Прекрасная статья и отличный комментарий. Прямо как на солидной защите: взвешенные и продуманные доводы соискателя и оппонента. Я не иронизирую, кстати. Всегда бы такое читал.
На мой взгляд, механика или игра выглядят устаревшими, прежде всего, тогда, когда настольщик от души во всё это наигрался. Кроме того, смысл текста (или игры) определяется контекстом, поэтому нелишне вспомнить, что Каркассон невероятно влиятельная игра, очень многих пришедшая и в настолки, и в геймдизайн. До сих пор лучший гейтвей, как мне кажется
> База довольно рандомна...
По моим ощущениям (тут всё субъективно, конечно), рандом вполне равномерно распределяется. Ну, за исключением тех случаев, когда один из игроков проклят, и ему всю игру лезут в руку пустые поля и дороги.
> Для меня показатель рандома, это когда ребенок тебя выигрывает, не особо напрягаясь куда что ставить.
Так как эта часть текста явно шуточная, то и отвечу шуткой: "ребенок тебя выигрывает, не особо напрягаясь куда что ставить", если ты, в свою очередь, играешь с завязанными глазами. Иначе никак.
К неотменимым же достоинствам Каркассона отнёс бы его изрядную неабстрактность: каждое действие игрока на поле явно ассоциируется с действием воображаемого персонажа. Тематичная, в общем, игра и интересная. До сих пор иной раз раскладываем в режиме full contact на двоих (добавляя только «Таверны и соборы», где большой мипл, равный двум, и тайлы аббатства из дополнения «Аббат и мэр», те, которые можно выложить в любое пустое пространство, закрытое с четырёх сторон – эти добавления привносят малую толику глубины, не разрушая гениальный лаконизм Клауса-Юргена Вреде).
На странице 15 правил разъясняются символы, обозначенные на картах эпох. Рядом с символами, изменяющими правила торговли, указано: «Начиная со следующего хода, вы можете покупать каждую единицу этих ресурсов за 1 монету». Сказано «вы», а не все игроки.
И кроме того, это ведь, кажется, универсальный неписанный принцип любых соревновательных настольных игр – преимущество приносит пользу тому, кто сумел его получить, а не всем игрокам. Возможно, в кооперативах бывает по-другому.
На жетонах блокировки ресурсы нужны только для того, чтобы определить, на каких местах раскопок они будут размещены.
Если вы играете втроём, перемешайте жетоны лицом вниз и случайным образом выберите три из них. Переверните выбранные жетоны. Вы увидите три символа ресурсов, в соответствии с которыми вам необходимо разместить жетоны блокировки. Например, если вы вытянули жетоны с символами "компас", "наконечник" и "рубин", то и заблокируйте ими ячейки с двумя сапожками на соответствующих местах раскопок. То есть ячейки на тех местах раскопок, где указаны эти самые компас, наконечник и рубин.
В правилах довольно ясно об этом написано (см. пункт 9 раздела "Подготовка к игре").
Удивлён популярности Низа гамс. Влад так забавно скучает и смотрит в одну точку, когда слово берут его собеседники!! Просто мастер-класс на тему "Как не надо беседовать с людьми в студии". Пару раз удивился такому мастерству и перестал обращать внимание на этот канал.
А Сергей Рябухин, как мне кажется, нами недооценён. Большой талант, большой арист, умеющий быть нескучным. Жаль, что он не делает свои монолетсплеи на все важные новинки.
Поле с планшетом резерва: 87 на 49. Но надо учитывать, что вдоль поля с обеих сторон помещаются планшеты игроков шириной 11,5 см. Поэтому на моём столе шириной 70 см. всё впритык и планшеты игроков свешивают ножки на 1 см.
Применение термина "культовый" это, видимо, вопрос не наших оценок, а факта. Культовый - суть очень популярный к какой-либо сплочённой и иногда не очень обширной группе людей. Так что Глум - культовый.
Тоже, как и многим выше, показалось, что здесь как раз тот редкий случай, когда визуальное улучшательство совершенно оправдано: и за полем легче следить, и в руки брать удобнее. Помню только один столь же необходимый случай замены базовых компонентов: у меня первая редакция «Робинзона Крузо», в которой, как известно, ресурсы (дерево, шкуры, еда) – это просто маленькие кубики разных цветов. Так как в этой игре и без ресурсов кубиков и фишек достаточно, новичкам было трудно ориентироваться во всем этом многообразии. Пришлось купить реалистичные ресурсы (доски, буханки, бананы) у MeepleFoxes. Очень удачная замена оказалась. В иных же случаях, конечно, картонные монеты на металлические лучше не менять – уменьшается какое-то первозданное настольное очарование.
Ясный ответ на странице 14 правил (раздел "Внутри затерянного храма"): "вы можете заплатить ресурсы и взять 1 жетон храма из любой стопки". То есть любой жетон можно выкупить в тот момент, когда у вас образовалась необходимая сумма ресурсов.
Не настаиваю на правоте (потому как не очень разбираюсь во всём этом), но завышенные, как некоторым кажется, цены на настольные игры определяются, в том числе, и узостью рынка. Не часто ведь бывает, что настолка издаётся многомиллионными тиражами. Чаще речь идет всего лишь о тысячах, в лучшем случае - десятках тысяч коробок. Видимо, это особенно важно вначале, когда издателю ещё не понятно, будет ли игра хорошо принята. Может быть, в этом дело?
Ясно. Тогда какая-то безрадостная перспектива намечается: все механики придуманы, весь антураж испробован (фэнтези, космос, огород), нет ничего нового под солнцем. Откуда тогда ждать новых шедевров?
А мне вот трудно только из правил что-то понять. И из летсплеев трудно. Лишь когда сам сыграешь (лучше больше, чем единожды), удаётся как-то разобраться с вопросом "зашло - не зашло".
