Aviraen написал 18 минут назад к игре Lords of Waterdeep: # Вот казалось бы мне очень нравятся Лорды и мне очень нравится колодост...
vadmedz написал 18 минут назад к статье Петля трагедии – что я поменял в игре: # Все карты в коробке! Просто в одной карточке допущена ошибка Подробне...
vadmedz написал 19 минут назад к статье Петля трагедии – что я поменял в игре: # Будем знать!
BBP написал полчаса назад к игре Ascension Tactics: Инферно: # К сожалению минек для первой коробки у меня нет, хотя коробку базы куп...
Archy написал полчаса назад к игре Karak II: Chaos: # Добавил ссылку на видеообзор. Первый раз промахнулся, просьба удалить...
Башня анонсов (часть 3)
Подборка любопытных анонсов настолок за последнее время.
Самые ожидаемые игры 2026 года
Самые ожидаемые игры 2026 года по версии ИвН News.
Идут сборы на Goblin Party
Легковесная карточная игра про месть гоблинов героям.
Заканчиваются сборы на Dungeon Pages: Underboss
Roll-and-write про паззловые походы героев в подземелья. Или, напротив, игру за ...
С миру по предзаказу (23.11-05.12)
Предзаказы локализуемых игр за последние недели.

Siar

Топ любимых соло игр

02 октября 2025

Статья от блога "Олег об играх"

 

 

Вступление

 

Данный список — мой ежегодный взнос в крупнейшее голосование People's Choice Top 200 Solo Games, которое проводится в каждом октябре. Активно играть в одиночные режимы я начал весной 2020-го, во время карантина. Когда открыл для себя Tabletop Simulator, но времени и желания было гораздо больше, чем оппонентов. А серьёзно увлёкся этим занятием с 2021-го, из-за чего как раз сохранился мой первый топ от участия в 2021 People's Choice Top 200 Solo Games в 1-Player Guild. Но я постил только на BGG, а теперь пришло время и в своём блоге, наконец!

Почему я вообще играю в одиночку, пожалуй, тема за рамками данной статьи, поэтому решил вынести в отдельнуюНо, если вкратце, то: огромный выбор игр любой сложности, не надо никого уговаривать поиграть именно в твоё, нет ни проблем даунтайма, ни альфа-игрока. Ну и, наконец, порой просто не хочется общаться, а хочется наслаждаться хобби на своих условиях. По ощущениям, на соло приходится условно 50% моих партий. Так что всё в балансе. Те, кто утверждает, что игры ДОЛЖНЫ быть социальными, покажите мне нотариально заверенную долговую расписку, где это чётко указано. Ничего они не должны. Но я-то и на компьютере всегда играл синглы, а всякие Доты, CS и ММО для меня нонсенс.

 

Мысли за 2023 год

 

С годами заметил такую закономерность: про некоторые вспоминаю раз в год, как раз, когда надо составлять топ. Обновляю впечатления в TTS, думаю «крутая, надо бы уже свою коробку купить», и забываю ещё на год, до следующего топа. Считать ли вообще их любимыми при таком раскладе, непонятно. Коробки с самой верхушки топа достаются стабильно и регулярно, а те, что пониже, раз в иногда. И смысл покупать свою? Живу, скорей, воспоминаниями, что когда-то было круто. Но всё больше понимаю, что нужно делать волевой выбор на что тратить время-деньги-силы, а не пытаться объять необъятное, как я за последние несколько лет. У меня, конечно, нет большой пыльной коллекции, зато есть все модули мира для TTS. 2023-й для меня стал переходом от эпохи исследований и открытий к эпохе стабильности и любимости.

 

С одной стороны, нашёл относительно постоянную ячейку, которая обеспечивает насыщение. После одной-двух плотных игротек в неделю игрометр обычно заполняется. С другой стороны, наигрался, и чуть сменились приоритеты. Сумел оклематься от многолетнего профессионального выгорания, и теперь «сесть порисовать» всё чаще выигрывает у «поиграть в соло», что очень хорошо и для профессионального развития, и для духовного равновесия. Такой у меня характер: когда я врываюсь в новое хобби, всегда обсессивно обжираюсь до тошноты. А когда, наконец, наступает пресыщение, то успокаиваюсь, и потребляю в меру. Так что получается, что в некоторые здесь я не играл аж с прошлого года, и они едут на былой любви. Не во всё успел поиграть за год, из чего делаем вывод, что 640 Кб 20 игр должно быть достаточно для каждого. Но я хотел вас порадовать максимально качественным и широким списком, потому что в блоге моего ультимативного топа ещё не было. Считайте, что это список сразу за 3 года, и 80% будет актуально на годы вперёд, а не только сегодня.

 

Раньше в топе было несколько простых филлеров, но обнаружил, что я в них просто не играю. Если уж есть настроение, я больше любитель напрячься и погрузиться, из-за чего на полках постепенно оседает концентрат духоты. А если есть 20-30 минут, то занимаю я их не настольной игрой. Либо могу скоренько потыкать в приложении. У меня, в силу специфики профессии, очень редко есть интеллектуальное напряжение. Но очень много эмоционального. Даже предполагаю, что это прямая причина того, что для одиночной игры я выбираю именно сложные механические головоломки, дающие честный и прозрачный вызов. И бешусь от тех, которые стращают нечестным рандомом во имя драмы. Мне расстройств и в жизни хватает, а от хобби я жду стабильности и эскапизма, а не американских горок. А с чем реально проблемы в коллекции, так это с хорошим насыщенным мидкором на часок. Причём это и соло и мультиплеерных коробок касается. Из-за этого бывает, что в филлеры неохота, а в хардкор тяжело и долго.

 

Постепенно сформировалось как будто два разных подхобби. В одиночку люблю играть в сложные и мозгодробительные игры. Не нужно рассказывать правила, бесконечно сюсюкать с каждым по нюансам, можно душнить часами, либо не спеша наслаждаться атмосферой. А игротеки больше ради социализации и фана, и там меня наоборот бесят даунтайм, длительность и духота. В огородные головоломки вчетвером будто никакого смысла садиться, одна усталость. Нередко возникает вопрос: а зачем вообще в такой-то игре другие игроки? Получаются разные коробки для разных ситуаций. Мой девиз — каждой игре оптимальный состав! Голоса по количеству игроков на BGG почти всегда адекватны. Игнорирование этого принципа нередко приводило к разочарованиям. Любителям извратов вроде Рыцаря-мага на шестерых дай Бог здоровьичка!

 

Список игр

 

Пачка почётных упоминаний, условно топ-50. В некоторые раньше играл и наигрался, некоторые вытесняются в пользу других слишком похожих, либо не получается им уделить должного внимания после первого знакомства. Суть в том, что, если б моего топа не существовало, играл бы в эти, и в ус не дул. Просто больше 15-20 любимых в относительно регулярной ротации толком и не нужно, всё равно не поиграешь. По ссылкам есть краткие мнения.

 

Конвертаторы очков вариативной душности: Great Western Trail: ArgentinaCircadians: First LightUnderwater CitiesTrickerion: Legends of IllusionTrismegistus: The Ultimate FormulaBonfire, La Granja

Увэ Розенберг: Caverna: Cave vs CaveCaverna: The Cave FarmersOranienburger KanalAgricola, Le Havre, Glass Road

Заштриховки клеточек: Three SistersFleet: The Dice GameRollway Station, Tramways Engineer's Workbook

Атмосферно-приключенческие: Arkham Horror (Third Edition), Lord of the Rings: The Card Game, Sword & Sorcery, Robinson Crusoe: Adventures on the Cursed Island, Legends of Andor

Филлеры и казуалки: The Search for Planet XLimesSprawlopolis

Про войну: Space Empires: 4XCloudspire

Лучшее неофициальное соло: уж третий год как это Mautoma для Брасс Бирмингем

Не оправдали ожиданий: HamletAtiwa, Planet Unknown

Самые переоценённые из голосования 2022: Sentinels of the Multiverse, One Deck Dungeon, Maquis, Dwellings of Eldervale

Виртуальная неопробованная полка позора из народных соло-топов всех времён: Cloudspire (только одна партия), Renegade, Dawn of the Zeds, Gloom of Kilforth, Shadowrun: Crossfire, Final Girl, Kingdom Death: Monster, Tainted Grail

 

Далее топ любимых постараюсь рассмотреть с позиции именно одиночных режимов, а не проекта целиком. Для подробностей дам ссылки на соответствующие посты в своём блоге. Игры расположены в очень эфемерном порядке возрастания любви, по зову сердца. Почему такое странное число? Мне кажется более правильным сделать отсечку там, где уже есть что написать, а не принципиально на двадцати. Чем ближе к первому, тем стабильнее места. Первые 10-15 идут плотно, а вот остальные могли бы меняться местами от настроения. Если 28 штук нижеследующих вспоминаются ещё с относительной регулярностью, то игры выше совсем редко, и многие я вообще не трогал в 2023.

