Оценка пользователей
8.8587
Оценить:
-
-AdRiver-

Итоги 2018г.

 

                                   

      Итоги ушедшего 2018 года по теме настольных игр.

 

    Подзадержался в этот раз с годовым отчетом, но всё же. Опишу  какие игры появились на полке. Оставлю впечатления о них в ушедшем году. Внимание! Запись длинная и субъективная.

 

    Итак, 2018 г. начался довольно плодовитым на настолки. На новогодних каникулах опробовал только что полученные допы к Серпу и Марсу, а также такие игры как Гранд-Отель Австрия и Во Славу Одина. Но, обо всем по порядку. Поехали!

 

                                                    Январь

 

                                                                                    ***

 

 

                                              Во Славу Одина

 

                                                     

    С этой игрой у меня связана целая история. Началось все с того что довелось как- то сыграть в нее еще в прошлом (уже в позапрошлом) году весной. Игра показалась чересчур громоздкой и комплексной (хе-хе, ухмыльнулся Феод). Впечатление усугубило еще и то, что я сел играть с опытными игроками, которые раскатали меня как скалка по тесту.

    Первое что врезалось тогда - это даунтайм, проявляющийся в выкладывании жетонов на личные планшеты, как в Пэчворке. Этакий мини-пазл в большой игре. Партия затянулась аж на четыре часа, а под конец заболела голова. И вообще, появилось стойкое желание, чтобы поскорее все эти викинги объелись бобов и отправились на своих драккарах за горизонт, с глаз долой.

 

    В дальнейшем об игре и не вспоминал, не проявлял никакого интереса. Не тут-то было. В декабре наткнулся на летсплей от Beznal72 . И накрыло (та же самая история как с Терра Мистикой). Посмотрев как Сергей с Натальей довольно динамично и увлекательно сыграли, загорелся не на шутку. Вот только цена остужала. А тут как раз от Hobby World появился традиционный новогодний конкурс репостов. Ну я так, от балды, выбрал именно эту игру, совершенно ни на что не надеясь. И о чудо! Я выиграл Во Славу Одина. Ураааааааа! 

 

     И вот, уже в 2018г. я сыграл еще раз в игру, и она понравилась, хотя тогда позорно слился по очкам. Даунтайма особо не было, но ломать голову, куда отправить викингов приходилось каждый ход. Очень много локаций для выставления рабочих. Большая вариативность, как по получению разных плюшек, так и по стратегиям. Хочешь - занимайся китобойным промыслом, а не хочешь - разводи домашний скот или напирай на жетоны украшений. Вариантов и их сочетаний великое множество.

 

   

    Интересно, что при огромном количестве локаций, на поле бывает вполне тесно даже при игре вдвоём. Взаимодействие между игроками присутствует.  А еще есть карты профессий, которые не дают распылять силы и помогают сконцентрировать вектор развития  на какой-то определённый путь. Например, в выпавшей стартовой карте профессии дается бонус за коров. Вот тебе уже и намек, в какую сторону развиваться. А можно забить на карты профессий и играть, как бог на душу положит. В игре полная свобода стратегий и направлений и все они работают. Игра отлично сбалансирована. 

   Очень понравилось выкладывание жетонов на личный  планшет. Подключается пространственное мышление. Мало того что нужно смотреть какой жетон куда лучше приспособить, так еще можно окружать ими различные бонусы, которые будут приходить каждый раунд. А еще можно брать мини-поля островов и там выкладывать жетоны и получать дополнительные бонусы и ПО. А можно набирать хижины и также их застраивать. Они тоже приносят бонусы и ПО. 

 

    Отдельно стоит отметить охоту и китобойный промысел. Здесь тот редкий случай, когда Уве Розенберг добавил в игровую механику такой элемент как игровые кубики. Благодаря выбрасыванию оных, можно определять успешная была охота или нет. Все как в жизни. Повезет – не повезет. При этом если охота была неудачной, ничего страшного, вот тебе утешительные плюшки, в следующий раз уж точно повезет.

    Вообще для евро, Во Славу Одина получилась вполне тематичной и атмосферной. Ну и без Розенберговской «прокормки» рабочих не обошлось, куда ж без нее. Но здесь она не такая кризисная как в Агриколе или Гавре.

    Игра быстро стала одной из любимых и самой любимой от Уве. Считаю её вершиной автора.

 

 

    Достоинства: Огромная тактическая вариативность вширь и огромная стратегическая вариативность вглубь.

    Разнообразные дополнительные ответвления от основной игры, представленные в виде островов, хижин, кораблей и гор с ресурсами. А также увлекательная застройка хижины на личном планшете игрока.

    Продумывание оптимальных логических цепочек по получению ресурсов и прокруток различных жетонов.

    Просчитывание количественного распределения и порядок выставления рабочих (викингов) на те или иные локации.

  Вариативность применения различных ресурсов, монет, жетонов. Взаимообмены, перераспределения, апгрейды, бонусы и т.д.

    Практически бесконечная реиграбельность и великое множество стратегий и их сочетаний.

    Недостатки: Недостаток мне видится только один – это цена. Все-таки игра в своем жанре не из дешёвых. Хотя, если взглянуть на количество игровых компонентов, то становится понятен ценник. Ещё к недостаткам можно отнести то, что с некоторыми игроками любящими собирать пазлы, возможен даунтайм.                           

    Итог: Одна из лучших игр на выставление рабочих.

 

                                                                                        ***

 

                                          Гранд – Отель Австрия

 

 

    Тот самый случай, когда игру приобрел только благодаря имени автора. Вижу на коробке надпись «Simone Luciani», машинально тянусь за бумажником. Для меня это еще более громкий бренд чем «Уве Розенберг». При всем моем уважении к Уве, лично для меня Лучани как то ближе по духу что ли, хотя и у него в последнее время тоже слегка прослеживается самоповторение, что немного огорчает.

    Итак. Гранд-Отель Австрия. Очередное евро с очередными треками, жетонами, картами и бонусами. Очередной раз можно закатить глаза с вопросом: «Что, опять?» Да, опять. Всё как всегда. Очередные жетоны, победные очки изо всех щелей, сухие треки, скучные подсчеты, абстрактные деньги и прочая мишура. Удивительно, но не надоедает.

    А в этом конкретном очередном евро мне еще нравится как все эти жетоны и карты с бонусами, работая вместе, создают порою мощную синергическую лавину. Да такую, что приводит к  многоступенчатым КОМБИНАЦИЯМ. Ничего особенного в игре нет, но вот возможность выискивания и запуска этих самых комбинаций приводит порой в невероятный детский восторг.  

 

    

Тема. Да черт с ней с этой темой. Вместо отелей могут быть ателье по пошиву одежды или конструкторские бюро по проектированию бомбардировщиков. Тут главное механика. И она здесь отлично работает. Знаю, что некоторые любят сравнивать евро на кубах друг с другом. Если сравнивать по механикам, то Гранд-отель близок к Лоренцо. Но по ощущениям всё равно игра самобытна. В ней не чувствуется ощущение вторичности.

   

   

    Достоинства: Комбинации и связки различных игровых механизмов.

    Лаконичность и простота действий после прощупывания удачного последовательного запуска игровых компонентов игрока, приводящего к лавинообразному набору ПО.

    Большая реиграбельность за счет множества различных карт персонажей и помощников.

    Отличная дуэльная игра.

    Недостатки: при игре на четверых ощущается даунтайм из-за особенности очередности ходов.

 

                                                                                        ***

 

                                                  Проект Гайя

 

   

 

    Если в январе 2017 года для меня открытием стала Терра Мистика, то ровно через год открытием стала игра Проект Гайя, родившаяся как раз из Терры. Кто-то считает (и вполне справедливо), что потомок «убил» предка, но для меня Терра будет жива всегда и останется на полке, несмотря на то, что Гайя объективно лучше. Пусть будут обе. 

      Что изменилось по сравнению с предшественницей?

      Игровое поле стало модульным. Теперь одинаково хорошо стало играть любым составом.

      Добавился отличный соло-режим.

   

   Вместо простеньких треков в так называемом храме, появился целый комплекс технологий с цепочками, апгрейдами и бонусами. При этом треки технологий логичны и тематически оправданы. 

      Изменилась и расширилась структура планшета игрока и зданий.

      Свойства рас стали разнообразнее относительно друг друга.

  Перегон энергии (силы магии) и процессы терраформирования стали более сложными и интересными.