Понимаю, что в открытую дверь ломлюсь, но ведь игра - это не только правила и механики. Бывают, кажется, формально очень схожие вещи, оставляющие весьма различные впечатления. Ну вот Аркнак и Дюна, например (хотя есть, видимо, примеры и получше, не смог вспомнить их сразу).
Но можно всё таки добавить "Таверны и соборы" (где большой мипл, равный двум), а также тайлы аббатства из дополнения "Аббат и мэр" (которые можно выложить в любое пустое пространство, закрытое с четырёх сторон другими тайлами). Это добавляет необходимую малость разнообразия и глубины.
> пришлось признать, что я - евро-игрок. Диагноз был поставлен.
Характер течения и стадии развития нашего заболевания трудно предсказать заранее. Мне тоже казалось, что я евро-игрок, пока не застукал себя за покраской Грааля.
Мне игра тоже нравится, но «сильный» трек храма, на мой взгляд, дисбалансным не является. Очевидная необходимость забираться повыше по ступеням храма только привносит в игру больше эмоций от резвой гонки. Если играют три-четыре достаточно опытных игрока – ощущения незабываемые.
От многих слышал совет воспринимать трек храма, как шкалу победных очков. Согласен. Только это шкала с секретом: полученный результат потом надо уточнить, исходя из других достижений игроков. Окончательный результат, ко всеобщему веселью, бывает очень неожиданным.
Какой сарказм, ты что? Если у тебя стоит антивирус Касперского на смартфоне, нажми на "Поиск утечки данных". Увидишь, когда и от кого утекли твои данные в даркнет. Понятно, что ими надо ещё уметь воспользоваться, и если клиент не полный лопух, это, скорее всего, мошенникам не поможет. Но приятного мало.
Редко с тобой соглашаюсь, Horus, но тут ты прямо в глаз, не в бровь. Недавно Касперский показал, с каких сайтов и когда случились сливы всех моих персональных данных в даркнет. Я прифигел.
> Пишешь про анонимные оскорбления, сам… занимаясь анонимными оскорблениями. Пишешь про плохих троллей… сам занимаясь троллингом.
Твоя правда. Просто ты застал меня в момент перехода на сторону добра.
А что касается чувства превосходства над анонимом в интернете, так у него есть вполне законный объект, только он собирательный. Ты просто этого не знал.
Было бы правильнее, если бы ответили фанаты игры или те, кто сыграл в неё хотя бы один раз. Но мне кажется, что речь идёт о тех препятствиях, которые создаёт игра с большим количеством компонентов, довольно сложными правилами и, в особенности, с изрядной продолжительностью партий (особенно для новичков). Хотя согласен, "проклятье" - слишком сильно сказано.
Ошибаешься. Мы не страдаем. И уж тем более не обижаемся на анонимные оскорбления (ведь скрытый за логином и черепом в фуражке хам – это аноним, согласен?). Тут мы обычно вспоминаем Пушкина: «Если кто-нибудь сзади плюнет на мое платье, так это дело моего камердинера вычистить платье, а не мое». Надеюсь, ты понимаешь о чём я. О чувстве превосходства.
Если выражаться более понятным тебе языком, такой хернёй меня не огорошишь.
По-разному, конечно, можно всё на свете ощущать и оценивать. Но, как вы выразились, «ненужный сеттинг» на играх не нужен очень немногим настольщикам. Возможность надеть на механику сеттинг – это, по всей видимости, основная причина и существования, и бурного развития настольных игр в их современном облике. Поистине, страшно представить себе длящиеся десятилетиями потуги геймдизайнеров, соревнующихся друг с другом в сопряжении голых механик. Кто стал бы потребителем результатов их скорбных и тоскливых трудов?
Сеттинг – это сердце бессердечного мира, подобно тому, как он - дух бездушных порядков. Сеттинг - это опиум народа. Как и фэнтези, и научная фантастика, и все иные способы эскапизма.
Я к чему клоню? Может, вам тематическую игру попробовать??
Эту статью будто большой учёный написал - в каждой строке только необходимое и достаточное. Десять баллов ещё вчера поставил, а сегодня перечитал и вновь порадовался. За пунктуальное использование на письме буквы "ё" отдельный поклон от граммар-наци.
Fr13ndz, теперь понятнее. Вместо "канцеляризма" должно стоять "канцеляризм". Вышла опечатка. Впрочем, должен возразить, что простой и ясный русский язык не всегда ограничен фразами типа "данная настолка" - Антон Чехов мне порукой. Ну да бог с ним, я заканчиваю выступать в жанре "советы мэтра молодым литераторам". Есть предложение получше: на Wildberries можно взять большой отрез неопреновой ткани и недорого. Во-первых, играть в карточные игры станет во сто крат удобнее, с гибкого и упругого неопрена карты сами будут прыгать в руку. Во-вторых, на фотографиях такой фон будет выглядеть гораздо привлекательнее. Можно выбрать традиционный зелёный или иной какой, вариантов там много.
> Как показывает практика, писать простым языком будет в 100% случаев канцеляризма.
Каюсь, в этой фразе я ничего не разобрал.
А вообще, чтение последних дневниковых записей юных тесеровцев напомнило мне эпизод из жизни Льва Толстого. Ему принёс рукопись начинающий автор. Лев Николаевич, прочитав, радостно воскликнул: «Пишите, дорогой мой, пишите! Пока человек пишет, он, по крайней мере, никого не убьёт!».
> Как показывает практика, писать простым языком будет в 100% случаев канцеляризма.
Каюсь, в этой фразе я ничего не разобрал.
А вообще, чтение последних дневниковых записей юных тесеровцев напомнило мне эпизод из жизни Льва Толстого. Ему принёс рукопись начинающий автор. Лев Николаевич, прочитав, радостно воскликнул: «Пишите, дорогой мой, пишите! Пока человек пишет, он, по крайней мере, никого не убьёт!».
