано вот этим вытянутым жирным нечитаемым condensed шрифтом -- даже на фотографиях не разобрать что : (
Seylorpeg всё не может простить, что (а главное как) я критиковал автора поста про "евро"-игры. Я резко написал, потом принёс извинения, просто реально иногда пригорает когда люди начинают как один тиражировать какие-то идеи или термины, даже не пытаясь критически взглянуть на них. Я потом специально написал пост, в котором попытался более взвешенно и аргументированно донести свои мысли.
Второе, что возмутило человека, это то, что я живу не в России когда родина в опасности, и смею что-то рекомендовать и писать из своих заграниц. По всей видимости он повесил на меня ярлык такого либерала-западника, относящегося с патернилизмом и презрением к нашему "тёмному" народу. Но вообще я совсем других позиций придерживаюсь, живу в Восточном Берлине; Хемниц или Риза в Саксонии -- города бывшего ГДР, которые по своей ситуации очень похожи на другие пост-советские города.
Вчера был на большой конференции о настольных играх в Хемнице, Германия. И там обсуждался вопрос сохранения игр в музейных коллекциях. Специалисты говорят, что главная проблема современных игр в том, что никто из консерваторов не хочет связываться с пластиковыми компонентами, потому что неизвестно как быстро и как именно пластик будет стареть, менять цвет, ломаться и как его консервировать. Кстати единственный полноценный музей настольных игр в мире как раз находится в Хемнице (бывшем Карл-Маркс-Штадт). Я хотел было возразить, что в Москве и Питере есть музеи, но оказываются они оба закрылись в 2023 году.
К сожалению, сторителлинг -- не самая сильная сторона создателей Мрачной гавани. В большой коробке тоже не особо помнишь зачем пришли, куда пришли, главное -- тактические бои. И здесь они лучшие!
Челюсти действительно классно вводят новичков в механики. Но мне большая коробка понравилась больше, в частности, нравятся кортонные поля, чем эти сложенные на столе книжечки. Фидлинга и правда многовато и там, и там. Морозную гавань многие ругают за то, что фидлинга там стало ещё больше. Мол, надо было упрощать, а не усложнять, смотрите на Челюсти.
С другой стороны, вчера я прошёл как раз 5-й сценарий в карманной Гавани, Gloomhaven. Bugs and Buttons. Это соло-карманная игра в миниатюрной коробке. Вот тут фидлинга вообще нет! Конечно кубик вместо карт модификаторов и ряд других моментов добавляют рандомности и уменьшают глубины. Но всё же многие решения по сокращению компонентов и упрощению мне прямо очень нравятся, а те самые тактические бои, за которые мы любим игру, всё ещё на месте. Сюжет пока тоже не особо великий (наши герои внезапно уменьшились и попали в мир пуговиц и насекомых, где заправляет всем какой-то "усатый таракан", примерно так, не таракан, но букашка). Но играть интересно! Честно говоря, был бы рад, если бы сделали подобную игру в несколько большего размера коробке, например, на двоих, кажется, для меня это был бы, как говорят sweet spot.
Это правда, но радует, что в Нуклеум сразу двухстороннее поле и ничего докупать не нужно. В целом игра -- набор механик из других любимых игр: тут и электрификация с контрактами как в Плотине, и строительство инфраструктуры с ж/д и углём и двумя действиями в ход как в Брассе, и достижения как отправки коров в GWT, и мультипликаторы с консолидацией как в Ниппон. Короче говоря, набрали механик из любимых стратегических экономических игр. При этом всё равно играется свежо, есть что-то своё (в первую очередь жетоны действий, которые надо использовать для строительства дорог), хорошее оформление, интегрированная тема, интересно пробовать разные поля экспериментов и разные стратегии. Игра прямо очень классно сбалансирована и вообще сделана. Правила хоть и комплексные, но хорошо написаны, иконографика, памятки-карточки и напоминания на поле такие, что со второй партии уже даже в правила лезть не надо. Это прямо очень порадовало, всё очень просто и логично. Короче игра отличная, рекомендую.
На двоих Нуклеум точно интересней. Вчетвером Плотина наверное лучше, хотя бы потому что для Нуклеума для четверых понадобится стол просто гигантских размеров. Но Брасс, по-моему, на голову выше и Плотины, и Нуклеума. И идеально сбалансирован на любой состав (кроме соло).
В плане соло могу посоветовать: Вторжение с небес, прямо отличная игра на одного, где нужно умно использовать выпавшие кубы и мочить космических захватчиков в духе классической одноимённой аркады; Gloomhaven: Bugs and Buttons, карманная Мрачная гавань на одного, пока только начал кампанию и очень доволен. Проект Гайя одна из самых любимых игр, и в ней отличный соло-режим. Ещё играл в Friday, неплохой соло декбилдер. У гаги скоро лока ещё одной классической соло карточной игры. И ещё хвалят Legacy of Yu локализация от Лавки, но я не играл.
