Спасибо за статью. Как сказал один мой знакомый, "это был лучший год, чтобы наконец завязать с МТГ". Не могу с ним не согласиться, хотя сам завязал ещё раньше, где-то после Элдраина.
Самая неприятная история - это, конечно, ситуация с Терезой Нильсен, которую сначала затравили, а потом вообще подвергли остракизму фактически по воле одного-единственного больного на голову транса. Наглядная демонстрация всей гнусности и лицемерия SJW с их идиотской "культурой отмены" и борьбой за свободу слова при помощи тотальной цензуры.
Вообще, конечно, нужно быть мастером спорта по натягиванию совы на глобус, чтобы понять эту фразу именно таким образом. Но специально для игроков с оригинальным взглядом на мир можно сформулировать ту же мысль иначе:
"В свой ход вы обязаны выполнить 3 основных действия. Всего в игре 7 возможных основных действий. Вы можете выполнять их в любом порядке. Каждое действие можно совершать более одного раза за ход (за исключением действия культурного влияния, которое можно успешно выполнить только раз в ход)".
Более громоздко, конечно, но снимает возможное разночтение. Хотя любители трактовать правила в свою пользу всегда найдут способ походить 100500 раз и отыскать код на бесконечные действия.)
- Тестовое задание: вам нужно сделать настольную игру так, чтобы в ней присутствовали XXII век, славяне, псевдонаука, вещий Олег и путешествия во времени, и ещё желательно завернуть всё это в обёртку из дешёвой поп-психологии. Справитесь? - Hold my psilocybe tea!
Это бог вообще-то, а не богиня. Ганеша мужского пола. Эх, что за времена, люди даже "Князя Света" Желязны не читают.)
Кстати, погуглите кулстори о том, как ему голову на слоновью поменяли. Отличный мифотрэш, рекомендую. Вот уж где готовый сюжет для настолки - раз уж индийцы жалуются, что сюда Ганешу, мол, зря приплели.
https://www.nobleknight.com/P/2147634532/Tyrants-of-the-Underdark Посмотрите здесь, вроде бы есть одна в плёнке. Но учтите, что доставка будет очень дорогая. Если исключаете барахолки категорически, то найти в продаже будет очень тяжело.
Даже не знаю, пригодится ли кому-нибудь когда-нибудь, но в файлах выше теперь есть русский перевод карт из базы с разделением по колодам. Пользуйтесь на здоровье!
Деньги в кошельке и пространство на полках - ресурсы всё же не бесконечные. Приглядывался к Etherfields ещё на этапе Кика, честно говоря, и на тот момент не стал брать как раз из-за цены. Если локализуют, придётся-таки купить, видимо.)
Чего не знаю - того не знаю, но на тот момент, когда я от этого обсуждения отвлёкся, тут всё было прилично. Бойцы вспоминали минувшие дни, да и только.
В некоторых тредах политота цветёт и пахнет, варгеймеры, того и гляди, реально войной друг на друга пойдут - и ничего, ноль эмоций. Здесь же помянули одного человека, причём даже не всуе, а по делу - и вместо двух веток лишь чисто поле. Что это, если не происки Камарильи?
По поводу дуэльности сам локализатор деликатно предупреждал, что на двоих игра идёт так себе (то есть на практике, видимо, "очень не очень"). На БГГ народ рекомендует играть сугубо вчетвером.
Нет, журнал в данном случае в приоритете. Берёте указанную карту из коробки, а не из колоды встреч, и проводите встречу по всем обычным правилам. Да, это может быть больно - есть риск в раннем сценарии нарваться на сильного врага.
Если победили - верните карту в коробку. Если проиграли, и это был страж - он остаётся на поле и будет перемещаться по обычным правилам.
"Фабрика игр" писала, что в локализации речардж-пака не будет. По крайней мере, на этапе предзаказа.
P.S. Уж не знаю, чего успели наговорить с момента моего последнего визита, но когда-то здесь было ещё две ветки обсуждения, где содержалась в том числе и повторённая мною выше полезная информация. Не удивлюсь, если этот мой коммент тоже удалят - очевидно, о некоторых играх здесь можно говорить nil nisi bene.
Я бы не стал громко называть одно-единственное критическое видео с БГГ (хотя и с дельной аргументацией) "предварительными обзорами". Из тех обсуждений, которые видел/читал я, можно выделить следующие поводы для критики: - в игре крайне много фиддлинга; - кровотечение и яд работают одинаково, хотя требуют вдвое больше жетонов; - много рандома; - совершенно лютая механика исследования, когда метание кубов в пустом коридоре может быть опаснее комнаты с толпой врагов; - очень дотошно воспроизведены механики компьютерного оригинала, из-за чего игра выглядит переусложнённой; - похоже на другие данжен-кроулеры. Остальные претензии связаны с репутацией Мификов и их легкомысленной галльской натурой, так что о них здесь не будем.
Теперь о плюсах из тех же обсуждений: + игра здорово выглядит (если уж на то пошло, некоторые вписались только ради миниатюр); + есть взаимодействие между игроками, приятно строить разные билды своего героя и партии в целом; + реиграбельность выглядит очень высокой; + очень дотошно воспроизведены механики компьютерного оригинала, из-за чего игра заходит фанатам сеттинга; + не похоже на другие данжен-кроулеры.