 

 

   Все это в комплексе дало ощутимый прирост в вариативности стратегий и многообразии основных и дополнительных действий. В получении бонусов, осуществления основных и промежуточных целей и общего более насыщенного взаимодействия всех игровых элементов в совокупности. Игра стала более разнообразной и гибкой. Для тех, кто знаком с Терра Мистикой порог вхождения практически не изменился, но для новичков игра довольно требовательна. 

   Кардинальное отличие только в тематике. Теперь место действия - космос. Для кого-то это стало минусом, для кого-то плюсом. Так же, как и оформление. Тут уже дело вкуса. В любом случае, как тема, так и оформление на геймплей никак не влияют, а это главное.

    Если абстрагироваться от сравнения с Террой, то Проект Гайя на фоне остальных игр выгодно отличается продуманностью, сбалансированностью, интересными механиками, тесно переплетающимися между собой. И самое, на мой взгляд, главное - отличается поразительной глубиной, в которую окунаешься полностью, без остатка. Ни в одной игре я так не погружаюсь как в Проекте Гайя. Отключаюсь от внешнего мира целиком и полностью. Во время партии все мысли в игре. 

 

   

  Она целиком захватывает, держит в умственном напряжении и не отпускает до самых последних секунд, до самого подсчета очков, где происходит кульминация и разрядка всех мыслительных процессов и расчетов. Схожие ощущения и от Терра Мистики, но в Гайе они еще более яркие.

    Эталонная настольная игра, вполне заслуживающая 1 место среди всех еврогеймов.

 

                                                                                       

                                                                             

 

                                                                                 

                                                                                            ***

 

                              Покорение Марса. Эллада и Элизий

 

   

 

    Первое дополнение к игре Покорение Марса. Перед первой партией считал, что на полях, отличающихся от базового, игра будет проходить несколько иначе. Новые достижения и награды, иное расположение океанов и бонусов на это как бы намекали. Но это предположение у меня не подтвердилось. Играется практически так же, как и в базу.

 

    Есть и свои нюансы, слегка смещаются акценты свойств корпораций. Например, Фарсидская Республика уже не так мощно выглядит как на базовом поле. Где словно специально для нее уготовано достижение «Мэр» и награда «Банкир». А вот корпорация Mining Guild лучше себя чувствует на карте Эллады, а корпорация Credicor на карте Элизия. Появились особенности связанные и с картами проектов. Например, проект «Столица» становится менее выгодным на карте Эллады, а «Ноктис-сити» не имеет привязки к конкретному гексу на обеих дополнительных полях. Так или иначе, на геймплее все эти нюансы не особо отображаются. Игра протекает так же, как и в базе. 

 

   

 

    Если отвечать на вопрос: «стоит ли покупать этот доп или базы вполне хватит?» то я ответил бы так: «если вам нравится база, и вы ее уже заиграли до дыр, то стоит. А если вы играете в базу редко, то и смысла в допе нет». Как-то так. Вообще, если отталкиваться от примеров и сравнений, то на ум приходит серия игры Билет на поезд с ее линейкой дополнительных карт. То есть, по картографическим нюансам база Покорения Марса с Эллада и Элизием, это как в Билете на поезд – Европа и Азия с Северной Америкой. Те же яйца, только в профиль. 

 

 

 

    Как бы там ни было, а этот доп свою основную задачу выполняет. А именно, добавляет  реиграбельность самой игры. И это здорово!

 

 

                                                                                          ***

 

                                  Покорение Марса. Проект Венера

 

 

 Второе дополнение к игре Покорение Марса, имеет кардинальные отличия от первого.

Во-первых. Никаких основных полей.

Во-вторых. Наличие нового трека глобальных параметров в виде планеты Венера.

В-третьих. Наличие целой колоды карт проектов добавляющей игре новый вид ресурсов – аэростаты.

В-четвертых. Набор новых корпораций, среди которых есть очень интересные. Например, Manutech.

В-пятых. Добавились одно Достижение и одна Награда.

    Забегая вперед сразу сообщу, что из всех дополнений к Покорению Марса на данный момент, Проект Венера для меня является лучшим. Все-таки считаю дополнительный трек глобальных параметров с дополнительным ресурсом более вариативной составляющей, чем дополнительные поля и карты Пролога

   Поначалу я очень скептически относился к этому дополнению. Считал лишним все эти аэростаты, дополнительный трек, который можно вовсе не трогать, все эти новые карты проектов, которые в целом чуть сложнее в действии, чем базовые. В общем, поначалу вся эта Венера казалась мутной и ненужной. Но со временем втянулся и доп раскрылся. Теперь старюсь при возможности играть обязательно с Венерой, особенно в соло-режиме. 

 

 

    Если бы я отвечал на предыдущий вопрос по поводу нужности/ненужности допа указанный выше, то дал бы точно такой же ответ. Если любите Покорение Марса и заиграли до дыр, то Проект Венера - отличный вариант чтобы освежить игру. Геймплей капельку усложняет, но не более. Так, легкий дополнительный привкус в нежном аромате основного блюда. И не стоит забывать про новые корпорации. Они здорово разнообразят игру.

P.S. А еще мне нравится название дополнения. Словно отсылка к Жаку Фреско.

 

                                                                                        ***

 

                              Серп.  Захватчики из далеких земель

 

                 «Ты когда-нибудь видел, чтобы такой маленький пацак был таким меркантильным кю?»

 

   

    Ох, как же долго я ждал этого дополнения глядя на пустующие базы по углам игрового поля Серпа. Стегмайер, пройдоха, умеет вскружить голову настольщику и выкружить у него же дополнительные денежки. Серп, безусловно, гениальная игра, но гениальная скорее именно из сферы маркетинга, чем из игровых механик. Как говорится: «Ничего личного, просто бизнес». 

    И вот, после триумфального выхода в свет базы, в которой уже изначально был заложен сиквелл, поклонники стали ждать продолжения, а Джейми - потирать ладошки. Не прошло и года, как великий маркетолог выкатил первый доп, который как влитой смотрелся в базе. Словно скульптуре Венеры Милосской приделали ее утерянные руки. Сразу видно, что маг и кудесник монетизации картона планировал изначально отрезать от базы кусок и швырнуть его в ликующую толпу фанатов игры, с чем у него прекрасно получилось. Но что представляет этот кусок?

 

 

    А ничего особенного. Ожидания не оправдались. Только те самые две фракции, которые были отпочкованы от базы. Вот и весь доп. Да, свойства этих фракций чуть сложнее и разнообразней чем у базовых, но игровые механики самой игры при этом не претерпевают никаких изменений и дополнений. Все тот же Серп, только с несколькими дополнительными мехами, героями и жетончиками на поле.

    В итоге, новыми фракциями я не проникся, играть за них после нескольких партий, особого желания нет. Как-то не зашли. Хотя не спорю, свойства у них по своему интересны и кому-то заходят на ура. Для разнообразия и при игре на 6-7 человек сойдет. Кстати, играть такой большой толпой игроков в Серп очень здорово! Рекомендую. Вот за это Захватчикам плюс, а жадному американскому геймдизайнеру  -минус. За меркантильность.

 

                                                                                          ***

 

                                          Серп. Небесный Гамбит

 

    Второе дополнение к игре Серп. С этим допом ожиданий у меня было куда меньше чем с первым. Интуитивно чувствовалось, что ничего особо интересного он не предвещал. Но тут уже сработал другой интерес. Что-то типа фетиш-антуража. Вот вам красивая игра, а вот вам первая наживка, оторванная от игры. Без неё Серп как бы неполноценный, а вот вам еще одна наживка в виде больших миниатюр в красивой упаковке и с новыми рисунками Якуба Розальски. Ну как тут устоять от картонного шопинга имени Дж. Стегмайера? Всё, поплыли в глазах спиральные круги. Вот так я и приобрел Небесный Гамбит. Вроде не надо, а вроде хочется. Чтобы был весь комплект, на радость глазу. 

 

 

   И ведь действительно ничего особенного в допе. Ну дирижабли. Ну, изменяемые условия окончания игры. А сколько слухов было, разговоров.

    Мало того, дирижабли оказались требовательны к размерам игрового поля. Базовое поле и так тесное для мехов и героев, так теперь с дирижаблями стало совсем невмоготу. И тут в воображении, как чертик из табакерки выскакивает Джейми и с таким грустно-участливым лицом, наполненным состраданием  вопрошает: «Тесно для фигурок, да?». Ты ему в ответ угрюмо бурчишь «угу» и он тут же меняется в лице в расплывающейся улыбке и сияюще-торжественно, словно ожидая этого момента, произносит: «Не унывай дружок! У меня для тебя есть расширение поля!». И ты восторженно в ответ: «Ваууу! То что надо!». Игра вновь оживает, а где-то за спиной  хрустит купюрами  потомок Адама Смита. Бинго! 

