-AdRiver-
azai73 написал 29 минут назад к игре Игротека 16 августа: # Спасибо за Ваши отчёты-комментарии, с некоторых пор всегда их читаю, и...
Batareziz написал полчаса назад к мысли на тему Заметки начинающего настольщика: Каркассон: # Это я, пожалуй, немного расслабился. Хотя и где-то жду более полного п...
Batareziz написал полчаса назад к мысли на тему Заметки начинающего настольщика: Каркассон: # Спасибо, рад, что понравилось. Буду пописывать пока, по крайней мере, ...
Batareziz написал полчаса назад к мысли на тему Заметки начинающего настольщика: Каркассон: # Интересное предложение, спасибо, надо будет попробовать. Но пока хорош...
Batareziz написал полчаса назад к мысли на тему Заметки начинающего настольщика: Каркассон: # Большое спасибо. Правда, по нашим впечатлениям с парой дополнений игра...
Обзорная башня [20.08.2018]
В этом выпуске: перевод анонса игры Discover: Lands Unknown, второе превью игры ...
Юбилейное издание Pandemic
Специальное издание базовой игры Pandemic («Пандемия») в честь 10-летия. Новое о...
С миру по нитке [17.08.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Crowd Games прист...
С миру по нитке [16.08.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Звезда» озвучила...
С миру по нитке [15.08.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: GaGa Games издала...

Gorthauers

Почерк геймдизайнера: Бруно Катала

Статья опубликована в рамках конкурса «И у геймдизайнера есть свой почерк», 08 ноября 2014

Для кого-то он автор Shadows over Camelot, выведшей жанр кооперативных игр с предателем на новый уровень, для кого-то — создатель серии дуэльных детективных игр Mr. Jack про Джека-потрошителя, кто-то знает его по одному из самых азартных дайсомётов Dice Town, кто-то по бодрому островному рубилову во имя греческих богов в Cyclades, а то и просто по шуму от горячих новинок этого года — Abyss, Five Tribes и др. Причины и источники знакомства с Бруно Катала могут быть разные, но вряд ли найдётся человек, увлекающийся настолками, который если и не играл в его игры, то хотя бы не слышал о них. Бруно является одним из самых успешных и плодовитых геймдизайнеров настольного игропрома — на его счету более пяти десятков игр, лишь дюжина из которых имеет на BoardGameGeek оценку ниже 6. И, в данном случае, я бы оспорил утверждение автора другой конкурсной статьи (о Штефане Фельде) о том, кого именно называть продолжателем дела Книции. Как и Райнер, Бруно работает на стыке стратегичных и семейных игр, зачастую с изрядной долей абстрактности. С другой стороны, в отличие от того же Книции, если рядовому геймеру показать несколько наиболее известных разработок Бруно Катала, вряд ли он сможет предположить, что всё это дело рук одного человека —столь разные по стилю, тематике и механикам игры выходят у него из-под пера. Хотя в формулировке последнего предложения я, пожалуй, схитрил: большая часть игр, к которым приложил свою руку Бруно Катала, не является чисто его детищем — единоличным автором он является менее чем для трети своих игр, но более подробно к этому моменту мы ещё вернёмся немного позднее.

 

Итак, на первый взгляд, все его игры кажутся совершенно разными, практически не имеющими пересечений и общих черт, и этот факт во многом роднит его с Антуаном Боза, имя которого также в дальнейшем ещё всплывет в этой статье. Однако, если почти каждая игра Боза сразу становится хитом, благодаря чему подробный анализ его творчества может быть произведён достаточно оперативно, то вот с играми Бруно Катала ситуация обстоит немного сложнее: помимо своих общеизвестных хитов, которые всегда на слуху, он ещё и «может похвастаться» несколькими десятками детищ не столь популярных. С одной стороны, разобраться в полустоне игр — дело не из лёгких (да и не из быстрых), но с другой — уж такая-то значимая выборка должна позволить выявить какие-то ключевые принципы и механики, уникальные для данного конкретного автора. Так что, пожалуй, приступим.