(я редко фотографирую, поэтому почти все картинки взяты с boardgamegeek)

 

Lisboa

Лиссабон

 

 

Любимый состав игроков: 3

Соло режим: автома

2021: ~#28-39?

2022: #23

2023: #28 (-5)

 

Магнум опус Виталия и квинтэссенция его таланта. В мультиплеере получше, но я не смог найти людей, которые в состоянии самостоятельно прочитать хотя бы несколько строк памятки, и с ними можно играть без сюсюканья по каждому телодвижению. В течение нескольких часов выступаю громкоговорителем так, что голос начинает садиться. И сам не поиграл, и только раздражения накопил. Вот честно, я просто не хочу её больше вывозить никуда. Думал в одиночку будет доставать легче, но по итогу получается, что это просто не очень как соло игра. Ни одна из партий в собственную коробку не порадовала до уровня «не зря столько денег отвалил». Возможно, покинет и топ соло, и топ любимых. Но для меня огромным преимуществом является то, что в соло не надо рассказывать правила. Потому что хостить Лиссабон — мучение, а не удовольствие.

 

Здесь у нас старый бот от Ласерды, и боты у него традиционно так себе получаются. Плюс эта дурацкая система званий, где ты должен играть не как пойдёт, а обязательно собрать сеты того, вот того и этого. Многие предпочитают игнорировать, и играть только на очки. Я тоже. Также бот детерминистичен, то есть можно парализоваться от просчёта почти всех его действий на всю игру вперёд. Я такое очень не люблю, и просто дальше хода вперёд не считаю, с ожидаемым результатом. Далее, он не платит вообще ни за что, не делает перерывов на продажу товаров или что-нибудь ещё, а тупо фигарит очки как бешеный. Некоторые пишут, что его можно абьюзить, заставляя тратить очки вместо влияния, и поэтому игра ломается. У меня не получалось. В итоге он меня просто дрючит с отрывом в 30-70. Короче, бот не очень, но хотя бы простой и без головной боли. Пытался осилить фанатский SoloPlay Variant for Lisboa, и охренел. Вот там как новую игру учить вообще. Поэтому иногда поигрываю скорей потому, что коробка лежит, а не потому, что топ соло.

 

Railroad Ink

Дорожные сети

+ дополнения (опционально)

 

 

Любимый состав игроков: 1

Соло режим: побей свой рекорд

2021: #5

2022: #19

2023: #27 (-8)

 

Простая рисовалка дорог с менеджментом рисков на кубиках. Надеешься успеть соединить своё амбициозное количество висящих тупиков, и радуешься если получилось. Даже обилие случайности на кубиках не смущает, потому что игра слишком короткая, чтобы серьёзно горевать. Взаимодействия здесь нет, поэтому для одиночных посиделок подходит идеально.

Как и другие мелкие игры, со временем уезжает из топа просто потому, что я не использую соло-настолки как филлеры. Скорее всего, уедут насовсем. Но, пока не наскучил жанр рисоваек, было приятно. Просто наигрался в свою синюю версию, и надоела. Новая серия Railroad Ink Challenge плюс миллион мини-модулей могли бы вдохнуть новую жизнь. Пару раз попробовал зелёную в TTS, и остался доволен. Но коллекционка филлера звучит абсурдно, а из-за кубов там тонна пластика. Есть мысли накустарить допов к домашней коробке, но тоже не настолько хочется, чтоб запариваться.

Краткий отзыв про любимые рисовайчики.

 

Cartographers

Картографы

 

 

Любимый состав игроков: 1

Соло режим: побей свой рекорд

2021: #9

2022: #21

2023: #26 (-5)

 

Ещё одна дзен-рисовайка, где просто радует закрашивать клеточки. Главная проблема одиночной игры в том, что она подвержена слишком большому числу случайных аспектов как в раскладке, так и в процессе. Из-за этого свой же сегодняшний счёт почти бессмысленно сравнивать со вчерашним. Поэтому играл в неё просто как релакс, даже цветные фломастеры не ленился брать для этого. Красиво заполнять пустые клетки разными формами приятно, как ни крути.

Некоторые пересели на цифровое приложение с daily challenges или на форумах BGG есть неплохая ежемесячная движуха, где всем выдают одинаковые вводные. Как и с Дорожными сетями, я банально наигрался в Картографов, хотя когда-то нравились. Допы и сиквелы не пробовал. Думаю, в следующем году из топа упадёт.

Краткий отзыв про любимые рисовайчики.

 

Pax Pamir: Second Edition

Pax Pamir. Большая игра

 

 

Любимый состав игроков: 3-4

Соло режим: автома

2021: ~#28-39?

2022: #25

2023: #25

 

Одна из самых уникальных игр, подобный опыт получить просто негде. Мультиплеер и соло почти как две разные игры на одном движке. После разочарование в Верле и в Памире здешний соло режим остался последним бастионом. Автома душит свирепой эффективностью, и не даёт вздохнуть ни хода, разыгрывая в полтора-два раза больше живого игрока. Что вынуждает хитрить и абьюзить тупость картонного интеллекта. Хотя получается плохо, и не помню, чтоб выигрывал без косяков по правилам в свою пользу. Но крутой карточный движок почти не имеет альтернатив. Разве что игры Эклунда, где нет нормальных ботов.

Несмотря на довольно удачную реализацию и народную любовь, для меня Вакхан — одна из самых нелюбимых автом в настольных играх. Она находится в очень странной позиции, когда и не симуляция игрока, и не абстрагированный бот, а что-то среднее. Бесконечные приоритеты, исключения и микроправила могут порой ход бота сделать сложнее собственного. Я не уверен, что хоть один раз безошибочно отыграл все алгоритмы. Понятно, что нужно вообще быть благодарным за неплохую одиночную опцию в игре, которая, казалось бы, вообще для этого не подходит. Но раздражения это не снимает. Так как купил на хайпе, дома коробка лежит, поэтому изредка раскладываю и в соло тоже. Но специально сейчас не стал бы искать для этой цели.

 

Подробнее про Памир и Верля здесь.

https://vk.com/wall-206209405_2339

 

Gloomhaven

Мрачная гавань либо Челюсти льва

 

 

Любимый состав игроков: 1

Соло режим: выполнение цели

2021: ~#40?

2022: #24

2023: #24

 

Удивительно, но да! Игра, которую я уважаю, но не очень люблю. Кампания Челюстей на троих даже стала разочарованием прошлого года. Как тактическая головоломка — чуть ли не лучшее, что сейчас есть на рынке. Но сюжет убогий, мир неинтересный, кампания скучная, сценарии репетативны до зубовного скрежета. 10 раз подряд вырезай монстров одинаковыми картами в одинаковых коричневых коридорах почти без разнообразия.

В одиночку сглаживаются случайность от кооперативного выбора карт и обрыдлость управления единственным персонажем. Оно хорошо работает для кооперации без альфа-игрока, но порой реально бесит, потому что может убить тебе ход в ноль. А в соло можно читерить как хочется, откатывать, анлокнуть все карты, игнорируя прокачку. И что ты мне сделаешь, Айзек?! Но увеличивается боль от фиддлинга и слежения за мелочами. Даже были мысли в цифровой версии позависать, но как-нибудь в другой жизни.

В который раз транслирую свою ересь, что предпочёл бы её с одиночными сценариями с генерируемым сетапом в духе Рыцаря-мага или короткими кампаниями с разнообразием в духе карточного Ужаса Аркхэма. По плану допройти в соло свою коробку Челюстей, раскладывая раз в полгода.

