«Лавка игр» открыла предзаказ на «La Famiglia. Великая мафиозная война» | |
Идут сборы на Deep Rock Galactic с допами | |
Космические шахтеры отбивают ценные минералы у насекомоподобных инопланетян. | |
Идут сборы на Kingdoms Forlorn: Dragons, Devils and Kings | |
Гримдарковый данжен кроулер/приключение от авторов Aeon Trespass Odyssey. | |
Предзаказ на «Войну Кольца: Измена Изенгарда» | |
Фанатское дополнение к Войне Кольца. | |
Идут сборы на Earth Under Siege: Flashpoint | |
Фантастический данжен кроулер с фокусом на стелсе. |
8.5833 |
- |
Ежегодный народный топ соло игр с BGG. Комментарии от паблика "Олег об играх".
(да, на многие игры комментарии "не играл", но полезная инфа (описание) все-таки есть)
Версия 2023 года есть тут (часть 1 и часть 2)
Для интересующихся - топы за прошлые годы, а также список игр не попавших в топ 200
И статья "Зачем люди играют в соло игры?"
Пошли результаты 2024 People's Choice Top 200 Solo Games. Народное голосование снова бьёт свои же рекорды. 1837 пользователей, 27492 голосов, 1925 уникальных игровых наименований. Топ вычисляется по сумме очков, и не отражает ничего, кроме банального конкурса популярности. Но это всё равно центральный и богатейший ресурс по соло играм во всём мире. Верхушка всегда привычно предсказуема, так что смысла повторять прошлогоднюю аферу с 200+ игр смысла не вижу. Все старые записи доступны по тегу (или на тесере, упокой вас г-сподь). Здесь нас скорее интересуют горячие новинки соло-гейминга или резкие изменения рейтинга.
Считайте это небольшой новостной сводкой с одиночного фронта. Предвидя популярные претензии прошлого года: какой смысл всё это писать, если не играл или не нравится? Смысла никакого, дизлайк, отписка, автор дурак, перечисляет тупо личные вкусы, можешь смело закрывать страницу. Выбрал позиции, что мне показались взлетевшими за последний год.
Формат: место в топ 200 и название (+изменения за год). Если их нет, значит раньше игра была не в топ 200.
(все фото с бижижи)
99. Grimm World (ГИГАНОВИНОЧКА)
Занятная причина локального микроскандальчика. Дело в том, что автор игры прямо попросил своих фанатов голосовать в соло топе, что резко выдвинуло малоизвестную игру вперёд многих мастодонтов. Что формально не запрещено, но негласно порицается. Поэтому получилась своего рода «незаслуженная» накрутка. Плюс арты от Midjourney, что сейчас тоже горячая тема. Но сам по себе автор не хер с горы, а уже 5 лет делает эту игру, начав ещё с ПНП версий. Как я понял, своего рода гибрид настолки и соло НРИ. Заявлено дарк фэнтези 18+: мясо, матюки, убийства и голые сиськи. Очень авторский проект, распространяемый либо через платное ПНП, либо за $135 на Game Crafter. Потому что тиражей нет, и только штучные копии на заказ. Интересно как без накруток в следующем году себя покажет, потому что ниша своеобразная даже безотносительно 18+.
98. Halls of Hegra (+22)
По тематике кажется варгеймом по второй мировой. По факту скорей еврогибрид на манер Робинзона Крузо с элементами тавер дефенса. Строго соло, отзывы отличные, по видео процесс занимательный. Кажется, что будет нехайповой, но заслуженной классикой. Лично я просто не самый большой фанат страдать-выживать.
97. burncycle (+9)
Не играл. Очень любопытный концепт стелс-кооператива роботов против человеческой корпорации. Насколько я понимаю, у нас снова игра для 1-2 человек, как и Too Many Bones. Chip Theory вообще дизайнит будто специально для соло, так что их популярность неудивительна. Цены, как обычно, неадекватные. Почему вы не делаете картонные версии для бедных, изверги?! Причём если в TMB можно хоть как-то оправдать неопрен с вырезами для кубиков и стопки фишек для хитпоинтов, здесь-то это зачем?! Тем не менее, высоко в вишлисте на поиграть. Ожидаю кривых сломанных правил, но крутых интересных идей.
96. Nemesis (Немезида) (-14)
Более распространенный консенсус всё же гласит, что игра лучше всего себя чувствует на 4-5 человек с тайными целями. Кооператив и соло могут быть скучноваты. Из-за кривых правил и зашкаливающего рандома она может генерировать кинематографичные, но нечестные истории. Я почти не выигрывал в неё, и всегда сажусь с пониманием, что умру. С другими людьми предательства и спасения иногда вызывают хохот. А в соло против игры такое ближе к раздражению. Но не так много у Немезиды альтернатив в научно-фантастическом хорроре, и все более сомнительные. А сеттинг прямо максимально мой. Стояла б коробка, играл бы и в соло. Но покупать гробы у Awaken Realms, конечно, не буду. В Lockdown давно хочу затестить, может сам с собой в TTS и погоняю. А может и нет.
95. Onirim (second edition) (-32)
Самая популярная коробочка из серии Oniverse, простых одиночных пасьянсов. Напоминает какую-нибудь классическую забаву из традиционных игральных карт. Тянешь из колоды, пытаешься оценивать риски, и чтоб у тебя сошлись цвета для открытия разноцветных дверей. Играл немного, дополнения не смотрел. Вроде и не зацепило, но вроде и недурно. Может ещё бы попробовал.
94. Agricola (Агрикола) (-6)
Не секрет, что я люблю эту игру, но здесь решает именно одна из самых суровых и кризисных систем для выставления рабочих. Выбор между овечками или брёвнами прям очень стрессовый. А в соло этого нет. Ресурсы копятся горами, и игра из гонки за сочными местами превращается в жёсткую экономию действий, чтобы просчитать горизонт планирования как можно дальше: когда что брать, чтобы два раза не пришлось ходить. Это и смущает. Игра — шедевр, да и в соло неплоха, но всё же другие фермы именно для одного подходят больше, имхо. Может есть какие-то суровые автомы, или самому надо придумать, не знаю. Либо я к ней неправильно отношусь, просто в соло давненько не играл.
93. The Lord of the Rings: Journeys in Middle-Earth (Властелин колец: Странствия в Средиземье) (-15)
Не играл. Потренировавшись на Особняках безумия, FFG решили нахлобучить полноценную кампанию с приложением в архетипичном мире Толкиена. По видосам вроде занятно. Но надо ли повторять "господи, опять кампания"? Чего ожидать, не очень понимаю, но в целом игры от FFG мне заходят больше, чем такое же от других фирм.
92. Raiders of the North Sea (Викинги) (+123)
Здесь всё просто: в этом году Викингов и Всадников Скифии объединили в одну позицию, поэтому получился большой скачок вверх. Отличия в них небольшие, хотя Скифия получается версией 1.5. Играл в обе, но не в соло. Лично мне просто всегда казались максимально непримечательными играми, просто норм. Так-то любителям евромидкора отличный выбор.
91. The Guild of Merchant Explorers (Гильдия купцов-путешественников) (-8)
Возвращение тренда зарисоваек обратно в физические компоненты. Открываем карточку, закрываем клеточки на планшете. Соединяем точки, собираем сеты — все стандартные процедуры. Весьма толковая медитативная штука. Я просто в такое наигрался, так что не цепанула, а так норм. Рассказывал в одном из выпусков блица:
90. One Deck Dungeon (-25)
Для меня это одна из худших игр всего топа. Я не понимаю за что она кому-то нравится. По тематике миниатюрный данжен кроулер на картах. По процессу выставление накиданных кубов на оные карточки. Плохо накидал? Ну, соси палец. По крайней мере в начале партии у тебя перебросов никаких нет. Просто идешь вперед, плохо кидаешь, и проигрываешь. Сюжета, атмосферы, визуала тоже нет. А оценки хорошие. Загадка. Пишут, что это повальная проблема всех новичков, из-за которой мнения кардинально разделяются на два лагеря. Мол, надо разобраться, и там всё хардкорно, но балансно. Но меня настолько отвратило, что и разбираться не хочется. В топ-10 хейта точно поставил бы.
89. Concordia (Конкордия) (-30)
Играл только мультиплеер. С новой Concordia: Solitaria ожидаемо рванула в рейтинге, автому все хвалят. Я просто к Конкордии средне как-то. Хорошая игра, и от зашкаливающей элегантности дизайна я в восторге. Но как будто для меня чего-то не хватает. Ни разу не было больше, чем "да, неплохо".
88. Zombicide (серия) (Зомбицид) (+21)
Пробовал только Чёрную чуму, обычно считающуюся самой удачной. Но вообще там 228 коробок, есть из чего выбрать. Удивительно, но не плевался. Игру часто хают за тупой кубомёт, но разве она хоть когда-нибудь обещала что-то другое? Массовый выпил толп зомби, сотни миниатюр, пыщь-пыщь. И даже направление и сдерживание толп мертвецов не совсем уж одноклеточное, чтобы геймплей прям исчез. Серьёзная особенность — обязательность всех шести персонажей, даже в соло. Для такой простой игры вполне осуществимо, но у меня мысли уже путаются немного кто походил а кто нет. Признаюсь, без понятия как там с живой раскладкой сотни минек, ибо пробовал только в TTS. Но мне норм зашло, пусть и сам играть больше не буду, только если вживую. Да и CMON как компания мне не симпатична с их бизнес-моделью.
87. The 7th Citadel (ГИГАНОВИНОЧКА)
7-й Континент начал за здравие, но так ничего и не сделал со своим потенциалом, на мой взгляд. В нарративном плане мир Грааля как ближайшего конкурента гораздо богаче и насыщеннее. Карточная система Континента прикольная и многофункциональная, но часов за 8 моего знакомства сюжет и не думал куда-то сдвинуться, поэтому быстро забросил. А перспектива пойти в тупиковую локацию и зазря потратить время тоже не радовала. Цитадель у нас совсем новая игра на сходных механиках. Вопрос не изучал, но высокая позиция говорит сама за себя. Как обычно, второй раз авторы учли ошибки, что-то изменили, поправили и так далее. Континент пока что выше на 61 месте, но ему 7 лет так-то, а Цитадель только вышла.
