| Башня анонсов (часть 3) | |
| Подборка любопытных анонсов настолок за последнее время. | |
| Самые ожидаемые игры 2026 года | |
| Самые ожидаемые игры 2026 года по версии ИвН News. | |
| Идут сборы на Goblin Party | |
| Легковесная карточная игра про месть гоблинов героям. | |
| Заканчиваются сборы на Dungeon Pages: Underboss | |
| Roll-and-write про паззловые походы героев в подземелья. Или, напротив, игру за ... | |
| С миру по предзаказу (23.11-05.12) | |
| Предзаказы локализуемых игр за последние недели. | |
![]() |
| 8.0243 |
![]() |
- |
Статья от блога "Олег об играх"

Данный список — мой ежегодный взнос в крупнейшее голосование People's Choice Top 200 Solo Games, которое проводится в каждом октябре. Активно играть в одиночные режимы я начал весной 2020-го, во время карантина. Когда открыл для себя Tabletop Simulator, но времени и желания было гораздо больше, чем оппонентов. А серьёзно увлёкся этим занятием с 2021-го, из-за чего как раз сохранился мой первый топ от участия в 2021 People's Choice Top 200 Solo Games в 1-Player Guild. Но я постил только на BGG, а теперь пришло время и в своём блоге, наконец!
Почему я вообще играю в одиночку, пожалуй, тема за рамками данной статьи, поэтому решил вынести в отдельную. Но, если вкратце, то: огромный выбор игр любой сложности, не надо никого уговаривать поиграть именно в твоё, нет ни проблем даунтайма, ни альфа-игрока. Ну и, наконец, порой просто не хочется общаться, а хочется наслаждаться хобби на своих условиях. По ощущениям, на соло приходится условно 50% моих партий. Так что всё в балансе. Те, кто утверждает, что игры ДОЛЖНЫ быть социальными, покажите мне нотариально заверенную долговую расписку, где это чётко указано. Ничего они не должны. Но я-то и на компьютере всегда играл синглы, а всякие Доты, CS и ММО для меня нонсенс.
С годами заметил такую закономерность: про некоторые вспоминаю раз в год, как раз, когда надо составлять топ. Обновляю впечатления в TTS, думаю «крутая, надо бы уже свою коробку купить», и забываю ещё на год, до следующего топа. Считать ли вообще их любимыми при таком раскладе, непонятно. Коробки с самой верхушки топа достаются стабильно и регулярно, а те, что пониже, раз в иногда. И смысл покупать свою? Живу, скорей, воспоминаниями, что когда-то было круто. Но всё больше понимаю, что нужно делать волевой выбор на что тратить время-деньги-силы, а не пытаться объять необъятное, как я за последние несколько лет. У меня, конечно, нет большой пыльной коллекции, зато есть все модули мира для TTS. 2023-й для меня стал переходом от эпохи исследований и открытий к эпохе стабильности и любимости.
С одной стороны, нашёл относительно постоянную ячейку, которая обеспечивает насыщение. После одной-двух плотных игротек в неделю игрометр обычно заполняется. С другой стороны, наигрался, и чуть сменились приоритеты. Сумел оклематься от многолетнего профессионального выгорания, и теперь «сесть порисовать» всё чаще выигрывает у «поиграть в соло», что очень хорошо и для профессионального развития, и для духовного равновесия. Такой у меня характер: когда я врываюсь в новое хобби, всегда обсессивно обжираюсь до тошноты. А когда, наконец, наступает пресыщение, то успокаиваюсь, и потребляю в меру. Так что получается, что в некоторые здесь я не играл аж с прошлого года, и они едут на былой любви. Не во всё успел поиграть за год, из чего делаем вывод, что 640 Кб 20 игр должно быть достаточно для каждого. Но я хотел вас порадовать максимально качественным и широким списком, потому что в блоге моего ультимативного топа ещё не было. Считайте, что это список сразу за 3 года, и 80% будет актуально на годы вперёд, а не только сегодня.
Раньше в топе было несколько простых филлеров, но обнаружил, что я в них просто не играю. Если уж есть настроение, я больше любитель напрячься и погрузиться, из-за чего на полках постепенно оседает концентрат духоты. А если есть 20-30 минут, то занимаю я их не настольной игрой. Либо могу скоренько потыкать в приложении. У меня, в силу специфики профессии, очень редко есть интеллектуальное напряжение. Но очень много эмоционального. Даже предполагаю, что это прямая причина того, что для одиночной игры я выбираю именно сложные механические головоломки, дающие честный и прозрачный вызов. И бешусь от тех, которые стращают нечестным рандомом во имя драмы. Мне расстройств и в жизни хватает, а от хобби я жду стабильности и эскапизма, а не американских горок. А с чем реально проблемы в коллекции, так это с хорошим насыщенным мидкором на часок. Причём это и соло и мультиплеерных коробок касается. Из-за этого бывает, что в филлеры неохота, а в хардкор тяжело и долго.
Постепенно сформировалось как будто два разных подхобби. В одиночку люблю играть в сложные и мозгодробительные игры. Не нужно рассказывать правила, бесконечно сюсюкать с каждым по нюансам, можно душнить часами, либо не спеша наслаждаться атмосферой. А игротеки больше ради социализации и фана, и там меня наоборот бесят даунтайм, длительность и духота. В огородные головоломки вчетвером будто никакого смысла садиться, одна усталость. Нередко возникает вопрос: а зачем вообще в такой-то игре другие игроки? Получаются разные коробки для разных ситуаций. Мой девиз — каждой игре оптимальный состав! Голоса по количеству игроков на BGG почти всегда адекватны. Игнорирование этого принципа нередко приводило к разочарованиям. Любителям извратов вроде Рыцаря-мага на шестерых дай Бог здоровьичка!
Пачка почётных упоминаний, условно топ-50. В некоторые раньше играл и наигрался, некоторые вытесняются в пользу других слишком похожих, либо не получается им уделить должного внимания после первого знакомства. Суть в том, что, если б моего топа не существовало, играл бы в эти, и в ус не дул. Просто больше 15-20 любимых в относительно регулярной ротации толком и не нужно, всё равно не поиграешь. По ссылкам есть краткие мнения.
Конвертаторы очков вариативной душности: Great Western Trail: Argentina, Circadians: First Light, Underwater Cities, Trickerion: Legends of Illusion, Trismegistus: The Ultimate Formula, Bonfire, La Granja
Увэ Розенберг: Caverna: Cave vs Cave, Caverna: The Cave Farmers, Oranienburger Kanal, Agricola, Le Havre, Glass Road
Заштриховки клеточек: Three Sisters, Fleet: The Dice Game, Rollway Station, Tramways Engineer's Workbook
Атмосферно-приключенческие: Arkham Horror (Third Edition), Lord of the Rings: The Card Game, Sword & Sorcery, Robinson Crusoe: Adventures on the Cursed Island, Legends of Andor
Филлеры и казуалки: The Search for Planet X, Limes, Sprawlopolis
Про войну: Space Empires: 4X, Cloudspire
Лучшее неофициальное соло: уж третий год как это Mautoma для Брасс Бирмингем
Не оправдали ожиданий: Hamlet, Atiwa, Planet Unknown
Самые переоценённые из голосования 2022: Sentinels of the Multiverse, One Deck Dungeon, Maquis, Dwellings of Eldervale
Виртуальная неопробованная полка позора из народных соло-топов всех времён: Cloudspire (только одна партия), Renegade, Dawn of the Zeds, Gloom of Kilforth, Shadowrun: Crossfire, Final Girl, Kingdom Death: Monster, Tainted Grail
Далее топ любимых постараюсь рассмотреть с позиции именно одиночных режимов, а не проекта целиком. Для подробностей дам ссылки на соответствующие посты в своём блоге. Игры расположены в очень эфемерном порядке возрастания любви, по зову сердца. Почему такое странное число? Мне кажется более правильным сделать отсечку там, где уже есть что написать, а не принципиально на двадцати. Чем ближе к первому, тем стабильнее места. Первые 10-15 идут плотно, а вот остальные могли бы меняться местами от настроения. Если 28 штук нижеследующих вспоминаются ещё с относительной регулярностью, то игры выше совсем редко, и многие я вообще не трогал в 2023.
(я редко фотографирую, поэтому почти все картинки взяты с boardgamegeek)
Лиссабон