Как можно заметить, есть ряд реально серьёзных претензий (БДСМ при исследовании, плохо контролируемый рандом, лишние параметры), ряд претензий, связанных с издателем ("где мой Соломон Кейн, сволочи?") и ряд претензий, которые можно объяснить разницей во вкусах. Я бы не стал заранее говорить, что это провал, учитывая, что версия правил, которую рассылали обзорщикам, не окончательная. Из того, что можно предположить сейчас, когда никто ничего в руках не держал, кроме раннего прототипа: игра вряд ли будет шедевром и зайдёт далеко не всем, компоненты обещают быть качественными, любовь к компьютерному оригиналу может стать решающим фактором в оценке.
Nope, всё объясняют первые три пункта, а четвёртый - для души. Что касается сада, то там слишком прохладно на мой вкус в ноябре. Моя тактика - прочесть заметку, накатать коммент размером с заметку (так уж вышло, люблю крупную форму) и уйти в закат под Эннио Морриконе, бряцая шпорами и потягивая сингл-молт. Вы тут все люди взрослые, если захотите продолжать взаимную перестрелку комментами - и без меня справитесь.
Вы правы в том, что Мифики знамениты хорошими миниатюрами, а не увлекательным геймплеем. Правы и в том, что цена кусается (хотя при таком количестве контента она могла быть и выше). Но тут уж вопрос в том, что лучше - сделать и пожалеть или не сделать и пожалеть.
В ритейле игры не будет точно (даже за рубежом это слишком нишевый продукт), а вторая кампания на Кикстартере теоретически возможна спустя лет надцать. Тут и первый тираж-то вряд ли напечатают в заявленные сроки, о втором пока не стоит даже мечтать. Надо либо брать на позднем пледже, если вы без этой игры в коллекции совсем расстроитесь и кушать не сможете, либо не брать вовсе и забыть о её существовании.
Суммирую доводы любителей легаси из комментов к этой заметке и к "Дилемме короля": 1) легаси якобы даёт неповторимые эмоции; 2) легаси - крутая инновационная механика, которая резко меняет игровой процесс; 3) нелюбители легаси-игр просто нищеброды и не могут себе позволить приобщиться к их гениальности; 4) неприязнь к легаси - чистая вкусовщина, и незачем затевать споры по этому поводу.
Теперь по пунктам. Номер раз: когда вы покупаете игру, вы НЕ платите за эмоции. Вы оплачиваете картон, пластик, работу типографии/фабрики и труд людей, которые эту игру производили. Ваше право - поступать с компонентами игры так, как вы пожелаете: можете играть миниатюрами из Cthulhu Wars в шахматы или обклеивать картами из "Рыцаря-мага" стены, законом не запрещено. И наоборот, если вы не хотите клеить наклейки на поле или рвать карты, у вас должна быть возможность этого не делать. Если автор/издатель игры настаивает, что без порчи компонентов, за которые вы платите, игра не раскроется, это его проблема, а не ваша. Речи про "эмоции" и "уникальный экспириенс" - от лукавого, потому что вы платите за продукт, а не за то, каким образом вы его используете и что при этом чувствуете.
Номер два. Легаси вообще сложно назвать механикой, это скорее особый режим игры, при котором откат процесса назад или альтернативное прохождение затрудняется или становится невозможным. Базовые игровые механики от (не)использования легаси не меняются (если есть обратные примеры, расскажите). Примеры, когда люди играют в легаси-игры, стараясь по максимуму избегать элементов легаси, доказывают, что этот режим следовало бы не навязывать в качестве обязательного, а сделать опциональным (и никакие "эмоции" и "экспириенсы" от этого не пострадали бы).
Номер три. Та же "Дилемма короля" на предзаказе стоит относительно приемлемо по нынешним меркам, и претензии к этой игре заключаются не в её цене, а в том, что использование легаси в ней навязывается игрокам, и его сложно избежать. Каждый сам решает, от чего получит больше "уникального опыта" - от легаси-игры, грандиозной кикстартерной махины с тонной контента, изящного евро с большим количеством победных стратегий или чего бы то ни было ещё. И каждый сам решает, сколько он за это готов заплатить.
Ну и номер четыре: да, всё это вкусовщина, как и в случае америтрэше-еврогеймовских баталий. Лично я не имею ничего против того, чтобы люди, которым нравится легаси-игры, их покупали и в них играли. Но меня беспокоит, что таких игр становится больше, и наличие легаси позиционируется как "модная фишка". Есть как минимум одна игра, в которой мне очень нравится сеттинг, но я точно её не куплю из-за того, что там никак не избежать легаси-режима. А поскольку я эгоистичная скотина, мне хочется, чтобы на рынке было больше тех игр, которые мне нравятся, и меньше тех, которые мне не нравятся. И я хочу, чтобы издатели, локализаторы и прочие замечательные люди, благодаря которым мы с вами получаем тот самый драгоценный "экспириенс", при составлении своих маркетинговых исследований обращали внимание не только на позицию фанатов легаси. Следовательно, имею полное право занудствовать в комментах на Тесере, а тем, кому это не нравится, могу посоветовать успокаивающую пешую прогулку по лесу.
У меня всё, каждому ветерану Первых Легасийских войн с обеих сторон - по шоколадной медальке!