+ плюсую Мёртвого короля, игра больше всего похожа благодаря разным критериям для победы, но главное "распасами" и выжиданием момента для активных действий. Но King is Dead сильно проще и короче, и не может затянуться как Иниш.
Это правда, хотя после очередного обсуждения на Тесере, что дескать игры стали дорогие, я специально решил посмотреть, что пишут про это на бгг. И нашёл ветку на тему: Почему Slay the Spire такая дорогая. В ответ топик стартеру несколько достаточно токсичных комментов накидали, типа чего ты скряга и нищеброд брюзжишь, игра стоит своих денег. То есть западные обеспеченные геймеры по дефолту считают, что люди, которые не хотят платить по 100+ евро за настолку -- жадные; у них нет понимания, что вообще-то люди могут быть бедными и у них банально может не быть денег на такую дорогую игру... Это мне не понравилось. А так негатива там меньше, иногда даже наоборот бывает слишком позитивненько, аж сахар на зубах хрустит, особенно это заметно среди ставших популярными в последние годы обзорщиков/ц, которые игры только хвалят и никогда не критикуют.
Но вообще после очередного срача, захлестнувшего фейсбуки в последние дни в связи с известным рэпером, я подумал, что настольное хобби (и Тесера и bgg) в целом куда более приятные сферы для общения, чем интернет и социальные сети в целом. Мне кажется, что социальные сети и интернет за последние 15-20 лет превратились просто в какие-то жуткие места, где ничего невозможно обсудить: все имеют своё мнение, а те, кто его не разделяют -- враги. Есть теория о мёртвом интернете, что скоро в нём будут только боты и тролли, которые будут общаться друг с другом. Раньше это воспринималось как шутка, а сейчас кажется, что это уже почти реальность.
Вот в посте с итогами года в начале как раз пишу о том, как я разбирался с категоризацией настолок на бгг: https://tesera.ru/user/makemake/journal/2439341/
Так в октябре только выйдет игра, но обзоров уже много. Вот хорошее сравнение Мирового порядка с Гегемонией: https://boardgamegeek.com/video/524018/world-order/how-does-world-order-compare-to-hegemony-board-gam
Если коротко, в сравнении с Гегемонией главный плюс, что эта гораздо доступней и проще из-за меньшей асиммертрии и отличных памяток, в комплекте с игрой идёт целая книга про современную геополитику. Всё это делает игру отличным образовательным пособием (Гегемония для этого не очень подходила, потому что, на мой взгляд, слишком сложная для освоения).
Основные механики игры колодострой и ареа маджорити.
Как и Гегемония, Мировой порядок лучше играется на 4-х, но втроём вроде тоже неплохо идёт. С автомой можно и вдвоём играть норм.
Так я же не про это, а про декбилдер за 120 евро, слишком дорого за эту игру. В любом случае мне и видеоигра не понравилась, так что смысла разоряться совсем не вижу. Но если денег дофига и оригинал нравится, то конечно можно брать.
Согласен, игра в топ «hotness» на Тесере, а отзывов про саму игру полторы штуки. Так что не дождавшись комментариев по делу, предзаказал таки её только что. Сомневался, доводы против:
- та же игра, а хотелось новое поле
- дороговато за 6 планшетов (особенно если маркеры такого же плохого качества, недавно приобрёл Fliptown/Покертаун, вот пример для Хоббиков как можно круто издать игру)
Нейтрально:
- персонажи выглядят по мне вполне нормально, тем более иллюстрации с обратной стороны планшетов, можно не смотреть если не нравится
За покупку:
- понравилась оригинальная игра, хочется попробовать новые фракции даже и на том же поле
- хочу новую нормальную коробку, чтобы положить в неё все 12 планшетов, а старую выкинуть в мусорку, где ей и место
Так можно делать только на этой карте штата Виктория, Австралия. Там особым способом можно строить вторую дорогу своего цвета к залежам золота. И в конце игры каждый даёт по 10 рублей игроку, у кого больше дорог присоединено.
Наш видеобзор Furnace Duel теперь и на английском на бгг: https://boardgamegeek.com/video/570504/furnace-duel/furnace-duel-review
Посмотрим, как там народ отреагирует...
Поскольку нас уже попросили закрыть политические дискуссии, давайте, если есть желание обсуждать игры и то, как политические и исторические процессы в них представлены. Например, была такая игра Red Outpost, кажется там интересным образом была показана коллективистская экономика. Я, к сожалению, всё никак не сыграю в эту игру.
Спасибо за комментарии!
