| Две необычные игры на любой случай | |
| Друзья, а у нас уже вовсю продаются две небольшие и весьма необычные игры | |
| Башня анонсов | |
| Подборка любопытных анонсов настолок за последнее время. | |
| Идут сборы на Lord of Loot | |
| Кооперативное семейное приключение с героями, монстрами и магией. | |
| Идут сборы на Threshold | |
| Настольная версия MMORPG. | |
| Метод - игра по сериалу на CrowdRepublic | |
| Кооперативный детектив по культовому сериалу "Метод" от Юрия Ямщикова, Сергея Го... | |
![]() |
| 6.5435 |
![]() |
- |

Дополнения в настольных играх. Чего в них только нет. Некоторые правят баланс, некоторые добавляют в игру новые механики. Некоторые — добавляют недостающий кусок контента, который кто-то просто жадно вырезал.
За собой заметил, что когда мне игра нравится, то я хочу скупить к ней все допы, так чтобы раз и навсегда, чтобы иметь у себя на полке «игру целиком», а не кусочек.
В итоге некоторые купленные дополнения часто стоят без дела, ведь игра без них может играться гораздо приятнее, а без некоторых дополнений коробки в принципе уже и не раскладываются, потому что без них гораздо хуже.
Изначально, когда задумывался этот текст, я хотел просто написать про десяточку допов, без которых мне уже не очень нравится играть в разные игры. Ради интереса посмотрел, а что другие ребята включают в такие подборки, и понеслось…
Что я сделал: проанализировал примерно 150 разных подборок «мастхэвных» дополнений (как в текстовом, так и в видеооформате), прочитал кучу комментариев на эту тему на reddit, bgg, других источниках, учел оценки на bgg и тесере. Собрал всю эту информацию воедино, посчитал частотность упоминания дополнения в разных местах, присвоил упоминаниям вес и собрал все это в рейтинг. В первой версии на верхушке рейтинга оказались дополнения к очень популярным и широко известным играм типа 7 чудес, но что-то меня смущало. Я решил учесть в своих подсчетах не только частотность упоминаний, но и популярность базовой коробки. Введение этой характеристики сделало подборку максимально объективной, потому что итоговые цифры учитывают не только частоту упоминания разных допов в разных подборках, но и отношение количества упоминаний допа к количеству игравших в эту игру в принципе. В общем, итоговая математика меня более чем порадовала, а итоговое распределение более чем похоже на самый объективный топ мастхэвных дополнений в мире, расставленных согласно коэффициенту мастхэвности.
Описать я решил тридцатку допчиков, но бонусом расскажу про еще парочку, которым чуть-чуть не хватило до тридцати и про парочку, которые лично для меня мастхэвны, но судя по цифрам я в меньшинстве. Что же, поехали!
Топ-30 Мастхэвных дополнений. 30-28 места + шестерка невошедшего+дань уважения играм из топ-60.
На самом деле в публикацию не вошло очень много допов. Ну сами представьте, среди 2000 упоминаний больше одного раза были упомянуты больше 200 разных коробок. Пробегусь кратко по парочке, которые надо упомянуть, но они даже в мое невошедшее у меня не вошли.
Во-первых, это целый пласт сюжетных дополнений с расширениями в виде сценариев и доп контента, очевидно, что те, кому зашла база будут форсить допы:
-Дополнения к Особнякам Безумия (чаще всего упоминались Улицы Аркхэма), поднялись высоко, но не вошли в топ-30. Давно хочу сыграть в эту игру, но теряюсь, с чего начать, чтобы не скупить все сразу
-Дополнения к Descent (выше всего поднялась Тень Нерекхолла), отдельно порадовался, что прошел и базу и Тень.
-Доп к Мрачной Гавани поднялся очень высоко, в августе наконец начну его проходить (не прошло и года)
-Андор Поход на Север почти влетел в топ-50, но этого все еще недостаточно, чтобы я решился сыграть в эту игру
-Доп к Странствиям Средиземья тоже поднялся относительно высоко. Относительно скоро планирую вернуться к этой коробке, как раз купил к ней доп, но пока база меня не сильно зацепила
Во-вторых, упомяну еще пул допов, которым немного не хватило до того, чтобы попасть в топ:
-Доп к четвертым Сумеркам Империи. Вероятно, ему просто не хватило времени пробраться повыше. Ведь контента там тьма. Надо как-нибудь в базу сыграть, что ли, а там, глядишь, и до допа доберусь
-Доп к Сквозь Векам остановился в паре шагов от топ-30. Хотя, если честно, не считаю его мастхэвным. Да, он чуть-чуть правит баланс и дает новых лидеров и чудеса на замену старым, но играть можно спокойно и без этого допа.
-Доп к Тиранам Андердарка тоже высоко, хоть там и всего две колоды с приятными механиками. Аналогичная ситуация с Войнами Магов, которые я недавно купил с допом. Круто, что они в рейтинге так высоко
-Высоко поднялись допы к Galaxy Truckers, при том сразу несколько, пожалуй, надо узнать об этой игре побольше
-Дополнения к Анахронности были очень близки к тридцатке, при том упоминался не только Fractures of time, но даже Экзокостюмы, что вроде как просто набор минек. Надо обязательно ее опробовать
-Отдельно упомяну 7 чудес (лидеры/города), 7 чудес Дуэль (пантеон) и Пандемию (На грани/В лаборатории), дополнения к которым упоминались очень часто и до смены методики подсчета оккупировали топ-5, но все это лишь потому, что базовые коробки супер популярны. А заслуженно или нет — вопрос второй.
-В топ-50 еще заехали допы к Замкам Бургундии, Бладрейджу, Агриколе, Шарлатанам, Рунбаунду, Кубарем по галактике. Близки были допы к Трикериону, Ghost Stories, Эверделлу, Терра Мистике, Кланку (Мумия) и Братьям по оружию.
-Также высоко поднимались дополнения к Доминиону и Marvel deck-building game, но я решил их не включать в список.
Ладно, отдал дань уважениям играм, которые высоко забрались по цифрам, а теперь перейду к 30-28 месту, а также к шести допам, которые, как по мне заслуживают отдельного внимания, не меньшего, чем дополнения из топ-30. Будем считать, что все они заняли почетное 31 место. Расскажу вкратце как про базовую игру, так и про доп. А также почему я/люди считают, что это мастхэв.
31 место. Игра престолов. Мать Драконов