85. Ashes Reborn: Rise of the Phoenixborn (+79)
Когда-то давно была очередной попыткой конкурировать с Magic the Gathering путём создания карточной дуэли без случайных бустеров. Как ЖКИ, только не от FFG. Одно время куча таких игр выходило. Потом Ashes умерла, потом возродилась, а сейчас по-новой хайпанула соло-кооперативной серией дополнений Red Rains. Вроде сейчас один из самых крутых босс-баттлеров с пребилдом колод. Все дуэльные карточные коллекционки ниже пяточка самых известных неизбежно обречены на забвение. Сколько их уже было! Даже гениальный Нетраннер в подполье, несмотря на жизнь в сердцах фанатов. Поэтому перепрофилирование подобных продуктов на соло считаю логичным и перспективным. Конечно же, у меня в ЧУДО-СПИСКЕ на 3037-й год.
84. Harmonies (ГИГАНОВИНОЧКА)
Само-собой, суперпопулярный абстракт, мигом взлетевший во все топы, взлетит и в соло тоже. Играл, очень хорошая казуалка. Но в одиночку показалась черезчур случайной из-за выхода плиток и карт лишь для одного человека. Впрочем, там фанатские режимы уже клепают яро.
83. Frostpunk: The Board Game (будет локализация) (-22)
Не играл. Компьютерный прародитель скорей понравился, чем нет. Хотя я не любитель страдательного хардкора, и пришлось чуть снизить сложность. Если я правильно понял, здесь у нас снова одиночная игра, но в кооперативе механические роли разных аспектов разделили между игроками для облегчения нагрузки от слежения за правилами и компонентами. В Этой моей войне от несуществующего "кооператива" я плевался. Как здесь, не знаю. Насколько я вижу, для соло идеально, и отзывы очень хорошие. Тяжко, кризисно, современная замена Робинзону крузо, хорошая передача темы и т.п. Но вот открываю правила, вижу 44 страницы, закрываю правила. Вроде в последние годы я и потреблял всё, что чем сложнее, тем лучше. Но возникают вопросы на самом ли деле оно того стоит в соотношении сложности и удовольствия, или просто дизайнерам снова лень делать свою работу, и они приходят к гениальной идее переложить вычисления компьютера на человеческий фиддлинг. Фу на таких. Думаю, поиграю когда-нибудь, но не сегодня.
82. Fields of Arle (-24)
А вот это моя тема. Самая ультимативная ферма на свете. Ничего лишнего, только хозяйства и огороды! Некоторые ругаются, что типа абстрактно считать очки... Но как бы здесь всё имеет житейский смысл: срезали торф с болот, затопили им печки, осушили болота, на их местах засадили поля или сарай построили. Нашили рубашек, продали в соседнюю деревню. Мне в кайф с этим копошиться. Вдвоём разве что приятое общение или раздражение от занятых клеток. Как таковой осознанной конкуренции нет. Но в одиночку есть проблема полной решаемости. После раскладки нулевой рандом, и теоретически можно посчитать всю игру на 100%. Приходится себя искусственно ограничивать, и придумывать, что сегодня напложу зверей ораву, а в следующий раз горшки буду запекать. Здесь мне легче, чем в абстрактах, потому что можно забить на цель, и просто строить тематично в радость. Но всё равно считаю это недостатком. Кратко писал здесь
81. Gloomhaven: Buttons & Bugs (ГИГАНОВИНОЧКА)
Прикольная история, как фанат сделал свою микроигру Gloomholdin', маленечко хайпанул с ней на ниве ПНП, а там ему предложили и официальную мини-версию Гавани для соло-игроков сделать. Как многие знают, Gloomhaven я уважаю, но не очень люблю. И вот эта упрощённая и укороченная версия лично для меня выглядит перспективной. Судя по отзывам, таки удалось запихнуть максимум геймплея в минимум пространства, а я от подобных сущностей прямо отдельно балдею, ну нравится такое! Так что отметочку ставлю.
80. Maquis (-10)
Ещё одна игра, от которой я сгорел. По замыслу это что-то вроде выставления рабочих про подпольное сопротивление в оккупированной нацистами Франции. Собираем ресурсы и готовимся к миссиям по саботажу. Несколько раз пробовал в приложении на андроиде, так и не понял как в это играть. После выставления всех рабочих случайные патрули обыскивают локации, и хватают всех попавшихся агентов. Выиграть после этого становится невозможно. Условно ставлю в топ-20 худших игр. По-любому чего-то не понимаю, потому что в числе строго одиночных маленьких коробок она обычно высоко ценится.
79. Maracaibo (Маракайбо) (-25)
Моя прелесть. Автома, с одной стороны, примитивная, с другой стороны очень простая в управлении. Здесь она даже больше как таймер раунда, чем противник. Хорошо, что мне здесь просто нравится процесс и копошение, а не соревновательность. Это такая раскидистая европесочница, как антипод жёстким итальянцам и ласердам. Кризиса особо нет, ресурсы есть, вариативности выше крыши, делай что хочешь, везде хорошо. Дофаминчик кап-кап, процесс быстр и бодр. Мне даже атмосферы хватает под саундтрек Пиратов карибского моря. Хотя колониальная романтика и сомнительная штука, согласен. Долгое время поигрывал в TTS, недавно не выдержал и взял на скидках в честь "ну у меня же день рождения". Ещё и стоит неприлично дёшево для такой нажористости. И кампанию пройду заодно. Сюжет как таковой ерундовый, но просто предлагает в каждой партии малюсенькое нововведение. Вот тебе такой микромодуль, вот сякой. Короче, мне просто всё нравится в этой игре, и всё тут. Я уважаю Пфистера, но Маракайбо как будто в одиночку закрывает все его игры скопом. Даже втроём-вчетвером интересно было бы опробовать.
78. Keep the Heroes Out! (Героям здесь не место!) (+65)
Мало что знаю об игре кроме драмы с локализацией. Некий кооперативный декбилдер про монстров, защищающих своё подземелье от героев-воришек. Почему ползёт вверх в рейтинге, не знаю. То ли дополнения, то ли народная любовь.
77. After the Virus (+20)
Уродливый лицом, но занимательный хидден гем от Фрюкселиусов. Кооперативный или соло колодострой с мультиюзом карт, где выгодно максимально разбухать свою колоду, а не чистить, как обычно в других декбилдерах. В прошлом году даже скакнул у меня в топе, потому что приятно удивил. Загорелся было себе раздобыть, да в этом так и плюнул. Разгадка простая: в этом году играю заметно меньше, поэтому на игры ниже самых любимых энергии уже не выделяется. Тем не менее, рекомендую не скидывать со счетов, потому что игра прикольнее, чем кажется. Спустя 5 лет аж доп внезапно сделали. Есть даже куча фанатских редизайнов, не порицаемых авторами.
76. Tapestry (Эпохи) (-24)
Играл только мультиплеер. Любимая игра от не самого любимого Джейми Стегмайера. Да, это евросемейка, а не серьёзная цива. Да, дурной оверпродакшен с ненужными домиками. Да, рандом и дисбаланс в асимметрии и картах. Но он ставил себе целью сделать супер-элегантную игру, и ему удалось. Почти весь сердечник забит в 4 трека, правила проще некуда, а вот процесс весьма неплохо поставляет радость от лёгких комбушечек и движочков. Ещё я серьёзно не понимаю где цивилизации, в которых ты строишь РЕАЛЬНО СВОЮ цивилизацию, а не косплеишь древний Рим или Египет в тысячный раз. Пока у нас есть только казуальная Tapestry и задротская BIOS: Origins. Думал проверить автому просто в коллекцию рейтинга лучших автом, но стало лень. Игра неплохая, приятненькая, но не настолько сильно нравится. В широких дискуссиях принято её нарекать ужасным провалом, так что я стал в контр-позу, что она вполне норм.
75. Dorfromantik: The Board Game (Dorfromantic. Сельская идиллия) (+61)
Если я правильно понимаю, это чистый казуальный дзен без особого челленджа, ремейк компьютерного первоисточника. Выкладывай тайлики, считай очки, открывай легаси-коробочки, повторяй опять. Ну и плохого ничего не вижу. Формально кооператив, но абсолютно пасьянсного типа, где просто делаете ходы по очереди. Вроде допы и ответвления клепаются, потому ползёт вверх.
74. Witchcraft! (Ведьмы!) (+138)
Интересно, что ремейк скакнул вверх даже без группировки в одну позицию с Resist! Обе игры от опытных дизайнеров, и отлично себя показали в одиночной нише. У нас Гага обе издала, кстати. Занимательный кризисный менеджмент ухудшающейся колоды в компактной коробке и при небольшой цене. Я б даже купил из принципа поддержки подобных начинаний, просто мне не зашло совсем. Партизаны не понравились тем, что это нисходящая спираль страданий, где с каждым ходом только хуже. Я понимаю дизайнерскую задумку, но играть банально тяжело и невесело. Может Ведьмам дал бы второй шанс, потому что они что-то изменяют. Но боюсь, что в итоге это та же самая игра.
73. Space Hulk: Death Angel – The Card Game (Space Hulk: Ангел смерти) (+13)
Элегантная игра от FFG звучит как нонсенс, но так и есть. В колоду карт, единственный кубик и 30 минут времени запихнули почти всю суть гроба с миньками. Надрыв, Ваха, рандом, нечестность, драма, превозмогание. И не нужно $200 на кик донатить, хехе. Часто жалуются на худшую в мире книгу правил, но я как-то научился по ютубу, и не прочувствовал. Рекомендую памятку от Universal Head. Скажу честно: мне подфартило урвать на барахолке за бесценок, потому и поигрываю изредка. Жанр не мой, и специально искать раритет за оверпрайс я бы не стал, как и в TTS другое бы выбрал. А так нравится.