WithinTemptation, я благодарен вам за комментарии. В качестве пояснения могу добавить только, что обижаться на слово «инфантил» (его, пожалуй, нет в словаре) в данном случае нет резона. Инфантилизм, если понимать его не в узкопсихиатрическом (как расстройство возрастной идентификации), а в более широком социально-культурном аспекте - это нечто противоречащее т.н. «зрелости», стремление убежать или хотя бы на время укрыться от рутины, пошлости или даже ужаса реальности. «Зрелым» людям, способным противостоять дисгармонии и абсурду со стойкостью Камю или Сартра, поистине не позавидуешь.
Разумеется, такое умонастроение, желание остаться в детстве, в сказке, в игре столь широко распространено, что не заметить в себе его проявлений практически невозможно. Когда же я написал, что удивлен масштабом явления, то не имел в виду распространенность инфантилизма (чего уж тут удивляться то?!). Речь шла именно об очень популярном среди нас употреблении уменьшительно-сюсюкающих штампов при описании впечатлений об играх. Вопрос стиля меня занимал, как вы верно заметили. Впрочем, признаю, каждый сам автор своей речи и оснащает её чем хочет, это дело вкуса.
В общем, прежде чем начинать полемику, следует договариваться о терминах. Кстати, среди различных видов инфантилизма есть ещё и генитальный, выражающийся в недоразвитии половых органов. Вот этого я точно не имел в виду!!
Я тоже очень сожалею о его смерти. Многим не нравится Catan по причине изрядного рандома при получении ресурсов. И то правда: ну что это за гибрид такой - гиперрандомное евро? И всё же я играл в Catan с удовольствием благодаря возможности поторговать в экстремальных условиях. Хороший тренажёр для переговорщика. Некоторые мои близкие до сих пор просят разложить.
Fr13ndz, приветствую! Как и любой автор, ты ожидаешь реакции читающей публики (есть такие, кто утверждает обратное, но они обманщики). Возможно, не то что бы очень низкие, но и не очень высокие оценки твоих статей тебя огорчили. Возможно, удивляют ненужные колкости в комментариях. Извини.
Послушай, читатели тесеры не то, чтобы очень токсичные, но избалованные. Здесь достаточно отличных авторов, излагающих свои яркие впечатления от игр прекрасным русским языком: Ksedih, чтение отчетов которого не раз возвращало меня в хобби, Владимир Шлапаков из Риги, который нашел прекрасный баланс между подробностями правил и личными впечатлениями, Ogro, дневники которого по Descent 2.0 я, как фанат игры, перечитывал по многу раз, всегда находя что-то новое, и многие другие. А есть и такие участники, которые, принципиально не сочиняя длинных текстов, где-то на коленке с мобильного одним махом в трех строчках могут выдать такой комментарий по игре, что остается только беспомощно возглашать: «Ну когда я дойду до такого понимания настольных игр?!».
Что касается твоего топа настолок, могу отменить две важные вещи: ты испытываешь потребность выразить себя в этом жанре и, к счастью, не стесняешься этого делать. Стилистическое мастерство и чувство нужного слова приходят со временем, а главное, чего сейчас недостает – это самобытности суждений. Прости, но большинство твоих тезисов не выходят за рамки нашего заурядного настольного обихода: игра крутая, механики прекрасно сочетаются, геймплей приятный, реиграбельность высокая. Очень не хватает личного эмоционального переживания, выраженного в яркой художественной форме. Я не читал твою вторую статью, но в этой, кажется, так.
Я очень надеюсь, что твое увлечение не заглохнет и ты вскоре порадуешь всех отличными текстами. Только учти, когда ты опубликуешь великую статью, кто-нибудь всё равно поставит тебе кол просто потому, что на фотографиях, допустим, неудачный баланс белого.
Меня уже ничего не смущает в жизни, дружище. Пугает, огорчает, раздражает - да. Но смущает?! Ты шутишь.
Я просто указал автору с очевидными литературными амбициями (один псевдоним чего стоит!) на то, что в его тексте выглядит смешным и нелепым. Разумеется, он будет благодарен каждому критическому замечанию от товарищей.
Заметил, что если настольщик хочет сказать, что игра в его сердце, то обязательно использует форму "сердечко". И уж конечно у него не коробка, а "коробочка". Навеки в сердечке.
Признаю, что все мы великовозрастные инфантилы, но масштаб явления удивляет иной раз.
Разумеется, каждый сам выбирает, что ему делать со своей игрой. Но мы же можем комментировать записи на форуме, это ведь не интимные дневники? Уверен, что 100 мкр - это проявление сверхдолжных опасений. Карты в таких протекторах пухлые и скользкие, как обмылки, мало-мальски объемную колоду перемешивать затруднительно, стопки таких карт не лежат на столе ровно, постоянно расползаются и нужно покупать или мастерить какие-нибудь картхолдеры и т.д. А затем всё это хозяйство ещё нужно вколотить в органайзер. При этом стоимость всех упомянутых ухищрений иной раз приближается к стоимости игры. Впрочем, вы правы, это дело сугубо личное. Я тоже иной раз наблюдаю за собой рецидивы каких-то странных покупок из сферы «защиты игровых компонентов». Недавно вот купил на предзаказе карточной «Войны кольца» протекторы с принтом на рубашке. Ну вот нафига!? Правда, у меня есть смягчающее обстоятельство – дело было вечером 17 марта и я сидел в пабе, отмечая святого Патрика. В такой ситуации всякое может случиться.
Когда читаю о "вырвиглазном" дизайне юбилейного издания Замков, всегда вспоминаю анекдот про проститутку, которая выходит от клиента и говорит: "Ну да. Ну ужас. Но не ужас-ужас-ужас!!"
Страница 15 правил, пояснение у соответствующего символа: "начиная с вашего следующего хода вы сможете покупать указанный ресурс у банка по цене в одну монету за единицу".
То есть надо платить одну монету без учета ресурсов у соперника.