 

Одна голова хорошо, а две лучше

 

На самом деле довольно сложно подобраться к такой штуке как анализ некоторого множества объектов по различным критериями, поэтому попробую совершить сиё действо в виде хронологического обзора деятельности Бруно, из которого по ходу повествования и начну «вытаскивать» общие нити.

 

В 2002 году Бруно Катала выпускает три свои первые игры, уже по названиям видно, что эти игры имеют много общего: Tony & Tino, War & Sheep, Drake & Drake. И на самом деле всё это быстрые дуэльные абстракты, где первая игра является по сути облегчённой версией Книциевской Kingdoms про бандитов, а другие две (про войны овец и пиратов соответственно) представляют собой классические игры на перемещение фишек на основе карт приказов.

 

 

Игры не находят особой популярности, и в следующем году Бруно меняет тактику, скооперировавшись с уже снискавшим тогда славу Бруно Файдутти, результатом чего стала игра Queen's Necklace, основанная тематически на романе Дюма «Ожерелье королевы», а механически — на разыгрывании карт персонажей (здравствуй, Файдутти), облегчающих сбор сетов различных драгоценных камней. Игра сочетала в себе стратегию и удачу при достаточно плотном взаимодействии игроков и была хорошо принята сообществом. Видимо, такое сочетание механик и общего стиля игры понравилось Бруно, и он в том же 2003 году уже самостоятельно создаёт вестерн (прошу отметить в блокнотике) Lawless, в котором, правда, степень взаимодействия между игроками оказалась настолько высока, что игра получилась чересчур «злой» и хаотичной. Тем не менее связка «сбор коллекций — розыгрыш карт со свойствами» неплохо работала и здесь.

 

 

Вернувшись «под крыло» к Файдутти, в 2004 году дуэт выпускает ещё две игры — тайлоукладывательный абстракт Iglu Iglu про эскимосов, который прошёл почти незамеченным, и первая популярная игра под авторством Бруно Boomtown про американских старателей (опять Дикий Запад, да). Boomtown совмещал в себе механику ставок, множество бросаний кубов и розыгрыш карт событий, портящих жизнь оппоненту. Не забывал Бруно и раскручивать своё имя самостоятельно, выпустив очередной дуэльный абстракт Drôles de Zèbres про зверюшек (отметить в блокноте под вестерном) и дуэльную же стратегию на античный сюжет Atlas & Zeus, в которой игроки путём одновременного розыгрыша карт стравливали свои отряды, пытаясь получить контроль (щёлк!) над островами Атлантиды.

 

 

Следующий 2005 год становится знаковым для Катала. Во-первых, двум Бруно удаётся прекрасное переосмысление Citadels Файдутти в виде Mission: Red Planet, которая, по мнению многих, даже смогла превзойти первоисточник по интересности и глубине. Здесь каждый игрок также тайно выбирал и разыгрывал карты ролей, однако вместо скучноватого строительства зданий, эффект от их розыгрыша способствовал колонизации Марса и контролю над его областями (щёлк!).

 

Более того, вместе с Сержом Лаже Бруно выпускает «Тени над Камелотом», которые становятся одним из флагманов жанра кооперативных игр и получают специальный приз премии Spiel des Jahres. Игроки, выступая в роли рыцарей круглого стола, выполняют различные задания, формируя для этого свою руку карт (собирая коллекцию, да-да) специфическим для каждого задания образом. Кроме того, Катала провёл небольшую работу над ошибками, переиздав Lawless в ближневосточном арабском сеттинге (записать в блокноте под животными) как Les Fils de Samarande, были подправлены баланс и часть правил, но выход игры остался незаметным.