72.. Legendary Encounters (Alien, Predator, Firefly и другие из серии) (-16)
Ответвление Legendary как кооперативного колодостроя, даже с условным сюжетом. Как фанату Чужих, фансервис пришёлся по душе, хоть и логика фильмов слишком условна: скажем, в сценарии первого фильма не один ксеноморф, а толпы. По задачам надо разведывать вентиляцию, ставить турели или декомпрессировать отсеки. Включает самый тематичный способ помереть от личинки: замешиваешь честбастера в свою колоду, и молишься, чтоб не успеть его вытянуть с ожидаемым исходом. Увы, синдромы Legendary/Star Realms в худшем проявлении: случайный рынок стагнирует и не обновляется, колода почти не чистится, эффекты карт скучные, а оставить хотя бы одну на руке нельзя, чтобы скомбить с невытянутой комбой. Меня всё это слишком обламывает. В соло желательно играть с двух рук, чтобы кооперативные карты не были бесполезны. Очень давно писал здесь
71. Star Wars: Outer Rim (Звездные войны. Внешнее кольцо) (-9)
Здесь всё просто. Если любите Звёздные войны, это чуть ли не лучшее приключение по ним. Песочница в открытом космосе, предлагающая несложные правила, знакомых персонажей и вариативность занятий. Плюс мне нравится система с пронумерованными картами квестов, которая перекочевала из Фоллаута в ЗВ и частично в УА3. Не супер-удобно, зато позволяет связные мини-арки создавать. Один раз играл с автомой. Помню плохо, но вроде адекватно всё было. Я уже писал о своей усталости от франшизы из-за вала низкокачественных штамповок киноформата. Скажем, Фоллаут как настольная игра заментно слабее, но как вселенная мне ближе. Мне Внешнее кольцо норм, фанатам, наверное, мастхэв.
70. The White Castle (Белый замок) (+377)
За цену и формат коробки им огромный респект. Сейчас очень не хватает толковых игр человеческого формата, а не кикстартерного. Ласерда на минималках, и не надо Eagle Gryphon оверпрайс заносить, хаха. Меня просто утомил этот тип игр. 9 ходов на партию. Один неправильный вздох, и всё запорол. Плюс каждый ход прямо огромную вереницу событий влечёт, поле резко меняется, и каждый раз сидишь в диком даунтайме ищёшь новые варианты. Но если как раз нравится такое, то Белый замок отличный. Многие, правда, пишут, что стандартный бот из коробки непобедим вообще, и выбирают сторонних фанатских ботов. Я не проверял, только на двоих пробовал.
69. Legendary: A Marvel Deck Building Game (-5)
Не играл (наверное). Очень давно запускал на андроиде, и помню, что было настолько уныло, что больше не вспоминал. Условно аналог Star Realms, где игра играет в тебя со скучными эффектами типа +1 к силе и +2 к покупке, а рандом не даёт комбиться тем картам, что должны комбиться. Ответвление серии Legendary Encounters Alien ну хоть на толику получше. Может быть 41 коробка дополнений что-то и исправляет. Но здесь всё просто. Марвел у меня — в топ-1 самых скучных тем, что можно придумать. Так что мне совершенно неинтересно.
68. ROVE: Results-Oriented Versatile Explorer (+3)
Не играл. Очередная сольная микроигра от Button Shy. Передвигаем карточки по разным правилам, пытаясь составить геометрические фигуры для решения миссий. Я их очень уважаю, но здесь снова попалась традиционная для меня ловушка. Слишком много открытой информации для паралича анализа. Если я не думаю дальше двух ходов, то загоняю себя в ловушку. Если пытаюсь просчитать всё, то мозг ломается. Может надо легче относиться, но меня прямо стрессуют такие игры почему-то. Вот в безрандомных фермах от Увэ можно просто забить на счёт, и кайфовать от овечек и огородиков, а здесь кроме сухого просчёта ничего другого и нет.
67. Race for the Galaxy (Борьба за галактику) (-14)
До сих предпочитаю её в дуэли, или втроём тоже неплохо. Бот из The Gathering Storm очень старинный, а засим подвержен рандому: считает миры на 0 и на 7 очков одинаковыми в плане розыгрыша. А если нафармит трек товаров, его не остановить. Есть альтернатива в виде Race for the Galaxy Solo Campaigns, но там совсем пасьянс. Но игра до того гениальная, что даже в соло нет-нет да раскладываю, пусть это и не самый любимый вариант. Больше в цифре играю. Подробнее писал здесь
66. Welcome To... (серия) (Бумажные кварталы) (-17)
Первые Бумажные кварталы — хорошая, приятная, но не бомбическая игра. Мне кажется её популярность обусловлена выходом в самый горячий разгар эпидемии роландрайтов. Медитативненько вписываешь себе не листочке, и радостно. Но вот случай мне подкинул коробочку Добро пожаловать на Луну, которую некоторые кличут чуть ли не ультимативной эволюцией жанра. Потому что и кампания, и 8 игр в одной. Поиграл 2 партии, пока мнение не сформировалось, но нравится. Удивило наличие почти полноценной автомы, а не просто в одиночку чёркаешь сам с собой. Как пройду, отпишусь, но пока весьма неплохо.
65. Kingdom Death: Monster (+59)
Здесь не шарю совсем. Вроде все и так слышали про эту легендарную Гробину Страданий. Игре 9 лет уже, она давно в топах. Может что-то изменилось, может очередная волна контента доехала, а может просто регулярные колебания рейтинга. Почему не хейчу KDM? Вопрос нетривиальный. Наверно, влияет многолетняя репутация и наличие сформировавшегося имиджа. Мне врядли понравится, но хотя бы выглядит интересно и гармонично, в отличие от Aeon Trespass.
64. Castles of Burgundy Special Edition (Замки Бургундии) (+16)
Однажды пробовал старую соло карту, и вообще не понравилось. Получилась гонка за заполнение планшета, в которой столько изменённых правил, что получается уже другая игра. Но Awaken Realms подсуетились со Special Edition, и пригласили всю компашку Турци заделать нормальный одиночный режим. Отзывы очень хорошие и, судя по видео, это отличная автома от экспертов своего дела. Увы, запертая за ценой делюкса. Но фанаты, само-собой, подсуетились, и сделали ПНП в старые версии. Я просто за десяток партий в Замки наигрался, так что не тянет. Но игра всегда актуальная и классическая, и это делюкс здорового человека. Вчетвером только не советую. По прежнему огород от Фельда на двоих, где каждый ход — новая даунтаймерская головоломка с минимумом взаимодействия. Чуть больше писал здесь
63. Turing Machine (-12)
Играл на BGA. Вот это прям сюрприз небольшой. Прямолинейная игра на чистую логику. А я люблю такие. Загадан код из трёх цифр. Спрашиваешь у игры несколько раз является ли сумма жёлтой и синей цифры больше или меньше шести. Или сколько чётных цифр в коде. Или стоят ли они по возрастанию. Короче, пачка разных условий. А потом пытаешься угадать весь код. И если в книге правил раскладки только для двадцати задачек, то в приложении их генерится миллионы. Некоторые воротят носом, дескать, это просто задачка на логику. Так а чем плоха десятиминутная соло задачка на логику с огромной реиграбельностью? Лично для меня игра — стопроцентно что ждал, то и получил. Ничего большего от неё и не хотелось. Разве что удивило прямо полное и тотальное отсутствие взаимодействия, кроме как кто первый победит. Привет от соло игрока.
62. Sentinels of the Multiverse Defintiive edition (-5)
Вот эту я вообще не понял. Пару раз пытался въехать, и было безбожно скучно, просто-таки невыносимо. Хватаем несколько колод с героями, одного босса, одну арену, и мутузимся на карточках. Часто хвалят за неплохо переданную тему супергероики и несложную раскладку. Везде готовые колоды, не надо декбилдинга и подготовок. А ругают за фиддлинг: здесь +1, но там -1, но +2 здесь, но этот отравлен... Плюс всратый арт позволяет игре быть завсегдатаем топов самых уродливых. Но всё равно очень многим нравится, как вы видите по высокой позиции. Бомбил насчёт неё здесь
61. The 7th Continent (-16)
Авторам удалось создать классную и элегантную систему скиллов и проверок, которая, вкупе с инновационной картотекой из локаций и предметов, позволила реализовать огромное число действий и возможностей, не перегружая правила. Вроде бы контента через край, но алгоритмы почти одинаковые для всего. К сожалению, на крутой основе им не удалось сделать интересную историю. Играя в TTS, я дошёл до кульминационного задания первого сюжета-проклятия, настроился на открытие и получил... Ничего. Ну, иди в другое место теперь, объяснять ничего не будем. Так и забил. В сумме за часов 8 просто многократно повторился цикл: исследуем, проходим проверки, истощаем колоду, охотимся, добываем мясо, жарим, едим, затасовываем колоду обратно. Причём это всё вовсе небыстро происходит. Если в TTS хотя бы скрипт за меня ищет карточку с номером N, то вживую некоторые назвали Континент симулятором администратора картотеки. А концепт открытого мира даже может играть в минус. Не то что бы обидно заблудиться на необитаемом острове, даже наоборот тематично. Проблема в том, что ты тупо потратишь время на фиддлинг, и упрёшься в тупик, не получив ничего полезного. Или пропустил мелочный предмет час назад, и потом дальше не пройдёшь. Так себе ощущения. По сравнению с тем, как её нахваливали, для меня это стало первым звоночком, что концепт игр с кампаниями — расхайпленная шляпа.
60. Viticulture Essential Edition (Виноделие. Полное издание) (-13)
Для меня Виноделие — довольно средняя игра, но попса же тоже нужна, правильно? И я до сих пор не услышал доводов что делать, если у тебя красный виноград и белые контракты. Видимо, просто поднять лапки, и накрыться простынёй. Здесь чуть ли не первый режим от Automa Factory, породивший славную традицию простых соло-режимов для Stonemaier Games. Даже больше не автома, а просто блокиратор мест. А игроку надо за 7 раундов просто перегнать N очков и всё. Очень прямолинейно. Viticulture World: Cooperative Expansion даже не смотрел, но некоторым явно зайдёт. Впрочем, Виноделие падает с каждым годом, что показывает сколько новых несложных евросемеек выходит на рынок...