Можете посмотреть видео игрового процесса, он достаточно стандартный для данжен-кроулеров. Сами Мифики вчетвером колупали одну комнату подземелья больше часа. На практике, я так думаю, на один сценарий будет уходить примерно четыре часа (плюс час на босса, опционально).
>строгой необходимости и в настолках нет, а люди вон играют Ни в одном товаре нет строгой необходимости. Вы либо занимаетесь подменой понятий, либо невнимательно читаете: я говорил о том, что пока не существует игр, где наличие легаси было бы стопроцентно оправданным и кардинально меняло бы игровые механики. Или есть игры, где (условно) вскрытие секретного конверта внезапно меняет, скажем, драфт карт на аукцион? В любую легаси-игру из тех, о которых мне известно, можно играть без использования легаси.
Басни про "уникальный экспириенс" лучше оставить продаванам. Уникальный опыт можно получить от любой настолки с ненулевой реиграбельностью - для этого не нужно заморачиваться с наклейками на поле, возиться с конвертами или уничтожать компоненты. Я могу сыграть двадцать партий в обычную настолку, поставить её на полку, достать оттуда через два года и сыграть ещё двадцать партий - и это всё ещё будет уникальный опыт, поскольку я, допустим, пойду по другой сюжетной линии в игре с кампанией, выберу другие фракции или стратегию, использую дополнения и т.п.. Легаси-игра даст мне в два-три раза меньше этого опыта, поскольку закроет или ограничит возможность повторного прохождения. Ну и где в итоге больше "уникального экспириенса"?
Вообще меня не оставляет ощущение, что мы говорим о разных вещах. Я не утверждаю, что легаси-игр не должно существовать. Я полагаю, что это тупиковая ветвь развития настолок, и пресыщение такими продуктами наступит очень быстро, вот и всё.
Безусловно, есть. Вот только настолка, как и автомобиль, в своём классическом воплощении рассчитана на длительное и неоднократное использование. А не на однократное (как, например, зубочистка). Вы можете произвести одноразовый автомобиль или зубочистку из красного дерева с золотым напылением, но в обоих случаях речь будет идти о неких арт-объектах, которые никто не станет использовать по назначению. Настолка, внезапно, предназначена для игры в неё, причём (желательно) неоднократной.
Появление легаси-игр - это прямое следствие перепроизводства контента, когда многие покупают коробки чаще, чем их раскладывают (а те, что всё-таки раскладывают, отправляют на барахолку после первой партии). Маркетологи делают упор на "ваш, и только ваш, неповторимый опыт погружения в нашу уникальную легаси-игру". Но это попытка продать эфемерные ощущения за реальные деньги. Никакой строгой необходимости в "механике" легаси чаще всего нет, на базовые правила её наличие обычно не влияет. Поэтому - да, я считаю легаси довольно-таки абсурдным изобретением, которое очень скоро выйдет из моды.
Вкратце для тех, кто не следил: кампания на Кике завершилась, собрано более $5,6 млн. Базу повезут двумя коробками, в ней будет 12 играбельных героев и 4 босса. Доступные дополнения: - The Crimson Court (новые локации и боссы); - The Color of Madness (новая локация с альтернативным режимом игры и тремя боссами); - The Weald, The Warrens и The Cove - новые локации, в каждом допе по два дополнительных героя и по три босса.
С учётом веса коробок доставка наверняка выйдет конская (в том числе через форвардеров), зато даже при покупке базы с одним любым допом контента хватит как минимум на два-три полных прохождения. Открыть Late Pledge обещают, предварительно, в начале 2021 года.
У вас, похоже, какой-то дефектный здравый смысл. Мне вот, например, мой здравый смысл подсказывает, что механика, гарантирующая одноразовое использование продукта, изначально ущербна, и такой продукт не стоит того, чтобы его приобретать. Никто не купит автомобиль, который развалится после первой и единственной поездке из одного конца города в другой. Можете сколько угодно приводить аргументы типа "вы-не-понимаете-это-другое", но по сути-то ваше хвалёное легаси - это раздутый пузырь, у которого внутри нет ничего, кроме пиара и желания издателей/разработчиков нажиться на наших с вами потребительских амбициях.
Правда, зачем ныть здесь по поводу цены, я тоже не вполне понимаю. Или от количества комментов на Тесере стоимость игр магическим образом снижается? Если да, пойду-ка настрочу по тыще знаков в карточке каждого кикстартерного проекта.
Ну, лично я Crimson Court брать не буду, а вот один-два допа с локациями очень хотелось бы. Пока что открыли только Пещеру. Дозаказать можно будет через пледж-менеджер, просто увеличиваем сумму и на финальном этапе согласовываем комплектацию.
Shuffling Horror и Collector, помнится, не были боссами, они вылезали при строго определённых условиях. А остальные вроде только в DD обитали. Так что "промежуточных" боссов из оригинала тут пока два - Некромант и Пророк. В правилах говорится, что нужно завалить трёх боссов, прежде чем можно будет зайти в DD, поэтому и возникает вопрос насчёт третьего. Возможно, Collector'а "повысили".
Пещера (которая The Cove) точно будет отдельным аддоном, $50. По-видимому, то же самое планируется сделать с Туннелями и Глушью. Итого - $300 за полный комплект.
Лично я пока слабо себе представляю, как это согласуется с заявленным в правилах игровым процессом - там предусмотрены три босса на кампанию + Темнейшее Подземелье, а в базе пока лишь два босса из Катакомб.