    Модуль Дирижабли получился явно на любителя.  Лично мне, не сказать что не зашли, все-таки с дирижаблями иногда и интересные партии получаются, но говорить о том, что они привносят в игру что-то существенное по типу героев или роботов, язык не поворачивается. Остроты добавляет карта «Блицкриг», благодаря которой дирижабли могут воевать между собой.

 

   

 

    Другое дело модуль Резолюции. Действительно полезная штука, которая добавляет реиграбельности и корректирует русло игры, направляя ее в разные концовки. Но опять же. Кто мешал Джейми изначально встроить Резолюции в базу? Опять «ничего личного, просто бизнес»? 

    По моему мнению, проходное дополнение. Так, для фетиша и коллекционирования. 

 

                                                                                     

                                                                                  ***

 

                                                  Февраль

                                                           

                                                                                      ***

                     

                                                   Такеноко

 

  

 

  Чисто случайно игра очутилась у меня. Специально приобретать не хотел. Знал что игра незатейливая и в сегменте семейных игр, но как оказалось впоследствии после того как впервые сыграл, очень даже неплохая. Красивая, яркая, с забавными фигурками садовника и панды и с нескучным геймплеем. Эта игра достойна высших баллов в нише семейных настольных игр. 

 

 

    Несомненно, присутствует и рандом и повторяемость игровых ситуаций. Тем не менее, играть вполне интересно и местами забавно. За Такеноко можно отлично провести время, как с детьми, так и со взрослыми новичками или опытными игроками в настолки.

    Есть что-то в этой игре доброе, тёплое, солнечное.

 

                                                                                        ***

 

                                    Микромир. Биология клетки

 

 

    Брал только из-за тематики. Понимал что игра гейтвейчик. Завышенных ожиданий не было. На деле оказалась весьма неплохой, а в своей ценовой категории даже отличной игрой для новичков на выставление рабочих. Качество компонентов приятное, никаких нареканий.

    Во время изучения правил кажется, что игра замудренная и сложная. На самом деле в процессе все очень просто и без особых умственных напрягов. Стандартный воркерплейсмент рассчитанный на новичков. Играл с допом и без. Доп ни туда, ни сюда. Что с ним, что без него, особой разницы нет. Рандома только чуть больше.

    Понравилась тематика. Нетривиальная. Любителям анатомии и физиологии зайдет наверняка.

 

 

    Не понравился этап подготовки к игре под разное количество игроков. Там надо убавить столько карт, а тут надо прибавить столько. При игре вдвоем такой  стартовый расклад и особенности, а при игре вчетвером другой расклад и особенности. Ну и все такое прочее. Это немного напрягает.

 

                                                                                        ***

 

                                                      Март

 

                                                                                        ***

 

                                                У ворот Лояна

 

 

    Долгое время интриговала игра. Много положительных отзывов и отсылок к таким играм как Агрикола и Гавр подпитывали интерес. Но из-за того что игра нелокализованная, долгое время не мог найти. И вот весной 2018г. представился случай, и игра оказалась на полке.

    Не терпелось как можно скорее опробовать, но не тут-то было. Желающих сыграть со мной не было от слова совсем, чему я был удивлён и даже немного раздосадован. И только спустя недели две-три удалось сыграть дуэльно. Впечатление оказалось настолько смазанным, что в итоге игру продал (о ужас). Как же так? Ведь все в восторге от этой игры, что с тобой не так? Сам не знаю что не так.

    Во первых непонятки в правилах. Перевод взятый из Интернета был так себе. Если честно, это создавало кучу непонятных моментов, особенно что касалось свойств карт помощников.

    Во вторых как я, так и оппонент были изначально как-то скептически настроены на партию, что усугубило впечатление.

     В третьих я так и не врубился, как строить игру с помощью карт помощников. Толковый перевод их свойств подогрел бы интерес, но с тем, что имелось, все прошло довольно уныло.

 

 

    В общем, после первой партии игру не понял, а собрать народ на вторую партию не получалось. В итоге психанул и игру продал. Хотелось бы локализацию, но чувствую, что с выходом Рейкхольта её уже точно не будет.

    Вот такие антивпечатления.

 

                                                                                        ***

 

                                                      Апрель

                                                               

                                                                                        ***

 

                                                        Гавр

 

    Тоже, как и в случае с У ворот Лояна игра была на слуху и также за авторством одного из уважаемых геймдизайнеров настольных игр, что несомненно, подогревало желание приобрести. Ни минуты не колебался, когда Crowd Games объявили о локализации. Заказал и получил действительно отличную игру.

    Чем же она оказалась для меня отличной?

    Самым интересным моментом в игре считаю технологические цепочки товаров и ресурсов. Как сырьё превращается в товар, а товар уже тратиться на здания, а здания дают действия по получению других ресурсов или денег, а деньги в этой игре и есть пресловутые ПО. Мне кажется, именно Гавр бесит больше всего хейтеров евроигр. Как раз здесь раскрыты в полной мере эти типичные цепочки "сырьё-товар-ПО" характерные для евро. Как одно превращается в другое, а это другое в третье или снова в первое. И так кругами, переливаясь из пустого в порожнее, сыпля жетончиками и посыпая циферками. Сухая математика и расчёт. Ну и что? А мне нравится и, судя по рейтингам игры, не только мне. Как экономическая и математическая модель, игра живет своей интересной замкнутой на самой себе жизнью, к которой хочется прикасаться снова и снова. 

    Ещё одним интересным моментом считаю взаимодействие игроков между собой. Вроде каждый играет строго за себя, но при этом все здания, и свои и чужие и городские - общие. Все могут пользоваться свойствами любого построенного здания в игре и это круто! На этой механике строятся целые стратегии, психологические уловки и тактические нюансы.

    А ещё здесь фирменная "прокормка" от Уве. Но в отличие от формальной кормёжки в Каверне, Одине и Агриколе, здесь в Гавре, тема еды является целым механизмом, на котором строится половина игры. Со всеми этими займами, строительством кораблей, копчением рыбы, переработкой зерна в хлеб и коров в мясо.

    Нравится и отличная масштабируемость игры. Классный соло-режим, возможность играть впятером.

    Так как игра не из коротких по времени, есть в ней и укороченный вариант, что тоже идёт в плюс. Кому- то время партии важно.

    Ещё одна поразительная особенность Гавра, в простоте самого геймплея. Ходы элементарные. Или забираешь ресурсы с ячейки или пользуешься свойством здания. Всё. Ничего более. Правила такие лёгкие, что можно усадить за 10 минут любого новичка. Ходы элементарнейшие, даже восьмилетний ребёнок с ходу разберется, как играть. И при всём при этом, многоуровневые расчёты, огромная вариативность и глубина игры в целом. Ай да Уве! Ай да сукин сын!

 

    Ну и чайная ложечка дёгтя в этой цистерне мёда, чтобы читателю приторно не стало от этого сиропа. Есть как по мне в игре и минус. Кому как, а вижу я его в реиграбельности. Да, множество карт зданий и рандомное расположение жетонов поставок товаров дают разнообразие, но сами здания вступают  в игру почти всегда от партии к партии примерно одинаково. Сначала простые здания, потом по круче. Но ведь они всегда одни и те же. Конечно, есть особые здания, которых целая колода, но в партии их всего шесть и не все вступают в игру. И в этом плане дополнительная колода особых зданий ситуацию особо не улучшают.

    Если играть часто, может быстро приесться. А вот сыграть разок в неделю-две, самое то. Гавр такая игра, от которой нужно периодически отдыхать, чтобы не замыливать получаемое от игры удовольствие. В общем, хорошего должно быть в меру, иначе теряется острота ощущений.

    Ну и ещё к негативным моментам я бы отнёс некоторую заскриптованность в самом начале партии и в самом конце. Дебюты стандартны, а финал всегда предсказуем, но это так, мелкие придирки человека наигравшего более 60 партий.

 

    Игра чудо как хороша!

   

                                                                                        ***

  

                                                      Июль

                                                             

                                                                                        ***

 

                                         Брюгге с дополнениями    

 

    Игра из разряда "попала на полку случайно". Так вышло, что подвернулась со всеми допами. С лодочками, животными, до кучи все карты в протекторах. Ну и взял в коллекцию. Игра на слуху, автор сам Штефан Фельд, всё как я люблю, а в итоге всё оказалось не таким радужным. Но, по порядку.