Любимый состав игроков: 3
Соло режим: автома
2021: ~#28-39?
2022: #23
2023: #28 (-5)
Магнум опус Виталия и квинтэссенция его таланта. В мультиплеере получше, но я не смог найти людей, которые в состоянии самостоятельно прочитать хотя бы несколько строк памятки, и с ними можно играть без сюсюканья по каждому телодвижению. В течение нескольких часов выступаю громкоговорителем так, что голос начинает садиться. И сам не поиграл, и только раздражения накопил. Вот честно, я просто не хочу её больше вывозить никуда. Думал в одиночку будет доставать легче, но по итогу получается, что это просто не очень как соло игра. Ни одна из партий в собственную коробку не порадовала до уровня «не зря столько денег отвалил». Возможно, покинет и топ соло, и топ любимых. Но для меня огромным преимуществом является то, что в соло не надо рассказывать правила. Потому что хостить Лиссабон — мучение, а не удовольствие.
Здесь у нас старый бот от Ласерды, и боты у него традиционно так себе получаются. Плюс эта дурацкая система званий, где ты должен играть не как пойдёт, а обязательно собрать сеты того, вот того и этого. Многие предпочитают игнорировать, и играть только на очки. Я тоже. Также бот детерминистичен, то есть можно парализоваться от просчёта почти всех его действий на всю игру вперёд. Я такое очень не люблю, и просто дальше хода вперёд не считаю, с ожидаемым результатом. Далее, он не платит вообще ни за что, не делает перерывов на продажу товаров или что-нибудь ещё, а тупо фигарит очки как бешеный. Некоторые пишут, что его можно абьюзить, заставляя тратить очки вместо влияния, и поэтому игра ломается. У меня не получалось. В итоге он меня просто дрючит с отрывом в 30-70. Короче, бот не очень, но хотя бы простой и без головной боли. Пытался осилить фанатский SoloPlay Variant for Lisboa, и охренел. Вот там как новую игру учить вообще. Поэтому иногда поигрываю скорей потому, что коробка лежит, а не потому, что топ соло.
Дорожные сети
+ дополнения (опционально)

Любимый состав игроков: 1
Соло режим: побей свой рекорд
2021: #5
2022: #19
2023: #27 (-8)
Простая рисовалка дорог с менеджментом рисков на кубиках. Надеешься успеть соединить своё амбициозное количество висящих тупиков, и радуешься если получилось. Даже обилие случайности на кубиках не смущает, потому что игра слишком короткая, чтобы серьёзно горевать. Взаимодействия здесь нет, поэтому для одиночных посиделок подходит идеально.
Как и другие мелкие игры, со временем уезжает из топа просто потому, что я не использую соло-настолки как филлеры. Скорее всего, уедут насовсем. Но, пока не наскучил жанр рисоваек, было приятно. Просто наигрался в свою синюю версию, и надоела. Новая серия Railroad Ink Challenge плюс миллион мини-модулей могли бы вдохнуть новую жизнь. Пару раз попробовал зелёную в TTS, и остался доволен. Но коллекционка филлера звучит абсурдно, а из-за кубов там тонна пластика. Есть мысли накустарить допов к домашней коробке, но тоже не настолько хочется, чтоб запариваться.
Краткий отзыв про любимые рисовайчики.
Картографы

Любимый состав игроков: 1
Соло режим: побей свой рекорд
2021: #9
2022: #21
2023: #26 (-5)
Ещё одна дзен-рисовайка, где просто радует закрашивать клеточки. Главная проблема одиночной игры в том, что она подвержена слишком большому числу случайных аспектов как в раскладке, так и в процессе. Из-за этого свой же сегодняшний счёт почти бессмысленно сравнивать со вчерашним. Поэтому играл в неё просто как релакс, даже цветные фломастеры не ленился брать для этого. Красиво заполнять пустые клетки разными формами приятно, как ни крути.
Некоторые пересели на цифровое приложение с daily challenges или на форумах BGG есть неплохая ежемесячная движуха, где всем выдают одинаковые вводные. Как и с Дорожными сетями, я банально наигрался в Картографов, хотя когда-то нравились. Допы и сиквелы не пробовал. Думаю, в следующем году из топа упадёт.
Краткий отзыв про любимые рисовайчики.
Pax Pamir. Большая игра

Любимый состав игроков: 3-4
Соло режим: автома
2021: ~#28-39?
2022: #25
2023: #25
Одна из самых уникальных игр, подобный опыт получить просто негде. Мультиплеер и соло почти как две разные игры на одном движке. После разочарование в Верле и в Памире здешний соло режим остался последним бастионом. Автома душит свирепой эффективностью, и не даёт вздохнуть ни хода, разыгрывая в полтора-два раза больше живого игрока. Что вынуждает хитрить и абьюзить тупость картонного интеллекта. Хотя получается плохо, и не помню, чтоб выигрывал без косяков по правилам в свою пользу. Но крутой карточный движок почти не имеет альтернатив. Разве что игры Эклунда, где нет нормальных ботов.
Несмотря на довольно удачную реализацию и народную любовь, для меня Вакхан — одна из самых нелюбимых автом в настольных играх. Она находится в очень странной позиции, когда и не симуляция игрока, и не абстрагированный бот, а что-то среднее. Бесконечные приоритеты, исключения и микроправила могут порой ход бота сделать сложнее собственного. Я не уверен, что хоть один раз безошибочно отыграл все алгоритмы. Понятно, что нужно вообще быть благодарным за неплохую одиночную опцию в игре, которая, казалось бы, вообще для этого не подходит. Но раздражения это не снимает. Так как купил на хайпе, дома коробка лежит, поэтому изредка раскладываю и в соло тоже. Но специально сейчас не стал бы искать для этой цели.
Подробнее про Памир и Верля здесь.
https://vk.com/wall-206209405_2339
Мрачная гавань либо Челюсти льва