59. Aeon Trespass: Odyssey (+39)
Иррационально бесит меня. Как ни смотрю на неё, вижу сплошной кринж. €960 фуллфарша, 600 кадрильёнов секстильёонов часов ГЕЙМПЛЕЯ, требует 2 стола на раскладку, многократно изнасилованная греческая мифология, обращённая снова, сюрприз, в ДАРК ФЭНТЕЗИ. Ну это какая-то идиотская олимпиада кто больше выебнется. Причём очевидно, что рано или поздно и AT:O решат переплюнуть. Ждём настолки за $2000, требующие отдельной комнаты и 30 лет на прохождение. И ведь купят же. А кто-то даже на СНГ-шные зарплаты это берёт, земля пухом. Несправедливо? Не играл, но осуждаю? Всё именно так и есть. Раз уж вы в авторском блоге, наслаждайтесь авторскими комментариями. Не отметить будет неправильно, но и молчать я не могу. Желающие без труда найдут отзывы с заоблачными оценками, а меня слушать — пустое.
58. Great Western Trail (second edition) (Великий западный путь) (-15)
С дельными ботами в новых изданиях ожидаемо уселась в топе. Они пошли по пути простоты, и ход бота занимает всего минуту. Но небольшую адаптивность демонстрирует, в зависимости от рынка рабочих. Аргентина нравится чуть больше первого, в Новую Зеландию пока не играл. Для меня почти полностью перекрывается Маракайбо, а так даже подумал бы себе взять. Чуть-чуть не вошла в личный топ в этом году. Расширенные впечатления здесь
57. Paladins of the West Kingdom (Паладины западного королевства) (-17)
Угадаете что я скажу об очередной игре от Garphill? Пожалуй, из их предложений как раз та, что наименее нуждается в других игроках. Тот случай, когда личный планшет больше центрального. Часто хвалится любителями тяжеляка, и бот неплохой. Но для меня все их игры как будто... местечковые что ли. Хорошая компиляция евромеханик, популярных здесь и сейчас, а через пару лет уже и не вспомню что там было. Поэтому клепают новую каждый год. В Паладинах не очень понравилось, что есть условно 6 сфер развития, из которых выбираешь 3 штуки, и долбишь в них, пытаясь максимизировать. А остальные 3 даже и трогать большого смысла нет. Копайся себе в планшете потиху. Только вот я сходу выберу с десяток игр с такой же сутью, но имеющих своё лицо что ли. Некоторым нравится, претензий не имею.
56. Everdell (Эверделл) (-10)
Вот он мне уже гораздо более симпатичен. Один из самых крутых продакшенов, что я видел. Великолепный арт с милыми зверюшками, классные ресурсы из разных материалов, дурацкое дерево как-никак хайповало, да и процесс вылизанный и приятный. Может болезней захода карт из Виноделия он и не избежал, но считаю как игра гораздо лучше. Если в базе бот был простоват и рандомен, то новую паучиху из Mistwood все очень хвалят как отличную автому. Но я дальше базы не уходил, и разобраться в бигбоксах сам чёрт ногу сломит. Всё же у меня другие более любимые игры про карточки покрутить.
55. ISS Vanguard (+32)
Снова гробы от Ащакен, на этот раз Грааль в космосе, от тех же авторов. Пока всё, что слышал, звучит как затянутая малоиграбельная нудятина. Но выглядит красиво, конечно. Может, как и Грааль, его тоже можно «прочитать», вместо того, чтобы играть?
54. Earthborne Rangers (Eartborne Рейнджеры) (+39)
Не совсем понял амплуа этой игры. Сначала казалась эволюцией карточного Ужаса Аркхэма. Потом стал встречать отзывы, что это больше казуалка, а сбор колоды очень куцый. Вообще выглядит привлекательно, и в кои-то веки не очередная краденная мифология, перекрашенная в дарк фэнтези. Больше всего интересует идея про животную экосистему, под которую надо подстраиваться, а не вырезать всех, кого видишь. Одна из этих бесконечных кампаний, что мне любопытна, но книга правил на 50 страниц всё равно смущает. 99% подобных игр раздуты и перегружены.
53. Oathsworn: Into the Deepwood (Oathsworn: Верные клятве. Тайны Темнолесья) (+7)
Не играл. Что-то вроде босс-баттлера и данжен-кроулера, который хайпует как не в себя. Смотрел видосы, похоже что правда адекватная сюжетная часть и занимательная боёвка. Чужие бати гамают грят малаца хорошо зделали. Интересно, что есть и вариант в соло всеми героями управлять, и заменить некоторых упрощённым союзником для разгрузки правил. Но с чем они заманали, так это с фуллфаршами на 5 коробок, что люди с бабкиной тележкой на почту ходят. Поди разберись, чё из этого важно, а чё тупой развод на деньги. Кикстартер, иди куда подальше. Всё более понимаю насколько человеческий подход у Глумхевена: купи одну коробку и не парься, там всё есть.
52. Underwater Cities (Подводные города) (-23)
В который раз упомяну как плевался на четверых, а потом оказалось, что в одиночку весьма хороша. Сухи обычно делает простые соло режимы в духе "построй 7 куполов и набери 100 очков". Я ни разу не выигрывал. На Покорение Марса похожа лишь очень условно. Отличается высокой кризисностью по ресурсам и малым количеством действий. Основная фича — необходимость скомбинировать цвет разыгрываемой карточки и цвет ячейки для выставления рабочего, чтобы достигнуть наибольшей эффективности. Генератор огромного даунтайма. Строим свой подводный огород, взаимодействия мало. Зачем в такой игре другие люди не очень понятно. Пока что лучший проект Сухи. Но для меня типичная игра второго эшелона. Сколько не думал себе взять, но всегда есть что-то лучше. Так что изредка играю бесплатно в соло режим на yucata, и мне хватает.
51. Arkham Horror (серия) (Ужас Аркхэма. Вторая/третья редакция) (+15)
Чуть ли не самая скандальная позиция в топе из-за объединения в один пункт непримиримых врагов: второго и третьего издания. В прошлые годы люди чуть ли не требовали снять их голос, потому что за третий они голосовать отказываются. Второй я уважаю, но сегодня он уже тяжеловато воспринимается. Традиционно вступлюсь за третий. Наверно, повторяюсь, но это логическая эволюция всей системы. Много лет полировки формулы дают о себе знать.
Для меня это оптимальная игра в не самом любимом жанре. Сюжет есть, но не рельсовый. Случайные приключения есть, но не скатываются в полную разрозненную несуразицу. Кубы есть, но и планирования достаточно. Лавкрафта люблю, оформление нравится. Все традиционные элементы серии в наличии, пусть и в новых обличьях. Со временем научился принимать такие игры проще. Не на победу, а на удовольствие от микроисторий и атмосферы.
Я в целом понимаю претензии любителей ортодоксального олдскула УА2, потому что здесь отрезали то, что нравилось именно им. Точно так же, как мне старая топорная The New Era нравится больше отполированных Поселенцев или Мастер сета. Или Агрикола больше Каверны. Может именно из-за того, что я не фанат, для меня УА3 как раз более сбалансированная и попсовая. Но претензий к пандемийности и очистке жетончиков до сих пор не понимаю. В том же Древнем ужасе точно так же нужно куда-то бежать и зачищать монстров и врата, а не просто бесцельно мотаться по карте.
Были мысли даже себе взять, но, на удивление, предпочитаю с другими людьми, банально чтобы хозяин коробки парился с раскладкой и правилами, а я мог просто играть. Но в TTS в одиночку пробовал, и в целом нравится, просто слишком тяжко одному всё отслеживать, потому что FFG ненавидит моё душевное равновесие. Коротенькие заметки о нём:
Раз
Два
50. This War of Mine: The Board Game (Это моя война) (+5)
Лень что-то новое писать, поэтому вставлю впечатления трёхлетней давности дословно. Грустная притча о том, почему не надо превращать компьютерные игры в настольные. Игра — чемпион по фиддлингу: вытяни карту, которая скажет найти страницу в книге, которая скажет вытянуть карту, которая скажет бросить кубик, который скажет из какой колоды нужно вытянуть еще карту. Зачем там дюжина колод и пять десятков типов жетонов? В итоге ты на 5% принимаешь какие-то решения, а в остальное время ищи, и перекладывай, и перемешивай, и откладывай, и получай, и отдавай. Компьютеру на это требуется примерно 1 секунда, но зачем заставлять человека этим заниматься?
Традиционный бомбёж на тему рандома: я не считаю, что пассивное ожидание каким новым образом кубик тебя может убить на месте хорошим геймдизайном. Далее, это 100% соло игра. То есть хозяин коробки играет, а вы сидите смотрите. “Кооператив” там такой же как в Windows Сапере: ведь в том тоже можно подсказывать по очереди! Также меня утомило, что всегда сплошные страдания, уныние и легкое морализаторство на эту тему. Очень быстро вырабатывается иммунитет и безразличие к перманентному шок-контенту. Но ладно, впечатлительность у всех разная. Единственное, что игре удалось — стать антивоенной пропагандой, потому что картина по-настоящему жуткая и депрессивная. И то это заслуга цифровой прародительницы (сам не играл). Итог: полная противоположность тому, чем должны быть настольные игры.