    Что понравилось?

    Больше всего в Брюгге понравилось оформление от самого Михаэля Менцеля. Постарался художник как всегда на славу. Чего стоят только портреты горожан на более чем 200 картах. Клеменс Франц, учись! Игровое поле и компоненты тоже радуют. Очень красивый арт. Яркие цветные кубики, прикольные разноцветные миплы рабочих. Отлично структурированные понятные правила. Пожалуй, на данный момент, вообще лучшие правила на русском языке, которые мне попадались.

 

 

    Понравился и геймплей. Лёгкий, без заморочек и премудростей. Есть над чем повертеть извилинами. Отличный отыгрыш карт. Одну карту можно сыграть семью разными способами, что создаёт богатую вариативность действий и ... хотел написать стратегий, но нет, не стратегий. Вот тут и зарылась та самая собака которая не делает Брюгге такой шедевральной как например Замки Бургундии от того же автора.

 

    Проблема в том, что все разнообразие действий ситуативно. Можно конечно планировать стратегию, исходя от какого либо дорогого горожанина роющего русло для игры, но планы может разрушить банальный рандом. То есть, нужная карта может просто не приходить. Также планы может разрушить оппонент, который как правило, даже этого не замечает (что досаднее). Вот этот момент и смазывает общее положительное впечатление об игре.

 

  

 

  Вообще рандом сам по себе штука неоднозначная. Конечно, дикий рандом это ужас, но вот такой не ярко выраженный рандом как в Брюгге, оживляет игру налётом лёгкой непредсказуемости. Кому то нравится играть по ситуации как в Брюгге, а кому то нет. Мне вот как то не очень. Даже лодочки из дополнения не очень спасают положение. Хотя с ними играть все-таки интереснее, чем в голую базу. Животные вообще практически никакой смысловой нагрузки не несут. Так, украшение игры. 

    Сыграв несколько партий и скрипя сердцем, игру продал с глаз долой. Но временами жалею. Оформление и арт запали в душу. Неоднозначная игра для меня. Всё в ней хорошо, но во время игры не покидает ощущение некой сумбурности.

   

                                                                                      ***

 

                                                    Август

 

                                                                                      ***

 

                                            Брасс. Ланкашир

 

  Впервые сыграл в Брасс того самого первого издания, весной 2017 и с первой же партии игра покорила, что со мной происходит крайне редко. Играли вчетвером, все новички. Местами тупили, местами лезли за пояснениями в правила, часто мешал общий шум игротеки. Но ничего не помешало нам вкусить прелести этой замечательной игры.

    С тех пор стал искать Брасс, но сильно не заморачивался, так как вскоре Крауды объявили о локализации и я, долго раздумывая, что взять из двух коробок, вписался в Ланкашир. Почему именно Ланкашир и вообще о впечатлениях можно почитать здесь. Там достаточно подробно описал и Ланкашир и Бирмингем. Но все же хочется отметить пару важных моментов, которые делают Брасс уникальной в своём роде игрой.

 

    Первое что сразу бросается в глаза  - это взаимодействие игроков. Оно здесь реализовано не просто хорошо, а великолепно. Ни в одном евро я не встречал такого тесного и одновременно элегантного, без прямой агрессии взаимодействия как в Брассе. Филигранно тонко, изящно соблюдается баланс между: "Ааа, всё пропало, мне всё перекрыли" и "в какой бы город какой жетон предприятия воткнуть?"

    Кризисность в игре есть, но она очень вкусно дозирована. Заблокировали путь в нужный город? Не беда. Можно потратить сразу две карты и сыграть одно действие за два, построив здание в любом городе (по правилам доставки конечно). Заканчиваются деньги? Тоже выход есть. Бери заём и продолжай развивать свою индустрию.

    На довольно тесной карте, можно хоть и с трудом, но строить свою логистику и промышленность. Проскальзывая, как нитка через игольное ушко (а то и попутно используя в своих целях), через логистику и промышленность оппонентов. Сама механика игры базируется на тесном "сотрудничестве" между игроками. А цепочки производственных зданий по превращению ресурсов в денежный доход и ПО так вплетены в геймплей, что отсидеться где-нибудь в уголке не получится.

    В этом смысле Брасс напоминает этакий антикооператив, в котором вроде бы все строят и развивают одну сеть, делают одно дело, но у отдельно взятого игрока, она своя уникальная и деструктивная по отношению к другим игрокам. Вот эта особенность возбуждает интерес и побуждает садиться за игру снова и снова.

 

 

    В Брассе чувствуется крепко сбитое, цельное произведение настольного геймдизайна. Лаконичное, но яркое изложение механик и действий, прочная и одновременно гибкая экономическая рыночная модель, разыгранная как по нотам монументальной симфонии.

     Стабильность денег и ресурсов, будто темп,

    структурность производств, как интервалы.

    Логичность свойств у зданий, как аккорд,

    гармония в логистике, вот тональность.

    И только в напряжённых мыслях игроков,

    красивая мелодия играет.

    Особенностей много. Даже такая мелочь, как передача очерёдности хода выполнена не банальным перекладыванием жетона первого игрока из рук в руки, а через разницу сумм потраченных денег в раунде. Что уже добавляет стратегичности в принятии тех или иных тактических решений на раунд. О таких мелочах, которые сильно разнообразят и углубляют игровой процесс, можно вообще говорить долго. Даже то, что у игрока не одно действие в раунд, а сразу два, уже делает игру глубоко позиционной и эшелонированной в принятии решений и в расчётах на максимально выгодный ход.

    Игра не требует никаких дополнений и улучшений. Все на своих местах и по делу. Также со стороны игроков, очень чёткая связь и понимание того что происходит на карте и куда развиваться стратегически. Приятные игровые деньги и шикарное оформление только подчёркивают красоту игры.

 

 

    Отличная во всех смыслах игра. На данный момент любимая настолка с экономическим уклоном и одна из лучших в личном топ 10 игр.

                                                               

                                                                                      ***

 

                                                    Сентябрь

 

                                                                                      ***

 

                                    Виноделие. Полное издание

 

   

   

Виноделие также как и Во Славу Одина с Брассом впервые опробовал весной 2017г. И не сказать, что игра сильно зацепила, но заинтересовала точно. Особенно запомнился арт и тематика, с западающим в душу тёплым ореолом картонной красоты. Стал лениво посматривать новости, читать обзоры и мнения, попутно возбуждая интерес. По настоящему загорелся игрой, когда раз десять!?!  посмотрел летсплей на канале у Ильи (очень душевное видео получилось). 

 

 

    И вот, узнав о локализации что-то пошло не так. Вдруг начал сомневаться в участии на предзаказе. Тянулись дни, потом недели. Когда уже спохватился, на игру уже банально не было денег. Приобрёл я Виноделие только осенью следующего года, но лучше поздно, чем никогда.

    Так. Хватит предысторий, интересны впечатления. Что понравилось и что хотелось бы отметить?

    Встречаем по одёжке. Очень красивое игровое поле. Изображение пестрит квадратами винодельческих полей и построек. Залитые средиземноморским солнцем кипарисы отбрасывают тени на узкие дорожки, по которым неспешно прогуливаются гости, наблюдая за сбором винограда и наслаждаясь предвечерним бризом Лигурийского моря. Вся эта картина располагает к себе, дарит душевный покой и умиротворение. Все компоненты, будь-то: деревянные фигурки, стеклянные фишки, карты и планшеты игроков, все это работает на погружение игроков в тёплый уютный мир, который обволакивает и расслабляет. Ни одна игра, в которую я играл, не давала такого терапевтического эффекта как эта. От неё исходит марево романтики, окуная в волны созерцательности. Именно за это, прежде всего я и люблю Виноделие. За тот трансцендентный восторг, который она вызывает своей магией, сотканной из оформления и компонентов.

 

 

 

  

    Ну и проводить игру по уму хочется на добром слове, ибо заслуживает. Игра стоит на двух механиках-опорах. Розыгрыш карт и выставление рабочих. Да, избито и банально. Да, сто раз уже это было и в других играх. Но здесь выставление рабочих, как нельзя лучше подходит к геймплею и точно по теме отображает игровой процесс. Игроки отправляют рабочих работать, все логично. Да, и в других играх работники выполняют действия завязанные на сеттинге, но здесь это сильнее ощущается. Например, в таких любимых мною игр на выставление рабочих как Caylus и Русские железные дороги я вообще не ощущаю привязки "рабочий-действие" по сеттингу игры.