Любимый состав игроков: 1
Соло режим: выполнение цели
2021: ~#40?
2022: #24
2023: #24
Удивительно, но да! Игра, которую я уважаю, но не очень люблю. Кампания Челюстей на троих даже стала разочарованием прошлого года. Как тактическая головоломка — чуть ли не лучшее, что сейчас есть на рынке. Но сюжет убогий, мир неинтересный, кампания скучная, сценарии репетативны до зубовного скрежета. 10 раз подряд вырезай монстров одинаковыми картами в одинаковых коричневых коридорах почти без разнообразия.
В одиночку сглаживаются случайность от кооперативного выбора карт и обрыдлость управления единственным персонажем. Оно хорошо работает для кооперации без альфа-игрока, но порой реально бесит, потому что может убить тебе ход в ноль. А в соло можно читерить как хочется, откатывать, анлокнуть все карты, игнорируя прокачку. И что ты мне сделаешь, Айзек?! Но увеличивается боль от фиддлинга и слежения за мелочами. Даже были мысли в цифровой версии позависать, но как-нибудь в другой жизни.
В который раз транслирую свою ересь, что предпочёл бы её с одиночными сценариями с генерируемым сетапом в духе Рыцаря-мага или короткими кампаниями с разнообразием в духе карточного Ужаса Аркхэма. По плану допройти в соло свою коробку Челюстей, раскладывая раз в полгода.
Space Hulk. Ангел смерти

Любимый состав игроков: 1
Соло режим: выполнение цели
2021: #27
2022: ~#27-50?
2023: #23 (+4?)
Элегантная игра от FFG звучит как нонсенс, но так и есть. В колоду карт, единственный кубик и 30 минут времени запихнули почти всю суть гроба с миньками. Драматическое приключение с превозмоганием и атмосферой Вархаммера и Чужих. Да, можно умереть от одного броска кубика, но и партия слишком коротка, чтобы бомбить от этого. Квинтэссенция жанра в миниатюре, без кикстартеров за 100+ баксов. Часто жалуются на худшую в мире книгу правил, но я как-то научился по ютубу, и не прочувствовал. Рекомендую памятку от Universal Head.
Но скажу честно: мне повезло ухватить с барахолки за бесценок, именно поэтому иногда попадается на глаза, и раскладывается. Жанр не мой, и специально искать раритет за оверпрайс я бы не стал, как и в TTS другое бы выбрал. А так нравится.
Канбан. Электро

Любимый состав игроков: 3-4
Соло режим: автома
2021: -
2022: #20
2023: #22 (-2)
С годами к Канбану заметно потеплел, и не в последнюю очередь из-за удачного соло-режима от Турци. Это одна из самых сложных автом, которыми я оперировал, +30-50% правил сверху базовых. А памятки и иконографика рассчитаны на мультиплеерную игру, а не соло, поэтому все исключения придётся держать в голове, либо зарываться в алгоритмы каждого чиха от ботов. С другой стороны, это идеально вписано в тему, и содержит одновременно двух ботов с разными характерами, которые могут довести тебя до увольнения, а не просто считают очки. Можно проиграть на первом же подсчёте, что покажется бездарно потраченным временем. Как и во всех играх Ласерды, даже здесь сохранились дурацкие уровни званий в конце, которые помимо победы по очкам заставляют собирать какие искусственные условия, типа собрать по одной машинке каждого цвета, что в отдельной партии может вообще быть идиотским решением. Как и многие, я тоже голосую за игнорирование этой фигни, и считаю только победные очки.
Кроме общего разочарования в Ласерде, здесь ещё и комбо из автомобилей и корпоративной культуры — худшие темы, что можно придумать. Пробовал поиграть под омерзительный плейлист Corporate Business Music Playlist (1 hour) Light and Upbeat Background Music For Business, чуть не блеванул. +100% к антуражу, рекомендую! Многим нравится как супер-тематичная игра, и я никогда этого не понимал. Сыграл 10 партий, и для меня это до сих пор абстракт, в котором надо запомнить правила потому что потому. Когда я стал представлять, что за пределами завода существует только бездушная белая пустота, всё стало на свои места. Это лимб, куда попали безлицые души эффективных менеджеров, которые только и делают, что проводят совещания и крадут друг у друга машины. Они застряли между раем и адом и приговор — вечностью. Врядли Ласерда задумывал именно такое, но если всё же так, то он гений.
Откладывая в сторону жирнющий сарказм, я бы сказал, что это лучший Ласерда для соло. Меня может даже само наличие крутого режима воодушевляет больше, чем процесс игры. У него очень своеобразное взаимодействие игроков и вариативная длительность партии, ну и я часто жалуюсь, что головной боли стало больше, чем удовольствия. Но всё же считаю, что сложным играм положены сложные боты, а не халтурка, как в Лиссабоне. Не ахти какой фанат Канбана, но именно благодаря регулярным партиям в чужую коробку на моей передержке потеплел к игре в целом, и хоть как-то её понял.
Чёрная соната
+ Прекрасный юноша (опционально)

Любимый состав игроков: 1
Соло режим: выполнение цели
2021: ~#28-33?
2022: #22
2023: #21 (+1)
Две несложных идеи: про догонялки и про дедукцию трёх символов. До сих пор немного поражает задумка скрытых перемещений в соло без приложения. Если честно, думал, что буду чаще в неё играть. Даже дополнение на радостях схватил, которое многие хвалят. Увы, даже дополнительные модули не спасли для меня игру от некоторой суховатости и репетативности. Они добавляют несколько модулей для новых задач и усложнения дедукции, но не меняют игру кардинально. Впрочем, в этой нише альтернатив не особо много, так что под настроение заходит. В Планету Икс я в итоге наигрался, а в Сонату пока нет.