Про историю создания игры не читал, интересно :) Высказывания Мерца конечно слышал, вчера с товарищем как раз обсуждали. Мерц правый центрист и популист, который заигрывает электоратом АфД, врёт по поводу объёмов социальной помощи вместо того, чтобы более активно собирать налоги. В Берлине уже чувствуются веяния его новой политики, когда у нас в университете закрываются недостаточно популярные столовые и социальные программы, зато в Веддинге строят новый военный завод, чтобы поставлять оружие в Украину и Газу. Так что вы безусловно правы, что все эти социальные блага тут есть до поры до времени, а в случае чего они пойдут под нож. Но конечно посмотрим. Те же Ди Линке выиграли прошлые выборы в Берлине (и прошли в Бундестаг) потому что наконец вернулись к социально-экономической повестке, актуальной для широких слоёв населения.
Я согласен, поэтому в обзоре критикую фальсификацию истории во имя политкорректности и иронизирую по поводу того, что люди разных этносов и гендеров тоже хотят побыть в роли эксплуататоров. В целом, мне бы хотелось вступить в полемику с такими блогерами как Эфка из No Pan Included, который тоже в обзорах говорит про неоколониализм и т.п., но с других -- либеральных позиций. Наше хобби политизируется, но это не значит, что его нужно отдавать на откуп сторонников культуры отмены, которые под видом борьбы против неравноправия просто запрещают свободно обсуждать важные социальные и политические темы, тем самым зачастую не решают проблемы, а просто их ретушируют.
Спасибо :) Первая ссылка действительно на Ютуб, который заблокирован. Поэтому выкладываю тут ссылку на это же видео в Вк (только что загрузил и туда): https://vk.com/video42745785_456239158
Абзацы безусловно спорные, на это и рассчитаны :)) Что касается безальтернативности капитализма, то, во-первых, альтернативы есть и были и не все они были такими уж плохими. Я не склонен идеализировать Советский Союз, но и демонизировать его не стоит. В совесткой системе были свои очевидные преимущества, такие как бесплатная медицина, доступное образование -- эти вещи стали базовыми во многих странах (и в современной России) именно благодаря коммунистическому проекту. Во-вторых, некоторые вещи были реализованы плохо, но сейчас их можно реализовать лучше, плановая экономика, например, с новыми информационными технологиями могла бы функционировать куда эффективнее. При помощи новых медиа можно объяснять людям (и обсуждать с ними) почему то или иное решение лучше для общества, дабы люди сами выбирали как жить, а не просто их/нас заставлять. В-третьих, экологический кризис, вызванный перепроизвоздством и перепотреблением -- рано или поздно заставит всерьёз (уже) задуматься об альтернативах капитализму. В-четвёртых, не обязательно всех богатых сразу убивать и отнимать их имущество, есть же гибридные формы, а не только дикий капитализм как в России 1990-х или сталинизм. Например, сейчас я живу и учусь в аспирантуре в Германии, тут огромные налоги для богатых и очень мощная социальная поддержка для бедных, мощные профсоюзы и левые организации; по ощущениям, это всё чем-то похоже на Советский союз (только построенный не на принуждении, а на общественном договоре) -- моя дочка ходит бесплатно в детский сад, нам выплачивают (при том что мы иностранцы) по 255 евро на ребёнка в месяц, тут бесплатное образование даже в университете для иностранцев. Всё это хоть и не коммунизм, но некий компромисс между разными экономическими моделями. Кстати на последних выборах в Берлине победила Левая партия, одна из возможных инициатив которой -- апроприация собственности крупных девелоперов. Пока это вряд ли реализуемо, но обсуждается на полном серьёзе.
Что касается игр, то не стоит недооценивать их образовательный потенциал. Кроме того, на том же бгг, куча дискуссий по поводу моральных и этических аспектов игр. Сколько уже игр было переиздано в новом более политкорректном сеттинге; к Маракайбо выпустили доп про восстание аборигенов против колонизаторов, Остров духов про то, как духи природы изгоняют европейцев со своих островов, в Pax Pamir мы играем за афганские племена вынужденные выживать во время большой игры между Британской и Российской империями. Однако в этом обзоре я пытаюсь критиковать либеральный западный подход к проблеме с левых марксистских позиций. На днях я опубликую это видео на английском, посмотрим какая будет реакция на бгг.
Вы можете придумывать любые хоумрулы и играть по своим правилам. Но в Battle Line порядок выложенных карт не имеет никакого значения, а дальше вы можете решить выкладывать по четыре карты в слот, изменить количество слотов (флагов), придумать свои комбинации, нарисовать свои иллюстрации или вообще придумать свою игру, вдохновлённую ей. И не исключено, что получится что-то интересное! Удачи : )
Простите, но каких ещё примеров? Чего? В правилах чёрным по белому написано: The order in which the cards are played is
irrelevant. -- порядок карт не имеет значения. Точка. Можете выкладывать в любом порядке.
Купили недавно дочке 5 лет первый Карак (и Андор Джуниуор). И нам и ей обе игры очень зашли. Видимо через годик-два надо будет прикупить и второй Карак, выглядит круто.
