![]() |
С миру по нитке [14.09.2025] |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсы локализ... | |
![]() |
Идут сборы на Conquest of Paradise |
Стратегия про осовение Полинезийских островов и создание своей империи мореплава... | |
![]() |
Geek Media Awards 2025 |
Уже в эти выходные, 13 числа пройдет награждение Geek Media Awards 2025. | |
![]() |
С миру по нитке [09.09.2025] |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Интересные ано... | |
![]() |
С миру по нитке [05.09.2025] |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Несколько анонсов... |
игры |
Игра Престолов. Второе издание
Diplomacy Sons of Anarchy: Men of Mayhem Pax Pamir. Большая игра Джон Компани. Второе издание Нью-Анджелес Senji Корни |
Дата: | 23 марта 2024 |
![]() |
7.3946 |
![]() |
- |
П. 1. Я фанат переговорных игр, где много интрижек, политики, союзов, предательств и т. п., но меня давно мучает вопрос этичности и рамок т. н. «переговоров», когда игра проходит «над столом». Что можно, что допустимо обсуждать, есть ли «грязные приёмы» или можно абсолютно всё?
П. 2. Цель заметки. Истину вряд ли удастся найти, это скорее возможность обмена опытом, консолидация по схожим ощущениям «о, не один я такой?». Считайте, демагогия. Быть может, есть интересные статьи и материалы по данному вопросу, ссылки на которые будут кстати. Короче, это не «играйте дома, как хотите, хоумрулить вам никто не запрещает, устраивайте свою диктатуру и указывайте, как и что должно играться».
П. 3. Яркие представители. Игры с переговорами — это не какой-то конкретный жанр, приведу сразу примеры. Из ретро это, конечно же, «Дипломатия» (стратегия на много часов и людей про условную Первую мировую), и «Хунта» (условный симулятор банановой республики, где коррумпированные прикорытники делят деньги, устраивая с периодичностью перевороты), и Cosmic Encounter (да, а вы не знали, что это ретро?), и классическая «Дюна», и местами даже «Монополия». Из современных игр это и вполне себе стерильное «шиломыльное» евро «Проект “Манхэттан”» — «а давай объединимся и забомбим Васю ядеркой» (он же ведь побеждает). Это манчкиноподобные «Спартак» — «я дам тебе 3 монеты, а ты убей у него гладиатора, потом мы его позовём на арену, а он откажется и потеряет очки» — и «Коза Ностра» — «господа, скиньтесь мне по монете, а я на Васю сыграю мерзкую карту, всем ведь будет только лучше, но дайте денег». И «Сыны анархии» — гибрид очень конфликтного евро в криминальном сеттинге, где ты, как и в безобидной «огороднической» евре, можешь пойти на клеточку, чтобы взять кубик «помидора» (там это оружие и всякие непотребные штуки), но чаще всего тебе надо будет сражаться за эту клеточку, устраивать стрельбу, чтобы отбить её и получить заветный помидор, чтобы потом превратить его в победные очки. Ну и, конечно же, пласт стратегий, начиная от самого яркого представителя в переговорных политических играх — «Игры престолов» — и далее: «Киклады», «Кемет», «Корни», «Сумерки империи» (с целой фазой политики) и прочие. Про Коула Верля отдельно можно сказать, что он в принципе уделяет большое внимание переговорам и политике: «Корни», Pax Pamir, «Клятва» (по версии Crowd Games это «Обет»), «Джон Компани». Про Pax Renaissance и Pax Porfiriana тоже не забываем, сюда же (в другие не играл) относятся. А также ещё стоит упомянуть полукооперативы с предателем: «Нью-Анджелес», «Родина» (The Homeland), «Непостижимое», «Мёртвый сезон». А также совсем стоящие особняком «Контейнер» и «Схему Понци», которые с виду выглядят вполне спокойными и «мирными», которые вообще про экономику.
П. 4. Теория ведра с крабами. Если вы положите в большое ведро одного живого краба, он легко выберется наружу. Но если в то же самое ведро положить несколько крабов, они окажутся в ловушке. Причина заключается в том, что крабы — очень бестолковые и примитивные животные. Стремясь выбраться из ведра, они хватаются за самый подходящий предмет над собой, и это — самый верхний краб. Не выдерживая тяжести собратьев, он тут же падает вниз, его место занимает другой краб — и ситуация повторяется. «Менталитет краба» используется для описания эгоистичного, близорукого мышления, которое настроено на установку «если я не смогу, то и вы не сможете».