Любимый состав игроков: 1
Соло режим: выполнение цели
2021: -
2022: -
2023: #20
Соло-сюрприз года. Неожиданно для меня самого попала аж в двадцатку. Возможно потому, что казуалок в топе почти не осталось, и она отдувается за нишу простых и в меру азартных филлеров среди засилья тяжеляка. За непритязательным внешним видом скрывается самобытный и бодрый декбилдер про зомби, которые затасовываются прямо в колоду игрока, и меняют подход к колодострою. Твоя же колода может играть против тебя. Манипуляции с составом карт — вообще самое интересное в этом жанре, и должно быть на первых местах. А не так, что только пару штук за партию добавишь. Плюс мультизадачные карточки — ещё одна моя слабость. Исключаются очевидные автопилотные ходы, как в Звёздных империях и их клонах. Таким образом, игра решает сразу две мои самые большие претензии, и автоматически влетает в топ декбилдеров.
Номинально кооператив, но по факту звучит как три параллельные соло игры, непонятно зачем. Смущают, конечно, высокая доля случайности, а также визуальная уродливость. Может наиграюсь и быстро надоест, как и другие несложные филлеры до неё. Глубины большой здесь нету. Но пока нравится. Всё же сильно интереснее, чем кажется со стороны.
Борьба за Галактику
+ Перед бурей

Любимый состав игроков: 2
Соло режим: автома или выполнение цели
2021: #8
2022: #14
2023: #19 (-5)
До сих предпочитаю её в дуэли, или втроём тоже неплохо. Бот из The Gathering Storm интересный образчик старинной автомы, а засим подвержен рандому: считает миры на 0 и на 7 очков одинаковыми в плане розыгрыша. А если нафармит трек товаров, его не остановить. Есть альтернатива в виде Race for the Galaxy Solo Campaigns, но там совсем пасьянс на выполнение заданий в одиночку. Больше в цифре играю. Но игра до того гениальная, что даже в соло нет-нет да раскладываю, пусть это и не самый любимый вариант. Тем более, что за 20-30 минут даёт неприлично много интересных решений. У меня и альтернатив-то толком нету с такой плотностью геймплея на минуту времени. Сплошь какие-то длиннющие игры.
Рассказывал про разные соло-режимы на прошлогоднем соломарафоне.
Техену. Обелиск Солнца

Любимый состав игроков: 1
Соло режим: автома
2021: -
2022: #26
2023: #18 (+8)
Я не большой любитель итальянских сухарей с прокачкой треков, но изредка Ташини-enjoyer. Пожалуй, самая абстрактная штука в этом топе. Механизмы ради механизмов, и пачка взаимосвязанных мини-игр. От своих собратьев по Т-серии выгодно отличается рынком карт для реиграбельности, а также уровнем интерактивности достаточным для простого, но рабочего бота. Интерес здесь не во взаимодействии игроков, а в ковырянии механик. Если хочется покрутить шестерёночки со скрипом песка на зубах, то один из моих первых выборов.
Смущает, конечно, тотальная абстрактность всего происходящего. И традиционная для итальянцев кризисность действий. Игра за тебя решает что ты можешь успеть за партию, поэтому выбирай только одну-две сферы, и пытайся успеть докачать их до конца. Откровенно один из десятков похожих сухарей, да мне и Т-серия в целом нравится. Просто лично меня из всех почему-то зацепила именно Техену.
+ Solo against Cooper

Любимый состав игроков: 1
Соло режим: автома
2021: #13
2022: #12
2023: #17 (-5)
Мало какие игры дают ощущение кризисности так, чтобы оно было интересным, а не бесящим. Действий с гулькин нос, ресурсов не хватает, критичность первых ходов для того, чтобы движок завёлся. Но при этом игра даёт тебе все возможности и мириады дополнительных микродействий, чтобы выжимать всё возможное из каждого движения. Даже трек очков превращён в источник бонусов. Обычно я не фанат стиля дизайна в духе «ты не успеешь почти ничего, поэтому целься в одну стратегию», но почему-то именно она меня подзадоривает раскусить здешние секреты, а не фрустрирует, как некоторые другие. Как видите, у меня она выше Ласерды или Т-серии. Нет поинтсалата, и медленное увеличение финальных результатов с 15 до 30 очков воспринимается как рост над собой. Каждое чувствуется заработанным. А прокачка планшета, разведение огородов и длинные комбо в пределах хода как будто намекают, что играешь сам с собой, и в соло плотно прикоснёшься ко всем интересным особенностям, но не много потеряешь от отсутствия взаимодействия. И со внешним видом здесь всё более, чем в порядке, очень нравится.
Не нравится очень малая вариативность раскладки и некая линейность. В зависимости от выбранной стратегии, может показаться, что снова делаешь одно и то же. Если не идти в карточки зданий, то вариативность раскладки близится к нулю. Бот любопытный, но своеобразный. Выбрав в начале 2 стратегии, он будет долбить в них брутфорсом, и выиграет с отрывом, если его не останавливать. У меня пока не получается даже на лёгком уровне, но играть по-прежнему интересно. Думаю, будет потиху падать в рейтинге, но резко врядли вылетит.
Опустошение

Любимый состав игроков: 1
Соло режим: автома + выполнение цели
2021: -
2022: -
2023: #16
Игра слишком новая, и я не могу сходу поставить её высоко, но сразу понял, что не включить в топ-20 будет преступлением. Слишком много она делает вещей, которые я люблю, и рискует стать чуть ли не любимой игрой: Турци, Mindclash, О’Тул, первоклассное соло, эпическая космоопера с проработанной историей, параллели с Островом духов, характеристика лучшей игры года от людей со схожими вкусами. Местами даже слишком хорошо, чтобы быть правдой. Она как будто делалась для одного игргока: сложные правила, большая длительность, душнейшая детерминистическая боёвка, и богатые возможности для паралича на 10-20 минут. Здорово, что они сделали такой упор на соло режим, отказавшись от традиционной автомы, и придумав почти вторую игру про защиту от Пустоты. Как я и писал, пока что мультиплеер здесь для меня видится как побочный режим под настроение.
Хотелось бы меньше очкосалатности, меньше паралича, меньше бухгалтерии, меньше заныриваний в правила, больше асимметрии и ещё больше лора. Но я очень редко встречаю игры, которые будто из моих фантазий выпрыгнули. Меня она зацепила, потому что многое здесь в моём вкусе, хоть и не абсолютно всё. Имеет все шансы взлететь в самый верх, но всё зависит от тяжести донесения до стола. Боюсь умереть от раскладки и фиддлинга физической коробки, когда та приедет. Некогда играть в Рыцаря-мага, поэтому давай наберём ещё больше неподъёмных эпиков, ура!
Моя огромная и подробная статья здесь.
Ужас Аркхэма. Карточная игра
+ бесконечные дополнения