49. Bullet (серия) (Bullet ураганный экшен) (+1)
Пробовал только в TTS, а не вживую с ДЕЛЮКС жетонами, так что здесь только необъективные и неправильные мнения, всё как вы любите. Очень самобытная концепция пулевого ада: тянем пульки из мешка, ляпаем на планшет, а потом используем свои способности, чтобы двигать и чистить их. Традиционно для игр Level 99 огромное количество асимметричных персонажей, боссов и в целом разнообразия. Есть аж несколько режимов: соревновательный в реальном времени, одиночный в реальном времени и соло/кооп в пошаговом. С людьми весьма весело и задорно, а заодно отсутствует проблема тупежа из-за лимита по времени и весёлой музычки. Кто быстрей всё расчистит, и перекидает свои беды на оппонента. Соло в реальном времени просто побей рекорд, непримечательно. Обычно её берут ради боссов. И вот для меня проблемой оказалась пошаговость битв с боссами, почти как совсем другая игра. Из-за очень строгой пространственной головоломки с ограничением по ресурсам возникает тупёж, а случайный выход пуль порой бесит. Например, меня убивает только красная четвёрка, и, конечно, выходит красная четвёрка. Всё это омрачается весьма сложными боссами, которые требуют филигранной точности. В общем игра прикольная, в режиме патигейма скорей бы поиграл, а в одиночку не очень зашло.
48. Terraforming Mars: Ares Expedition (Покорение Марса. Экспедиция "Арес") (-10)
Уже писал, что для меня Арес проигрывает и большому Марсу, и Борьбе за Галактику. Тем не менее, как хороший продукт для широкого пользования я её хвалю. Увы, соло здесь опять гонка за терраформированием, загоняющая игрока в довольно узкие рамки по стратегии, как и в первоисточнике. Поэтому жду когда в TTS завезут доп Кризис с принципиально новым одиночным режимом. Мне любопытно. Писал здесь и тут
47. Slay the Spire: The Board Game (ГИГАНОВИНОЧКА)
Торжество постмодерна! Настольные декбилдеры вдохновили компьютерные карточные рогалики, а теперь мы имеем настольную версию компьютерной игры, вдохновлённой настольными играми! Тадам! Но старт просто охренительно мощный: сходу топ-200 BGG и топ-50 соло. Вроде как, получается, что это и так уже было настолкой, просто цифровой. А сейчас реализовалось в нашем мясном мире. Обе стороны доводов для меня звучат логично. С одной стороны, просто играй в цифре, что будет ещё и в 5-10 раз дешевле, чем коробка. С другой стороны, отмечают, что это почти как Slay the Spire 2.0: элегантный, более сбалансированный, да ещё с возможностью кооператива нескольких персонажей. Мне лично в компьютерных декбилдерах очень не нравятся огромные цифры и сотни модификаторов, которые просто невозможно держать в голове. Ограничения настолок в этом плане для меня строгий плюс, потому что держат авторов в узде, заставляя дистиллировать механики до самой важной сути. Ну а кто ещё не слышал, это получился самый мощный кооперативный релиз 2024 года.
46. Cartographers (Картографы) (-14)
Чуть ли не лучший рисовайчик. Главная проблема одиночной игры в том, что она подвержена слишком большому числу случайных аспектов как в раскладке, так и в процессе. Из-за этого свой же сегодняшний счёт почти бессмысленно сравнивать со вчерашним. Поэтому играл в неё просто как релакс, принципиально доставал цветные фломастеры покалякать. Красиво заполнять пустые клетки разными формами приятно, как ни крути. Некоторые пересели на цифровое приложение с daily challenges или на форумах BGG есть неплохая ежемесячная движуха, где всем выдают одинаковые вводные. Я просто откровенно наигрался в Картографов, хотя когда-то нравились. Допы и сиквелы не пробовал.
45. Marvel United (серия) (-1)
Не играл. Ничего толком не знаю про неё, только мельком глянул видос для общего развития. Супер-простой кооператив с большеголовыми чиби-миньками от CMON. Конечно, 43 дополнения, мы ж не нищеброды одну базу покупать. Уверен, что едет на принципе Марвел = автопокупка. Что ж, для меня Марвел = автоскип. А CMON и Лэнг тоже не добавляют желания даже вникать в это.
44. Tainted Grail: The Fall of Avalon (Оскверненный Грааль: Падение Авалона) (+31)
Несомненно, поднимается из-за новых краундфандингов и вышедшей Kings of Ruin, в которой многое раздражавшее игроков «починили». Считаю, что в такое только в соло и оптимально играть. Как раз на днях писал, что вижу это насильно слепленными воедино сумулятором гринда и книгой историй. К сожалению, по-отдельности они не продаются, изволь закинуть сотни доллеров на элитный экспириенс. Прошу причащаться к отзыву про сюжет
43. Anachrony (Анахронность) (-6)
Потиху сползает вниз в рейтинге. Не буду даже и пытаться защищать их формат выпуска. В базовой коробке текущего издания не только миниатюр, а даже бота нет, и надо Fractures of Time докупать. И то базовый Хронобот заметно слабее Хроносса по механике, но для того нужно уже напрячься, на что не все готовы. Как я уже писал, полюбил я её скорей вопреки зашкаливающей модульности. А для обычного человека читать несколько книжек правил только чтобы сыграть с ботом будет занадто, о чём вижу ожидаемые жалобы. Возможно даже будет у меня в личном топе, там и поговорим.
42. Orchard: 9 card solitaire game (+57)
Большой скачок, потому что всю серию объединили в одну позицию: Orchard, Grove (Фруктовый сад у Hobby World) и Forage. Пытаемся клетками на картах накрывать клетки такого же цвета, чтобы кубики увеличивались. Играл в первые две, весьма недурственный филлерок. На Стройполис похожа концептуально. Микрообзорчичек был туточки
* * *
Олег, как обычно, хвалит филлеры, и засирает кикстартер. О, божечки, как же необъективно, как будто вы и правда в блоге автора-самодура! Не понимаю тех, кто кудахчет, что одни евроигры выходят. Вот вам ежегодный вал кампаний или гробов с миньками на любой вкус, а вы недовольны! И задротные боссфайты, и лёгкие приключеньки, и большие, и маленькие. И насрать, что какому-то Олегу что-то не нравится. Сейчас, по-моему, любой человек найдёт для себя игру любого типа, даже странного и редкого. Хоть семеечку про зверюшек, хоть кровищу и голые сиськи. Поскроллил 150 наименований, и примерно ТРЕТЬ из них варгеймы, симуляции, кубомётные кроулеры, сюжетные кампании, минькодроч или кики за $1000. Но нет, ко-ко-ко, одни евро, ага.
***
41. Cthulhu: Death May Die (Ктулху. Смерть может умереть) (+31)
Когда-то был хейтером Лэнга и этой игры в частности, но оттаял за давностью лет. Прошло ажно 4 года со времён моих партий, может сейчас и по-другому бы оценил. Хотя идеологически всё равно противно от циничного надругательства над наследием Лавкрафта. Впрочем, Ктулхи явно пошли в народ, КМОН клепает допы, а любители бодрых и несложных кубомётных кооперативов хвалят.
40. It's a Wonderful World (Этот безумный мир) (-13)
Немного удивляет популярность этой игры. И люди говорят, что Увэ Розенберг сухой и абстрактный? Да камон! Здесь даже темы нет. Просто меняем зелёный кубик на синий пока игра не кончится. Драфтить карты интереснее в 7 Чудесах. Менять ресурс на ресурс в Рес Аркане. Может дело в том, что те две игры не имеют соло режимов? Наверное, суть в простоте и дистиллированной прямолинейности карточного движка, и для одного игрока это лучшее из подобных? Не полная бяка, но у меня порой зубы сводит от сухой эффективности и отсутствия хоть какого-то фана.
39. Friday (+2)
Одиночный колодострой про тупого Робинзона и Пятницу, который пытается вразумить этого увальня. Игре 12 лет, и в годы выхода считалась просто топовым выбором для одиночных посиделок. Шутка ли, в 2014 место номер 2 в общем зачёте среди сотни других. Увы, я не понял как в это играть. Показалась просто парадом рандома, где поставленные задачи никак не соотносятся с возможностями карт нулей и единичек. Говорят, есть какой-то беспроигрышный алгоритм. Но мне интересно раскусывать алгоритмы если зацепит сам процесс. А тут увы, даже разочаровался. Но это три года назад было, уже плохо помню. Здесь явно со мной что-то не так, а не с игрой.
38. Scythe (Серп) (-14)
Играл только в мультиплеер. Я средненько отношусь к Серпу. Игра просто норм. Чуть-чуть прокачки движков, чуть-чуть сражений, чуть-чуть 4X. Как попсовая сборка "лучшие рок хиты", которые все знают, но ни одна песня не будет твоей горячо любимой. Автому было бы любопытно посмотреть чисто из академического любопытства в копилку автом, но мне слишком неинтересна сама игра.
37. Pax Pamir: Second Edition (Pax Pamir. Большая игра) (-6)
Я и так много про него писал. Немного удивляет такая популярность, что каждый год ползёт вверх в рейтинге. Вкратце: мультиплеер и соло почти как две разные игры на одном движке, так и не понял какая нравится больше. Но она супер-уникальна, и подобный опыт получить просто негде. Даже Паксы от Эклунда другие, плюс в них нет таких ботов. Так как купил на хайпе, дома коробка лежит, поэтому изредка раскладываю и в соло тоже. Специально сейчас не стал бы искать для этой цели. Подробнее писал здесь
36. Dawn of the Zeds (Third Edition) (-1)
Не играл. Защита от зомби от авторов и издателей исторических варгеймов. Первая редакция вообще была мелкой приколюхой из серии States of Siege. А к третьей вымахала в ультимативный зомби-симулятор, собравший все тропы и мемы жанра. Правила, конечно, пугают, ибо варгеймеры с этим делом не шутят. Надеюсь, осилю как-нибудь. Для одиночных игр высоко на виртуальной полке позора.
35. Nemo's War (Ultimate Edition) (-7)
Однажды схватил на барахолке за хорошую цену, при этом предварительно не тестируя и плотно не изучая в TTS. Механически напоминает Древний ужас: есть карта мира, по которой надо бегать, решать кризисы, тянуть карты приключений и много кидать кубы. Но с крепкими варгеймерскими корнями. Для одного игрока просто великолепно. Прямо на поле прописаны все памятки, все алгоритмы. Минимально лазить в правила, не надо менеджерить бота, нет дополнительных планшетов по бокам. Вот прямо золотой эталон соло игры. Нравится и арт от О'Тула, и редкая тематика, и антиимпериалистические посылы.