 

 

 Но это все в общем, а в частностях все гораздо увлекательнее и ещё тематичней. Сами ячейки Действий для рабочих не хаотичны и не как попало разбросаны на поле, а разбиты в группы по сезонам года. То есть все действия проходят последовательные этапы. Весной приготовления и строительство построек. Летом посадка лозы, а осенью сбор урожая и изготовление вина. Зимой выполнение контрактов и другие административные дела, ну и т.д. Как в жизни настоящих виноделов. Конечно, на этом моменте некоторые опытные игроки мне могут резонно возразить, что вообще-то в игру Виноделие можно играть без виноделия как такового, но об этом чуть позже. Дальше.

    Порядок очерёдности ходов тоже вполне тематичен, а главное интересен. Кто раньше встаёт на работу, у того и преимущество первым выполнить то или иное действие. Но и совам утешение. Позже всех выходишь на работу, значит больше к ней готовишься. Получи дополнительные плюшки в виде бонусов.

    Ну и та самая изюминка игры, которая не даёт скучать и делает Виноделие реиграбельной конфеткой. Это безусловно карты. Особенно карты гостей. Именно они смазывают "сухое" выставление рабочих, и в целом разнообразят и преображают игру.

    Хотя в этом глубоком фарватере разнообразия скрываются и подводные рифы рандома. С одной стороны, все карты разные по свойствам и это замечательно. Но с другой стороны, рандомный их выход влияет на руку игрока как положительно, так и отрицательно, в зависимости от других карт на руке или стратегии игрока. Из-за чего могут возникать как просадки, так и рывки не очень-то зависящие от самого игрока. Никому не нравится когда случайность не дополняет, а ослабевает контроль над игровым процессом. И на самом деле этот нюанс печалит. Но здесь как раз приходит на выручку дополнение Тоскана, которое нивелирует сей досадный негативный момент. С помощью дополнительной ячейки действия, где можно выменивать неподходящие карты на другие, или вообще на деньги/виноград/ПО. Поэтому рекомендую минуя базу, сразу играть с Тосканой.

 

 

    Так вот, насчёт постулата о том, что игра Виноделие не про виноделие. По большому счёту да, так и есть. Бывает на старте, партия так складывается, что быстрее и эффективнее играть без всех этих высаживаний лозы, сбора урожая, строительства погребов и прочей винодельческой кухни. Парадокс. Я например, когда уже играл во второй раз, решил поэкспериментировать и вообще не занимался виноделием. Сосредоточился только на зданиях, картах гостей и влиянием в регионе (выставление "звёзд") и победил. При этом с хорошим отрывом от остальных. Выходит противоречие. Как же так? Всю запись прочирикал про тематичность и винодельческую атмосферу, а по факту выходят чистые механики в отрыве от темы. Играть ведь можно забив на тематику и сосредоточившись на заколачивании ПО. А я так скажу. Лично я не ощущаю этого диссонанса. Мне кажется, тут уже все зависит от восприятия самого игрока, от его воображения.

    Это как чтение книги. Можно раствориться в описываемых писателем образах, пусть даже и скудных, воображение дорисует. А можно отключить воображение и начать выискивать деепричастные обороты и построение односложных предложений. В любом случае книга будет дочитана. Так и здесь. Каждый волен играть и воспринимать игру, так как считает нужным. В Виноделии во многом вектор для этого задают карты и благодаря им не всегда выгодно заниматься чистым виноделием. Тут ещё подстёгивает и гоночность игры. Но, для меня даже в партиях, где я играю без виноделия как такового, игра по-прежнему наполнена той самой атмосферой золотистой Тосканы, кислым запахом давильни и солнечными зайчиками, пляшущими под сенью шпалер. 

    Ну и не стоит забывать, что на радость нам "виноделам", Лавка игр локализует то самое дополнение в виде набора карт гостей, которые действительно делает игру Виноделие про виноделие.

 

    Пару слов о важных мелочах. Несложные правила, понятные ходы. Непринуждённый порог вхождения и ощущение лёгкости от процесса. Практически полное отсутствие кризиса (старший работник в этом помогает).     Все это делает игру несложной, не перегруженной для игроков разного уровня подготовки. Подходит для тихого уютного вечера на двоих с бокалом вина, или на троих - четверых по схеме: "мама + папа + я (с братом, сестрой, бабушкой и т.д.). Да и для азартной толпы в пять голов отлично заходит. Ну а если с тем или этим облом, то можно неплохо провести время и в одиночку. Соло-режим великолепен.

               

    На данный момент, самое атмосферное евро в моей коллекции.

 

 

                                                                                        ***

                                                      

                                                     Киклады

 

    Наверняка у каждого есть свои определённые предпочтения в жанрах настольных игр. Кому-то нравится евро, кому-то америтреш, кто-то кайфует от кооперативов, а кто-то до счастливой улыбки радуется после партеечки в какой-нибудь варгейм. У многих, если не у большинства тех, кто уже в теме есть определённая градация. Разбивка игр на жанры и поджанры, на нравится/не нравится и каждая игра строго на своём месте в этой иерархии. Опытному настольщику достаточно бегло пробежать по правилам или окинуть секундным взглядом разложенную игру, чтобы понять соответствует она личным предпочтениям или нет.  И какое место она может заслуживать в той самой иерархии. К чему я собственно подвожу?

    Думаю, что у каждого настольщика есть такая игра-исключение, которая как гадкий утёнок. То есть неподходящая по его вкусам, не вписывающаяся в личные жанровые предпочтения. Которая стоит особняком от остальных привычных и любимых игровых механик. Тем не менее, играя в эту игру, она для него каждый раз, снова и снова из гадкого утёнка превращается в прекрасного лебедя и дарит игроку и его партнёрам по игре море радости и эмоций.

 

 

    Так вот, лично для меня Киклады и есть тот самый гадкий утёнок, который не благодаря, а вопреки.

    Терпеть ненавижу аукционы в играх. В Кикладах он есть.

    Не люблю игры на контроль территорий. В Кикладах он есть.

    Не переношу боёвки, тем более на кубиках. В Кикладах они есть.

    Недолюбливаю рандом. В Кикладах он есть.

    С опаской отношусь к играм с прямым конфликтом. В Кикладах он есть.

   Все то, что мне так не нравится в настольных играх, все это есть в одной игре, которая очень нравится. Сам не знаю почему.

    Много расписывать не буду. Подробно о впечатлениях можно читануть вот здесь. Но пригоршню букв здесь отсыплю.

    Тот самый аукцион - офигителен. Перебивать ставки с перескакиванием фишек отдельное удовольствие. Вообще здесь аукцион чуть ли не важнейшая часть самой игры. Азарт и хитрость проносятся вихрем эмоций.

        Контроль территорий. Ну ок, переживу.

      Боёвки. Да, сами бои примитивные конечно. Но вся соль в предугадывании намерений оппонентов и перераспределении сил предотвращающих или вызывающих эти самые бои. Игра на паритет и военную хитрость кто кого и где обманет.

      Рандом. Без него конечно никак, но здесь он в меру управляем и обуздан. Без явного треша.

 

    Прямой конфликт. Вытекает из самой механики на контроль территорий. Без него ни куда. Но в Кикладах есть лазейка на этот счёт. Так как цель игры обладать к концу раунда двумя метрополиями, не обязательно их захватывать у оппонентов. Можно их построить, ни на кого не рыпаясь. Не нравятся прямые конфликты? Ок. Сиди в обороне и только защищайся. Нравится быть в роли Александра Македонского? Ок. Нападай, атакуй, привлекай мифические существа в помощь.

    Все эти пункты, которые мне не нравятся в играх, в Кикладах смешались в некий коктейль, который цепляет, тонизирует и не отпускает до самого конца. Что ещё конкретно нравится?

 

    Божественное оформление. Смотришь, а в голове проплывают образы из Мифов Древней Греции. Всё круто. Арт игрового поля, плашки Богов, миниатюрки племён и мифических существ.

 

    Ещё я бы отметил интересную задумку с самой целью игры.  Овладей двумя метрополиями и ты победил. Но какой ценой достаётся эта простая задача. Из-за того что метрополии возводятся двумя разными способами да ещё и один из этих способов через производственную цепочку, у игроков появляется куча стратегий и наработок как построить, захватить или удержать метрополию.  По ходу игры еще до кучи  постройки и острова. К тому же необходимо думать о том, как увеличивать доход, удерживать и расширять территории. В общем, голову ломать есть над чем.