Любимый состав игроков: 3
Соло режим: выполнение цели
2021: #17
2022: #17
2023: #15 (+2)
Уже надоело писать про неё, так как ничего нового не скажу. Очень необычный гибрид сюжетного кубомётного приключения с драмой и рандомом, а также коллекционной карточной игры с высокой сложностью и метагеймовыми сборками. И геймплея завезли, и нарратива вменяемого. Взяла и всё самое лучшее от обеих ипостасей, и всё самое худшее от них же. И радует, и бесит. Но всё-таки лучшая PvE коллекционка на сегодня, за малым количеством конкурентов. Купирует мою MtG-зависимость в ремиссии.
Втроём два товарища спасают моё седалище от обугливания из-за неконтролируемого рандома и кривых правил от FFG. Но в одиночку с настольной лампой и любимыми музыкальными подборками получается +100% к атмосфере. Да и вообще в соло проще играть как тебе заблагорассудится, что обеспечивает более плотный контакт с личным приключением. Сюжетно лучшие воспоминания от первого одиночного прохождения базы и Данвича. А вот механически-геймплейно как раз от партий втроём, потому что персональные колоды и обилие механизмов идеально правят проблему альфа-игрока, и стимулируют реальный кооператив и обсуждения.
Порой её становится слишком много. Я уже старый, чтобы преданно фанатеть по единственной игре, как по MtG в детстве. Хочется понемножку в разное, и умеренно. Так и не понял нужна ли в соло коллекции, но продать пока рука не поднимается.
Длительная летопись моих приключений по тегу Ужасов Аркхэма.
Runebound Третья редакция
+ Нерушимые узы (обязательно)

Любимый состав игроков: 1
Соло режим: выполнение цели
2021: 12
2022: 18
2023: 14 (+4)
Вверх в рейтинге пополз скорее потому что другие игры надоели, а Рунбаунд так и нравится на одном уровне. С годами всё больше ценю стабильность. Довольно нетипичный для меня жанр, и он в одиночку отдувается за все приключенческие игры с высокой долей случайности. Но чуть более структурировано и механически интересно. Даёт почти всё, что хотелось бы от такого времяпрепровождения: лубочный фэнтезийный мир «додумай сам», великолепное оформление, чувство прогресса и завершённости от одной партии, достаточно приключений, но и достаточно тактики. Ближе всего Ужас Аркхэма 3-ей редакции, но тот намного ниже.
Пробовать в соревновательном режиме большого желания не возникает, тем более с малым взаимодействием и большим даунтаймом. В кооперативе на двоих было нормально, но в таких играх для меня максимально важно создать правильное настроение со строго подобранным данжен синтом в колонках и комфортным темпом. Да и то часто такого не то что бы хочется. Хотя постепенно пришёл к мысли, что лучше играть одному за двух героев, потому что они могут покрыть разные углы карты, и иногда нужно письмом пересылать друг-другу слишком далёкие квесты.
Главное, что не нравится — это жёсткий таймер и высоченная сложность. До прокачки бои с любым монстром кажутся невозможными. Сначала радостно бегаю по красивому миру, а потом без шансов сливаю финальному боссу. Подумываю просто забить на «правильность», и начать играть с хоумрулами в своё удовольствие. А муторный сетап и правила FFG не добавляют радости. Играю чуть ли не раз в год в TTS, а своих коробок так и не надумал накупить.
Конец вечности
+ дополнения, либо другая базовая коробка

Любимый состав игроков: 1
Соло режим: выполнение цели
2021: #25
2022: #13
2023: #13
С одной стороны, это один из лучших соло декбилдеров. Идеальный фастфуд для своих временных рамок: страдаем, выживаем, решаем кризисы, прокачиваемся, пытаемся успеть дать сдачи до проигрыша. Отсутствие перемешивания колоды — неможно перехайпленная фича, но вкупе с адекватным менеджментом руки и некоторыми приколюхами даёт в разы больший контроль над своими ходами, чем обычно в этом жанре.
С другой стороны, хочется, чтоб они делали что-то интересное с этой формулой. Уникальные боссы у них получились, и каждый требует своего подхода, который интересно искать. А вот персонажи и карты игроков нет. В основном это 20 способов запустить файерболл, либо что-то банальное вроде лечения и взятия карты. В New Age уже появляется больше отличий у магов, большее использование всех элементов игры для дизайна карточек, их синергия друг с другом, и даже реиграбельная мини-кампания. Только вот это должно было быть уже в первых допах, а не в десятом. Коллекционный формат выпуска дюжин коробасов совершенно антипотребительский, и новые идеи размазаны невероятно тонким слоем. Вот бы кто-то выпотрошил 20% контента, и собрал ультимативное издание только с лучшим из всего.
Я на распутье: либо продать, и играть эксклюзивно в приложении, либо докупить допов, которые чувствуются как выкачка денег. Собирать рынок и колоды, а потом рассортировывать это обратно мне даже в базе надоедает. Но, как ни странно, но вживую мне нравится играть больше чем в приложении, несмотря на бремя фиддлинга. В одиночку за двух магов работает прекрасно, быстро и прытко. Так как игра — несложный кооператив со множеством детерминизма и открытой информации, то механически другие игроки никак не обусловлены. Только если для приятной компании.
Империи: Легенды
Мне и без Классики хватает

Любимый состав игроков: 1
Соло режим: автома
2021: -
2022: #11
2023: #12 (-1)
Комплексный декбилдер, вырвавшийся из парадигмы «вываливаем карты на стол, и покупаем на что хватило». Одна из самых навороченных карточных игр, дающая огромный контроль над рукой, колодой и темпом игры. Разнообразие карт, элементы таблобилдера на поле и куча асимметричных наций: от нежно отличающихся, до полностью играющих в свою уникальную идею. Игра будто создана для одного человека, потому что взаимодействие очень странное, а весь интерес — исключительно в собственных комбах. Авторы будто знали это: сделали своего бота для каждой из наций, и вообще отдельную книгу правил. Если честно, в чисто карточных играх и аналога-то нет толкового. Причём, что редкий случай, хорошая игра без ненужного оверпродакшена. Просто коробка с картами.
С другой стороны, не лучшая эргономика с мелким текстом, некоторыми дырками в правилах, муторной раскладкой-уборкой и ужасно неудобным подсчётом очков. Также смущает неконсистентность финального счёта с огромными отрывами то в мою пользу, то в пользу ботов, просто лотерея. Поэтому играю ради процесса: покрутить колоду, разобраться в нюансах нации, поудивляться богатой комбинаторике. Один из крутейших чистых колодостроев без поля. Как набор интересных идей и хитросплетений механик очень здорово. Но как серьёзный челлендж для меня не работает. Куча инкрементальных микро-действий с плохо предсказуемым результатом.
Список ключевых особенностей и мои мысли здесь.