>больше половины стоимости игры приходится на миниатюры Дополнение с миньками - чисто факультативное, хотя миниатюры стражей заметно повышают атмосферность.
>Зачем они? Разве что для красивого оформления. Менгиры можно заменить обычными счётчиками Ещё карты можно салфетками заменить, а кубики ресурсов - яблочными семечками. Красивое оформление, качественная печать и компоненты - это именно то, за что вы платите, когда покупаете настолку. Потому что механики сами по себе не стоят ничего и не нужны никому.
>боевка на картах очень рандомная, долгая и странная Насчёт долгой - соглашусь, а вот рандом тут контролируемый. Если вовремя прокачивать колоды и при необходимости удалять оттуда неподходящие карты, процесс становится быстрее.
>Цель выполнили совершенно случайно Без обид, но это скорее проблема игровой группы, а не игры. Мы пока что прошли четыре сценария, и до сих пор во всех квестах очень недвусмысленно указывалось, куда идти и что делать. Сильнее напрягают отдельные сюжетные моменты, когда игра решает, что у вас всё чересчур радостно, и подсовывает "случайные" подлянки - это смотрится искусственно и расстраивает сильнее, чем пропущенная подсказка или проигранный по собственной дурости бой.
В целом по атмосферности и глубине погружения в сеттинг это, пожалуй, лучшая игра, которая мне попадалась за последнее время. Для тех, кому хочется механик, а не историй, есть еврогеймы и абстракты.
На локализацию базы, надо полагать, не стоит рассчитывать? С одной стороны, огромная коробка, горы пластика и кусачая с точки зрения массового потребителя цена, но с другой - у компьютерного оригинала в России огромная фанбаза (пожалуй, больше, чем у Frostpunk'а, который Хоббики подхватили ещё на этапе Кикстартера)...
На троих - либо с вассалами (нужен доп), либо по два дома каждому (нужно много времени). Если интересно, в "Статьях и списках" выше на странице есть моя незатейливая заметка о том, как можно разнообразить партии альтернативными стартовыми расстановками без применения допов.
Сложность встреч регулируется теми требованиями, которые указаны на картах "Подготовка к главе". Внимательно прочтите, как подготавливаются колоды встреч перед каждой главой. Это ещё и от количества игроков зависит - если будете играть соло, в первом сценарии вас ждут только самые лёгкие встречи, а если вдвоём - может и противник 2-го уровня попасться.
По поводу прокачки колоды не совсем понял вопрос. Ну да, больше карт в колоде - персонаж теоретически сильнее. Но нет гарантии, что вы вытащите нужную карту в нужный момент. Что вы имеете в виду под рандомом с противниками, я не знаю.
Cravsberry всё правильно написал, но уточню ещё один момент на всякий случай: платить магию за проклятие Арева по-прежнему может любой участник команды.
1. Да. Насколько я понимаю формулировку в правилах, действие с эффектом молнии срабатывает, когда персонаж перемещается в локацию (не обязательно по своей инициативе и через путешествие). Оно может работать один раз в день или повторяться постоянно.
2. Да. Наличие Арева в команде автоматически прибавляет +1 магию к стоимости активации менгира, даже если начальная стоимость не включает магию.
ИП-то здесь при чём? Мне кажется, "Червяка" выбрали скорее потому, что другие варианты перевода были бы либо слишком грубыми (кому захочется играть за Опарыша или Гниду?), либо слишком пресными (какой-нибудь Чудила).
Я пока не проходил игру дальше обучалки и могу ошибаться, но есть ощущение, что в оригинале у друида не имя Мэггот, как у толкиновского фермера, а именно прозвище, причём презрительное. Надо постараться, чтобы тебя прозвали опарышем. Так что "Червяк", пожалуй, для нашего уха звучит даже помягче, чем Maggot для англоговорящей публики.
Если по цене судить, то до "элиты" тут далековато. Истинные поклонники "Вёв клико" и завсегдатаи скачек в Эскоте всё равно предпочтут МТГ, полное издание "Жанны" или хотя бы какую-нибудь экзотическую дичь с Кикстартера за over 9000К. А на кого рассчитано евро за такую цену - я, признаться, не знаю: ведь труЪ-еврогеймер и аристократ духа должен ценить игру не за красоту и стоимость, а за поистине уникальный геймплей, позволяющий менять ресурсы на ПО и копаться в своём планшете доселе неведомыми способами. Для истинного адепта евро чем хуже игра выглядит, тем она ближе к идеалу - "Покорение Марса" не даст соврать.
Ну ладно, тогда пардон за сарказм. Но в масоны всё равно не ходите - уж поверьте на слово, лучше всю жизнь только в "Каркассон" играть, чем с этими напыщенными индюками хоть полчаса общаться.)
Монополия на Тесеру - единственная монополия, которую признают тру-гики!
Спасибо за статью. Как сказал один мой знакомый, "это был лучший год, чтобы наконец завязать с МТГ". Не могу с ним не согласиться, хотя сам завязал ещё раньше, где-то после Элдраина.
Самая неприятная история - это, конечно, ситуация с Терезой Нильсен, которую сначала затравили, а потом вообще подвергли остракизму фактически по воле одного-единственного больного на голову транса. Наглядная демонстрация всей гнусности и лицемерия SJW с их идиотской "культурой отмены" и борьбой за свободу слова при помощи тотальной цензуры.