Я не очень вас понял, по какому описанию карт должно быть 300. Когда я первый раз открывал полное издание и идентифицировал компоненты базы и дополнений, получилось 377 карт. Как у вас. Карты, кстати, пронумерованы в правом нижнем углу.
Может, у вас тоже полное издание, а вы ориентируетесь на количество карт в базе?
У меня тоже есть английский доп, но я колебался: не взять ли локализацию вопреки правилу по возможности не покупать ничего у Хобби геймс? Теперь понял, что брать не следует.
Остаётся только одна небольшая проблема: как полноценно замешать базовые локализованные полуколоды "a" и "b" с английскими Artifex и Bubulcus? В идеале нужны протекторы 59x92 с цветными рубашками. Но нигде не могу найти.
Я бы пояснил так. Карты всегда приносят очки тому, кто является их владельцем. Помимо того, что это общее правило, видимо, для всех настольных игр, в разделе "Гражданская победа" прямо указано: победные очки за ВАШИ здания (синие, зелёные, жёлтые и ФИОЛЕТОВЫЕ карты). Напомню, что фиолетовые - это гильдии.
А вот сколько монет и очков принесёт вам ваша гильдия - вопрос открытый. Принесёт столько, сколько их можно получить в более развитом городе. При этом, конечно же, в ходе партии положение может измениться, и сначала для подсчета монет будет выбран один город, а победных очков - другой.
Правила никак не ограничивают нас в количестве дополнительных ходов, которые мы можем сделать при строительстве чудес света. Поэтому да, можно построить четыре чуда подряд.
Есть ли в этом смысл? Я бы сказал, что такие ситуации вполне возможны. Например, в третью эпоху у вашего партнера уже три чуда, дело идет к концу, а вы хотите построить чудес света больше, чем он. Или если расклад на столе таков, что надо обязательно убирать подряд несколько нужных вашему сопернику карт. Всякое бывает.
Но по общему правилу дополнительные ходы стараешься как-то равномерно распределить по дистанции.
Повторный ход, который дает чудо света - это новый ход. Поэтому при его совершении все здания вашего города будут вновь производить ресурсы. Включая дерево, о котором вы говорите.
С вашей высокой оценкой игры согласен, но не уверен в справедливости выводов о продаже карт, как эффективной стратегии. Если действовать, как вы выразились, «совершенно тупым способом», то есть просто продавая все карты подряд, то можно заработать только 20 очков. Это ничтожно мало для победы. Если активно строить здания на желтых картах торговли (тем самым повышая цену продажи остальных карт), можно заработать больше денег и очков. Но такая стратегия легко контрится, ведь желтые карты привлекательны для обоих игроков. Однажды я собрал очень хороший «желтый» сет и активно продавал, но противник всё равно уделал меня по всем остальным направлениям: у него были все необходимые дешевые ресурсы (я ведь не строил коричневых и серых зданий, повышая для него цену ресурсов), он легко строился, чуть не победил по военному преимуществу, а при подсчете очков опережал меня раза в полтора.
До сих пор нахожусь под впечатлением, как осенью 2014 совершенно случайно попал на Игрокон в Доме художников и увидел, помимо всего, что можно было там увидеть, огромные тайлы Каркассона, которые увлеченно выкладывали игроки.
В результате дома появилась коробочка с игрой. Когда разобрался с правилами, на голову мне "упал потолок". Я-то думал, что настолка - это тот гусёк из пионерского лагеря, в который никто играть не хотел. А тут стал то ли демиургом, заново созидающим Францию, то ли рыцарем, отжимающим города. Несколько месяцев ни о чем думать не мог, только о Каркассоне.
Сейчас, конечно, спокойнее отношусь, но всё равно нервничаю, когда при мне ругают эту игру.
Кстати, я ведь не писал, что ваше отношение к новым и б/ушным играм плохо. Я сам такой! Просто отметил, что это, пожалуй, не эстетство.
А что касается риска быть обманутым на барахолке, обратите внимание, что, например, на авито добросовестные продавцы будут отмечены сотнями отличных оценок и превосходных отзывов. Продавая даже б/у игры, они передают их покупателю в безукоризненном состоянии. Вы скоро найдёте таких и будете следить за их лотами.
Интересный текст. Автор ловко подал расхожие стереотипы и штампы. Будучи собраны в одном месте, они ещё сильнее демонстрируют свою ограниченность и ущербность.
Конечно, пришлось добавить резюме в конце (ну чтобы точно все поняли), но это, видимо, не очень помогло, потому что недовольные остались.
Прекрасная статья и отличный комментарий. Прямо как на солидной защите: взвешенные и продуманные доводы соискателя и оппонента. Я не иронизирую, кстати. Всегда бы такое читал.
> игра выглядит устаревшей
На мой взгляд, механика или игра выглядят устаревшими, прежде всего, тогда, когда настольщик от души во всё это наигрался. Кроме того, смысл текста (или игры) определяется контекстом, поэтому нелишне вспомнить, что Каркассон невероятно влиятельная игра, очень многих пришедшая и в настолки, и в геймдизайн. До сих пор лучший гейтвей, как мне кажется
> База довольно рандомна...
По моим ощущениям (тут всё субъективно, конечно), рандом вполне равномерно распределяется. Ну, за исключением тех случаев, когда один из игроков проклят, и ему всю игру лезут в руку пустые поля и дороги.
> Для меня показатель рандома, это когда ребенок тебя выигрывает, не особо напрягаясь куда что ставить.
Так как эта часть текста явно шуточная, то и отвечу шуткой: "ребенок тебя выигрывает, не особо напрягаясь куда что ставить", если ты, в свою очередь, играешь с завязанными глазами. Иначе никак.