 

Space Hulk: Death Angel

Space Hulk. Ангел смерти

 

 

Любимый состав игроков: 1

Соло режим: выполнение цели

2021: #27

2022: ~#27-50?

2023: #23 (+4?)

 

Элегантная игра от FFG звучит как нонсенс, но так и есть. В колоду карт, единственный кубик и 30 минут времени запихнули почти всю суть гроба с миньками. Драматическое приключение с превозмоганием и атмосферой Вархаммера и Чужих. Да, можно умереть от одного броска кубика, но и партия слишком коротка, чтобы бомбить от этого. Квинтэссенция жанра в миниатюре, без кикстартеров за 100+ баксов. Часто жалуются на худшую в мире книгу правил, но я как-то научился по ютубу, и не прочувствовал. Рекомендую памятку от Universal Head.

Но скажу честно: мне повезло ухватить с барахолки за бесценок, именно поэтому иногда попадается на глаза, и раскладывается. Жанр не мой, и специально искать раритет за оверпрайс я бы не стал, как и в TTS другое бы выбрал. А так нравится.

 

Kanban EV

Канбан. Электро

 

 

Любимый состав игроков: 3-4

Соло режим: автома

2021: -

2022: #20

2023: #22 (-2)

 

С годами к Канбану заметно потеплел, и не в последнюю очередь из-за удачного соло-режима от Турци. Это одна из самых сложных автом, которыми я оперировал, +30-50% правил сверху базовых. А памятки и иконографика рассчитаны на мультиплеерную игру, а не соло, поэтому все исключения придётся держать в голове, либо зарываться в алгоритмы каждого чиха от ботов. С другой стороны, это идеально вписано в тему, и содержит одновременно двух ботов с разными характерами, которые могут довести тебя до увольнения, а не просто считают очки. Можно проиграть на первом же подсчёте, что покажется бездарно потраченным временем. Как и во всех играх Ласерды, даже здесь сохранились дурацкие уровни званий в конце, которые помимо победы по очкам заставляют собирать какие искусственные условия, типа собрать по одной машинке каждого цвета, что в отдельной партии может вообще быть идиотским решением. Как и многие, я тоже голосую за игнорирование этой фигни, и считаю только победные очки.

 

Кроме общего разочарования в Ласерде, здесь ещё и комбо из автомобилей и корпоративной культуры — худшие темы, что можно придумать. Пробовал поиграть под омерзительный плейлист Corporate Business Music Playlist (1 hour) Light and Upbeat Background Music For Business, чуть не блеванул. +100% к антуражу, рекомендую! Многим нравится как супер-тематичная игра, и я никогда этого не понимал. Сыграл 10 партий, и для меня это до сих пор абстракт, в котором надо запомнить правила потому что потому. Когда я стал представлять, что за пределами завода существует только бездушная белая пустота, всё стало на свои места. Это лимб, куда попали безлицые души эффективных менеджеров, которые только и делают, что проводят совещания и крадут друг у друга машины. Они застряли между раем и адом и приговор — вечностью. Врядли Ласерда задумывал именно такое, но если всё же так, то он гений.

 

Откладывая в сторону жирнющий сарказм, я бы сказал, что это лучший Ласерда для соло. Меня может даже само наличие крутого режима воодушевляет больше, чем процесс игры. У него очень своеобразное взаимодействие игроков и вариативная длительность партии, ну и я часто жалуюсь, что головной боли стало больше, чем удовольствия. Но всё же считаю, что сложным играм положены сложные боты, а не халтурка, как в Лиссабоне. Не ахти какой фанат Канбана, но именно благодаря регулярным партиям в чужую коробку на моей передержке потеплел к игре в целом, и хоть как-то её понял.

 

Black Sonata

Чёрная соната

+ Прекрасный юноша (опционально)

 

 

Любимый состав игроков: 1

Соло режим: выполнение цели

2021: ~#28-33?

2022: #22

2023: #21 (+1)

 

Две несложных идеи: про догонялки и про дедукцию трёх символов. До сих пор немного поражает задумка скрытых перемещений в соло без приложения. Если честно, думал, что буду чаще в неё играть. Даже дополнение на радостях схватил, которое многие хвалят. Увы, даже дополнительные модули не спасли для меня игру от некоторой суховатости и репетативности. Они добавляют несколько модулей для новых задач и усложнения дедукции, но не меняют игру кардинально. Впрочем, в этой нише альтернатив не особо много, так что под настроение заходит. В Планету Икс я в итоге наигрался, а в Сонату пока нет.

Старый отзыв здесь.

 

After The Virus

 

 

Любимый состав игроков: 1

Соло режим: выполнение цели

2021: -

2022: -

2023: #20

 

Соло-сюрприз года. Неожиданно для меня самого попала аж в двадцатку. Возможно потому, что казуалок в топе почти не осталось, и она отдувается за нишу простых и в меру азартных филлеров среди засилья тяжеляка. За непритязательным внешним видом скрывается самобытный и бодрый декбилдер про зомби, которые затасовываются прямо в колоду игрока, и меняют подход к колодострою. Твоя же колода может играть против тебя. Манипуляции с составом карт — вообще самое интересное в этом жанре, и должно быть на первых местах. А не так, что только пару штук за партию добавишь. Плюс мультизадачные карточки — ещё одна моя слабость. Исключаются очевидные автопилотные ходы, как в Звёздных империях и их клонах. Таким образом, игра решает сразу две мои самые большие претензии, и автоматически влетает в топ декбилдеров.

Номинально кооператив, но по факту звучит как три параллельные соло игры, непонятно зачем. Смущают, конечно, высокая доля случайности, а также визуальная уродливость. Может наиграюсь и быстро надоест, как и другие несложные филлеры до неё. Глубины большой здесь нету. Но пока нравится. Всё же сильно интереснее, чем кажется со стороны.

Краткий отзыв здесь.

 

Race for the Galaxy

Борьба за Галактику

+ Перед бурей

 

 

Любимый состав игроков: 2

Соло режим: автома или выполнение цели

2021: #8

2022: #14

2023: #19 (-5)

 

До сих предпочитаю её в дуэли, или втроём тоже неплохо. Бот из The Gathering Storm интересный образчик старинной автомы, а засим подвержен рандому: считает миры на 0 и на 7 очков одинаковыми в плане розыгрыша. А если нафармит трек товаров, его не остановить. Есть альтернатива в виде Race for the Galaxy Solo Campaigns, но там совсем пасьянс на выполнение заданий в одиночку. Больше в цифре играю. Но игра до того гениальная, что даже в соло нет-нет да раскладываю, пусть это и не самый любимый вариант. Тем более, что за 20-30 минут даёт неприлично много интересных решений. У меня и альтернатив-то толком нету с такой плотностью геймплея на минуту времени. Сплошь какие-то длиннющие игры.

Рассказывал про разные соло-режимы на прошлогоднем соломарафоне.

 

Tekhenu: Obelisk of the Sun

Техену. Обелиск Солнца

 

 

Любимый состав игроков: 1

Соло режим: автома

2021: -

2022: #26

2023: #18 (+8)

 

Я не большой любитель итальянских сухарей с прокачкой треков, но изредка Ташини-enjoyer. Пожалуй, самая абстрактная штука в этом топе. Механизмы ради механизмов, и пачка взаимосвязанных мини-игр. От своих собратьев по Т-серии выгодно отличается рынком карт для реиграбельности, а также уровнем интерактивности достаточным для простого, но рабочего бота. Интерес здесь не во взаимодействии игроков, а в ковырянии механик. Если хочется покрутить шестерёночки со скрипом песка на зубах, то один из моих первых выборов.

Смущает, конечно, тотальная абстрактность всего происходящего. И традиционная для итальянцев кризисность действий. Игра за тебя решает что ты можешь успеть за партию, поэтому выбирай только одну-две сферы, и пытайся успеть докачать их до конца. Откровенно один из десятков похожих сухарей, да мне и Т-серия в целом нравится. Просто лично меня из всех почему-то зацепила именно Техену.

Краткий отзыв здесь.