Вообще, конечно, нужно быть мастером спорта по натягиванию совы на глобус, чтобы понять эту фразу именно таким образом. Но специально для игроков с оригинальным взглядом на мир можно сформулировать ту же мысль иначе:
"В свой ход вы обязаны выполнить 3 основных действия.
Всего в игре 7 возможных основных действий. Вы можете выполнять их в любом порядке. Каждое действие можно совершать более одного раза за ход (за исключением действия культурного влияния, которое можно успешно выполнить только раз в ход)".
Более громоздко, конечно, но снимает возможное разночтение. Хотя любители трактовать правила в свою пользу всегда найдут способ походить 100500 раз и отыскать код на бесконечные действия.)
- Тестовое задание: вам нужно сделать настольную игру так, чтобы в ней присутствовали XXII век, славяне, псевдонаука, вещий Олег и путешествия во времени, и ещё желательно завернуть всё это в обёртку из дешёвой поп-психологии. Справитесь?
- Hold my psilocybe tea!
Это бог вообще-то, а не богиня. Ганеша мужского пола. Эх, что за времена, люди даже "Князя Света" Желязны не читают.)
Кстати, погуглите кулстори о том, как ему голову на слоновью поменяли. Отличный мифотрэш, рекомендую. Вот уж где готовый сюжет для настолки - раз уж индийцы жалуются, что сюда Ганешу, мол, зря приплели.
https://www.nobleknight.com/P/2147634532/Tyrants-of-the-Underdark
Посмотрите здесь, вроде бы есть одна в плёнке. Но учтите, что доставка будет очень дорогая.
Если исключаете барахолки категорически, то найти в продаже будет очень тяжело.
Даже не знаю, пригодится ли кому-нибудь когда-нибудь, но в файлах выше теперь есть русский перевод карт из базы с разделением по колодам. Пользуйтесь на здоровье!
Деньги в кошельке и пространство на полках - ресурсы всё же не бесконечные. Приглядывался к Etherfields ещё на этапе Кика, честно говоря, и на тот момент не стал брать как раз из-за цены. Если локализуют, придётся-таки купить, видимо.)
Да, ведь в вашем случае условие удовлетворяется оба раза.
Мне тоже интересно, но подозреваю, что даже если Крауды договорятся о локализации, цена будет очень высокой.
Чего не знаю - того не знаю, но на тот момент, когда я от этого обсуждения отвлёкся, тут всё было прилично. Бойцы вспоминали минувшие дни, да и только.
В некоторых тредах политота цветёт и пахнет, варгеймеры, того и гляди, реально войной друг на друга пойдут - и ничего, ноль эмоций. Здесь же помянули одного человека, причём даже не всуе, а по делу - и вместо двух веток лишь чисто поле. Что это, если не происки Камарильи?
По поводу дуэльности сам локализатор деликатно предупреждал, что на двоих игра идёт так себе (то есть на практике, видимо, "очень не очень"). На БГГ народ рекомендует играть сугубо вчетвером.
Нет, журнал в данном случае в приоритете. Берёте указанную карту из коробки, а не из колоды встреч, и проводите встречу по всем обычным правилам. Да, это может быть больно - есть риск в раннем сценарии нарваться на сильного врага.
Если победили - верните карту в коробку. Если проиграли, и это был страж - он остаётся на поле и будет перемещаться по обычным правилам.
"Фабрика игр" писала, что в локализации речардж-пака не будет. По крайней мере, на этапе предзаказа.
P.S. Уж не знаю, чего успели наговорить с момента моего последнего визита, но когда-то здесь было ещё две ветки обсуждения, где содержалась в том числе и повторённая мною выше полезная информация. Не удивлюсь, если этот мой коммент тоже удалят - очевидно, о некоторых играх здесь можно говорить nil nisi bene.
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к наследью D&Dища,
Любовь к кикстартерным гробам!
Я бы не стал громко называть одно-единственное критическое видео с БГГ (хотя и с дельной аргументацией) "предварительными обзорами". Из тех обсуждений, которые видел/читал я, можно выделить следующие поводы для критики:
- в игре крайне много фиддлинга;
- кровотечение и яд работают одинаково, хотя требуют вдвое больше жетонов;
- много рандома;
- совершенно лютая механика исследования, когда метание кубов в пустом коридоре может быть опаснее комнаты с толпой врагов;
- очень дотошно воспроизведены механики компьютерного оригинала, из-за чего игра выглядит переусложнённой;
- похоже на другие данжен-кроулеры.
Остальные претензии связаны с репутацией Мификов и их легкомысленной галльской натурой, так что о них здесь не будем.
Теперь о плюсах из тех же обсуждений:
+ игра здорово выглядит (если уж на то пошло, некоторые вписались только ради миниатюр);
+ есть взаимодействие между игроками, приятно строить разные билды своего героя и партии в целом;
+ реиграбельность выглядит очень высокой;
+ очень дотошно воспроизведены механики компьютерного оригинала, из-за чего игра заходит фанатам сеттинга;
+ не похоже на другие данжен-кроулеры.