Увы, осилил только 2 партии. Для меня это было просто 30 ходов тянуть карточку и кидать кубик. Когда-то хотел большую статью написать про лютый рандом и игры на истощение. Мне в такое играть было просто не весело. Чувство, будто игра надо мной глумится, и моя задача просто дотерпеть до конца. Два раз проиграл на легкой сложности через переполнение поля, даже не доходя до подсчета очков, и оба раза это было очень долго и изнуряюще. Утомляет в плохом смысле. Избивает карточками событий, кубами, респауном врагов. Кажется, что я ничего не достиг, а просто пока не умер. Моя проблема с таким зашкаливающим рандомом: он затуманивает петли обратной связи от игры. Я сделал плохой выбор? Или это кубы? Или это плохая карта? Автор пишет, что стратегия преобладает, и нужно обязательно контролировать респаун и совершать правильные решения. Но для меня это несколько часов изнуряющей бомбёжки нечестностью, а фана-то и нет.
Игра хорошая, но сразу продал и не жалею. По ощущениям её полностью заменила КУА, которая точно так же стращает рандомом на истощение, пока всё это не кончится.
34. Wingspan (Крылья) (-11)
Как ни странно, к Крыльям как раз отношусь хорошо. Игра и так про то, как просто и незамысловато бонькать карточки в условный движок, а прямолинейная и понятная автома составит прекрасную компанию для одного человека. Для одиночной игры не совсем для меня, потому что картошлёпы — это мой любимый жанр, в котором у меня очень строгая выборка из любимых. Но не стоит забывать, что кроме нас, задротов, есть ещё условные домохозяйки, которым такая мирная и красивая игра заходит прекрасно. Всегда говорил, что Крылья — заслуженный суперхит, и до сих пор так считаю.
33. Legacy of Yu (Наследие Юя) (+6)
Очередная неисчислимая евроигра от Garphil Games, вот только… Это соло-легаси с кампанией. Лично мне эта ниша кажется перспективной. Если у нас все эти огородные ресурсоменялки всё равно пасьянсы на 1-2 игрока без взаимодействия, то давайте сделаем из этого полноценный соло-проект. А кампания обеспечит новые микроправила в каждой партии без необходимости обмазываться допами. Естественно, я рассматриваю только схему пройти 1-2 раза, и продать на барахолке, в итоге «заплатив» за игру 10-20% стоимости. Подобный подход не люблю, но здесь будто сам боженька велел. Многие пишут, что переигрывать особо неинтересно. После отличных отзывов меня манит всё больше, тем более с наличием локализации и адекватной цены.
32. Nusfjord (Нусфьорд) (-6)
Ничего нового не скажу. Квинтэссенция УВЭ РОЗЕНБЕРГА в невероятных 30 минутах партии или 60 минутах мини-кампании. 21 действие, чтобы построить свою рыбацкую деревушку и посчитать очки. А лучшее разнообразие карточек в евроиграх всех времён запускает реиграбельность в небеса. Может даже лучше Агриколы. Я не видел карточек интереснее и креативнее, чем в этих играх. Потому что в средней евре "поменяйте 2 ресурса на 3 очка". Смущает, разве что, полная безрандомность. Но я всегда играю на фан от комбинаций, а не на оптимизацию финального счёта. Удивительно, но работает ВСЕМИ составами от 1 до 5. Я уже даже не знаю какой мой любимый. Хвалил 3 года назад, хвалю сейчас. Очень старый отзыв здесь
31. Heat: Pedal to the Metal (Гонка: Жара на трассе) (+17)
Без понятия так ли хорош одиночный режим, или просто потому, что игра суперхит. Знаю только, что можно добавить любое количество неигровых оппонентов минимальными усилиями. Хоть в соло, хоть для заполнения недостающих гонщиков. Лично для меня в мультиплеере была какая-то однообразная и скучноватая. Но это совершенно точно возвращение в форму для Days of Wonders, которые давненько не делали настолько хитовых мейнстримовых коробок. Думаю, что через несколько лет будет вспоминаться в одном ряду с Билетом на поезд.
30. Eldritch Horror (Древний ужас) (+3)
Для своего времени это, конечно, был лютый вин. Перенос задротского непонятного америтрэша второй редакции УА в доступную широким массам приключенческую игру. Неудивительно, что и спустя 10 лет её любят. Я благосклонен к этой игре, но для меня она малость абстрактна по сравнению с более камерными и атмосферными Аркхэмами. Один раз солировал в TTS, и для меня многовато фиддлинга и слежения за правилами, но маловато геймплея. Хорошо отношусь к серии, но выберу не ДУ. В мультиплеере традиционная проблема альфы, потому что в этих играх почти всегда хозяин коробки наиграл сильно больше остальных. А всё-таки закрывать врата и решать ключевые кризисы важнее, чем бесцельно шляться по карте наугад в поиске историй.
29. 20 Strong (+282)
Филлер от Chip Theory (но за цены Chip Theory). Нечто кубомётно-карточное, строго для одного игрока. Много мелких коробочек, включающих как переработку их старых франшиз, так и новые миры. Не могу оценить правда ли такая крутая игра, или просто едет на заоблачной репутации издателя. Отзывы кажутся смешанными, но у краудфандинговых эксклюзивов всегда очень задранные оценки.
28. Sprawlopolis (Стройполис) и его производные (-8)
Серия -ополисов заметно теряет свои позиции в этом году. Хотя меня и так всегда удивляла его неутихающая популярность. Очень забавно, что копеечная микроигра на ладошке уверенно себя чувствует в окружении культовых хитов и многосотенных кикстартерных монстров. Пример как удачная и простая идея может тащить очень-очень сильно. Себе купил даже. Не играю, но рад, что игра существует.
27. Sleeping Gods (Спящие боги) (+15)
Спящие боги теперь мультикоробочная франшиза, так что, наверно, рост неудивителен. Считается крутым масштабным приключением в открытом мире, и у игр Локета фанбаза только растёт. Меня смущает синдром Грааля, когда сюжет отдельно, а гринд отдельно. Primeval Peril прошёл, и как-то не супер впечатлился. Текст неплохой, но очень много проверок и менеджмента даже на банальное действие переплытия в соседнюю локацию.
26. Warp's Edge (+8)
Мешкострой из жетончиков, в котором твой космический кораблик пытается в течение трёх раундов убивать мелких миньонов и большого босса. Довольно прямолинейный декбилдер без особых нововведений, но выгодно отличается дизайном специально под одного игрока. Мне скорее понравилось, но по получаемым ощущениям прямо очень близко лёг к Aeon’s End, который нравится больше (13 место в народном топе). Кто-то жалуется на однообразие и плохо написанные правила, что не мешает игре расти в рейтинге.
25. Hoplomachus: Victorum (будет локализация)
Не играл. Мало что знаю про него кроме того, что Victorum сильно выше обычного Гопломаха. В чём разница кроме заточенности на соло кампанию так и не понял. Понавыпускают кучу коробок, и поди разберись... Вроде реиграбельная кампания в карьерном, а не в сюжетном плане. Прокачиваем свою шайку гладиаторов, катаемся по миру, сражаемся с мифическими монстрами методом тактического кубомёта на небольших аренах. Это снова Chip Theory, так что бешеная цена и пластик с неопреном. Не знаю чего ожидать, и как это ощущается в сравнении с Too Many Bones. Вроде игры и похожие и разные.
24. Voidfall (Опустошение) (+87)
Пророчества сбываются! Современная классика, претендующая стать в один ряд с Рыцарем-магом и Островом духов. Но только при условии любви к перегруженным евро-монстрам, что сразу отрезает большинство аудитории. У физической коробки раскладка, наверно, худшая, что я встречал в настольных играх. Некоторые авторы просто забивают на то, что настолки требуют на манипуляции с компонентами усилий живых людей, а не компьютера. И, тем не менее, очень редко встречаю настолько прицельно бьющие по моим интересам проекты.
23. Cloudspire (+7)
Аналог RTS, tower defense и MOBA в настольном воплощении. Настоящий монстр. Я еле освоил базу, чтобы сыграть один раз в TTS. А Chip Theory продолжают клепать дополнения, и собирать новых фанатов, вливающих сотни долларов в неопрен и пластик. Круто, грандиозно, легко вижу, как вошёл бы в личный топ, если б были силы играть. Показывает скорей, что народный топ является очень задротским и фанатским, раз подобное на высоком месте. Игра такая, что никому не посоветуешь, кроме человека, кто точно знает, что ему это нужно.
22. A Feast for Odin (Во славу Одина) (-3)
Теперь очередь УВЭ РОЗЕНБЕРГА собрать все свои игры на свете в одного огромного монстра. Тут и фермы, и полимино, и крафтовые цепочки. Для многих топовая УВЭ игра, которая изобрела простую и классную фичу разбавить побитие своего рекорда идеей блокировать самого себя на поле. И работает на удивление хорошо. Плюс огромная куча механик и оптимальные впрыски случайности спасают от статичности и полной решаемости, за которые я убрал из своего топа Каверну. Но всё равно есть немного проблемы, что надо развлекать себя самому путём произвольного выбора стратегии, и в конце нет чувства выиграл ты или нет.
Играл я даже на четверых однажды, вполне успешно. В отличие от многих, спокойно отношусь к сеансам коллективного пасьянса. Просто зачем? В планшете копаться здорово, а от занятия нужной ячейки скорее только раздражение испытываешь. Здесь мне интересно пробовать разные вещи, строить штуки, а потом путать самого себя, потому что хочется успеть и то, и это. Но как многопользовательская игра с осознанной конкуренцией всем проигрывает Агриколе.
Несколько слов про The Norwegians. Я не из тех людей, которые требуют после первой партии доп распаковывать, а после второй заявляют, что ждут следующего допа. Считаю, что надо сначала базу поизучать, чтобы потом был кайф от нововведений. Но здесь уникальный случай, когда дополнение настолько по-мелочи правит все моменты, что получается почти ПирОдина v1.5. И после Норвежцев база кажется уже шагом назад. Купил бы себе, но в полном наборе цены вообще не кайфовые. Поэтому пока ограничиваюсь TTS.