Задняя сторона коробки, на которой видно и дополнительное поле, и драконы. Эта и другая картинка взяты из гугл-картинок
О чем база: средневековый контроль территорий с механикой скрытых приказов. Переговоры, кинжалы в спину, простые сражения, много майндгеймз и Ланнистеры, которые всегда платят свои долги.
О чем доп: дополнение позволяет играть в 8 игроков (база на шестерых), добавляя два новых дома, один из которых такой же как и другие, а один — играет в свою игру. Добавляется новый кусок поля и, самое главное, добавляется возможность управлять домами, которые не участвуют в игре. Игра престолов — долгая игра, партии могут затягиваться на 5 и даже на 8 часов. Иногда бывает, что кому-то нужно срочно убегать и, кроме того, что приходиться занести такого человека в черный список во всех чатах, так еще и партию приходилось сворачивать. К тому же при игре в базу на 4-5 игроков существовал некоторый дисбаланс из-за того, что пара домов отсутствовала в игре. В дополнении вводится механика вассалов, при которой все дома всегда участвуют в битве, а если вдруг кому-то нужно убегать, то он просто становится чьим-то вассалом и можно продолжать играть дальше.
Почему я считаю, что мастхэв: для любителей игры расширенный состав — это плюс, механика вассалов — жирный плюс, а уникальный геймплей за дом Таргариенов еще один жирнейший плюс. Доп глобально ничего не фиксит из базы, но добавляет парочку новых и приятных механик, которые делают прекрасную игру еще лучше. Удивлен, что он не вошел в топ-30 сам по себе, но исправляю ситуацию и ставлю его на 31 место.
Почему люди считают, что мастхэв: большая часть положительных отзывов была про возможность играть большим составом игроков и про механику вассалов, с чем я согласен
31 место. Лоскутное королевство. Эпоха Гигантов