Первые впечатления: очень красивое оформление, хорошо интегрирована тема, в сравнении с «7 чудес: Дуэль» игру сильно отполировали и убрали лишнее, добавив контроль территорий условно из допа «Агора». Нравится, что теперь не надо считать очки и монетки, всё стало конкретнее, плотнее и лаконичнее.
Моментальные условия победы: вместо каната на треке войны — трек догонялок кольца с более ощутимыми бонусами; вместо науки, по которой победить было сложновато, жетоны шести рас, которые дают постоянные или разовые бонусы; но главное происходит на карте, где можно моментально победить, имея представительство во всех 7 регионах. Если же игра заканчивается в конце третьей главы, то на этой самой карте считаются регионы, в которых у игроков есть крепости или отряды: у кого больше, тот и победил(а). При равенстве — ничья.
Сражения на карте происходят по принципу убери одного чужого юнита за одного своего. Крепости находятся там постоянно, могут сосуществовать с юнитами противника и выставляются при постройке одного из 7 чудес (здесь это крепости). Снести крепость можно, но сложно (например, достигнув последних клеток на треке кольца). По сути всё вертится вокруг этой карты, на которой происходит мощное и агрессивное рубилово. Поэтому считаю, что в описании игры допушена серьёзная ошибка, это не соревновательная, а конфликтная или конфронтационная игра.
«7ч: Дуэль» была соревнованием на получение очков с возможность моментально победить, если соперница не мешала. «7к: Дуэль» — это суровый варгейм с прямой конфронтацией между игроками. В «7 чудес» я с удовольствием играл с женой, после партии во «7 колец» (или крепостей) с женой, мне хочется её удушить (не по-настоящему конечно, нет домашнему насилию!). Это стоит учитывать, игра хоть и объективно сильно лучше предшественницы, может не понравиться тем, кто не любит унижать оппонентов (или оппоненток).
Ещё в игре много рандома, в такой конфликтной игре от этого может пригорать: шанс 75 процентов, что выйдет нужная карта/крепость и ты победишь, но нет, выходит именно 1 из 4, которая нужна жене и побеждает она. Вероятно, сыграв много партий и зная все возможности игры, можно лучше быть готовому к такому рандому выхода карт и крепостей, но после первых трёх партий я и люблю, и ненавижу эту игру.
Ну что, игра конечно хитовая. Во-первых, обалденное оформление и очень актуальная тема, которая прямо супер классно интегрирована в геймплей. Игра погружает в утопические 1950-е, которые быстро превращаются в современную анти-утопию и критику технологий: роботы сходят с катушек и начинают убивать людей (при этом каждый немного по своему), происходят разные события (каждый раз в одном и том же порядке -- сначала бюрократия, потом протечка, и далее прочие accidents). Игроки строят колонию и пытаются продержаться как можно дольше. По идее, игра может длиться максимум 6,5 раундов -- до 13 события. Но такого в начале точно не видать.
Во-вторых, геймлей тоже не подкачал. В отличие от обычных колодостроев, тут мы строим одну общую колоду, из который по одной открываются карты, и все игроки (за исключениями персональных привилегий-перков) выполняют то, что написано. Все действуют одновременно, от этого практически нет даунтайма и ожидания. Впрочем взаимодействия между игроками совсем немного, разве что какие-то карты, которые мы закидываем в колоду, могут доставлять другим немного больше хлопот, чем тебе. Но все смотрят у кого что происходит и как кто справляется с ситуацией параллельно угарая с того, какой кошмар происходит (в духе разрушения корабля в Космических дальнобойщиках).
Игра свежая и оригинальная. Отлично масштабируется -- играть интересно и соло (никаких новых правил, просто пытаешься прожить как можно дольше), и любым составом до пятерых (поскольку даунтайма нет). Впрочем, наверное 3-4 игрока идеально, так как когда у одной или одного все погибают, другие считают сколько у них осталось людей, у кого больше побеждает.
Пока не понял как с реиграбельностью и глубиной, надо играть ещё. Но первые впечатления -- самое свежее и весёлое в этом году, подходящее как гикам, так и для широкой аудитории (правила простые).
Согласен с обзором. Отсутствие нормальных правил самый большой минус. Непонятно почему не сделали онлайн правила свёрстанные в макет, чтобы их можно было распечатать. Или хотя бы для смартфона в соответствующем оформлении, а не вот как есть на белом фоне просто текст без иллюстраций. Из-за этого играть сильно менее приятно (нужно рядом ставить комп и на нём постоянно сверяться с правилами, что убивает идею маленькой коробки). Игра в целом неплохая, интересное направление для развития. Но отсутствие синергии между персонажами превратили игру скорее в такую головоломку. В общем рекомендую, но моя оценка конечно ниже, чем любимому оригиналу.