Я не хочу назвать сопартийцев глупыми и эгоистичными, но порой я слышал не раз: «Я уже не выиграю, поэтому пусть выиграет Вася / буду творить дичь». (Нужное подчеркните.) Я встречал как осознанный выбор человека стать этим крабом, который тащит другого обратно в ведро, так и неосознанный, когда человек этого не понимает, либо это новички, либо люди не созданные для того или иного уровня игр, им хочется в «7 чудес» и паравозики, а я их тащу в Forbidden Stars и Fire in the Lake. Корни проблемы ведут к одной небезызвестной игре, которую в данном вопросе можно считать эталоном и мерилом — «Манчкин». Когда все по кругу тянут в «ведро» каждого впереди ходящего, чтобы он не победил, и обычно до того момента, пока не закончатся все возможности (а это вредительские карты).
П. 5. Тонкий лёд вопроса. Если смотреть на «Манчкин» не как на игру про пару колод, с парой механик слепого draw, а как на игру с проблемой ведра с крабами, с оговоренной круговой порукой «Вася, мочи Петю, он победит. Петя, мочи Федю, он победит. Федя, почи Машу, она победит», и то можно прийти к выводу, что теория ведра с крабами и «ну это “Манчкин”» — это ярлыки-синонимы. Тонкий лёд данного вопроса, что «вы чо тут “Манчкин” устраиваете», может относиться вообще к любой игре переговорного жанра, да, даже к Forbidden Stars, речь об этом. «Так, хаос, ты мочишь орка, а спейсмарин — эльдаров» (и так, пока не кончатся у кого-то карты с «проклятиями» и не определится победитель, шутка). Иными словами, я подвожу к тому, что при желании в «Манчкин» можно превратить абсолютно любую игру. Вопрос именно в рамках, см. п. 2. Я даже больше скажу. То, что в «Манчкин» мы с лёгкостью превращали «Колонизаторов», даже и говорить нет смысла, но мы превращали в «Манчкин» даже «Тикет ту райд». Как? Очень просто: когда дело шло к концу и вроде бы маршруты новые уже брать бессмысленно, начинается эпичное сражение за самый длинный тоннельный путь («Тикет: Европа»), за который дают 15 очков. И там начинается: «Вася, возьми красную карту, не дай Пете, он красные собирает именно для этого тоннеля. Петя, а ты синюю бери, он синюю собирает». И т. д. Ну вы поняли.
П. 6. Душнилы. Можно сказать — едрить, вы душнилы, просто не берите таких в игры. Это понятно, см. п. 2. Вопрос кроется в размытых рамках переговорного аспекта. Иными словами, следите за руками, людям нравится играть в какую-нибудь «Игру престолов», делать союзы, предавать, нападать исподтишка, «вкрысу», как ещё говорят. Это своего рода профдеформация. Наигравшись в такие политические игры, видя хорошо ситуацию, кто там уже на пути к победе, активируя «ребята, мочим Васю, он на своём ходе выиграет!», такие люди могут сесть играть в «лайты» уровня «Колонизаторов» и «Тикета», а, учитывая «выправку», «муштру» такими играми и умением быстро анализировать и считывать игру и победителей, игра и превращается в «Манчкин», он же «крабовое ведро», когда каждый на своём ходу может выиграть, и все начинают по кругу тянуть друг друга вниз. Вы скажете, что это душнилы, а я скажу, что это достойные сильные соперники; иными словами, никто не планирует никому отдавать лёгкую победу, как и победу в принципе. Проблема лишь в границах этой духоты и вседозволенности, см. п. 5.