Как можно заметить, есть ряд реально серьёзных претензий (БДСМ при исследовании, плохо контролируемый рандом, лишние параметры), ряд претензий, связанных с издателем ("где мой Соломон Кейн, сволочи?") и ряд претензий, которые можно объяснить разницей во вкусах. Я бы не стал заранее говорить, что это провал, учитывая, что версия правил, которую рассылали обзорщикам, не окончательная. Из того, что можно предположить сейчас, когда никто ничего в руках не держал, кроме раннего прототипа: игра вряд ли будет шедевром и зайдёт далеко не всем, компоненты обещают быть качественными, любовь к компьютерному оригиналу может стать решающим фактором в оценке.
Nope, всё объясняют первые три пункта, а четвёртый - для души. Что касается сада, то там слишком прохладно на мой вкус в ноябре. Моя тактика - прочесть заметку, накатать коммент размером с заметку (так уж вышло, люблю крупную форму) и уйти в закат под Эннио Морриконе, бряцая шпорами и потягивая сингл-молт. Вы тут все люди взрослые, если захотите продолжать взаимную перестрелку комментами - и без меня справитесь.
Вы правы в том, что Мифики знамениты хорошими миниатюрами, а не увлекательным геймплеем. Правы и в том, что цена кусается (хотя при таком количестве контента она могла быть и выше). Но тут уж вопрос в том, что лучше - сделать и пожалеть или не сделать и пожалеть.
В ритейле игры не будет точно (даже за рубежом это слишком нишевый продукт), а вторая кампания на Кикстартере теоретически возможна спустя лет надцать. Тут и первый тираж-то вряд ли напечатают в заявленные сроки, о втором пока не стоит даже мечтать. Надо либо брать на позднем пледже, если вы без этой игры в коллекции совсем расстроитесь и кушать не сможете, либо не брать вовсе и забыть о её существовании.
Суммирую доводы любителей легаси из комментов к этой заметке и к "Дилемме короля": 1) легаси якобы даёт неповторимые эмоции; 2) легаси - крутая инновационная механика, которая резко меняет игровой процесс; 3) нелюбители легаси-игр просто нищеброды и не могут себе позволить приобщиться к их гениальности; 4) неприязнь к легаси - чистая вкусовщина, и незачем затевать споры по этому поводу.
Теперь по пунктам. Номер раз: когда вы покупаете игру, вы НЕ платите за эмоции. Вы оплачиваете картон, пластик, работу типографии/фабрики и труд людей, которые эту игру производили. Ваше право - поступать с компонентами игры так, как вы пожелаете: можете играть миниатюрами из Cthulhu Wars в шахматы или обклеивать картами из "Рыцаря-мага" стены, законом не запрещено. И наоборот, если вы не хотите клеить наклейки на поле или рвать карты, у вас должна быть возможность этого не делать. Если автор/издатель игры настаивает, что без порчи компонентов, за которые вы платите, игра не раскроется, это его проблема, а не ваша. Речи про "эмоции" и "уникальный экспириенс" - от лукавого, потому что вы платите за продукт, а не за то, каким образом вы его используете и что при этом чувствуете.
Номер два. Легаси вообще сложно назвать механикой, это скорее особый режим игры, при котором откат процесса назад или альтернативное прохождение затрудняется или становится невозможным. Базовые игровые механики от (не)использования легаси не меняются (если есть обратные примеры, расскажите). Примеры, когда люди играют в легаси-игры, стараясь по максимуму избегать элементов легаси, доказывают, что этот режим следовало бы не навязывать в качестве обязательного, а сделать опциональным (и никакие "эмоции" и "экспириенсы" от этого не пострадали бы).
Номер три. Та же "Дилемма короля" на предзаказе стоит относительно приемлемо по нынешним меркам, и претензии к этой игре заключаются не в её цене, а в том, что использование легаси в ней навязывается игрокам, и его сложно избежать. Каждый сам решает, от чего получит больше "уникального опыта" - от легаси-игры, грандиозной кикстартерной махины с тонной контента, изящного евро с большим количеством победных стратегий или чего бы то ни было ещё. И каждый сам решает, сколько он за это готов заплатить.
Ну и номер четыре: да, всё это вкусовщина, как и в случае америтрэше-еврогеймовских баталий. Лично я не имею ничего против того, чтобы люди, которым нравится легаси-игры, их покупали и в них играли. Но меня беспокоит, что таких игр становится больше, и наличие легаси позиционируется как "модная фишка". Есть как минимум одна игра, в которой мне очень нравится сеттинг, но я точно её не куплю из-за того, что там никак не избежать легаси-режима. А поскольку я эгоистичная скотина, мне хочется, чтобы на рынке было больше тех игр, которые мне нравятся, и меньше тех, которые мне не нравятся. И я хочу, чтобы издатели, локализаторы и прочие замечательные люди, благодаря которым мы с вами получаем тот самый драгоценный "экспириенс", при составлении своих маркетинговых исследований обращали внимание не только на позицию фанатов легаси. Следовательно, имею полное право занудствовать в комментах на Тесере, а тем, кому это не нравится, могу посоветовать успокаивающую пешую прогулку по лесу.
У меня всё, каждому ветерану Первых Легасийских войн с обеих сторон - по шоколадной медальке!
Можете посмотреть видео игрового процесса, он достаточно стандартный для данжен-кроулеров. Сами Мифики вчетвером колупали одну комнату подземелья больше часа. На практике, я так думаю, на один сценарий будет уходить примерно четыре часа (плюс час на босса, опционально).