 

 

Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты

 

Кажется, где-то в этот момент Бруно начал понимать, что ему то ли не хватает опыта, то ли меры, то ли собственных идей, но игры, выпущенные им в соавторстве с другими геймдизайнерами, находят в игровом сообществе гораздо большую популярность, и в 2006 году все шесть игры Катала имеют минимум ещё одного родителя: по старинке выдаёт новую игру дуэт Бруно-Бруно, на этот раз это карточная дуэльная Tomahawk на Диком Западе, имеющая схожий принцип с Battle Line Книции; успех предыдущего опыта работы с Лаже повторить не удаётся — кубиковые гонки ведьм Wicked Witches Way оказываются неплохой весёлой игрой, но не более; также неплохой детской игрой оказывается шикарно оформленная игра Animalia о сборе сетов различных животных, созданная Катала вместе с Себастьеном Пошоном и Малькольмом Браффом.

 

Но зато в Людовике Моблане Бруно находит свою, если так можно сказать, «настольную половинку» на долгие годы, выпустив с ним в первый же год сотрудничества три игры: пати-гейм Paparazzi (о котором вообще лучше не говорить, худшая игра дуэта) и сразу два хита, получивших немало наград, — дуэльная игра на дедукцию Mr. Jack (вот где пригодился опыт создания абстрактов на двоих) и семейная стратегия Cleopatra and the Society of Architects, совмещающая в себе целый ворох всевозможных механик, в том числе аукцион и сбор коллекций, с инновационным оформлением игры, когда игроки на самом деле строят трёхмерный древнеегипетский дворец (да, всё тот же ближний восток), используя при этом перевёрнутую коробку от игры.

 

 

 

Видимо, решив немного сбавить обороты, на следующий год Бруно выпускает опять всего три игры: очередной абстракт (по старой привычке) Kamon аскетичного оформления на двоих игроков от себя лично; карточная игра, использующая элементы покера Chicago Poker, с конвейера имени двух Бруно; и семейно-детская игра со сногсшибательным оформлением (тот же художник, что и в Animalia) от тройки Катала-Пошог-Брафф — пиратская гонка Jamaica, которая и сейчас, через 7 лет, пользуется заслуженным успехом и популярностью (во многом благодаря каналу Dice Tower).

 

 

Год 2008 выходит у Бруно суховатым. Сам он выдаёт Mow, реимплементацию классической карточной игры Elfer raus!, но про животных (ну а куда без них), а тройка авторов «Ямайки» выпускает игру-квиз по Швейцарии Helvetiq. Единственной достойной разработкой оказывается комплексная стратегия про средневековую Японию Senji, выпущенная опять же в соавторстве с Сержом Лаже: здесь и дипломатия, и торговля, и военные действия, а также полный набор уже использованных ранее механик — розыгрыш карт событий, сбор сетов, бросание кубов, аукцион, чего только нет. Игра не стала очень популярной, но тем не менее нашла свою аудиторию.

 

 

Два молодца, одинаковых с лица

 

А вот следующий год становится поистине золотым для дуэта Катала-Моблан. Три игры, и все три просто отличные: весёлый вестерн (Бруно, не прячься, мы узнал тебя) Dice Town явил собой чистое незамутнённое бренчание кубиками в стаканчике; а опыт работы над Senji позволил Бруно создать ещё одну качественную стратегию Cyclades (и снова античность) по управлению своими островами и захвату новых территорий (щёлк!), тоже с аукционом, пусть и с уклоном в военные действия (к тому же ещё и разрешаемые простым бросанием кубов); а вот новая игра про Джека-потрошителя Mr. Jack in New York (хоть здесь без вездесущих дайсов) дала игрокам больше свободы передвижений, что позволило сделать партии ещё более разнообразными.  До полного комплекта не хватает только маленькой игры про животных.

 

 

В 2010 году Бруно Катала решил, что три игры в год — мало, и выпустил сразу пять! Сначала соответствующую детективную серию пополнила карманная версия «Мистера Джека», затем в последний пока раз проснулся дуэт двух Бруно с детской игрой Ostriches на запоминание тайлов со страусами (о, а вот и маленькая игра про животных), наконец, тройка Катала-Пошог-Брафф выпустила вторую игру-квиз de/le Belgotron, теперь про Бельгию, и тоже на этом замолкла. Проходная карточная игра Trollland на блеф ничем особенным не отметилась, зато наконец-то Бруно сам единолично смог создать игру, которая стала  достаточно известной и популярной. И пусть речь идёт лишь о филлере, но наверняка и среди читателей найдутся люди, которые эту игру любят и регулярно раскладывают с друзьями — Sobek. Рафинированный сбор сетов и опять египетская тематика. Бруно, мы начинаем тебя узнавать.