П. 6. Мешок с песком. Я так называю человека, которого используют для устранения соперника в целях экономии своих действий, а также переключения и смещения акцента с себя в первую очередь на другого, иными словами стравливание как разновидность отвлечения внимания. Причём, что интересно, я видел как слабых игроков, которых «разводить в напёрстки» — раз плюнуть, вешая лапшу на уши, так и сильных, которые по идее не должны вестись на дешёвые трюки. Как это работает: например, в Pax Pamir, Вася говорит, что Пете необходимо уничтожить карту во дворе Маши, т. к. она очень сильная и создаёт много проблем. Тем самым Вася хочет руками Пети решить свои проблемы и устранить препятствия, а на словах подаёт это как всеобщее благо. Или уже явное ведро с крабами: Вася явно говорит, что Пете надо сделать конкретную цепь действий, т. к. если он не сделает этого, то Маша победит на своём ходу. Когда Петя соглашается на эту «лапшу», такого игрока я и называю мешком с песком, которым другой кидает в третьего, экономя свои действия и выкраивая себе время и возможности.
П. 7. Negotiations. Прежде чем перейдём к какому-то условному итоговому вопросу, заключению и черте, предлагаю несколько цитат из упомянутых игр по части negotiations, они же «переговоры», чтобы иметь какое-то общее представление и отправную точку в вопросе.
«Игра престолов»: «Игроки имеют право в любой момент партии вести переговоры, давать обещания и заключать союзы. Между тем, эти соглашения никогда никого ни к чему не обязывают и могут быть разорваны по любому поводу. Хранить верность слову в “Игре престолов” опасно для жизни: на Железный трон вдвоём не усесться».
Pax Pamir: «Вы можете обсуждать игру во время партии и открыто координировать свои действия, но вы не обязаны выполнять никакие договорённости».
La Cosa Nostra: «“Коза ностра” — в первую очередь игра о переговорах. Конечно, вы можете играть “в свою игру”, никому не помогая и никого не прося помощи. Но так вы снизите свои шансы на победу и лишите себя удовольствия от игры! Если вам что-то нужно — скажите об этом! Другие игроки с радостью поделятся с вами… если вы пойдёте с ними на сделку. Да, нападения могут жёстко ломать ваши надежды и мечты. И нет, вы ничего не сможете с этим сделать. Мы уже говорили, что “Коза ностра” — не самая дружелюбная игра? Но вы можете следить за конкурентами и договариваться с ними! Некоторые карты влияния могут частично отразить нападение, или же вы можете убедить противника не трогать вас, пригрозив ему отмщением. Как вариант, просто скажите, что вы подготовили засаду, поэтому на вас бесполезно нападать. Засадой при этом располагать необязательно… Рискуйте осторожно. Будьте готовы к тому, что ваши планы могут рухнуть, например, конкурент украдёт у вас деньги, нужные для приобретения карты бизнеса. Чем изощрённее ваши планы, тем с большей вероятностью что-то пойдёт не так! Не сдавайтесь! Одно единственное нападение может лишить вас многого, но не стоит опускать руки! “Коза ностра” создавалась как игра, остающаяся увлекательной и непредсказуемой до последнего хода. Тем более что игроки часто недооценивают тех, кому уже нанесли “сокрушительный удар”… Продолжайте играть, и, быть может, ещё одна удачная комбинация приведёт вас к победе! Делайте предложения, от которых невозможно отказаться! Обещайте огромные проценты! Заключите сделку на любых условиях, лишь бы получить деньги здесь и сейчас! Приятного мало, но всё лучше, чем пропустить ход впустую. Пользуйтесь слабостями конкурентов! Если же другой игрок находится в незавидном положении — пользуйтесь на здоровье! За небольшую сумму вы можете не только положить жетон сделки на ключевую карту бизнеса, но и получить верного союзника. Дипломатия — это эффективное оружие. На первый взгляд скромные нападения, такие как “Избиение” и “Вандализм”, могут оказать сокрушительное воздействие. Эти простые поручения, которые под силу даже слабым гангстерам, способны, например, лишить конкурента монополии — и помочь вам установить свою».
«Клятва»: «Мы поощряем переговоры и сделки, включая договорённости на будущие партии. Однако все они необязательны к выполнению, за исключением договоров при предложении вассалитета и применении способностей со словом “договор”».