К неотменимым же достоинствам Каркассона отнёс бы его изрядную неабстрактность: каждое действие игрока на поле явно ассоциируется с действием воображаемого персонажа. Тематичная, в общем, игра и интересная. До сих пор иной раз раскладываем в режиме full contact на двоих (добавляя только «Таверны и соборы», где большой мипл, равный двум, и тайлы аббатства из дополнения «Аббат и мэр», те, которые можно выложить в любое пустое пространство, закрытое с четырёх сторон – эти добавления привносят малую толику глубины, не разрушая гениальный лаконизм Клауса-Юргена Вреде).
На странице 15 правил разъясняются символы, обозначенные на картах эпох. Рядом с символами, изменяющими правила торговли, указано: «Начиная со следующего хода, вы можете покупать каждую единицу этих ресурсов за 1 монету». Сказано «вы», а не все игроки.
И кроме того, это ведь, кажется, универсальный неписанный принцип любых соревновательных настольных игр – преимущество приносит пользу тому, кто сумел его получить, а не всем игрокам. Возможно, в кооперативах бывает по-другому.
На жетонах блокировки ресурсы нужны только для того, чтобы определить, на каких местах раскопок они будут размещены.
Если вы играете втроём, перемешайте жетоны лицом вниз и случайным образом выберите три из них. Переверните выбранные жетоны. Вы увидите три символа ресурсов, в соответствии с которыми вам необходимо разместить жетоны блокировки. Например, если вы вытянули жетоны с символами "компас", "наконечник" и "рубин", то и заблокируйте ими ячейки с двумя сапожками на соответствующих местах раскопок. То есть ячейки на тех местах раскопок, где указаны эти самые компас, наконечник и рубин.
В правилах довольно ясно об этом написано (см. пункт 9 раздела "Подготовка к игре").
Удивлён популярности Низа гамс. Влад так забавно скучает и смотрит в одну точку, когда слово берут его собеседники!! Просто мастер-класс на тему "Как не надо беседовать с людьми в студии". Пару раз удивился такому мастерству и перестал обращать внимание на этот канал.
А Сергей Рябухин, как мне кажется, нами недооценён. Большой талант, большой арист, умеющий быть нескучным. Жаль, что он не делает свои монолетсплеи на все важные новинки.
Ну и пинта Гиннесса в Москве сейчас 700 руб.
Поле с планшетом резерва: 87 на 49. Но надо учитывать, что вдоль поля с обеих сторон помещаются планшеты игроков шириной 11,5 см. Поэтому на моём столе шириной 70 см. всё впритык и планшеты игроков свешивают ножки на 1 см.
А есть ли сходство (хотя бы отдалённое) у Замков безумного короля Людвига? Слышал, что кто-то брал их как замену Каркассону.
А может fr13ndz в Каркассон не играл?
Абсолютно!!
Применение термина "культовый" это, видимо, вопрос не наших оценок, а факта. Культовый - суть очень популярный к какой-либо сплочённой и иногда не очень обширной группе людей. Так что Глум - культовый.
В словах "Это же не Глумхэвен в конце концов" заключалась ирония.
Тоже, как и многим выше, показалось, что здесь как раз тот редкий случай, когда визуальное улучшательство совершенно оправдано: и за полем легче следить, и в руки брать удобнее. Помню только один столь же необходимый случай замены базовых компонентов: у меня первая редакция «Робинзона Крузо», в которой, как известно, ресурсы (дерево, шкуры, еда) – это просто маленькие кубики разных цветов. Так как в этой игре и без ресурсов кубиков и фишек достаточно, новичкам было трудно ориентироваться во всем этом многообразии. Пришлось купить реалистичные ресурсы (доски, буханки, бананы) у MeepleFoxes. Очень удачная замена оказалась. В иных же случаях, конечно, картонные монеты на металлические лучше не менять – уменьшается какое-то первозданное настольное очарование.
Ясный ответ на странице 14 правил (раздел "Внутри затерянного храма"): "вы можете заплатить ресурсы и взять 1 жетон храма из любой стопки". То есть любой жетон можно выкупить в тот момент, когда у вас образовалась необходимая сумма ресурсов.
В последнем раунде есть смысл покупать предметы ради победных очков, которые на них указаны.
Не настаиваю на правоте (потому как не очень разбираюсь во всём этом), но завышенные, как некоторым кажется, цены на настольные игры определяются, в том числе, и узостью рынка. Не часто ведь бывает, что настолка издаётся многомиллионными тиражами. Чаще речь идет всего лишь о тысячах, в лучшем случае - десятках тысяч коробок. Видимо, это особенно важно вначале, когда издателю ещё не понятно, будет ли игра хорошо принята. Может быть, в этом дело?
Ясно. Тогда какая-то безрадостная перспектива намечается: все механики придуманы, весь антураж испробован (фэнтези, космос, огород), нет ничего нового под солнцем. Откуда тогда ждать новых шедевров?
А мне вот трудно только из правил что-то понять. И из летсплеев трудно. Лишь когда сам сыграешь (лучше больше, чем единожды), удаётся как-то разобраться с вопросом "зашло - не зашло".
Понимаю, что в открытую дверь ломлюсь, но ведь игра - это не только правила и механики. Бывают, кажется, формально очень схожие вещи, оставляющие весьма различные впечатления. Ну вот Аркнак и Дюна, например (хотя есть, видимо, примеры и получше, не смог вспомнить их сразу).
Ребро 7,5 мм.
Я тоже за дуэльность и лаконизм в Каркассоне.
Но можно всё таки добавить "Таверны и соборы" (где большой мипл, равный двум), а также тайлы аббатства из дополнения "Аббат и мэр" (которые можно выложить в любое пустое пространство, закрытое с четырёх сторон другими тайлами). Это добавляет необходимую малость разнообразия и глубины.
> пришлось признать, что я - евро-игрок. Диагноз был поставлен.
Характер течения и стадии развития нашего заболевания трудно предсказать заранее. Мне тоже казалось, что я евро-игрок, пока не застукал себя за покраской Грааля.