 

 

    Ещё одним большим плюсом игры, считаю её высокую динамичность, что только на пользу. Скучать игрокам ни секунды не приходится. На поле и аукционе игровая ситуация постоянно меняется и зачастую кардинально, что добавляет напряженности и щекотаний мозгам.  И это хорошо!

    Отличная игра! Жду дополнений.

 

                                                                                          ***

 

                Лоренцо Великолепный + Дома эпохи Возрождения

 

    

Целый год игра висела в виш-листе в хотелках среди самых ожидаемых на локализацию. И все-таки Крауды взялись за проект. Молодцы! Осталось локализовать Труа (эх, мечты мечты).

   Сама игра оказалась такой, какой и ожидалась. Типичное евро на сбор ПО разными способами. С ожидаемым процессом и механиками. Но это не означает что игра вторична и плоха. Любителям евро обязательна в копилочку, где уже находятся такие игры как: Путешествие Марко-Поло, Гранд-отель Австрия, Замки Бургундии и другие подобные. И по этой же причине вовсе необязательна, если хватает перечисленных игр с лихвой. Вот такой вот парадокс.

    Играть в Лоренцо также интересно, как и в вышеперечисленные игры. Дополнение добавляет разнообразия и векторной направленности при выборе стратегии.

 

 

    Что понравилось?

    Несмотря на небольшой выбор основных действий  и малое количество ходов, вариативность у игры на высоте. Здесь все в лучших традициях немецкой школы игростроя.

    Мозг анализирует, оптимизирует, просчитывает и рассчитывает. Радуется когда удаётся занять необходимую ячейку действия или наоборот. Печалится, когда кто-то опережает и занимает эту же ячейку.  Сознание игрока кипит и эмоционирует.

 

    По общим впечатлениям на ум приходит Гранд-отель Австрия. Есть у этих игр схожие аналогии. Особенно трек императора из Австрии и трек поддержки Ватикана из Лоренцо. Да и сами карты помощников и посетителей из Отеля схожи по свойствам с картами из Лоренцо. Естественно схожести утрированы и механики розыгрыша карт у игр разные. Есть куча отличительных нюансов, но общая концепция схожа. А вот сами тематики игр, совершенно разные.

    Раз уж начал между собой сравнивать игры, то само собой напрашивается вопрос. Какая из них лучше?

  

  Если отталкиваться от тонкости кошелька, то лучше Гранд-отель Австрия. Все-таки игра ощутимо дешевле, а геймплей схож. Если кошелёк жмёт ляжку, то лучше Лоренцо. Игра чуть глубже и вариативнее.

    По оформлению Лоренцо интереснее. Но смазывает впечатление то, что локализованная версия, к сожалению хромает по качеству изготовления картона и компонентов. По соотношению цена-качество Лоренцо проигрывает, и не только Австрии. Увы, это не голословное утверждение, основанное лишь на личной коробке. Неоднократно слышал и видел претензии от других владельцев локализованной версии игры по поводу качества. Оно не критично, но имеет место быть.

    Пару слов о дополнении. Считаю, что лучше играть сразу с ним. Игру не перегружает, а разнообразия и вариативности добавляет. Смотрится с базой органично и цельно.

    В общем и целом, игра отличная! Не пожалел что взял. Стараюсь раскладывать её почаще на столе.

   

                                                                                          ***

              

                                        Покорение марса. Пролог

 

 

    Так как являюсь ярым фанатом Покорения Марса, естественно прикупил и это дополнение.  Существенно оно в игру ничего не привносит, но зато даёт быстрый старт. Импульс задаёт отдельная колода карт, где из неё раздаётся по четыре карты каждому игроку, и уже из четырёх каждый оставляет две и разыгрывает совершенно бесплатно. Метки на этих картах учитываются. Вот и все дополнение. Ну и традиционно дополнительный набор новых карт корпораций. И этот бонус мне больше нравится, чем сами карты Пролога.

    В целом я отношусь к Прологу не то чтобы скептически, но особой радости он во мне не вызывает. То, что он позиционируется как "сжиматель" партии по времени, меня никак не возбуждает. Вообще фиолетово, сколько занимает времени партия в эту замечательную игру, и искренно не понимаю тех, кто жалуется на продолжительность. И мне кажется, что Пролог не особо то и уменьшает время партии. Да, на старте у всех игроков происходит мощный рывок, но уже во втором поколении темп игры устаканивается и входит в стандартную фазу раскручивания движка. По ощущениям, время партии сокращается минут на 10-15, не больше. Правда, я не пробовал играть Пролог без Венеры. Может быть с голой базой дополнение "реактивное", но ведь и сама по себе голая база достаточно недолгая по времени.

 

     И ещё момент. Играя с этим "ускорителем" замыливается сама атмосфера игры. Появляется некая искусственность, костыль. Улетучивается то самое сладко-напряженное ощущение, когда вы прилетаете на совершенно пустую планету и не мОгучи, с самого нуля, без ресурсов и прокачек начинаете преодолевать трудности при колонизации Красной планеты.

    Резюмируя. К дополнению я ровен как линейка, а вот за дополнительные корпорации плюс.

 

                                                                                        ***

 

                                                      Ноябрь

 

                                                                                          ***

 

                                              Кланы Каледонии

 

 

    Ох, как же тяжело давалось мне решение об участии на предзаказе. До самых последних дней не решался швырнуть деньги в монитор.

    Сомнение было одно, но очень сильное. Позиционирование игры, как лайтовая (даже семейная) версия Терра Мистики. Сама концепция, базировавшая на культовой игре, очень воодушевляла, но вот эта упрощенность в Кланах, про которую писали и говорили со всех сторон, сильно остужало пыл. Но, всё-таки рискнул и с мыслью о том, что если не зайдет, то продам, игра оказалась на полке. Спустя несколько партий никаких мыслей о продаже не возникало в принципе.

     Обалденная игра! Всё, на этом можно заканчивать и расходиться. А посмаковать впечатления, нюансы? Тогда пойду, заварю чаёк.

    Насчет лайтовости или обрезанности. Ничего подобного в игре не ощутил. Странно, что некоторые её видят в нише семейных игр. Мозги в поисках синергических эффектов порою скрипят не хуже чем в гиковских комплексных играх.

  

  Свойства кланов действительно разносторонние. У каждого из них свои особенности и играть разными кланами в одной стратегии бесперспективно. В этом большой плюс, так как у каждой составляющей клана проявляется свой индивидуальный характер, который в зависимости от выбираемых стратегий подходит к тому или иному игроку. Каждый может подобрать по своим предпочтениям и вкусам определённый клан, за который будет всегда интересно играть. И это здорово, что у каждого клана своя отличительная специфика. Короче. Ассиметрия рулит!

   

  Далее. Такая важная игровая составляющая в террамистико-подобных играх как «уткнисьвпланшет» в Кланах реализована ничуть не хуже чем у игр по мотивам, которых игра и разрабатывалась. На планшете появились целые производственные цепочки и денежные доходы в виде рабочих с возможностью апгрейда.

 

    Кстати о деньгах. В отличие от Терра Мистики и Проекта Гайя, где деньги выступают условным дополнительным инструментом, в Кланах деньги это кровь игры. Вся экономическая модель, как и положено, вращается вокруг денежных операций. Наличие в игре рынка отражающего и корректирующего спрос и предложение товаров, только подчеркивает важность денежной составляющей. Без денег ничего нельзя ни купить, ни продать, ни построить, ни модернизировать.  Огромный плюс тематике и производственно-экономической модели данной игры.

   

    Контракты. Ещё один важнейший элемент в копилку разнообразия и вариативности. Многим нравится в играх выполнять персональные цели, и то, что автор добавил в своё детище такой элемент как контракты, есть сто процентное попадание в точку. Они превосходно дополняют игру. По сути, контракты это уже половина Кланов Каледонии.

    Правда с самой ролью контрактов как мне кажется, вышел маленький перебор. Заметен небольшой перекос в их сторону в качестве зарабатывания ПО. Или мне так кажется по неопытности?

    Интересна идея и с экспортными товарами на этих самых контрактах. Хотя именно они и делают контракты мощнейшим инструментом по увеличению ПО. В некоторые моменты возникают даже мысли о читерстве. Ну да ладно. Главное что играть увлекательно и интересно.