Senji: «Эта фаза ограничена по времени 4-мя минутами. Во время этой фазы игроки могут провести между собой переговоры и заключить различные соглашения, альянсы, а также обменяться картами дипломатии. Количество карт дипломатии не бесконечно: в начале игры у каждого игрока есть 12 карт, они могут послужить гарантами, которые игроки могут дать своим партнёрам по переговорам. Игроки могут обмениваться любыми имеющимися у них картами дипломатии, то есть даже теми, которые относятся к другим семьям».
«Спартак»: «Игрокам придётся подкупать, подсыпать яд, красть, вымогать и всячески мешать друг другу. Монеты, заработанные вами, будут менять своего хозяина по несколько раз за ход. Вам снова и снова придётся платить за поддержку других игроков. Союзы будут рассеиваться как туман, как только речь зайдёт об увеличении влияния вашего Дома. Станете ли вы уважаемым игроком, слово которого крепко, как железо, или ваши обещания не будут стоить и ломаного гроша, зависит от вас. НО — не перегибайте палку. Все играют в настольные игры, чтобы весело и интересно провести время со своими друзьями. Помните об этом, когда будете строить планы по уничтожению их Домов».
«Сыны анархии»: «Вы можете обмениваться наличными, стволами и наркотой с другими игроками в любое время и по любому поводу. Пытайся манипулировать в своих интересах, в этом заключается суть игры. Но имей в виду! Введение игроков в заблуждение не принуждает тебя к сделке. Простое обещание соперника не обязывает его придерживаться своего слова. Игроки должны быть настороже... Это всего лишь игра. Не будь задницей! Мы играем в игры, чтобы провести хорошо время. Если начинается занудство, игра теряет свой смысл. Помни, что это только игра. Кровная вражда заканчивается после игры!»
«Корни»: «Участники могут обсуждать игровую ситуацию и заключать любые соглашения, но правила игры не обязывают исполнять их. Игроки не могут передавать друг другу карты, если не сказано обратное».
«Нью-Анджелес»: «Переговоры — ключ к успеху в “Нью-Анджелесе”, поскольку игроку навряд ли удастся выиграть торги без поддержки остальных. Игрокам следует прикладывать максимум усилий, чтобы их предложения побеждали в торгах. Например, хорошим аргументом в пользу предложенной карты действия может стать польза для города. Правила игры также позволяют обещать другим игрокам награду и озвучивать завуалированные угрозы, которые могут быть весьма убедительны. И ничто не смазывает шестерёнки индустрии так хорошо, как банковский чек с крупной суммой. Игрокам всячески рекомендуется оказывать влияние на соперников. Для этого в ходе торгов можно совершать обмен активами, преимуществами или даже отдавать всё это безвозмездно. Есть одно важное правило: оба игрока, заключивших сделку, должны немедленно и в полном объёме выполнить условия сделки, если это возможно. Если в ходе сделки дано обещание с прицелом на будущее, игрок не обязан его сдерживать. Пример: “Глобалсек” обещает отдать “Дзинтэки” 2 актива в случае, если “Дзинтэки” поддержит предложение “Глобалсек” двумя картами. Если эта сделка заключена в момент, когда “Дзинтэки” оказывает поддержку, все условия должны быть немедленно выполнены в полном объёме. Если же сделка заключается в любой другой момент, условия сделки можно нарушить: после того как играющий за “Дзинтэки” получит 2 актива, он не обязан поддерживать “Глобалсек” двумя картами».
«Проект “Манхэттан”»: «Перед тем как совершить авиаудар, вы можете провести переговоры с другими игроками (например, использовать оба поля для авиаударов, чтобы провести совместное нападение, или же воздержаться от нападения вовсе). Эти переговоры распространяются только на текущий раунд игры и касаются только полей для авиаударов или же самих авиаударов. Переговоры не подразумевают под собой никакой обмен ресурсами или каких-то иных действий со стороны игроков. Все соглашения, принятые игроками во время переговоров, должны неукоснительно соблюдаться».