 

 

К 2011 году Катала разгоняется до 6 игр в год и по сегодняшний день идеально придерживается этого графика. Попытка повторить личный успех Sobek в виде античной Burdigala успеха не принесла, и до конца года Бруно возвращается к работе исключительно с соавторами. Осечку даёт пара Катала-Монблан, выпуская неудачный пати-гейм на блеф PRRRT..., зато неплохая игра The Blue Lion для двоих игроков на логику и память выходит из-под пера Бруно и Сильвана Дюшена. Дуэт с Сержом Лаже опять приводит к выпуску качественной игры на обмен ресурсами и сбор сетов (мы и не сомневались) Mundus Novus.

 

Зато год принёс новый дуэт суперзвёзд настольного мира Катала-Боза! И сразу же супер-хит Witty Pong, разошедшийся по всеми миру миллионными тиражами, игра с уникальной темой — мартышки, играющие в пинг-понг! Ладно, надеюсь вы поняли, что про супер-хит и прочее это была шутка) Ну, то есть не совсем, игра действительно есть, и, судя по BGG, ей даже владеют 24 человека, видимо, друзья и родственники. Зато она про животных. А вот другая игра, созданная также в сотрудничестве с Боза, Dr. Shark, тоже практически неизвестная в широких кругах, уже может быть названа относительно достойной громких имён своих авторов, так как действительно обладает инновационной механикой — необходимо на время вытаскивать тайлы из мешка, при этом распознавать нужные тайлы приходится по форме и текстуре (!) их задней поверхности. Вытащенные тайлы собираются в различные сеты, за которые игроки получают очки. При этом в игре есть ещё и поле, по которому игроки передвигают свои фишки, блокируя те или иные действия/задания оппонентам. Кстати, несмотря на название, игра не совсем про животных, а про спецагентов в стиле Остина Пауэрса, ищущих улики на дне бассейне (где плавает акула) во время вечеринки в особняке криминального авторитета. Спасибо Антуану за оригинальную тему, а то опять копошились бы в долине Нила или в золотых рудниках Америки.

 

 

 

Курсом на упрощение можно назвать 2012 год в творчестве Бруно: пати-гейм Think Again! от Катала-Монблана, детская карточная игра про животных (ну сколько уже можно?) Noah от них же, детская игра Antartik про пингвинов в соавторстве с Арнаудом Урбоном, два абстракта собственного производства Button Up! с хороводом пуговиц и редизайн Kamona с незначительными изменениями правил — Niya. Карточная версия «Камелота», будучи практически пати-игрой на запоминание, также не увенчалась успехом.

 

 

Никаких изменений выбранного курса и в 2013. Всё знакомые лица, темы и механики. Это и очередной «Джек» от пап Бруно и Людовика, пусть и теперь в обёртке «Призрака оперы», соло-пасьянс SOS Titanic от тех же родителей, простенькая Pentos на сбор коллекций из зелий и заклинаний, очередная карточная игра про животных Sheepzzz, детская драфтовая и тайлоукладывательная The Little Prince: Make Me a Planet по Экзюпери, ставшая последним результатом работы Бруно с Антуаном. Отдельного упоминания достойна, пожалуй, быстрая полуабстрактная дуэльная игра на сбор коллекций и передвижение фишек буйволов по полю в тематике Дикого Запада Longhorn. «Ну что же здесь может быть интересного?» — спросите вы. Может, даже возмутитесь: «Ну ведь по всем-всем параметрам стандартная классическая игра Бруно! Абстракт же, даже на двоих, сеты, животные, Дикий Запад!». А вот интересно в ней то (кроме отличной работы художника), что фишки буйволов снимаются с текущего тайла и расставляются по остальным согласно механике из игры Mancala. Всё ещё непонятно? Тогда вам в год 2014.