Мне игра тоже нравится, но «сильный» трек храма, на мой взгляд, дисбалансным не является. Очевидная необходимость забираться повыше по ступеням храма только привносит в игру больше эмоций от резвой гонки. Если играют три-четыре достаточно опытных игрока – ощущения незабываемые.
От многих слышал совет воспринимать трек храма, как шкалу победных очков. Согласен. Только это шкала с секретом: полученный результат потом надо уточнить, исходя из других достижений игроков. Окончательный результат, ко всеобщему веселью, бывает очень неожиданным.
Какой сарказм, ты что? Если у тебя стоит антивирус Касперского на смартфоне, нажми на "Поиск утечки данных". Увидишь, когда и от кого утекли твои данные в даркнет. Понятно, что ими надо ещё уметь воспользоваться, и если клиент не полный лопух, это, скорее всего, мошенникам не поможет. Но приятного мало.
Редко с тобой соглашаюсь, Horus, но тут ты прямо в глаз, не в бровь. Недавно Касперский показал, с каких сайтов и когда случились сливы всех моих персональных данных в даркнет. Я прифигел.
Мы к нему добавляем только тайлы аббатства из дополнения "Аббат и мэр" и играем на двоих в "full contact Carcassonne". Уже много лет не надоедает.
216 × 216
> Пишешь про анонимные оскорбления, сам… занимаясь анонимными оскорблениями. Пишешь про плохих троллей… сам занимаясь троллингом.
Твоя правда. Просто ты застал меня в момент перехода на сторону добра.
А что касается чувства превосходства над анонимом в интернете, так у него есть вполне законный объект, только он собирательный. Ты просто этого не знал.
Было бы правильнее, если бы ответили фанаты игры или те, кто сыграл в неё хотя бы один раз. Но мне кажется, что речь идёт о тех препятствиях, которые создаёт игра с большим количеством компонентов, довольно сложными правилами и, в особенности, с изрядной продолжительностью партий (особенно для новичков). Хотя согласен, "проклятье" - слишком сильно сказано.
Ошибаешься. Мы не страдаем. И уж тем более не обижаемся на анонимные оскорбления (ведь скрытый за логином и черепом в фуражке хам – это аноним, согласен?). Тут мы обычно вспоминаем Пушкина: «Если кто-нибудь сзади плюнет на мое платье, так это дело моего камердинера вычистить платье, а не мое». Надеюсь, ты понимаешь о чём я. О чувстве превосходства.
Если выражаться более понятным тебе языком, такой хернёй меня не огорошишь.
Похоже, всех токсичных участников интернет-общения в школе сильно обзывали.
Если бы можно было, ещё бы раз плюсанул.
По-разному, конечно, можно всё на свете ощущать и оценивать. Но, как вы выразились, «ненужный сеттинг» на играх не нужен очень немногим настольщикам. Возможность надеть на механику сеттинг – это, по всей видимости, основная причина и существования, и бурного развития настольных игр в их современном облике. Поистине, страшно представить себе длящиеся десятилетиями потуги геймдизайнеров, соревнующихся друг с другом в сопряжении голых механик. Кто стал бы потребителем результатов их скорбных и тоскливых трудов?
Сеттинг – это сердце бессердечного мира, подобно тому, как он - дух бездушных порядков. Сеттинг - это опиум народа. Как и фэнтези, и научная фантастика, и все иные способы эскапизма.
Я к чему клоню? Может, вам тематическую игру попробовать??
Эту статью будто большой учёный написал - в каждой строке только необходимое и достаточное. Десять баллов ещё вчера поставил, а сегодня перечитал и вновь порадовался. За пунктуальное использование на письме буквы "ё" отдельный поклон от граммар-наци.
Fr13ndz, теперь понятнее. Вместо "канцеляризма" должно стоять "канцеляризм". Вышла опечатка. Впрочем, должен возразить, что простой и ясный русский язык не всегда ограничен фразами типа "данная настолка" - Антон Чехов мне порукой. Ну да бог с ним, я заканчиваю выступать в жанре "советы мэтра молодым литераторам". Есть предложение получше: на Wildberries можно взять большой отрез неопреновой ткани и недорого. Во-первых, играть в карточные игры станет во сто крат удобнее, с гибкого и упругого неопрена карты сами будут прыгать в руку. Во-вторых, на фотографиях такой фон будет выглядеть гораздо привлекательнее. Можно выбрать традиционный зелёный или иной какой, вариантов там много.
Fr13ndz, прошу прощения. Это я из-за приступа токсичность комментарий не в тот пост засунул.
> Как показывает практика, писать простым языком будет в 100% случаев канцеляризма.
Каюсь, в этой фразе я ничего не разобрал.
А вообще, чтение последних дневниковых записей юных тесеровцев напомнило мне эпизод из жизни Льва Толстого. Ему принёс рукопись начинающий автор. Лев Николаевич, прочитав, радостно воскликнул: «Пишите, дорогой мой, пишите! Пока человек пишет, он, по крайней мере, никого не убьёт!».
> Как показывает практика, писать простым языком будет в 100% случаев канцеляризма.
Каюсь, в этой фразе я ничего не разобрал.
А вообще, чтение последних дневниковых записей юных тесеровцев напомнило мне эпизод из жизни Льва Толстого. Ему принёс рукопись начинающий автор. Лев Николаевич, прочитав, радостно воскликнул: «Пишите, дорогой мой, пишите! Пока человек пишет, он, по крайней мере, никого не убьёт!».
WithinTemptation, я благодарен вам за комментарии. В качестве пояснения могу добавить только, что обижаться на слово «инфантил» (его, пожалуй, нет в словаре) в данном случае нет резона. Инфантилизм, если понимать его не в узкопсихиатрическом (как расстройство возрастной идентификации), а в более широком социально-культурном аспекте - это нечто противоречащее т.н. «зрелости», стремление убежать или хотя бы на время укрыться от рутины, пошлости или даже ужаса реальности. «Зрелым» людям, способным противостоять дисгармонии и абсурду со стойкостью Камю или Сартра, поистине не позавидуешь.