Отличное фото, которое показывает, что скрывается внутри коробки дополнения
О чем база: драфтите тайлики с разными типами местности и коронами на них. Строите королевство 5х5 или 7х7. Перемножаете типы местности на коронки на них. Все.
О чем доп: дополнение привозит парочку нужных и одну спорную часть игры. Во-первых, появляется блокнот подсчета очков, который как бы действительно нужен. Во-вторых, появляются цели на партию — типа там за моря вокруг замка плюс очки или за леса по углам плюс очки, что добавляет игре сложности, но не переусложняет. В-третьих, в игру завозится возможность играть впятером и механика великанов — при драфте определенных тайлов вы получаете великана. А если получаете тайл с ножками, то вы должны передать великана другому игроку. Великаны закрывают короны на тайлах и уменьшают очки. В-четвертых, в допе появляется пирамида для тайлов, которая делает процесс еще более удобным.
Почему я считаю мастхэв: не понимаю, почему в базе не было целей на партию и блокнотика. Может эти идеи не сразу пришли автору. Но без них играть прям сильно хуже. Великаны — штука спорная для такой простой игры. Игра не конфликтная и такое вредное взаимодействие кому-то может показаться неприятным, но можно спокойно и без них.
31 место. Повелитель Токио. Подзарядка

Встречайте мистера Панду и квадратные карточки спецспособностей монстров
О чем база: берете кубы, кидаете кубы. трижды. оставляете значения и применяете их: либо очки получаете, либо урон наносите/лечите, либо чет на рынке покупаете. Кто первый очков накопил/всем лица набил — победил. Все.
О чем доп: В базе все монстры отличаются только картинкой и геймплейно они одинаковы. В допе у всех появляются карточки со способностями, которые ты получаешь за значения кубов, которые раньше чаще всего ты перебрасывал. Так все получают разный геймплей за персонажей, игра становится более стратегичной, а в бросании кубов появляется большая вариативность.
Почему я и люди считаем, что мастхэв: потому что просто веселое швыряние кубов превращается в более осознанное швыряние кубов и становится похоже на реальную битву больших монстров с уникальными способностями. А с учетом того, что игра поддерживает (как база, так и база+доп) шесть игроков, это еще в большой компании играется теперь не только с новичками, а можно и с опытными игроками в это все филернуться.
31 место. Плотина. Легваттер

О чем база: экономическая стратегия, в которой мы строим плотины, трубопроводы и добывает электричество. Большая, комплесная, не самая простая и игра с большим количеством взаимодействия на поле между игроками. Основная механика — выставление рабочих.
О чем доп: доп добавляет как доп контент в виде новых целей раундов, новой фракции, новых лидеров, так и две кайфовые части геймплея, которые делают количество возможных победных стратегий в партии очень большим и окончательно избавляют игру от рельсовости. Во-первых, добавляются здания, при построении которых игрок получает уникальное место для выставления рабочих. Свойства у зданий бывают очень вкусные и вполне можно строить стратегию от построенных тобой зданий. Во-вторых, вдобавок к обычным контрактам, которые выполняются при выработке энергии, добавляется еще один тип контрактов — ты получаешь бонусы за свою технику, которые уходят безвозвратно (раньше в игре технику можно было использовать только для строительства). Я пробовал играть чисто через эти контракты и это тоже вполне себе интересный путь.
Почему я и люди считаем, что мастхэв: с новым типом контрактов, новыми целями раундов и зданиями игра становится завершенной и теперь придумывать и реализовывать новые стратегии в партии проще и интереснее. К тому же появляется больше шансов на камбек. Раньше, если тебя подрежут по энергии, то камбэкнуть бывало очень и очень сложно, а с новыми возможностями это становится сделать несколько проще. Некоторым игрокам не нравится, что доп уменьшает кризисность в игре. Я считаю, что кризисность никуда не девается, так как пользоваться новыми возможностями тоже не так уж и просто (и не так уж и дешево). В любом случае, без Легватера в Плотину я не играю. Это уже не та Плотина.
31 место. Мертвый Сезон. Долгая ночь