 

 

 

А я милого узнаю по походке

 

Текущий год является концентрацией всего творчества Бруно Катала, его почерка, любимых тем, механик и даже людей настолько, что можно прямо брать каждую игру и собирать её из кусочков написанного выше текста. Давайте начнём с простого:

 

1)    Desperados of Dice Town – берем в помощь Людовика Монблана, оформляем игру в стиле Дикого Запада, даём каждому игроку горстку кубов и заставляем бросать их, пока не выпадет нужная комбинация. Есть контакт? Есть.

 

 

 

2)    Haru Ichiban — чистый абстракт, поэтому никаких соавторов, на двоих, восточную тематику и оформление черпаем из Niya и немножко Senji. Всё совпадает!

 

 

 

3)    Madame Ching — возвращаем Монблана, делаем игру одновременно про Восток и про пиратов (привет от «Ямайки» и Drake & Drake), розыгрыш карт, hand management, все дела. Сверху перчим обязательным сбором коллекций, отличного художника по вкусу.

 

 

 

4)    Abyss — для порядку возьмём нового соавтора Чарльза Шевалье, карточная игра, с механикой «press your luck», шикарно оформлена, на морскую тематику (которая тонкой нитью скользит по доброй половине игр Бруно), где игроки собирают наборы карт одного типа, чтобы на них покупать карты другого типа со способностями, сеты которых позволяют получать карты третьего типа тоже со способностями. Подходит? Ну, с погрешностью на нового соавтора вполне себе!

 

5)    Five Tribes — на данный момент, наверное, лучшая игра Бруно, которая семимильными шагами рвётся в топ-100 лучших игр BGG, и вот-вот уже там окажется. Так что же внутри? Абстрактная по сути игра, в арабском сеттинге, совмещающая в себе контроль над территориями, аукцион за право хода, передвижение фишек из Longhorn (вот и всплыло) и сбор сетов карт. Ну ведь ничего нового, а какая игра получилась!

 

 

6)    Dragon Run — если я не ошибаюсь, игра даже ещё не вышла на английском языке, тем не менее почитать про неё и понять, что к чему, уже можно. Ещё один новый соавтор, Людовик Барбе, очень быстрая карточная игра на механике «press your luck» и броске кубика. Что-то настолько простое, что мне кажется, что влияние Бруно здесь минимально, скорее всего, он лишь привёл прототип Барбе в приличное состояние. Ну и да, оформление на высоте, Винсент Дютре другого не делает.

 

 

Выводы

 

К чему же мы в итоге пришли? Если вначале (по крайней мере, мне) сложно было представить, что же объединяет игры Бруно Катала, то сейчас уже можно построить достаточно подробную схему того, как может и должно выглядеть среднестатистическое его произведение.

 

Тематика. В играх Бруно Катала вы не увидите классической фэнтези- или фантастической тематики, в лучшем случае это будет мифология: античная, арабская или британская. В целом, можно заметить интерес автора к различным историческим периодам различных же народов: древний Египет и древняя Греция, средневековый Восток и времена пиратов, Дикий Запад и викторианская Англия. Нельзя не отметить любовь Бруно к животным во всех их проявлениях, а также любовь ко всему морскому: это острова в «Кикладах» и Atlas & Zeus, бассейны в Dr. Shark и Haru Ichiban, торговые суда в Mundus Novus и тонущий «Титаник» в SOS Titanic, царство существ под водой в Abyss и над водой в Noah, а также упомянутая выше пиратская тематика. А ещё он любит делать игры по книгам — «Ожерелье королевы», «Голубой бриллиант» и «Маленький принц».