Разумеется, такое умонастроение, желание остаться в детстве, в сказке, в игре столь широко распространено, что не заметить в себе его проявлений практически невозможно. Когда же я написал, что удивлен масштабом явления, то не имел в виду распространенность инфантилизма (чего уж тут удивляться то?!). Речь шла именно об очень популярном среди нас употреблении уменьшительно-сюсюкающих штампов при описании впечатлений об играх. Вопрос стиля меня занимал, как вы верно заметили. Впрочем, признаю, каждый сам автор своей речи и оснащает её чем хочет, это дело вкуса.
В общем, прежде чем начинать полемику, следует договариваться о терминах. Кстати, среди различных видов инфантилизма есть ещё и генитальный, выражающийся в недоразвитии половых органов. Вот этого я точно не имел в виду!!
Я тоже очень сожалею о его смерти. Многим не нравится Catan по причине изрядного рандома при получении ресурсов. И то правда: ну что это за гибрид такой - гиперрандомное евро? И всё же я играл в Catan с удовольствием благодаря возможности поторговать в экстремальных условиях. Хороший тренажёр для переговорщика. Некоторые мои близкие до сих пор просят разложить.
"Нет, я не Ogro, я другой..."
Fr13ndz, приветствую! Как и любой автор, ты ожидаешь реакции читающей публики (есть такие, кто утверждает обратное, но они обманщики). Возможно, не то что бы очень низкие, но и не очень высокие оценки твоих статей тебя огорчили. Возможно, удивляют ненужные колкости в комментариях. Извини.
Послушай, читатели тесеры не то, чтобы очень токсичные, но избалованные. Здесь достаточно отличных авторов, излагающих свои яркие впечатления от игр прекрасным русским языком: Ksedih, чтение отчетов которого не раз возвращало меня в хобби, Владимир Шлапаков из Риги, который нашел прекрасный баланс между подробностями правил и личными впечатлениями, Ogro, дневники которого по Descent 2.0 я, как фанат игры, перечитывал по многу раз, всегда находя что-то новое, и многие другие. А есть и такие участники, которые, принципиально не сочиняя длинных текстов, где-то на коленке с мобильного одним махом в трех строчках могут выдать такой комментарий по игре, что остается только беспомощно возглашать: «Ну когда я дойду до такого понимания настольных игр?!».
Что касается твоего топа настолок, могу отменить две важные вещи: ты испытываешь потребность выразить себя в этом жанре и, к счастью, не стесняешься этого делать. Стилистическое мастерство и чувство нужного слова приходят со временем, а главное, чего сейчас недостает – это самобытности суждений. Прости, но большинство твоих тезисов не выходят за рамки нашего заурядного настольного обихода: игра крутая, механики прекрасно сочетаются, геймплей приятный, реиграбельность высокая. Очень не хватает личного эмоционального переживания, выраженного в яркой художественной форме. Я не читал твою вторую статью, но в этой, кажется, так.
Я очень надеюсь, что твое увлечение не заглохнет и ты вскоре порадуешь всех отличными текстами. Только учти, когда ты опубликуешь великую статью, кто-нибудь всё равно поставит тебе кол просто потому, что на фотографиях, допустим, неудачный баланс белого.
А какой минимальный возраст вы сочли бы приемлемым для более-менее самостоятельного участия в игре??
Инфантильные дела с коробочками?! Нет, не стоит. Лучше в игры поиграй.
Меня уже ничего не смущает в жизни, дружище. Пугает, огорчает, раздражает - да. Но смущает?! Ты шутишь.
Я просто указал автору с очевидными литературными амбициями (один псевдоним чего стоит!) на то, что в его тексте выглядит смешным и нелепым. Разумеется, он будет благодарен каждому критическому замечанию от товарищей.
Заметил, что если настольщик хочет сказать, что игра в его сердце, то обязательно использует форму "сердечко". И уж конечно у него не коробка, а "коробочка". Навеки в сердечке.
Признаю, что все мы великовозрастные инфантилы, но масштаб явления удивляет иной раз.
Всё в порядке!! Перепечатают и заменят все колоды. Но бумага такая тонкая, что бандероль не превысит 35 грамм))
Верно ли, что когда настольщик говорит об устаревших механиках, он просто наигрался именно в эту конкретную игру?
Разумеется, каждый сам выбирает, что ему делать со своей игрой. Но мы же можем комментировать записи на форуме, это ведь не интимные дневники?
Уверен, что 100 мкр - это проявление сверхдолжных опасений. Карты в таких протекторах пухлые и скользкие, как обмылки, мало-мальски объемную колоду перемешивать затруднительно, стопки таких карт не лежат на столе ровно, постоянно расползаются и нужно покупать или мастерить какие-нибудь картхолдеры и т.д. А затем всё это хозяйство ещё нужно вколотить в органайзер. При этом стоимость всех упомянутых ухищрений иной раз приближается к стоимости игры. Впрочем, вы правы, это дело сугубо личное.
Я тоже иной раз наблюдаю за собой рецидивы каких-то странных покупок из сферы «защиты игровых компонентов». Недавно вот купил на предзаказе карточной «Войны кольца» протекторы с принтом на рубашке. Ну вот нафига!? Правда, у меня есть смягчающее обстоятельство – дело было вечером 17 марта и я сидел в пабе, отмечая святого Патрика. В такой ситуации всякое может случиться.
100мкр? Вы используете протекторы толщиной 100 микрон и заколачиваете их в тесные органайзеры?
Ну теоретически можно измыслить столь массивный презерватив, что при его использовании половой акт станет совершенно невозможен. Одумайтесь.
Рябухин - ласточка!
Большой актёр. Глубокий ум.
Завидую. Просто завидую.
> Шутка с бородой
Но по-прежнему смешная.