Любимый состав игроков: 1-2
Соло режим: самодельная автома*
2021: -
2022: -
2023: #11
Старая и малоизвестная польская игра. У неё есть гораздо более успешные внучата в виде серии Поселенцев и 51-го Штата полного издания. В целом я чаще поддерживаю оптимизацию «лишних» моментов. Но в этот раз получилось не очень. Стали ли её ремейки и последователи лучше? Для рынка да, для приветливости к новичкам да, для плавной играбельности да. Но для меня нет. С обрезанием самых странных и неказистых кусков случайно лишили игру как раз тех жестоких и ограничивающих нюансов, что делают её особенной. Движкострой, мультифункциональные карточки, некоторый уровень взаимодействия, любимый постапокалиптический сеттинг и грязно-винтажное оформление в духе забытых ККИ.
К сожалению, с живыми людьми я играл только пару дуэлей, и мы все были новички, так что я не имею ни малейшего понятия как игра должна себя вести в боевых условиях или на разные составы. Свой соло режим сделал, считайте, под себя, и слепил игру именно своей мечты. Поэтому откровенно рекомендовать всем подряд не возьмусь. Максимально странный, нишевый и субъективный пункт. Ну вот бывает изредка, что проект почему-то влетает в сердечко, будто персонально для меня существует. Сам зафанател, сам сделал автому, сам играю — удобно!
Веет дешевизной и самиздатной кустарностью: кривенькие правила, не всегда логичная иконографика, перегруз мелкими нюансами и аж 12-14 неэлегантных вариантов действий. С другой стороны, как часто бывает, любовь к игре складывается именно потому, что она отличается от других, в том числе своей неидеальностью. И очень редко, но такие могут почему-то угодить в самое сердечко. Если б не сочинил себе автому, в топ года бы врядли попала, потому что это типичная штука, которую сам любишь, но никто никогда не будет с тобой играть.
История знакомства и воспылавшей любви по тегу The New Era.
+ дополнительные гирлоки

Любимый состав игроков: 1
Соло режим: выполнение цели
2021: -
2022: #9
2023: #10 (-1)
Со своего плотнейшего погружения в мир Костей играл совсем мало. Игра очень неровная. Баланс масштабируемости просран капитально. Двоим персонажам слишком сложно, троим нормально, вчетвером, говорят, слишком легко, а одним кажется пустовато. К сожалению, я привык играть как раз с двух рук, что здесь наименее комфортно. Как и баланс сложности авторы в гробу видали. Огромное влияние случайности, которая нарастает в снежный ком после единственного проигрыша. А порой наоборот легчайшая прогулка. Отвратительно кривые правила Chip Theory до сих пор вгоняют меня в тоску, и воспринимаются как порука. «Любишь кататься, люби и саночки возить». Ну и совершенно неадекватные цены за гранью добра и зла. Вероятно, что навеки останется эксклюзивом TTS.
Вместе с тем здесь невероятно крутая асимметрия персонажей, куча обалденных и креативных идей, много разнообразия, интересные тактические паззлы и богатство вариантов развития. Даже мир пусть и не самый проработанный, но по-своему любопытный. У Рыцаря-мага очень мало аналогов такого мощнейшего удовлетворения от прокачки из грязи в князи за несколько часов, и TMB — первое, что приходит на ум. Как и в Аркхэме, тяжёлая асимметрия и множество сущностей нивелируют альфа-игрока, а три пары глаз в кооперативе немножко облегчают слежение за нюансами и дырами в правилах. Впрочем, в солянку это играется замечательно, а рассказывать правила и следить за чужими косяками утомляет.
Огромная статья с разбором всего безобразия.
+ Tea & Trade (опционально)

Любимый состав игроков: 1
Соло режим: побей свой рекорд
2021: #15
2022: #10
2023: #9 (+1)
Ультимативнейшая из ферм с зашкаливающей тематичностью и обилием опций. Ничего лишнего, только хозяйства и огороды! Просто выбирай, и строй что тебе нравится, без всяких кризисов и сложностей. Непонятно почему я так люблю фермы, хотя дачу всегда ненавидел. Некоторые ругаются, что типа абстрактно считать очки... Но как бы здесь всё имеет житейский смысл: срезали торф с болот, затопили им печки, осушили болота, на их местах засадили поля или сарай построили. Нашили рубашек, продали в соседнюю деревню. Мне в удовольствие с этим копошиться. Вдвоём разве что приятое общение или раздражение от занятых клеток. Как таковой осознанной конкуренции нет.
Но потенциальная решаемость пугает. Я читал, что некоторые поначалу стрессуют, когда понимают, что теоретически можно просчитать ВСЮ партию с первого хода. Ведь после не особо вариативной раскладки строений игра совершенно статична. Приходится делать над собой усилие, и запрещать долго считать. Надо словить особый Увэ-дзен, и просто кайфовать от фермерства, разводить зверюшек, пахать полюшко. Дополнение Tea & Trade добавляет классическое «больше всего», но обязательным я бы его не назвал. И главная проблема игры — это необходимость самому придумывать себе занятия. Ничего тебя никуда не толкает, поэтому приходится выбирать произвольно, а опций столько, что за одну партию только малую часть успеешь.
Краткий отчёт по прошлогоднему Увэ-марафону.
Во славу Одина
+ The Norwegians (почти обязательно)

Любимый состав игроков: 1
Соло режим: побей свой рекорд
2021: #10
2022: #5
2023: #8 (-3)
Очередь Увэ Розенберга собрать все свои игры на свете в одного огромного монстра. Тут и фермы, и полимино, и крафтовые цепочки. Казалось бы, перебор, но до чего затягивает здесь копошиться, хочется всё попробовать. Разве что механика тайлов выглядит занадто абстрактной, по сравнению с его другими фермами. Случайный приход профессий есть, но задвинут на второй план. Крутейших карточек из Агриколы не хватает, как и вариативности в раскладке. Благо огромная куча механик и оптимальные впрыски случайности спасают от статичности и полной решаемости, за которые я убрал из топа Каверну.
Играл я даже на четверых однажды, вполне успешно. В отличие от многих, спокойно отношусь к сеансам коллективного пасьянса. Просто зачем? В планшете копаться здорово, а от занятия нужной ячейки испытываешь только раздражение и даунтайм. Какого-то осознанного соперничества я здесь не вижу. Интересно пробовать разные вещи, строить штуки, а потом путать самого себя, потому что хочется успеть и то, и это. Так что находка с двумя цветами рабочих, чтобы блокировать самого себя в разных раундах практически гениальна для такой игры. В целом не против режима побития своего рекорда, потому что интерес здесь скорее от процесса. Но всё равно есть немного проблемы, что надо развлекать себя самому путём произвольного выбора стратегии, и в конце нет чувства выиграл ты или нет.
The Norwegians вроде и классический доп «просто больше всего», но немножко правит и балансирует десятки мелочей, и получается чуть ли не Пир Одина 1.5. Не до степени, что без него не сяду, но раз уж играю всё равно в TTS, то всегда с ним.
Краткий отчёт по прошлогоднему Увэ-марафону.
Маракайбо