 

   

    С общими для всех целями на раунд автор тоже попал в десяточку. Вообще все эти переменные цели для всех игроков бросают не только вызов и стимулируют играющих, но и добавляют реиграбельности и разнообразия самой игре. Что не может не радовать. Дополнительная мотивация и вовлечённость с помощью всяких целей и бонусов всегда идёт в плюс любой игре. Здесь в Кланах автор добавил ещё и порты, которые подстёгивают игроков стремиться распространяться по карте определенным образом ради получения хоть и одноразового, но ощутимого бонуса.

   

    Само распространение по игровому полю реализовано не хуже чем в Терра Мистике, а где то даже лучше. Сама по себе связанность поселений в Кланах интереснее. Она переменчива и изощреннее в хитросплетениях смекалки игроков.

 

    Да, здесь нет абстрактных терраформирований гексов, но есть разный ландшафт и разная его стоимость, что даёт даже больший оперативный простор для различных тактик и ухищрений, чем в Терра Мистике.

    Бонус соседства тоже присутствует и сохраняет взаимодействие. 

    Кризисность отлично дозирована и на грани. Здесь не бывает «всё пропало», но вот нехватка той самой одной несчастной копейки, чтобы совершить еще одно действие присутствует.

    Насчет самих действий. Вариантов основных действий хватает, но играются они очень быстро. Все выполняют по одному действию по очереди, хотя самих действий в раунд может быть несколько. За счет этого игра протекает очень динамично и, как правило, без провисаний. Единственные паузы бывают только тогда,  когда игрок не может в уме распределить сумму своих денег в раунде на как можно более эффективные действия. И если суммы не хватает на задуманное, то приходится тут же в уме корректировать и исправлять. Иначе после первого неудачного действия всё может просто посыпаться, и раунд окажется провальным. А это снижение темпа, пробуксовка движка и отставание от остальных. Все это может скатиться в снежный ком и привести к лавинообразному провалу в партии и как следствие к поражению. Поэтому над денежными расчетами игрок может и подвиснуть.

 

 

    Чуть меньшие паузы возникают при взятии контрактов. Здесь тоже игроку приходиться анализировать над тем, какой именно контракт взять. На самом деле, на этом этапе принимается важное решение и если прогадать, то можно здорово просесть по игре.

 

    О качестве изготовления и оформлении.

    За свою цену игра шикарна. Всё отлично. Ресурсы в меру кастомные, вырубка жетонов и качество картона отличные. Лично у меня никаких придирок.

    Компактная коробка. Поначалу было удивление, как все компоненты помещаются в такой коробочке? Это конечно плюс, но из-за удешевления производства, а значит и цены самой игры, пришлось жертвовать размером самих компонентов. Планшеты игроков маленькие. На них еле помещаются фигурки. Понятное дело, что всё это в угоду ценнику. Но мелкота компонентов, мягко говоря, непривычна.

 

    Зато какой красивый арт. В этот раз Клеменсу Францу по рукам даже не хочется надавать. Постарался ведь чертяка нарисовать красоту. Молодец!

   

    Отдельно пару слов про металлические монеты приобретаемые отдельно. Рекомендую. И не только потому, что подходят к этой игре, а еще и потому что отлично смотрятся и с другими играми. Например, с Кэлюсом, Гавром, Лоренцо, Орлеаном, Брюгге и др.

   

    Далее мелкие, но важные приятности.

    Отличная масштабируемость под разное количество игроков. Модульное двухстороннее поле. Играть любым составом классно. Хотя чуточку лукавлю. Вчетвером получается самый сок. Не могу не отметить отличный соло-режим. Очень понравился.

 

    Отлично структурированы правила игры. Несложные. Всё по теме, чётко, ясно и с примерами. С подробным описанием свойств  целей на раунд, кланов и портов. По кланам даже приводятся советы как за них эффективно играть.

    Порог вхождения незначительный. Кланы Каледонии отличный трамплин для приобщения к старшим сестрёнкам - Терра Мистике и Проекту Гайя.

 

    Под занавес еще пару слов по этим играм. На первый взгляд может показаться что, сравнивая Кланы с Террой, я подчеркнул достоинства первой и принизил вторую. На самом деле это не так. Терра Мистика для меня остаётся нестареющей классикой и одной из лучших игр. Есть игровые особенности, которые на фоне прародительницы делают Кланы местами интереснее, но в целом по моему личному мнению игра по глубине недостаёт. В ещё большей степени это касается Проекта Гайя. Но это не означает, что Кланы Каледонии поверхностна и скатывается в гейтвей. При всей схожести эти игры ощущаются по-разному. Каждая по своему хороша и все они достойны стоять на одной полке.

 

    На данный момент, Кланы Каледонии однозначно в личном топ 10. И ведь вроде бы ничего особого в ней нет. Винегрет и солянка из того что уже было в играх. Её по праву можно клеймить вторичностью. Контракты из Путешествия Марко-Поло. Рынок из игр типа Планета пара. Остальное позаимствовано из Терра Мистики. Сельскохозяйственная тематика вообще заезжена до дыр. Одни сплошные заимствования и чуть ли не откровенный плагиат. Но вот как раз из-за всего этого смешения заимствований механик взятых с миру по нитке и получился в итоге качественный продукт. Этакое попурри из припевов нестареющих хитов.

 

                                                                          ********************

 

    И теперь немного статистики по итогам 2018г.

Куплено – 14 игр и 9 дополнений

Продано – 16 игр и 2 дополнения

Сыграны новые игры (без дополнений) – 25

Сыграно за год в общей сложности – 367 партий + около 40-50 не учтенных на сайте Boardgamegeek.com

Открытие года – Брасс. Ланкашир

Лучшая игра года – Покорение Марса

Лучшая семейная игра года - Виноделие

Лучшая игра года на двоих  – Гранд-отель Австрия

Лучшая дуэльная игра года – остается Пэчворк

Лучшая игра года для опытных игроков – Проект Гайя

Лучший филлер года – остается Splendor

Лучшее оформление года – Виноделие

Самая неоднозначная игра года – Брюгге

Разочарование года – У ворот Лояна (но это не точно)

Самая часто раскладываемая игра года – Покорение Марса

    Судя по итогам, 2018 год был не таким радужным на настолки по сравнению с 2017 годом. Сыграл в малое количество новых для меня игр. Также было относительно много продано коробок из своей коллекции. Вроде бы тенденция отрицательная, но в качественном плане всё как раз наоборот. На горизонте меньше оказывается тех игр, которые мне неинтересны и которые я обхожу стороной. Соответственно больше именно тех, которые мне нравятся. Я стал более качественно подходить к выбору и это радует.

    Эмоции и радость сохранились. Если посмотреть на статистику количества сыгранных партий, то ушедший год был более плодотворным, чем позапрошлый. А это значит, что увлечение не ослабевает и даже приумножается. И это хорошо!

    Пока писал запись, уже приехала Сумеречная борьба, дополнения Аид, Колонии и Восхождение Фенриса. На подходе Подлодка и Теотиуакан. Так что, всё в порядке. Играю дальше, чего и вам желаю! До новых встреч. Всем удачи и пока!

    P.S. Большинство фото из Интернета, так как не было доступа к своему компу.

    P.S.S. Осталось ещё в этом году правописание подтянуть.

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

   

 

    

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Michael написал 5 месяцев назад: # скрыть ответы

Поздравляю, вы настольный супергерой Евромэн! :))

Darenka написала 5 месяцев назад: # скрыть ответы

Миш, а как такое же звание получить, только в женском роде?)) Я тоже хочу))

Michael написал 4 месяца назад: #

Еврогёл? :)

makemake написал 5 месяцев назад: # скрыть ответы

Интересно, как вкусы в чём-то могут абсолютно сходиться, а в чём-то радикально отличаться. Например, Отель и Гайя у нас в топ-5 самых любимых игр, и даже оценки совпали с вашими 9,25 и 9,5 соотв. Брасс вообще стал для нас, пожалуй, игрой года. С критикой Брюгге частично согласен, хоть и любим его.

При этом, к большому сожалению, абсолютно не зашли Гавр и Во славу Одина, обе пришлось обменять. В Гавре оказалось слишком много муторного перекладывания и обмена одного на другое, на третье. В Одине слишком много всего и слишком мало взаимодействия. Вывод: Уве не зашёл. Кланы Каледонии тоже ушли на продажу, не выдержав конкуренции с Гайей, Марко Поло и Брассом.