>строгой необходимости и в настолках нет, а люди вон играют
Ни в одном товаре нет строгой необходимости. Вы либо занимаетесь подменой понятий, либо невнимательно читаете: я говорил о том, что пока не существует игр, где наличие легаси было бы стопроцентно оправданным и кардинально меняло бы игровые механики. Или есть игры, где (условно) вскрытие секретного конверта внезапно меняет, скажем, драфт карт на аукцион? В любую легаси-игру из тех, о которых мне известно, можно играть без использования легаси.
Басни про "уникальный экспириенс" лучше оставить продаванам. Уникальный опыт можно получить от любой настолки с ненулевой реиграбельностью - для этого не нужно заморачиваться с наклейками на поле, возиться с конвертами или уничтожать компоненты. Я могу сыграть двадцать партий в обычную настолку, поставить её на полку, достать оттуда через два года и сыграть ещё двадцать партий - и это всё ещё будет уникальный опыт, поскольку я, допустим, пойду по другой сюжетной линии в игре с кампанией, выберу другие фракции или стратегию, использую дополнения и т.п.. Легаси-игра даст мне в два-три раза меньше этого опыта, поскольку закроет или ограничит возможность повторного прохождения. Ну и где в итоге больше "уникального экспириенса"?
Вообще меня не оставляет ощущение, что мы говорим о разных вещах. Я не утверждаю, что легаси-игр не должно существовать. Я полагаю, что это тупиковая ветвь развития настолок, и пресыщение такими продуктами наступит очень быстро, вот и всё.
Безусловно, есть. Вот только настолка, как и автомобиль, в своём классическом воплощении рассчитана на длительное и неоднократное использование. А не на однократное (как, например, зубочистка). Вы можете произвести одноразовый автомобиль или зубочистку из красного дерева с золотым напылением, но в обоих случаях речь будет идти о неких арт-объектах, которые никто не станет использовать по назначению. Настолка, внезапно, предназначена для игры в неё, причём (желательно) неоднократной.
Появление легаси-игр - это прямое следствие перепроизводства контента, когда многие покупают коробки чаще, чем их раскладывают (а те, что всё-таки раскладывают, отправляют на барахолку после первой партии). Маркетологи делают упор на "ваш, и только ваш, неповторимый опыт погружения в нашу уникальную легаси-игру". Но это попытка продать эфемерные ощущения за реальные деньги. Никакой строгой необходимости в "механике" легаси чаще всего нет, на базовые правила её наличие обычно не влияет. Поэтому - да, я считаю легаси довольно-таки абсурдным изобретением, которое очень скоро выйдет из моды.
Пардон за "много букв".
Нет, я обычно игнорирую существование людей с дурацким чувством юмора. Впрочем, вы мне о нём только что напомнили.
Кстати, спасибо, теперь буду знать, что легаси-игры и презервативы - оказывается, явления одного порядка.
Вкратце для тех, кто не следил: кампания на Кике завершилась, собрано более $5,6 млн. Базу повезут двумя коробками, в ней будет 12 играбельных героев и 4 босса. Доступные дополнения:
- The Crimson Court (новые локации и боссы);
- The Color of Madness (новая локация с альтернативным режимом игры и тремя боссами);
- The Weald, The Warrens и The Cove - новые локации, в каждом допе по два дополнительных героя и по три босса.
С учётом веса коробок доставка наверняка выйдет конская (в том числе через форвардеров), зато даже при покупке базы с одним любым допом контента хватит как минимум на два-три полных прохождения. Открыть Late Pledge обещают, предварительно, в начале 2021 года.
У вас, похоже, какой-то дефектный здравый смысл. Мне вот, например, мой здравый смысл подсказывает, что механика, гарантирующая одноразовое использование продукта, изначально ущербна, и такой продукт не стоит того, чтобы его приобретать. Никто не купит автомобиль, который развалится после первой и единственной поездке из одного конца города в другой. Можете сколько угодно приводить аргументы типа "вы-не-понимаете-это-другое", но по сути-то ваше хвалёное легаси - это раздутый пузырь, у которого внутри нет ничего, кроме пиара и желания издателей/разработчиков нажиться на наших с вами потребительских амбициях.
Правда, зачем ныть здесь по поводу цены, я тоже не вполне понимаю. Или от количества комментов на Тесере стоимость игр магическим образом снижается? Если да, пойду-ка настрочу по тыще знаков в карточке каждого кикстартерного проекта.
Ну, лично я Crimson Court брать не буду, а вот один-два допа с локациями очень хотелось бы. Пока что открыли только Пещеру. Дозаказать можно будет через пледж-менеджер, просто увеличиваем сумму и на финальном этапе согласовываем комплектацию.
Shuffling Horror и Collector, помнится, не были боссами, они вылезали при строго определённых условиях. А остальные вроде только в DD обитали. Так что "промежуточных" боссов из оригинала тут пока два - Некромант и Пророк. В правилах говорится, что нужно завалить трёх боссов, прежде чем можно будет зайти в DD, поэтому и возникает вопрос насчёт третьего. Возможно, Collector'а "повысили".
Пещера (которая The Cove) точно будет отдельным аддоном, $50. По-видимому, то же самое планируется сделать с Туннелями и Глушью. Итого - $300 за полный комплект.
Лично я пока слабо себе представляю, как это согласуется с заявленным в правилах игровым процессом - там предусмотрены три босса на кампанию + Темнейшее Подземелье, а в базе пока лишь два босса из Катакомб.