Новый тираж игры появился в магазинах по Европе, мне мою копию вчера доставили. Поиграю, напишу тут впечатления
Приобрёл карманное издание этой прекрасной игры (которую внёс в топ20 любимых карточных игр) на английском. И перечитывая правила увидел, что мы все эти годы неправильно в неё играли. В конце раунда, уже после того как определены топ3 художника, каждый игрок может доложить по одной карте каждого художника, которого он/а разыграли в этом раунде. Таким образом максимум можно выложить до 5 карт, если игроком были выложены в этот раунд картины всех художников. Однако, поскольку за картины 4-го и 5-го художника очки не даются, то имеет смысл выкладывать до трёх карт в конце раунда (мы всегда докладывали просто одну любую). В ветке на бгг обсуждается, что в переводах на разные языки была допущена ошибка, однако сам Книция подтвердил, что нужно играть именно так, как описано выше или здесь: https://boardgamegeek.com/thread/703115/theres-this-sentence-in-the-masters-gallery-rules
Хороший обзор, про газеты игра выглядит особенно занятно.
Поскольку статья дельная, несколько советов по вёрстке, чтобы всё выглядело опрятнее и, главное, стало читабельней. Во-первых, дежурные: не ленитесь, пожалуйста, использовать тире вместо дефисов и правильные русские кавычки-ёлочки, в любом текстовом редакторе это очень быстро настраивается. Во-вторых, прошу вас, никогда не используйте выключку по двум краям, она используется только в полиграфии, где в тексте возможны переносы. В интернете, где переносов практически никогда не бывает, образуются эти жуткие дыры между словами. Из-за них читабельность текста в разы снижается, глаза спотыкаются о дыры, и нарушается сама суть вёрстки на кириллице, построенной на горизонтальных линиях; а при такой простыне мелкого шрифта с засечками это выглядит особенно грустно и больно для глаз (и обрубленные дефисы вместо длинных красивых тире лишь усугубляют проблему).
Про опытного дизайнера это конечно смешно. Стегмайер до Серпа выпустил лишь две весьма посредственных игры. И третья тоже с точки зрения механик середнячок. Джейми отличный маркетолог, знает как продавать свои игры. Но как геймдизайнер так себе.
В Серпе реально классное офомрление и лор, особенно актуальные сейчас во время продолжающейся войны и глобального противостояния, имеющего много параллелей с Первой мировой.
Игра хороша как пример гибрида, после которого разделение игр на евро и не евро стало просто не актуальным. С тех пор в настольной индустрии всё настолько перемешано, что эти категории бесконечно устарели. Но на тот момент это был важный прорыв. Серп неплохая игра для начинающих: красивое оформление, более или менее современные механики, где есть всего понемногу.
Но если вы уже играли во что-то другое, то становится понятно насколько скучна и уныла данная игра, в которой развитие происходит безумно медленно, решений интересных мало, а боёвка разочарует любого любителя конфликтных игр. Начав увлекаться настолками, можно поиграть в Серп и получить удовольствие, после этого двинуться либо в сторону значительно более интересных экономических стратегий типа Терра Мистики, Дюны. Империи, Плотины или Брасса, либо же в сторону военных стратегий типа Арок, Forbidden Stars или Eclipse.
Эконо́мика (от др.-греч. οἶκος «дом, хозяйство» + νόμος «правило, закон»; дословно — «правила ведения домашнего хозяйства») — хозяйственная деятельность, а также совокупность общественных отношений, которые складываются в системе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг. В результате этой деятельности непрерывно воспроизводятся блага, обеспечивающие жизнедеятельность людей.
Производство и распределение есть (потребителям внутри страны и на экспорт), менеджмент компанией, инвестиции, наём работников. Вся тематика и лор игры — экономические. В Карнеги, например, другие аспекты экономической деятельности раскрыты, мы там играем даже скорее за hr-директора напечатнного на планшете, который занят открытием новых отделов, наёмом, обучением и распределением сотрудников.
Есть игры, в которых больше раскрыты финансовые аспекты, например, динамичный рынок ресурсов как в Брассе, акции как в 18хх и т.п. Но они все экономические по теме и во многом механически. Где-то это сделано более абстрактно, раскрывая разные аспекты хозяйственной деятельности.
Термин консолидация, на мой взгляд, прямо отлично описывает происходящее — мы подводим итоги года, выплачиваем зарплаты, закрываем годовой отчёт, консолидируем ресурсы.
Если вам действительно интересно обсудить термины и категории, то два (или четыре) вопроса: Как вы определяете понятие экономика (и почему игра Ниппон не про неё)? Как вы определяете понятие евро (и почему Ниппон это оно)?