Любимый состав игроков: 1
Соло режим: автома
2021: #11
2022: #6
2023: #7 (-1)
Раскидистая европесочница, как антипод жёстким итальянцам и ласердам. Куча карточек, куча возможностей, денег хватает, кризиса особо нет, вариативности выше крыши. Делай что хочешь, везде хорошо, везде очки, дофаминчик капает. И вот за это ощущение свободы и фана сильно нравится. Пфистер далеко не первый дизайнер, который придумал засунуть сразу все свои механики в один проект, но у него получилось лучше, чем у многих. Великий западный путь тоже импонирует, и даже немного Skymines, но Маракайбо их вытесняет. Для меня здесь даже атмосфера Пиратов Карибского моря витает, пусть игра и довольно абстрактна. Но под пиратскую музыку играю всё равно. Хотя колониальная романтика и сомнительная штука, не отрицаю.
Охотно соглашусь, что некоторые механики, особенно доминация наций, лучше работают на большой состав. Но в итоге пласт удовольствия от игры лежит в своём движке и салатнице очков за любые действия, так что в соло теряется совсем немного. Автома, с одной стороны, примитивная, с другой стороны очень простая в управлении. Здесь она даже больше как таймер раунда, чем противник. И кампанию с ней вместе пройду заодно. Сюжет как таковой ерундовый, но предлагает в каждой партии малюсенькое нововведение. Вот тебе такой микромодуль, вот сякой. Короче, мне просто всё нравится в этой игре, и всё тут. Из реально неприятных проблем разве что муторная раскладка.
Покорение Марса
Дополнения опциональны, MarsBot обязателен

Любимый состав игроков: 1-3
Соло режим: автома
2021: ~#28-34?
2022: #8
2023: #6 (+2)
Покорение Марса как встретило меня на закате MtG-аддикции, так и до сих пор в сердечке. Скорее спокойная привычная любовь к нему только укрепилась. Не самая топовая и обожаемая, но квинтэссенция картошлёпов про ресурсики. Мне нравится холодная антиутопическая корпоративная эстетика, и я никогда не могу устоять перед постройкой суперпроектов, чтобы хвастаться перед советом директоров. Иногда настолько увлекаюсь, что забываю, что в игру ещё и играть надо, а не только ляпать орбитальные лифты и повышать доход. Из-за этого мне толком так и не нравился ни дефолтный соло режим, ни TR63 из Пролога. Потому что в них надо играть по-особому, гонкой за терраформированием. Половина карт почти бесполезна, а достижения и награды вовсе исчезают.
Но для меня соло спас Ник Шо, который решил сделать своего бота, а потом выскочил Дэвид Турци, и вместе они прытко превратили фановую разработку в официальную автому с поддержкой всего контента. Ботом очень легко оперировать, и он поддерживает почти всё, что и живой игрок: и драфт карт, и достижения, и постройка на поле, и все-все дополнения, но без перегибов и сложных алгоритмов. Подходит просто идеально, и мгновенно стал одним из любимых.
Играю я очень плохо, в основном сливаю. Осознанно избегаю всяких страток, тирлистов, анализов и опытных марсоводов, потому что люблю игру самой казуальной любовью. Не хочу себе портить впечатления душными партиями. Просто неторопливо дома картейками поляпать под электронный эмбиент. Я ещё и голую базу без Пролога играю, потому что извращенец. Но надо бы, конечно, своим обзавестись.
Старый пост про первую версию бота.
Проект «Гайя»

Любимый состав игроков: 1, 3, 4
Соло режим: автома
2021: #6
2022: #7
2023: #5 (+2)
Цельный завершённый триумф всех сложных евроигр немецкого пошиба без доения дополнениями. Вариативность раскладки, комбинаторика и отточенность механизмов поражают воображение. Для меня она как эталон-отсечка. Когда встречаю новый абстрактный сухарь про бухгалтерию и эффективность, спрашиваю себя: «чем это будет лучше Гайи?». Почти всегда ответ «ничем». Но меня пугает слава Терра Мистики и Гайи как очень сильно вышколенных турнирных игр с вылизанными стратегиями, где за тебя давно всё посчитано, и надо заучивать. Я такое не люблю страшное дело как. А автома как раз позволяет играть в это монументальное произведение казуально и по-домашнему. Мне даже оформление в духе бульварных космоопер заходит. Но на троих-четверых тоже работает шикарно, при наличии желающих.
Непопулярное мнение, но для меня автома здесь не настолько хороша. Она полностью адекватна игре, и делает всё, что должна. Зависит от выбора расы и раскладки поля, но порой кажется, что я играю просто со случайным порогом очков, а не оппонентом, который мне противостоит. В некоторых раскладках создаётся впечатление, что вся игра за тебя решена, а тебе только правильно посчитать. Например, если куча заданий на Гайя-планеты, глупо заниматься какими-то экспериментами. Впрочем, даже это достоинств игры это не умаляет, люблю её.
Рыцарь-маг. Полное издание

Любимый состав игроков: 1
Соло режим: выполнение цели
2021: #2
2022: #4
2023: #4
Не могу сказать, что до восторга его люблю, но не в силах не восторгаться монументальностью дизайна. Законченная игра с невероятным количеством контента, причём без излишеств и небоскрёбов из коробок в половину человеческого роста. А таких успехов в удачной гибридизации евромеханик и приключенческой симуляции почти никто не смог добиться. Эффектов и возможностей бесчисленное множество, но при этом правила это выдерживают и не разъезжаются во все стороны на бесконечные FAQ и спорные ситуации как у FFG или Chip Theory Games. Получается приключенческая игра с продуманным зубодробительным геймплеем и огромным разнообразием. Даже 12 лет спустя готова показать мастер-класс всем новомодным гибридам. Воистину глыба и уникум.
Чувство прогресса от неизвестного бродяги до эпического героя за несколько часов просто грандиозное, и почти нигде не повторено. Хотя иногда хотелось бы немного разбавить строгие битвы какими-нибудь побочными квестами на путешествия, как в Runebound. Игре вообще не нужны ни кампания, ни превращение в RPG, но разнообразие помимо боёвки было бы неплохо. Даже на двоих-троих теоретически работает, но неясно зачем, потому что удовольствие здесь в игровой системе, а не в конфронтации. В кооперативе будто 5 часов играете две параллельные соло игры, пусть и с одинаковой целью.
К сожалению, классический порочный круг Рыцаря-мага, из которого я не могу вырваться: правила сложные, игра тяжёловесная, поэтому партии долгие, поэтому нечасто есть силы, поэтому играю редко, поэтому не могу комфортно ориентироваться в процессе, а значит лень часто раскладывать, из-за чего снова что-то забывается и так далее. Завидую людям, которые за несколько часов могут разложить. Для меня это полдня и бесконечные уточнения правил. Либо на ночь оставлять. На большее, чем несколько раз в год, меня не хватает, и с большой вероятностью будет падать в топе.
Нусфьорд