>больше половины стоимости игры приходится на миниатюры
Дополнение с миньками - чисто факультативное, хотя миниатюры стражей заметно повышают атмосферность.
>Зачем они? Разве что для красивого оформления. Менгиры можно заменить обычными счётчиками
Ещё карты можно салфетками заменить, а кубики ресурсов - яблочными семечками. Красивое оформление, качественная печать и компоненты - это именно то, за что вы платите, когда покупаете настолку. Потому что механики сами по себе не стоят ничего и не нужны никому.
>боевка на картах очень рандомная, долгая и странная
Насчёт долгой - соглашусь, а вот рандом тут контролируемый. Если вовремя прокачивать колоды и при необходимости удалять оттуда неподходящие карты, процесс становится быстрее.
>Цель выполнили совершенно случайно
Без обид, но это скорее проблема игровой группы, а не игры. Мы пока что прошли четыре сценария, и до сих пор во всех квестах очень недвусмысленно указывалось, куда идти и что делать. Сильнее напрягают отдельные сюжетные моменты, когда игра решает, что у вас всё чересчур радостно, и подсовывает "случайные" подлянки - это смотрится искусственно и расстраивает сильнее, чем пропущенная подсказка или проигранный по собственной дурости бой.
В целом по атмосферности и глубине погружения в сеттинг это, пожалуй, лучшая игра, которая мне попадалась за последнее время. Для тех, кому хочется механик, а не историй, есть еврогеймы и абстракты.
Ахъ, понятно. Ну, значит, придётся нарушать обет кикстартерного воздержания и отваливать бешеные деньги за доставку.
На локализацию базы, надо полагать, не стоит рассчитывать? С одной стороны, огромная коробка, горы пластика и кусачая с точки зрения массового потребителя цена, но с другой - у компьютерного оригинала в России огромная фанбаза (пожалуй, больше, чем у Frostpunk'а, который Хоббики подхватили ещё на этапе Кикстартера)...
На троих - либо с вассалами (нужен доп), либо по два дома каждому (нужно много времени). Если интересно, в "Статьях и списках" выше на странице есть моя незатейливая заметка о том, как можно разнообразить партии альтернативными стартовыми расстановками без применения допов.
Сложность встреч регулируется теми требованиями, которые указаны на картах "Подготовка к главе". Внимательно прочтите, как подготавливаются колоды встреч перед каждой главой. Это ещё и от количества игроков зависит - если будете играть соло, в первом сценарии вас ждут только самые лёгкие встречи, а если вдвоём - может и противник 2-го уровня попасться.
По поводу прокачки колоды не совсем понял вопрос. Ну да, больше карт в колоде - персонаж теоретически сильнее. Но нет гарантии, что вы вытащите нужную карту в нужный момент. Что вы имеете в виду под рандомом с противниками, я не знаю.
Cravsberry всё правильно написал, но уточню ещё один момент на всякий случай: платить магию за проклятие Арева по-прежнему может любой участник команды.
1. Да. Насколько я понимаю формулировку в правилах, действие с эффектом молнии срабатывает, когда персонаж перемещается в локацию (не обязательно по своей инициативе и через путешествие). Оно может работать один раз в день или повторяться постоянно.
2. Да. Наличие Арева в команде автоматически прибавляет +1 магию к стоимости активации менгира, даже если начальная стоимость не включает магию.
ИП-то здесь при чём? Мне кажется, "Червяка" выбрали скорее потому, что другие варианты перевода были бы либо слишком грубыми (кому захочется играть за Опарыша или Гниду?), либо слишком пресными (какой-нибудь Чудила).
Я пока не проходил игру дальше обучалки и могу ошибаться, но есть ощущение, что в оригинале у друида не имя Мэггот, как у толкиновского фермера, а именно прозвище, причём презрительное. Надо постараться, чтобы тебя прозвали опарышем. Так что "Червяк", пожалуй, для нашего уха звучит даже помягче, чем Maggot для англоговорящей публики.
Полезная статья, спасибо.
Теперь бы ещё научиться брать города до завершения финального раунда...)
Если по цене судить, то до "элиты" тут далековато. Истинные поклонники "Вёв клико" и завсегдатаи скачек в Эскоте всё равно предпочтут МТГ, полное издание "Жанны" или хотя бы какую-нибудь экзотическую дичь с Кикстартера за over 9000К. А на кого рассчитано евро за такую цену - я, признаться, не знаю: ведь труЪ-еврогеймер и аристократ духа должен ценить игру не за красоту и стоимость, а за поистине уникальный геймплей, позволяющий менять ресурсы на ПО и копаться в своём планшете доселе неведомыми способами. Для истинного адепта евро чем хуже игра выглядит, тем она ближе к идеалу - "Покорение Марса" не даст соврать.
Ну ладно, тогда пардон за сарказм. Но в масоны всё равно не ходите - уж поверьте на слово, лучше всю жизнь только в "Каркассон" играть, чем с этими напыщенными индюками хоть полчаса общаться.)
Возможно, сначала стоит занять место в группе по изучению русского как иностранного, чтобы научиться различать ложу и ложе, Ылитарный вы наш.
> А как же Екатерина Великая😭...
Возможно, именно она отправит персонажей игроков познавать сибирский дикий мир.