Количество контента в этом допе, который может быть и самостоятельной игрой
О чем база: игра с предателем (или без) в сеттинге про зомби-апокалипсис. Пытаетесь все вместе выжить и выполнить общую цель, но у каждого еще есть своя личная, которая может быть той самой ноткой деструктива. Игра известна также по своей механике перекрестков, в рамках которой с вами будут происходить события в случае, если вы выполните какое-то конкретное действие в свой ход. Какое — вы конечно же не знаете, но знает ваш сосед справа. Для разрешения события вам придется принять какой-то моральный выбор и все это к чему-то рано или поздно приведет. Отличная нарративная часть, органично вписывающаяся в игру про предательство и уничтожение зомби.
О чем доп: Долгая ночь не просто доп, а даже вполне себе полноценная самостоятельная игра, которую можно (но многие не рекомендуют) раскладывать отдельно от базы. Долгая ночь привносит в игру разные модули, которые можно использовать, а можно не использовать. Улучшения добавляют механику производства всяких штук-дрюк для лагеря благодаря накоплению ресурсов. Бандиты добавляют вражеский лагерь выживших, которыми управляет игра. Рэксон добавляет в игру злую корпорацию, которая производит страшных монстров. Ну и кроме этого в коробке есть доп нарратив в виде сценариев и всякие мини-механики, которые делают базовую игру более разнообразной.
Почему люди считают, что мастхэв: Во-первых, при упоминании этой игры все всегда делают оговорку, что это и доп и не доп. Я тоже так делаю! Во-вторых, этот доп добавляет модульность. А модульность повышает реиграбельность до небес. А это как раз то, что нужно в играх такого типа.
Я в Мертвый сезон пока еще не играл, но не мог его не включить в 31 место. Произвело на меня впечатление это модульное дополнение. Хотя, если признаться честным, на месте Мертвого Сезона могло быть большое количество других игр. Как думаете, кого из невошедшего я безжалостно обделил, зафорсив этот доп, который не доп?
31 место. Цивилизация: Новый рассвет. Терра Инкогнита

О чем база: Относительно свежая настольная версия цивилизации Сида Мейера (2017 года). В целом, в ней все как в и большой игре — строишь города, исследуешь технологии, развиваешь свою цивилизацию. В настольной версии, чтобы победить, нужно выполнить несколько общедоступных целей. Кто первый сделал — тот и велик. В базовой коробке Нового рассвета многие игроки ругались на плохой баланс, а также на недостаток определенных видов контента.
О чем доп: Допа игроки ждали долго, но он судя по отзывам исправил вообще все. И добавил кучу всего. Тут вам и пятый игрок, и уникальные карты действий у предводителей, новый тип жетонов контроля «районы», и новый тип фигурок «армии», и крепости, и формы правления (звучит кайфово выбирать самому форму правления). Как видите контента в коробке действительно много.
Почему по мнению людей мастхэв: Во всех топах, где встречался этот доп все в один голос говорили, что база сломана, а этот доп ее чинит и в игру наконец-то можно играть. Ну, а если в игру можно играть, то значит так тому и быть. Считаю, что доп, который саму цивилизацию починил точно заслуживает 31 место. Ну а я пока кроме как в Сквозь Века из настольных цив ни во что не играл. Добавил и эту, и Nations, и Столкновение цивилизаций себе в игровые хотелки
Довольно демагогии и перейдем к тридцатке дополнений, которые вырвали свои места с помощью циферок. Тут уж с моим мнением с большего придется распрощаться, объяснение, почему доп мастхэв — обобщенная информация из большого количества упоминаний игры там или сям.
30 место. Покорение Марса. Пролог