Оригинальная игра одна из любимых такого плана экономических стратегий (как раз где-то рядом с упомянутыми Карнеги и Цолькином, которых тоже очень любим). Нововведения, судя по обзорам, занятные, например, каждый цвет работника теперь имеет свой эффект при консолидации. С другой стороны, мне нравится в играх более старой школы некоторая лаконичность и сфокусированность, сейчас же часто игры специально переусложняют и расширяют (вместо углубления). По обзорам сложно сказать насколько все эти нововведения работают на тему игры или против неё, перегружают её или углубляют, придают реиграбельности или расфокусируют внимание.
Что касается фабрик, то в делюкс издании (которое на русском) будет 60 фабрик -- там странно нарисовано в кампании фабрики с рубашками, а подписано, что они двухсторонние. В обычном издании (которого на русском не будет) -- как раз всего 30, то есть меньше, чем в оригинальной базе с допом. Так что новые фабрики тоже интеесно попробовать, в Ниппон Keiretsu были очень занятные.
Ну а про Мадейру конечно идея интересная, но люди со старого кика уже много лет ждут прошлый делюкс, было бы странно делать новую кампанию по игре из-за которой разорилось оригинальное португальское издательство. Но может если с Ниппоном выйдет успех, то и новый делюкс Мадейры увидет свет. Дай-то бог.
Договориться со своим фин. директором? : )) Это же игра самих Краудов, они же и Кик ведут и переиздание готовили. Вообще большие молодцы, взяли одну из лучших экономических игр, которую давно нигде не достать, смогли её переиздать, да ещё и сильно доработав. Вообще-то это серьёзный прорыв для российского издательства, тем более в наши дни, на днях даже на топ1 в хотнесс на БГГ висела. Так что молодцы. Цену конечно хотелось бы пониже, но на Кике (с доставкой) дороже получается.
На мой взгляд, старое оформление куда более аутентичное. Так что как учат детей, это не факт, а ваше личное мнение. По поводу допа к базе согласен, что он перегружает её, при этом лечит то, с чем и так всё в порядке. У нас он есть, иногда играем с ним, но чаще без него. Аргентина после базовой игры показалась тем же самым, но без души (как и все новые коробки). По сути та же игра, но ощущения приключения, которое дарила оригинальная игра, уже нет. Все эти версии ВЗП по сути вытягивание денег у игроков, лучше бы Пфистер делал новые игры, а играть в ту же самую в различных вариациях желания нет. Так что в моём топе на первом месте оригинал, а всё остальное можно смело проходить мимо -- на рынке и так огромное количество классных игр, есть из чего выбрать.
Посмотрел видос на бгг и пожалуй вынесу сюда список отличий от оригинальной версии игры. Большие отличия:
- Корабли. В оригинале они просто давали +2 очка при подсчёте в одном из регионов (если занимаешь первое и кажется второе место). Теперь совсем иначе: выставляешь корабль на отдельную таблицу на поле и получаешь работника-эксперта, тем самым за ход можно выставить до 4 рабочих на планшет (если выставить три корабля) + получаешь апгрейд, который позволяет получать какие-то бонусы при консолидации за работников (этого тоже не было в оригинале 2015 года, теперь разные цвета работников дают какие-то бонусы).
- Новые ресурсы -- металл и шёлк, которые не сбрасываются при консолидации. Металл можно использовать при оплате двух основных действий вместо денег. А шёлк можно использовать внесто технологий (науки, blueprints на английском).
- Новые контракты, которые связаны не только с ресурсами с фабрик, но и с металлом и шёлком (это даёт больше гибкости, но при этом вроде как упрощает их выполнение).
Изменения небольшие:
- Бонусы за отправку товаров в регионы поменялись.
- Появились стартовые жетоны (типа как в Цолькине), которые дают какой-то буст на старте и ускоряют игру + задают направление для развития, например, стартовую фабрику.
- В оригинале было 4 фабрики каждого типа (+ещё по две из классного мини-допа), итого 24+6=30 фабрик, тут фабрик больше (в делюкс/императорском издании их 60), но используются в партии каждого типа по количеству игроков (по две при игре вдвоём). Так что выбор будет всегда ограничен, и в разных партиях будут использоваться разные фабрики (реиграбельность). Кроме того, теперь игрок может иметь несколько фабрик одного типа, тем самым при игре вдвоём можно будет легко монополизировать один из товаров.
- Маркеры влияния 3, 5, 7 нужно разблокировать на треке науки, они не доступны в начале партии.
Добавлю в плане оформления, что теперь планшеты двухслойные, на которых есть место для фабрик. На предзаказе дают металлические монеты. В целом выглядит вкусно, но пока непонятно насколько новое издание интересней, чем старое. Крауды, пришлите мне копию прототипа для обзора : )
На тему Дзайбацу (не очень понимаю какие могут быть вопросы с этим словом, так и будет называться на русском) посмотрел недавно занятное видео про то какую роль они играли до начала и во время Второй мировой (спойлер, ключевое): https://www.youtube.com/watch?v=lHnEoU_4JJo
И в очередной раз подумал, что конечно в реальной жизни я за права людей, коренных народов и природы, а вот в настолках предпочитаю играть за кровожадных капиталистов, империалистов, пиратов и покорителей космоса.