 

Cooper Island

+ Solo against Cooper

 

 

Любимый состав игроков: 1

Соло режим: автома

2021: #13

2022: #12

2023: #17 (-5)

 

Мало какие игры дают ощущение кризисности так, чтобы оно было интересным, а не бесящим. Действий с гулькин нос, ресурсов не хватает, критичность первых ходов для того, чтобы движок завёлся. Но при этом игра даёт тебе все возможности и мириады дополнительных микродействий, чтобы выжимать всё возможное из каждого движения. Даже трек очков превращён в источник бонусов. Обычно я не фанат стиля дизайна в духе «ты не успеешь почти ничего, поэтому целься в одну стратегию», но почему-то именно она меня подзадоривает раскусить здешние секреты, а не фрустрирует, как некоторые другие. Как видите, у меня она выше Ласерды или Т-серии. Нет поинтсалата, и медленное увеличение финальных результатов с 15 до 30 очков воспринимается как рост над собой. Каждое чувствуется заработанным. А прокачка планшета, разведение огородов и длинные комбо в пределах хода как будто намекают, что играешь сам с собой, и в соло плотно прикоснёшься ко всем интересным особенностям, но не много потеряешь от отсутствия взаимодействия. И со внешним видом здесь всё более, чем в порядке, очень нравится.

 

Не нравится очень малая вариативность раскладки и некая линейность. В зависимости от выбранной стратегии, может показаться, что снова делаешь одно и то же. Если не идти в карточки зданий, то вариативность раскладки близится к нулю. Бот любопытный, но своеобразный. Выбрав в начале 2 стратегии, он будет долбить в них брутфорсом, и выиграет с отрывом, если его не останавливать. У меня пока не получается даже на лёгком уровне, но играть по-прежнему интересно. Думаю, будет потиху падать в рейтинге, но резко врядли вылетит.

Старый отзыв здесь.

 

Voidfall

Опустошение

 

 

Любимый состав игроков: 1

Соло режим: автома + выполнение цели

2021: -

2022: -

2023: #16

 

Игра слишком новая, и я не могу сходу поставить её высоко, но сразу понял, что не включить в топ-20 будет преступлением. Слишком много она делает вещей, которые я люблю, и рискует стать чуть ли не любимой игрой: Турци, Mindclash, О’Тул, первоклассное соло, эпическая космоопера с проработанной историей, параллели с Островом духов, характеристика лучшей игры года от людей со схожими вкусами. Местами даже слишком хорошо, чтобы быть правдой. Она как будто делалась для одного игргока: сложные правила, большая длительность, душнейшая детерминистическая боёвка, и богатые возможности для паралича на 10-20 минут. Здорово, что они сделали такой упор на соло режим, отказавшись от традиционной автомы, и придумав почти вторую игру про защиту от Пустоты. Как я и писал, пока что мультиплеер здесь для меня видится как побочный режим под настроение.

Хотелось бы меньше очкосалатности, меньше паралича, меньше бухгалтерии, меньше заныриваний в правила, больше асимметрии и ещё больше лора. Но я очень редко встречаю игры, которые будто из моих фантазий выпрыгнули. Меня она зацепила, потому что многое здесь в моём вкусе, хоть и не абсолютно всё. Имеет все шансы взлететь в самый верх, но всё зависит от тяжести донесения до стола. Боюсь умереть от раскладки и фиддлинга физической коробки, когда та приедет. Некогда играть в Рыцаря-мага, поэтому давай наберём ещё больше неподъёмных эпиков, ура!

Моя огромная и подробная статья здесь.

 

Arkham Horror: The Card Game

Ужас Аркхэма. Карточная игра

+ бесконечные дополнения

 

 

Любимый состав игроков: 3

Соло режим: выполнение цели

2021: #17

2022: #17

2023: #15 (+2)

 

Уже надоело писать про неё, так как ничего нового не скажу. Очень необычный гибрид сюжетного кубомётного приключения с драмой и рандомом, а также коллекционной карточной игры с высокой сложностью и метагеймовыми сборками. И геймплея завезли, и нарратива вменяемого. Взяла и всё самое лучшее от обеих ипостасей, и всё самое худшее от них же. И радует, и бесит. Но всё-таки лучшая PvE коллекционка на сегодня, за малым количеством конкурентов. Купирует мою MtG-зависимость в ремиссии.

Втроём два товарища спасают моё седалище от обугливания из-за неконтролируемого рандома и кривых правил от FFG. Но в одиночку с настольной лампой и любимыми музыкальными подборками получается +100% к атмосфере. Да и вообще в соло проще играть как тебе заблагорассудится, что обеспечивает более плотный контакт с личным приключением. Сюжетно лучшие воспоминания от первого одиночного прохождения базы и Данвича. А вот механически-геймплейно как раз от партий втроём, потому что персональные колоды и обилие механизмов идеально правят проблему альфа-игрока, и стимулируют реальный кооператив и обсуждения.

Порой её становится слишком много. Я уже старый, чтобы преданно фанатеть по единственной игре, как по MtG в детстве. Хочется понемножку в разное, и умеренно. Так и не понял нужна ли в соло коллекции, но продать пока рука не поднимается.

Длительная летопись моих приключений по тегу Ужасов Аркхэма.

 

Runebound (Third Edition)

Runebound Третья редакция

+ Нерушимые узы (обязательно)

 

 

 

Любимый состав игроков: 1

Соло режим: выполнение цели

2021: 12

2022: 18

2023: 14 (+4)

 

Вверх в рейтинге пополз скорее потому что другие игры надоели, а Рунбаунд так и нравится на одном уровне. С годами всё больше ценю стабильность. Довольно нетипичный для меня жанр, и он в одиночку отдувается за все приключенческие игры с высокой долей случайности. Но чуть более структурировано и механически интересно. Даёт почти всё, что хотелось бы от такого времяпрепровождения: лубочный фэнтезийный мир «додумай сам», великолепное оформление, чувство прогресса и завершённости от одной партии, достаточно приключений, но и достаточно тактики. Ближе всего Ужас Аркхэма 3-ей редакции, но тот намного ниже.

 

Пробовать в соревновательном режиме большого желания не возникает, тем более с малым взаимодействием и большим даунтаймом. В кооперативе на двоих было нормально, но в таких играх для меня максимально важно создать правильное настроение со строго подобранным данжен синтом в колонках и комфортным темпом. Да и то часто такого не то что бы хочется. Хотя постепенно пришёл к мысли, что лучше играть одному за двух героев, потому что они могут покрыть разные углы карты, и иногда нужно письмом пересылать друг-другу слишком далёкие квесты.

Главное, что не нравится — это жёсткий таймер и высоченная сложность. До прокачки бои с любым монстром кажутся невозможными. Сначала радостно бегаю по красивому миру, а потом без шансов сливаю финальному боссу. Подумываю просто забить на «правильность», и начать играть с хоумрулами в своё удовольствие. А муторный сетап и правила FFG не добавляют радости. Играю чуть ли не раз в год в TTS, а своих коробок так и не надумал накупить.

Старый отзыв здесь.

 

Aeon's End

Конец вечности

+ дополнения, либо другая базовая коробка

 

 

Любимый состав игроков: 1

Соло режим: выполнение цели

2021: #25

2022: #13

2023: #13

 

С одной стороны, это один из лучших соло декбилдеров. Идеальный фастфуд для своих временных рамок: страдаем, выживаем, решаем кризисы, прокачиваемся, пытаемся успеть дать сдачи до проигрыша. Отсутствие перемешивания колоды — неможно перехайпленная фича, но вкупе с адекватным менеджментом руки и некоторыми приколюхами даёт в разы больший контроль над своими ходами, чем обычно в этом жанре.

 

С другой стороны, хочется, чтоб они делали что-то интересное с этой формулой. Уникальные боссы у них получились, и каждый требует своего подхода, который интересно искать. А вот персонажи и карты игроков нет. В основном это 20 способов запустить файерболл, либо что-то банальное вроде лечения и взятия карты. В New Age уже появляется больше отличий у магов, большее использование всех элементов игры для дизайна карточек, их синергия друг с другом, и даже реиграбельная мини-кампания. Только вот это должно было быть уже в первых допах, а не в десятом. Коллекционный формат выпуска дюжин коробасов совершенно антипотребительский, и новые идеи размазаны невероятно тонким слоем. Вот бы кто-то выпотрошил 20% контента, и собрал ультимативное издание только с лучшим из всего.