О чем база: строите карточный движок и пытаетесь набрать как можно больше ПО, параллельно облагораживая красную планету. Игра не нуждается в представлении и любима многими из вас (но не мной, но я уже обещал дать ей второй шанс и ребята из клуба готовы в этом помочь, у нас тоже есть те, кому эта игра очень нравится).
О чем доп: доп добавляет карты прологов, которые увеличивают количество стартовых ресурсов и могут помочь задать вектор в сторону определенной стратегии. Также в допе завезли новые карты корпораций. Доп создавался вроде как, чтобы ускорить игру, но мнения игроков разделились, действительно ли он справляется с этой функцией. Примечательно, что в некоторых других играх игроки с равной частотой упоминали разные допы, а в случае с ПМ букально пару раз я встретил Венеру и пару Элладу и Элизий, а все остальные топили за Пролог. Что ж, так тому и быть.
Почему мастхэв: всем очень понравились карточки Прологов: больше стартовых ресурсов, вариативнее выбор стратегии, проще жить на Марсе. Было очень много кейсов, когда игроки прямо говорили: без Пролога покорять Марс они не сядут.
29 место. Великий Западный Путь. Дорога на север

Основная часть дополнения — новая транспортная система
О чем база: набрали руку из разных коров, поскакали по локациям, сдали коров, получили новую руку из вашей колоды, поскакали по локациям, сдали коров, получили новую руку из вашей колоды, улучшили колоду, взяли, сдали. День Сурка на диком западе. Ладно, на самом деле это экономическая стратегия, в которой вам предстоит собирать стадо коров, строить здания и прокачивать свой планшет. А победит тот, у кого классные коровы. Хотя, говорят, не всегда.
О чем доп: лично меня порадовало, что в допе завозят новые жетоны смотрителей станций (они дают разные бонусные очки при подсчете), в базе их пять и используется их всегда в партии пять. Этот момент в базе казался странным. Ну и в допе завозят новое дополнительной поле, в котором можно выставлять свои торговые посты и получать за это всякие плюшки. Это отдельная механика, которая может сильно поменять стратегию на партию: вместо слепого скупания дорогих коров, благодаря грамотному выставлению торговых постов, можно придумать что-нибудь еще. Не все игроки с этим согласны, но тут как говорится, сколько ковбоев, сколько и мнений.
Почему мастхэв: дополнение потенциально добавляет альтернатив ключевой победной стратегии, которую в базе контрить можно, но судя по всему сложно. Да и опыт для этого нужен. А тут с допом, который усложняет игру, но не прям так, чтобы до небес, сразу появляются какие-то альтернативные варианты стратегий.
После двух партий в базу я решил поставить на ней крест. А готовя статьи про допы и прочитав/послушав кучу комментариев, про то, как этот доп улучшает ВЗП, решил, что надо бы опробовать допчик. Так и быть, как говорится
28 место. Крылья. Птицы Европы + Птицы Океании

О чем база: у вас есть огромная колода птиц и рынок, птички на руке. Вы постепенно заселяете красивых птичек к себе на планшет, тем самым улучшая базовые действия, превращая их в целые цепочки. А еще можно яйца на птичек помещать, что дает +100 к фотогеничности игры. Выполняете цели раундов и личные цели и считаете очки.
О чем доп: допа к игре два и оба упоминались достаточно часто. И, хоть Океания перерабатывает базу прям существенно, чаще, пожалуй, упоминалась Европы. Но поговорю я про оба.
В Европе у нас появляется фиолетовый цвет яиц, это из важного. А из неважного еще карты птиц, еще цели раундов, еще личные цели, новый цвет свойства птиц, которое срабатывает в конце раунда. В игре становится просто больше контента, хотя и раньше его хватало.
В Океании кроме аналогичных компонентов с Европой (птицы, цели) автор решил заменить базовые кубики на новые и базовые планшеты игроков на новые + ввести новый ресурс. Тем самым игра стала вроде как еще легче, чем была. Ну и менялась классическая тактика последнего раунда, когда все игроки просто брали по максимуму яйца, потому что это давало больше всего очков. Такая революция вызвала полярные мнения: кто-то счастлив, а кто-то нет. Ну и в Океании еще желтые птички появились, которые срабатывают в конце игры.
Почему мастхэв: аргументы странные, если честно. Говорят, что эти Европа мастхэв, потому что становится больше контента. Пишут, что играя часто на 4-5 база достаточно быстро приедается, а новые цели раундов и новые птицы добавляют того самого разнообразия, чтобы играть в игру вечно. Кроме всего прочего говорят, что с допом завезли парочку сломанных комбо, но это не точно.
В общем, в рейтинге мастхэвности доп к Крыльям забрался очень высоко, но как он так взлетел вопрос хороший. Может, дело в Джейми Стегмайере, который умело продает допы?
Собственно, вся девятка:

30-28 места + шестерка от меня
Топ-30 Мастхэвных дополнений. 27-19 места.
Уверен, что в этой девятке каждый найдет для себя хотя бы одну игру, в которую он еще не играл. Окажусь ли я прав? Перейдем же к играм дальше по списку! Если Марс только 30, что впереди?
27 место. Merchants&Marauders. Seas of glory

Задник коробки допа прекрасно передает модульность содержимого
О чем база: пиратская песочница. Хочешь — будь пиратом, хочешь — будь торговцем. Если любите жанр песочница — обязательно стоит попробовать. Я вот решил, что надо попробовать, хотя игра и достаточно старая (2010 год). Кстати, этот же автор выпустил Столкновение Цивилизаций. Но это так, просто информация.
О чем доп: Спустя пять лет после выхода базы, в 2015 выходит этот самый доп. Кажется, что в нем должны были поменять баланс? Но в нем завезли аж 11 разных модулей, которые позволяют вам кастомизировать игру под себя. Тут вам и новое вооружение, и галеон с сокровищами, на который можно нападать, и занятие контрабандой, и ветер с погодой можно подключить, и даже пиратские достопримечательности.
Почему мастхэв: старую добрую приключенческую игру можно сделать еще лучше и, в целом, подобрать состав модулей под себя. Интересно, что зачастую у тех, кто рекомендовал этот доп, эта игра была единственной песочницей в подборке. Может она и правда передает тот самый пиратский дух? Йо-хо-хо, как говорится.
26 место. Цолькин. Племена и пророчества

Контента в коробке мало. Мало, но есть
О чем база: если вы не видели картинки с базой Цолькина, то не удивлялись этим огромным шестеренкам, которые составляют основу игры. Цолькин — очень нестандартный миплейплейсмент, в котором вы ставите рабочих на те самые шестеренки, и каждый раунд думаете, уже он достаточно прокрутился, чтобы его забрать и получить ресурсы/эффект или еще подождать.
О чем доп: дополнение добавляет две механики: племена и пророчества (о, серьезно?). Племена наделяют каждого игрока каким-то особенным спецсвойством, которое может помогать в игре. Это дает всем игрокам нечто свое особенное. Люблю такие штуки в евро. А пророчества дают три на партию новых способа набора очков, но и могут наказать, если к пророчеству не подготовиться должным образом.
Почему мастхэв: Я не так много играл в эту игру, но более опытные игроки говорят, что она сломана. Что в базе есть одна вин-стратегия. И что доп все это фиксит на ура и игра становится чудеснейшей. Я полностью доверяю опытным игрокам и фанатам этой игры.
25 место. Борьба за Галактику. Перед бурей / Rebel vs Imperium

Карты, цели, два куба
О чем база: не самая новая карточная игра, в которой вы будете захватывать миры и строить свою галактическую империю. Интересная особенность заключается в том, что каждый игрок выбирает одно действие на ход взакрытую. Затем все игроки могут воспользоваться не только «своим» выбранным действием, но и действиями соперников. За свое, само собой, получаешь какую-нибудь доп плюшку. Это позволяет играть в приятную угадайку, положит соперник то, что тебе нужно или нет. Как по мне игра вполне неплохо может играться и в 2021, хотя лично мне тематика космоса и оформление в ней не заходят, но это субъективно.
О чем доп: два дополнения упоминались к ней чаще всего. Перед бурей чуть чаще. Доп расширяет количество карт, добавляет пятого игрока, добавляет механику целей и мощный для того времени одиночный режим. Rebel vs Imperium позволяет играть вшестером, а также добавляется какая-то агрессивная механика по захвату миров у соперников. Стоит также упомянуть дополнение The Brink of War, внедряющее механику галактического престижа.
Почему мастхэв: все эти три допа часто называют первой аркой и во всех упоминаниях считаются логическим продолжением базовой коробки. Каждое дополнение добавляет новые механики, которые возвращают и повышают интерес к игре.
24 место. Лорды Ватердипа. Scoundrels of Skullport