Ниппон топ игра, одна из любимых, думаю вписаться ли в предзаказ на Кике (впервые в жизни), но цена всё же кусачая. Может в Эссене получится дешевле взять (без почтовых расходов).
Фамилия говорящая :) Кстати я как фото его увидел, сразу про тебя подумал, вы чем-то похожи! :)
Надо к ним в офис заехать пообщаться и узнать подробнее как они используют игры в образовании.
Спасибо! Я постарался выделить только ключевые и самые занятные, на мой взгляд, тезисы докладов. Если вам хочется глубже погрузиться в мир академических исследований настолок, то советую почитать сам журнал, статьи есть в открытом доступе: https://sciendo.com/issue/BGS/18/1
Мда, по обзору игра совсем мимо. Понятное дело, что уровень конфликтности и взаимодействия все любят свой (мне как раз нравится, где его больше). Но главная проблема для меня во Вдали от солнца была: никакущее, на мой взгляд, оформление. Хоть здесь всё как-то милее проиллюстрировано, главная проблема с оформлением та же -- всё очень мелкое, ничего же не видно. Шрифт ну просто нечитаемый же на карточках. Вот, судя по обзору, стол для игры нужен большой, и вот сидишь где-то и там вдалеке (За горизонтом) карточка, на которой что-то написано вот этим вытянутым жирным нечитаемым condensed шрифтом -- даже на фотографиях не разобрать что : (
Seylorpeg всё не может простить, что (а главное как) я критиковал автора поста про "евро"-игры. Я резко написал, потом принёс извинения, просто реально иногда пригорает когда люди начинают как один тиражировать какие-то идеи или термины, даже не пытаясь критически взглянуть на них. Я потом специально написал пост, в котором попытался более взвешенно и аргументированно донести свои мысли.
Второе, что возмутило человека, это то, что я живу не в России когда родина в опасности, и смею что-то рекомендовать и писать из своих заграниц. По всей видимости он повесил на меня ярлык такого либерала-западника, относящегося с патернилизмом и презрением к нашему "тёмному" народу. Но вообще я совсем других позиций придерживаюсь, живу в Восточном Берлине; Хемниц или Риза в Саксонии -- города бывшего ГДР, которые по своей ситуации очень похожи на другие пост-советские города.
Вчера был на большой конференции о настольных играх в Хемнице, Германия. И там обсуждался вопрос сохранения игр в музейных коллекциях. Специалисты говорят, что главная проблема современных игр в том, что никто из консерваторов не хочет связываться с пластиковыми компонентами, потому что неизвестно как быстро и как именно пластик будет стареть, менять цвет, ломаться и как его консервировать. Кстати единственный полноценный музей настольных игр в мире как раз находится в Хемнице (бывшем Карл-Маркс-Штадт). Я хотел было возразить, что в Москве и Питере есть музеи, но оказываются они оба закрылись в 2023 году.
К сожалению, сторителлинг -- не самая сильная сторона создателей Мрачной гавани. В большой коробке тоже не особо помнишь зачем пришли, куда пришли, главное -- тактические бои. И здесь они лучшие!
Челюсти действительно классно вводят новичков в механики. Но мне большая коробка понравилась больше, в частности, нравятся кортонные поля, чем эти сложенные на столе книжечки. Фидлинга и правда многовато и там, и там. Морозную гавань многие ругают за то, что фидлинга там стало ещё больше. Мол, надо было упрощать, а не усложнять, смотрите на Челюсти.
С другой стороны, вчера я прошёл как раз 5-й сценарий в карманной Гавани, Gloomhaven. Bugs and Buttons. Это соло-карманная игра в миниатюрной коробке. Вот тут фидлинга вообще нет! Конечно кубик вместо карт модификаторов и ряд других моментов добавляют рандомности и уменьшают глубины. Но всё же многие решения по сокращению компонентов и упрощению мне прямо очень нравятся, а те самые тактические бои, за которые мы любим игру, всё ещё на месте. Сюжет пока тоже не особо великий (наши герои внезапно уменьшились и попали в мир пуговиц и насекомых, где заправляет всем какой-то "усатый таракан", примерно так, не таракан, но букашка). Но играть интересно! Честно говоря, был бы рад, если бы сделали подобную игру в несколько большего размера коробке, например, на двоих, кажется, для меня это был бы, как говорят sweet spot.