 

Я на распутье: либо продать, и играть эксклюзивно в приложении, либо докупить допов, которые чувствуются как выкачка денег. Собирать рынок и колоды, а потом рассортировывать это обратно мне даже в базе надоедает. Но, как ни странно, но вживую мне нравится играть больше чем в приложении, несмотря на бремя фиддлинга. В одиночку за двух магов работает прекрасно, быстро и прытко. Так как игра — несложный кооператив со множеством детерминизма и открытой информации, то механически другие игроки никак не обусловлены. Только если для приятной компании.

Старый отзыв здесь.

 

Imperium: Legends

Империи: Легенды

Мне и без Классики хватает

 

 

Любимый состав игроков: 1

Соло режим: автома

2021: -

2022: #11

2023: #12 (-1)

 

Комплексный декбилдер, вырвавшийся из парадигмы «вываливаем карты на стол, и покупаем на что хватило». Одна из самых навороченных карточных игр, дающая огромный контроль над рукой, колодой и темпом игры. Разнообразие карт, элементы таблобилдера на поле и куча асимметричных наций: от нежно отличающихся, до полностью играющих в свою уникальную идею. Игра будто создана для одного человека, потому что взаимодействие очень странное, а весь интерес — исключительно в собственных комбах. Авторы будто знали это: сделали своего бота для каждой из наций, и вообще отдельную книгу правил. Если честно, в чисто карточных играх и аналога-то нет толкового. Причём, что редкий случай, хорошая игра без ненужного оверпродакшена. Просто коробка с картами.

С другой стороны, не лучшая эргономика с мелким текстом, некоторыми дырками в правилах, муторной раскладкой-уборкой и ужасно неудобным подсчётом очков. Также смущает неконсистентность финального счёта с огромными отрывами то в мою пользу, то в пользу ботов, просто лотерея. Поэтому играю ради процесса: покрутить колоду, разобраться в нюансах нации, поудивляться богатой комбинаторике. Один из крутейших чистых колодостроев без поля. Как набор интересных идей и хитросплетений механик очень здорово. Но как серьёзный челлендж для меня не работает. Куча инкрементальных микро-действий с плохо предсказуемым результатом.

Список ключевых особенностей и мои мысли здесь.

 

The New Era

 

 

Любимый состав игроков: 1-2

Соло режим: самодельная автома*

2021: -

2022: -

2023: #11

 

Старая и малоизвестная польская игра. У неё есть гораздо более успешные внучата в виде серии Поселенцев и 51-го Штата полного издания. В целом я чаще поддерживаю оптимизацию «лишних» моментов. Но в этот раз получилось не очень. Стали ли её ремейки и последователи лучше? Для рынка да, для приветливости к новичкам да, для плавной играбельности да. Но для меня нет. С обрезанием самых странных и неказистых кусков случайно лишили игру как раз тех жестоких и ограничивающих нюансов, что делают её особенной. Движкострой, мультифункциональные карточки, некоторый уровень взаимодействия, любимый постапокалиптический сеттинг и грязно-винтажное оформление в духе забытых ККИ.

 

К сожалению, с живыми людьми я играл только пару дуэлей, и мы все были новички, так что я не имею ни малейшего понятия как игра должна себя вести в боевых условиях или на разные составы. Свой соло режим сделал, считайте, под себя, и слепил игру именно своей мечты. Поэтому откровенно рекомендовать всем подряд не возьмусь. Максимально странный, нишевый и субъективный пункт. Ну вот бывает изредка, что проект почему-то влетает в сердечко, будто персонально для меня существует. Сам зафанател, сам сделал автому, сам играю — удобно!

Веет дешевизной и самиздатной кустарностью: кривенькие правила, не всегда логичная иконографика, перегруз мелкими нюансами и аж 12-14 неэлегантных вариантов действий. С другой стороны, как часто бывает, любовь к игре складывается именно потому, что она отличается от других, в том числе своей неидеальностью. И очень редко, но такие могут почему-то угодить в самое сердечко. Если б не сочинил себе автому, в топ года бы врядли попала, потому что это типичная штука, которую сам любишь, но никто никогда не будет с тобой играть.

История знакомства и воспылавшей любви по тегу The New Era.

 

Too Many Bones

+ дополнительные гирлоки

 

 

Любимый состав игроков: 1

Соло режим: выполнение цели

2021: -

2022: #9

2023: #10 (-1)

 

Со своего плотнейшего погружения в мир Костей играл совсем мало. Игра очень неровная. Баланс масштабируемости просран капитально. Двоим персонажам слишком сложно, троим нормально, вчетвером, говорят, слишком легко, а одним кажется пустовато. К сожалению, я привык играть как раз с двух рук, что здесь наименее комфортно. Как и баланс сложности авторы в гробу видали. Огромное влияние случайности, которая нарастает в снежный ком после единственного проигрыша. А порой наоборот легчайшая прогулка. Отвратительно кривые правила Chip Theory до сих пор вгоняют меня в тоску, и воспринимаются как порука. «Любишь кататься, люби и саночки возить». Ну и совершенно неадекватные цены за гранью добра и зла. Вероятно, что навеки останется эксклюзивом TTS.

 

Вместе с тем здесь невероятно крутая асимметрия персонажей, куча обалденных и креативных идей, много разнообразия, интересные тактические паззлы и богатство вариантов развития. Даже мир пусть и не самый проработанный, но по-своему любопытный. У Рыцаря-мага очень мало аналогов такого мощнейшего удовлетворения от прокачки из грязи в князи за несколько часов, и TMB — первое, что приходит на ум. Как и в Аркхэме, тяжёлая асимметрия и множество сущностей нивелируют альфа-игрока, а три пары глаз в кооперативе немножко облегчают слежение за нюансами и дырами в правилах. Впрочем, в солянку это играется замечательно, а рассказывать правила и следить за чужими косяками утомляет.

Огромная статья с разбором всего безобразия.

 

Fields of Arle

+ Tea & Trade (опционально)

 

 

Любимый состав игроков: 1

Соло режим: побей свой рекорд

2021: #15

2022: #10

2023: #9 (+1)

 

Ультимативнейшая из ферм с зашкаливающей тематичностью и обилием опций. Ничего лишнего, только хозяйства и огороды! Просто выбирай, и строй что тебе нравится, без всяких кризисов и сложностей. Непонятно почему я так люблю фермы, хотя дачу всегда ненавидел. Некоторые ругаются, что типа абстрактно считать очки... Но как бы здесь всё имеет житейский смысл: срезали торф с болот, затопили им печки, осушили болота, на их местах засадили поля или сарай построили. Нашили рубашек, продали в соседнюю деревню. Мне в удовольствие с этим копошиться. Вдвоём разве что приятое общение или раздражение от занятых клеток. Как таковой осознанной конкуренции нет.

Но потенциальная решаемость пугает. Я читал, что некоторые поначалу стрессуют, когда понимают, что теоретически можно просчитать ВСЮ партию с первого хода. Ведь после не особо вариативной раскладки строений игра совершенно статична. Приходится делать над собой усилие, и запрещать долго считать. Надо словить особый Увэ-дзен, и просто кайфовать от фермерства, разводить зверюшек, пахать полюшко. Дополнение Tea & Trade добавляет классическое «больше всего», но обязательным я бы его не назвал. И главная проблема игры — это необходимость самому придумывать себе занятия. Ничего тебя никуда не толкает, поэтому приходится выбирать произвольно, а опций столько, что за одну партию только малую часть успеешь.

Краткий отчёт по прошлогоднему Увэ-марафону.

 

A Feast for Odin

Во славу Одина

+ The Norwegians (почти обязательно)

 

 

Любимый состав игроков: 1

Соло режим: побей свой рекорд

2021: #10

2022: #5

2023: #8 (-3)

 

Очередь Увэ Розенберга собрать все свои игры на свете в одного огромного монстра. Тут и фермы, и полимино, и крафтовые цепочки. Казалось бы, перебор, но до чего затягивает здесь копошиться, хочется всё попробовать. Разве что механика тайлов выглядит занадто абстрактной, по сравнению с его другими фермами. Случайный приход профессий есть, но задвинут на второй план. Крутейших карточек из Агриколы не хватает, как и вариативности в раскладке. Благо огромная куча механик и оптимальные впрыски случайности спасают от статичности и полной решаемости, за которые я убрал из топа Каверну.