Corruption track, влюбивший в себя игроков
О чем база: выставление рабочих в сеттинге DnD, от которого у нас разве что название локаций и текст на картах. В остальном игра — приятное евро с умеренной степенью конфликтности. Основная механика заключается в сборе сетов из кубиков-приключенцев разных классов (от вора до волшебника) и обмен этих сетов на всякие приятные плюшки. Якобы мы их отправляем на задание и получаем за это что-то хорошее. Еще в игре можно здания строить и если в построенное тобой здания ходят другие игроки, ты получаешь бонус. Приятно.
О чем доп: Дополнение включает в себя все, что нужно для шестого игрока, а также два модуля — Undermountain и Corruption. В каждом есть доп ячейки действий, а в corruption еще и новый ресурс, который может принести минус очки в конце игры, но достаточно полезен в процессе. Поэтому постоянно приходится думать, как от него избавиться.
Почему мастхэв: Любители этой игры считают дополнение обязательным и говорят об этом на каждом углу. Предположу, что если бы я не устал искать информацию, то как раз эта игра могла бы быть еще выше в рейтинге. Игрокам нравится новый ресурс и механики с ним, а также, что игра с допами становится чуть более злой и количество взаимодействия между игроками повышается.
Лорды — совсем нетипичное евро и я рекомендую его вам, но желательно пробовать сразу с допами.
23 место. Кемет. Та-сети

Если вам не кайфово смотреть на вот эти квадратики, значит, вы не любите Кемет
О чем база: Египетская сила! Ареаконтроль в египетской вселенной. Нанимаете воинов и идете бить лица. Побеждает тот, кто быстрее всего получит Х очков, которые вы получаете за победы в сражениях, за контроль конкретных точек и за еще парочку вещей. Построение стратегии основано на прокачке цветных пирамид и покупке квадратных тайликов с разными веселыми свойствами, там вам и экономика, и большие фигурки монстров и куча всего. В базовой коробке три цвета пирамид и тайлов соответственно. Условно защитные синие, атакующие красные, и белые, улучшающие экономику.
О чем доп: В доп завезли четвертый цвет, добавляющий еще больше разнообразия в «билд» игроков. Считается, что это отрезанный кусок базы. Кроме черной пирамидки в допе завезли и еще несколько модулей. (Вы уже заметили, что очень много мастхэвных допов состоят из модулей?). Один из них путь из Та-Сети, в честь которого и назван доп.
Почему мастхэв: из-за черной пирамиды и черных тайликов. Ну и доп контент в виде карт тоже не лишний. Но основной причиной, почему любители Кемета считают это дополнение обязательным как раз чуть ниже, чем эта строчка текста. В переиздании кстати, насколько я понял, черная пирамида сразу будет в базе.
22 место. Батлстар Галактика. Эксодус / Пегасус

О чем база: игра с предателем, выпущенная по вселенной одноименного сериала. (В этом году ее перековывают в сеттинг Лавкрафта). В общем, если вкратце, то за столом будут обычные люди и сайлоны. Люди будут пытаться долететь на корабле куда-то далеко, а сайлоны будут пытаться все сломать. Дополнительная прелесть в том, что на полпути раздаются дополнительные карты ролей и тот, кто не был предателем с начала игры вполне может стать им.
О чем доп: Дополнения к игре упоминались достаточно часто. Pegasus чуть чаще. Доп добавляет новый контент и новые механики, новые поля и корабли, новые роли и новых персонажей. Количество контента прям большое. В Exodus нас ждет еще одно поле для сайлонов, новый контент и новые механики. Развитие игры чем-то отдаленно похоже на ту логику, по которым развивались всякие Древние Ужасы и Ужасы Аркхэма. Что логично. Один ведь издатель.
Почему мастхэв: судя по всему те, кто включал эти допы в подборки достаточно давно в настольном хобби и заиграли базу до дыр (вероятнее всего). Отсюда и высокое место дополнений. К тому же, в дополнениях действительно немало контента, что даже несколько удивительно. Хорошо, что в клубе есть коробка со всеми допами, надо бы их опробовать, а то пока играл только в базу.
21 место. Пять племен. Ремесленники Накалы