«Джон Компани»: «“Джон Компани” — игра с переговорами. Игроки могут передавать друг другу множество компонентов: собственность, деньги из семейного фонда, акционеров, карты обещаний и лежащие лицевой стороной вниз карты шантажа. Вы не можете передавать глав комитетов, секретарей, офицеров, родственников из поместий, супругов, жетоны трофеев и принятых законов, разыгранные карты шантажа и диск премьер-министра. У каждого игрока есть набор из 5 карт обещаний, которые он может передать другим участникам в ходе переговоров. Игрок с чужой картой обещания может потребовать от её владельца выполнить обещанное, если тот может. Однако вы не вправе требовать выполнения обещания, если игра завершилась и начался финальный подсчёт. Когда несколько игроков одновременно требуют от вас выполнить обещание, вы сами выбираете, какие из них выполнить, если не можете выполнить все. На обороте карт обещаний описано, как их использовать».
П. 8. Господа, ну-ка навались! Итак, играя в переговорные политические игры, вы можете испытать нестерпимую ненависть, когда на ваших глазах несколько игроков объединяются в «кулак», который прилетает прямо по вам. «Господа, нам необходимо всем вместе дать Василию знатного леща, давайте ему уничтожим все его карты / отберём замок / планету и т. д.!» (Нужное подчеркните.) Кто в такое играл, тому знакомы эти чувства. Однажды на меня в Cosmic Encounter напал игрок, к которому присоюзилось 3 игрока, т. е. на меня напали 4 игрока разом, и им было очень весело, а мне не особо, при этом это было финальное нападение, т. к. победило посредством такой атаки несколько игроков (не помню точно, по-моему, двое или трое). Об этом аспекте можно говорить бесконечно, хорошо это или плохо, проще, конечно же, вообще не играть в такие игры, где несколько игроков объединяются (в гигакраба), чтобы оттащить тебя на дно «ведра», это специфика таких агрессивных игр, хотя я повторюсь, мы можем и «Колонизаторов» в такое превратить, но речь о другом. Предлагаю опустить момент игр, в которых происходит «кучу мала» (возглас в детской игре, по которому устраивается общая свалка), условимся, что это неотъемлемая часть ряда игр в своей сути, как та же «Игра престолов», например. И перейдём к заключительному пункту.
П. 9. Подсказки. Суть всей заметки-статьи в том, что я путём наблюдений своих и сопартийцев хочу задать почти риторический вопрос в рамках условной этики переговорных игр, на основе конкретных примеров из правил, где видно, что рамки несколько размыты, вплоть до того, что «всё можно» (хотя инструкции из «Коза Ностры» весьма подробны), а также «это же игра, не будь задницей!» (и тут мы начнём копать границы, где ты уже задница, а где — ещё нет). Так вот, если в рамках п. 8 вы условились, что объединение игроков в коалицию с целью оттащить претендента на победу назад — это норма, то можно ли считать нормой в переговорных политических играх подсказки и раскрытие планов других игроков? А именно, нормально ли говорить о том, что ты раскусил стратегию Васи, и всем рассказывать о том, что он задумал? Или это уже «быть задницей»? Где эти рамки? Я понимаю, что это можно парировать тем, что мол, на войне все средства хороши, что это может быть блефом и т. п., но в таком случае а как же тогда пункт 6? По сей день я сталкиваюсь с тем, что человек раскусил мой план, и всем за столом говорит — он задумал следующее, и рассказывает в деталях, после чего говорит, что и кому надо сделать, чтобы не дать осуществлению моего плана. А как же тогда пресловутой п. 6 и п. 5? Это ли не «Манчкин»? И да, это относится к любой игре, любого жанра. Т. к. подсказка всем за столом, раскалывание игроков и стравливание. Нормально ли это? Вы скажите, что это душнилы и их не надо звать? Или что нужно плюнуть и играть как есть, расслабиться. Т. е. помимо того, что ты, играя в игру, придумываешь какой-то план, многоходовочки, тебе надо ещё делать допущение, что твоя многоходовочка будет раскрыта, обнародована и совместными усилиями третьих лиц пресечена? Итак, мой вопрос прост. Как вы относитесь к такого рода «подсказкам», можно даже применить термин «альфа-игрока» из кооперативов, который всем говорит, что и как надо делать, чтобы победить, только в случае переговорных игр это будет «анти-альфа-игрок», который всем за столом говорит, что надо делать, чтобы кто-то не победил. Норма ли это?
Заключение:
Статья номер раз на BGG с очень похожими мыслями по теме, и статья номер два.