 

Механики. Начнём сразу с крупной рыбы. Сбор сетов, коллекций, наборов, в общем set collection. Если вы возьмёте игру Бруно Катала, и там есть карты, знайте, придётся что-то собирать, с равно высокой вероятностью зверей или товары. Или цифры, как нам завещал Райнер наш Книция. А, скорей всего, зверей и товары с цифрами. А ещё, если только игра не детская, там будут персонажи, предположительно со способностями — наследие Файдутти. А из своего собственного — аукционы и кубики. Вторых обычно больше. Если есть большое поле — будете бороться за контроль над областями, обычно при помощи тех же карт приказов. А вот если карт в игре нет, то у вас в руках абстракт от Катала, там придётся двигать фишечки, в крайнем случае выставлять тайлы, в особо крайнем — запоминать, что на их обратной стороне.

 

Оформление. Ещё можно отметить, что подавляющая часть игр Бруно Катала оформлена на наивысшем уровне, это касается и компонентов, и непосредственно работы художников. Над его играми работали такие топовые иллюстраторы, как Джулиен Делвол, Матьё Лейссенн, Мигель Коимбра, Пьер Лешевалье, Винсент Дютре, Ксавье Коллет и другие. Внешний вид игры, каждая деталь, фигурка, карточка, миниатюрка, ничего не остается без внимания, чего только стоит блокнотик-таймер из «Титаника», без которого можно было спокойно обойтись (а ведь сколько атмосферности добавляет), или гремящие стаканчики из «wild west dice fest»-игр Бруно.

 

Из интересного. Во всех играх Бруно между игроками достаточно много хорошего здорового взаимодействия. Применение таких механик как «press your luck», аукционов и ставок, да и умеренного рандома за счёт бросков кубиков — всё это позволяет его играм всегда быть азартными, и никогда — сухими и скучными. Даже если Бруно где-то с чем-то переборщил, знайте, через пару лет он эту игру переиздаст перебалансированной и с новым оформлением. Это вообще, наверное, самая отличительная и основная черта Катала: он многое берёт из своих более старых, обычно небольших игр, и улучшает для использования в играх новых.

 

Так, Kamon становится Niya, Lawless — Les Fils de Samarande, Sobek имплантируется в Five Tribes (с заменой персонажей на рабов, с помощью которых уже можно покупать персонажей), на Longhorn обкатывается механика Five Tribes. Будь мой игровой опыт применительно к играм Катала чуть более богат, я уверен, что смог бы продолжить этот список и дальше. Ну и, конечно, у игр Бруно Катала обязательно будут соавторы, если это только не маленький абстракт на двоих. :)

 

Вот такой сравнительно небольшой ликбез по обширному игровому творчеству очень мною уважаемого Бруно Катала, благодаря которому, я надеюсь, вы смогли немного ближе понять этого автора и взглянуть на его игры немного с другой стороны. Сам я писал эту статью, во многом ориентируясь на информацию с BGG, так как не играл в большинство игр Бруно, поэтому прошу высказываться о замеченных ошибках и неточностях. Благодарю за внимание!

 

P.S. В качестве исключения из вышеприведённой схемы нельзя не упомянуть одну игру, которая по всем канонам просто обязана была быть создана дуэтом Бруно Катала —Бруно Файдутти, но создал её по непостижимой исторической случайности совершенно другой человек. Это Libertalia. Её надо просто запомнить как исключение: оловянный-деревянный-стеклянный-«Либерталия». Как-то так)

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
Suzume написала 3 года назад: #

Five Tribes заигрываюсь в последнее время (кстати, эту игру Бруно выпустил не в соавторстве %), есть ещё Киклады, тоже понравились. И про очень многие другие игры автора тоже наслышана, ай да Бруно. Спасибо за статью, очень интересно :)

ThunderWolf написал 3 года назад: # скрыть ответы

Почему-то у меня от статьи осталось ощущение, что Бруно - этакий пройдоха, что неизменно убеждает кого-то издавать свои не очень удачные игры или быть соавтором (не зря же фамилия у него Катала)) в удачных проектах. Вот так и представляю: я начинающий автор с парой не слишком успешных игр в портфолио подхожу к Файдутти и предлагаю вместе сделать игру... Я даже представляю тот маршрут, который он мне предложит )

А по количеству игр и харизматичной внешности он мне чем-то нашего хероина напомнил.