Ещё большим разочарованием стало Виноделие (а от части и Серп). Обе игры очень красивые, но лишены чего-то важного. Складывается ощущение, что обе сделаны не на основе порыва гения гейм-дизайнера, а при учёте всестороннего анализа данных отделом маркетологов, которые очень точно знают как совместить механики и эстетику для максимальной популярности у потребителей. Марс тоже абсолютно не зацепил, но по другим причинам, друзья продали свою коробку. Не впечатлил и Сплендор. Был продан Пэчворк.

Чего мы ждём от евро: так это большего взаимодействия и проработанности темы. По душе лаконичность. Поэтому Брасс (как и в целом подход Уолласа) очень нравится. Не считая Мрачной гавани, в топ недавно вошли Момбаса и старушка Эль Гранде. В этом году хотим сыграть в Мадейру или Ниппон, а также в уоллосовские Age of Steam Deluxe и старый A Few Acres of Snow, продолжить играть в Брасс, GTW с отличным допом и Гайю, начать больше играть в варгеймы, начав с недавно полученного Сумеречного противостояния и продолжив играми от немецкого издательства Histo Game, а также сконцентрироваться на разработке собственной игры : )

Exxento написал 5 месяцев назад: # скрыть ответы

Странная оценка в 7,5 абсолютно не зашедшей игре :) Такое ощущение, что прям боитесь негативные оценки ставить. Если игра для вас г-но, почему не поставить ей персональную оценку: г-но (к примеру). Это же честно. Ато прям сакральная вещь Гаавр, а негативная оценка - кощунство :) Или тогда уж ничего не ставить на худой конец.

Confessor написал 5 месяцев назад: # скрыть ответы

Я не писал что игра "абсолютно незашедшая".) а вот то что общая планка оценок у меня завышена, это вы верно подметили. Есть грешок. Обычно у нормальных настольщиков мусор начинается с оценки ниже 3-4, у меня же мусор уже на шестёрке болтается. Ну вот, такая градация.
А по поводу Лояна. Тут многое от той единственной партии пришлось на сам настрой. Настроение было паршивенькое. играть особо не хотелось именно в тот момент. партия прошла скомкано. Короче, звёзды не сошлись. Больше претензий ко мне, чем к игре. Я не оправдываюсь, вовсе нет. Так, сижу анализирую. А вот то что игру продал, это зря. С удовольствием дал бы ей и второй и третий шанс.

Exxento написал 5 месяцев назад: # скрыть ответы

Я имел в виду makemake с его оценкой Гавра. Но раз на то пошло, то при таком конвейере некоторые бриллианты игростроя по умолчанию обречены никогда не раскрыться. Посему увлечение малым количеством игр никак не проигрывает: субъективные ощущение не будут меньше, но явно будет глубже. Я Летопись порывался продать в течение двух лет, продал, купил, пылилась, не зашла. И постепенно доползла до 9 баллов. Тщетно пытаться объять необъятное, посему можно просто выбрать по избранным критериям и довольствоваться. А на остальное забить, тем более если что-то конкретно не понравилось. Смазанные ощущения ясное дело - не критерий.

makemake написал 5 месяцев назад: # скрыть ответы

Согласен по поводу того, что некоторые игры заходят не сразу. Кроме того, зависит, во что играешь сначала, во что потом. Если бы мы сначала поиграли в Кланы Каледонии, а потом во всё остальное, то может бы считали её прекрасной игрой, а так мимо. С Летописью примерно так же получилось, уже были любимые игры в этой категории, и Летопись раскладывать просто не хотелось, уже хотелось чего-то более сложного.

При выставлении оценок я обычно пытаюсь быть более объективным, например, Гавр очевидно хорошая игра, просто не для нас, ожидали другого. Понимаю, что и Одина любят не просто так. Но есть игры, которые я считаю реально переоценёнными, недостойными своего рейтинга, например, Виноделие, Марс или Серп, поэтому им хочется поставить рейтинг ниже. Но и при оценке Виноделия, а тем более Серпа ниже 7 поставить не получается, потому как очевидно оформление хорошее, есть какие-то моменты интересные, но не более того. Марсу плохую оценку проще поставить, выглядит он просто ужасно (опять же на мой взгляд).

В любом случае, не стоит навязывать свои вкусы. Лучше выбрать десяток самых любимых игр, и сконцентрироваться на них, не пытаясь объять необъятное.

Alxndr1978 написал 5 месяцев назад: #

"Но и при оценке Виноделия, а тем более Серпа ниже 7 поставить не получается". Хм, а вот легко. В базовом Виноделии дыры в геймплее даже не пропатчены. Возможность наварить 2 очка, продав поле и в следующем раунде купив его за те же деньги, локация школы, которая стоит пустой большую часть игры, карты, уберсильные в дебюте и бесполезные в конце, виноград, который в процессе хранения становится лучше и ценнее. Дешевая шляпа со стекляшками. Вы совершенно правы, Стегмаер выпускает в первую очередь маркетинговые продукты, и не особо это скрывает.
Большой респект за Эль Гранде, мы его тоже в этом году вытащили из шкафа, море позитива.

Exxento написал 5 месяцев назад: #

Согласен, навязывать не стоит. Но сама суть и объективность рейтинга обусловлена совокупностью субъективных оценок. К тому же, зная вас, к примеру, хотелось бы видеть именно вашу, личную оценку :)

Diamond76 написал 5 месяцев назад: #

В ЛОян надо еще попробовать, она действительно крута. С помощниками надо привыкнуть играть, в свойствах нет ничего мудреного, просто нужно вникнуть в сам процесс, тогда ясно, для чего кто нужен.
Оценка дополнений к Серпу полностью совпадает) Хотя играть новыми фракциями интересно.

Confessor написал 5 месяцев назад: #

Евро с большим взаимодействием - это обычно игры периода 2008-2012гг. Например Hansa Teutonica, Caylus, Troyes, тот же Брасс. Вот только та самая проработанность темы у этих игр прихрамывает, зато блещут лаконичностью. Вообще, в последние годы евро пошли какие-то "беззубые" в плане взаимодействия.
Брюгге я хоть и критикую, но игра все же нравится. Просто не в восторге. Это не значит что она плохая.)
Вот за это и не любят Гавр те кто игру не любит. За вот эти "муторные перекладывания" жетончиков. Кому как. Мне вот нравится жетончики попереворачивать.
В Одине да, есть такой как бы минус. В начале партии, каша из выбора направлений во что податься. Говорят, доп указывает путь.
Серп и Виноделие. Тут или заходит или нет. Мне обе игры зашли, но не сразу. Тяжело они раскрываются.

pisachoff написал 5 месяцев назад: #

Занятная подборка, подписался

ivan111 написал 5 месяцев назад: #

Отличный отчёт, обильно сдобренный "сухарями".

От покупки "Кланов Каледонии" отказался из-за наличия ТМ и ПГ. Правда, нет-нет, да и появятся сомнения в правильности решения (в первую очередь из-за более короткого времени партии и более низкого порога вхождения).

> «уткнисьвпланшет»

Лично я смотрю в основном в чужие планшеты, т.к. на моём мне всё известно. Постоянная разведка нужна для оценки возможностей соперников конкурировать за текущие бонусы, действия силы, жетоны городов - расставить приоритеты своих ходов, порой прикинуть, чем придётся пожертвовать и т.д.

Месяц назад разложил "У ворот Лояна" (года 3 игра лежала, всё откладывал, опасаясь сложности правил). Оказалось не так уж сложно, хотя, признаюсь, с помощниками я так и не разобрался, и использовал их возможности лишь пару раз. (Возможно, это как с картами в "Агриколе" - после семейного варианта игры кажется, что они всё осложняют, но со временем находишь и применяешь в игре хорошие сочетания). И вначале запутался с драфтом карт. В целом игра понравилась и будет разложена по меньшей мере пару раз. (Хотя в личном топе уступает "Агриколе" (сыграно полсотни партий)).

"Лоренцо" ждёт своей очереди на "попробовать"

Желаю новых приятных впечатлений от настолок и жду новых отчётов - обстоятельных и, разумеется, про "евросухари"!

ver написал 5 месяцев назад: # скрыть ответы

В мире, где есть столько настольных блюд удивительная преданность сухарям))

igelkott написал 5 месяцев назад: #

Кому "не его" игры кажутся сухарями, кому остальные - кашей-размазней.
Отель и Лоян явно не сухи. Игры Стегмайера только ленивый не называл как минимум волглыми, сырыми или подмоченными (а, нет, влажными). Кстати, по моим наблюдениям, Виноделие после третьей партии скорее не раскрывается, а закрывается.