О чем база: в целом, описать игру можно легко. Есть выложенные тайлики, на тайликах стоят миплы, миплов надо брать с тайла и прокладывать путь туда, куда тактически вам выгодно. В зависимости от цвета последнего мипла, количества этих миплов на тайле и в зависимости еще от всяких моментов вы выполняете действие. Если вдруг кто-то выставит на поле своего последнего верблюда или не сможет подвигать человечков, игра заканчивается и начинается подсчет очков. В базе целых семь способов их получить.
О чем доп: Дополнение развивает игру вширь.. Ремесленники добавляют новый цвет миплов, новые тайлы, новые джины и горы. Все это делает эту игру еще несколько глубже и вариативнее.
Почему мастхэв: Мне кажется, что здесь ситуация, как с черной пирамидой в Кемете. Если есть доп миплы, которые исправно работают, баланс не ломают, а наоборот повышают вариативность, то смысла играть без этого допа нет. Базовая механика этой игры мне не то, что бы заходит. Поэтому в грядущий предзаказ вписываться не планирую, но, надеюсь, что кто-нибудь из клуба влетит. Есть у нас любители Каталы.
20 место. Серп. Восхождение Фенриса / Захватчики из далеких земель

Внезапно отлично покрашенная фракция из допа
О чем база: Ого, снова игра студии Стегмайера в подборке про допы? Вы уже заметили, что если отсюда убрать игры FFG и Stegmaier, то топ станет существенно короче? Короче. Серп — это гибрид, в котором мы прокачиваем свой планшет и пытаемся получить как можно больше очков благодаря выполнению общедоступных целей, накопительству ресурсов, контролю территорий.. В базовой игре пять отличных между собой фракций, играть за которые приходится несколько по-разному. Блицкриг за Пруссию ванлов, как говорится. А победить за Полянию — не самая простая задача, если играешь с опытными соперниками. И все это в сеттинге альтернативной истории: первая мировая с роботами.
О чем доп: Смотрите, допа в рейтинг вошло два. Про захватчиков из далеких земель сложно говорить без мата, потому что это, мать его, просто отрезанный кусок базы. Даже на базовом поле есть изначально места под семь фракций, но две отпилили и завезли только в допе. Не, если вы играете только втроем-вчетвером-впятером, этот доп вам может быть и не нужен. Но если вы играете таким составом, то лучше играйте не в серп. Субъективно, идеально серп играется полным составом. В Восхождении Фенриса вас ждет небольшая кампания, продолжающая идею базы, предлагающая новые механики и несколько интригующих коробочек скрытого контента.
Почему мастхэв: Захватчики мастхэв для базы, потому что это кусок базы. А Фенрис — это квинт эссенция Серпа, прописана всем, кому по нраву Серп (но не тем, кто переиграл в него).
19 место. Deus. Egypt

Будем считать, что эта картинка передает всю суть
О чем база: цивилизациеподобная игра с простыми механиками. В игре вы будете строить здания и совершать подношения богам. Здание строится как в виде карты, так и в виде переноса фигурки на поле. По сути это этакий контроль территорий на карточных стероидах с простыми правилами и неплохим артом. Победитель определяется по подсчету ПО.
О чем доп: вы будете удивлены, но в египетском дополнении римская колода заменяется на египетскую. Новая колода добавляет новые тактики и делает игру посложнее, по крайней мере об этом обычно говорят в комментариях. После выхода этого допа многие грезили о выходах допов в других сеттингах, но такого не произошло.
Почему мастхэв: дополнение заменяет базовую колоду новой, это повышает реиграбельность и добавляет новых впечатлений. А возможность комбинировать разные цвета карт из разных колод — что-то из римской, что-то из египетской делает допчик по сути модульным.