Любимый состав игроков: 1-3
Соло режим: побей свой рекорд
2021: #3
2022: #3
2023: #3
Рекомпиляция идей Увэ Розенберга в невероятных 30 минутах партии или 60 минутах мини-кампании. 21 действие, чтобы построить свою рыбацкую деревушку и посчитать очки. Дедовское выставление рабочих низведено обратно до самой базовой сути, добавлен прикол с дедами-старейшинами, и бахнут гениальный рынок карт. В соло почти нет особых правил, кроме блокирования самого себя на поле. Шедевр готов. Вариативность раскладки для такой, казалось бы, примитивной игры просто божественна. Из-за обилия карточек никогда не будет одинаковых партий, а сами карточки содержат любопытные и неочевидные эффекты, которые интересно комбинировать и изучать. Есть и банальности в духе поменять 1 дерево на 2 рыбы, но они в меньшинстве, в отличие от игр-конкурентов, где только такие карты и есть.
В одиночку смущает, разве что, почти полная безрандомность. Но я всегда играю на фан от комбинаций, а не на оптимизацию финального счёта. Удивительно, но работает ВСЕМИ составами от 1 до 5. Я уже даже не знаю какой мой любимый. Если честно, за 34 партии поднадоел уже малость, поэтому может даже на игротеку с большим интересом сношу, чем дома раскладывать. Но в 30-минутном слоте соло альтернатив почти нет, а игра всё так же хороша, как и раньше. И главная её заслуга — непоколебимая стабильность. Сколько играно, и не подводила ни разу. Всегда знаешь, чего ожидать, и всегда это получаешь.
Анахронность
+ все модули (обязательно)

Любимый состав игроков: 1, 3
Соло режим: автома
2021: #4
2022: #2
2023: #2
Я долго думал почему именно она, и понял, что это редкий пример когда то, что игра от тебя хочет и то, чем мне интересно заниматься, полностью совпадает. Оптимальный уровень случайности и разнообразия, который не напрягает, а наоборот делает каждую партию новой, и толкается садиться ещё. В итоге я не чувствую, что решаю предначертанные задачки по эффективности, а просто играю с комфортным для меня уровнем импровизации. Плюс подсчёт только в конце игры даже немного снижает стресс от разрыва очков. Просто процесс по кайфу, а что может быть лучше для любимой игры? Даже претендент на топ-1, но посмотрим, как оно повернётся.
Нередко упоминаю, что не фанат огромной модульности в духе «собери игру сам». Это переложение дизайнерами ответственности на игроков. Только если уж она станет любимой, это может стать большим плюсом. Огромный лего-конструктор, который требует настройки под себя, чтобы как следует раскрыться. Пришлось потратить немеряно времени, чтобы освоить все нюансы и научиться ловко жонглировать модулями. Увы, от голой базы уже морщу носик. Варьирую даже мини-допы и небольшие варианты, чтобы каждая раскладка максимально отличалась. Fractures of Time по сумме нововведений — моё любимое дополнение всех времён, но и другие тоже нравятся. Хочется попробовать все комбинации. И это сопровождается крутейшим миром, отлично вписанным в механики, и тщательно отобранными и любимыми музыкальными подборками.
Хроносс — мой любимый бот, который не слишком сложен в управлении, не гложет дурными списками приоритетов, зато поддерживает 95% всего контента из дополнений и вполне наглядно демонстрирует свои вероятности и возможности на удобном планшете. Без него врядли бы была в топе. К сожалению, омрачает это муторная раскладка и огромное количество правил, раскиданных по пяти книжкам. Нужно регулярно играть, чтобы помнить большинство нюансов, но всё равно придётся искать как взаимодействуют такие-то дополнения, да ещё и алгоритм бота сверху. Иногда даже хочется разложить, но понимаю, что лень. Надеюсь, что Infinity Box чуть облегчит фиддлинг, и надо бы себе какую-то сводную памятку по всем модулям сделать.
Писал кратко обо ВСЕХ дополнениях.
Остров духов
+ дополнения (очень желательно)

Любимый состав игроков: 1-3
Соло режим: выполнение цели
2021: #1
2022: #1
2023: #1
Великолепный сплав тематики и механик. Превосходная вариативность партий с обилием контента на годы вперёд. Неповторимая асимметрия, которая является моей большой слабостью. С опытными игроками и на 2-3 человека идёт вполне хорошо. Но именно в одиночку можно наиграться до умопомрачения в любых желаемых вариациях. Бывает раскладываю даже на детской сложности, и мне не стыдно. Просто приятно любимую игру потеребить лишний раз. А на высоких уровнях уже попотеть. Играю по настроению за одного или двух духов.
Вы сейчас ахнете, но в этом году я его доставал заметно меньше. Проклятье разрастания игровых систем в том, что их становится всё тяжелее донести до стола. Может ли любимой игры стать слишком много? Похоже на то. А там ещё анонсированного куча. Ты уже не можешь просто сесть и играть в классической раскладке, нужно самому выступить геймдизайнером. Выбрать духов, сценарий или противника. Оптимальную сложность, чтоб не детскую, но и голова не болела. Надо вспомнить нюансы из допа, которые редко всплывают. Когда играю, я в нирване. Но когда думаю о раскладке, то становится немного лень. А тут уж как с Mage Knight: начинается порочный круг. Это не значит, что разлюбил, просто почти за 50 партий всё-таки успел наиграться, и уже не хочется думать постоянно только о нём, как в начале знакомства. Может постепенно скинется с Олимпа, но из топа явно никуда не денется. А может Nature’s Incarnate резко и жёстко впрыснет новую жизнь, время покажет.
Для любителей сразу пролистать до конца, повторяю список позиций кратко:
1. Spirit Island
2. Anachrony
3. Nusfjord
4. Mage Knight: Ultimate Edition
5. Gaia Project
6. Terraforming Mars
7. Maracaibo
8 A Feast for Odin
9. Fields of Arle
10. The New Era
11. Too Many Bones
12. Imperium: Legends
13. Aeon's End
14. Runebound (Third Edition)
15. Arkham Horror: The Card Game
16. Voidfall
17. Cooper Island
18. Tekhenu: Obelisk of the Sun
19. Race for the Galaxy
20. After The Virus
21. Black Sonata
22. Kanban EV
23. Space Hulk: Death Angel
24. Gloomhaven
25. Pax Pamir: Second Edition
26. Cartographers
27. Railroad Ink: Deep Blue Edition
28. Lisboa
Такой вот получился топ любимых одиночных игр. Не думаю, что многие позиции могут кардинально поменяться в ближайшее время, так что он будет актуален ещё долго. Буду рад если кому-то что-то приглянулось или было полезно.
Если же вам не нравятся мои вкусы, предлагаю ознакомиться с топ-200 мирового рейтинга соло игр.
И не забудьте заглянуть в статью «Зачем люди играют в настольные игры соло?».
Любитель планшетов и огородов, Олег об играх