Gorthauers написал 3 года назад: #

Насчет Файдутти, то, во-первых, он выступил в роли некоторого ментора, наставника начинающего дизайнера на его первых порах, помогающего полировать и оформлять сырые идеи. Во-вторых, за 3 года после выхода супер-хита "Цитадели", у Файдутти из 8 игр только одна Dragon's Gold получилась относительно удачной (приблизилась к топ-1000), т.е. на лицо застой и творческий кризис :D Поэтому это вполне нормально, что он скооперировался с молодым, перспективным и сыплющим новыми идеями Бруно.
Ну а дальнейшие его партнерства уже достаточно сложно оценить на предмет того, чьи были первичные идеи, а кто занимался скорее "доводкой". Но чтобы Бруно не очень удачные игры кому-то спихивал, а сам приписывался к чужим хитам, то это вы, конечно, зря так считаете)

Galahed написал 3 года назад: # скрыть ответы

Хорошая обзорная статья, с большим удовольствием прочитал. Действительно многие игры напоминают друг друга, причем развиваются параллельно

Еще автор удивителен тем что и абстракты не забрасывает и такие шикарно оформленные игры как Киклады и Abyss делает. Как-то говорили что оформление - заслуга больше художника, но я не согласен, именно автор определяет что и как должно выглядеть

Вообще действительно каждый год набор выпускаемых игр похож, как будто не один автор, а издательство работает и над разными проектами трудятся совершенно разные отделы (команды).

При этом правильно подмечено, что любимая механика - set collection и даже в таких тематических играх как Cyclades, Cleopatra and the Society of Architects, Abyss (которые я бы поставил выше абстрактов и карточных) - используется та же любимая механика. Кстати Камелот вот прям не назовешь игрой с set collection, но все равно собираешь белые карты и тратишь какое-то количество на что-то как ресурсы.

Еще хотел отметить степень тематичности игр, если так можно выразиться. Бруно Катала в этом приятно выделяется и хотя не доходит до мироощущения от игр Влаада Хватила, но близок к этому. Взять Киклады, например, заметно, что игру можно было сделать куда более абстрактной, однако она почему-то сделана тематичной и даже чувствуется акцент на мифах.

Здания - обычные жетоны, корабли и солдатики хоть и отличаются слегка внешне не несут разницы (это кстати странно, подобрать разный стиль греческим войскам, но не внести разнообразие в геймплей), а существа - шикарные миниатюры, отдельные правила и карточки с отличной иллюстрацией. Монстры выписаны лучше всего, на них автор потратил силы и время, хотя в игре можно победить просто собрав 4 философов.

Т.е. в этом человеке удивительным образом сочетается интерес к теме, к мифам Древней Греции, к существам. Сочетается с абстрактностью геймплея и довольно сухими путями победы в играх. Если бы он смог соединить тематику и геймплей, то у него бы получились очень атмосферные игры (не евро уже? возможно).

Но сейчас если Вам на тему Древней Греции продавец в магазине безошибочно и посоветует Киклады - то атмосферы которую ждете Вы не получите. Поэтому я так и облизываюсь на Камелот, Клеопатру и Абисс.

Gorthauers написал 3 года назад: #

Спасибо большое за такой развернутый ответ!)
Мне тоже кажется, что Бруно очень плотно работает над графическим дизайном игры, не оставляя все на откуп издателю/художнику. И очень правильно делает, потому как правильно подобранное, стильное оформление, радующее глаз и руки, позволяет не только добавить атмосферности в целом, но и частично компенсировать, скажем честно, все-таки не самую большую глубину его игр.

serfalinskiy написал 3 года назад: # скрыть ответы

у многих авторов настольных игр такая характерная внешность злых гениев)
но Катала всех опережает, наверное, он мог бы играть главного злодее в очередном фильме про Бонда))

Gorthauers написал 3 года назад: #

Главное, как говорится, что человек хороший)

Leks написал 3 года назад: #

Отличная статья, и очень порадовало про Либерталию:)