21. Hadrian's Wall (Вал Адриана) (+1)
Самый хайповый flip-n-write. По сути, типичная игра от Garphill Games, но в формате бумажных листочков. До сих пор считаю, что выдавать пасьянс на бумажках за полноценную игру на шестерых с компонентами и деревянными ресурсами — профанация. Взаимодействие формально может случиться... Но по факту его нет. Может 1-2 раза за игру тебе случайно дадут ресурс от соседа. Впрочем, как залипалка в планшете она весьма занимательна. Закрасил это, что дало закрасить то, что дало мипла, которого потратил, чтобы закрасить вон то, что дало другого мипла... Дофаминчик капает. Но я в неё наигрался очень быстро. Проблема в том, что она не меняется вообще. За исключением порядка выхода карт и ресурсов, ты делаешь одно и то же. Поставил себе челлендж сегодня тот трек докачать, а завтра стену полностью достроить. Вот всё и попробовал, и партии быстро превратились в репетативность.
20. For Northwood! A Solo Trick-Taking Game (+16)
Наверняка, многие заметили повальную эпидемию триктейкингов в последние годы. Соло пока отстаёт, да и как обыграть мультиплеерный жанр, неочевидно. Сейчас эта строго одиночная игра выглядит лучшей опцией данной механики для одного человека. Тоже интересный пример любительского дизайна на коленке, впоследствии получившего и коммерческий релиз, и широкое общественное признание. У меня давно висит в ЧУДО-СПИСКЕ, придётся снова поднять приоритет.
19. Obsession (+2)
Пример успешного очень авторского проекта одного человека. Строим свой особняк, приглашаем очень важных гостей, и устраиваем для них активности для заработка престижа в высшем свете. Наподобие Виноделия, есть совершенно нечестный рандом в карточках гостей, и заточенность больше на атмосферу, чем механики. Есть сплетни, что такой-то такойтович не очень престижен в Наших Кругах, поэтому даёт отрицательные очки. Основная фишка — соотношение специальной комнаты, подходящих карточек и оравы прислуги, которая ротируется из потраченных в готовых. Всё это надо подсчитать, чтобы устроить званый ужин или просмотр галлереи. До сих пор так и не понял: это ироническое произведение или серьёзный трибьют викторианскому дворянству. Потому что когда две важные фифы изволят испивать чаёчек в беседочке, а им со всех сторон прислуживает пяток пролетариев — для меня немного противно. Монархии и высшему обществу путь на свалку истории. Надо реально любить эту тему и фанатеть по какому-то там сериалу (Аббатство Даунтон). Безотносительно темы, прикольная вариация про отстройку "огорода", тайлов и сбора карточек.
18. Under Falling Skies (Вторжение с небес) (-1)
А вот здесь я диссидент. Не стану спорить, что это одиночный хит. Сначала выстрелил как домашнее ПНП во времена Ковида, а потом дожил до целого классного издания с кампанией и всё такое. Идея, что выставление кубика активирует и твою комнату, и вражеский корабль — суперудачная. Но почему-то именно это мне здесь и не нравится. Чтобы подбить вражину, нужно его загнать в очень строго отведённое место, и выстрелить строго заданным кубиком. И в идеале сразу по нескольким. Как-то не зашло. Даже делал себе ПНП 9-карточной версии, но решил, что не для меня. Хотя так-то хорошая, конечно.
17. Gaia Project (Проект "Гайя") (-3)
Врядли секрет, что будет у меня в личном топе, поэтому подробнее позже поговорим. Вкратце, у меня впечатление, что она в топе потому что это великолепная игра, а не потому что бомбический соло режим. Снова непопулярное мнение, но для меня автома здесь не настолько хороша. Она полностью адекватна игре, и делает всё, что должна. Зависит от выбора расы и раскладки поля, но порой создаётся ощущение, что я играю просто со случайным порогом очков, а не оппонентом, который мне противостоит. Некоторые распечатывают вторую колоду, и играют с двумя автомами. Тоже попробовать что ли?.. Впрочем, достоинств игры это не умаляет. Я уже писал, что все новые математические гигасухари я сравниваю с Гайей, и Гайя всегда выигрывает.
16. Lost Ruins of Arnak (Руины острова Арнак)
Первые партии с автомой были приятные, но потом с каждой партией нравилось всё меньше. И на BGA, и вживую. За великолепным оформлением и дивно вылизанным процессом скрывается, на мой вкус, очень сухое оптимизационные занятие про вкидывание ресурсов в трек храма. И этот новомодный недо-колодострой с очень медленной прокруткой колоды и редкими добавлениями карт тоже не нравится. Идея прицепить типы ячеек для рабочих к карточкам прикольная, но пока не видел игр, чтоб она раскрылась в моих глазах.
15. Terraforming Mars (Покорение Марса) (-6)
Покорение Марса как встретило меня на закате MtG-аддикции, так и до сих пор в сердечке. Скорее спокойная привычная любовь к нему только укрепилась. Не самая топовая и обожаемая, но квинтэссенция картошлёпов про ресурсики. Иногда настолько увлекаюсь, что забываю, что в игру ещё и играть надо, а не только ляпать орбитальные лифты и повышать доход. Из-за этого мне толком так и не нравился ни дефолтный соло режим, ни TR63 из Пролога. Потому что в них надо играть по особому, гонкой за терраформированием. Половина карт почти бесполезна, а достижения и и награды и вовсе исчезают. Но для меня соло спас Ник Шо, который решил запилить фанатского бота, а потом выскочил Дэвид Турци, и вместе они прытко превратили фановую разработку в официальную автому с поддержкой всего контента. Если уж люди и так любили ПМ в соло, то подождите, пока увидите волшебство новой автомы! Пацаны ваще ребята. Так душевно сделали, что сразу влетела в топ любимых автом по соотношению простоты управления и уровню имитации оппонента.
Хотя люблю я игру самой казуальной любовью. Есть люди, которые по сотне партий в приложении наяривают или в турнирах участвуют. Я не из этих. Играю нечасто, и чисто по кайфу. А ещё я еретик и старпёр, и у меня есть только база без допов и прологов. И даже так для меня хайповое Покорение Марса убило устаревшую Арк Нову. Обратите внимание, если ещё не слышали!
14. Cascadia (Каскадия) (+4)
Заслуженный казуальный суперхит для современных реалий. Для людей, которые не любят взаимодействие, а любят, чтоб красиво, про природу и простой огородик. Для меня лучшее из простых тайлоукладок. Очень хорошо отношусь к Каскадии, но, как уже и писал, не совсем ЦА таких игр. В соло филлеры и семеечки раскладываю редко.
13. Aeon's End (Конец вечности)
Для меня идеальный фастфуд. Рабочий гибрид проверенных классических механик декбилдеров и кооперативов, плюс щепотка своих идей. Для своих временных рамок даёт всё что нужно: страдаем, выживаем, решаем кризисы, прокачиваемся, пытаемся успеть дать сдачи до проигрыша. Отсутствие перемешивания колоды — неможно перехайпленная фича, но вкупе с адекватным менеджментом руки даёт в разы больший контроль над своими ходами, чем обычно в этом жанре.
С одной стороны, это один из лучших соло-декбилдеров, хотя с двух рук и лучше работает. С другой стороны, хочется, чтоб они делали что-то интересное с этой формулой. Уникальные боссы у них получились, и каждый требует своего подхода, который интересно искать. А вот персонажи и карты игроков нет. В основном это 20 способов запустить файербол, либо что-то банальное вроде лечения и взятия карты. В New Age уже появляется несколько трюков и более интересные асимметричные маги. Но блин, это уже четвёртая база и где-то десятая коробка хронологически. Зачем столько штамповать? Всё интересное должно быть уже в первом допе. Формат выпуска дюжин коробасов совершенно антипотребительский, а как таковое развитие мира и сюжета — на уровне подростковых фанфиков. Мечтаю, чтобы кто-то выпотрошил 20% контента, и собрал ультимативное издание только с лучшим из всего.
12. Robinson Crusoe: Adventures on the Cursed Island (Робинзон Крузо: Приключения на таинственном острове) (+3)
Супер-старичок годами держится в топе, и вполне заслуженно! Впервые попробовал только в этом году, и разочарован не остался. Интересный образчик раннего гибрида точного менеджмента ресурсов и совершенно нечестных кубов и случайных событий. Здесь у нас снова пример коллегиального кооператива, по сути соло, размноженного на нескольких людей. Как таковой кооперации нету, просто совместные посиделки. Поэтому неудивительно, что для одного топовый выбор. Хоть одним персонажем управляй, хоть толпой. В нише сложных кризисных соло/кооперативов Робинзон до сих пор удивительно хорош, да и конкурентов на тему выживания у него слишком мало. Просто ну не хватает у меня в сердечке места для такого количества сложных кооперативов. Но тема реально нравится.
11. Gloomhaven (вся серия) (Мрачная гавань/Челюсти льва)
Игра, которую я уважаю, но не очень люблю. Кампания Челюстей на троих даже стала разочарованием позапрошлого года. Как тактическая головоломка — чуть ли не лучшее, что сейчас есть на рынке. Но сюжет убогий, мир неинтересный, кампания скучная, сценарии репетативны до зубовного скрежета. 10 раз подряд вырезай монстров одинаковыми картами в одинаковых коричневых коридорах почти без разнообразия. Но в одиночку за двоих персонажей как будто даже больше нравится. Хотя бы убирается пласт выбора карт вслепую, который хорошо работает для кооперации без альфа-игрока, но порой реально бесит, потому что может убить тебе ход в ноль. Плюс можно читерить как хочется, откатывать, анлокнуть все карты, игнорируя прокачку. И что ты мне сделаешь, Айзек?!