 

Играл я даже на четверых однажды, вполне успешно. В отличие от многих, спокойно отношусь к сеансам коллективного пасьянса. Просто зачем? В планшете копаться здорово, а от занятия нужной ячейки испытываешь только раздражение и даунтайм. Какого-то осознанного соперничества я здесь не вижу. Интересно пробовать разные вещи, строить штуки, а потом путать самого себя, потому что хочется успеть и то, и это. Так что находка с двумя цветами рабочих, чтобы блокировать самого себя в разных раундах практически гениальна для такой игры. В целом не против режима побития своего рекорда, потому что интерес здесь скорее от процесса. Но всё равно есть немного проблемы, что надо развлекать себя самому путём произвольного выбора стратегии, и в конце нет чувства выиграл ты или нет.

The Norwegians вроде и классический доп «просто больше всего», но немножко правит и балансирует десятки мелочей, и получается чуть ли не Пир Одина 1.5. Не до степени, что без него не сяду, но раз уж играю всё равно в TTS, то всегда с ним.

Краткий отчёт по прошлогоднему Увэ-марафону.

 

Maracaibo

Маракайбо

 

 

Любимый состав игроков: 1

Соло режим: автома

2021: #11

2022: #6

2023: #7 (-1)

 

Раскидистая европесочница, как антипод жёстким итальянцам и ласердам. Куча карточек, куча возможностей, денег хватает, кризиса особо нет, вариативности выше крыши. Делай что хочешь, везде хорошо, везде очки, дофаминчик капает. И вот за это ощущение свободы и фана сильно нравится. Пфистер далеко не первый дизайнер, который придумал засунуть сразу все свои механики в один проект, но у него получилось лучше, чем у многих. Великий западный путь тоже импонирует, и даже немного Skymines, но Маракайбо их вытесняет. Для меня здесь даже атмосфера Пиратов Карибского моря витает, пусть игра и довольно абстрактна. Но под пиратскую музыку играю всё равно. Хотя колониальная романтика и сомнительная штука, не отрицаю.

 

Охотно соглашусь, что некоторые механики, особенно доминация наций, лучше работают на большой состав. Но в итоге пласт удовольствия от игры лежит в своём движке и салатнице очков за любые действия, так что в соло теряется совсем немного. Автома, с одной стороны, примитивная, с другой стороны очень простая в управлении. Здесь она даже больше как таймер раунда, чем противник. И кампанию с ней вместе пройду заодно. Сюжет как таковой ерундовый, но предлагает в каждой партии малюсенькое нововведение. Вот тебе такой микромодуль, вот сякой. Короче, мне просто всё нравится в этой игре, и всё тут. Из реально неприятных проблем разве что муторная раскладка.

 

Terraforming Mars

Покорение Марса

Дополнения опциональны, MarsBot обязателен

 

 

Любимый состав игроков: 1-3

Соло режим: автома

2021: ~#28-34?

2022: #8

2023: #6 (+2)

 

Покорение Марса как встретило меня на закате MtG-аддикции, так и до сих пор в сердечке. Скорее спокойная привычная любовь к нему только укрепилась. Не самая топовая и обожаемая, но квинтэссенция картошлёпов про ресурсики. Мне нравится холодная антиутопическая корпоративная эстетика, и я никогда не могу устоять перед постройкой суперпроектов, чтобы хвастаться перед советом директоров. Иногда настолько увлекаюсь, что забываю, что в игру ещё и играть надо, а не только ляпать орбитальные лифты и повышать доход. Из-за этого мне толком так и не нравился ни дефолтный соло режим, ни TR63 из Пролога. Потому что в них надо играть по-особому, гонкой за терраформированием. Половина карт почти бесполезна, а достижения и награды вовсе исчезают.

Но для меня соло спас Ник Шо, который решил сделать своего бота, а потом выскочил Дэвид Турци, и вместе они прытко превратили фановую разработку в официальную автому с поддержкой всего контента. Ботом очень легко оперировать, и он поддерживает почти всё, что и живой игрок: и драфт карт, и достижения, и постройка на поле, и все-все дополнения, но без перегибов и сложных алгоритмов. Подходит просто идеально, и мгновенно стал одним из любимых.

 

Играю я очень плохо, в основном сливаю. Осознанно избегаю всяких страток, тирлистов, анализов и опытных марсоводов, потому что люблю игру самой казуальной любовью. Не хочу себе портить впечатления душными партиями. Просто неторопливо дома картейками поляпать под электронный эмбиент. Я ещё и голую базу без Пролога играю, потому что извращенец. Но надо бы, конечно, своим обзавестись.

Старый пост про первую версию бота.

 

Gaia Project

Проект «Гайя»

 

 

Любимый состав игроков: 1, 3, 4

Соло режим: автома

2021: #6

2022: #7

2023: #5 (+2)

 

Цельный завершённый триумф всех сложных евроигр немецкого пошиба без доения дополнениями. Вариативность раскладки, комбинаторика и отточенность механизмов поражают воображение. Для меня она как эталон-отсечка. Когда встречаю новый абстрактный сухарь про бухгалтерию и эффективность, спрашиваю себя: «чем это будет лучше Гайи?». Почти всегда ответ «ничем». Но меня пугает слава Терра Мистики и Гайи как очень сильно вышколенных турнирных игр с вылизанными стратегиями, где за тебя давно всё посчитано, и надо заучивать. Я такое не люблю страшное дело как. А автома как раз позволяет играть в это монументальное произведение казуально и по-домашнему. Мне даже оформление в духе бульварных космоопер заходит. Но на троих-четверых тоже работает шикарно, при наличии желающих.

Непопулярное мнение, но для меня автома здесь не настолько хороша. Она полностью адекватна игре, и делает всё, что должна. Зависит от выбора расы и раскладки поля, но порой кажется, что я играю просто со случайным порогом очков, а не оппонентом, который мне противостоит. В некоторых раскладках создаётся впечатление, что вся игра за тебя решена, а тебе только правильно посчитать. Например, если куча заданий на Гайя-планеты, глупо заниматься какими-то экспериментами. Впрочем, даже это достоинств игры это не умаляет, люблю её.

 

Mage Knight: Ultimate Edition

Рыцарь-маг. Полное издание

 

 

Любимый состав игроков: 1

Соло режим: выполнение цели

2021: #2

2022: #4

2023: #4

 

Не могу сказать, что до восторга его люблю, но не в силах не восторгаться монументальностью дизайна. Законченная игра с невероятным количеством контента, причём без излишеств и небоскрёбов из коробок в половину человеческого роста. А таких успехов в удачной гибридизации евромеханик и приключенческой симуляции почти никто не смог добиться. Эффектов и возможностей бесчисленное множество, но при этом правила это выдерживают и не разъезжаются во все стороны на бесконечные FAQ и спорные ситуации как у FFG или Chip Theory Games. Получается приключенческая игра с продуманным зубодробительным геймплеем и огромным разнообразием. Даже 12 лет спустя готова показать мастер-класс всем новомодным гибридам. Воистину глыба и уникум.

Чувство прогресса от неизвестного бродяги до эпического героя за несколько часов просто грандиозное, и почти нигде не повторено. Хотя иногда хотелось бы немного разбавить строгие битвы какими-нибудь побочными квестами на путешествия, как в Runebound. Игре вообще не нужны ни кампания, ни превращение в RPG, но разнообразие помимо боёвки было бы неплохо. Даже на двоих-троих теоретически работает, но неясно зачем, потому что удовольствие здесь в игровой системе, а не в конфронтации. В кооперативе будто 5 часов играете две параллельные соло игры, пусть и с одинаковой целью.