Когда читаю о "вырвиглазном" дизайне юбилейного издания Замков, всегда вспоминаю анекдот про проститутку, которая выходит от клиента и говорит: "Ну да. Ну ужас. Но не ужас-ужас-ужас!!"
Верно. Мы теперь всегда будем думать об этом нашем товарище, как о том, "кому крауды в коробку напердели".
Страница 15 правил, пояснение у соответствующего символа: "начиная с вашего следующего хода вы сможете покупать указанный ресурс у банка по цене в одну монету за единицу".
То есть надо платить одну монету без учета ресурсов у соперника.
Очень сочувствую, но китайцы тут ни при чём, игра напечатана в России, в г.Электросталь.
Я не очень вас понял, по какому описанию карт должно быть 300. Когда я первый раз открывал полное издание и идентифицировал компоненты базы и дополнений, получилось 377 карт. Как у вас. Карты, кстати, пронумерованы в правом нижнем углу.
Может, у вас тоже полное издание, а вы ориентируетесь на количество карт в базе?
У меня тоже есть английский доп, но я колебался: не взять ли локализацию вопреки правилу по возможности не покупать ничего у Хобби геймс? Теперь понял, что брать не следует.
Остаётся только одна небольшая проблема: как полноценно замешать базовые локализованные полуколоды "a" и "b" с английскими Artifex и Bubulcus? В идеале нужны протекторы 59x92 с цветными рубашками. Но нигде не могу найти.
Я бы пояснил так. Карты всегда приносят очки тому, кто является их владельцем. Помимо того, что это общее правило, видимо, для всех настольных игр, в разделе "Гражданская победа" прямо указано: победные очки за ВАШИ здания (синие, зелёные, жёлтые и ФИОЛЕТОВЫЕ карты). Напомню, что фиолетовые - это гильдии.
А вот сколько монет и очков принесёт вам ваша гильдия - вопрос открытый. Принесёт столько, сколько их можно получить в более развитом городе. При этом, конечно же, в ходе партии положение может измениться, и сначала для подсчета монет будет выбран один город, а победных очков - другой.
Ну да. Кажется даже, что в конечном счете тематичность или абстрактность игры - это вопрос силы воображения.
Спасибо, коллеги, за ясные и подробные комментарии.
Подскажите, пожалуйста, а для Deus нужен доп?
Какой сарказм, о чем ты? Скорее самоирония.
Твой комментарий реально расставляет верные акценты, о которых приходится иной раз вспоминать при оценке предложений сделать предзаказ.
Давно нуждался в вашей терапии, доктор. Правда, не по поводу TMB, а по другим играм, вызывающим навязчивый позыв к покупке.
Правила никак не ограничивают нас в количестве дополнительных ходов, которые мы можем сделать при строительстве чудес света. Поэтому да, можно построить четыре чуда подряд.
Есть ли в этом смысл? Я бы сказал, что такие ситуации вполне возможны. Например, в третью эпоху у вашего партнера уже три чуда, дело идет к концу, а вы хотите построить чудес света больше, чем он. Или если расклад на столе таков, что надо обязательно убирать подряд несколько нужных вашему сопернику карт. Всякое бывает.
Но по общему правилу дополнительные ходы стараешься как-то равномерно распределить по дистанции.
Повторный ход, который дает чудо света - это новый ход. Поэтому при его совершении все здания вашего города будут вновь производить ресурсы. Включая дерево, о котором вы говорите.
С вашей высокой оценкой игры согласен, но не уверен в справедливости выводов о продаже карт, как эффективной стратегии. Если действовать, как вы выразились, «совершенно тупым способом», то есть просто продавая все карты подряд, то можно заработать только 20 очков. Это ничтожно мало для победы. Если активно строить здания на желтых картах торговли (тем самым повышая цену продажи остальных карт), можно заработать больше денег и очков. Но такая стратегия легко контрится, ведь желтые карты привлекательны для обоих игроков. Однажды я собрал очень хороший «желтый» сет и активно продавал, но противник всё равно уделал меня по всем остальным направлениям: у него были все необходимые дешевые ресурсы (я ведь не строил коричневых и серых зданий, повышая для него цену ресурсов), он легко строился, чуть не победил по военному преимуществу, а при подсчете очков опережал меня раза в полтора.
До сих пор нахожусь под впечатлением, как осенью 2014 совершенно случайно попал на Игрокон в Доме художников и увидел, помимо всего, что можно было там увидеть, огромные тайлы Каркассона, которые увлеченно выкладывали игроки.
В результате дома появилась коробочка с игрой. Когда разобрался с правилами, на голову мне "упал потолок". Я-то думал, что настолка - это тот гусёк из пионерского лагеря, в который никто играть не хотел. А тут стал то ли демиургом, заново созидающим Францию, то ли рыцарем, отжимающим города. Несколько месяцев ни о чем думать не мог, только о Каркассоне.
Сейчас, конечно, спокойнее отношусь, но всё равно нервничаю, когда при мне ругают эту игру.
Влом?
Жаль.
Мне интересны как ваше мнение, так и завершённость высказывания как метод.
Кстати, я ведь не писал, что ваше отношение к новым и б/ушным играм плохо. Я сам такой! Просто отметил, что это, пожалуй, не эстетство.
А что касается риска быть обманутым на барахолке, обратите внимание, что, например, на авито добросовестные продавцы будут отмечены сотнями отличных оценок и превосходных отзывов. Продавая даже б/у игры, они передают их покупателю в безукоризненном состоянии. Вы скоро найдёте таких и будете следить за их лотами.
Рад Вашему прибытию сюда, но во втором абзаце Вы описали не эстетство, а что-то вроде мизофобии, коллега.
Интересный текст. Автор ловко подал расхожие стереотипы и штампы. Будучи собраны в одном месте, они ещё сильнее демонстрируют свою ограниченность и ущербность.
Конечно, пришлось добавить резюме в конце (ну чтобы точно все поняли), но это, видимо, не очень помогло, потому что недовольные остались.
298 на 208.