В который раз транслирую свою ересь, что предпочёл бы её с одиночными сценариями с генерируемым сетапом в духе Рыцаря-мага или короткими кампаниями с развитием и разнообразием в духе карточного Ужаса Аркхэма. Говорят, Frosthaven прицельно правит мои претензии, но 100 сценариев душиться в одну игру — ну его нахрен! Кампания Челюстей за 20 партий втроём меня уморила до тошноты. Назвал бы хорошей, но самой перехайпованной игрой в мире, но там в топ-10 и более странные вещи есть. По плану допройти в соло свою коробку Челюстей, раскладывая раз в полгода.
* * *
На этом наша эпопея почти закончена. Под конец словил себя на мысли, что большинство изменений рейтинга ничего серьёзного толком не отображает. В топ-10 настолько большой отрыв, что перестановки внизу топ-200 выглядят статистической погрешностью. Количество голосовавших в этом году увеличилось аж на 62%, так что некоторые игры могли упасть из-за того, что другие поднялись ещё больше. В конце-концов это не более, чем конкурс популярности, и не нужно его воспринимать чем-то другим. Либо отметить громкие релизы, либо старичков, которые всё ещё получают новых фанатов. Многие жалуются, что их любимые даже в топ-200 не попали, поэтому ощущают себя оторванными от общественного консенуса. Помните, что любить можно какие угодно малоизвестные игры, уж тем более в соло. А в топ-10 никаких изменений ожидаемо не произошло. Но для проформы отдельно потом опубликую.
***
Завершающим аккордом встречаем топ 10 лучших соло игр из 1925 названных наименований, по версии 1837 проголосовавших людей! Спойлер: с 2023 года ничего не поменялось, движения минимальны.
*
10. Ark Nova (-2)
Ярчайший пример современного огородного картошлёпа, в котором каждый решает свою головоломку, при этом лишь опосредованно взаимодействуя с другими игроками. Так что неудивительно, что идеально для одного. Мне там и двоих показалось многовато. Важным будет отметить, что многие не любят соло-режим из коробки, и хвалят фанатского бота ARNO. Я не пробовал.
9. Imperium: Classics / Legends / Horizons (Империи: Классика/Легенды) (+1)
Из тех примеров, где цифры до 4 игроков на коробке кажутся ошибкой. Отличный навороченный декбилдер-таблобилдер с минимальным взаимодействием, чтобы формально считаться мультиплеерной игрой. Три коробки обеспечат огромное разнообразие наций, а интересный подход к механике бота даёт возможность каждой из них дать свой аналог автомы. Видел, что попытки отыграть матчап каждой с каждой занимают людей на годы. Сам хорошо отношусь, но иногда угнетают длина партии, муторная сортировка карт и ужасно неудобный подсчёт очков.
8. Dune: Imperium (Дюна: Империя) (-1)
Здесь мне сложно дать комментарии, потому что я хейтер, и считаю её самой переоценённой игрой в топе BGG. Как я понял, любят за то, что даёт всего по чуть-чуть: и выставление рабочих, и колодострой, и чуток конфликтности. Даже в соло пробовал, и боты приятно порадовали своей прямолинейной элегантностью. Но нередко встречал мнения, что это не столько топовая именно соло игра, сколько в целом сверхультрахайповая коробка с опцией соло-режима.
7. Final Girl (+5)
Уже большая франшиза хоррор-трибьютов (или постмодерновых пародий?) с ортодоксально-кубомётным геймплеем на каждое действие. Работает по принципу сборной генерации партии из маньяка, локации и главной девчонки. Но изволь покупать кучу коробок, да. Мне очень не понравилась тем, что это не приключение с забавными историями, а менеджмент ресурсов с жутчайшим рандомом, где ты стоишь на месте, проваливая проверки на банальный переход в соседнюю локацию. Впрочем, и без меня у игры огромное количество фанатов. Самый хайповый настольный проект из тех, в которых мультиплеера нет вообще. Уже скоро и до топ-100 BGG доползёт.
6. The Lord of the Rings: The Card Game (-1)
Смотри чуть дальше.
5. Too Many Bones (Слишком много костей) (+1)
Флагман Chip Theory. Приключенческая игра в забавном технофэнтезийном мире с упором на тактические бои. Во многих местах рандомна, дисбалансна по количеству персонажей и подвержена снежному кому проигрышей. Плюс перманентно-путанные огромные правила от Chip Theory. Нередко подвержена разочарованиям и срывам покровов из-за своего Элитного статуса, как и Ласерда в былое время. Но при пристальном знакомстве открывается любопытная навороченная боевая система с очень крутыми разнообразными персонажами, идеальная на 1-2 гирлока. По удовлетворению завершённости сессии и прокачки из бомжа в ходячую имбу всего за один вечер сравнима разве что с Рыцарем-магом. Для меня это клёвая самобытная игра, запертая в гробу делюкса вне моих финансовых возможностей.
6. The Lord of the Rings: The Card Game (-1)
4. Arkham Horror: The Card Game (Ужас Аркхэма. Карточная игра) (+0)
3. Marvel Champions: The Card Game (+0)
Ничтоже сумняшеся, все три кооперативных ЖКИ от FFG который год занимают аж три места в топе. Каждая предлагает лайфстайл игру с бесконечным коллекционированием коробок и сбором колод. Когда играешь сотни партий, и другие игры перестают вообще быть нужны. Из них Аркхэм самый сложный, больше всего заточен на сюжет и развитие персонажа, и единственный локализованный. А Марвел самый прямолинейный, и больше заточен на одиночные сценарии. Кооперативность, глубокая настраиваемость и титаническое количество контента предполагают либо маленькую увлечённую компанию, либо одиночное задротство. Очень многие просто с двух рук играют. Остановиться на базовой коробке здесь просто не вариант. Если база понравится, нужно быть готовым к плотному погружению и толстому кошельку.
2. Mage Knight Board Game (Рыцарь-маг) (+0)
Легендарный мастодонт, многими считающийся лучшей тру-соло игрой. Сегодня уже чувствуется неэлегантным и чрезмерно перегруженным нюансами, но достойных замен толком так и не появилось, только примерные аналоги. Таких успехов в удачной гибридизации евромеханик и приключенческой симуляции почти никто не может добиться. Забавно, что одиночный режим там добавили "на сдачу", а история рассудила эвоно как. Любим за боевые паззлы, над которыми некоторым в радость потеть по 30 минут. И глубокое многомерное развитие персонажа из грязи в князи за одну партию. Меня всегда забавляло, что в числе фанатов МК как коричневые еврушники, так и любители кубомётных данжен кроулеров. Воистину народная игра!
1. Spirit Island (Остров духов) (-0)
Про всем известные позиции тяжело рассказывать, потому что всё уже сказано. Обычно ценится за сложную головоломку с сильными тематическими корнями. А также мощную асимметрию в вариативности духов и просто какую-то запредельную реиграбельность. Кто-то за одного духа играет, кто-то за двух. Если любите детерминистические механики, но не любите считать очки против автомы, а хотите однозначных целей и условий победы. Да все и так знают эту игру, чего мне распинаться!
* **
Напоминаю, что формула подсчёт проста: первому месту у каждого человека начисляется 20 баллов, второму 19 и так далее. В картинках прикреплю диаграмму, показывающую насколько Остров духов и его соседи популярнее остальных. Например, между первым и тридцатым местом отрыв уже на 567%. Во-первых, верхушка топа врядли будет меняться. Во-вторых, вовсе незазорно любить и отличные игры на низких местах. В комментариях многие жалуются, что их любимцы даже не в топ 200, на что я отвечу «ну и что?». Соло-игры прекрасны тем, что не требуют ничьего одобрения или поиска сопартийцев. Ну и в третьих у нас есть статистика у кого игра в топ-1. Некоторые любимы всеми понемногу, не до обожания. А другие очень сильно обожаемы преданными фанатами.
По моим наблюдениям в самом верху который год закрепляются проекты с большим потенциалом стать Основной игрой у человека. Огромная реиграбельность, куча дополнений, обилие контента. Нередко они подталкивают к полному и длительному погружению. Поэтому ожидаемо, что будут любимы год за годом. Но при этом образуют определённый порог входа по инвестиции финансов, времени или сил на изучение. Наверно, неудивительно, что на сайте BoardGameGeek топ насквозь гиковский, но всё же. Даже немного неловко за тех, кто любит более лайтовый гейминг. Соло — это не только сложное задротство, а Mage Knight или Too Many Bones, вот по-честному, далеко не каждому подойдут.
А вторая популярная категория — просто очень известные в мире игры, в которых также есть соло-режим (хотя где его сейчас нет). Например, Ark Nova, Cascadia, Lost Ruins of Arnak, Heat. Лайфстайлом их не назовёшь, но любимы и востребованы многими. Пусть и чуть меньше тех, на которые можно полжизни потратить.
Ну а мы с вами вполне себе пожинаем плоды мирового игропрома. По поверхностным прикидкам, 60% игр из топ-10 или 70% из топ-50 либо есть на русском, либо анонсированы. В том числе даже соло-проекты без мультиплеера, которые ещё вчера порицались, и считались маргинальными. Русскоязычный рынок остаётся одним из широчайших в мире. Даже нынешняя истерия и громкие заявления некоторых публичных личностей этого не остановили. Бизнес есть бизнес, даже на пороге третьей мировой, которую каждый день обещают. Издано будет всё, что издаётся, главное плати. Я на 100% уверен, что и Final Girl уже давно запрашивали. Видимо, есть не устраивающие финансовые или юридические моменты, иначе б давно уже была у нас.
Ну а в качестве игрока я просто порадуюсь, что многое из этого доступно на русском по адекватным ценам. Помните, что, локализация — это далеко не только язык. Лично мне перевод редко важен, а вот доступность в моей стране и нежелание кормить перекупов сильно.
Любопытствующим насчёт полного списка 200 игр, даю ссылку:
https://boardgamegeek.com/geeklist/345687/2024-people..
При знании английского, там огромная база отзывов и рекомендаций под каждой игрой. Настоящий праздник.
* * *
Надеюсь, рубрика порадовала, и я не зря всё это строчил. Играйте в то, что нравится, и тем количеством игроков, что нравится!