 

К сожалению, классический порочный круг Рыцаря-мага, из которого я не могу вырваться: правила сложные, игра тяжёловесная, поэтому партии долгие, поэтому нечасто есть силы, поэтому играю редко, поэтому не могу комфортно ориентироваться в процессе, а значит лень часто раскладывать, из-за чего снова что-то забывается и так далее. Завидую людям, которые за несколько часов могут разложить. Для меня это полдня и бесконечные уточнения правил. Либо на ночь оставлять. На большее, чем несколько раз в год, меня не хватает, и с большой вероятностью будет падать в топе.

Пара заметок про игру.

 

Nusfjord

Нусфьорд

 

 

Любимый состав игроков: 1-3

Соло режим: побей свой рекорд

2021: #3

2022: #3

2023: #3

Рекомпиляция идей Увэ Розенберга в невероятных 30 минутах партии или 60 минутах мини-кампании. 21 действие, чтобы построить свою рыбацкую деревушку и посчитать очки. Дедовское выставление рабочих низведено обратно до самой базовой сути, добавлен прикол с дедами-старейшинами, и бахнут гениальный рынок карт. В соло почти нет особых правил, кроме блокирования самого себя на поле. Шедевр готов. Вариативность раскладки для такой, казалось бы, примитивной игры просто божественна. Из-за обилия карточек никогда не будет одинаковых партий, а сами карточки содержат любопытные и неочевидные эффекты, которые интересно комбинировать и изучать. Есть и банальности в духе поменять 1 дерево на 2 рыбы, но они в меньшинстве, в отличие от игр-конкурентов, где только такие карты и есть.

В одиночку смущает, разве что, почти полная безрандомность. Но я всегда играю на фан от комбинаций, а не на оптимизацию финального счёта. Удивительно, но работает ВСЕМИ составами от 1 до 5. Я уже даже не знаю какой мой любимый. Если честно, за 34 партии поднадоел уже малость, поэтому может даже на игротеку с большим интересом сношу, чем дома раскладывать. Но в 30-минутном слоте соло альтернатив почти нет, а игра всё так же хороша, как и раньше. И главная её заслуга — непоколебимая стабильность. Сколько играно, и не подводила ни разу. Всегда знаешь, чего ожидать, и всегда это получаешь.

Старый отзыв здесь.

 

Anachrony

Анахронность

+ все модули (обязательно)

 

 

Любимый состав игроков: 1, 3

Соло режим: автома

2021: #4

2022: #2

2023: #2

 

Я долго думал почему именно она, и понял, что это редкий пример когда то, что игра от тебя хочет и то, чем мне интересно заниматься, полностью совпадает. Оптимальный уровень случайности и разнообразия, который не напрягает, а наоборот делает каждую партию новой, и толкается садиться ещё. В итоге я не чувствую, что решаю предначертанные задачки по эффективности, а просто играю с комфортным для меня уровнем импровизации. Плюс подсчёт только в конце игры даже немного снижает стресс от разрыва очков. Просто процесс по кайфу, а что может быть лучше для любимой игры? Даже претендент на топ-1, но посмотрим, как оно повернётся.

Нередко упоминаю, что не фанат огромной модульности в духе «собери игру сам». Это переложение дизайнерами ответственности на игроков. Только если уж она станет любимой, это может стать большим плюсом. Огромный лего-конструктор, который требует настройки под себя, чтобы как следует раскрыться. Пришлось потратить немеряно времени, чтобы освоить все нюансы и научиться ловко жонглировать модулями. Увы, от голой базы уже морщу носик. Варьирую даже мини-допы и небольшие варианты, чтобы каждая раскладка максимально отличалась. Fractures of Time по сумме нововведений — моё любимое дополнение всех времён, но и другие тоже нравятся. Хочется попробовать все комбинации. И это сопровождается крутейшим миром, отлично вписанным в механики, и тщательно отобранными и любимыми музыкальными подборками.

 

Хроносс — мой любимый бот, который не слишком сложен в управлении, не гложет дурными списками приоритетов, зато поддерживает 95% всего контента из дополнений и вполне наглядно демонстрирует свои вероятности и возможности на удобном планшете. Без него врядли бы была в топе. К сожалению, омрачает это муторная раскладка и огромное количество правил, раскиданных по пяти книжкам. Нужно регулярно играть, чтобы помнить большинство нюансов, но всё равно придётся искать как взаимодействуют такие-то дополнения, да ещё и алгоритм бота сверху. Иногда даже хочется разложить, но понимаю, что лень. Надеюсь, что Infinity Box чуть облегчит фиддлинг, и надо бы себе какую-то сводную памятку по всем модулям сделать.

Писал кратко обо ВСЕХ дополнениях.

 

Spirit Island

Остров духов

+ дополнения (очень желательно)

 

 

 

Любимый состав игроков: 1-3

Соло режим: выполнение цели

2021: #1

2022: #1

2023: #1

 

Великолепный сплав тематики и механик. Превосходная вариативность партий с обилием контента на годы вперёд. Неповторимая асимметрия, которая является моей большой слабостью. С опытными игроками и на 2-3 человека идёт вполне хорошо. Но именно в одиночку можно наиграться до умопомрачения в любых желаемых вариациях. Бывает раскладываю даже на детской сложности, и мне не стыдно. Просто приятно любимую игру потеребить лишний раз. А на высоких уровнях уже попотеть. Играю по настроению за одного или двух духов.

Вы сейчас ахнете, но в этом году я его доставал заметно меньше. Проклятье разрастания игровых систем в том, что их становится всё тяжелее донести до стола. Может ли любимой игры стать слишком много? Похоже на то. А там ещё анонсированного куча. Ты уже не можешь просто сесть и играть в классической раскладке, нужно самому выступить геймдизайнером. Выбрать духов, сценарий или противника. Оптимальную сложность, чтоб не детскую, но и голова не болела. Надо вспомнить нюансы из допа, которые редко всплывают. Когда играю, я в нирване. Но когда думаю о раскладке, то становится немного лень. А тут уж как с Mage Knight: начинается порочный круг. Это не значит, что разлюбил, просто почти за 50 партий всё-таки успел наиграться, и уже не хочется думать постоянно только о нём, как в начале знакомства. Может постепенно скинется с Олимпа, но из топа явно никуда не денется. А может Nature’s Incarnate резко и жёстко впрыснет новую жизнь, время покажет.

 

Для любителей сразу пролистать до конца, повторяю список позиций кратко:

1. Spirit Island

2. Anachrony

3. Nusfjord

4. Mage Knight: Ultimate Edition

5. Gaia Project

6. Terraforming Mars

7. Maracaibo

8 A Feast for Odin

9. Fields of Arle

10. The New Era

11. Too Many Bones

12. Imperium: Legends

13. Aeon's End

14. Runebound (Third Edition)

15. Arkham Horror: The Card Game

16. Voidfall

17. Cooper Island

18. Tekhenu: Obelisk of the Sun

19. Race for the Galaxy

20. After The Virus

21. Black Sonata

22. Kanban EV

23. Space Hulk: Death Angel

24. Gloomhaven

25. Pax Pamir: Second Edition

26. Cartographers

27. Railroad Ink: Deep Blue Edition

28. Lisboa

 

Такой вот получился топ любимых одиночных игр. Не думаю, что многие позиции могут кардинально поменяться в ближайшее время, так что он будет актуален ещё долго. Буду рад если кому-то что-то приглянулось или было полезно.

Если же вам не нравятся мои вкусы, предлагаю ознакомиться с топ-200 мирового рейтинга соло игр.

И не забудьте заглянуть в статью «Зачем люди играют в настольные игры соло?».

 

 

Любитель планшетов и огородов, Олег об играх

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Vavilonov написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Мне всегда так грустно, когда слышу выражение соло-игра.
Лучше консоли-ПК, как на мой взягляд не придумали ничего, а суть настолочек в кампании

Siar написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Это ерунда и популярный миф, что соло настолки - это грустно и неправильно. Вот просвещайтесь

https://tesera.ru/article/solo_gaming/

Vavilonov написал 2 месяца назад: #

Да я пробовал, так что это мое личное глубокое убеждение.
Кстати плюсом идет огромное количество на толок в цифре

Vavilonov написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Кстати спасибо за наводку на блог, интересный, подписался

Siar написал 2 месяца назад: #

Блог уже почти мертвый в плане новых обзоров на игры. Но прошлые записи очень интересные, да. Один из тех блогеров, которые не продажные а честно высказывают свое мнение о играх, даже негативное.