Это правда, но радует, что в Нуклеум сразу двухстороннее поле и ничего докупать не нужно. В целом игра -- набор механик из других любимых игр: тут и электрификация с контрактами как в Плотине, и строительство инфраструктуры с ж/д и углём и двумя действиями в ход как в Брассе, и достижения как отправки коров в GWT, и мультипликаторы с консолидацией как в Ниппон. Короче говоря, набрали механик из любимых стратегических экономических игр. При этом всё равно играется свежо, есть что-то своё (в первую очередь жетоны действий, которые надо использовать для строительства дорог), хорошее оформление, интегрированная тема, интересно пробовать разные поля экспериментов и разные стратегии. Игра прямо очень классно сбалансирована и вообще сделана. Правила хоть и комплексные, но хорошо написаны, иконографика, памятки-карточки и напоминания на поле такие, что со второй партии уже даже в правила лезть не надо. Это прямо очень порадовало, всё очень просто и логично. Короче игра отличная, рекомендую.
На двоих Нуклеум точно интересней. Вчетвером Плотина наверное лучше, хотя бы потому что для Нуклеума для четверых понадобится стол просто гигантских размеров. Но Брасс, по-моему, на голову выше и Плотины, и Нуклеума. И идеально сбалансирован на любой состав (кроме соло).
В плане соло могу посоветовать: Вторжение с небес, прямо отличная игра на одного, где нужно умно использовать выпавшие кубы и мочить космических захватчиков в духе классической одноимённой аркады; Gloomhaven: Bugs and Buttons, карманная Мрачная гавань на одного, пока только начал кампанию и очень доволен. Проект Гайя одна из самых любимых игр, и в ней отличный соло-режим. Ещё играл в Friday, неплохой соло декбилдер. У гаги скоро лока ещё одной классической соло карточной игры. И ещё хвалят Legacy of Yu локализация от Лавки, но я не играл.
В Карнеги отличный соло-режим, можно попробовать на бга. Брасс мне кажется может зайти в любой компании, но соло-режима там нет)
Думаю, что будет, ибо уже понятно, что игра хитовая. На английском в продаже появится только летом, сейчас не купить
+ плюсую Мёртвого короля, игра больше всего похожа благодаря разным критериям для победы, но главное "распасами" и выжиданием момента для активных действий. Но King is Dead сильно проще и короче, и не может затянуться как Иниш.
Это правда, хотя после очередного обсуждения на Тесере, что дескать игры стали дорогие, я специально решил посмотреть, что пишут про это на бгг. И нашёл ветку на тему: Почему Slay the Spire такая дорогая. В ответ топик стартеру несколько достаточно токсичных комментов накидали, типа чего ты скряга и нищеброд брюзжишь, игра стоит своих денег. То есть западные обеспеченные геймеры по дефолту считают, что люди, которые не хотят платить по 100+ евро за настолку -- жадные; у них нет понимания, что вообще-то люди могут быть бедными и у них банально может не быть денег на такую дорогую игру... Это мне не понравилось. А так негатива там меньше, иногда даже наоборот бывает слишком позитивненько, аж сахар на зубах хрустит, особенно это заметно среди ставших популярными в последние годы обзорщиков/ц, которые игры только хвалят и никогда не критикуют.
Но вообще после очередного срача, захлестнувшего фейсбуки в последние дни в связи с известным рэпером, я подумал, что настольное хобби (и Тесера и bgg) в целом куда более приятные сферы для общения, чем интернет и социальные сети в целом. Мне кажется, что социальные сети и интернет за последние 15-20 лет превратились просто в какие-то жуткие места, где ничего невозможно обсудить: все имеют своё мнение, а те, кто его не разделяют -- враги. Есть теория о мёртвом интернете, что скоро в нём будут только боты и тролли, которые будут общаться друг с другом. Раньше это воспринималось как шутка, а сейчас кажется, что это уже почти реальность.
Вот в посте с итогами года в начале как раз пишу о том, как я разбирался с категоризацией настолок на бгг: https://tesera.ru/user/makemake/journal/2439341/
(надеюсь, что будет полезно)
Так в октябре только выйдет игра, но обзоров уже много. Вот хорошее сравнение Мирового порядка с Гегемонией: https://boardgamegeek.com/video/524018/world-order/how-does-world-order-compare-to-hegemony-board-gam
Если коротко, в сравнении с Гегемонией главный плюс, что эта гораздо доступней и проще из-за меньшей асиммертрии и отличных памяток, в комплекте с игрой идёт целая книга про современную геополитику. Всё это делает игру отличным образовательным пособием (Гегемония для этого не очень подходила, потому что, на мой взгляд, слишком сложная для освоения).
Основные механики игры колодострой и ареа маджорити.
Как и Гегемония, Мировой порядок лучше играется на 4-х, но втроём вроде тоже неплохо идёт. С автомой можно и вдвоём играть норм.
Так я же не про это, а про декбилдер за 120 евро, слишком дорого за эту игру. В любом случае мне и видеоигра не понравилась, так что смысла разоряться совсем не вижу. Но если денег дофига и оригинал нравится, то конечно можно брать.