Angvat написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Мне тоже грустно, ну а что поделаешь, когда игр гораздо больше, чем времени.
Уже несколько лет в то же КУА соло играю, слезами обливаюсь, но играю. Благо хоть карты в протекторах, если сильно намокли, поменял протектор и все. Потому что компанию под нее собрать не всегда есть возможность, а разложить партейку-другую порой ой как хочется, ну и иногда просто хочется какие-то механик обкатать. Ее младшего брата Рейнджеров так вообще почти чисто в соло играл, так и не нашлось времени разложить их в компании с чувством и толком.

Vavilonov написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Если можно, пять копеек, про «младшевость» рейнджеров по отношению к Куа. Ну ничего же там особо от Куа нет, кроме мотивов и пиара, что геймдизайнер че-то там работал в ФФГ. Проверки похожие, но другие, подготовка сценариев похожа по «сетам» карт?

Angvat написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Да это буквально братик по куче параметров. Сбор колоды тут же, только проще и менее гибкий, так как берем сразу парами и строго задано чего и сколько. Почти те же четыре характеристики даже в той же расцветке. Те же проверки, только более щадящие и прогнозируемые, т к вместо жетонов карты и там нет автопровалов и гигантским минусов. Ну и куча всего по мелочам, что может издали другое, а на поверку «узнаю брата Марка Херригана». Ну там мы нужные для продвижения жетоны собирали, а тут кладем. Хватает и изменений, но они не прям гигантские. Что-то мне понравилось, как отсутствие приколоченных к персонажам намертво статов, что-то нет.
Разве что сама структура сценариев сильно отличается, и местами не в лучшую сторону. Мне например отсутствие осмысленной прокачки вообще не понравилось.

Vavilonov написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Ну наверное, убедили.
Меня отпугнула тематика, затошнило от того какие все добренькие и экологичные

Chaynik написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Ну если хочешь срача, найди тут товарища с красной аватаркой по имени Барон, посмотри что он пишет и напиши мнение противоположное его, гарантирую, добренько и экологично не будет.

Siar написал 2 месяца назад: #

Барон брутальнее выдрыси!

Siar написал 2 месяца назад: #

Ну там выдрыси есть. И хтонические твари. Так что не все совсем уж добренько и лапово.

evilpiton написал 2 месяца назад: #

Это потому, что Вы еще молоды. Пройдет некоторое время, появятся дети, появится дефицит свободного времени, надоест это онлайновое дрочилово с некоторыми неадекватными школьниками . ПК или консоль будет включаться только для прохождения синглов, да и то только хитов. Мотоцикл будет продан, двухподвес покрыт пылью в гараже. Компанию для настолок с каждым годом будет все сложнее набрать. И тут на арену снова выйдут сольные игры и Вы , очевидно, по иному на них посмотрите. )))

NotGeek написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Честно говоря, завидую любителям раскладывать настолки в соло. Это ближе к книгочтению. Видеоигры же - это в 90% из общего объема - деградация. Хоть они и более привлекательны, несомненно. Нажал кнопочку, включил консоль - изи. Вот и все достоинства перед соло настолкингом :)

Фу, стрёмно, форева элоун, как так можно - книгу читать :)

Даркест найт ещё отлично в соло идёт и Робинзон Крузо. Давно соло не играл, но соскучился по этому процессу. Впрочем, евро не особо понимаю. Больше всего из евро мне зашла Каверна Дуэль в соло - отлично играется.

Есть в планах совсем видеоигры задвинуть, ибо жрут потрясающе много времени. Это как курить наверное по уровню вреда.

Vavilonov написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Блин, кино тоже деградация получается. Жестко 😅

NotGeek написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

По сравнению с книгами - да, но не такая сильная, как видеоигры.

Во-вторых кино - это не всегда соло, а неплохое совместное времяпрепровождение.

Видеоиграм предпочтителен вообще любой досуг, как по мне, кроме соло-пьянки :)) Я бы сказал ДАЛЕКО не всё лучше, что удобней.

Vavilonov написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Так и игры не всегда соло. Мне просто ваша градация нравится, хочу уловить, что лежит в ее основе?

ValeryZ написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Хорошо вам рассуждать... Я вот последний раз в "видео игры" играл году в 99-м... И не хочется ни секунды.

slflycat написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

С 99 года многое изменилось. Пропустили такие шедевры как Ведьмак 3 или It takes two (эта как видно из названия на двоих). Некоторые игры сейчас делают так, что как хорошее интерактивное кино посмотрел, или приключенческую книгу прочел.

rookier написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Мужчина после HoMM III посчитал, что увидел всё)

Подождите, он, может, еще и фильмы не смотрит: есть мнение, что 1999 - лучший год в истории кино.

NotGeek написал 2 месяца назад: #

Блэйд рулит :)

BooLEan написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Первое правило 1999 года: никому не рассказывать о 1999 годе.))

rookier написал 2 месяца назад: #

Wake up, BooLEan...
The Tesera has you...
Follow the white Horus...
Knock knock, BooLEan.

NotGeek написал 2 месяца назад: #

В её основе лежит моё субъективное мнение, которое я высказал как альтернативу вашему. Оукей же, да? :) Я знал.

Vavilonov написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Приятно наверное авторам вроде Перумова или Донцовой, что их сейчас возвысили над дегродскими Тарантино или Калантонио.

punchik написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

"что их сейчас возвысили над дегродскими Тарантино или Калантонио"

Кто возвысил?
Где возвысили?
Когда возвысили?

Vavilonov написал 2 месяца назад: #

Товарищ выше рассуждает о ценности искусства через его внешнее выражение (форму) отсюда я и сделал такой вывод. Раз форма определяет «дегродность» того или иного направления, получается, что и авторы автоматически становится «дегродскими».

Siar написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

РОбинзон так-то тоже евро :)

NotGeek написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

То что даже ПО нет - уже не евро.

Siar написал 2 месяца назад: #

В основе геймплея расстановка рабочих же.

Ну ладно, не чистое евро, но гибрид точно.

ilya1809 написал 2 месяца назад: #

Ну вы, видимо, компьютерные игры обходили стороной. Базовый навык — это концентрация и внимание, также скорость решений, ведь в отличие от настолок, надо принимать быстро, для мозга это полезно, попробуй сыграть в «Контр Страйк» или глянь, как играют более-менее прошаренные игроки в «СтарКрафт». Стратегическому и тактическому мышлению там тоже есть где развернуться, помимо декблинговых игр(в которых существенно больше контента), которые и нам известны, там есть еще RTS-стратегии, пошаговые стратегии и всякие ХСОМы.
Я понимаю, что есть «Роблокс» и всякие донатные помойки, но в настолках есть «Кинь-Динь» и «Монополия».То на то как говорится.

Компьютерные игры — это почти всегда упор на соло, где в большое кол-во людей впихивают кучу контента, который для игрока открывается куда более быстрым и доступным способом. Деградация — это не больше, чем и настолки... А деградация — это когда ты на это тратишь кучу времени, так как жизнь предполагает куда больший спектр взаимодействия с миром.

Duncan_Isidor написал 2 месяца назад: #

Кстати, вопрос экспертам: что за метагеймовые сборки в КУА?

ivan111 написал 2 месяца назад: #

Люблю "Терра Мистику", большие надежды были на "Проект Гайя", но играть не с кем. Надо рассмотреть вариант с автомой.

Duncan_Isidor написал 2 месяца назад: #

Три градации (лично для меня):
1) соло/коопы - игры без автомы или с ее почти незаметным участием - вполне нормальное развлечение со времен изобретения пасьянса: остров духов, мрачная гавань, рыцарь маг, КУА, халлертау, данжен краулеры.
2) комплексные игры, автома которых является подспорьем в освоении игры. В дальнейшем все же переходим к игре с в меру живым оппонентом
3) все остальное с автомой на костылях - довольно буэ и ну такое. Даже если автома легковесная и быстрая как в белом замке. Зачем такие потуги в обслуживании игры, когда есть п.1 мне совершенно непонятно.